О граде божьем кратко

Читайте также статью Сочинения Аврелия Августина Блаженного

В тяжкие годы падения Западной Римской империи под ударами варваров некоторые христианские писатели, как это ни странно, считали торжество варваров прогрессом для истории. Язычники, которых тогда было еще много, видели в этих грозных нашествиях варваров на цивилизацию наказание за отказ от древнего культа и винили в этом христиан. Однако набожные христиане пытались объяснить ниспосланием Божьим бесчисленные бедствия, которые принес не только Аларих, но и мелкие варварские вожди, губившие империю.

Скорбный вопрос о том, что вызвало падение великого Рима и что будет с Европой вслед за этим, был неразрешимой загадкой для того времени. Крупнейший церковный писатель V века, блаженный Аврелий Августин, за сорок лет до нашествия Аттилы, взялся разрешить эту роковую дилемму. Августин в своем сочинении «О граде Божьем» («De civitate Dei») становится на сторону варваров; он старается убедить, что история пойдет от них дальше по божественному предопределению.

Аврелий Августин Блаженный

Аврелий Августин Блаженный. Фреска VI века в капелле Санкта-Санкторум, Латеран (Рим)

Блаженный Августин был по происхождению римлянином из Карфагена. В молодости он долго вел порочную и разгульную жизнь. Сперва Августин увлекся манихейством, потом занимался астрологией; но в его духе было много аскетизма, и путем долгой борьбы он пришел к христианству. Встреча с епископом Амвросием сделала Аврелия Августина христианином; он стал ревностным неофитом, а потом сделался епископом города Гиппона и в короткое время прославился, как лучший писатель западной церкви. Он положил начало разработке католического богословия, и до сих пор его сочинение «Об истинной религии» служит своего рода кодексом для благочестивых католиков. Кроме того, Августин внес в него идею предопределения, которой после воспользовалась эпоха реформации. Хорошая литературная подготовка, тщательное изучение сочинений Цицерона сделали Августина блестящим писателем. В его стиле преобладают прекрасные приемы латинских классиков. «Исповедь» блаженного Августина стала любимой книгой благочестивых католиков. Недаром она служила воспитанию пятидесяти поколений набожных католических душ.

Труд Аврелия Августина «О граде Божьем», написанный в 414 и 415 гг., имеет важное историческое, политическое и социальное значение. Августин установил тесную связь между варварством и христианством. Он отдает всю будущую историю варварству, т. е. миру новому, для которого как бы уготована новая религия. Блаженный Августин отмечает со снисхождением опустошения, убийства, грабежи; все это повторялось при завоевании Рима. Он удивляется этому милосердию варваров и приписывает его влиянию самого Господа. Его изумляет, что обширные базилики были назначены варварским вождем для людей, искавших убежища от погрома и разрушения. В книге «О граде Божьем» Аврелий Августин проводит параллель между варварскими вторжениями V века, нашествием галлов и проскрипциями Мария и Суллы. Разве те демоны, в которых вы верите, спасают вас от бедствий? – спрашивает Августин римлян. Гусям или Богу обязан Капитолий спасению от галлов? Где были ваши боги во время поражения последних римских императоров; где были боги во время всех ваших несчастий?

Наша власть началась недавно, говорит Августин о христианстве; она не имеет связи с таким развратом и испорченностью. Ваши предки, говорит он о язычниках, сделали войну ремеслом и поработили соседние народы Востока. Роскошь, мотовство и разврат были естественными последствиями римских побед. Праздность римлян была результатом переполнения рабами Италии. Не мы, не христиане, наполнили Италию рабами; не мы поставили их ниже животных; не мы заставляли их исполнять работы, которые должны были нести скоты. Что касается нас, то мы проповедуем иное учение. Мы, христиане, не налагали на жителей порабощенных городов оков. Не мы заставляли собственников покидать свои имущества и бежать; не мы развратили вашу чернь даровой пищей, цирками и театрами; не мы погубили сенат и аристократию; не мы обессилили легионы, заставляя их сражаться между собой; не мы первые унизили Рим. Разве не Диоклетиан, вопрошает Августин на страницах «Града Божьего», первый подал пример к унижению Рима, перенеся столицу в Никомедию? Ваши императоры раздавали права гражданства всем народам; они сами разрушили патриотизм. Не мы, продолжает Августин, заправляли армией, которая на протяжении девяноста двух лет дала нам более тридцати императоров и столько же претендентов.

Рукопись Августина

Средневековая рукопись сочинений Августина Блаженного. Италия XV век

Источник изображения

Чтобы соединить различные народы империи, надо создать нечто большее, чем мирские узы; эти узы нашлись только в христианстве. И вот возникает «град Божий», «царство Божие». Очистительный огонь варваров истребит язычество и сделает его достойным града Божия. Этому Божьему царству предстоит тысячелетие. В обновленных стенах града Божьего не будет честолюбия, жажды к славе; там будет царствовать мир и справедливость; там настанет святая жизнь о Господе. Августин возвестил, что наступает новый мир, новая история.

Вот что должны были отвечать христиане язычникам и вот в чем суть блистательного труда святого Августина. Церковь возлагает всю ответственность за несчастья на язычников. Мало того, Церковь со страниц «Града Божьего» отрешает римлян от истории и бразды империи предает варварам и потому-то снисходительно смотрит на гонителей, если только эти гонители христиане. Надо заметить, что Августин в конце своей жизни, когда книга «О граде Божьем» сделалась известной, должен был раскаяться в своих словах.

То, что было сформулировано Августином, стало убеждением на римском Западе. Из этой веры как бы исходила политика Запада. Византийский Восток еще остерегался этому верить. На Западе же было решено, что империя должна уступить место варварским королевствам. Ученые теологи Запада с книгой «О граде Божьем» в руках поддерживали господство варваров и за это получали, конечно, большие права и привилегии. Два начала, варварство и церковь, соединяются и идут рука об руку. Вот почему средневековая история приняла такой клерикальный характер.

Особенно хорошо учение Августина было принято в Галлии, где варваров было очень много. Проспер, богослов из Аквитании, книгу «О граде Божьем» в стихах и сверх того сам написал особое сочинение о призвании народов, где радуется грандиозному перевороту, который совершился в его время. Христианские проповедники старались воспевать достоинства варварских предводителей. Каждый из них стремился быть дружным с варварским конунгом, но вместе с тем в глубине души испытывал сочувствие к римлянам.

Титульныйлист реферата

Вверхууказывается полное наименование учебногозаведения. В среднем поле указываетсяназвание темы реферата без слова «тема»и кавычек.

Нижепо центру заголовка, указывается видработы и учебный предмет (например,реферат по литературе).

Ещениже, ближе к правому краю титульноголиста, указывается ФИО ученика, класс.Еще ниже — ФИО и должность руководителяи, если таковые были, консультантов. Внижнем поле указывается город и годвыполнения работы (без слова «год»).

АвгустинБлаженный и его время

Пятыйвек, несомненно, одна из важнейших эпоххристианской цивилизации. Это такритическая эпоха, когда церковь, вовсеоружии своей вполне сложившейсяорганизации, вступает в средние века,передаваясь от древнего греко-латинскогомира варварам и воспринимая в себягреко-латинские элементы. Вместе с темэто тот век, когда уже весьма резко ирельефно обозначается различие междухристианством эллинским, восточным илатинским, западным. Блаженный Августин- одна из самых интересных историческихличностей, которые когда-либо существовали.Оценка ее — одна из сложнейших и труднейшихзадач в виду разнообразия и богатстваэлементов, вошедших в состав его ученияи так или иначе повлиявших на образованиеего характера. Августин — во всехотношениях олицетворение той переходнойэпохи V-го столетия, когда один обветшавшиймир рушится, а другой созидается на егоразвалинах.

Онстоит на рубеже между древностью исредними веками: собирая обломки древнейкультуры, он вместе с тем закладываетосновы средневекового, частью же иновейшего европейского миросозерцания.Говоря словами Шарпантье, CivitasDeiАвгустина есть «надгробное вещяниемира нового». Эти слова могут послужитьпрекрасной характеристикой и всей жизнии деятельности нашего отца церкви. Этово всех отношениях двойственная личность:в ней воплотились и сосредоточилисьвсе противоположности его века. Болеетого, он предвосхитил и объединил в себеконтрасты нового времени, ибо, будучиотцом и, можно сказать, основателемсредневекового католичества, он вместес тем другими сторонами своего учениябыл пророком протестантства. И еслипротестанты и католики с одинаковымправом видят в нем своего родоначальника,то мы без всякого сомнения можем признатьего отцом западного христианства вовсех главнейших его разветвлениях.

АвгустинБлаженный – христианский теолог ифилософ, оказавший существенное влияниекак на развитие христианского богословскогоканона, так и на эволюцию культурызападного образца в целом. Родился вримской провинции Нумидии в г. Тагасте(современный Сук-Арас в Алжире). Сынязычника Патриция (римского гражданина,мелкого землевладельца) и ревностнойхристианки Моники, под влиянием котороймуж незадолго до смерти — 370 — принялкрещение и не без влияния которой А.обратился к христианскому вероучению.Получил гуманитарное образование,преподавал риторику в Тагасте, Карфагене,Риме и Медиолане (современный Милан). Вюности испытал влияние римских авторов,был сторонником манихейства, привлекшегоего, по ретроспективной оценке самогоАвгустина, системностью и риторизмом.Однако, когда манихейский лидер Фавстне сумел ответить на его вопросы, утратилдоверие к манихейству. Испытал влияниескептицизма Новой академии. Однаконаиболее серьезным увлечением в историидохристианской духовной эволюцииАвгустина стал неоплатонизм. Именно вконтексте латинских переводов ПлотинаАвгустин впервые познакомился страктовкой Бога как нематериальноготрансцендентного Бытия. Слушая проповедиепископа Медиоланского Амвросия (исходно– с целью анализа их риторическихаспектов), Августин находит убедительнымдля себя христианское вероучение. СамАвгустин приписывает этот глубокийвнутренний переворот, в нем произошедший,внутреннему чуду.В минуту, когда егострадания, муки неудовлетворенногоискания доходят до крайнего предела,внешний толчок выводит его из состояниясомнений и колебаний. Он слышит голос,говорящий «tolleetlege» (возьми и читай),и слышит плотскими ушами, но приписываетего откровению свышеи, раскрыв повнушению этого голоса Св. Писание,находит в нем текст, отвечающий егоисканию, и относит этот текст к себе,чем и решается его обращение. В 387, наПасху, в возрасте тридцати двух летАвгустин принял крещение в Медиолане.Основал монашескую общину в Гиппоне, втечение тридцати пяти лет был епископомГиппона, превратив там монастырь вбогословскую семинарию. Сорок три годажизни Августина, после принятия имхристианства, считаются в богословскойтрадиции образцом христианского образажизни и служения. В православии признанблаженным, а в католицизме — святым иУчителем Церкви. Августин считаетсяавтором устава, которым руководствуютсяряд монашеских орденов католическойцеркви: орден каноников-обсервантовсвятого Августина(августинцы-каноники),ассумпционисты(с середины 19 в.) и ряд женских монашескихконгрегации августинока также орденотшельников святого Августина,августинскиебратья, из которых вышел Лютер и ккоторому принадлежал Г.Мендель, ставшиевестниками новых изменений мира в своевремя, как и Блаженный Августин в свое.

Чтобыстать родоначальником средневековогомиросозерцания, Августин должен был всамом себе испытать и побороть язычество.Он соединил и выстрадал в себе всеболезни своего века, в полном смыслеслова нес на себе крест своего общества.Уже будучи на пути к обращению, наполовинухристианином, рассказывает Августин,»я искал, внутренне сгорая, откудазло. Каковы были мучения моего сердца,страдающего муками рождения, каковыбыли мои стенания, Бог мой!». Это –тревога души, невыразимая и непередаваемаясловами, которую, – продолжает Августин,–никто из людей не мог разделить и понять,которой один Бог невидимо внимал. Ещене вполне отрешившись от манихейства,читаем мы далее в «Исповеди», онискал истину в чувственной вселенной,вовне, тогда как свет истины – внутринас. «И он не заключен в каком-либоместе; между тем я взирал на вещи,находящиеся в определенном месте, и ненаходил в них места для покоя, и они непринимали меня в себя так, чтобы я могсказать: теперь довольно, теперь мнехорошо, и не позволяли мне возвращатьсятуда, где бы мне было хорошо.»

Дляраздвоенного в себе сознания весь мирпредставляется как нечто абсолютновнешнее, чуждое и враждебное. Ища что-либовысшее себя, абсолютное добро и истинуи вопрошая внешний мир, Августин видитв нем только низшее и не находит себепокоя. Этот чуждый и враждебный мир неспасает его от внутренней тревоги, аподавляет и угнетает его сознание.»Когда я восставал против Бога вмыслях моих, – продолжает он, – этинизшие существа возвышались надо ною,подавляли меня, не давая ни отдыха, нипокоя «. Чувственный мир извне давилего своей чуждой громадой, а когда онудалялся в глубину своего сознания, тои тут образы материальных вещей обступалии преследовали его, и все это вместе какбы говорило: «Куда идешь ты стольнечистый и столь недостойный «.

Никтоглубже и вернее Августина не изобразилэто внутреннее противоречие, это глубокоераздвоение, проникающее в самыесокровенные глубины нашего нравственногосущества. Отсутствие единства, цельности- основной признак нашей извращеннойприроды. Воля наша предписывает одно,а делает другое. Стало быть, она хочетне всем своим существом, не всем своимсуществом предписывает. «Ибо онапредписывает, поскольку она хочет,вместе с тем то, что она предписывает,не совершается, поскольку не хочет. Ибоволя предписывает, чтобы была воля, ипритом не другая воля, а она сама.Следовательно, не цельная воляпредписывает, и потому нет того, чтопредписывает. Ибо, если бы воля былацелостна, то она и не предписывала бы,потому что предписываемое уже было бы»,т.е., если бы воля не была внутреннеразделена, то не было бы раздвоениямежду намерением и действием и предписаниесовпадало бы в непосредственном тождествес исполнением. Это ненормальное состояниедуха, в котором наша воля частично хочет,а частично не хочет и единая личностьтеряется среди противоречивых желанийи аффектов, Августин называет уродством,болезнью духа. На самом деле «существуютдве воли, так как ни одна из них не естьцелостная воля, и то, что присуще однойиз них, то самое недостает другой».Все в нашем внутреннем мире раздроблено,все в нем — борьба, хаос и противоречие.

ТворенияБлаженного Августина.

  1. «Исповедь».В этом автобиографическом сочиненииАвгустин описывает свою жизнь в терминахмистического и духовного опыта. Этакнига есть свидетельство неукротимойсилы его веры, внутренней честности,пылкости, фантазии и свободы ума.

  2. «Отречение»,написанное в поздний период его жизни,представляет собой поправки изложенныхранее взглядов с позиции его изменившегосямировоззрения.

  3. «ОГраде Божием». Эта книга представляетсобой апологию христианства, в которойпервые десять книг посвящены опровержениюязычества, а в книгах XI-XVIII содержитсяописание двух «градов»: мирского иБожия. Под «градом» разумеется общество.Два града описаны симметрично впротивопоставлении друг другу.Пронизывающее эту книгу мировоззрениево многом обязано своим возникновениемсобытию, потрясшему весь западный мир,-взятию Рима Аларихом в 412 году. Основанныйбоже­ственным провидением, воспетыйВергилием вечный город, столица и центрцивилизации перестал существо­вать.Августин объясняет катастрофу тем, чтоРим был градом «этого мира», где ничеговечного нет и быть не может. Идея двух»градов» глубоко отразилась насред­невековом видении христианскогообщества.

  4. Рядсочинений «Против манихейства».

  5. Рядсочинений «Против донатизма». Донатистыбыли сектой, возникшей в результатегонений на хри­стиан. Они возражалипротив возвращения в лоно Цер­квитех епископов, которые скомпрометировалисебя во время гонений. По существувопрос касался пони­мания таинств:зависит ли их «действенность» от лич­ныхкачеств священнослужителей?

  6. Рядсочинений «Против Пелагия». Пелагий,ро­дом из Британии, был блестящиморатором и писате­лем, преподававшимгуманитарные дисциплины в Риме. В своихсочинениях он протестовал противнизкого уровня христианской жизни впослеконстантиновой Церкви, проповедуяхристианский героизм и совершен­ство.Церковь, согласно Пелагию, должнасостоять из непогрешимых, совершенныхлюдей, причем качества эти достижимычеловеческим усилием. В полемике сПелагием родилось учение блаженногоАвгустина о спасении через благодать.Он также писал против уче­ника ПелагияЮлиана Экланского, учившего, что неследует крестить младенцев, ибо онибезгрешны.

  7. «ОТроице» — богословский трактат, написанныйв более поздний период жизни Августина.Это умозри­тельное сочинение о тайнахПресвятой Троицы оказа­ло огромноевлияние на западное богословие. Хотясам Августин исповедовал никейскуюверу, а прибавка сло­ва Filioque к НикейскомуСимволу веры возникла не­зависимоот него и гораздо позднее, тем не менеена основании этой работы оказалосьвозможным догма­тическое оправданиеFilioque на Западе.

«Градземной» и «град божий»

Раскрытиюлогики или, лучше сказать, мистическойдиалектики, истории был посвящен главныйтруд Августина Блаженного – «DeCivitateDei»,название которого традиционно переводитсяна русский язык «О Граде Божием». Мыостаемся верными этойтрадиции, хотялучше было бы осовременить и уточнитьэтот перевод; правильнее было быпереводить «О государстве Бога» или «Обожественном обществе», так как в книгеречь идет не о граде-полисе древнегреческогоили древнерусского типа, а именно овсемирном, «экуменическом» сообществелюдей, и к тому же о сообществе неполитическом, а идеологическом, духовном.Даже космополитическая Римская империяслужила Августину лишь весьма неадекватноймоделью для его «всемирного сообщества».Более близкой моделью была реальносуществовавшая в его эпоху наднациональнаяхристианская Церковь, есclesia (община,сообщество).

Мистическаядиалектика всемирной истории представляетсяв «DeCivitateDei» противоборством двухдиаметрально противоположных по своиминтересам и судьбам человеческихсообществ: «сообщества земного»(civitasterrestris) и «сообщества небесного»(civitascoelestis). «Мы делим человечество, –пишет Августин, – на два рода людей:первый род состоит из тех, кто живет почеловеческим стандартам; другой – изтех, кто живет согласно божественнойволе. Символически мы также называемэти два рода двумя государствами, т. е.двумя сообществами человеческих существ,одному из которых предначертаноцарствовать в вечности с Богом, а другому– подвергнуться вечному наказаниювместе с дьяволом». В эти два сообществалюди объединены в соответствии схарактером их преобладающих влечений,с характером любви: «Земное государствосоздано любовью к самим себе, доведеннойдо презрения к Богу; небесное –любовьюк Богу, доведенной до презрения к себе…Впервом господствует похоть власти,одолевающая в такой же мере его правителей,в какой и подвластные им народы; вовтором – те, кто поставлен у власти, ите, кто им подчиняется,служат друг другупо любви, правители–руководя,подчиненные–им повинуясь»

Приведенныецитаты дают понять, что под двумя»государствами» Августин понимаетотнюдь не политические образования, адуховные и моральные общности, различимыетолько для их Творца. В терминахавгустиновской этики к разряду «земныхлюдей» относятся «люди плотские»–любящиенаслаждаться тем, чем следует толькопользоваться. Наоборот, к разряду «людейнеба» относятся «люди духовные», имеющие»упорядоченную» любовь. Мораль обоихобществ противоположна: граждане первогохотят с максимальным комфортом и любымисредствами устроиться в этой жизни;граждане второго берут от благ этойжизни только необходимое, терпеливодожидаясь будущего вечного блаженства.Однако в эмпирическом мире оба обществаполностью смешаны и никто из людей неможет знать заранее, к какому из них онпринадлежит. В этом состоит тайнапредопределения, открывающаяся толькона последнем суде.

Воснове возникновения государства особыйвзгляд на природу человека. Он говорит,что человек — существо греховное, иреальное государство существует какнаказание за первородный грех,прикосновение Адама и Евы к деревузнаний. Поэтому выделяет два вида земныхгосударств:

  • одногосударство как организации насилияпо отношению к человеку. Начинается сбратоубийцы Каина, убившего Авеля.

  • другиегосударства берут начало от Авеля, этогосударства христианские, властьосновывается на заботе о подданных.

Цельгосударства состоит в:

  • служениицеркви, в помощи небесному градунаправлять мир земной к миру небесному;

  • насильственномприобщении к христианской церкви,вооруженным путем искоренению ересей.Источником зла является свободная волялюдей, влекущая их от единства кмножественности. «Еретики хужеотравителей, они враги единства».»Прежде чем понимать, мы должныверить»). Августин был одним извдохновителей инквизиции, массовыхсудилищ и казней тех, кто выступалпротив церкви;

  • вподдержании социального порядка.Оправдывая социальное неравенствоАвгустин вовсе не был сторонникомрабства или бедности людей. Просто онполагал, что на земле есть явленияпроисходящие не от Бога, а от греховнойприроды человека. Рабство не есть божиесоздание, оно — явление человеческое,рабство и бедность надо терпеть и невыступать против них.

Входе своих рассуждений Августин пытаетсянайти критерий, отличающий государствоот банды разбойников. И находит его,говоря, что государство, в котором несоблюдается справедливость, представляетсобой большую банду разбойников.

Кформе государства Августин проявляетнекоторое безразличие. Он повторяеттрадиционное деление на правильные инеправильные формы. Несправедливыйцарь – тиран, несправедливый народ –тоже тиран, несправедливая аристократия– власть эгоистической группировки.Что касается правильности форм, то естьтаких, где соблюдается право, Августинне отдает предпочтение ни одной из них.Любая форма правления может оказатьсяесли не хорошей, то терпимой, когдауважают Бога и человека, то есть соблюдаютсправедливость.

Обращаяськ народу, почему он должен выноситьгосударство, Августин говорил: «Дляхристианина земная жизнь с ее социальнойнесправедливостью не должна иметьабсолютной ценности. Временные страданияслужат упражнением в терпимости иоправданы жизнью человеческой души ввечности».

Отношенияцеркви к государству, духовной властик светской – главная проблема, занимавшаяАвгустина. Как бы высоко они не ценилизначения «града божьего» и ролицеркви в обществе, он не был сторонникомпередачи всей полноты власти католическойцеркви. По его мнению, светская властьи церковная различны и каждая обладаетсуверенитетом. При этом церковная власть– высшая, потому что духовная сферавыше мирской. Главное в его учении –именно разделение двух властей. Можносделать вывод что с Августина Блаженногоначалась традиция различия светской идуховной власти.

Другойважной темой книги является борьбапротив ересей. Августин оправдываетрепрессивные меры против еретиков ипринудительное обращение в ортодоксальноехристианство, описывая это формулировкой»Принудь войти !»Источникзла – свободная воля людей, иначе говоря,прежде чем понимать, мы должны верить.Рабство создано не природой, а волейчеловека, грех –первопричина рабства.Бог разделил людей на бедных и богатых,установил частную собственность.Создалбогатых – чтобы помогать бедному, бедных– чтобы испытать богатых.

Онсчитает, что несовершенство земнойжизни человека – результат, порожденныйвеликим преступлением Адама и Евы. Ихгреховность породила греховностьгосударственного устройства, при которомсуществует господство человека надчеловеком. Но эта греховность –естественный порядок человеческойжизни, предопределенный судом Божиим,у которого нет неправды и который выноситнаказания, соответствующие винесогрешающих. Но этот порядок не будетвечным, он прекратится со вторымпришествием Христа, когда будетустановлено царство небесное. Оправданиемсуществующего государства может бытьлишь его служение церкви.

Августинстоит на страже справедливости, считая,что в ней проявляется истинное право,без которого неизбежна гибель государства;осуждает жестокость и аморальность.Однако все его рассуждения о земныхправах в конечном итоге определяютсяглавным правом, в соответствии с которымбожественная власть стоит над властьюсветской и поэтому может предоставитьгосударству право, идущее от церкви, наборьбу со всем тем, что противостоитхристианской вере. Августин затрагивали проблему естественного права, которое,как он считал, люди изначально получилиот Бога, его разума и воли.

Следуетотметить, что в учении Августинапрослеживается и прогрессивное начало,связанное с реалистическим подходом коценке возможностей и способностейчеловека, его законных устремленийподниматься в своем развитии, но, конечно,лишь при помощи Бога.Как отмечаетАвгустин: «Небесный град вечен; тамникто не рождается, потому что никто неумирает; там истинное и полное счастье,которое есть дар Божий. Оттуда мы получилизалог веры на то время, пока, странствуя,вздыхаем о красоте его». Нашел отражениев книге «О ГрадеБожем» и взглядАвгустина на «человека внутреннего»как образ и подобие Бога и Троицы, в коейтри Лица при их сущностном единстве.Личность в таком контексте полагаласьАвгустином реализовавшейся в той мере,в какой оказывались отражены три ликаТроицы в их единстве. По мысли Августина,»…поскольку мы не равны с Богом, болеетого, бесконечно от Него удалены, посемуЕго стараниями… мы узнаем в самих себеобраз Бога, т. е. святую Троицу; образ, ккоему следует всегда приближаться,совершенствуясь. В самом деле, мысуществуем, умеем существовать, любимнаше бытие и наше познание. В этом вовсем нет ни тени фальши. Это не то, чтоесть вне и помимо нас, то, о чем мыосведомлены в видах телесных нужд…Безо всякой фантазии очевидно: «Я»есть определенность бытия, то, чтоспособно себя знать и любить. Передлицом такой истины меня не задеваютаргументы академиков: «А если тыобманываешься?». Если обманываешьсебя, то ты уж точно есть… Поэтому,следовательно, я существую хотя бы стого момента, когда сам себя надуваю.Откуда известно, что я в состояниизаблуждаться о своем бытии, когда неустановлено, что я есть?.. Так, если язнаю, что я есть, то я и способен к познаниюсебя самого. А когда я люблю эти две вещи(бытие и самопознание), что открываютменя познающего, то очевиден и третийэлемент, не менее значимый, – любовь. Вэтой любви к самому себе нет обмана, ибов том, что я люблю, я не могу себяобманывать, и даже если бы обнаружилось,что то, что я люблю, фальшиво, то было быверно, что я люблю вещи лживые инедостойные, но не то ложь, что я люблю».Согласно Августину, человек не знаеттворения, ибо он – существо конечное.Бог из собственного существа породилСына, Который как таковой идентиченОтцу, однако же космос Он сотворил изничего. Между «генерацией» и»креацией», по мысли Августина,огромное различие: Творец вызывает кбытию «то, чего абсолютно не было».»Мы не называем творцами, – отмечаетАвгустин, – возделывающих сады, но иземлю-мать, всех кормящую, не назовемтворящей… Лишь Бог – Создатель всехтворений, по-разному себя воплотившийв них. Только Бог, скрытая сила, всепроникающая своим присутствием, даетбытие всему, что так или иначе есть, ибоне будь Его, не было бы ни того, ни другого,и даже не могло бы быть. Ибо, если мыговорим, что Рим и Александрия взрослиблагодаря не каменщикам и архитекторам,сообщившим внешнюю форму этим городам,но Ромулу и Александру, их воле, согласиюи приказаниям обязаны они своей жизнью,тем более необходимо признать, чтосотворение мира дело только Бога, ибоничего нельзя сделать только из материи,которая создана Им, или только артефактов,созданных людьми. Не будь этой творческойспособности создавать все сущее, отнимиее, и все перестало бы быть, как и немогло бы начаться быть. Впрочем, я говорю»сначала» в вечности, но не вовремени». (Согласно Августину, Бог,создавая этот мир, создал и время.) Такимобразом, История предстает в этомтрактате в принципиально новой версии,незнакомой античному миропониманию:она имеет начало творения и конецсотворенного мира с пограничным моментомв виде воскрешения и Страшного суда.Три эти существенных события формируютвсемирную историю: первородный грех,ожидание прихода Спасителя, воплощениеи страдания Сына Божьего с образованиемего дома (града) – Церкви. В конце трактатаАвгустин акцентирует перспективувоскрешения: плоть (хотя и трансформированная)возродится к жизни: «плоть станетдуховною, подчинится духу, но будетплотью, не духом; подобно тому, как духбыл подчинен плоти, но все же осталсядухом, а не плотью».

Списоклитературы

  1. МайоровГ. Г. Аврелий Августин.– М. , 1979.

  2. БычковВ. В. Эстетика Аврелия Августина. М.,1984.

  3. АрмстронгА. X. Истоки христианского богословия.Введение в античную философию. СПб.,2006.

  4. ТрубецкойЕ. Н. Религиозно-общественный идеалзападного христианства в V B., Ч. 1.Миросозерцание Бл. Августина. М., 1892

  5. ПоповИ. В. Личность и учение Бл. Августина,т. I, ч. 1–2. Сергиев Посад, 1916

  6. Историяфилософии: Энциклопедия. – Мн.:Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.

  7. ЛяшенкоВ. П. Философия. М., 2007.

  8. АвгустинБлаженный. О граде божьем–http://www.i-u.ru/biblio/archive/avgustin_o/

  9. Кюнг Г. Великие христианские мыслители /Пер. с нем. О.Ю. Бойцовой.– СПб.: Алетейя, 2000. – 442с.

  10. Марру А. Святой Августин и августинианство.:Пер. с франц. О.В. Головой.Долгопрудный: Вестком, 1999.

  11. МейердорфИ. Введение в святоотеческое богословие(Конспекты лекций). Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001.

  12. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2.Средневековье. – ТОО ТК «Петрополис»,1994. – 368.