Нравственность человека

Главная>Сочинения по темам

Нравственность

17 предложений/ 291 слово

В моем представлении понятие нравственности созвучно с понятием морали. Каждый из нас знает, что такое добро и зло, а также что такое честь, достоинство и благородство. Но поистине нравственных людей отличает не просто понимание таких вещей, но и умение воплотить эти идеалы в своем поведении.

Думаю, что быть нравственным должен стремиться каждый из нас, но, к сожалению, это очень непросто. Поступать правильно в любой ситуации, иногда даже в ущерб своим интересам, — задача сложная, а для некоторых людей и просто невыполнимая. Вероятно, поэтому так много разговоров сегодня ведется о падении нравов в обществе.

Несмотря на это, нравственные люди среди нас все-таки есть. Лично для меня достойным примером такого человека является моя бабушка Лидия Михайловна.

Бабушка была воспитана еще в советскую эпоху. Она до сих пор помнит добрые фильмы того времени, такие как «Доживем до понедельника», «Три тополя на Плющихе» или «Девчата», на которых она росла и воспитывалась.

Несмотря на то что жизнь часто была строга и несправедлива к ней, бабушка не потеряла веру в людей, и ее сердце не зачерствело. Она всегда стремится помогать окружающим, и не только близким, но и просто незнакомцам.

Кроме того, бабушка очень любит животных и сейчас, несмотря на свой возраст, работает волонтером в приюте для собак, где ей очень нравиться. Мне кажется, способность к состраданию и желание помочь тому, кто оказался в беде, — это также важные качества нравственной личности.

Я тоже очень хочу научиться находить в себе силы для искренней любви к окружающим, поскольку именно она позволяет нам понимать других людей, не злиться на них и чувствовать, когда им требуется наша помощь. Бабушка говорит, что путь к нравственности начинается с того момента, когда мы забываем о своем эгоизме. В некоторых ситуациях мне пока бывает сложно сделать это, но все же я стараюсь следовать ее совету.

см. также:
Все сочинения на различные темы

Сочинения по литературным произведениям

References

2.Dubrovina I.V. Prakticheskaya psihologiya obrazovaniya. Moskva: Sfera, 2000.

3.Pedagogicheskaya antropologiya: uchebnoe posobie, Pod red. L.L. Red’ko, E.N. Shiyanova. Stavropol’: Servis-shkola, 2005.

4.Kodzhaspirova G.M. Pedagogicheskaya antropologiya. Moskva: Gardariki, 2005.

Статья поступила в редакцию 02.03.15

УДК 159.9

Key words: meaning of life, adolescence, self-determination, spirituality, ethics, and morality.

О.А. Самылова, канд. психол. наук, доц. каф. психологии развития и педагогической психологии Шадринского государственного педагогического института, г. Шадринск, E-mail: psy-sha@mail.ru;

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ ЮНОШЕСКОГО ПЕРИОДА

Интерес к проблеме смысла жизни — ведущая мотивационная направленность в новообразовании психологии юношества. Она волнует юношей и девушек, широко ими обсуждаются со сверстниками и взрослыми, которых они считают заслуживающими их внимания и доверия. Психологическую базу составляет социальная потребность молодых людей занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире — понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и духовно-нравственного назначения в жизни. Наличие интереса к смыслу жизни и его обсуждение активно характеризует сущность процесса самоопределения жизнедеятельности или его искажает. Устремленность в будущее — основа направленности личности юношества.

Ключевые слова: смысл жизни, юность, самоопределение, духовность, нравственность, мораль.

Старший школьник находится на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Перед ним встают фундаментальные задачи социального и личностного назначения. Юношу и девушку волнуют серьезные вопросы: найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствие со своими способностями, осознать смысл жизни и как стать настоящим человеком. Молодые люди стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить и понять себя в мире. Они ищут ответы на эти и другие вопросы. К 17 годам возникает особое личностное новообразование — «самоопределение».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общепринятым стало рассматривать личностное самоопределение как основное психологическое новообразование юношеского возраста, поскольку именно в нем заключается то существенное, что появляется в жизни старшеклассника, в требованиях к каждому. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в этот период.

Развитие морального сознания идет через восприятие и осознание содержания воздействий, поступающих от окружающих людей посредством переработки связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. Сознание формирует субъективное отношение к нему: формируются мотивы поведения, принятие решения и нравственный выбор собственных поступков.

В период юности человеку необходимо создать план жизни — решить вопросы: кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное самоопределение). Нужно оценить свои возможности — уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия, свои способности и склонности. То, насколько престижной окажется выбранная профессия или вуз, в который старшеклассник собирается поступать, зависит от его уровня притязаний.

Самоопределение — новая позиция, включающая осознание себя, как члена общества, свое место в нем. И.В. Дубровина

утверждает, что основным психологическим новообразованием юношеского возраста следует считать психологическую готовность к самоопределению, которая предполагает: сформиро-ванность на высоком уровне самосознания; развитость потребности — нравственные установки, ценностные ориентации и временные перспективы; становление предпосылок индивидуальности каждым старшеклассником .

Серьёзное, глубокое влияние на восприятие мира юношами и девушками оказывает социальное пространство (микросоциум и макросоциум), в котором они живут. Только в живом общении познается жизнь и деятельность взрослых. Семья — тот микросоциум, где молодые люди чувствуют себя более спокойно и уверенно. С родителями обсуждаются жизненные перспективы, главным образом, профессиональные.

В отечественной психологии при рассмотрении проблемы духовно-нравственного развития личности особый интерес представляют взгляды отечественных психологов. Так, Л.С. Выготский обосновал результат нравственного развития влиянием социума, как идеальной формы. Социальная среда — условие и источник, а само нравственное развитие происходит в процессе последовательного усвоения этих образцов, представленных в нравственных нормах, принципах, идеалах, традициях. Л.И. Бо-жович утверждает связь социального и психического развития, нравственных норм поведения. Это — результат интериоризации внешне заданных форм мышления и поведения, их превращение во внутренние психические процессы, как закономерность одних качественно своеобразных форм нравственности в другие, более совершенные.

Стержнем концепции о духовной нравственности в юношеском возрасте становятся теоретико-методологические принципы: системность, который показывает, что система — целое, составленное из частей, или порядок, планово расположенные взаимосвязи частей из целого. Этот принцип утвердил Аристотель.

Разработкой принципа системности занимался Б.Ф. Ломов. Согласно этому принципу, нравственная сфера личности представляет его системным интегративным образованием, выступающим в единстве её когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов. Духовность в человеке, характеризует человековедение (Б.Ф. Ломов ).

Субъективный мир человека безграничен в пространстве и включает в себя все измерения времени: прошлое, настоящее, будущее и даже — вечное. Он характеризует принцип субъект-ности, показывает личность юноши, как субъекта нравственного развития. Человек имеет двойную жизнь. Внутренняя — мир мыслей, переживаний, отношений, желаний, стремлений. Это внутренний диалог с самим собой, свое «Я»;принцип самосознания. Внешняя — деятельные поступки и проступки самого человека.

В исследовании А.В.Петровского раскрывается принцип субьектности — подход индивида как субьекта индивидуальной представленности жизнедеятельности других людей . Граница между субъективностью и предметностью происходит внутри самого человека.

В психологическом плане особая роль отводится духовности и нравственности. Духовность характеризуется понятиями разума и мышления, миром человеческих идей и созерцаний, эмоционально-волевыми свойствами и состояниями, как доброта, любовь, раскаяние, смирение. Для юношеского возраста могут стать жизненно-важными такие этические понятия, как: сострадание — равнодушие, добро — зло, милосердие — жестокость, вежливость — грубость, уважительность — снисходительность, порядочность — амбициозность (обостренное самолюбие), отзывчивость — черствость, любовь — ненависть, бережливость — расточительство, авториторизм (приказание) — аксиология (учение о культурных, духовных ценностях), альтруизм (благо другим) -аморализм (пренебрежение моральным нормам).

Духовность придаёт смысл жизни. Она субъекта, её «индивидуальный дух» представляет ответственное принятие и следование высшим образцам совокупной человеческой культуры. Это родовое определение способа жизни в качестве субъективного бытия. В ней ответы на волнующие проблемы: о смысле жизни, о критериях добра и зла, истины и заблуждения, красивого и безобразного. Она открывает юноше и девушке доступ к любви, совести, чувству долга, науке. Духовность представляет ответственное принятие и следование высшим образцам человеческой культуры.

Основа нравственного убеждения закладывается в детстве и отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию при наличии наглядности, смысла того, что видят, делают, наблюдают.

На заре развития общества в трудовой деятельности людей появилась мораль. Она — регулятор взаимоотношений, в которых моральные нормы способствуют жизнедеятельности общества, которые распространяет мораль, формируют личность в соответствии с идеалом. Мораль поддерживается силой общественного мнения и соблюдается в силу убеждения. Она оформляется в разных заповедях, принципах, определяющих, как нужно поступать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.В. Знаков отмечает , что нравственность отождествляют с моралью. Нужно видеть в морали форму общественного сознания (система норм, требований к правилам поведения в межличностных отношениях) и нравственность (психологическая структура личности), отвергающей или принимающей эти требования, осознающей их необходимость и испытывающей внутреннюю потребность в исполнении моральных норм, следования им. Нравственные представления и поведение людей могут расходиться. С этической точки зрения, некоторые поступки (обман, безответственность, беспринципность) являются моральными.

Субъект может нарушать моральные нормы, не понимая, в чем состоит его моральный долг перед людьми, при этом часто подыскивая убедительные, по его мнению, психологические оправдания своего поступка. Такой моральный поступок, как утверждает В.В. Знаков, неправомерно считать нравственным; о последнем может идти речь только в том случае, если человек осознает вину и раскаивается за им содеянное.

Как отмечает О.Г. Дробницкий, нравственность обусловливает внутреннюю моральную позицию, которой руководствуется человек. Каждая личность должна пройти через процесс нравственного совершенствования. Главное состоит в необходимости согласования личных и общественных интересов, чтобы при этом было обеспечено и личное и общее благо.

Анализ научных источников зарубежной и отечественной психологии , обуславливает виды концепций нравственного развития юношеской личности. Это:

-концепция моральной ответственности Ж. Пиаже (обозначение стадий когнитивного характера — моральной ответственности), которая раскрывает только сущность «ответственности» как уровень морального развития. Это позволяет давать оценку надуманным персонажам, но не отражает реального поведения самого испытуемого;

-концепция морального развития Л. Колберга — теория поэтапного стадийного морального развития индивида. Их позитив в изучении ситуаций морального выбора — реальных жизненных ситуаций, в которых идет интерпретация определения ведущего мотива поведения: страха, стыда, эгоизма, альтруизма, прагматизма.

В основе теории Л. Колберга лежит идея Ж. Пиаже о существовании тесной взаимосвязи между стадиями умственного развития и этапами нравственного становления ребенка. Развитие нравственных суждений детей поддается воздействию со стороны взрослых, а движение по ступеням естественное в течение нескольких лет, возможно ускорение; при благоприятных условиях нравственное развитие необратимо, а значит, моральная деградация невозможна; эффективность нравственного роста обеспечена ситуацией морального выбора, сменой социальных ролей, использованием приобретенных морально-этических знаний и нравственных убеждений. Нормативный когнитивный подход К. Гиллигана. к периодизации морального развития — эм-патийная ориентация на нужды и потребности, чувства и переживания другого человека. Основа — принцип заботы о других, с сочувствием и сопереживанием .

Стержень концепции морального развития А.В. Зосимов-ского в способах контроля поведения: от реактивности — к самоограничению, от осознанности — к произвольности. В основе концепции Г.А. Урунтаевой показано соотношение уровня ответственности и внутренней свободы поступка, повышение моральной ответственности и увеличение степени свободы субъекта поведения.

Концепция духовно-нравственного развития личности Л.М. Аболина , В.П. Зинченко и др. Духовность, нравственность

-интегративное системное качество, развитие всех составляющих деятельности, психических процессов. Раскрыт деятель-ностный подход к анализу уровня развития духовно-нравственной сферы личности; намечены пути развития; представлен психологический механизм интериоризации-экстериоризации развития духовно-нравственной сферы.

Методологическое обоснование концепции нравственного развития дошкольника Н.В. Мельниковой представлено культурно-историческим подходом, интериоризации личностью внешней социальной деятельности. Свершается интериориза-ция структуры. Она трансформируется и «сворачивается», чтобы потом вновь трансформироваться и «развернуться» в ходе экстериоризации.

Главное в этом процессе — функция знака-слова, как средство овладения своих психических процессов и направления их деятельности на разрешение задачи. Слово — внешняя форма действия и образа; внутренняя форма виртуальна, а внешняя

-реальная. Это обратимость внешних и внутренних форм, которые в процессе онтогенетического развития составляют пространство духовности (нравственности) человеческой личности. В результате деятельностное и созидательное проникновение в слово осмысляет духовную культуру. Идет вживание психологическими орудиями (знак, слово) в социокультурное духовное пространство человека.

Получается свертывание социокультурного пространства в пространство личности, «вращивание» (интериоризация) и упаковка с изменением его размерности в малом духовно-нравственном мире человека. Значит, духовно-этические понятия сами становятся психологическим орудием нравственной духовности личности.

Этические учения нравственность и мораль часто отождествляют. Нравственность — понятие, синоним морали», но их нужно различать. Совесть или «вторичная рефлексия» — фундаментальное качество нравственного самосознания личности. Мораль форма общественного сознания, а нравственность характеристика психологической структуры личности, осознающей их внутренняя потребность в исполнении моральных норм и следовании им. Это психологический регулятор поиска нравственных проблем человека — совесть или «вторичная рефлек-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сия» — фундаментальное качество нравственного самосознания личности (В.В. Знаков).

Согласно высказыванию американского физиолога У. Кен-нона, это решение задачи — удержать взаимоотношения в целостности. Это методологический подход к анализу психических явлений: система не сводится к сумме своих элементов, а свойства элемента определяют его место в структуре. В женевской школе генетической психологии систему связывали с анализом аффективных процессов — коплексов, реализуемых в операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже.

Духовно-нравственное развитие может подавлять или тормозить, если общественное возвышается над индивидуальным. Итог — деградация общества. При преобладании индивидуального над общественным возникает неконтролируемое разнообразие. Оно индивидуально иной раз порождает разрушение и невозможность к самозащите.

Духовно-нравственное проявление в обществе должно информационно контролироваться, открывать истину через познание окружающего мира. Собственным духовно-нравственным развитием не занимается власть, она заявляет о выполнении

Библиографический список

нравственных законов и выступает со специальными обращениями к людям.

Духовно-нравственная сфера личности — это совесть (внутренняя оценка нравственного чувства, мысли, поведения и способа жизни человека). Она раскрывает смысловую сферу личности человека: если поступок, расходится с нравственными принципами и с представлением о должном, то человек испытывает муки совести. Совесть — это проявление духовности или самооценки — изменение направленности личности, поведения и способа жизни; воля — осознание потребности, мысли, поступки, поведение и способ жизни.

Сразу не создаются качества абсолютно духовно-нравственного общества. Это постоянный длительный процесс, который может исчезнуть совсем, как только им перестают заниматься. Духовно-нравственные качества отражают отношение человека к объекту его стабильных потребностей, которые создаются около конкретных лиц и определенной деятельности. Деформация ценностных ориентации, снижение значимости духовно-нравственных качеств, потеря духовных ориентиров, вызывают социальный кризис российского общества.

1.Дубровина И.В. Формирование личности старшеклассника. Москва: Педагогика, 1989.

2.Выготский Л.С. Психология развития человека. Москва: Эксмо, 2003.

3.Ломов Б.Ф. Системность в психологии. Москва: Изд-во Московского психолого-социального института, 2011.

4.Петровский А.В. Психология в России: XXвек. Москва: Изд-во Ун-та РАО, 2000.

5.Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры. Вопросы психологии. 1998; 3: 104 — 114.

6.Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. Москва: Академический проект, 2004.

7.Аболин Л..М. Источники духовно-нравственного развития личности. Психология в Казанском университете: сборник научных трудов. Ответственный редактор Л.М. Попов. Казань: КГУ, 2004: 159 — 172.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8.Мельникова Н.В. Нравственная сфера развития личности дошкольника: учебное пособие. Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2010.

1.Dubrovina I.V. Formirovanie lichnostistarsheklassnika. Moskva: Pedagogika, 1989.

2.Vygotskij L.S. Psihologiya razvitiya cheloveka. Moskva: ‘Eksmo, 2003.

3.Lomov B.F. Sistemnost’ vpsihologii. Moskva: Izd-vo Moskovskogo psihologo-social’nogo instituta, 2011.

4.Petrovskij A.V. Psihologiya vRossii: XX vek. Moskva: Izd-vo Un-ta RAO, 2000.

6.Zhdan A.N. Istoriya psihologiiot antichnostido nashih dnej. Moskva: Akademicheskij proekt, 2004.

Статья поступила в редакцию 20.03.15

ДК 159.9

Semenchenko I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Academy of Education n.a. V.M. Shukshin (Biysk,

Russia), E-mail: Semenchenco@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гирева Людмила Ивановна

Вопросы нравственности на уроках литературы

Одной из главных задач работы школы является патриотическое воспитание учащихся. Чтобы привить любовь к своему Отечеству, я в среднем звене начинаю работать над проблемой нравственного воспитания на уроках литературы.

Что такое нравственность?

Нравственность – наивысшая мера человечности. Она начинается с сознания долга личностью, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности.

Нравственные качества человека не передаются по наследству, а вырабатываются в процессе практики и воспитываются в каждом индивидууме, поэтому проблема нравственного воспитания занимает важное место в жизни.

Литература имеет громадные возможности для привития и утверждения правильных взглядов на такие важные нравственные категории, как добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство. Поэтому нужно делать всё необходимое для того, чтобы донести до каждого ученика заряд нравственности, заложенный в образную систему художественного произведения, как говорил В. А. Сухомлинский. Не просто дать знания, а к чему-то звать, не просто вкладывать понимание добра и зла, а пробуждать стремление делать добро, быть непримиримым к злу.

Поэтому основным направлением работы стали поиски необычных форм проведения уроков, которые увлекли бы ребят, пробудили их к размышлению, спору, заставили потянуться к доброму, светлому, чистому.

Большим стимулом развития является групповая работа, в которой слабо успевающие ученики, учитывая уровень речевой активности, могут проявить себя.

Общаясь со школьниками определённого возраста, я знаю, над какими направлениями нравственного становления и духовного роста необходимо работать. В среде пятиклассников остро ощущается дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу и т.д.

Но нужно отметить, что ребята этого возраста щедры душой, бескорыстны, открыты, они способны понимать и познавать окружающий мир, мир взрослых.

Они ранимы и глубоко восприимчивы к доброму слову, поступку, дружескому участию, ласковому слову.

Беды у них возникают не по причине испорченности, а скорее всего от незнания, неумения выбрать правильную дорогу, поведение в жизненной ситуации. Они не знают, как правильно жить. Иногда взрослые объясняют, но кто спокойно, а кто сердито. Им трудно понять, спросить не у кого.

Уберечь ребят от «всяких ненужных мыслей» — одна из главных задач учителя и хорошего воспитателя (родителя).

Работая по теме: «Нравственные вопросы на уроках литературы», я прочитала несколько книг. И чтобы полнее, яснее были раскрыты детям общечеловеческие ценности, я обратилась за помощью к работе А. К. Марковой «Формирование мотивации учения». В книге хорошо раскрыты цели, организация и средства изучения и развития мотивов учения обучающихся. В ней (в книге) содержится множество методических идей и приёмов, которые можно использовать в своей работе как с сильными учениками, так и слабыми. Раскрыты цели и задачи групповой работы. Также раскрыты причины отсутствия интереса к учению у отстающих учеников. Хорошо и очень доступно рассказывается об изучении у школьников умения учиться. Описаны подходы, которые конкретно можно использовать на уроках. Эта работа А. К. Марковой позволяет выработать собственный подход к практике формирования мотивации учения. Работая с книгой, можно расширить диагностические приёмы, которые даются здесь же с формирующими, развивающими приёмами (работа с неуспевающими, работа на отдельном этапе урока, коллективная (групповая) работа).

Я считаю, что работа А. К. Макаровой «Формирование мотивации учения» поможет учителю изучать детей, воспитывая и обучая их с тем, чтобы воспитывать и обучать, изучая их.

Далее, я обратилась к работе И. К. Кузьмичёва «Литература и нравственное воспитание личности». Очень хорошо и на примерах раскрывается понятие «нравственность» и её истоки. На произведениях, изучаемых в школе, автор стремится показать основные этапы нравственного становления личности, даётся определение: «Что есть человек? Какова его сущность? В чём смысл и назначение бытия?» От «Слова о полку Игореве» до произведений литературы XX века раскрываются эти вопросы. Через простые формы нравственности показан переход к сложному и благородному чувству, как любовь к своему Отечеству. Через развитие национального самосознания углубляется чувство патриотизма и связанное с ним чувство ответственности не только перед своим «сословием», но и перед родиной, перед Отечеством, перед народом. Раскрываются нравственные искания личности в литературе XIX века. Работая с книгой, надо знать, какие стороны нравственности решались в ту или иную литературную и историческую эпоху. Об этом обязательно будем говорить с учениками в старших классах. О проблемах нравственности в младших классах в книге нет ни слова.

Учитывая школьную программу, изучая произведения XIX –XX вв. в новой эпохе,

можно выработать план нравственного воспитания, начиная с азбуки нравственности, с усвоения простых норм, тогда в старших классах можно будет опираться на прочные понятия нравственности.

Целью моей работы является раскрытие простых общечеловеческих ценностей на уроках литературы через художественные произведения. Я раскрываю такие нравственные понятия, как сопереживание, сочувствие, добро, зло, сострадание. Забота, нежность. Ответственность, тактичность, друг. Терпение. Самокритика, благородство души, истинная красота человека.

На уроках литературы я использую материал для разговора с детьми в доверительной обстановке, без назидательных нравоучений и подавления личности.

Например, идёт урок по теме: «Авторская сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Сказка «Маленький принц» написана для взрослых. но читать её интересно в любом возрасте. Маленький принц – это воплощение всех лучших качеств человека. Эта сказка объясняет людям, что «самого главного глазами не увидишь» и что «зорко одно лишь сердце». Работаем по тексту:

-Разве сердце может быть зрячим? Как поняли (объяснить) смысл этих слов?

-Как автору удалось образно, ярко выразить свою мысль? (При ответе уточняем какой художественный приём использовал автор)

— А ещё есть в сказке такие слова: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Как поняли эти слова?

-Путешествия по планете Земля, Маленький принц встречается с Лисом. И Лис ему говорит: «Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!» — «А что для этого надо делать?» — «Надо запастись терпеньем»,- ответил Лис.

-Может с этого начинается дружба?

-Что значит быть терпимым по отношению друг к другу? Быть ответственным за друга?

Вернёмся к словам: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». «Ты» — значит, Серёжа, Дима, Кирилл, Алина, Света, любой из вас отвечает «за всех» (за других, близких тебе). Значит, нельзя быть одиноким, надо дружить. «Люди забыли эту истину», но нам забывать нельзя.

Вспомним(найдём)ещё одно замечательное высказывание Лиса: «Некоторые люди не понимают, что сердце может быть зрячим».

-Кто эти люди? Какие люди могут не понимать такой простой истины?

(Эти люди с чёрствым сердцем, люди, не привыкшие думать. Автор конкретно не называет имена, а употребляет неопределённое местоимение: некоторые.)

— Так что же нужно для настоящей дружбы? (Терпение и терпимость)

-Чтобы дружба была хорошей, крепкой, что ещё нужно, чему ещё учит Лис Маленького принца? (Уважение, любовь, сострадание, сопереживание, забота, сочувствие, нежность, внимание…). (Затем говорю детям, что такие слова обязательно нужно научиться слушать сердцем.)

-Чтобы понимать друг друга, быть терпеливее друг к другу, учит нас этому ещё один эпизод в сказке. «Путешествуя по разным планетам, Маленький принц посетил один из ближайших астероидов». Там жил король. Он был очень одинок. Король предложил Маленькому принцу остаться у него.

— Останься, я назначу тебя министром.

— Но ведь здесь некого судить.

-Тогда суди сам себя…Это самое трудное. Себя судить труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты поистине мудр.

Анализируем этот эпизод. Но почему я заостряю внимание на нём? Мы сталкиваемся с тем, что дети активно проявляют нетерпимость к недостаткам товарищей, осуждают друга. А себя не умеют критиковать. Это им недоступно. Вот и обращаю внимание на то, что нужно уметь себя критиковать, давать оценку своему поведению. Говорю о самовоспитании и его роли в жизни человека. Работаем над проблемными вопросами: «Что труднее, себя критиковать или товарища? Поставьте себя на место обиженного, как вы себя будете чувствовать?»

Анализируя дальше сказку, разбираем такие понятия, как честолюбие, тщеславие, хвастливость. Уточняем лексическое значение слов по словарю (предварительное домашнее задание проверяю). Затем обращаемся к тексту:

-О, вот и почитатель явился! – воскликнул честолюбец, ещё издали завидев Маленького принца. Ведь тщеславным людям кажется, что все ими восхищаются.

А когда Маленький принц попробовал задать честолюбцу вопрос, тот его просто не услышал. Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.

А. И. Куприна

Вновь возвращаемся к разговору о терпимости, также тактичности, закрепляемте нравственные понятия, над которыми уже задумывались на других уроках литературы.

На уроке внеклассного чтения в 5 классе мы читаем рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор». Работая по содержанию рассказа, объясняю, что такое такт. Это когда человек умеет подойти к другому. Сердцем, умом он понимает, что человеку плохо, и предлагает свою помощь. Он не настаивает на своём, не насмехается над бессилием, не злится сам, не говорит лишнего, а идёт помогать. Так доктор помогает семье Мерзаловых по долгу врача и по долгу совести, сочувствуя, сострадания, милосердия. Обращаем внимание на то, что доктор не называет свою фамилию. Пытаемся понять: почему он так поступает? (Скромность, ненавязчивость, тактичность)

На уроках использую индивидуальные и групповые задания, инсценировки. Так к уроку внеклассного чтения в 5 классе «Шуми, шуми, зелёный лес!» группа детей получили опережающее задание: представить свой лес в определённое время года. Ребята готовили своё сообщение. Пятиклассники «увидели», как красив лес в любое время года! Почувствовали красоту леса и смогли объяснить в своём рассказе такое чувство, как любовь к лесу.

Отправляясь путешествовать по календарю природы, дети читают стихотворение, рассматривают иллюстрации, делятся своими впечатлениями. Таким образом, в ходе игры у ребят развивается чувство любви, бережливости, внимания к природе. Учатся видеть не просто лес, а видеть друга в лесе. Дети понимают, что только чуткое, бережное отношение к природе позволит им насладиться её красотами, проникнуть в её тайны. Чтобы разобраться в своих чувствах, помочь детям, я читаю вместе с ними стихотворение И. С. Никитина «Лес».

Работая с детьми на уроке по теме: «Шуми, шуми, зелёный лес!», я обращаю внимание на слова в 10ой строфе стихотворения:

Шуми, шуми, зелёный лес!

Знаком мне шум твой величавый,..

…И твой таинственный язык

Как что-то близкое, родное.

-Как поэт относится к лесу? – спрашиваю детей.

-Какие строки доказывают дружбу, любовь поэта к нему? Каков лес для поэта? (Лес для поэта друг, но дружба бывает разная. Лес для него как старший, сильный друг – «шум твой величавый»). Поэт любит лес («как я любил…», «И вот я снова прихожу к тебе…»).

Но только ли дружба, любовь, красота, мощь леса в этом стихотворении? Что ещё мы должны помнить, к какому выводу должны прийти? (Сохранить красоту леса для будущего поколения, чтобы через десятилетия вы могли бы сказать: «Шуми, шуми, зелёный лес!»)

Итак, любить и дружить, беречь и защищать надо не только людей, но и природу, которая помогает жить.

На одном из уроков литературы мы обращаем внимание на такие понятия, как боль за других, чувство сопереживания, сочувствия, тревога за родных, близких. Примеры берём из произведения А. Г. Алексина «Самый счастливый день» (6 класс).

Увидев родителей в ссоре, мальчишка пытается их помирить. Парень знает, что радость и горе сближает людей, и пытается сначала воздействовать на родителей радость, предпринимает усилия: делает уборку в квартире, зарядку…И идёт на отчаянный шаг: он решил «объединить их при помощи горя». Неумело, по-мальчишески тактично, он спасает свою семью, открывает папе и маме глаза на лучшие качества их характеров, помогает преодолеть размолвки и ссоры. Сколько доброты, нежности и внимания к близким у мальчика! Дети зачитывают цитаты, высказывают своё мнение.

Позже мы рассматриваем на другом уроке такие понятия, как доброта, совесть, помощь, благородство, стыд, равнодушие. «Цель добра начинается с малого – с желания добра близким»,-писал Д. С. Лихачёв в «Письма о добром и прекрасном». Эти слова я зачитываю на многих уроках литературы в 5-ом классе. Обращаюсь к детям: «Почему мы говорим: «Доброе утро!», «Здравствуйте!»? (Мы желаем добра и здоровья.)

На уроке внеклассного чтения в 5-ом классе по сказке Т. Александровой «Светофорчик» очень важно было найти основную мысль в произведении и зачитать цитату. После беседы по содержании сказки ребята быстро нашли ответ на поставленный вопрос: «Я хотел быть добрым ко всем, но чуть не погубил всех. Лучше иногда сказать «нет», чем всегда «да».

Говоря о нравственных понятиях, учу различать не только зло, но и добро, но и понимать различие добра. Дети понимают и говорят, что добро бывает разное: «Дал списать – добрый, а не дал – плохой». А это не так. Это зло, это не помогает ученику, а унижает его.

Также вопросы нравственности раскрываем на внеклассном мероприятии (6-7 классы) «Суровые холода детства» (по книге А. Лиханова «Последние холода»), которое проводила как литературный салон. Зачитываю эпиграф: «Главное – делать людям добро, пусть маленькое, но добро, каждый день, каждый час. Чтобы своим существованием облегчить людям жизнь».

— А как вы понимаете, что такое добро, доброта? Приведите примеры доброты.

Разбираем эпизод из рассказа, как Кирилл Пухов просил прощения у дедушки. Читаем стихотворение С. Острового «Слово о равнодушных».

Далее шёл разговор о том, как важно, чтобы слово, которым воспитывает человек других людей (на примере дедушки), не расходились с его делами. Зачитываем строки из книги о жизни генерала Н. Б. Иванова. Высказываем своё мнение по главе «Кладовщик», из которой узнаём, что бывший генерал, дедушка, работает на складе, выручает другого дедушку. Здесь же, в литературном салоне, мы обращаем внимание на такие понятия, как благородство, совесть, боль за других, сочувствие, сопереживание. Дети инсценируют эпизоды из книги «Последние холода». А конце мероприятия дети ответили на вопрос: «Чему учат книги А. Лиханова? Что я взял для себя с этой встречи?» Ответы были разные:

— Доброта делает человека красивым внешне и внутренне.

-Нужно заботиться о дедушках и бабушках.

-Нужно слышать и слушать взрослых.

-Нужно помогать всем, особенно тем, кто попал в беду как Вадим и Маша

-Нельзя заслуги деда перенимать на себя, как это сделал герой в повести «Мой генерал».

— Нельзя злиться на друзей и т.д.

Пришли к выводу, что «человек должен подниматься над самим собой, над своими заботами и думать о смысле своей жизни». Дурное и мелкое забывать, а помнить о доброте, так как умная доброта располагает к себе людей. А если будет рядом много друзей, то человек будет счастлив.

Зачитываю слова о важном, которые нужны для энергичных, неудержимых ребят из книги Я. Корчака «Правила жизни»: «Один вспыльчивый, легко впадает в гнев, другой редко злиться, один умеет хоть немного, да владеть собой и сдерживаться, другой сразу приходит в неистовство, словно убить хочет. Про таких ребят говорят: «Раб своих страстей». Правильно говорят: тот, кто не умеет сам себе приказать: «Перестань!!, у кого нет сильной воли – тот раб: всякий доведёт его до белого каления. Мудрец сказал, что приказывать другим легко, а ты научись быть господином собственных мыслей и чувств».

Дети приходят к правильному выводу, что герой был не прав по отношению к Кириллу Пухову (Газовый Баллон). Нужно уметь сдерживаться, а не злиться, как это было с героем в романе «Мой генерал».

Читая с учениками сказку Оскара Уайльда «Мальчик – звезда» (5 класс), искали ответы на вопросы: «В чём истинная красота человека? В чём заключается ответственность человека за свои слова и поступки?» Дети приходят к выводу, что у Мальчика-звезды нет «тёплых» чувств, сердце каменное, он не понимает, что такое сочувствие, неблагодарность, беспрекословное повиновение, зло, жестокость. Радостно было, что дети говорили о внутренней красоте, которая является сокровищем для любого человека, чего не было у Мальчика-звезды. «Он красив, но жесток к людям, у которых живёт, жесток к своим сверстникам. И самое страшное – он прогнал мать от себя. И был наказан». «Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества».

Разговор на уроке заканчиваю такими вопросами:

— Почему Мальчик-звезда изменился? В чём его изменение?

(Изменения во внешности подготовлены изменениями во внутри, так как жестокость отражена на лице. «Он плакал, страдал и научился страдать.)

-Когда человек может стать некрасивым? (Во время болезни, страданий, злобы, жестокости- это внутренняя грязь; некрасивыми могут быть чувства, поступки и по этой причине люди теряют привлекательность)

— Что больше всего ценит Мальчик-звезда в конце сказки? (Любовь и прощение родителей, возможность помогать людям.)

Очень важно обращаться к поставленным на уроках нравственным проблемам на разных этапах формирования личности ученика. Закрепляя определённые моральные понятия, я перевожу разговор и на определённые навыки поведения. Домашнее задание предлагаю в форме мини-сочинения: «Кто из героев мне ближе и почему?», «Всегда ли я понимаю друга?», «Чему научила меня книга…(имя автора)?» Иногда выполняем творческую коллективную работу: составляем диафильм (рисуем и подписываем кадр); сочиняем свои произведения (стихи, сказки).

Конечно, иногда бывает трудно «достучаться» до сердца маленького шалуна, злюки, задиры, тогда я вспоминаю слова И. Токмаковой из сказки «Счастливо, Ивушкин»: «…если отнестись с добром, в нём проснётся тёплый солнечный зайчик, и ответит добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь. А если человек делает плохо – не сердись, не обвиняй его. Просто солнечный зайчик очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его, и увидишь, как всё буде хорошо».

Не сразу просыпается солнечный зайчик, но надо его разбудить. Как? Беру примеры из художественной литературы. Анализируя тот или иной эпизод, учу детей видеть доброе, прекрасное в человеке. На примере героев из литературы воспитываю в детях общечеловеческие ценности.

Хорошие взаимоотношения в семье, понимание, ласка, любовь, доброта делают человека лучше. Литература помогает развивать эти и другие нравственные качества в ребёнке.

Красиво говорят горцы: «Продай поле, дом, потеряй всё имущество, но не продавай и не теряй в себе человека». Человека, у которого «должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (А. П. Чехов).

И что бы то ни было, нужно ребёнку лучше понять и глубже постичь назначение человека, тогда ему легче будет найти своё место в жизни. А для этого нужно видеть в человеке человека. Раскрывать, раскрывать и ещё раз раскрывать на примере литературы и жизни, что душа человека и его мысли должны быть прекрасны, так как он (человек) знает (должен знать), что такое честь, совесть. долг, любовь, дружба, добро, зло, справедливость, стыд, жестокость, эгоизм и т.д. Эти понятия должны вырабатываться в повседневной жизни, а не только на уроках литературы. А нравственный опыт, накопленный родом, требовал закрепления и систему запретов, табу. Это табу помогало и помогает расти нравственной личности. Табу на всё отрицательное, плохое делает человека прекрасным. Понимая, «что такое хорошо и что такое плохо», ребёнок растёт в собственных глазах и становится лучше, прекраснее.

Литература

1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г. С. Меркин, 2009

2. В.Л. Александров. Твоя союзница, учительница. М., Просвещение,1989г.

3. Леонид Вукулов. Поговорим об истинных ценностях. М., Просвещение, 1992г

4. Л. Г. Каменецкая Чувства добрые пробуждать. (Б-ка учителя русского языка и литературы). Киев, Радяньска школа, 1990г.

5. И.К. Кузьмичёв. Литература и нравственное воспитание личности. М., Просвещение,1980г.

6. И.К. Кузьмичёв. Нравственные основы советской литературы.М., Просвещение, 1986г.

7. Я. Корчак Воспитание личности. М., Просвещение, 1992г.

8. Г.П. Лазаренко. Принципы и технология литературного образовния школьников. Ж. Литература в школе, №1,1996г.

9. Д.С. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном. М., Детская литература,1988г.

10. А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. Формирование мотивации учения. М., Просвещение, 1990г.

11. А.В. Хуторской. Технология Ж. Школьная технология, №4, 1998г.