Ноев ковчег для детей

ВСТУПЛЕНИЕ

Существует ли еще Ноев ковчег? Может ли современный человек все еще верить в библейскую историю о Всемирном потопе? Есть ли доказательства утверждений Священного писания? Верить ли в слухи о том, что великий корабль Ноя видели, что его сфотографировали и в него даже входили на протяжении последнего столетия? Возможно ли, что широко разрекламированные и часто экспонировавшиеся куски обработанной древесины, которые были обнаружены Фернаном Наваррой в щели высоко на горе Арарат, были когда-то частью ковчега?..

Эти и многие другие вопросы, касающиеся этой противоречивой темы, будили воображение и любопытство многих мыслителей современности. Цель настоящей книги как раз и состоит в поиске ответов на максимально большее число приведенных вопросов. Эта работа — плод двадцати семи лет настойчивого и кропотливого исследования вопроса, она содержит достоверные описания ряда зафиксированных современных наблюдений ковчега начиная с 1840 г.

Автор приложил все силы к тому, чтобы точно изложить факты, выясненные за долгие годы исследования вопроса, по которому в целом было так мало известно.

Не делалось попыток навязать читателю какую-либо модель или образец веры, но, тем не менее, мы полагаем, что факты скажут сами за себя. Автор убежден, что прояснение данного вопроса скажется на вечной судьбе многих озадаченных душ в наши бурные и разрушительные для веры дни.

Много лет назад Лилиан Эйхлер Ватсон написала:

«Никогда еще опробованные и проверенные философии прошлого не были так отчаянно нужны, чтобы дать перспективу и понимание, дать людям нечто, за что можно было бы уцепиться, нечто, на чем можно было бы возвести прочную постройку собственной жизни. Если это утверждение было верным два десятилетия назад, то насколько оно актуальнее сегодня! Во времена Нового Завета апостол Петр признал веру в Потоп в качестве средства предупреждения преступлений, предостерег: «Бог… не пощадил первого мира, но… сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых» (2 Пет., 2, 5), а затем заверил своих читателей: «В последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, был потоплен водою» (2Пет., 3:3–6; см. также 1 Пет., 3:20).

В своем великолепном трактате о великих героях веры Павел высказался аналогичным образом: «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего» (Евр., II, 7).

Здесь не время и не место для того, чтобы утомлять читателя долгой-долгой чередой исследований и приключений, получивших свой начальный импульс много лет назад, когда маленький мальчик зачарованно, затаив дыхание, слушал рассказываемую учителем захватывающую историю Ноя и Потопа.

«И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских» (Быт., 8, 4).

Учитель закончил рассказ и закрыл книгу. Обычно неугомонный маленький рыжеголовый мальчик сидел неподвижно, с мечтательным видом. «Когда-нибудь, — сказал он себе, — когда-нибудь мне захочется помочь в поисках этого корабля!..»

Лишь в начале зимы 1945 года мужчина средних лет, хоть и выглядевший моложаво, отложил журнал, захвативший его внимание. История обнаружения Ноева ковчега! «Хм, — пробормотал он вслух, ни к кому не обращаясь. — Любопытно, достоверно ли это сообщение, существует ли еще Ноев ковчег? Нельзя ли добраться до истоков этой статьи?»

Вот так и началось исполнение давней детской мечты Эрила Каммигса.

Хотя исследователь-любитель и не мог даже предполагать такое, тропа, на которую он так беспечно ступил своими неопытными ногами, закономерно завела его далеко в неизведанные области. Установление достоверности той журнальной статьи, что положила начало его исследованию, стало для него основным занятием, и какое-то время он приказывал себе: «Полный вперед!» — и сжигал за собой все мосты.

Это оказался мучительный путь к недостижимой цели — путь, так никогда и не измеренный в милях, но занявший по времени четверть века. То была экзотическая извилистая тропа, на каждом повороте которой он надеялся на грядущий успех.

Даже самый невнимательный наблюдатель узнает обстоятельства, в которых борьба Истины и Заблуждения часто затрудняет путь, неудачи порой останавливают напряженный поиск особо важного факта, когда исследование заходит в тупик мнимого поражения.

Когда поиск правды о существовании Ноева ковчега открывал все более широкие горизонты, отчего учащался пульс, он порой почти пугающе напоминал гигантский кроссворд, разложенный на столе мира!

Когда же один за другим многоцветные фрагменты головоломки укладывались на свое место, росла убежденность в том, что в один прекрасный день накопится достаточно фактов по этому интереснейшему, хоть и противоречивому вопросу, чтобы не осталось ни малейшего сомнения в том, что описанный Моисеем Потоп был подлинным историческим событием.

В ходе исследования истории о ковчеге всплыли и другие поразительные факты, и мы постарались честно поделиться ими с нашими читателями. Для тех же из них, в чьей памяти поистерлась история о Ное и Потопе, мы воспроизводим библейскую версию этого катастрофического события:

«И сказал /Господь/ Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.

И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.

И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье /жилье/. И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.

Введи также в ковчег /из всякого скота, и из всех гадов, и/ из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из /всех/ птиц по роду их, и из /всех/ скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых.

Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и

Человечество не раз сталкивалось с разрушительными бедствиями. Известнейший библейский пример – Всемирный потоп. Тогда Ной построил ковчег для спасения своей семьи и всех животных. А что если составить программу действий для бизнеса, взяв за основу стратегию Ноя? Возможно, это даст новые идеи, столь необходимые в текущей беспрецедентной ситуации. Вот восемь принципов, которые можно сформулировать по аналогии с историей Ноя.

Не нужно доискиваться, за что наказывается человечество. Всем нам хочется понять, чем же провинились люди, за что (или для чего) их постигло такое бедствие. Дискуссии на эту тему полезны, но ответ найден не будет. В Библии не сказано, в чем состояло развращение человека в глазах Господа, – точно так же и наши споры будут длиться до той поры, пока пандемия не будет забыта.

Следует помнить, что не все обречены. Все компании сегодня можно поделить на три категории:

Умирающие или умершие из-за кризиса.

– Компании, переживающие взрывной рост. Кризис открыл для них огромные возможности. К ним относятся дистанционные сервисы, сервисы доставки, производство медицинских товаров и некоторые другие. Окно возможностей для них будет открыто не так уж долго, так что стратегия очевидна – нужно бросить все ресурсы на захват доли рынка.

Компании, которые пострадали, но выживут. Кризис пагубно отразился на их деятельности, но они имеют шансы пережить смутные времена. Это самая распространенная категория, именно для них полезна аналогия с библейской историей о Ное.

Нужно построить платформу, позволяющую остаться на плаву. Создание просторного ковчега – задача срочная. На ней нужно первым делом сосредоточить все усилия. Большинство компаний уже это сделали и теперь во время потопа плавают в хорошем (или не очень) ковчеге. Строительство ковчега для бизнеса предполагает:

1. Кардинальное сокращение всех затрат. Нужно заморозить инвестиции везде, где возможно, провести инсорсинг (т. е. задействовать незагруженные ресурсы компании в новых проектах), добиться скидок у поставщиков, а также договориться с персоналом о сокращении зарплат.

2. Сохранить денежные потоки. Для этого нужно по максимуму собрать долги, а также растянуть все выплаты.

3. Перевести работу в дистанционный режим, обеспечив ее эффективность.

Для строительства ковчега Ною было дано семь дней, нам для решения перечисленных задач – немногим больше.

Следует выбрать сотрудников – ядро компании, которых компания хочет сохранить в первую очередь. Подобно Ною, которому Бог повелел войти в ковчег со всей семьей и всеми животными (каждой твари по паре), компании нужно выбрать сотрудников, которые составляют ее ядро и которые должны пережить кризис вместе с ней. Именно им предстоит в дальнейшем восстановить все бизнес-процессы.

1. Соберите чрезвычайный штаб. Скорее всего, он должен быть более узким, чем регулярное правление.

2. Совместно выделите сотрудников – носителей экспертизы, которые в дальнейшем смогут полностью возродить компанию.

3. Обеспечьте для этих сотрудников такие условия, чтобы они остались в компании.

4. Находитесь в постоянном личном контакте с этими сотрудниками.

Компаниям придется смириться с долгим карантином. Обитатели Ноева ковчега дожидались спада воды 150 дней. И все мы теперь пребываем в центре Всемирного потопа, а наш бизнес-ковчег остается на плаву, надеясь переждать гибельный разгул стихии.

Хочу заметить, что Ной не занимался постоянным совершенствованием своего ковчега. Так и нам, после того как ковчег построен, не нужно суетиться. Не нужно продолжать сокращения сверх того, что было сделано на первом этапе. Без суеты, без истерик и метаний совершенствуйте операционную работу в новом формате. Учитесь спокойствию и выдержке у Ноя.

Нужно регулярно проверять, не ожил ли рынок. Ной выпускал птиц, чтобы проверить, сошла ли вода и возможна ли жизнь на суше. Ворона он выпустил через 40 дней. Так и бизнес должен пробовать новые инициативы, новые продукты для клиентов, тестируя гипотезу, что клиенты начали возвращаться к нормальной жизни. Чтобы предложить клиентам новые сервисы через 40 дней после начала потопа, формировать их надо прямо сейчас. Итак:

1. Начните уже сегодня обсуждать положение дел на рынке, которое сложится после пандемии. Возможно, вы ошибетесь в прогнозах, но все равно будете лучше подготовлены к новым временам, чем те, кто этого не сделает.

2. Продумайте, какие сервисы или продукты будете в первую очередь предлагать после потопа. Возможно, будет достаточно существующих продуктов и услуг, а возможно, понадобятся новые.

3. Спланируйте маркетинг этих сервисов и продуктов (пока без детальной проработки).

4. Поделитесь этим видением с клиентами (в письмах, на вебинарах). Так вы получите возможность протестировать свои идеи и одновременно подготовите рынок к своему полноценному возвращению. Этот пробный запуск, словно голубь, поможет как можно раньше определить, возвращается ли спрос (открывается ли суша).

Будьте упорны и последовательны в пробных запусках. Ной вслед за вороном выпустил голубя, который только во второй раз принес в клюве свежий масличный лист, и так Ной узнал, что вода отступила. Если первые запуски не вызовут положительную реакцию клиентов, все равно продолжайте: пробуйте, экспериментируйте – меняйте продукты или каналы доставки. И когда поступят первые заказы на новый продукт, вы узнаете, что кризис начал отступать.

Надо помнить, что кризис закончится. До того момента, когда можно будет покинуть ковчег, компаниям еще далеко. Но важно помнить, что это время наступит. И тогда надо будет не только заново выстраивать бизнес, но и проявить социальную ответственность: нужно будет сообща придумать, как сделать так, чтобы не повторялись подобные катастрофы, разрушительные для всего человечества.

Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
1-е послание к Тимофею 2:3-4

После того, как окончился Всемирный потоп, Ной вышел из ковчега со своими сыновьями. Его сыновей звали Сим, Хам и Иафет.
Ной стал возделывать землю и выращивать виноград. Из виноградного сока он сделал вино и, попробовав его, опьянел, потому что еще не знал силы вина. Он лежал обнаженным в своем шатре и это увидел его сын Хам. Он непочтительно отнесся к отцу своему — рассказал об этом своим братьям. Братья его — Сим и Иафет взяли одежду, подошли к отцу так, чтобы не видеть его наготу, и покрыли его. Когда Ной проснулся и узнал о поступке своего меньшего сына Хама, то осудил и проклял его, в лице сына его Ханаана.
Он сказал, что потомки его будут в рабстве у потомков его братьев. А Сима и Иафета он благословил и предсказал, что в потомстве Сима сохранится истинная вера, а потомки Иафета распространятся по земле и примут истинную веру от потомков Сима.
Все, что предсказал Ной своим сыновьям, в точности исполнилось. Потомки Сима называются семиты, к ним относится, в первую очередь, народ еврейский, в нем одном сохранялась вера в истинного Бога. Потомки Иафета называются иафетиды, к ним относятся народы, населяющие Европу, которые и приняли от евреев веру в истинного Бога.
Потомки Хама называются хамиты; к ним относятся ханаанские племена, первоначально населявшие Палестину, многие народы Африки и других стран.

Столпотворение вавилонское и рассеяние людей

Потомки Ноя долгое время жили вместе в одной стране, недалеко от гор Араратских, и говорили на одном языке.
Когда человеческий род стал многочисленным, то злые дела и распри между людьми увеличились, и они увидели, что скоро придется им разойтись по всей земле.

Но, прежде чем разойтись, потомки Хама, увлекая за собою и других, задумали построить город и в нем башню, наподобие столпа, высотою до небес, чтобы прославиться и не быть в подчинении у потомков Сима и Иафета, как о том предсказал Ной. Они наделали кирпичей и принялись за работу.
Эта гордая затея людей была неугодна Богу. Чтобы зло окончательно не погубило их, Господь смешал язык строителей так, что они начали говорить на разных языках и перестали понимать друг друга.
Тогда люди были вынуждены бросить начатую постройку и разойтись по земле в разные стороны. Потомки Иафета ушли на запад и расселились по Европе. Потомки Сима остались в Азии, Потомки Хама ушли в Африку, но часть их также осталась в Азии.
Недостроенный город прозван Вавилоном, что значит «смешение”. Вся же страна, где был этот город, стала называться землею Вавилонскою, а также Халдейскою.
Расселившиеся по земле люди постепенно стали забывать свое родство, и стали образовываться отдельные, самостоятельные народы или нации со своими обычаями и языком.
Господь видел, что люди больше научаются друг от друга злым делам, чем добрым, и потому произвел смешение языков, разделил людей на отдельные народы и дал каждому народу отдельную задачу и цель в жизни.

Появление идолопоклонства

Когда люди разошлись по всей земле, они стали забывать невидимого истинного Бога, Творца мира. Главной причиной этому были грехи, которые удаляют людей от Бога и затемняют разум. Праведников становилось все меньше, и некому было учить людей истинной вере в Бога. Тогда стала появляться среди людей неправильная вера (суеверие).
Люди видели вокруг себя много дивного и непонятного, и вместо Бога они стали почитать солнце, луну, звезды, огонь, воду и разных животных, делать их изображения, поклоняться им, приносить жертвы и строить им храмы или капища.
Такие изображения ложных богов называются идолами, или кумирами, а народы, поклоняющиеся им, называются идолопоклонниками, или язычниками. Так появилось на земле идолопоклонство.
Скоро почти все люди стали язычниками. Только в Азии, в потомстве Сима, был праведный человек по имени Авраам, который оставался верным Богу.

Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.
Пс. 5 — 13