Нравственно этическая ориентация

Мораль — специфический нормативный способ регуляции человеческой деятельности. Моральные действия носят надпредметный характер. В психологии морального развития традиционно выделяют моральное сознание и моральное поведение, единицей которого является моральный поступок.

Нравственно-этическая ориентация представляет собой выбор действия в условиях морального конфликта и включает следующие компоненты:

1) выделение морального содержания ситуации, а именно моральных норм, составляющих основу моральной дилеммы;

2) ориентацию на мотивы поступка участников дилеммы, которая предполагает возможность ребенка увидеть ситуацию нарушения нормы с разных позиций;

3) ориентацию на выделение, идентификацию моральных чувств и их осознание.

В правилах нормативного поведения можно выделить три типа норм: моральные, конвенциональные и персональные (Э. Туриель).

Моральные нормы можно рассматривать как виды норм, выполняющих функцию регуляции морально-нравственных отношений между людьми и выступающих основанием для оценки поступка.

Конвенциональные нормы представляют собой социальные стандарты поведения, регламентирующие жизненные ситуации в быту и общественной жизни. Они включают в себя школьные правила и предписания школьного устава, требования к соблюдению приличий внешнего вида, формы обращения людей друг к другу, нормы этикета в разных сферах социальной жизни, нормы, отражающие гендерные различия в поведении личности.

Персональные нормы охватывают индивидуальные предпочтения и приоритеты личности в организации собственной жизнедеятельности, в том числе особенности семейных правил, режима дня, распоряжения финансовыми средствами и т. п.

Моральные же нормы рассматриваются как обязательные для всех людей. Можно выделить четыре типа моральных норм:

1) физическая неприкосновенность личности;

2) сохранение спокойствия и благополучия (запрет на оскорбления и нанесение обид другим людям);

3) законность слов и поступков и ответственность за них;

4) альтруистическое поведение.

Конвенциональные и персональные нормы определяются культурными и социальными различиями людей.

Согласно теории Э. Туриеля первоначально ребенок не разделяет моральные, конвенциональные и персональные нормы поведения. В младшем школьном возрасте, признавая важность и обязательность выполнения всех указанных типов норм, дети начинают выстраивать приоритеты нормативных требований и иерархию норм. Ориентация ребенка этого возраста в социальном нормативном общении направлена преимущественно на конвенциональные нормы. Позже осуществляется переход от ориентации преимущественно на конвенциональные нормы к равнозначному отношению ко всем типам норм. В младшем подростковом возрасте увеличивается значимость моральных норм.

Условиями выделения морального смысла ситуации являются эмпатия и децентрация. Эмпатия обеспечивает адекватное понимание ребенком чувств участников ситуации и их взаимоотношений. Децентрация позволяет ребенку скоординировать различные позиции участников взаимодействия и выделить морально%нравственное содержание ситуации.

Решающее значение для формирования ориентации на моральное содержание ситуации имеет общение со сверстниками, тогда как характер общения со взрослыми ориентирует ребенка в первую очередь на систему конвенциональных норм. Важным показателем развития морального сознания ребенка при переходе из начальной школы в основную является дифференциация ребенком конвенциональных и моральных норм.

Исследование развития морального сознания ребенка показало, что к моменту перехода из дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в начальную школу он усваивает три моральные нормы: справедливого распределения, взаимопомощи и правдивости (Т.П. Авдулова, 2001).

Норма справедливого распределенияпредполагает наличие имущественных отношений между субъектами ситуации. Реализация нормы справедливого распределения обеспечивается с помощью способности к децентрации. Щедрость, бескорыстие, доброта (не жадничать) являются ценностными эквивалентами нормы справедливого распределения.

Норма взаимопомощиосновывается на сопереживании одного человека трудностям другого человека. Способность сопереживать другому человеку предполагает необходимость познавательной и эмоционально%личностной децентрации (Ж. Пиаже), т. е. возможность увидеть ситуацию с точки зрения другого человека. Ценностными эквивалентами нормы взаимопомощи являются милосердие, сострадание и забота. Развитие общения со сверстниками в контексте игровой деятельности является значимым фактором выделения ребенком нормы взаимопомощи и ориентации на эту норму как существенное условие позитивного выстраивания и сохранения межличностных отношений.

Норма правдивоститесно связана с несоблюдением нормы правдивости, что предполагает наличие лжи или обмана. Однако необходимо помнить о том, что ложь и обман возможны только в том случае, если лгущий понимает, что он лжет, и различает реальную ситуацию и предлагаемую им ситуацию. Таким образом, субъект обмана должен быть способен к выделению двух позиций — реальной и воображаемой, что является проявлением децентрации. Следовательно, ориентация на норму правдивости так же, как и ее нарушение, тесно связана со способностью ребенка к децентрации. Ценностными эквивалентами нормы правдивости могут быть честность, искренность, верность своему слову.

Моральное развитие тесно связано с развитием как познавательной, так и личностной сферы человека. Изменение когнитивных способностей детей и их опыта обеспечивает формирование структур, необходимых для универсального учебного действия нравственно%этического оценивания.

В концепции морального развития Ж. Пиаже было показано, как закономерности развития интеллекта взаимосвязаны с моральным развитием детей (Ж. Пиаже, 2006; Л. Кольберг, 1984). В частности, он отмечает, что происходит изменение критериев оценки морального поступка, меняются представления детей о справедливости.

В переходный период из дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в начальную школу большое внимание уделяется преодолению эгоцентрической позиции ребенка и формированию способности к децентрации. Способность к познавательной децентрации можно определить как способность встать на позицию другого человека и увидеть ситуацию с его точки зрения. Развитие децентрации позволяет участникам моральной коллизии ориентироваться на ее условия и потенциальные последствия, использовать объективные критерии анализа произошедшего и выделить моральные нормы, которые соблюдаются или нарушаются в этой ситуации. Появление у ребенка умения компенсации в этот период способствует его моральному развитию в сторону признания равенства и взаимного уважения, когда правила рассматриваются как моральное соглашение. На данном уровне развития моральные суждения носят обобщенный характер. Внутренние мотивы и побуждения субъекта морального поведения начинают учитываться ребенком.

Ж. Пиаже выделил несколько стадий морального развития, соответствующих стадиям интеллектуального развития ребенка. Дооперациональной стадии развития интеллекта (2—7 лет) соответствует стадия морального реализма с некритичным отношением к нормам и требованиям, что проявляется в убеждении ребенка в том, что все требования взрослых неприкосновенны и неизменны. По Ж. Пиаже, это уровень нравственного эгоцентризма, характеризующийся авторитарностью власти, определяющей, что морально, а что нет, и односторонним подчинением ребенка взрослому. Для детей старшего дошкольного возраста характерно представление о том, что существует имманентная справедливость, т. е. вера в то, что природа сама накажет за проступок.

Стадии конкретных операций (7—12 лет) соответствует признание равенства и взаимного уважения, где правила рассматриваются как моральное соглашение. На данном уровне морального развития моральные нормы носят обобщенный характер. Внутренние мотивы и побуждения субъекта морального поведения учитываются ребенком. Появляется представление о ретрибутивной справедливости, когда ребенок проявляет себя как активный сторонник требований равноправия, стремления относиться ко всем одинаково без учета обстоятельств (Д. Флейвелл, 1967).

Большое значение для морального развития имеет и личностно-эмоциональное развитие ребенка. Роль моральных эмоций подчеркивалась разными авторами (К. Гиллиган, М. Хоффман). Выделяются собственно моральные эмоции — симпатия, эмпатия, гордость, чувство вины, стыд — и признается значение эмоциональной составляющей в ситуации оценки и понимания чувств участников ситуации и их взаимоотношений (М. Хоффман, 2000; Е.А. Курганова, 2005).

береги ее смолоду

Альтернативные описания

• Целомудрие, непорочность

• Совокупность достойных уважения моральных качеств и принципов человека

• Хорошая, незапятнанная репутация

• Повесть Г. Медынского

• Роман Ширванзаде

• «Ваша …» (обращение к судье)

• «Береги платье снову, а … смолоду» (поговорка)

• «была бы … предложена»

• «есть, да не про вашу …»

• «зять любит взять, а тесть любит …» (посл.)

• береги … смолоду

• военные ее отдают направо и налево

• девичья или армейская

• детективный рассказ «…Израэля Гау» англичанина Гилберта Честертона

• достойные уважения и гордости моральные качества человека

• достойные уважения моральные качества и этические принципы человека, а также незапятнанная репутация, доброе имя

• ее можно отдать, не имея или не теряя

• ее отдают в армии

• ж. внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью, заверенье, утвержденье. Поступок несовместный с честью. Чести к коже не пришьешь, коли нет. Знал бы ты честь, посовестился бы. Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое. Честь моя этим обижена. Поле чести, поле брани, сраженье. Честь моя требует крови. Не платить долгов можно, но честь требует уплаты картежных долгов. Высокое званье, сан, чин, должность. временщик он, да высоко стоит, в чести. Прибавят чести, и дадут жалованья немало, Котошихин. чести, что в шерсти тепло. Честью Сибирские царевичи бояр выше, а в думе ни в какой не сидят, Котошихин. Не на кафтане, честь, а под кафтаном. Надета честь можно и скинуть. Внешнее доказательство отличия; почет, почесть, почтенье, чествованье, изъявленье уважения, признание чьего превосходства. Несть пророк без чести, токмо в отечествии своем, Матф. Многими честьми почтоша нас, Деян. Праздник, пир в честь кого. Отдать честь, военное: сделать на караул, преклонить шпагу, знамя, пробить дробь, поход, приложиться к козырьку и пр., поклониться старшему почетно, как установлено. Академия оказала мне честь своим избранием. уже имел честь явиться начальнику. Имею честь быть вашим и пр. обычная подпись. Ломоносов сделал честь своему веку. Велика честь, да нечего есть. Честей много, а честь одна. Он мне по чести, из чести подарил это, не вынужденно, по доброй воле. его честью, по чести просил, не нудил. Честь чести и на слово верит. Честь тверда, в слове стойка. Честь ум рождает (а бесчестье и последний отымает). Честь честью, а дело делом. Честь по заслугам. Честь да место, а за пивом пошлем! честь не в честь, коли нечего есть. Худая честь, коли нечего есть. Что и честь, коли нечего есть? Нелюба и честь (пропадай и честь), как нечего есть. Честь добра: во всю спину ровна. Честь добра, да сесть (съесть) нельзя. Честь больша, да есть не нашла. Кому люба честь, тому бы в передний угол сесть; а голодного, хоть за порог, только дай пирог. Честь честью, да славы нет. Честь честью, а слава нехороша. Хлеб-соль есть, да не про вашу честь. Наша честь с утра до вечера. Сегодня в чести, завтра ступай свиней пасти. Была и честь, да не умел ее снесть, опозорился. Обыденна честь, да и ту не умел снесть. Дай Бог тому честь, кто умеет ее снесть. Дадут дураку честь, так не знает, где и сесть. На дурака чести (почету) не напасешься. Потерял честь вином. Были бы деньги, а честь (почет) найдем. Придет (пришла) честь и на кислую шерсть. Честь приложена, а убытку Бог избавил. Приложить честь (звать к себе в гости). Не людям в честь, ин Богу в славу. Пора (надо) и честь знать. Пора гостям и честь знать. Жить живи, да честь знай: чужого века не заедай. Не в нашу честь не нам и есть. Дошла честь что и голова с плеч. За честь голова гинет. Честь головою оберегают. Чести дворянин не покинет, хоть головушка погинет. Плуту да вору честь по разбору, звал на честь, а посадил на печь (зять тестя). Кого честь не берет, того палка поймет. Свинья не знает чести. Одна честь свинье: помои. Хоть плетьми высеките, только чести не лишайте (сказал зауряд-хорунжий, которого грозили разжаловать в казаки)! Честить кого, чтить, чествовать, почитать, уважать душою. Всяк честит Бога по-своему. Чти отца твоего и матерь твою. Чествуй закон. Оказывать почтенье или честь, почет, изъявлять уваженье или отдавать должные, приличные почести. Яко же брат твой Изъяслав честил Вячеслава, тако и ты чести, летописн. Чти всякого по сану и обычаю. Лютеране икон не чествуют. Князя чествовали встречною хлебом-солью. Угощать, потчивать, подносить, принимать за хлебом-солью. Не чести меня пивом, медом, почести (почти) меня зеленым вином. чем вас чествовали у кума? сем знач. говор. и честовать, сев. и честовать, южн. зап.; чествуют и приносом, подарком. Было бы чем честить (потчивать), а честь добудем. *Честить, чествовать кого, бранить, ругать, поносить, хулить. От почтить, почестить, почествовать чем, составилось потчивать, а не подчивать. -ся, быть чествуему; хвалиться, гордиться чем, ставить себе что в честь, в славу, в заслугу; честить друг друга. приходах особенно чтутся храмовые праздники. Всяк честится по заслугам. Гости чествовались самой хозяйкой, обнесла всех, с поклонами. Чем корят меня, тем я, по совести, чествуюсь. Мы перегащиваемся и чествуемся на славу! Час честиться, да год пыхтеть. Чтение святыни (см. также читать). Чещение и чествованье гостей. Торжественное чествованье победителя. Церк. предмет почитания, святыня. Соглядая чествования ваши, обретох и капище, на немже бе написано: Неведомому Богу, Деян. Честка, почет и потчиванье, угощенье; *брань, пск. честунина. Честивый, благочестивый, набожный, богобоязненный; кроткий, смиренный. Честливой и чливый (от честить и чтить), вежливый, учтивый, учливый, почтительный. Честный, в ком или в чем есть честь, достоинство, благородство, доблесть и правда. человек, прямой, правдивый, неуклонный по совести своей и долгу; надежный в слове, кому во всем можно доверять. Честный исполнитель, добросовестный. Даю честное слово. Честное дело не таится. Честная смерть, благородная, доблестная. Уважаемый, почетный, превозносимый, прославляемый. Честный Животворящий крест. Законоучитель честен всем людем, Деян. них честное общество, честные гости были. Честные каменья, драгоценные, дорогие, ценные, самоцветные, благородные. Венец от камене честна, Псалтирь. Перстень с честным камнем. Честные господа! милостивые государи. Пожалуйте, честной господин! рекох к честным и к воеводам и пр. Неем. Он честно сделал это, благородно, добросовестно, правдиво. Его честно принимали и провожали, с почестями, почетно, вежливо. Нечестно просишь, нехотно дать, не почтительно. Честны (честные) мн. арх. гости, бол. родственники жениха, навещающие невесту накануне свадьбы. Честная ж. почетное прозванье масляницы, сырной, она ж широкая. Честное ср. перм. гостинец, принос, подарок. Честный отказ лучше затяжки. Честное здравствованье сердцу на радость. Нечестно приняли его, непочтительно, невежливо. Много сытно, мало честно. невелика беседа, да честна. Честному мужу честен и поклон. Доброю женою и муж честен. Жена по муже честна; проще: жена по муже (прозывается, получает звание и пр. попом свято (дело), с дворянином честно (почетно), а с чувашином и грех, да лучше всех (завещанье подрядчика). Платье чисто, так и речь честна. Люди честные, поволжане (разбойники). Честным пирком, да и за свадебку. Честно величать, так на пороге встречать. Честна свадьба гостьми, похороны слезми, а пьянство дракой. Здравствуйте князь со княгиней, бояре, сваты, дружки, и все честные поезжане! Честность, качество, свойство по прилаг. Бояре и честноявлении сановние людие, стар. Честолюбие ср. искательство внешней чести, уваженья, почета, почестей. Похвала и награды подстрекают только честолюбие, побужденье внешнее и низкое. Честолюб, честолюбец м. честолюбица и честолюбка ж. честолюбный и честолюбивый человек, страстный к чинам, отличиям, ко славе, похвалам и потому действующий не по нравственным убеждениям, а по сим видам. Чтитель, честитель или чествователь, чествовательница, уважатель, почитатель, блюститель. Чтитель правды. Честитель мой, кто меня честит, ругает заглазно. Чествователь странников, потчиватель, приютитель. Честитель старины, уважатель. Чтилище ср. всякий предмет почтенья, уваженья; святыня; идольское чтилище, кумирня, языческий храм. Честохвал (чистохвал?) твер. хвастун, похвальбишка

• миниатюра русского писателя Л. Андреева

• нареч. кому, чему, в почет, для почету, из уважения. честь именинника (имениннику). Ничто не в честь, как нечего есть. Потчивали на вечерке в честь, в честочку, орл. маловато, несытно, как бы только для почету, для славы

• общественно-моральное достоинство

• повесть Г. Медынского

• почет и уважение

• почет, уважение

• рассказ американского писателя У. Фолкнера

• роман Ширванзаде

• роман американской писательницы Даниэлы Стил «Безмолвная …»

• совокупность достойных уважения моральных качеств и принципов человека

• тот оселок, на котором себя правит человечество

• условность, которую стремишься соблюдать безусловно

• хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя

• целомудрие, непорочность

• что А. С. Пушкин советовал беречь смолоду в повести «Капитанская дочка»

• что можно отдать и при этом не потерять

• что нужно беречь смолоду

• что отдает воин офицеру

• Личные принципы

Содержание и формы духовной деятельности

1. Мировоззренческие идеалы, универсальные нравственные нормы, отражающие духовный опыт человечества, складывающиеся в процессе духовной и практической деятельности людей – это

1. нравственность 2. Культура 3. Общечеловеческие ценности 4. Общественное сознание

2. Система обобщенных взглядов на окружающую действительность – это

1. философия 2. Мировоззрение 3. Наука 4. Социология

3. В наиболее полном виде мораль – это

1. выводы, которые человек делает на основании анализа своего поведения 2. Наука о правилах хорошего тона 3. Совокупность принципов и норм поведения людей в обществе 4. Сформулированные и законодательно закрепленные нормы поведения граждан

4. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Какой вариант поведения не соответствует моральному выбору гуманного человека?

1. потребовать от обидчика извинений в адрес пострадавшего 2. Сделать вид. Что тебя это не касается 3. Выразить соболезнования тому, кого обидели 4. Разобраться в причинах конфликта и добиться его устранения.

5. Вы случайно, не желая этого, нанесли ущерб или причинили зло другому человеку. Какой выбор соответствует нравственной позиции гуманного человека

1. сделать все возможное для устранения зла, ущерба 2. Сделать вид, что ничего не произошло 3. Постараться, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба 4. Валить вину на того, кто пострадал (пусть не лезет, сам виноват)

6. Критерии духовности человека

1. активная жизненная позиция 2. Обладание высшим образованием 3. приверженность в мыслях и поступках общечеловеческим ценностям

7. Уровень развития духовной культуры измеряется

1. объемом создаваемых в обществе духовных ценностей 2. Качеством духовной продукции 3. Тем, как достижениями духовной культуры пользуются люди 4. Степенью достижения социального равенства людей в приобщении их к ценностям культуры.

8. Верны ли выражения?

А. Духовная и материальная культура существуют независимо друг от друга.

Б. Элементы духовной и материальной культуры неразрывно связаны между собой.

1. верно А 2. Верно Б 3. Верны оба 4. Оба неверны

9. В документальном фильме режиссёра А. Арлаускаса «Прикосновение «рассказывается о Загорском детском доме для слепоглухих. Благодаря изумительным методикам дети-инвалиды приобщаются к видам деятельности здоровых детей: слушают музыку, воспринимают искусство – словом, обретают почти полноценное восприятие жизни, начинают участвовать в ней. Одна из воспитательниц детского дома считает, что это вовсе не нужно, ибо так дети-инвалиды еще острее почувствуют свою физическую обделенность и будут жестоко страдать. С них довольно, чтобы они были минимально приспособлены к жизни и выполняли простейшие трудовые обязанности: клеили коробочки, например. Другую точку зрения высказывает бывший воспитанник этого дома Александр Суворов, один из авторов фильма, научный сотрудник одного из НИИ: «Жизнь не каприз, а долг, надо жить, пока есть хоть капля силы».

Какой из этих взглядов на жизнь вы разделяете? Какой из них кажется вам человечнее? Аргументируйте свой ответ.

10. Многие ученые свидетельствовали о том, что религия и наука не исключают друг друга.

М.В. Ломоносов: «природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога. И не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Божию».

Содержание и формы духовной деятельности

1. Мировоззренческие идеалы, универсальные нравственные нормы, отражающие духовный опыт человечества, складывающиеся в процессе духовной и практической деятельности людей – это

1. нравственность 2. Культура 3. Общечеловеческие ценности 4. Общественное сознание

2. Система обобщенных взглядов на окружающую действительность – это

1. философия 2. Мировоззрение 3. Наука 4. Социология

3. В наиболее полном виде мораль – это

1. выводы, которые человек делает на основании анализа своего поведения 2. Наука о правилах хорошего тона 3. Совокупность принципов и норм поведения людей в обществе 4. Сформулированные и законодательно закрепленные нормы поведения граждан

4. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Какой вариант поведения не соответствует моральному выбору гуманного человека?

1. потребовать от обидчика извинений в адрес пострадавшего 2. Сделать вид. Что тебя это не касается 3. Выразить соболезнования тому, кого обидели 4. Разобраться в причинах конфликта и добиться его устранения.

5. Вы случайно, не желая этого, нанесли ущерб или причинили зло другому человеку. Какой выбор соответствует нравственной позиции гуманного человека

1. сделать все возможное для устранения зла, ущерба 2. Сделать вид, что ничего не произошло 3. Постараться, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба 4. Валить вину на того, кто пострадал (пусть не лезет, сам виноват)

6. Критерии духовности человека

1. активная жизненная позиция 2. Обладание высшим образованием 3. приверженность в мыслях и поступках общечеловеческим ценностям

7. Уровень развития духовной культуры измеряется

1. объемом создаваемых в обществе духовных ценностей 2. Качеством духовной продукции 3. Тем, как достижениями духовной культуры пользуются люди 4. Степенью достижения социального равенства людей в приобщении их к ценностям культуры.

8. Верны ли выражения?

А. Духовная и материальная культура существуют независимо друг от друга.

Б. Элементы духовной и материальной культуры неразрывно связаны между собой.

1. верно А 2. Верно Б 3. Верны оба 4. Оба неверны

9. В документальном фильме режиссёра А. Арлаускаса «Прикосновение «рассказывается о Загорском детском доме для слепоглухих. Благодаря изумительным методикам дети-инвалиды приобщаются к видам деятельности здоровых детей: слушают музыку, воспринимают искусство – словом, обретают почти полноценное восприятие жизни, начинают участвовать в ней. Одна из воспитательниц детского дома считает, что это вовсе не нужно, ибо так дети-инвалиды еще острее почувствуют свою физическую обделенность и будут жестоко страдать. С них довольно, чтобы они были минимально приспособлены к жизни и выполняли простейшие трудовые обязанности: клеили коробочки, например. Другую точку зрения высказывает бывший воспитанник этого дома Александр Суворов, один из авторов фильма, научный сотрудник одного из НИИ: «Жизнь не каприз, а долг, надо жить, пока есть хоть капля силы».

Какой из этих взглядов на жизнь вы разделяете? Какой из них кажется вам человечнее? Аргументируйте свой ответ.

10. Многие ученые свидетельствовали о том, что религия и наука не исключают друг друга.

М.В. Ломоносов: «природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога. И не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Божию»

Гений математики Б. Паскаль: «Все противоречия, которые более всего, по-видимому, хотят удалить меня от позиции религии, более всего и привели к ней».

Основатель современной биологии Л. Пастер: «Чем более я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь благоговейном изумлении перед делами Творца».

Крупнейший физик прошлого века М. Планк: «Религия и наука требуют для своего обоснования веры в Бога».

Правомерны ли, с вашей точки зрения, такие высказывания? Если нет, попытайтесь их опровергнуть. Если да, подтвердите примерами из различных областей знаний.

11. Главный герой повести Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» (в буквальном переводе «Ловец во ржи») – подросток, который живет одним стремлением, одной мечтой: не дать малышам, беззаботно резвящимся в поле, свалиться в пропасть, находящуюся здесь же, рядом. Один педагог использовал образ этой книги, когда размышлял о роли культуры в формировании личности. Он назвал культуру «ловцом во ржи». Можно ли согласиться с такой оценкой роли культуры? Обоснуйте свой ответ.

12. Анализ текста.

Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что даёт смысл жизни, дает смысл и смерти.

Человек отходит с миром, когда смерть его естественна. Когда где-нибудь в Провансе старый крестьянин в конце своего царствования отдает сыновьям на хранение своих коз и свои оливы, чтобы сыновья в должны срок передали их сыновьям своих сыновей. В крестьянском роду человек умирает лишь наполовину. В урочный час жизнь распадается, как стручок. Отдавая зерна.

Так от поколения к поколению передается жизнь – медленно, как растет дерево – а с нею передается сознание. Какое поразительное восхождение! Из расплавленной лавы, из того теста, их которого слеплены звёзды, из чудом зародившейся живой клетки выл мы – люди – и поднимались все выше, ступень за ступенью, и вот мы пишем кантаты и измеряем созвездия.

Старая крестьянка передала детям не только жизнь, она из научила родному языку, доверила им богатство, копившееся медленно, веками: духовное наследство, что досталось ей на сохранение – скромный запас преданий, понятий и верований, все, что отличает Ньютона и Шекспира от первобытного дикаря.

Антуан де Сент-Экзюпери

Вопросы и задания к тексту.

1) Озаглавьте данный текст.

2) Что именно, по мнению автора, отличает Ньютона и Шекспира от первобытного дикаря?

3) Какой смысл вложен в выражение «Человек умирает лишь наполовину»?

4. В чем автор видит роль человека на земле? Что, по мнению автора, даёт смысл и жизни и смерти?

5. Разделяете ли вы точку зрения автора? Объясните свою позицию.

13. Раскройте на выбор смысл выражения

1) Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как». (Ф. Ницше)

2) Дом без книги подобен телу без души. (Цицерон)

Гений математики Б. Паскаль: «Все противоречия, которые более всего, по-видимому, хотят удалить меня от позиции религии, более всего и привели к ней».

Основатель современной биологии Л. Пастер: «Чем более я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь благоговейном изумлении перед делами Творца».

Крупнейший физик прошлого века М. Планк: «Религия и наука требуют для своего обоснования веры в Бога».

Правомерны ли, с вашей точки зрения, такие высказывания? Если нет, попытайтесь их опровергнуть. Если да, подтвердите примерами из различных областей знаний.

11. Главный герой повести Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» (в буквальном переводе «Ловец во ржи») – подросток, который живет одним стремлением, одной мечтой: не дать малышам, беззаботно резвящимся в поле, свалиться в пропасть, находящуюся здесь же, рядом. Один педагог использовал образ этой книги, когда размышлял о роли культуры в формировании личности. Он назвал культуру «ловцом во ржи». Можно ли согласиться с такой оценкой роли культуры? Обоснуйте свой ответ.

12. Анализ текста.

Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что даёт смысл жизни, дает смысл и смерти.

Человек отходит с миром, когда смерть его естественна. Когда где-нибудь в Провансе старый крестьянин в конце своего царствования отдает сыновьям на хранение своих коз и свои оливы, чтобы сыновья в должны срок передали их сыновьям своих сыновей. В крестьянском роду человек умирает лишь наполовину. В урочный час жизнь распадается, как стручок. Отдавая зерна.

Так от поколения к поколению передается жизнь – медленно, как растет дерево – а с нею передается сознание. Какое поразительное восхождение! Из расплавленной лавы, из того теста, их которого слеплены звёзды, из чудом зародившейся живой клетки выл мы – люди – и поднимались все выше, ступень за ступенью, и вот мы пишем кантаты и измеряем созвездия.

Старая крестьянка передала детям не только жизнь, она из научила родному языку, доверила им богатство, копившееся медленно, веками: духовное наследство, что досталось ей на сохранение – скромный запас преданий, понятий и верований, все, что отличает Ньютона и Шекспира от первобытного дикаря.

Антуан де Сент-Экзюпери

Вопросы и задания к тексту.

1) Озаглавьте данный текст.

2) Что именно, по мнению автора, отличает Ньютона и Шекспира от первобытного дикаря?

3) Какой смысл вложен в выражение «Человек умирает лишь наполовину»?

4. В чем автор видит роль человека на земле? Что, по мнению автора, даёт смысл и жизни и смерти?

5. Разделяете ли вы точку зрения автора? Объясните свою позицию.

13. Раскройте на выбор смысл выражения

1) Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как». (Ф. Ницше)

2) Дом без книги подобен телу без души. (Цицерон)