О рождестве

История появления праздника

В ранней церкви, вплоть до IV века н.э., события Рождества вспоминались в день Богоявления, 6 января ( об этом упоминает Климент Александрийский около 200-го года н.э.) Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века.
Римско-католическая Церковь и большинство протестантских церквей отмечают Рождество Христово по григорианскому календарю — в ночь с 24 на 25 декабря.
Большинство православных церквей — включая Константинопольскую (кроме Афона), Антиохийскую, Александрийскую, Кипрскую, Болгарскую, Румынскую и Греческую — отмечают Рождество по новоюлианскому календарю, который до 2800 года будет совпадать с григорианским.
Русская православная церковь, Иерусалимская православная церковь и Сербская православная церковь, а также древневосточные и восточно-католические церкви отмечают Рождество по юлианскому календарю, что в XX и XXI веках соответствует 7 января.
В Армянской Церкви Рождество, как в древней Церкви, празднуется в один день с Крещением Господним по старому календарю — 6 января.
Вот что говорится о рождении Иисуса Христа в евангелие от Луки (Гл.2, 4-20) » Пошел Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице..»
Причиной, по которой Мария и Иосиф пошли в Вифлеем, стала перепись населения, проводившаяся в правление императора Августа. Согласно указу императора, каждый житель Римской империи, для облегчения ведения переписи, должен был приехать «в свой город». Так как Иосиф был потомком Давида, он направился в Вифлеем.
Согласно этим источникам, из-за отсутствия места в гостинице Иосиф и Мария были вынуждены были переночевать в пещере, которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды.
Когда Мария почувствовала наступление родов, Иосиф пошёл искать повитуху, но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. По утверждению Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздаёт Младенцу Своему благоговейное попечение». Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы, и её образ вошёл в иконографию Рождества Христова и в народные обычаи, связанные с родами.
После рождения Иисуса, первыми из людей пришли поклониться ему пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда (Звезда Вифлеема), которая привела к младенцу Иисусу трёх волхвов (мудрецов). Они преподнесли Христу дары — золото, ладан и смирну. Узнав о рождении Христа, царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до 2 лет, но Христос был чудесно спасён от смерти. Однако, семья Иосифа была вынуждена бежать в Египет и находилась там до смерти царя Ирода.
Попытки установить год рождения Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов и т. п.) не привели к какой-либо конкретной дате. В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 г. до н.э. (момент прохождения кометы Галлея, которая могла быть Вифлеемской звездой), — до 7 г. н.э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период. Однако, даты после 4 г. до н.э. маловероятны по двум причинам.
Во-первых, по евангелическим и апокрифическим данным, Иисус родился во времена Ирода Великого, а тот умер в 4 г. до н.э.
А во-вторых, если принять поздние даты, то получается, что ко времени своей проповеди и казни Иисус был бы слишком молод. По-видимому, исторический Иисус родился между 7-5 годами до н. э. Дата — 25 декабря, впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году.

Католики и протестанты, живущие по Григорианскому календарю, а также поместные православные церкви мира, придерживающиеся Новоюлианского календаря, встречают в ночь с 24 на 25 декабря праздник Рождества Христова.Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество отмечается во многих странах мира, разнятся только даты и календарные стили (юлианский и григорианский).Римская церковь установила 25 декабря в качестве даты празднования Рождества Христова  после победы Константина Великого (ок. 320 или 353). Уже с конца IV в. весь христианский мир праздновал Рождество именно в этот день (за исключением восточных церквей, где этот праздник отмечался 6 января). И в наше время  Православное Рождество «отстает» от католического на 13 дней;  католики отмечают Рождество 25 декабря, а православные — 7 января.Это произошло из-за путаницы календарей. Юлианский календарь,  введенный в обиход  в 46 году до н.э. императором  Юлием Цезарем, добавляющий в феврале еще одни сутки, был гораздо удобнее, чем старый римский, но все-таки оказался недостаточно четким — «лишнее» время продолжало накапливаться. За каждые 128 лет набегали одни неучтенные сутки. Это привело к тому, что в XVI веке один из самых важных христианских праздников — Пасха — стал «наступать» намного раньше положенного срока. Поэтому папа римский Григорий XIII предпринял очередную реформу,  заменившую юлианский стиль на григорианский.  Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.Так в 1582 году в Европе появился новый григорианский календарь, тогда как в России продолжали пользоваться юлианским.В России григорианский календарь был введен в 1918 году, однако церковь такого решения не одобрила.В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия.  Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на «Новоюлианский» календарь. Но это вызвало протесты в церковном народе и  постановление было отменено менее, чем через месяц.Вместе с Русской Православной Церковью в ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают  Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви,  афонские монастыри, живущие по старому, Юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов. Все остальные 11 Поместных Православных Церквей мира  празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, так как они пользуются не «католическим»  Григорианским календарем, а так называемым «Новоюлианским», который пока  совпадает с Григорианским. Расхождение между этими календарями в один день накопится к 2800 году (расхождение Юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, Григорианского — за 3 тысячи 333 года, а «Новоюлианского» — за 40 тысяч лет).