О символика

Икона Трех Святых 2020 / Фото: pravoslavie.ru

12 лютого отмечается праздник Трех Святых. Есть много известных икон, которые посвящены этому празднику.

Икона Трех святых: значение

Икона изображает трех великих проповедников, последователей Христа и прославлявших Его Великое учение. Это Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий. В христианском мире они именуются Отцами Церкви.

Смотрите видео: в Одесской области решили бороться с преступностью иконой на дроне

Прозвания Трех Святителей дают им как нельзя более точные личностные определения: Великий — величие учителя, воспитателя, теоретика; Богослов (только трое подвижников за всю христианскую историю были удостоены этого именования: возлюбленный ученик Христа, святой евангелист Иоанн, святой Григорий и святой Симеон Новый, живший в XI в.); Златоуст — золото уст подвижника и мученика, пылкого и язвительного оратора, талантливого и блистательного.

Икона Трех Святых: история

Три Святителя были самыми любимыми и почитаемыми иерархами в Византии: учения Трех Святителей, их богословские сочинения и они сами воспринимались Церковью как твердая основа православной веры, необходимая в дни духовных шатаний и нестроений. Пример их собственной борьбы с современными им ересями IV века актуален и в церковной ситуации ХXI веке. Из-за этого Трем Святителям был установлен православный праздник.

image

Их жизнь и труды пришлись на сложный период в истории христианства – 4-5 века, когда между христианством как официальной религией и пережитками язычества велась непримиримая борьба. Огромный вклад внесли в нее и эти святители, который пользовались в Византии любовью и почитанием. Со временем их стали воспринимать как единое целое и в 11 веке даже установили праздник Трех Святителей. На иконах трех святых также всегда изображали вместе.

Икона Трех святых: изображение

На Руси иконы «Три святителя» появились в конце 14 века. Их всегда изображают в полный рост, в торжественном церковном облачении. В образе этих святых старцев обращают на себя внимание их высокие лбы, признак интеллекта, учености и мудрости. В левой руке они держат Священное Писание (в других вариантах – свитки), пальцы правой сложены для благословения.

Икона Трех святых: в чем помогает

Поскольку эти три святые являются Вселенскими учителями и сами отличались выдающейся ученостью, перед иконой трех святых молятся о хорошей учебе (причем как сами учащиеся, так и их родители). Также каждому из них возносят индивидуальные молитвы:

  • Святитель Григорий Богослов помогает укрепиться в Истинной Вере и обратить в нее иноверцев и тех, кто поддался еретическим заблуждениям, то есть сектантов и раскольников.
  • Святитель Василий Великий помогает добиться успехов в обучении и научной работе, при проведении исследований и изысканий. Он покровительствует также тем, кто начинает свое собственное дело.
  • Святитель Иоанн Златоуст помогает в избавлении как от различных физических недугов, так и от недугов душевных, особенно отчаяния.

Икона Трех святых: молитва

Кроме того, перед иконой трех святителей следует непременно помолиться тем, кто собирается строить собственный дом, или перед входом в новую квартиру/дом. Молитва перед этой иконой защитит от искушений и гонений со стороны недоброжелателей или начальства.

О пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне,

светом православных догматов вся концы земли озарившии и мечем слова Божия

хульных смущения и шатания ересей угасившии;

припадающе к вашему милосердию, с верою и любовию из глубины души вопием:

предстояще Престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы,

за Нюже словом, писанием и житием добре подвизастеся и душы своя полагасте,

всегда молитеся Ей, да укрепит и ны в Православии и единомыслии,

Реклама

и непоколебимем даже до смерти исповедании веры Христовы,

и во вседушевнем послушании его Церкви Святей:

да препояшет ны с высоты силою на вся невидимыя и видимыя враги наша;

да соблюдет Церковь свою незыблему от неверия, суеверия, ересей и раскола;

да дарует архипастырем нашим здравие, долгоденствие и во всем благое поспешение:

пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых,

правителем суд и правду, воином терпение, мужество и одоление на враги,

сирым и вдовицам заступление, болящим исцеление,

юным благое в вере возрастание,

старцам утешение,

обидимым заступление,

и всем вся ко временней и вечней жизни потребная,

яко да в мире и покаянии, желанием спасения горяще, Господеви работающе,

добрым подвигом подвизающеся, течение наше скончаем и

сподобимся в Небеснем Царствии купно с вами всегда пети и славити

Пресвятое и Великолепое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Святые Вселенские отцы, молите Бога о нас!

Напомним, что ранее мы писали об иконе Сретение Господне.

Новости на эту же тему:

Наиболее древними символами и знаками, дошедшими до нас из глубины тысячелетий, являются образы, изображения и слова, которые обозначают стереотеистическую пару Отца-Творца, Матери-Материи (Великой Матери) и их атрибуты

Мужское начало

Бык – вол, Ваал, Баал, Велес, Бел (бог), bull и т.д.

Бык как крупное и сильное животное с мощной потенцией для людей в дописьменной древности являлся образом (иконой) Бога-Творца, создавшего мир, Первопредка

Возможно, само слово «бог» восходит к какому-то слову, которое в древности имело отношение к быку

Родственные или похожие символы и слова

Родство слов может быть прямым — одно слово произошло от другого или оба восходят к одному и тому же изначальному слову одного из древних языков или единого древнейшего праязыка. Родство может формироваться через народную этимологию — случайно похожие слова ставятся в единый смысловой ряд и со временем видоизменяются в результате взаимодействия. Также сходное звучание слов с похожим смыслом может быть случайным и вовсе не иметь родства. Возможно, какие-то созвучия слов, приведенных ниже, являются случайными.

Фаллос (фаал, Баалос) – наряду с быком другой наиболее распространенный символ Бога-Творца.

Папа (возможно, родственно слову «фаллос»), father, ата, отец и др.

Палец, фаланга

Палица (дубинка, основное древнее оружие до возникновения мечей)

Белый («беликий», «баалый») – светлый, сияющий, чистый, божественный, дневной

Большой, великий («беликий», «баальный»)– крупный, сильный, божественный, горний, верхний, высокий, небесный

Визуальные и архитектурные символы (изображения, иконография)

Преобладают фаллические формы

Менгиры и кромлехи

Лингам

Джед

Иероглиф Тянь (небо, небеса). Слово «тьянь», возможно, связано с атрибутом мужского божества в виде света, светлого, ясного дня. Поэтому слова «тьянь» и «день», возможно, не просто сходны по звучанию, а родственны

Янь — светлый, белый, ясный, мужской

Колонна

Обелиски (в самом слове «обелиск» видно родство со словами «белый», «великий»), стелы

Ирминсуль

Языческие болваны (истуканы, идолы)

Хлеб (кулич) и пестики ступок, в которых из зерна делали муку для выпекания хлеба

Лабрис – древний исключительно культовый инструмент, использовался для жертвоприношений. В качестве боевого оружия лабрис не применялся — это крайне неудобно и легко можно пораниться. В том числе атрибут минотавра (человека-быка). Имеет перевернутый фаллический символизм. Римляне называли лабрис словом «бипеннис»

Молот – атрибут Тора (таура, тура – быка)

Тор (Таур – бык) и змей Ёрмунганд

Свет, день, солнце — это древние мужские символы, ряд которых с учётом данных современной науки могут продолжить квазары как самые мощные источники света и энергии во Вселенной. Таким образом, если наложить древние представления на современные знания, то «мужские» квазары противостоят «женским» черным дырам, которые являются гипертрофированной материей с гигантской массой.

Другие символы мужского начала: восток (там, где восходит солнце), восход (рассвет, заря), дерево, взрослый мужчина-отец, верх – направление движения к небу, порядок, единица (писалась чёрточкой в Египте, в Вавилоне, в Риме и у других нардов) и др.

Важнейшим древним символом мужского божественного начала являются рога как атрибут быка (ассоциированного с Отцом-Творцом), либо другого рогатого животного (оленя, барана, козла и т.п.).

В разной местности у разных народов животные, которые использовались в качестве образа (иконы) Бога-Творца были разные. Возможно, выбиралось самое крупное и сильное (великое) рогатое животное. Его рога были атрибутом божественного (мужского) начала

Например, кельтский Кернунн изображается с оленьими рогами, так как на территории поклонения этому божеству обитали гигантские олени, которые поражали своими размерами людей в древности. Поэтому гигантский олень был выбран в качестве образа (иконы) бога, возможно, Бога-Творца.

В древности у человека современного типа (кроманьонца) преобладает использование именно крупных рогатых животных в качестве ритуальных образов. Для неандертальцев же, в соответствии с интерпретацией многочисленных археологических данных, образом божества служил пещерный медведь (2 метра в холке, 3 метра в длину и до 5 метров высотой, если встанет на задние лапы). По всей вероятности, культ медведя от неандертальцев перешел к некоторым народам кроманьонцев и местами практикуется по сей день, например, у нивхов. Плюшевые мишки и обилие медвежьих персонажей в сказках являются слабым отзвуком этого древнейшего культа.

Женское начало

До нас дошли палеолитические Венеры, женские изображения в пещерах и некоторые изделия из кости. Фигурки из дерева или изображения на дереве или на других поверхностях до нас не дошли.

Рисунок неолитического святилища Игнатьевской пещеры

Для обозначения женского начала люди в древности использовали напрямую изображение женских детородных органов так же как и мужских (многочисленные археологические фаллические артефакты) в случае с мужским началом. Но для женского начала не использовался какой-то устоявшийся животный образ, как в случае с быком или другим крупным преимущественно рогатым животным для обозначения мужского начала.

Слова и образы

Мать – Тиамат, Маат, Маха, Мокошь и др.; мама — Нана, Инанна и др.

Материя — то, из чего духовное мужское начало создаёт мир

Белит (богиня) – от бога Бел

Земля (как материя), вода (как материя). Современной экстраполяцией этого символа могли бы являться черные дыры как сверхмассивные, то есть сврехматериальные явления во Вселенной.

Животные и существа

Змея, змей, дракон, морские (водные) чудовища и разные мифические существа, имеющие черты женщин и рептилий (Тиамат, Хумбаба, Горгона, русалка и т.п.). Современным развитием этого древнего символа являются Рептилоиды (драконианцы) Дэвила Айка, которые также придуманы исходя из подсознательного архетипа женского начала.

Сова и зооморфные существа с чертами птицы и женщины (например, с телом птицы и головой женщины — Сирин (сирена)). Сова — один из главных символов Астарты — средиземноморского аналога Великой Матери (Матери-Материи) в конце древнего времени, когда стереотеизм уже окончательно деградировал в политеизм, а почитание женского начала обросло оргиастическими и кровавыми культами.

Визуальные символы

Преобладают вульварные и утробные формы, парные мужским символам.

Многочисленные вульварные формы археологических артефактов, которые найдены вместе с фаллическими артефактами в местах древних святилищ

Дольмены – парные менгирам. Сами древние пещеры и ходы в них, по всей видимости, служили символами женского первоначала.

Проход в Игнатьевской пещере
Дольмен изнутри
Мегалитическое святилище на Мальте без крыши

Более поздняя форма дольменов, курганов и насыпей — пирамиды, которые использовались по всей территории проживания людей в древности. Например, в Египте пирамиды использовались для погребальных обрядов правителей (фараонов), которые считались детьми богов. В Месопотамии пирамиды (зиккураты) использовались в качестве искусственного возвышения для святилища, где происходили жертвоприношения и оргиастические обряды взаимодействия с божественным миром. Известны многочисленные древние пирамиды-зиккураты в Азии и Америке.

Образ пещеры как символа женского первоначала (лоно Великой Матери), возможно, присутствует в Библии при описании Рождества Христова. Иисус был рождён в пещере, в которой находились животные. Не исключено, что это прямой прообраз древнейших пещерных палеолитических святилищ, расписанных рисунками животных.

Анх – парный джеду

Йони – парный лингаму

Чатал-Хююк (Анатолия) Роспись храма ок 7000 до н.э.

Инь – парный янь

Вход в храм — парный колоннам. Храмы создавались по принципу древних пещер и дольменов, вход в которые и проходы внутри которых связывались с женским началом.

Материя – парная духу; кольцо – парное пальцу; низ – направление, парное направлению вверх; ночь – парная дню; Луна – парная Солнцу; запад (где заходит солнце) — парный востоку (где восходит солнце); закат — парный восходу (заре); хаос – парный порядку; холод — парный теплу; ноль «0» парный единице «1»; математика (наука об измерении материи) — парная богословию; другие символы

Дракон (змей)

Источником данного символа, по всей видимости, стали кости крупных динозавров, которые люди находили в земле.

Поскольку земля входила в область женских символов Матери-Материи, то драконы и другие (уже невымышленные) рептилии стали атрибутом женского начала. С драконами-змеями всегда борются боги-мужчины или герои-мужчины: Мардук и Тиамат (мать) в образе дракона, Гильгамеш и Хумбаба (баба — женщина), Ра и Апоп, Зевс и Тифон, Аполлон и Пифон, Персей и Горгона, Персей и морское чудовище, Геракл (Геркулес) и Лернейская гидра, Ясон и дракон (охранявший руно), Тор (Таур – бык) и змей Ёрмунганд (гад), Беовульф и мать Гренделя, Святой Георгий и змей, Зигфрид и Фафнир и другие многочисленные змеи и змееборцы.

Мардук и Тиамат
Астарта (сестра (супруга) Баала) и змей. Современная анимация
Мардук поражает Тиамат
Тиамат
Тор (Таур – бык) и змей Ёрмунганд
Св. Георгий и змей
Зигфрид и Фафнир
Аполлон и Пифон
Гильгамеш и Хумбаба

Борьба мужского бога или героя с драконом символизирует борьбу мужского духовного светлого начала с женским материальным тёмным началом, и победу первого над вторым. Таким образом, с одной стороны, констатируется победа духа над материей, духовного над материальным, с другой — подчёркивается божественность мужских персонажей, ведь только тому, кто обладает божественной мощью, под силу справиться с такими существами, которые представлялись людям, с трепетом взирающим на кости древних исполинских ящеров.

В эпосе различных европейских народов драконы связаны с сокровищами (золото, драгоценные камни), которые являются наиболее ярким выражением и крайним символом материальных благ и материального богатства. Многие сказки сохранили мотив, когда герой (мужское духовное начало) побеждает дракона (женское материальное начало), но, завладев его сокровищами, превращается сам в дракона. То есть деградирует от (мужского) духа в (женскую) материю.

Также дракон связан с подземельем и пещерами, которые являются женскими по материальной сущности (материя – камень, земля) и по символике (пещера – это утроба горы).

Возможно, смысл символа змеи-дракона уходит ещё глубже. Слово гад (пресмыкающееся) созвучно имени брата Зевса и правителя подземного мира мёртвых Гадеса (Аида), с которым этимологически связано слово «ад» (подземный мир вечного мучения грешников).

Характерно то, что огонь (мужской символ) в подземном (женском) мире мёртвых появился сравнительно недавно. Например, в греческих мифах царство Аида ещё лежит во тьме и мраке, в которых бродят тени умерших людей. Там протекают пять рек (Лета, Стикс, Ахерон, Кокитос и Флегетон), а значит, при отсутствии солнечного тепла, там холодно и сыро. Другими словами, греки фактически рисовали образ горных пещер, которые служили людям святилищами в древние времена.

Возможно, также способность драконов изрыгать пламя также возникла сравнительно недавно и первоначально водные змеи-драконы не обладали способностью плеваться огнём, который является не женским, а мужским символом. Например, в мифе о Мардуке и Тиамат говорится о том, что огненным дыханием обладал Мардук, а не драконоподобная змеюка Тиамат.

Адам, Ева и змей

В свете приведенных выше связей древних символов библейский миф об Адаме и Еве имеет вполне понятное прочтение. Адам (мужское начало) терпит поражение от женского начала (Ева и змей). Бог (мужское начало) выводит за это поверженного Адама, дух которого деградировал, в котором победило материальное (женское) начало, из духовного рая. Адам и Ева попадают в материальный мир. Чтобы человеку (потомку Адама и Евы) вернуться в рай, нужно отвергнуть материальное и стремиться к духовному началу.

Таким образом грехопадение – это победа материального над духовным, а возвращение к Богу – это победа духовного над материальным.

Бог и Адам в мифе олицетворяют мужское начало, а змей и Ева — женское. Поэтому иконография сатаны часто включает в себя женские атрибуты и органы. Таким образом подчеркивается принадлежность категории сатаны к материальной (материнской) или женской природе.

Из более знакомых нам фольклорных образов, можно привести пример Бабы Яги и Змея Горыныча. Атрибут Бабы Яги — ступа (ступка для зерна — женский символ), Змей Горыныч (женские символы: змей, гора, пещера).

Современный миф о рептилоидах (драконианцах) в рамках теории заговора Дэвида Айка, также располагается внутри древнего архетипа противоборства драконов и героев. Злые рептилоиды терроризируют людей, и мир ждёт появления героев, которые освободят человечество от рептилоидной тирании.

Помимо рептилоидов современная крайняя негативная интерпритация женского начала проявляется в культе Санта Муэрте, а также в экофашизме Матери-Земли.

Символ доллара — змей на дереве познания добра и зла

В знаке долларов, главных международных (глобальных) денег, также просматривается символика змеи как женского первоначала (мамы — мамоны) и рокового для Адама и Евы дерева познания добра и зла. Для кабалистов этим змеем является Лилит, которая имеет своим источником древнее женское месопотамское божество Белит (Инанну, Иштар, Астарту) — образ древнейшей дописьменной стереотеистической Великой Матери.

Огонь

Огонь находится в числе немногих субстанций, которые двигаются против земного притяжения. Помимо огня вверх двигаются дым и пар, первопричиной которых также является огонь. В соответствии с ролью огня в ритуальных практиках жертвоприношений и погребений, описания которых дошли до нас, люди в древности воспринимали огонь как субстанцию, через которую осуществляется общение с божественным миром.

Примитивно говоря, огонь отправляет что-либо или кого-либо с земли на небо. Говоря более сложным языком, огонь переносит что-то из материального посюстороннего мира в духовный (божественный) потусторонний мир. Огонь — это древнейшая почта в один конец — от человека к богам (духам) или к Богу.

Например, переносимыми (пересылаемыми) объектами могут быть растения, плоды, хлеб, скот или человек. Во времена политеизма этот ритуал был доведен до абсурда в частности финикийцами, которые отправляли богам самое дорогое: своих детей и стариков. Еврейский монотеизм в Палестине и более гуманный (чем финикийский) римский политеизм в Средиземноморье в результате многовековой борьбы положили конец финикийскому ритуальному беспределу

Минотавр

Огонь как горячая, сухая, активная и светлая субстанция является атрибутом мужского начала. Но после того, как страшные средиземноморские культы, связанные с жертвоприношениями в огне, были повержены, огонь получает негативную окраску и символически переходит на «женскую половину» — ад (подземная область мира мёртвых) становится огненным, а у драконов появляется способность извергать пламя.

По всей видимости, такая же участь постигла и рога как символ божественного. Они как атрибут мерзкого для монотеизма Баала (быка), для которого сжигали детей, и Золотого Тельца (того же Баала), приобрели негативную коннотацию. Теперь рога зачастую воспринимаются как символ сатаны, который противостоит Богу. Рогатый — это сегодня один из эпитетов врага Бога.

Молния

Огонь связан с молнией, которая приходит с неба и часто порождает огонь на земле. Поэтому молния также является устоявшимся атрибутом мужских божеств. Молния связана с электричеством, которое заменяет современным людям огонь как источник тепла и света.

Мужское Женское
Отец-Творец Великая Мать-Материя
Мужские божества Женские божества
Нематериальный, потусторонний мир Материальный мир
Дух, душа Материя
Бесконечность, вечность Время, конечность
Жизнь (вечность) Смерть (конечность, время)
Свет (волновая, нематериальная природа света) Тьма, темнота (без света все материальные объекты располагаются во тьме, темноте)
Молния (свет) Дождь, ночь (вода, тьма, туча)
Облако (дух, белый цвет) Туча (вода, темнота)
День (свет) Ночь (тьма, темнота)
Ясный день Дождь (вода, плачь, печаль)
Солнце (свет, день) Луна (ночь)
Небо (воздух, дух, душа) Земля (материя, мать сыра земля — рожает)
Огонь (поднимается вверх, в небо, свет, тепло) Вода (река, озеро, море, океан)
Верх (небо) Низ (земля, вода)
Высота (небо) Глубина (пещера, темнота, земля, вода)
Царствие Небесное (небо, свет) Ад (Аид, подземелье, пещера, земля, вода)
Радость (в нематериальном мире Отца-Творца всё вечно — радость вечной жизни) Печаль, грусть, плачь (в материальном мире Великой Матери-Материи всё имеет свой конец)
Смелость, отвага, уверенность, всемогущество (радость, вечность) Испуг, отчаяние, коварство, хитрость (печаль, плачь, конечность)
Сила (всемогущество, вечность) Слабость (конечность)
Твердость (камень, сила, скала (внешняя твердь), гора (вершина)) Мягкость (земля, вода)
Тепло (день, свет, солнце) Холод (ночь, темнота, земля, вода)
Вершина горы (небо, верх, высота, тепло), алтарь Отцу-Творцу, мужскому божеству Пещера горы (глубина, бездна, темнота, холод, влажность, вода), алтарь Великой-Матери, женскому божеству
Вершина пирамиды (вершина горы) Коридоры пирамиды (пещера, смерть — усыпальницы)
Всемогущество (потенция) Немощь (слабость, смерть)
Чудо, чудеса, знамения (всемогущество, вечность) Колдовство (ночь, тьма, коварство, хитрость, смерть)
Открытое знание, религия Тайный оккультизм, гнозис (колдовство, смерть (мир мертвых))
Религия (стремление к Отцу-Творцу) Материализм, атеизм (отрицание Отца-Творца, подсознательное стремление к покою и смерти — к Великой Матери-Материи)
Воздержание (душа, дух, уверенность, сила духа) Сексуальность (тело, материя, слабость духа)
Талант (высота) Пошлость (сексуальность)
Ум, мудрость (вечность, могущество, бесконечность, сила, уверенность) Глупость, хитрость (конечность, слабость, испуг, неуверенность)
Правда (ум, мудрость) Ложь (глупость, хаос)
Любовь (свет, жизнь) Ненависть (страх, жестокость, смерть)
Щедрость (дух, вечность) Жадность (материя)
Реальность (правда) Иллюзия (обман)
Трезвость (свет, ясность, правда, сила, реальность) Опьянение (иллюзия, обман, хаос, тьма)
Порядок (ум, свет) Хаос (тьма, глупость)
Богословие Математика (знание об измерении материи)
Янь Инь
Власть (порядок) Анархия (анархия-мать, хаос)
Великодушие (вечность, всемогущество, уверенность) Жестокость, насилие (страх, борьба за жизнь, смерть)
Жертвоприношение людей (смерть, страх, жестокость)
Животные, существа
Рога (мужское, вверх, бык, гигантский олень, горный баран)
Бык (творец, создатель, потенция, отец, рога) Корова (мать)
Пещерный медведь, обычный медведь (сила, могущество)
Гигантский олень, обычный олень (сила, рога)
Сова (ночь, плачь (уханье), испуг, отчаяние, тайное)
Змея, змей (земля, вода, хладнокровное, добыча для сов)
Водное чудовище (вода, змей, рептилия, рыба, холод)
Дракон (змей, вымышленная рептилия, рептилоиды). Изначально не огнедышащий (огонь — мужской символ)
Сирин, сирена — птица с головой женщины
Уроборос (змея, змей, кусающий себя за хвост, кольцо, вульварность, смерть, пустота, конечность)
Русалки, кикиморы, водяные (вода, холод, смерть, ночь)
Фаллические артефакты и элементы архитектуры (творец, создатель, потенция, верх, небо, мужские половые органы) Вульварные артефакты и элементы архитектуры (мать, глубина, темнота, женские половые органы), образы женской груди
Ниже приведены объекты-символы, которым характерна фалличность (дополнительная символика указана в скобках) Ниже приведены объекты-символы, которым характерна вульварность (дополнительная символика указана в скобках)
Менгиры (высота) Дольмены (пещера, тьма)
Стела, обелиск, колонна (верх, небо) Вход в храм (пещера, дольмен, глубина)
Лингам Йони
Черта Окружность
Единица (черта) Ноль (круг, окружность)
Палец Кольцо
Палица, меч, копьё Щит
Стрела Мишень
Осадный таран Ворота (города, замка)
天 иероглиф Тянь (небо, день) 女 иероглиф Ну (женщина)
Джед Анх
Ирминсуль
Идолы, болваны, истуканы
Палеолитические Венеры
Хлеб (кулич), пестики для помола зерна Ступка для помола зерна
Лабрис (бык) Лабиринт (тьма, хаос, пещера, смерть)
Молот (например, Тора (таура, тура, быка)
Священный металл, который обладает как мужской, так и женской символикой
Золото (солнце) Золото (металл, холод, земля, мягкость, материальные ценности)
Серебро (белый цвет, небо) Серебро (металл, холод, земля, мягкость)
Деньги, монета (вульварность, круг, холод, металл, материальные ценности, мамона (мама))
Мужские цвета (небо, дух, день, солнце, огонь, тепло) Женские цвета (ночь, тьма, земля, вода)
Белый (небо, дух, день) Чёрный (ночь, тьма)
Красный (солнце, огонь, тепло) Зеленый (земля, растительность)
Желтый (солнце, огонь тепло) Голубой (вода)
Оранжевый (солнце, огонь, тепло) Синий (вода)
Фиолетовый (вода)
Современные интерпретации
Электричество (молния) Заземление (земля)
Квазар (свет) Чёрная дыра (тяжелая материя)

Квадратные нимбы в 8-12 вв. в западной традиции достаточно часты.
Что означает символ?
В интересном очерке о символике нимбов новгородский ученый В. С. Кутковой пишет:
«Отметим, что круглый нимб – это еще и знак отсутствия времени, но, изменившись по форме, он может быть и знаком, указывающим на время. Последнее подтверждается существованием четырехугольного нимба. Его мы видим на мозаиках церкви св. Димитрия в Салониках (VII век): «Св. Димитрий с епископом Иоанном и эпархом Леонтием” и «Св. Димитрий с неизвестным диаконом”. По мнению Л.А. Успенского, он означал то, что человек изображен при своей жизни. И здесь есть, разумеется, своя предыстория. Еще античный автор Варрон высказывается о скульптурах Поликлета как о «квадратных” (guadrata). И он был не ироничен. Для древнего грека это звучало похвалой. Выражение «квадратный человек” неоднократно встречается у Аристотеля. В трактате «Риторика” он отмечает: «Является метафорой называть хорошего (αγαθος) человека – четырехугольным”. У Платона в «Протаторе” читаем: «Действительно, трудно сделать человека хорошим, совершенным во всех отношениях”. А.Ф. Лосев переводит этот платоновский термин «совершенный” как «четырехугольный по рукам, ногам и уму”. В христианском сознании число «4” прочно воспринимается символом материального мира: мир имеет четыре стороны света, четыре времени года, он состоит из четырех элементов. Поэтому квадрату придается исключительно земной смысл.
По унаследованной еще из Древней Греции традиции, стихия земли символизируется кубом, а стихия огня – шаром. На плоскости куб и шар изображаются в проекции как квадрат и круг. Отсюда нимбы часто представлены высоким рельефом в виде золотой сферы вокруг головы (см. псковскую икону «Архангел Гавриил” из ГРМ). Да и в иконах нового времени, дружно одетых в роскошные «ризы”, нимбы делались сферами еще чаще.
Получается интересная цепь: Au (лат. Aurum – золото) – aureolus (ореол) – аура – нимб. По всей видимости, нимб иногда и воспринимался своеобразным подобием ауры, если исключить из нее все оккультные аксессуары.
Итак, приходим к заключению, что четырехугольный нимб в византийской иконографии свидетельствовал прежде всего о земном времяпребывании человека…Прямоугольный нимб в православном искусстве – крайняя редкость. Это связано, очевидно, с тем, что не так уж и часто в храмах изображались люди при своей жизни».
А откуда взялся символ квадратного нимба, где он возник исторически?
Г. Ладнер в своей книге (Gerhart B. Ladner, Images and Ideas in the Middle Ages: Selected Studies in History and Art, 2 vols. (Rome, 1983) пишет, что, возможным исходным пунктом заимствования был греческий Египт, Александрия, и что греческие гностики осознали поздние египетские обычаи портретировать мумии, именно как содержательную процедуру, обозначающую совершенство, греками связываемое с квадратом.
В Риме, который был далек от гностических практик, эта символика показалась лишь указанием на рамку картины, на то, что данный человек жив и что это его портрет.
Впрочем, это предположения, пусть и обоснованные.