Нравственные идеалы

Идеал

В специфически этическом смысле идеал предполагает некоторый универсальный, т. е. не изменяющийся в зависимости от обстоятельств, лиц, индивидуальных вкусов стандарт. Идеал — это, во-первых, наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное нравственное представление о благом и должном, во-вторых, образ совершенства в отношениях между людьми или — в форме общественного идеала — такое устроение общества, которое обеспечивает это совершенство, в-третьих, безусловный высший образец нравственной личности.

Важной философской проблемой является проблема соотношения идеала и реальности. В ее решении можно выделить два основных подхода — натуралистический и трансценденталистский.

При первом из них, натуралистическом, идеал, как и мораль в целом, выводятся из эмпирической — природной или социальной — реальности или считаются полностью ею обусловленными. В рамках такого подхода выделяют три трактовки идеала. Во-первых, идеал может пониматься как результат обобщения и абсолютизации в культуре того, что составляет предмет потребностей человека. Например, вечным упованием человека было полное насыщение и исчерпывающее удовлетворение всех его нужд. Образ райских кущей, обращенный в предысторическое прошлое, или образ коммунизма с его принципом «каждому по потребностям», обращенный в сверхисторическое будущее, в качестве идеалов представляют именно такую схему. Впрочем, эта схема органична самой морали. Одно из базовых моральных требований, золотое правило, гласит:

«Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». (Мф., 7:12).

Здесь «как хотите», конечно, подразумевает не каприз и пристрастие («хочется!»), а желаемое всегда и для всех. Такова логика обычного морального, шире — ценностного, сознания. Тем не менее трудно избежать впечатления произвольности выбора желаемого при апелляции к потребностям человека в таком определении идеала.

Во-вторых, идеал может представляться результатом обобщения содержания норм и правил или отвлечения этого содержания от конкретных задач действия. Так, люди на основании опыта приходят к пониманию того, что в определенных ситуациях следует поступать определенным образом, это понимание отражается в норме (правиле, законе). Существованием нормы человеку вменяется определенное поведение (определенные действия), однако нормой же предполагается, что она может быть не исполнена (из-за незнания или по своеволию). Подобным образом понятый идеал представляет такое положение, когда норма исполняется всегда по свободному выбору человека. Но тогда получается, что идеалов столько, сколько норм и нет идеала вообще, но есть идеалы добра, справедливости, человечности и т. д. Мораль остается без общего нормативно-ценностного стандарта, без универсального критерия суждения и действия.

В-третьих, идеал может пониматься как вытекающие из социальной или индивидуальной действительности требование или ценность, раскрывающие перед человеком более обширные перспективы. Идеал сохраняет при этом образ совершенства. Это очень важно для миросозерцания человека, поскольку предъявляет ему требование самосовершенствования. Однако так понятый идеал оказывается сведенным к ценностной ориентации или поведенческой установке и также остается лишенным универсальных и абсолютных характеристик.

При трансценденталистком подходе к морали идеал рассматривается существующим как бы независимо от реальности и данным человеку непосредственно в его нравственном опыте. То, как он дан человеку, может трактоваться по-разному: как результат божественного откровения или интуитивного прозрения, как «голос совести» или сознание безусловности долга. Такая концепция идеала предполагает, что высшие моральные представления радикально противостоят реальности, должное (т. е. то, что и как должно быть) противостоит сущему (т. е. тому, как обстоят дела в действительности), а ценности — фактам.

Эти подходы, выраженные в соответствующих теориях морали, можно рассматривать как типологически различные. Они действительно противоположны в вопросе о происхождении идеала. Однако если рассмотреть их с точки зрения проблемы идеала в целом, то натуралистические концепции идеала можно признать в качестве теории происхождения и становления идеала как формы ценностного сознания, тогда как трансцендентные концепции идеала — в качестве теории, представляющей логические и психологические аспекты функционирования идеала в ставшем виде, как особого рода — универсальной — ценности.

Независимо от того, каковы реальные истоки высших ценностей и идеала, они функционируют автономно по отношению к действительности — как действительности частных интересов, социальных групп, ситуативно меняющихся ролей личности, различных профессиональных, статусных или функциональных обязанностей и т. д. Аристотель, Фромм или религиозные мыслители существенно расходятся в своих теоретических идеях. Но все они утверждают, что содержание идеала обусловлено тем, что есть человек как человек. Они указывают, что ценностный мир человека в самом деле автономен — по отношению к социальной реальности, или реальности, воспринимаемой практическим, эмпирически ориентированным сознанием, что бы ни говорили на этот счет исторические материалисты.

Высшие ценности представляют собой часть духовного мира. Даже обусловленные эмпирически в своем становлении и развитии, они — безусловны в своем ставшем и развитом виде. Отчасти здесь та же проблема, которую мы затрагивали, рассматривая моральное учение Милля (тема II): общие нравственные положения не выводятся из частных ситуаций, отдельные примеры не обусловливают критериев оценки. Ведь всякий частный случай или пример, чтобы быть соотнесенным с моралью, сам должен быть оценен по ее принципам. Так что для того чтобы выделить некоторый частный случай в качестве морального примера, необходимо иметь критерий, по которому мы оцениваем что-то как хорошее или дурное. А это значит, что само положительное или отрицательное значение примера зависит от принятых общих положений. В ценностном плане общее приоритетно по отношению к частному. Высшие ценности воспринимаются как закон, которому должен соответствовать эмпирический мир, как должное, которое вменяется сущему.

Не в том суть жизни, что в ней есть,

но в вере в то, что в ней должно быть…

(И. Бродский)

Как элемент нравственного сознания идеал является одновременно ценностным представлением, поскольку им утверждается определенное, безусловное, положительное содержание поступков, и императивным представлением, поскольку это содержание определено в отношении воли человека и вменяется ему в обязательное исполнение. Как мы увидим (в следующих двух темах), в структуре морального сознания идеал занимает ключевое место: именно идеалом, определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т. д.

Впрочем, роль идеала оценивается по-разному. По тому, признается ли существование универсального и абсолютного идеала в качестве критерия выбора ценностей и оценки, моральные философы и вообще все те, кто рассуждает о морали, делятся на абсолютистов и релятивистов. Релятивизм выражается в следующей позиции: нет такой ценности или такого правила в данной культуре, относительно которого в другой культуре не существовало бы прямо противоположного. Или в более сильной версии: нет такого нормативного и ценностного положения даже в одной культуре, относительно которого трезвый ум, в ней же сопребывающий, не мог бы высказать иного, существенно отличного и не менее убедительного. Релятивисты считают, что нормы и ценности не являются сами по себе истинными и значимыми; они — адекватны тем задачам, которые стоят перед людьми в данных обстоятельствах. Проблема релятивизма особенно остро встала в эпоху, провозгласившую себя словами Ф. Ницше: «Бог умер». Массовая секуляризация сознания, плюрализация социокультурных стандартов и поведенческих стереотипов — благодатная почва для релятивизма. Разумеется, в современном обществе, в ставшем таким тесным и прозрачным мире многие ценности небезусловны и ситуативно изменчивы. И вообще, если правомерно говорить о моральном творчестве, то не должно ли оно предполагать приоритетность самой личности как субъекта морали, личности, принимающей решения, действующей и высказывающей суждения, над предъявляемыми ей обществом нормами и ценностями? (Оставляя пока вопрос открытым, мы продолжим рассуждение о релятивизме в следующих темах.)

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес



Актуальное интервью

Духовные идеалы современности

и образование

Р.Г. Абдулатипов

доктор философских наук, профессор, и.о. ректора Московского государственного университета культуры и искусств

Третий международный симпозиум «Вузы культуры и искусств в едином мировом образовательном пространстве» стал заметным событием культурной и научной жизни многих стран мира. Он с каждым разом вовлекает в свою орбиту все больше ведущих ученых, деятелей культуры и искусства, политиков. Большой общественный интерес к симпозиуму определяется его обращенностью к самой важной проблеме нашего времени — проблеме сохранения культуры, усиления её реального влияния на общественно-политические процессы, как в глобальном, так и в локальном измерении, а также к конкретной нацеленности на преодоление кризисных явлений не только в экономике, но прежде всего в духовной сфере человечества.

Современность ярко демонстрирует повсеместный кризис общественных идеалов и ценностей, составляющих духовное ядро культуры и придающих культурной системе качество органичной целостности, аутентичности. Кризис сопровождается усилением энтропийных процессов, социальным, моральным, экономическим и интеллектуальным хаосом, потерей нравственных приоритетов, резкой поляризацией общества, разрушением многих традиционных социальных институтов.

Преодоление духовного кризиса современности возможно только на пути к духовному идеалу.

В системе современных культурно-мировоззренческих принципов и универсалий всё большее место начинает занимать категория

духовного идеала, которая раскрывает совокупность нравственных принципов и норм, имеющих приоритетное значение в жизни людей, независимо от их социального положения, национальной принадлежности, вероисповедания, образования, возраста, пола.

Идеалы духовности концентрируют в себе фундаментальные права человека на жизнь, труд, образование, личную неприкосновенность и безопасность, равноправие, свободу, собственность, любовь к детям, почитание старших, заботу о близких, патриотизм, честность,

предпринимательство и др. Духовные идеалы являются общими для всех людей, для всего человечества как культурные суперсистемы, выработанные в результате обобщения многовекового опыта социокультурного развития мира. Они объединяют людей на основе общезначимого характера выражаемых ими интересов и потребностей, ориентируют в отношениях друг к другу, к обществу.

Безусловно, проблема духовного идеала — это прежде всего проблема философии, которая не может занимать позицию «стороннего наблюдателя». Но формула К. Маркса об «изменении мира» философией обретает новый смысл: вместо насильственного изменения — способствовать его естественному обновлению на основе прогрессивных внутренних потенциалов. Для мирового сообщества нужна мировая философия, разрабатывающая принципы этого объединения, решающая, по мере своих возможностей, глобальные мировые проблемы.

Центральная проблема современности стремление стран и народов к духовному идеалу и отсутствие возможностей для полноценного и всеобъемлющего его достижения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современный цивилизованный человек преодолевает локально-национальную ограниченность и существует как «всемирно-исторический индивид», поскольку живёт за

счёт продуктов материального и духовного производства, науки, культуры, информации всего мира. Тенденция к мировому объединению человечества все более обозначается в социально-историческом цивилизационном процессе, охватывая широкие круги населения разных частей мира.

Современный человек во многом дезориентирован — он зачастую принимает за идеал то, что таковым не является. Считает идеалом то, что не укоренено в культуре и не подкреплено ее традицией. Утрата ясного духовного идеала -опасное явление культуры, которое оказывает разрушительное воздействие на все общемировые процессы. Уже в начале 90-х годов XX века Ф. Фукуяма констатировал, что несмотря на глобализацию мирового развития, в истории наблюдается не ослабление, а усиление насилия и агрессии.

Расширение общего рынка и становление глобальной экономики в международных делах означают снижение вероятности серьезных межгосударственных конфликтов, хотя и не исключают их. При этом «мир будет разделен на две части: одна будет принадлежать истории, другая — постистории. Конфликт между государствами, принадлежащими к вышеуказанным частям мира, будет по-прежнему возможен. Сохранится высокий и даже всевозрастающий

Пленарное заседание симпозиума

туальмое интервью

5Утр(«й»п

ЦСДИЛ

|л№ПмН|ми1

уровень насилия на этнической и националистической почве, поскольку эти импульсы не исчерпают себя и в постисторическом мире» (Ф. Фукуяма).

Разрыв истории и современности (постистории) — это прежде всего разрыв в духовной традиции. Основные проблемы современного человека обусловлены снижением его духовного потенциала, неспособностью воспроизводить ментальные конструкты духовности. Повсеместно в обществах складывается новая, во многом несовершенная, система духовных идеалов и ценностей, что приводит к росту социальной напряженности, появлению социальных и личностных деструкций, утрате этнокультурной идентичности.

Стремление современного человека к осознанию себя как части мира и к осознанию своей миссии по сохранению культуры мира неизбежно соприкасается с задачей поиска и сохранения идеалов духовности.

Образование, органично встроенное в культуру, способно выстроить в человеке вертикаль безусловных ценностей, сформировать пространство идеальных смыслов, в которых современный человек заново обретает себя. Других путей сохранения идеалов духовности нам не дано.

В связи с этим университетское сообщество вузов культуры и искусств всего мира должно взять на себя особую миссию — миссию сохранения и продолжения духовного потенциала современ ности.

Университет культуры и искусств первой четверти XXI столетия — это активный участник разработки культурной политики многонациональных государств, хранитель идеалов духовности и продолжатель лучших культурных традиций народов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такой университет активно участвует в широкой этнокультурной работе, которая обеспечивает сохранение традиционной народной культуры, формирует в подрастающих поколениях глубокий интерес к изучению культуры народов собственной страны и стран всего мира.

Здесь нельзя по количеству и по каким-либо параметрам мерить и судить. Каждый этнос — это самодостаточная единица, феномен общества, природы, живой организм. Тут количество и параметры совершенно никакой роли не играют. Они характеризуют только возможности, потому что чем больше народа, тем больше налогоплательщиков, больше возможностей для развития…

Особенно важной эта проблема является для России. Поэтому должна быть разработана специальная программа по национальным меньшинствам. Мы ратифицировали Европейскую Конвенцию, а специальной программы до сих пор у нас нет.

Наше государство и в перспективе будет многонациональным, но при этом мы должны быть одним народом. В первой статье Конституции Российской Федерации написано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…». Это говорит о том, что главной задачей

1 1

Культура и образование

государства является собирание этих народов в единое государство. Когда мы станем единым народом — и волеизъявление будет единым. Следовательно, мы сможем успешно решить задачи реформирования нашей страны. Это будет только тогда, когда каждый из нас почувствует себя достойной личностью, в результате чего сохранятся достоинство и культура народа.

Духовный кризис общества и реальная опасность утраты культур, идентичности резко активизировали процессы национального самосознания, в сфере которого происходит интенсивный поиск ценностей культурной интеграции и национальной консолидации. Мировоззренческой предпосылкой преодоления духовного кризиса являются: воссоздание тех идеалов и ценностей, которые составляют ядро отечественной культуры и определяют её уникальность; возрождение национального идеала; актуализация в общественном самосознании духовных референтов.

Преодоление духовного кризиса общества невозможно без опоры на гуманитарную интеллигенцию.

Сегодня одна из главных проблем не только в России, но и в мире в целом — резкое сокращение числа гуманитарной интеллигенции и снижение её влияния на население планеты. Результатом численного сокращения гуманитарной интеллигенции стало резкое падение социально-бытовой культуры населения, поскольку «культурное поведение» в общественных местах перестало быть социальной нормой.

Разумеется, радикально исправить положение не в силах ни один вуз, но социальной миссией вузов культуры, и в первую очередь Московского государственно университета культуры и искусств, является воспроизводство гуманитарной интеллигенции. И при благоприятной культурной политике будет возрастать влияние этой когорты на нравы населения, культурные нормы СМИ и т.п. Количественный и качественный рост когорты гуманитарной интеллигенции рано или поздно приведет к изменению общего культурного климата в наших странах и норм социального поведения массы населения.

В связи с этим особое значение приобретает вопрос о качестве образования и его нацеленности на воспитание духовности — наши

выпускники должны обладать гуманитарной культурой и эрудицией, достойной интеллигента. А это, в свою очередь, ведет к увеличению объемов и числа курсов общегуманитарной подготовки (иностранных языков, философии, культурологии и т.п.).

Наша задача — разработать национальную программу воспроизводства гуманитарной интеллигенции в России (во всем многообразии ее конкретных специализаций) и план внедрения её во все управленческие и образовательные органы страны.

Духовный идеал всесторонне осмыслен в мировой философии, в этом понятии сконцентрированы те из мыслей философов, которые можно считать наиболее существенными, великими, уже оказавшими мощное воздействие на человеческий дух, на философию и всю культуру и продолжающими сегодня это влияние оказывать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Включение этих идей в категориальную систему современной философии, рассмотрение феномена духовного идеала как многосторонней проблемы теории и практики культуры актуализируются вступлением человеческой истории в переломный этап, связанный с социально-экономическими и духовными преобразованиями, переоценкой старых ценностей и сотворением новых.

Мировоззренческая ставка на власть, борьбу и войну, как движущие силы истории сменяется установкой на сознательное перемирие враждовавших прежде социальных сил, учение искусству взаимной лояльности и мирного сотрудничества. Мир через культуру — центральная идея современности, которую невозможно решить без всемерной поддержки образования, воспроизводящего гуманитарную интеллигенцию, культурный потенциал наших стран и народов.

Поэтому миссия образования в сфере культуры и искусств по сохранению духовных идеалов поднимается на уровень аксиологической идеи, выходит за рамки абстрактно-теоретических и рассудочных определений. Эта идея характеризуется высокой социально-культурной значимостью, практической направленностью и действенностью.

Идеал состоит в реализации своего собственного «Я».

Д. Мур

Теперь целесообразно перейти к раскрытию сущности понятия «нравственный идеал человека». В современном психологопедагогическом словаре дается следующее толкование понятия

«идеал»: «(греч. idea — идея, первообраз) образ совершенства, наиболее ценного и величественного в культуре, искусстве, отношениях между людьми, нравственное и абсолютное основание морального долга, критерий разделения добра и зла. Содержание идеала часто складывается как альтернатива действительности, как внутренний протест против устоявшегося порядка вещей.

Основные точки зрения в понимании феномена нравственного идеала человека можно выразить и классифицировать следующим образом. Основным критерием, определяющим наличие разных подходов к рассмотрению нравственного идеала, является степень отношения (приближения) его к действительности. Можно выделить следующие основные подходы в этике к решению проблемы отношения нравственного идеала к действительности.

Одним из них является подход И. Канта, который осуществил попытку раскрыть структуру идеала и его место в деятельности, отношениях и сознании человека По Канту, идеалом может быть только человек, разумно утверждающий свои цели и, таким образом, сознательно стремящийся к совершенству. Идеал принципиально недостижим в действительности. Он представляет собой регулятивную идею и указывает скорее направление цели, чем саму цель, и поэтому руководит человеком скорее как чувство верного направления чем как ясный образ результата. Только в искусстве идеал может быть представлен в виде образа — в форме прекрасного, а значит, жизнь идеала допускается только в искусстве.

В марксистской философии рассмотрение соотношения идеала и действительности происходит с позиции диалектики сущего и должного. Понятие должного шире идеала, а идеал воплощает в себе не все, а лишь определенные грани должного. «Идеал — желаемое будущее, оцениваемое как высшая, более совершенная, с точки зрения достигнутого, ступень развития, высшая цель человеческого бытия…. В нравственном идеале… мы находим… общее представление о совершенном обществе, об образе человеческой личности, ее назначении, цели и месте в жизни… Нравственные идеалы всегда стоят несколько выше достигнутого, совершеннее его, иначе они не были бы высшим образцом, своеобразным эталоном для многих реально живущих в обществе людей» .

Согласно позиции экзистенциализма, у каждого человека свой нравственный идеал, и он непосредственно соотносится с реальностью. Чем является нравственный идеал человека по отношению к действительности, субъектом или объектом, определяется в «пограничной ситуации», или акте «кризисного прозрения», в которых человек должен сделать нравственный выбор, «с кем он»: со своим нравственным идеалом, или с несовершенной действительностью.

Целесообразным является синтезированное представление о нравственном идеале человека Содержательный аспект нравственного идеала человека лучше всего отражает позиция И. Канта. Исходя из этого общие черты содержательного аспекта нравственного идеала человека определяются нами следующим образом:

  • • нравственный идеал человека имеет идеальную, духовную сущность;
  • • основные формулировки категорического императива составляют главное содержание нравственного идеала человека;
  • • в содержании нравственного идеала человека представлены такие неотъемлемые его характеристики, как абсолютность, универсальность, совершенство;
  • • содержание нравственного идеала человека имеет определенную автономию к изменчивому влиянию исторической действительности и окружающей социальной среды;
  • • содержание нравственного идеала человека наделено свойством императивности по отношению к действительности.

Возникновение, развитие, формы воплощения нравственного идеала человека в действительности более полноценно раскрываются в позиции марксистской философии. Исходя из этой позиции можно обозначить следующие черты нравственного идеала человека применительно к обозначенному нами аспекту:

  • • рассмотрение нравственного идеала как явления, находящегося в процессе постоянного динамического становления и развития Смена одной конкретизации нравственного идеала человека другой осуществляется по мере воплощения нравственного идеала человеком в действительности;
  • • рассмотрение соотношения идеала и действительности с позиций диалектики сущего и должного, обуславливающей необходимость и возможность воплощения нравственного идеала человека в действительности;
  • • рассмотрение нравственного идеала человека как продукта чисто человеческой деятельности отношений и сознания. Нравственный идеал не может существовать в отрыве от нравственных потребностей человека;
  • • характеристика окружающей социальной среды как фактора, оказывающего большое воздействие (положительное или отрицательное) на актуализацию человеком своего нравственного идеала.

Определение субъекта-носителя нравственного идеала человека более верно, на наш взгляд, представлено в позиции ситуативной этики и экзистенциализма. Итак, субъект — носитель нравственного идеала, раскрывается посредством следующих его определений:

  • • носителем нравственного идеала является человек как деятельный, свободный, ответственный субъект, творец своего нравственного поведения через избранный им нравственный идеал;
  • • подчеркивается приоритет конкретного человека (индивидуальности) перед всевозможными формами внеиндиви- дуальной деятельности, отношений и сознания (религией, обществом, социальным классом, политической идеологией, группой, авторитетом и так далее);
  • • именно человек, его неповторимый индивидуальный мир, объявляется подлинной этической реальностью (нравственностью, находящейся в диалектической противоположности морали), в котором только и возможно воплощение и существование нравственного идеала.

Таким образом, нравственный идеал человека — это универсальный, абсолютный, целостный эталон этически совершенного человека, центром содержания которого является понимание человека как цели и никогда как средства. Содержание нравственного идеала человека не только автономно, но и императивно по отношению к действительности. Нравственный идеал человека служит абсолютной ценностью, целью, образцом, стандартом для определения Смысла жизни и направления нравственного самосовершенствования человека Только человек может быть носителем нравственного идеала в силу своих неотъемлемых экзистенциальных характеристик деятельности, свободы, творчества, субъектности, ответственности; является творцом данного идеала, который может возникнуть, существовать и воплощаться только в подлинной этической реальности — нравственности в процессе своего непрерывного нравственного роста (становления). Конкретизации нравственного идеала человека постоянно совершенствуются в ходе исторического развития человечества, вбирают в себя наиболее ценные особенности индивидуального и общественного менталитета (своего народа).