Нижний Новгород монастыри

Село Дивеево на всю Россию прославил святой Серафим Саровский. Нынешний год для Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря — дважды юбилейный: 25 лет назад мощи батюшки Серафима перенесли в Дивеевскую обитель и столько же лет назад здесь возобновилась монашеская жизнь.

Удел Богородицы

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь Фото: Нижегородская митрополия

«Много говорят о чудесах, которые совершал преподобный Серафим при жизни. Но и последние 20 лет явили нам чудеса, происходящие по его молитвам, — рассказал святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на проповеди в Дивеево на торжествах 1 августа. — В то время как многие святыни уничтожались, мощи святого исчезли. В 1990-е годы бросили все силы, чтобы обрести их. Святыня нашлась случайно — в Санкт-Петербургском музее истории, религии и атеизма, который размещался в здании Казанского собора. Поискать святыню в запасниках посоветовали техники музея».

Исследования подтвердили: это мощи именно батюшки Серафима. И прежде чем вернуться на нижегородскую землю, святыня прошла через многие регионы страны. Примечательно, что в этом году в Сарове начали восстанавливать Успенский собор, где когда-то хранились мощи Серафима Саровского. Но в советское время храм взорвали.

Дивеевскую обитель называют четвёртым земным уделом Богородицы. Многие годы сюда стекаются верующие со всей страны.

Обитель — по камню

Свято-Троицкий Островоезерский монастырь. Фото: Commons.wikimedia.org/ Serge93

В России всего несколько монастырей, расположенных на островах: Соловецкий в Белом море, Валаамский и Коневский — на Ладоге, «Спас Каменный» на Кубенском озере под Вологдой.

На нижегородской Тосканке, красивейшем озере под Ворсмой, живут на острове монахини Свято-Троицкой Ворсменской Островоезерской обители. Для региона это уникальный монастырь. Его порой называют «нижегородским Афоном». История обители начинается со второй половины XVI века. Монастырь действовал до 1927 года. А затем его разобрали местные жители.

В последние десятилетия обитель восстанавливают, с 1990-х годов территория острова получила статус земель историко-культурного значения со специальным режимом содержания. Остатки монастырских построек и сам остров взяли под охрану государства. Активно начали возрождать обитель в 2008 году.

В восстановлении обители принимают участие и местные жители — стар и млад. Проводят регулярные субботники. Сегодня возрождается собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Это третий храм монастыря.

Паломников просят принести кирпич для возведения стен. Разместили здесь табличку: «Добрый человек! Ты направляешься вглубь острова? Донеси до Троицкой обители хотя бы один кирпич, это будет твоя лепта в восстановлении святого монастыря».

Сегодня остров с большой землёй соединяет пешеходный мостик. Идя по нему, как будто отрываешься от земли, паря над водной гладью.

Спасла икона

Мужской монастырь в честь Владимирской иконы Божией Матери (село Оранки). Фото: Нижегородская митрополия

За утешением и исцелением отправляются верующие не только в Дивеево, но и в село Оранки Богородского района, что в часе езды от Нижнего. Здесь хранится чудотворная Оранская Владимирская икона Божией Матери. Это одна из самых главных святынь нижегородской земли, копия иконы Владимирской Божией Матери в Успенском соборе. Именно после молитвы перед святым образом исцелился тяжело больной дворянин Пётр Глядков. Он (в схиме Павел) и стал первым монахом будущей обители, основанной в 1634 году. Однажды настоятеля убили разбойники, напавшие на монастырь.

Икона начала исцелять уже в первые годы существования монастыря. Прозревали слепые, не видевшие белого света 20 лет, больные горячкой, страдавшие болезнями рук и ног, немые, глухие, бесноватые. По преданию, в 1771 году, когда в губернии свирепствовала чума, чудотворный образ обнесли с крестным ходом вокруг Нижегородского кремля. И страшная болезнь отступила…

Революция 1917 года фактически уничтожила монастырь — расстреляли настоятеля, обитель закрыли. Здесь открыли дом для престарелых, затем бывший монастырь стал убежищем для интернированных иностранных послов и их семей, в годы Великой Отечественной войны здесь организовали лагерь для немецких военнопленных, затем — трудовую колонию для подростков.

И только в 1998 году святой образ Божией Матери вернулся в возрождающуюся обитель.

В храм за малышом

Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Фото: Нижегородская митрополия

В Городце буквально из руин восстановлен Феодоровский монастырь, где в 1263 году принял постриг и скончался князь Александр Невский. Основал обитель князь Юрий Долгорукий в 1154 году на месте обретения иконы Божией Матери, впоследствии названной Феодоровской. Кстати, здесь хранится образ с частицей мощей благоверного князя. Бывали здесь российские самодержцы Пётр I и Екатерина II.

Монастырь трижды разграбляли, его сжигали кочевники, в 1940-е годы храмы взорвали по решению властей.

Сегодня за исцелением и успокоением сюда приходят многие верующие. Находят помощь у Феодоровской иконы Божией Матери женщины, потерявшие надежду на материнство.

В дремучем лесу

Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь Фото: Commons.wikimedia.org/ Алонин Александр

Есть в регионе монастыри, спрятавшиеся в лесах, куда не каждый паломник доберётся. На высоком берегу Оки в Богородском районе возвышается Дудин Амвросиев Николаевский монастырь. Первые упоминания о нём относятся к 1403 году, но, скорее всего, обитель была основана ранее — в конце XIV века. Здесь, на горе, было явление чудотворной иконы святого Николая Чудотворца. Когда-то оби-тель была одним из богатейших монастырей края. За последние 10 лет монастырь почти восстановили из небытия. Добраться к нему можно пешком (к обители ведёт лестница) или на лодке.

В дремучих сосновых лесах Володарского района живёт Флорищева пустынь. Издревле, проходя мимо места, где нынче расположен монастырь, путники слышали звон и ощущали благоухание. Сюда отправляются за уединением и духовной гармонией. Чтобы попасть в монастырь, нужно проехать не один десяток километров по разбитой дороге среди заброшенных военных полигонов.

История монастыря

Начало Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому женскому монастырю было положено в середине XVIII века. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова. В молодых годах (менее 30 лет) она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской Лавры. Однажды после долгого полунощного молитвенного бдения матушка Александра сподобилась видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Нее благословение основать новую обитель.

С благословения старцев Киево-Печерской Лавры, признавших видение истинным, мать Александра отправилась странствовать по России. Путь ее лежал в 1760 году к одной из знаменитых русских обителей — Саровскому монастырю. По совету саровских старцев мать Александра поселилась вблизи Дивеева в деревне Осиновка. После смерти единственной дочери она продала все свои имения и окончательно переселилась в Дивеево. Сначала она благоустроила в Дивееве старинную деревянную церковь. В 1773-1780 годах ее усердием была сооружена каменная Казанская церковь с приделами во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана. Как и все в Дивееве, первая церковь новой обители была построена матушкой Александрой по благословению Царицы Небесной.

В конце жизни матушка Александра стала устраивать общину, чтобы исполнить указание Божией Матери. В 1788 году местная помещица госпожа Жданова, услышав об обители, обетованной свыше матери Александре, пожертвовала ей 1300 кв. сажен (полдесятины) своей усадебной земли. Преподобная Александра построила на этой земле три кельи с общей оградой. Одну заняла сама, в другой пригласила жить трех послушниц, а третью предоставила для паломников, идущих в Саров. Жила община по строгому Саровскому уставу. Наставником сестер был саровский старец Пахомий. Пища привозилась один раз в сутки с саровской трапезы.

Сестры шили, вязали для саровской братии, вели жизнь нестяжательную, в трудах и молитвах.

В 1789 году матушка заболела и по ее желанию была пострижена в схиму. Через несколько дней ее навестили Саровский строитель иеромонах Пахомий с казначеем иеромонахом Исаией и иеродиаконом Серафимом, бывшие в Дивееве проездом. Получив извещение от Господа о скорой кончине, она умоляла отцов-подвижников позаботиться об обители, обетованной ей Царицей Небесной. Ссылаясь на свой преклонный возраст, строитель Пахомий указал ей на молодого иеродиакона Серафима, известного своей духовностью. Матушка Александра просила отца Серафима заботиться об обители, как Сама Царица Небесная изволит его на то наставить.

Преподобная Александра отошла ко Господу 13/26 июня 1789 г., оставив сестер на попечение старцев Саровской обители. В день ее похорон шел такой проливной дождь, что ни на ком не осталось сухой нитки, но отец Серафим по своему целомудрию не согласился даже обедать в обители и тотчас после погребения ушел пешком в Саров. С тех пор он никогда более в Дивеевской обители не бывал.

В 1793 году отец Серафим был рукоположен в сан иеромонаха. Вскоре после кончины старца Пахомия, который передал отец Серафиму заботу о Дивеевской обители, подвижник удалился в Саровский лес.

К 1825 году Казанская община, основанная матушкой Александрой, к этому времени разрослась: число сестер в ней достигло 50. Строгий устав, скудная пища, тяжелые работы и ежечасное молитвенное правило были не под силу многим из поступавших в обитель сестер (принимались и девицы, и жены, и вдовы). Преподобный Серафим просил Ксению Михайловну Кочеулову, бывшую тогда начальницей, смягчить строгость устава, но она не согласилась.

22 декабря 1826 года состоялась закладка мельницы на месте, указанном преп. Серафиму Царицей Небесной. Новая общинка стала называться Мельничной. Сестры должны были вести строгую жизнь и кроме духовных подвигов заниматься физическими трудами. Жизнь в Мельничной общинке походила на апостольские времена единством духа любви ко Христу, Царице Небесной и преподобному Серафиму, взаимной любовью между сестрами. Все было общее, хотя жили бедно и питались скудно.

После смерти преподобного Серафима Мельничная девичья обитель самостоятельно просуществовала всего десять лет. В 1862 году община была возведена в монастырь и игуменьей была назначена Мария (Елисавета Алексеевна Ушакова).

За годы управления монастырем игуменией Марией (Ушаковой) с 1862 по 1904 годы обитель в основном приобрела свой неповторимый архитектурный облик, сохранившийся до наших дней. Были построены предсказанный преподобным Серафимом Троицкий собор (освящен в 1875 г.), игуменский корпус (1885 г.) с храмом во имя святой равноапостольной Марии Магдалины (1901 г.), трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского (1895 г.), колокольня (завершена в 1902 г.), а также около 30 корпусов для послушаний и жилья сестер. Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, а также гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая, где также занимались фотографией и метахромотипией (переведением гравированных картин на жесть, камень и дерево), резьбой по металлу и переплетным делом.