О поминовении усопших по уставу православной церкви

Предисловие Даты и этапы моей жизни Епископ Афанасий От автора Молитва об усопших и послушание святой Церкви О поминовении усопших Вечернее Богослужение Утреннее Богослужение Дневное Богослужение Превосходство Литургийного поминовения Вселенские родительские субботы Служба суббот мясопустной и пятидесятницы Поминовение во вселенские субботы Субботы великого поста Субботы малых постов Субботняя служба «Со аллилуйей»»Аллилуиа»в пяток вечера Димитриевская суббота Радоница Четверток седьмой седмицы по Пасхе Отпевание всех оставшихся без церковного погребения Поминовение убогих Третий, девятый, сороковой дни. година Обычные субботы Будничные дни Обычная лития Послепасхальные будничные дни Предпразднства и попразднства двунадесятых праздников Праздники со славословием Праздники с полиелеем Предпразднства и попразднства Попразднство пятидесятницы Отдание великих праздников Праздники со бдением Праздники 24 и 29 июня и 29 августа Поминовение воинов 29 августа Праздник храма Воскресные дни»Вечная память» в неделю православия Благословение колива в праздники Девять нарочитых дней Двунадесятые праздники Праздник Святой Троицы Рождество Христово и Богоявление Святая Пасха Будничные дни святой Четыредесятницы и некоторые дни других постов Великий Пяток Непорочны Непорочны на воскресной утрени Непорочны на утрени великой субботы Непорочны на заупокойных последованиях Непорочны на заупокойных утренях Непорочны в субботы мясопустную и пятидесятницы Непорочны на утрени великопостных суббот Непорочны на утрени суббот «егда поется аллилуйя» Непорочны на панихиде Непорочны при погребении мiрских человек и священников Непорочны при погребении монахов Праздничное и будничное Богослужения Торжественность заупокойных последований Каждение при заупокойных Богослужениях Возжжение светильников при заупокойных Богослужениях Возжжение светильников на кануннице Крест на могиле Церковные облачения Цвет церковных облачений Цвет облачения при заупокойных Богослужениях Литургия заупокойная Ранняя Литургия Заупокойные прошения на Литургийной великой ектении «Во блаженном успении» на Литургии Несколько заупокойных ектений на одной Литургии Поминовение усопших на великом входе Служение панихиды после Литургии Замена на Литургии положенного по уставу заупокойным Поминовение усопших в великом посте Полная Литургия в будничные дни великого поста «Заупокойная» Литургия – преждеосвященных Совершение Литургий в будничные дни малых постов Заупокойные тропарь и кондак на часах Заупокойные песнопения на вечерне и утрени Нарочито заупокойные последования Канон на исход души Чин на разлучение души от тела Последование по исходе души от тела Наименование усопших новопреставленными Чтение священного писания у гроба Положение тела во гроб Заупокойное всенощное бдение Последование пред изнесением тела усопшего из дома Перенесение тела во храм Последование исходное мiрских человек Непорочны по последовании погребения Малая ектения в последовании погребения»Покой спасе наш» в последовании погребения Канон в последований погребения Кондак в последований погребения Стихиры «кая житейская сладость» Блаженны в последований погребения Молитва прощальная Стихиры при целовании Предание земле Возлияние елея Последование мертвенное над скончавшимся священником Последование исходное монахов Чин погребения младенческого Поминальная трапеза Последование панихиды Кутия в память усопших Псалом 90-й Заупокойная великая ектения»Аллилуиа» на панихиде Тропарь на панихиде Тропари по непорочных Непорочны на панихиде Сорокократное «Господи помилуй»на малых заупокойных ектениях Молитва «Боже духов» Ипофонное пение Псалом 50-й Канон на панихиде Заупокойные каноны восьми гласов Напев канона частных панихид Различные каноны на частных панихидах Каноны за умерших многих и за единоумершего Канон в дни нарочитого поминовения Ирмосы канона на панихиде Припевы на каноне панихиды Обращение к мученикам Катавасия на панихиде Седален по 3-й песни канона на панихиде Кондак и икос на панихиде «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа Господа» Тропари «со духи праведных» Заупокойная сугубая ектения Заупокойный отпуст Возглашение имен святых на заупокойном отпусте «Во блаженном успении» и «вечная память» Последование панихиды в субботу мясопустную и пятидесятницы Чин поминовения о православных воинах Панихиды о младенцах «пасхальная панихида» Христосование с усопшими Пасхальное посещение могил священнослужителями Христославление на могилках Чин обычной литии Чин над кутией в память усопших Совершение православными священнослужителями заупокойных молений об инославных Поминовение усопших на домашней молитве Помянник Каноны за умерших Чтение псалтири за умерших Чтение Святого Евангелия в память усопших Синодик, сиречь помянник Поминовение на домашней молитве неправославных Канон мученику Уару об избавлении от муки во иноверии умерших Канон преподобному Паисию Великому, поемый за избавление от муки без покаяния умерших Молитва о некрещенных и мертворожденных младенцах Молитва о самоубийцах Чтение помянников Поминания Гласное поминовение живых Значение поминовения по именам Чтение заупокойных помянников на утрени и на вечерни Чтение помянников на проскомидии Чтение помянников на Литургийной заупокойной ектении Ектения на Литургии в день погребения Значение подачи поминаний Чтение помянников самими Богомольцами Устав ограничивает чтение помянников на Литургии Пение молитвословий во время чтения помянников Приношение о усопших Ектения сугубая в последовании Литургии Плата за поминовение Богослужение в церквах кладбищенских Заключение

Автор книги – Архиепископ Афанасий (в мире Сергей Григорьевич Сахаров), бывший Ковровский, викарий Владимирской епархии, родился 2 июля 1887 г. и скончался 28 октября 1962 г. в гор. Петушки Владимирской области.

Знаток богослужения и ревностнейший исполнитель устава Православной Церкви, он прожил поистине многотрудную и полную великой скорби жизнь, проведя, по его собственным словам, «в узах и горьких работах 254 месяца». При этом он сумел донести до нас непомраченный образ Христовой правды. Издание составлено на основе отдельных публикаций «Вестника Русского западно-европейского Патриаршего Экзархата» (No 66, 1969; No 69–71, 1970; No 73–76, 1971; No 77–79, 1972; No 85–88, 1974; No 89–92, 1975; No 93–96, 1976) без редакторской правки. (Примечание издательства «Сатисъ»)

МОСКВА, 5 мар — РИА Новости. Великий пост у православных христиан считается не только периодом строгого воздержания в еде и досуге, но и временем для молитвы. Особенно это касается поминовения усопших. Священники рассказали РИА Новости, почему в Святую Четыредесятницу надо поминать тех, кого уже нет с нами, когда именно следует это делать и каких ошибок избегать.Три Родительские субботыНе зря православные называют это время особым. Усиленная молитва в пост делает и церковные службы куда более продолжительными, чем обычно. Молятся верующие не только о себе, но и о близких. В том числе и умерших.»Ведь что такое смерть? Это переход в инобытие, в иную жизнь. А религия сама по себе есть восстановление связи между двумя мирами. Поэтому память об ушедших — это дорожка, проложенная от нас к ним», — объясняет известный церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш).С точки зрения христианского вероучения Иисус Христос своим воскресением, по сути, отменил смерть. Поэтому в храмах молятся об умерших, как о живых людях. Почему в Великий пост — особенно? Этот период, поясняют в Церкви, — не что иное, как подготовка к празднику Воскресения Христова. В 2020 году Пасха отмечается 19 апреля.Оттого на Святую Четыредесятницу приходятся три Родительские субботы — особые дни поминовения, когда в храмах совершаются заупокойные службы. Происходит это на второй, третьей и четвертой великопостных седмицах: 14, 21 и 28 марта соответственно.Самое важное поминовениеПо церковному уставу поминовению усопших посвящен каждый субботний день. Обычно после литургии в храмах совершаются панихиды или короткие поминальные службы — литии.А вообще об упокоении молятся ежедневно. В подготовительной части литургии — на проскомидии — священнослужитель произносит особые молитвы за живых и за мертвых. В это время он читает поданные прихожанами записки, называя каждое имя и вынимая небольшую частичку из просфоры.»Это самое главное поминовение, которое в принципе может быть. Ведь мы во время литургии совершаем бескровную жертву, таинство Евхаристии: претворение хлеба и вина в тело и кровь Христовы. И вот эти частички, каждая из которых соответствует упомянутому имени, мы помещаем в евхаристическую чашу, они омываются кровью Христовой. Тем самым происходит символическое соединений душ этих людей с Богом», — объясняет настоятель университетского храма Святой Татианы протоиерей Владимир Вигилянский.Однако в Великий пост литургию служат только по субботам и воскресеньям. Впрочем, как отмечает священник, подавать записку о поминовении можно в любое время — ее обязательно прочитают.Кроме того, усопшие поминаются устно — на литургии есть специальный момент после чтения Евангелия. Также имена ушедших в мир иной произносят вслух во время заупокойной службы, которая обычно совершается после утреннего богослужения по субботам.Великопостные обычаиКроме проскомидии и панихиды, устав ничего не говорит о поминовении усопших. Однако церковная традиция гораздо шире веками действующих предписаний.»Я стал священником 25 лет назад, и мы на приходе все эти годы делаем так: в Великий пост прихожане делятся на группы по 20 человек. И каждый день дома читают Евангелие или Псалтирь. Все пишут по пять имен о здравии и об упокоении. Ежедневно эти имена, а их порядка шестисот, поминаются. Этот обычай распространен во многих храмах», — рассказывает отец Владимир Вигилянский.Есть еще одна великопостная традиция — сорокоусты об упокоении. Усопшие, имена которых указаны в записке, устно поминаются священником на каждой литургии. В некоторых церквях служат панихиду ежедневно, где-то — не всегда, но по просьбе прихожан ее можно совершить в любой день.»Молитва — не услуга»Вместе с тем представители духовенства предостерегают верующих от большой ошибки. Многие требы в храмах совершаются за пожертвования, поэтому люди нередко относятся к молитве как к услуге.»К сожалению, людям в таком случае кажется, что они что-то приобретают: заплатил 200 рублей — и, мол, будут теперь поминать моего родственника. Это неправильно, ведь молитву нельзя заказать, как, например, дрова или услуги сантехника», — объясняет иеромонах Макарий (Маркиш).Важно личное участие человека в молитве об усопшем. В противном случае поминовение не имеет смысла, ведь принцип «подал записку и забыл», по словам Маркиша, в Церкви не работает.Такое же значение имеет и общая церковная молитва, согласно завету Христа: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Поэтому у христиан и существуют особые дни поминовения усопших — Родительские субботы, а также возможность молиться за них на литургии.Не надо забывать поминать усопших и самостоятельно, во время домашней молитвы. Великий пост, говорят священнослужители, — самое подходящее время, чтобы научиться этому.