О пожертвовании в Библии

Прежде чем мы начнем расходовать (деньги), мы должны почтить Бога, отдав Ему Его часть. Так говорит Св.Писание: «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих”. (Притчи 3:9)

На какую долю наших доходов Бог претендует как Его часть? Так говорит Св.Писание: ”И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня”. (Левит 27:30)

Отделением десятины Бог учит нас тому, что приоритет должен быть за Ним. Так говорит Св.Писание: ”Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля твоего каждогодно, и ешь пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там; десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни”. (Второзаконие 14:22-23)

На что десятина была употребляема в Израиле? Так говорит Св.Писание: «А сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания». (Числа 18:21)

На какие средства, по словам апостола Павла, должно совершаться служение благовестия (проповедь Евангелия)? Так говорит Св.Писание: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования”. (1 Коринфянам 9:13-14 RST)

На чем базируется требование уплаты десятины? Так говорит Св.Писание: «Господня — земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней”. (Псалтирь 23:1)

Откуда приходит благосостояние? Так говорит Св.Писание: ”Но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим”. (Второзаконие 8:18)

Что нам сказано принасить во дворы Его сверх десятины? Так говорит Св.Писание: «Воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его». (Псалтирь 95:8)

Бог говорит, что мы обкрадываем Его, если не отдаем десятин и пожертвований. Так говорит Св.Писание: «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями». (Малахия 3:8)

Как Бог предлагает нам испытать Его обещанные благословения? Так говорит Св.Писание: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Малахия 3:10)

Отдавайте радостно, ведь вы желаете угодить Богу. Так говорит Св.Писание: ”Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог”. (2 Коринфянам 9:7)

Бог говорит, что ваш дар должен честно соответствовать тому, что вы получаете. Так говорит Св.Писание: «Но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа, Бога твоего, какое Он дал тебе». (Второзаконие 16:17)

Бог благоволит к приносящим дары. Так говорит Св.Писание: «И приходили мужья с женами, и все по расположению сердца приносили кольца, серьги, перстни и привески, всякие золотые вещи, каждый, кто только хотел приносить золото Господу”. (Исход 35:22)

Бог благоволит к щедрым жертвователям. Так говорит Св.Писание: «Из глав поколений некоторые, придя к дому Господню, что в Иерусалиме, доброхотно жертвовали на дом Божий, чтобы восстановить его на основании его. По достатку своему, они дали в сокровищницу на производство работ шестьдесят одну тысячу драхм золота и пять тысяч мин серебра и сто священнических одежд”. (Ездра 2:68-69)

Бог благоволит к регулярному, радушному жертвованию. Так говорит Св.Писание: «Ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия”. (2 Коринфянам 8:2)

Щедрость связана с приготовлением и планированием. Так говорит Св.Писание: «Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай, и виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу. Я Господь, Бог ваш”. (Левит 19:9-10)

Принесение даров может быть актом поклонения. Так говорит Св.Писание: ”И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну”. (От Матфея 2:11)

Дары должно приносить добровольно. Так говорит Св.Писание: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог”. (2 Коринфянам 9:7)

Каждый должен жертвовть столько, сколько может. Так говорит Св.Писание: «Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет”. (2 Коринфянам 8:12)

Много ожидается от тех, кому дано много. Так говорит Св.Писание: ”… а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут”. (От Луки 12:48)

Принесение десятин обеспечивает Божье благословение. Так говорит Св.Писание: ”Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?” (Малахия 3:10)

Щедрость возвращается дающему. Так говорит Св.Писание: ”Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам”. (От Луки 6:38)

Бог – величайший пример даяния. Так говорит Св.Писание: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную”. (От Иоанна 3:16)

1) Десятина церковная — десятая часть дохода, взимавшаяся Церковью в Средневековье и Новое время в Западной Ев­ро­пе и на Ру­си.

В древ­но­сти су­ще­ст­во­ва­ла у не­ко­то­рых се­мит­ских на­ро­дов, в ча­ст­но­сти у ев­ре­ев, от ко­то­рых пе­ре­шла в западную хри­сти­ан­скую Цер­ковь. Впер­вые Цер­ковь по­тре­бо­ва­ла десятину в 585 году (Ма­кон­ский со­бор). Пи­пин Ко­рот­кий ввёл десятину в ка­че­ст­ве воз­ме­ще­ния Церк­ви при се­ку­ля­ри­за­ции цер­ков­ных вла­де­ний. При Кар­ле I Ве­ли­ком с 779 года (Ге­ри­сталь­ский ка­пи­ту­ля­рий) десятина ста­ла обя­за­тель­ной для все­го на­се­ле­ния Франк­ско­го ко­ро­лев­ст­ва. Во Фран­ции десятина от­ме­не­на в 1789-1790 годах, в древних западноевропейских стра­нах — в XIX веке. На Ру­си ус­та­нов­ле­на в 996 году ки­ев­ским князем Вла­ди­ми­ром Свя­то­сла­ви­чем и пер­во­на­чаль­но пред­на­зна­ча­лась для ки­ев­ской Де­ся­тин­ной церк­ви, вско­ре при­об­ре­ла ха­рак­тер по­все­ме­ст­но­го на­ло­га, взи­мав­ше­го­ся цер­ков­ны­ми ор­га­ни­за­ция­ми (за ис­клю­че­ни­ем мо­на­сты­рей).

2) Цер­ков­ный ок­руг, часть епар­хии в Рос­сии до начала XVIII века. Во гла­ве десятины сто­ял де­ся­тиль­ник, функ­ции ко­то­ро­го с 1551 года час­тич­но пе­ре­шли к по­пов­ским ста­рос­там и де­сят­ским свя­щен­ни­кам.

3) Русская ме­ра пло­ща­ди зе­мель­ных уго­дий. Из­вест­на с XIV века. Пер­во­на­чаль­но рав­ня­лась 1/100 квад­рат­ной вер­сты, или 50 × 50 = 2500 квад­рат­ных са­же­ней. В XVIII-XX веках су­ще­ст­во­ва­ли различные оп­ре­де­ле­ния десятины: ка­зён­ная десятина (2400 квад­рат­ных са­же­ней, 1,0925 га), хо­зяй­ст­вен­ная ко­сая десятина (80 × 40 = 3200 квад­рат­ных са­же­ней), хо­зяй­ст­вен­ная круг­лая десятина (60 × 60 = 3600 квад­рат­ных са­же­ней), со­тен­ная десятина (100 × 100 = 10000 квад­рат­ных са­же­ней), бах­че­вая десятина (80 × 10 = 800 квад­рат­ных са­же­ней) и др. В свя­зи с пе­ре­хо­дом в 1918 году к мет­рической сис­те­ме мер при­ме­не­ние десятины бы­ло ог­ра­ни­че­но, с 1927 года — за­пре­ще­но.

Господь открыл закон . Следуя Его закону, мы преуспеваем, а находя, как нам кажется, лучший способ действия, мы терпим неудачу. Совершая поездки по Церкви и видя результаты уплаты десятины, я прихожу к выводу, что это не бремя, а огромное благословение7.

Честно платите десятину. Этот вечный закон, который открыл Господь и которого придерживаются верные, начиная с древних Пророков и заканчивая современными, учит нас ставить Господа на первое место в нашей жизни. Возможно, нас не попросят пожертвовать своим домом или жизнью, как это произошло с первыми Святыми. Сегодня перед нами поставлена задача преодолеть свой эгоцентризм. Мы платим десятину потому, что любим Господа, а не потому, что у нас есть для этого средства. Мы можем ожидать, что Господь распахнет «отверстия небесные” (Малахия 3:10) и изольет благословения на верных8.

Мы следуем принципу: возвращать Господу часть блага, которое Он дал нам, и эту часть мы называем десятиной. Десятина… – дело исключительно добровольное. Мы можем платить или не платить десятину. Те, кто платят, получают благословения, неведомые остальным9.

Мэри Филдинг Смит неутомимым первопроходцем и матерью, супругой и вдовой Патриарха Хайрама Смита, брата Пророка… Однажды весной, когда семья открыла погреба с картофелем, она послала своих сыновей выбрать лучшие клубни, чтобы отнести их в место сбора десятины.

На ступеньках пункта сбора десятины ее встретил один из секретарей, который, видя, как мальчики выгружают картофель, . «Вдова Смит, – сказал он, несомненно, помня о ее испытаниях и жертвах, – и не стыдно вам приносить нам десятину?” Он… пожурил ее за то, что она платит десятину, и назвал ее неблагоразумной и недальновидной …

Маленькая вдова встала во весь рост и ответила: «Уильям, это вам должно быть стыдно. Вы что, хотите отказать мне в благословении? Если я не заплачу свою десятину, я должна ожидать, что Господь удержит от меня Свои благословения. Я плачу ее не только потому, что это закон Бога, но и потому, что, делая это, я ожидаю благословений. Соблюдая этот и другие законы, я надеюсь обрести процветание и возможность обеспечить свою семью” (Joseph Fielding Smith, Life of Joseph F. Smith , 158–59)10.

Принцип десятины – это нечто большее, чем просто математическое, механическое удовлетворение требований закона. Господь осуждал фарисеев за то, что они механически платят десятину с растений, не обращая внимания на духовное наполнение принципа . Если мы платим свою десятину просто потому, что мы любим Господа, свободно и с верой, то мы уменьшаем расстояние, разделяющее нас и Его, и наши отношения с Ним становятся более тесными. Мы освобождаемся от уз формальных требований, сильнее ощущаем влияние Духа и чувствуем свое единство с Богом.

Уплата десятины укрепляет веру, развивает духовность и духовные способности и делает свидетельство незыблемым. Она приносит удовлетворение, помогая нам понять, что человек подчиняется воле Господней. Она приносит нам благословения, которые мы получаем, делясь с окружающими посредством целей, для которых и предназначена десятина. Мы не можем себе позволить лишиться этих благословений. Мы не можем себе позволить не платить десятину. Это определенно влияет на наше будущее, равно как и на настоящее. То, что мы отдаем, как отдаем и каким образом исполняем свой долг перед Господом, имеет непреходящее значение.

Свидетельство о законе десятины приходит, когда живешь по этому закону11.