О спасении

См. раздел К ОДНОМУ ЛИ БОГУ ВЕДУТ РАЗ­ЛИЧ­НЫЕ РЕЛИ­ГИИ?

  • Без Христа спа­се­нья нет Юрий Мак­си­мов
  • Вне Церкви нет спа­се­ния диакон Геор­гий Мак­си­мов
  • Двери ада заперты изнутри А. Дес­ниц­кий
  • О спа­се­нии доб­ро­де­тель­ных неве­ру­ю­щих Сергей Худиев
  • Реально ли спа­стись? И как? Сергей Худиев
  • Спаси меня завтра Алек­сандр Тка­ченко
  • Пра­во­слав­ное учение о личном спа­се­нии архиеп. Михаил (Мудью­гин)
  • Пра­во­слав­ное учение о спа­се­нии архим. Сергий (Стра­го­род­ский)
  • Верой или делами? архим. Иан­ну­а­рий (Ивлиев)
  • Пути спа­се­ния хри­сти­а­нина иерей Вадим Кор­жев­ский
  • Срав­не­ние пра­во­слав­ного учения о спа­се­нии с про­те­стант­ским о. Н. Ким
  • В чем наше спа­се­ние? архиеп. Авер­кий Таушев
  • Путь ко спа­се­нию. Крат­кий очерк аске­тики свт. Феофан Затвор­ник
  • Бла­го­ра­зум­ный раз­бой­ник
  • Спа­се­ние и вера по пра­во­слав­ному учению муч. Михаил Ново­се­лов
  • О невоз­мож­но­сти спа­се­ния ино­вер­цев и ере­ти­ков свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)

***

Спасе́ние (от греч. «σωτηρία» — избав­ле­ние, сохра­не­ние, целе­ние, спа­се­ние, благо, сча­стье) —

1) Про­мыс­ли­тель­ное дей­ствие Все­свя­той Троицы, направ­лен­ное на соеди­не­ние чело­века и Бога, избав­ле­ние его от власти диа­вола, греха, тлен­но­сти, смерт­но­сти, при­об­ще­ние к вечной бла­жен­ной жизни в Цар­стве Небес­ном (Пс.23:5);

2) дея­тель­ность Сына Божьего, вопло­тив­ше­гося ради вос­со­еди­не­ния чело­века и Бога, Искуп­ле­ния его от греха, осво­бож­де­ния от раб­ства диа­волу, тлен­но­сти, смерт­но­сти; создав­шего Цер­ковь, непре­станно забо­тя­ще­гося о ней как её неиз­мен­ный Глава (Лк.2:11);

3) дея­тель­ность чело­века, осу­ществ­ля­е­мая при содей­ствии Отца и Сына и Свя­того Духа, направ­лен­ная на упо­доб­ле­ние Богу и духов­ное еди­не­ние с Ним, при­об­ще­ние к вечной бла­жен­ной жизни (Тит.3:5–7);

4) дей­ствия святых, направ­лен­ные на ока­за­ние той или иной помощи греш­ни­кам.

Спа­се­ние есть исце­ле­ние от греха и его послед­ствий. Своими силами чело­век не мог изба­виться от греха, для спа­се­ния нужен был Новый Родо­на­чаль­ник чело­ве­че­ства, Кото­рый должен быть чело­ве­ком, но и совер­шенно без­греш­ным Суще­ством. А тако­вым Суще­ством явля­ется только Сам Бог. Поэтому Сам Творец берет на Себя миссию спа­се­ния людей. «Мы стали побуж­де­нием к Его вопло­ще­нию; для нашего спа­се­ния пока­зал Он столько чело­ве­ко­лю­бия, что принял чело­ве­че­ское тело и явился в нем» (св. Афа­на­сий Вели­кий).

Вопло­ще­ние Слова Божия – осно­ва­ние спа­се­ния чело­ве­че­ства. Через Вопло­ще­ние Бог воз­же­лал самого пав­шего пока­зать побе­ди­те­лем, ибо Он дела­ется чело­ве­ком, чтобы посред­ством подоб­ного вос­ста­но­вить подоб­ное (св. Иоанн Дамас­кин).

Иисус Хри­стос спа­сает чело­ве­че­ство Своим уче­нием, жизнью, смер­тью и Вос­кре­се­нием. В иску­пи­тель­ном подвиге все эти четыре этапа при­сут­ствуют в нераз­дель­ном един­стве.

Если Вопло­ще­ние Слова – осно­ва­ние спа­се­ния, то усло­вием спа­се­ния явля­ется уча­стие сво­бод­ной чело­ве­че­ской воли, ибо Бог не желает спа­сать людей насильно. Доб­ро­воль­ная вера и подвиж­ни­че­ская жизнь хри­сти­а­нина в непре­стан­ном сотруд­ни­че­стве с Богом поз­во­ляет ему стать при­част­ни­ком Боже­ствен­ной бла­го­дати, освя­тить свое есте­ство соеди­не­нием со Все­свя­тым Богом, побе­дить грех, обре­сти вечную жизнь в Боге.

***

Воз­можны ли экс­тра­ор­ди­нар­ные случаи спа­се­ния отдель­ных людей?

Воз­можны и исклю­чи­тель­ные случаи, но все они, начи­ная со случая с Бла­го­ра­зум­ным раз­бой­ни­ком, являли веру и пока­я­ние спа­са­е­мых.

Насколько кате­го­рично изло­жил Бог усло­вия спа­се­ния?

Доста­точно кате­го­рично:

  • Спа­се­ние под­ра­зу­ме­вает не веру вообще, а под­лин­ную веру во Христа: «Веру­ю­щий в Него не судится, а неве­ру­ю­щий уже осуж­ден…» (Ин.3:18).
  • Вера должна сопро­вож­даться соот­вет­ству­ю­щими делами: «вера без дел мертва» (Иак.2:20).
  • Вера под­ра­зу­ме­вает при­над­леж­ность к Единой Пра­во­слав­ной Церкви: «а если и Церкви не послу­шает, то да будет он тебе, как языч­ник и мытарь» (Мф.18:17).

Насколько люди вза­и­мо­свя­заны и сво­бодны в спа­се­нии?

Оче­видно, что ребё­нок, вос­пи­ты­ва­е­мый в небла­го­по­луч­ной семье, напри­мер, в семье нар­ко­ма­нов или просто без­бож­ни­ков, изна­чально имеет меньше воз­мож­но­стей познать Бога, чем ребё­нок из срав­ни­тельно бла­го­по­луч­ной хри­сти­ан­ской семьи. Люди влияют друг на друга, напри­мер, мы видим в окру­жа­ю­щем мире мно­го­чис­лен­ные при­меры, когда один чело­век уби­вает или кале­чит дру­гого. Тем не менее, спа­се­ния может достичь каждый, ведь Бог даро­вал каж­дому из нас внут­рен­ний ори­ен­тир — совесть — и при­зы­вает каж­дого чело­века в Свою Цер­ковь. «…И от вся­кого, кому дано много, много и потре­бу­ется; и кому много вве­рено, с того больше взыщут» (Лк.2:48).

Воз­можно ли, чтобы Бог Своей кате­го­рич­но­стью лишь под­тал­ки­вал людей к боль­шему усер­дию в деле спа­се­ния, исполь­зо­вал стро­гость лишь в каче­стве педа­го­ги­че­ского приёма, но в итоге спасёт всех и каж­дого?

Нет, спа­сутся не все. Более того, мы видим, что доста­точно часто Гос­подь при­зы­вает людей не в жест­кой, угро­жа­ю­щей форме, но в мягкой форме, но когда чело­век не слышит этого воз­вы­шен­ного при­зыва, то даёт ему пожи­нать плоды своего неве­рия через тяжё­лые испы­та­ния, тра­ги­че­ские обсто­я­тель­ства. Люди, не вра­зу­мив­ши­еся в тече­ние земной жизни, пожнут соот­вет­ству­ю­щие своей жизни плоды. Одним из след­ствий их попа­да­ния в ад будет их личная неспо­соб­ность жить по нормам Цар­ства Бога.

Кто более кате­го­ри­чен в вопросе воз­мож­но­сти спа­се­ния всех людей: Апо­столы, святые отцы преж­них веков или совре­мен­ные бого­словы?

Апо­столы и святые отцы более кате­го­ричны. За редким исклю­че­нием, общий взгляд святых отцов Церкви сво­дился к бук­валь­ному пони­ма­нию Еван­гель­ского сви­де­тель­ства об отде­ле­нии греш­ни­ков от пра­вед­ни­ков на Страш­ном Суде и о веч­но­сти адовых мук.

Самый крат­кий ответ на этот вопрос прост: если у чело­века за чертой земной жизни пусть даже затеп­лится пока­я­ние, то Гос­подь ему помо­жет, неда­ром мы име­нуем Христа Спа­си­те­лем. Оста­ётся понять, насколько реально будет ате­и­сту по миро­воз­зре­нию или по жизни пока­яться и обра­титься к Богу после смерти.

Ведь ате­и­сты же не счи­тают себя греш­ни­ками, не желают и не имеют опыта пока­я­ния и бого­об­ще­ния. Во время земной жизни про­ис­хо­дит глу­бо­кое внут­рен­нее само­опре­де­ле­ние чело­века; без опыта пока­я­ния в этом мире, как атеист сможет явить его в мире ином? Если некто не желает учиться пла­вать, то какова веро­ят­ность, что он научится этому при кру­ше­нии лодки? Если чело­век скры­вался от солнца, то каково ему будет на сол­неч­ном пляже после полу­дня?

На Страш­ном Суде Бог явится в сиянии свя­то­сти и силе бла­го­дати, для хри­стиан она желанна и радостна — у них есть опыт бого­об­ще­ния и соеди­не­ния с Богом в Таин­ствах. Ате­и­сты же отчуж­дены от Бога, у них нет опыта жизни в Боге, для них эта энер­гия мучи­тельна, ведь грех и свя­тость несо­еди­нимы. Если чело­век не искал Бога, не знал Его, то с чего мы можем счи­тать, что он сможет вме­стить Его бла­го­дать в веч­но­сти?

И увидят ли ате­и­сты Бога, как Того, кто жела­нен для них? Или для них Его явле­ние будет невы­но­симо, как невы­но­симо для лжеца услы­шать о себе правду?

При­над­ле­жа­щих к Церкви Хри­сто­вой в мире немного, неужели Цар­ство Небес­ное обре­тут так мало людей?

Хри­стос пре­ду­пре­ждал об этом: «Вхо­дите тес­ными вра­тами, потому что широки́ врата и про­стра­нен путь, веду­щие в поги­бель, и многие идут ими; потому что тесны́ врата и узок путь, веду­щие в жизнь, и немно­гие нахо­дят их” (Мф.7:13–14).

Во-первых, не будем забы­вать, что в гре­хо­па­де­нии потен­ци­ально погибло всё чело­ве­че­ство.

Во-вторых, неко­то­рые будут спа­сены по молит­вам Церкви.

В‑третьих, спа­се­ние — дело доб­ро­воль­ное, невоз­можно заста­вить кого-то любить Бога и ближ­них, а ведь Цар­ство Небес­ное можно назвать Цар­ством Любви.

Вспом­ним данный нам Богом биб­лей­ский про­об­раз спа­се­ния – Ноев ковчег, в кото­ром поже­лали спа­стись лишь 8‑мь чело­век.

Мы не знаем и не должны решать за Бога, кого Он спасёт, а кого нет. Из этого можно сде­лать вывод, что могут спа­стись и не хри­сти­ане, и не пра­во­слав­ные. Почему же Святые отцы гово­рят о спа­се­нии только в лоне Церкви?

Созна­вая себя слу­жи­те­лями Бога, Святые отцы, конечно же, не стре­ми­лись давать настав­ле­ния, про­ти­во­ре­ча­щие Боже­ствен­ной воле. Ука­зы­вая на то, что спа­се­ние греш­ника дости­жимо через веру во Христа, при усло­вии при­об­ще­ния его к Церкви, они как раз и опи­ра­лись на Боже­ствен­ное Откро­ве­ние — на те истины, кото­рые были открыты Богом, в част­но­сти:

  • на слова апо­стола о Гос­поде Иисусе Христе: «Он есть камень, пре­не­бре­жен­ный вами зижду­щими, но сде­лав­шийся главою угла, и нет ни в ком ином спа­се­ния, ибо нет дру­гого имени под небом, дан­ного чело­ве­кам, кото­рым над­ле­жало бы нам спа­стись» (Деян.4:11–12);
  • на слова Самого Иисуса Христа: «истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Цар­ствие Божие» (Ин.3:5); «Веру­ю­щий в Него не судится, а неве­ру­ю­щий уже осуж­ден, потому что не уве­ро­вал во имя Еди­но­род­ного Сына Божия» (Ин.3:18).

Заме­тим, что при­ве­ден­ные выше слова, а также иные биб­лей­ские сви­де­тель­ства, рас­по­ла­гают к убеж­де­нию, что спа­се­ние дости­жимо не через веру вообще, а именно через правую веру, через при­об­ще­ние к истин­ной Церкви. Такой верой явля­ется лишь Пра­во­слав­ная, а такой Цер­ко­вью — лишь Все­лен­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь.

Что каса­ется отве­тов на част­ные вопросы о том, кто кон­кретно насле­дует Цар­ство Божье, а кто нет, это ведомо Богу (во мно­же­стве слу­чаев, но далеко не во всех, Все­лен­ской Церкви, в неко­то­рых слу­чаях ста­но­вится известно, кто именно удо­сто­ился Цар­ства Небес­ного).

Итак, Бог не дал нам права опре­де­лять загроб­ную участь людей, но дал глав­ные прин­ципы, по кото­рым она опре­де­ля­ется. Исходя из них у нас нет ни тео­ре­ти­че­ских, ни прак­ти­че­ских осно­ва­ний утвер­ждать о воз­мож­но­сти спа­се­ния непра­во­слав­ных хри­стиан.

Допу­стимо ли в в рамках бого­сло­вия упо­треб­лять слово «спа­се­ние» при­ме­ни­тельно к част­ным слу­чаям ока­за­ния помощи одними чле­нами Церкви другим?

В бого­сло­вии, как и в обыч­ном, народ­ном сло­во­упо­треб­ле­нии, термин «спа­се­ние» может нести раз­лич­ные смыс­ло­вые оттенки.

По боль­шей части в бого­слов­ской лите­ра­туре Спа­си­те­лем име­ну­ется Гос­подь Иисус Хри­стос, а спа­се­нием — дея­тель­ность Христа как Спа­си­теля.

В более рас­ши­рен­ном бого­слов­ском при­ме­не­нии Спа­си­те­лем име­ну­ется Бог вообще, то есть не только Сын, но Отец и Сын и Святой Дух.

Вместе с тем бого­слов­ская прак­тика допус­кает исполь­зо­ва­ние тер­мина «спа­се­ние» в более част­ном зву­ча­нии.

Так, в Книге Судей Изра­и­ле­вых спа­си­те­лем назван Гофо­ниил, изба­вив­ший (при содей­ствии Божьем) Изра­иль­тян от власти Хусар­са­фема (Суд.3:9).

Текст одной из наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных молитв к Пре­свя­той Бого­ро­дице содер­жит обра­ще­ние к Ней, как к Вла­ды­чице, с прось­бой о спа­се­нии: Пре­свя­тая Бого­ро­дица, Спаси нас!

В этом случае под спа­се­нием может под­ра­зу­ме­ваться близ­кое к оби­ход­ному пони­ма­нию зна­че­ние: избав­ле­ние от опас­но­сти, бед­ствия, болезни, смерти и пр. С другой сто­роны, смысл, вкла­ды­ва­е­мый в просьбу о спа­се­нии, может быть и более глу­бо­ким.

Таким обра­зом, просьба спасти бывает уместна и в усло­виях обык­но­вен­ной житей­ской опас­но­сти, и в усло­виях угрозы, воз­ни­ка­ю­щей в рамках рели­ги­оз­ной жизни. Напри­мер, веру­ю­щий может про­сить Бого­ро­дицу (или других святых) о спа­се­нии от напа­док нечи­стых злых духов, избав­ле­нии от их лука­вых воз­дей­ствий.

В рамках регу­ляр­ных молитв к Божьей Матери про­ше­ние о спа­се­нии может упо­треб­ляться и отно­си­тельно избав­ле­ния от вечных адовых мук. Ведь Пре­свя­тая Дева имеет особое дерз­но­ве­ние к Богу, как Матерь Еди­но­род­ного Сына по чело­ве­че­скому есте­ству, как Пре­не­по­роч­ная, Пре­чи­стая, Пре­свя­тая Небес­ная Царица.

Разу­ме­ется, поня­тие «Спа­си­тель­ница» не при­ло­жимо к Ней в том же зна­че­нии, что и поня­тие «Спа­си­тель», исполь­зу­е­мое в отно­ше­нии Её Боже­ствен­ного Сына.

***

Два монаха бесе­до­вали о спа­се­нии. Один гово­рил: «Душа моя не может при­ми­риться с мыслью, что кто‑то погиб­нет на веки. Я думаю, что Гос­подь всех как‑нибудь спасет». Другой отве­тил: «Святые отцы гово­рят, что создать чело­века без содей­ствия чело­века Бог мог, но спасти чело­века без содей­ствия и согла­сия самого чело­века нельзя. Спа­се­ние и гибель — в сво­боде чело­века». Первый: «Думаю, что Бог мно­же­ством любви Своей пре­одо­леет сопро­тив­ле­ние твари, не нару­шая ее сво­боды». Второй: «Мне кажется, не должно забы­вать, что сво­бода чело­века настолько велика потен­ци­ально, что он и в плане веч­ного бытия может отри­ца­тельно опре­де­литься к Богу. Те, кто не знает этого или забы­вает об этом, пита­ются ори­ге­нов­ским моло­ком». Первый: «Но ведь это же безу­мие!» Второй: «Да, безу­мие». Первый: «Что же делать?» Второй: «Бог хочет всем спа­стись, и мы должны всем про­мыш­лять спа­се­ние и молиться за всех, но ни откро­ве­ние, ни опыт не дают осно­ва­ний пола­гать, что все спа­сутся. Сво­бода — вели­кий дар, но страш­ный».
архим. Софро­ний (Саха­ров)

На вопрос книж­ни­ков, когда откро­ется Цар­ство Божие, Хри­стос отве­тил, что оно «не придет при­мет­ным обра­зом, и не скажут: вот оно здесь, или вот оно там, ибо Цар­ство Божие внутри вас» (Лук.17:20). Этим Гос­подь указал, что спа­се­ние свя­зано самым тесным обра­зом с внут­рен­ним состо­я­нием чело­века. Оно – не просто «пере­се­ле­ние» из нынеш­них жиз­нен­ных усло­вий в другие, лучшие, но нечто более глу­бо­кое и заме­ча­тель­ное. «Если нече­сти­вый будет поми­ло­ван, – гово­рит Писа­ние, – то не научится он правде, – будет зло­дей­ство­вать в земле правых и не будет взи­рать на вели­чие Гос­пода» (Ис.26:10) – т.е. по-преж­нему он будет зави­до­вать, враж­до­вать, ссо­риться и томиться жаждой чув­ствен­ных удо­воль­ствий – т.е. будет носить в себе ад. Ведь истин­ная радость, мир и бла­жен­ство – это внут­рен­ние состо­я­ния, кото­рые при­хо­дят в резуль­тате обще­ния с Богом, кото­рого греш­ник не имеет. Пра­вед­ный же чело­век, где бы он ни нахо­дился, всюду будет насла­ждаться обще­нием с Богом и как бы носить в себе рай.
епи­скоп Алек­сандр Миле­ант

***

«Что такое спа­се­ние? Бого­по­зна­ние. На рели­ги­оз­ном языке это озна­чает не что иное, как еди­не­ние чело­века с Богом.

Цер­ковь настой­чиво утвер­ждает: чело­век, помни, не забудь, время идет, и ты идешь к послед­ней точке и никуда ты от этого не денешься, никуда. Ни слава, ни богат­ство, ни знание, ни сила — ничто тебя не спасет. Время идет только в одном направ­ле­нии, и коль скоро пред­на­зна­чен ты к вечной жизни, сле­до­ва­тельно, вся твоя дея­тель­ность, на какую бы сто­рону она ни рас­про­стра­ня­лась, должна вся про­хо­дить под знаком того, что по латыни хорошо звучит так – sub specia aeternitatis (с точки зрения веч­но­сти). Вот как пред­по­ла­гает Цер­ковь смот­реть на любую область чело­ве­че­ской жизни. Мы должны на все смот­реть с точки зрения под­го­товки к вечной жизни. Что это озна­чает? Это озна­чает пра­виль­ный взгляд на саму эту вечную жизнь, на то, что делает чело­века при­част­ни­ком этой вечной жизни. Что же его делает? Его делает при­об­ще­ние Тому, Кто есть Любовь.

Это сле­дует даже из самой эле­мен­тар­ной логики, из пони­ма­ния Бога. Если в Нем и все из Него и все Им, и раз само наше бытие обу­слов­лено бытием Божьим, то наше благо, конечно же, только тогда может иметь место, когда мы пре­бы­ваем в Боге, т.е. живем согласно Богу, т.е. явля­емся теми людьми, кото­рые осу­ществ­ляют нормы чело­ве­че­ской жизни, соот­вет­ству­ю­щие Боже­ствен­ным свой­ствам. «Будьте совер­шенны, как Отец ваш Небес­ный совер­шен есть».

Цель жизни чело­века, по учению Отцов Восточ­ной Церкви, есть «обожение» (theosis). Упо­доб­ле­ние Богу и обо­же­ние – это одно и то же: «Наше спа­се­ние воз­можно только через обо­же­ние. А обо­же­ние есть, насколько воз­можно, упо­доб­ле­ние Богу и соеди­не­ние с Ним» (Дио­ни­сий Аре­о­па­гит) Апо­стол Павел назы­вает это соеди­не­ние с Богом «усы­нов­ле­нием» Богу (Рим.8:15), апо­стол Петр – «при­ча­стием боже­ского есте­ства» (2Пет.1:4). Еди­не­ние с Богом, явля­ю­ще­еся конеч­ной целью суще­ство­ва­ния чело­века, не есть сли­я­ние с боже­ствен­ной сущ­но­стью и рас­тво­ре­ние в Боже­стве (как у нео­пла­то­ни­ков), не есть, тем более, погру­же­ние в небы­тие-нир­вану (как у буд­ди­стов), а есть жизнь с Богом и в Боге, при кото­рой лич­ность чело­века не исче­зает, но оста­ется самой собой, при­об­ща­ясь к пол­ноте Боже­ствен­ной любви».

проф. А.И. Осипов

***

Один святой отец гово­рит, что начало нашего спа­се­ния есть позна­ние самого себя. Но ведь позна­ние самого себя есть дело всей жизни, это и есть то, к чему чело­век стре­мился в тече­ние всего своего суще­ство­ва­ния. Святые отцы рас­кры­вают смысл этого изре­че­ния, говоря, что до тех пор пока ты не познал, кто ты, пока ты сам в себе не ощутил образа Божия, пока ты, живя среди земных граж­дан, не почув­ство­вал, что ты граж­да­нин неба, и пора­бо­тился «чуждым граж­да­нам», пока ты, живя среди грязи своей соб­ствен­ной души, не познал в себе образа Божия, – до тех пор ты не всту­пил на путь спа­се­ния, не начи­нал еще своего спа­се­ния. Оно начи­на­ется с того момента, когда я познал свою Боже­ствен­ную при­роду.

Так было и с блуд­ным сыном. Он в один момент почув­ство­вал, что есть иная жизнь в Отце и с Отцом, он почув­ство­вал, что живет пора­бо­щен­ный в стране чуждой и не имеет под­лин­ной, насто­я­щей жизни. Начав с позна­ния самого себя, чело­век, идя дальше по этому пути, про­ти­во­по­став­ляет в самом себе то, что есть в нем от образа Божия, хотя и покры­того язвами согре­ше­ний, и то, что вне­сено им, чело­ве­ком, как рас­тле­ние своей души чуж­дыми обы­ча­ями: «Пора­бо­тихся граж­да­ном стран­ным, и в страну тле­твор­ную отъ­и­дох…» – гово­рит служба этого дня. И с этого момента он начи­нает жаж­дать жизни в Боге и очи­ще­ния себя от язв согре­ше­ний во имя образа Божия.

К вели­кому подвиж­нику – пре­по­доб­ному Анто­нию – пришел один инок и стал про­сить, чтобы он про­стил и поми­ло­вал его. Анто­ний же отве­чал ему: «Ни я, ни Бог тебя не поми­лует, если ты сам себя не поми­лу­ешь». С пер­вого взгляда этот ответ кажется стран­ным. Как же так? А для духов­ной жизни это вели­чай­шая истина. Пока я сам в себе не обрету образа Божия, сам не поми­лую этого чело­века, нахо­дя­ще­гося в бездне гре­хов­ной, но име­ю­щего образ Божий, до тех пор пока я сам не поми­лую в себе созда­ние Божие, в своей сове­сти не поми­лую себя греш­ного, сквер­ного и блуд­ного, – до тех пор и Бог не поми­лует меня, до тех пор тщетна и моя мольба.

свя­щен­но­му­че­ник Сергий (Мечев)

***

— Спа­се­ние пред­на­чер­тано или у чело­века есть право выбора?

…на уровне прак­тики ответ есть. Его сфор­му­ли­ро­вал Фома Аквин­ский: «Мы должны молиться так, как если бы все зави­село только от Бога, а рабо­тать мы должны так, как если бы все зави­село только от нас». Хри­сти­а­нин должен уметь рабо­тать с про­ти­во­ре­чи­ями.

Надо заме­тить, что это не при­знак иди­о­тизма. Заме­чен­ное и осо­знан­ное про­ти­во­ре­чие – это при­знак высо­кой куль­туры мыш­ле­ния. Я знаю, что верно это; знаю же, что верно другое; и знаю, что первое и второе про­ти­во­ре­чат друг другу. Но еще я знаю, что другой модели, кото­рая помогла бы сохра­нить все мно­го­об­ра­зие извест­ных фактов и непро­ти­во­ре­чиво их все (все – без цен­зуры!) объ­яс­нить, пока еще нет. Что в такой ситу­а­ции делать? Хоте­лось бы жить в трех­этаж­ном особ­няке, но раз это невоз­можно, то надо под­дер­жи­вать в порядке и свою обыч­ную блочно-панель­ную мало­мет­ражку.

В совре­мен­ной физике тоже есть нескры­ва­е­мые про­ти­во­ре­чия, о кото­рых знает каждый физик. Напри­мер, теория кор­пус­ку­лярно-вол­но­вого дуа­лизма. Верно и то, что свет есть волна, и то, что свет состоит из частиц. Как это сов­ме­стить? Надо при­знать и то и другое. Хри­сти­ан­ство давно научи­лось рабо­тать с этой логи­че­ской моде­лью. Оно состоит из про­ти­во­ре­чий, кото­рые соеди­нены бла­го­да­тью. Надо уметь при­нять их во всей пол­ноте. Нельзя ска­зать, что я на 80% сво­бо­ден, а на 20% зави­сим от Бога. Ничего подоб­ного: я на 100% сво­бо­ден и я на 100% завишу от Бога. И Хри­стос на 100% Бог и на 100% чело­век, а не так – частичка того, частичка дру­гого.

– Известно, что с при­ня­тием кре­ще­ния чело­век полу­чает отпу­ще­ние старых грехов. Пред­по­ло­жим такую ситу­а­цию: некто, на про­тя­же­нии всей своей жизни много и долго гре­шив­ший, неза­долго до смерти при­ни­мает кре­ще­ние и таким обра­зом как бы полу­чает «фору» перед чело­ве­ком, кре­щен­ным в дет­стве, но за свою долгую жизнь много раз осту­пав­шимся.

– Этот вопрос застав­ляет обра­титься еще и к теме раз­ли­чия Пра­во­сла­вия и запад­ного хри­сти­ан­ства. Перед запад­ным бого­сло­вием (и в като­ли­че­стве, и в про­те­стан­тизме) вопрос, постав­лен­ный вами, воз­ни­кает вполне есте­ственно. И этот вопрос не полу­чает убе­ди­тель­ного ответа. Но для Пра­во­сла­вия такого вопроса не суще­ствует. Потому что в Пра­во­сла­вии спа­се­ние не просто про­ще­ние греха, а соеди­не­ние с Богом.

И если для про­те­стант­ского мыш­ле­ния спа­се­ние – это некое отри­ца­тель­ное поня­тие, то есть избав­ле­ние от чего-то, от греха, от нака­за­ния за грех, то в Пра­во­сла­вии спа­се­ние есть пози­тив­ное поня­тие – соеди­не­ние во Христе, соеди­не­ние с Богом. Да, на чело­века, про­жив­шего всю жизнь вне запо­ве­дей, вне бла­го­дати Хри­сто­вой и лишь на смерт­ном одре при­няв­шего кре­ще­ние, Гос­подь не будет гне­ваться за грехи. Но дело в том, что чело­век своими гре­хами все равно свою душу изуро­до­вал. Пред­ставьте себе инже­нера, по вине кото­рого про­изо­шла какая-то серьез­ная тех­но­ло­ги­че­ская ката­строфа, та же чер­но­быль­ская авария. И вот на смерт­ном одре на тюрем­ной койке он полу­чает поми­ло­ва­ние. Его вина про­щена, но послед­ствия этой вины он несет в себе. Он уже отра­вил свою душу и сжег свое тело. Он уми­рает от ради­а­ции и болез­ней. Так и чело­век, про­жив­ший всю жизнь во грехе.

Если его душа при жизни так и не смогла встре­тить Христа, насы­титься Светом, то будет ли ему в радость встреча и вечное Пред­сто­я­ние перед Хри­стом, – перед Тем, от Кого он всю жизнь убегал? Да, своим пред­смерт­ным пока­я­нием он спас себя от веч­ного без­бо­жия, но и пол­ноту духов­ных даров Христа он в себя не вме­стит (по край­ней мере на первых шагах своего воз­рас­та­ния в веч­но­сти).

диакон Андрей

***

Я запла­тил бы любую цену за право ска­зать: «Все спа­сутся», но разум спра­ши­вает меня: «По своей воле или насильно?». Я отве­чаю: «Насильно», и впадаю в про­ти­во­ре­чие: может ли высший акт воли – пре­да­ние себя Богу – совер­шаться так? Я отве­чаю: «По своей», – и разум мне воз­ра­жает: «А если кто-нибудь не захо­чет?».
Гибель чело­века не в при­го­воре ему, а в том, что он оста­ется таким, как есть. Погиб­шие души «отвер­гают всё, кроме себя».
Клайв Льюис

Созна­ние исхо­дит из идеи о Боге, как Любви. Любовь не может тво­рить, чтобы губить, – сози­дать, зная о гибели. Любовь не может не про­стить… Под углом зрения веч­но­сти все про­ща­ется, все забы­ва­ется: будет Бог вся­че­ская во всех (1Кор.15:28). Одним словом, невоз­можна невоз­мож­ность все­об­щего спа­се­ния. Так с высоты идеи о Боге. Но… исходя не из Божией любви к твари, а из любви твари к Богу, то же самое созна­ние при­хо­дит к прямо про­ти­во­по­лож­ному заклю­че­нию. Теперь созна­ние не может допу­стить, чтобы могло быть спа­се­ние без ответ­ной любви к Богу. А так как невоз­можно допу­стить и того чтобы Бог при­ну­дил тварь к любви, то отсюда неиз­бежно сле­дует вывод: воз­можно, что любовь Божия оста­нется без ответ­ной любви твари, то есть воз­можна невоз­мож­ность все­об­щего спа­се­ния. Тезис – невоз­можна невоз­мож­ность все­об­щего спа­се­ния – и анти­те­зис – воз­можна невоз­мож­ность все­об­щего спа­се­ния – явно анти­но­мичны… Отри­ца­ние анти­те­зиса отри­цает и тезис; утвер­жде­ние анти­те­зиса утвер­ждает и тезисы наобо­рот. Тезис и анти­те­зис нераз­лучны. В пре­де­лах рас­судка нет и не может быть раз­ре­ше­ния этой анти­но­мии. Оно лишь в фак­ти­че­ском пре­об­ра­зо­ва­нии самой дей­стви­тель­но­сти…
Спа­се­ние – поня­тие не коли­че­ствен­ное, а каче­ствен­ное. Неко­то­рые с иро­нией высчи­ты­вают про­цент хри­стиан из всего чело­ве­че­ства, но мало кто вспо­ми­нает, что про­об­ра­зом Страш­ного Суда был Все­мир­ный потоп, во время кото­рого из всего чело­ве­че­ства спас­лось лишь восемь верных Богу людей.
свя­щен­ник Павел Фло­рен­ский. Из книги «Столп и утвер­жде­ние истины»:

Не гово­рите, что невоз­можно при­нять Боже­ствен­ный Дух,
Не гово­рите, что без Него воз­можно спа­стись,
Не гово­рите, что кто-нибудь при­ча­стен Ему, сам того не зная,
Не гово­рите, что Бог неви­дим людям,
Не гово­рите, что люди не видят Боже­ствен­ного света
Или что это невоз­можно в насто­я­щие вре­мена!
Это нико­гда не бывает невоз­мож­ным, друзья!
Но очень даже воз­можно жела­ю­щим.
Пр. Симеон Новый Бого­слов. Гимн 27-ой

«Часто слы­шится от них вопрос: «Отчего не спа­стись языч­ни­кам, маго­ме­та­нам, люте­ра­нам и всем подоб­ным… Между ними много самых доб­ро­де­тель­ных людей”. Оче­видно, что вопросы и воз­ра­же­ние явля­ются от совер­шен­ного незна­ния, в чем заклю­ча­ется поги­бель и спа­се­ние чело­ве­че­ские. Оче­видно, что таким вопро­сом и воз­ра­же­нием уни­жа­ется Хри­стос, выра­жа­ется мысль, что Искуп­ле­ние и Иску­пи­тель не были необ­хо­ди­мо­стью для чело­ве­ков, что чело­веки могут удо­вле­тво­рить своему спа­се­нию соб­ствен­ными сред­ствами. Короче, этим вопро­сом и воз­ра­же­нием отвер­га­ется хри­сти­ан­ство».
свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)

«Спа­се­ния нет вне Спа­си­теля, а Христа Спа­си­теля нет вне Бого­че­ло­ве­че­ского тела Его, Церкви. Поэтому нет спа­се­ния вне Церкви.»
Прп. Иустин Попо­вич

Спа­се­ние – поня­тие не коли­че­ствен­ное, а каче­ствен­ное. Неко­то­рые с иро­нией высчи­ты­вают про­цент пра­во­слав­ных хри­стиан из всего чело­ве­че­ства, но мало кто вспо­ми­нает, что про­об­ра­зом Страш­ного Суда был Все­мир­ный потоп, во время кото­рого из всего чело­ве­че­ства спас­лось лишь восемь верных Богу людей.
К. Бори­сов

***

См. ИСКУП­ЛЕ­НИЕ, ОБО­ЖЕ­НИЕ, ПРА­ВО­СУ­ДИЕ БОЖИЕ, ДУХОВ­НАЯ БОРЬБА, АПО­КА­ТА­С­ТА­СИС (Учение о все­об­щем спа­се­нии), СИНЕР­ГИЯ, ДУХОВ­НАЯ ЖИЗНЬ, РАЙ, АД

Бог спас меня

Świadectwo
«Любите друг друга!» 1/2007 → Секты, оккультизм, магия

У тех, кто начинает следовать восточным религиозно-философским учениям, открываются так называемые чакры. Это такие энергетические центры в человеке, через которые он может поглощать энергию, дающую магическую и оккультистическую власть. Таким образом человек становится медиум по отношению к таинственным энергиям зла, и в нем растет так называемая энергия кундалини.

Когда я вернулся из Индии, мои чакры были открыты благодаря длительным упражнениям медитации. Это заметили члены одной из эзотерических групп, и стали меня склонять к тому, чтобы воспользоваться этой силой. Чтобы меня убедить, превратно пользовались даже Святым Писанием, говоря: «Ты обладаешь чудотворной силой, и ты должен ею пользоваться для блага других людей. Ведь Иисус хочет, чтобы мы творили добро!»

Я тогда слабо знал Библию, и не имел понятия, что Бог запрещает заниматься такого рода вещами, потому что они приносят большой вред человеку. Господь Бог ясно говорит: Не пытайся узнать о будущем, расспрашивая прорицателя, и не ходи к волшебнику, колдунье или колдуну. Не позволяй никому колдовать на другого, не допускай, чтобы кто-то из твоего народа вызывал духов или сделался волшебником, и пусть никто не пытается говорить с умершими. Господу Богу твоему ненавистны те, кто делает такое… Господь, Бог твой, не позволяет тебе делать то, что делают они (Второзаконие 18,10-14)*.

Без понятия об опасности и в полном неведении я начал заниматься оккультизмом. Я хотел помогать ближним, мне не приходило в голову, что я делаю что-то плохое. Для диагноза я пользовался «маятником», а вскоре заметил, что и без него прекрасно знаю, чем болеет данный человек. Я открыл в себе дар ясновидения: даже по фотографиям я мог распознать болезни, а когда ко мне звонили с вопросом, я закрывал глаза – и знал об этом человеке все! Каждый нормальный человек познает окружающий мир с помощью чувств, через которые получает информацию. Радиэстезия же, как и другие формы оккультизма, дают знание непосредственно. Однако такие способности не свойственны человеку, ими обладают лишь ангелы и демоны. А поскольку ангелы заняты другими делами и им некогда сидеть в кабинете гадателя или биоэнерготерапевта, у меня есть основания утверждать, что здесь «помощь» оказывает дьявол. Об этом свидетельствуют также последствия такого «лечения», которые подтверждают, что эти духи относятся к нам недружелюбно.

Через некоторое время я заметил, что не только могу определять болезни, но и исцелять, прикасаясь руками к больному. Меня убедили, чтобы и эту способность использовать «на благо ближних». Это происходило уже после моего обращения к Иисусу Христу, я уже был глубоко верующим и любящим Бога человеком! Я ежедневно принимал участие в святой Мессе, молился на розарии и длительное время проводил на молитвах… Но когда я начал исцелять прикосновением, я заметил, что мною руководит внутренний голос какого-то неизвестного существа. Я очень обеспокоился, так как к этому времени я уже довольно хорошо знал Библию и понимал, что это не был голос Иисуса. Я задавал себе вопрос: Кто это действует через меня?

Сегодня я понимаю, что это был так называемый чаннелинг (channeling). По-английски «channel» значит «канал». Во время исцеления я становился каналом для какого-то духовного существа, которое мною пользовалось. Я начал расспрашивать людей, занимавшихся таким способом исцеления. Они подтвердили, что я сотрудничаю с духом, без чьей помощи мои действия не принесли бы никаких результатов. Тогда я понял, что мои способности к радиэстезии и биоэнерготерапии возможны лишь благодаря тому, что я подчиняюсь власти неизвестного духа! Меня утешали, объясняя, что это хороший дух, ведь он исцеляет людей, и что нет поводов для беспокойства. Но меня поглощали сомнения. Я начал читать книги Аллана Кардека, основателя спиритистического движения. Он писал о том, как один раз духа спросили: «А как обстоит дело с людьми, занимающимися оккультизмом, но не призывающих на помощь духов? Разве им тоже духи помогают?» На что дух ответил: «А ты думаешь, нам надо особое приглашение, чтобы мы пришли и действовали? Каждый, кто занимается оккультизмом, тем самым призывает нас, даже если сам этого не сознает».

Кардек утверждал, что эти духи – хорошие и доброжелательные по отношению к людям. Но я на личном опыте убедился, что это не так.

Как-то раз я был на святой Мессе под Парижем. Был момент Преображения, когда священник поднимает вверх Гостию, когда тот самый дух, который действовал через меня во время исцелений, вдруг начал произносить ужаснейшие богохульства. Я был поражен. У меня не было ни малейшего сомнения, что дух, поносивший Иисуса Христа, не может быть доброжелательным к людям. После Мессы я подошел к священнику и рассказал ему о своем открытии.

Оказалось, что этот священник – это экзорцист епархии. Его вовсе не удивил мой рассказ. Он мне порекомендовал целую серию молитв о внутреннем освобождении. В этих молитвах я посвятил себя Иисусу, отрекаясь от всех энергий и сил, которые не происходят от Него. С этого момента я утратил все мои способности, и не мог больше распознать ни одной болезни, а тем более никого исцелить. Если бы это все было даром от Бога, наверняка Он оставил бы мне эти способности и велел идти помогать людям. Но Бог отнял их у меня, потому что не хотел, чтобы я стал рабом враждебных духов. Если уже принимать в себя какого-то духа – то лишь Духа Божьего, а не духа тьмы!

Вместе с группой настоящих ученых – врачей, социологов, этнологов и психологов – мы создали при университете в Лионе консультационную группу, занимающуюся исследованием людей, которые подвергались «лечению» всякого рода терапевтами, пользующимися оккультизмом. В результатае исследований было установлено, что такие исцеления никогда не были настоящими. В действительности, симптомы болезни исчезали, и больному казалось, что его вылечили. Однако в скором времени у него появлялись болезни в другой части организма. Например, приходит к биоэнерготерапевту человек с болью левой руки. После оккультистического лечения рука перестает болеть – но через некоторое время начинает болеть правая рука. Этот человек снова идет к биоэнерготерапевту, и после сеанса боль исчезает. Но после этого появляется боль в почках, и т.д. Так начинается процесс зависимости человека от оккультистической терапии. Больной даже не замечает, что она ему не помогает! Люди, пользующиеся услугами энерготерапевтов, теряют остатки рассудка. Ведь каждый нормальный человек, который через неделю вынужден снова идти к тому же врачу, должен в конце концов прийти к выводу, что этот врач никуда не годится!

Оккультизм очень опасен. Библия очень сурово относится к тем, кто занимается оккультизмом, потому что они нарушают Первую заповедь Декалога (Не будешь служить другому богу, кроме Меня). Оккультизм не может принести нам спасения! Иисус Христос – единственный Спаситель, и только Он может дать настоящую свободу, освобождая нас из рабства греха и сил тьмы. Мы не должны допускать, чтобы нам отняли эту свободу Божьих детей, и отдаваться в рабство злых духов через оккультизм.

Если кто-то из вас в своей жизни прошел через такие практики, то сейчас наступил момент, чтобы отречься от них и отдать себя полностью во владение Иисуса. Иисус хочет прийти к тебе со своей любовью, добротой и бесконечным Милосердием. Иисус говорит тебе: «Дитя мое, выбери жизнь! Я прихожу к тебе, чтобы освободить тебя из рабства, Я хочу быть твоим единственным Господом, потому что Я тебя создал, и нигде не найдешь счастья и покоя без Меня!»

Индусы тоже считают оккультизм опасным, поскольку через него злые духи могут войти в жизнь человека. Великий индусский гуру Кришнамурти говорил: «Вы там на Западе похожи на ученика чернокнижника, который высвобождает тайные силы, а сам не умеет ими управлять, и попадает в зависимость от них».

В моей душпастырской практике я постоянно встречаюсь с этой проблемой. Ко мне приходят люди, жалующиеся на физические, психические или духовные расстройства. Их недомогания начались после того, как они занялись оккультизмом сами или же воспользовались помощью ясновидцев, гадателей или биоэнерготерапевтов. И теперь они приходят к священнику, потому что медицина не в состоянии им помочь, или же их врач заметил, что причина их недугов исходит от злых духов, и направил их в Церковь.

Бог хочет, чтобы мы принимали дары Святого Духа и посвещали весь мир Богу, а не становились рабами сил оккультизма. Нам не нужна энергия низшего мира, чтобы над ней господствовать – мы должны открытым сердцем принять прекраснейшую силу жизни и любви, которую нам дает Святой Дух. Господь Иисус дает некоторым братьям и сестрам в Церкви дар исцеления. Но это совершенно не то, что оккультистические способности. В этом случае действует Святой Дух, который провозглашает победу Иисуса Христа над смертью. Этот дар нельзя получить за какие-то заслуги, научиться ему или завладеть им силой. Он приносит плоды в качестве радости, мира, свободы для всех, кто служит людям своим даром исцеления, и для всех, кто такому исцелению поддается. В таких случаях верующие молятся, подчеркивая, что не они, а сам Иисус совершает исцеления. Оккультистическая энерготерапия наоборот, приводит к замкнутости, нервозности, утере личной свободы и даже умопомешательству. Все пути оккультизма – это пути тьмы, беспокойства, печали и смерти. Наш Бог запрещает заниматься астрологией, магией, гаданием, запрещает вызывать духов, потому что Он нас очень любит, и хочет предостеречь нас от сил зла, чтобы мы не попали в рабство.

Бог хочет, чтобы мы полностью принадлежали Ему, а Он – нам, потому что лишь в Нем мы можем найти счастье, мир, радость и вечную жизнь!

О. Жак Ферлен

Читать биографию Жака Ферлена

* Цитируется по изданию: Библия. Современный перевод библейских текстов. Всемирный Библейский Переводческий Центр, Москва 1998.

Заказать е-подписку

Если вы хотите скачать весь номер в виде файла PDF

  • Войти, если вы уже являетесь клиентом и у вас есть электронная подписка
  • Заказать подписку, если вы еще этого не сделали

Статья опубликована на Христианском портале с любезного разрешения «Любите друг друга!» в ноябре 2010 г.

Читайте также другие Христианские статьи на русском языке

Статья была опубликована с любезного разрешения «Любите друг друга!» в июле 2014 г.

Бог в Лице Иисуса Христа пришел на Землю, родившись Человеком.

Это событие является смыслом всеми любимого праздника Рождества Христова. Его удивительное рождение, Его безгрешная жизнь, Его мучительная смерть, и Его славное воскресение подробно описаны в первых четырех книгах Нового Завета.

Смерть Иисуса Христа была особенной. Он был казнен как преступник распятием на деревянном кресте. Но за что? Ведь Он жил безгрешной жизнью? Более того, ведь Он же не просто человек, Он сам Бог, Сын Божий?! Да, но Он понес наказание не за свои преступления.

Он был распят на кресте за грехи всех людей.

Он добровольно из любви к нам взял нашу вину на Себя, чтобы спасти нас от того погибельного состояния, в котором мы оказались. Вот как об этом пишет апостол Павел в Библии:

Христос умер за грехи наши, по Писанию, и Он погребен был, и воскрес в третий день, по Писанию. (1Кор.15:3-4) Он отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас. (Гал.1:4)

Согласно тому, как предсказывалось в Писании, в Библии, Иисус Христос умер за наши грехи и потом воскрес. Это величайшее событие является смыслом праздника Пасхи, когда мы поздравляем друг друга замечательными словами: Христос воскрес! Воистину воскрес! И это действительно самое важное событие во всей истории человечества.

В одной книге описывается случай о том, как один английский офицер прогуливался со своими детьми в саду. Вдруг он услышал какой-то странный гул. Обернувшись, он увидел, что прямо на одного из его детей летит осиный рой. Бросайся на землю, — закричал отец. Ребенок мгновенно упал. Отец быстро снял куртку и стал размахивать ею, чтобы привлечь внимание ос на себя. Он достиг своей цели. Осы изменили направление и, не трогая ребенка, набросились на отца. Он был зажален до смерти. Отец умер, чтобы спасти своего ребенка.

Эта история помогает представить то, что сделал Бог ради нас. Чтобы спасти нас, Он взял нашу вину на Себя, и то осуждение, которые мы заслужили, понес Он.

Читать дальше:

Житель Попасной Сергей Комаровский-Шефер не употребляет наркотики уже 14 лет. Он откровенно рассказал журналисту Попасная.Сity о своей наркозависимости и борьбе с ней. Далее — монолог от первого лица.

Меня зовут Сергей. В октябре мне исполнится 42 года. В прошлом у меня была наркотическая зависимость. Моя жизнь была на грани, но мне удалось избавиться от того, что тянуло меня на самое дно. Я не стыжусь своей прошлой жизни и рассказываю все как на духу, в надежде, что хоть одному человеку это поможет.

Я вырос в обеспеченной семье. Мама работала экономистом на вагоноремонтном заводе, отец начальником инкассации. Сестра на отлично закончила школу. Я тоже до четвертого класса был отличником.

Дедушка частенько прикладывался к алкоголю. После того, как отец лишился работы, он тоже присоединился к нему. Папа очень сильно пристрастился к бутылке, все это происходило на моих глазах. Ни к чему хорошему это в итоге не привело: его убили на огороде из-за того, что он воровал картошку. Именно алкоголь довел его до этого состояния. От хмельного зелья умер и дед. Меня ждала та же участь.

Сергей Комаровский-Шефер Facebook

С чего все началось

В 13 лет я впервые попробовал спиртное, но не рассчитал дозу, переборщил, мне было очень плохо. Где-то около полугода к спиртному не тянуло вообще. Но на одной из гулянок захотелось повыделываться перед девчонками. И после этого вечера без алкоголя стали не интересны. Так продолжалось до 15 лет.

В 15 лет я в первый раз попробовал марихуану. Тогда наркотик не был так распространен, как сейчас, его было очень трудно достать. Через знакомых это получилось. С первого употребления ничего не понял, просто было странное состояние. Для того чтобы понять, как это — быть под кайфом, принимал еще. Тогда в городе было очень мало наркоманов и было модно знать то, чего не знают другие. Так наркотики вошли в мою жизнь. Но они просили намного больше денег, чем алкоголь.

Как я жил тогда

В 18 лет я нигде не работал. Единственное, чего я хотел, – это гулять, но для этого нужны были деньги. Все мои мысли были заняты тем, как бы найти средства, чтобы пофарсить перед друзьями. На дозу зарабатывал воровством или обманом. Такими способами получалось намного быстрее, чем честным путем.

В этом возрасте у меня были запои, проблемы с милицией, бандитами, соседями и знакомыми. Мой товарищ попадал в свою квартиру через крышу, потому что возле подъезда его поджидали люди, которым он задолжал. Примерно так жил и я.

Дверь открывал только на определенный стук, если в дверь постучали по-другому, я знал, что открывать не стоит. Начинал бояться и переживать. Я жил в страхе. Так продолжалось до 19 лет.

После я стал не только употреблять, но и торговать наркотиками. Познакомился с теми, кто поставлял наркотические вещества в город. У меня появились большие деньги и начались гулянки, по круче тех, что были до этого.

Те деньги, которые я должен был отвозить поставщикам, я спускал. Появились проблемы и с ними. Они приехали ко мне домой, выломали двери и сказали мне тогда, что в следующий раз просто приколят к матрасу, и никто ни о чем не узнает. Чудом удалось вернуть им деньги. За меня заплатил дядя, который вернулся с заработков.

Заработанные деньги пришлось отдать

В 21 год у меня уже была условная судимость за хранение наркотических веществ. В тот же вечер, после суда, я снова ввязался в неприятности, но меня не посадили.

В 22 года, для того чтобы выпить или что-то употребить, мне не нужны были друзья или знакомые. Я ни с кем не хотел делиться. Всем говорил, что у меня ничего нет. Пил все, что содержало спирт: одеколоны, лекарства. От меня потихоньку стали отворачиваться друзья. Хоть у нас и были общие «увлечения», но они женились, заводили детей. А я нигде не работал, ни к чему не стремился, у меня не было документов и даже нормальной одежды. Сидел один у себя в квартире, выходил только тогда, когда нужно было провернуть дело.

Видя гуляющие пары, смотрел на них и думал: «Почему у других получается, а у меня нет?». Я понимал, что документы нужно восстанавливать. Но для того, чтобы пройти из одного места в другое, мне нужно было продумать маршрут, чтобы не встретить тех, кому я должен или обидел. Я не мог спокойно ходить по городу. Махал на все рукой, думал, что не выберусь.

Соседи не хотели со мной даже здороваться. Еще бы! Ведь я единственный из нашего элитного подъезда, кто нарушает их покой. Когда я что-то «варил», все 32 квартиры этим дышали. Моя мама тоже настрадалась от меня. Я оставлял ее без пенсии. Все говорили ей: «Посади его или это сделаем мы». Но мама этого не делала, жалела меня.

Я был очень проблемным. Из милиции «не вылазил», там мне не помогали, а только гнобили. У меня фамилия Комаровский, но все называли меня «Кошмаровский». Настолько всех «кошмарил».

В те года не было большого выбора наркотических веществ. Я употреблял ширку, варил мак, баловался травкой. Но когда был на грани, было все равно, что употреблять, лишь бы не трезвым. Потому что без наркотиков жизнь казалась мне серой.

Попытки реабилитации

«Возьми себя в руки!» — ненавижу эту фразу, и до сих пор меня от нее коробит, стоит только услышать. Я понимаю бессмысленность этой фразы. Когда я был зависим, мама постоянно мне это повторяла. Я плакал, говорил ей, что хочу, но не могу. Но она продолжала мне ее повторять. Мама не понимала, что для человека с такими проблемами эта фраза ничего не говорит. Человек, у которого никогда не было зависимости, не сможет понять, как это тяжело — в один момент взять и бросить.

Я обращался к наркологу, проходил лечение, принимал назначенные препараты, но мне ничего не помогало.

Лечение не помогало

Мама посещала церковь «Слово жизни» и приводила пастора поговорить со мной. Я всячески отмахивался от него, говорил, что, если она еще раз его приведет, набью ему морду. Он стоял передо мной в костюме, в галстуке, а я нужду под себя справлял, и целый год проходил с бельевыми вшами. Все его слова воспринимались мной, как полная чушь. Убегал от него в другую комнату. Я не верил ему, он ничего не знал о моей жизни и моих проблемах.

Когда понял, что зависим, мне подсказали избавляться от проблемы при помощи алкоголя. Но через время понимал, что и от спиртного завишу. От спиртного избавлялся наркотиками, и так по кругу. Трезвым я мало когда был.

Это повлияло и на мое здоровье. Моя печень разрывалась, появилась язва желудка, туберкулез. К этому привел мой образ жизни, я был в тех местах, где жили совсем потерянные люди. Сейчас со здоровьем все хорошо, но на легких до сих пор шрамы, один из них — размером с куриное яйцо.

Как все изменилось

В 23 года я попался на воровстве на одной из точек приема металлолома. Меня избили, я потерял сознание. Меня вывезли на водоем и выкинули в воду. Меня хотели утопить, но каким-то чудом я выбрался и до утра пролежал на берегу.

Придя в себя, побрел домой. Я понимал, что если попадусь им на глаза, покоя мне не будет. Попав в квартиру, я улегся на пол, потому что кровати у меня не было. Она была железная, и я сдал ее на металл. Мамы дома не было. Мне некуда было деваться и неоткуда ждать помощи.

И вот, лежа на полу, я сказал: «Бог, если ты есть, просто помоги мне!». Тогда я впервые обратился к Всевышнему. И буквально через 40 минут ко мне в дверь постучали. Один из пришедших был Саша Мелентьев, с которым мы были знакомы с садика, вместе употребляли наркотики и проворачивали дела. Они просто проходили мимо моего дома и решили проведать меня.

Увидев мое состояние, они предложили помощь. Я увидел, как изменился Саша, и поверил в то, что и сам смогу. Они меня подхватили. Буквально на следующий день мне принесли одежду, у меня даже носков не было. Мне сказали: «Если хочешь, чтоб твоя жизнь изменилась, пойдем с нами в церковь», и я пошел.

Жизнь без наркотиков и алкоголя

Я навсегда запомнил тот день, когда переступил порог церкви. Это была пятница 17 августа 2000 год. С того дня как я пришел в церковь проблема сама по себе не решилась, но вера в Бога дала мне надежду.

С 2000 года я не употребляю, но первое время срывы случались. Я был человеком с низкой самооценкой. Все годы, когда у меня была зависимость, мне говорили: «Ты чмо» и я в это поверил. Я был склонен к депрессии и из-за этого срывался. Месяц-два употреблял и снова прекращал. Не могу сказать, что я держался, держатся те, кто хочет выпить или употребить, но по каким-то причинам не может.

Бог убрал во мне желание – это то, чего не может дать кодировка. Люди из церкви поверили в меня, говорили, что это не я такой, а грех меня испортил. Я ухватился за это, как за соломинку, потому что нигде не испытывал к себе такого отношения.

Повезло мне еще и потому, что от меня отказались все из прошлого окружения. Я уже был никому не нужен. Но были те, кто специально пытался меня спровоцировать. Когда у кого-то что-то получается, у других это вызывает зависть, и некоторым хотелось снова втянуть меня в грязь.

Вера в Бога помогла ему спастись Кристина Стовпяга

Когда я употреблял, мне говорили: «Остановись, тебе сорвет крышу», когда поверил в Бога, сказали, что сорвало. Бог спас меня для того, чтобы показать, что Он есть.

С 2004 года не употребляю вообще, также отказался от спиртного. Сейчас я в этом не нуждаюсь, я понял, что и без этого есть чему радоваться в жизни. Бог все поменял во мне.

В церкви встретил свою жену и до сих пор не понимаю, за что Бог дал мне такую прекрасную женщину. У нас четверо детей, один из которых приемный. Мне говорят, что повезло с женой, а Лене, что со мной. Наша старшая дочь уже вышла замуж. Я научился сапожному ремеслу, открыл мастерскую по ремонту обуви. Меня стали уважать и те, кто не знал меня в прошлом или видит впервые, не верят, что я был наркоманом. Сейчас я пою в церкви, сам пишу песни, играю на гитаре, отвечаю за концертные программы.

Семья Комаровских Из архива семьи

За это время я пытался помочь своим знакомым с зависимостью, но все зависит от выбора человека.

Многие люди тратят большие деньги на кодировки, пытаясь спасти своих близких. Почему-то не принято обращаться за помощью в церковь. Я всем советую: обращайтесь к Богу, но не просто заставляйте детей или родных молиться, а начните с себя. Как однажды моя мама, начала молиться за своего ребенка. У каждого есть шанс измениться.