Объективное знание

Религия—одна из необходимыхи исторически наиболее ранних формпознания. Основноеназначениерелигии—определение смыслажизни человека, бытия природы и общества.Опираясь на накопленный человечествомопыт, она регламентирует важнейшиепроявления человеческой жизни: поведениев семье и в быту, моральныепредписания, отношение к труду,природе,обществу,государству. Обосновываясвое представление о конечных смыслахуниверсума, религия способствуетпониманию единства мира и человечества.Она содержит системы истин, способныхизменить человека и его жизнь.Особенностью религиозных доктринявляется то, что они выражают коллективныйопыт и поэтому авторитетны не толькодля каждого верующего человека, но идля неверующих.

Религиозныедоктрины призваны ответить на вопросы:есть ли Бог? Как его познать? И возможноли познание Бога? Свое видение мирарелигия воплощает в текстах СвященногоПисания, а также в процедуреи предметах религиозного культа,каждый элемент которого имеет символическоезначение. Как подчеркивал А.Ф. Лосев,»сама по себе непостижимая божественнаясущность является и открываетсяв определенных ликах».

Храм,икона, не говоря уже о текстахСвященного Писания, имеют глубокосимволическое содержание. Религиознаясимволика заключает в себе равновесиеидеи и образа. В иконе идея Бога данаконкретно, чувственно наглядно, во всейполноте. Хотя образ Бога, представляемыйв ликах, несводим к ним, но спомощью изображения он предстаетв богатой, разносторонней и многозначнойсмысловой интерпретации. Христианскаясимволика многосмысленна и многомерна,предполагая разные уровни ее понимания, посвящения в таинствотрансцендентного, сверхъестественногомира.

Какспецифическая форма сознания,религия опирается на механизмыверы,убеждений, знаний (житейский опыт).Религиозная вера поддерживаетсярефлексией, возникаетили укрепляется через осмыслениетрагического опыта индивида (угрозасмерти или утрата близких), которыйпобуждает его коренным образом изменитьсвою жизнь и образ мыслей. Посвидетельствам верующих, религиознаявера может возникнуть в актерелигиозного откровения.

Религиявыработала свои специфические способыинтуитивно-мистического осознания мираи человека. К их числу следуетотнести откровение и медитацию.

Понятиеоткровения сформировалось в процессеэволюциирелигиозныхпредставлений. Первоначально онорассматривалось как дар особых избранниковвысших сил, которые в состоянии трансаговорят от их имени (прорицатели,шаманы, юродивые и т. п. ). Христианстворассматривает откровение как результатнапряженного самоуглубления индивида,которому открывается истина. Истинаоткровения — не объект исканий,но результат божественной воли,избирающей того или иного человека каксредство личностного осмысления («Яесмь… истина», — говорит Христос).Христианское богословие указываетна иерархический характер откровения:Новый Завет, Ветхий Завет, тексты отцовцеркви. В противовес ортодоксальномупонимаю откровения представителиреформистского течения в христианствеутверждают, что любой человек способенобщаться с Богом и получать от Негооткровение. Постоянное обращениек текстам Священного Писания позволяетверующему открывать в них новыеистины, сопережить тончайшие нюансысмысловых оттенков, сверять с нимисобственную жизнь и переосмыслятьее.

Медитация—размышление, погружение умом в предмет,идею, мир, которое достигается путемуглубленной умственной сосредоточенностина одном объекте и устранении всехпосторонних факторов, отвлекающихвнимание человека. В религии медитацияозначает растворение индивидуальногосознания в Абсолюте. В христианствемедитация трактуется как слияниечеловеческой и божественнойличности.Протекание медитации, как правило,связано с определенной последовательностьюдействий, складывающихся в естественныйпроцесс рефлексии. Она предполагаетиспользование ряда психотехническихприемов. При этом верующий используетмедитацию, молитву не для саморазвитияили познания, но для слияния с божественным началом, для общенияс Богом. Эффективность медитациипризнается и наукой — преждевсего как познавательного приема:системы психотехники и аутогеннойтренировки, рассчитанные на терапевтическийэффект, не связаны с религиозно-мистическими идеями.

ОБЪЕКТИВНОЕ – то, что существует независимо от индивидуального сознания; прежде всего это физические вещи и события в пространстве и времени; другие люди, их действия и состояния сознания; собственное тело индивида. С точки зрения объективного идеализма объективно-реально существует Абсолют.

В истории философии объективный мир жестко противопоставлялся субъективному. Вместе с тем существуют серьезные основания считать, что субъективное возникает как результат коммуникативных взаимодействий субъекта с другими. Коммуникация, предполагая участвующих в ней субъектов и тем самым относясь к субъективному, в то же время осуществляется в пространстве и времени посредством объективных средств (знаки языка, жесты, действия и т.д.). Такого рода объективное иногда называют интерсубъективным.

Предметы культуры и воплощенные в них смыслы (включая орудия, инструменты, приборы, произведения архитектуры, художественные, научные, философские и иные тексты) существуют объективно, но в то же время предполагают индивидуальных субъектов (с их субъективным миром) и субъектов коллективных. Именно субъекты создают предметы культуры и их смыслы. Объективные смыслы, в т.ч. и те смыслы, которые пока никем не осознаются, могут существовать лишь постольку, поскольку имеются субъекты, способные их выявить, сделать собственным субъективным достоянием (поэтому не прав К.Поппер, когда он допускает возможность существования объективного знания без познающего субъекта). В том случае, если таких субъектов по каким-то причинам не имеется (они погибли, забыли язык, на котором написаны тексты, и т.д.), объективность предметов культуры превращается в объективность физических вещей, а их объективные смыслы утрачиваются.

При решении некоторых проблем приходится различать разные уровни объективного мира. Так, напр., психолог Дж.Гибсон считает, что понять восприятие в качестве способа извлечения информации из объективного мира можно только в том случае, если мы отличим окружающий мир, с которым имеет дело восприятие, от физического мира, о котором говорит наука. Характеристики окружающего мира во многом отличны от того, что свойственно физическому миру (это касается прежде всего пространства, времени, событий и др.). К тому же окружающему миру присущи определенные возможности, которые существуют вполне объективно, но в то же время имеют смысл лишь в соотношении с потребностями и размерами воспринимающего существа (животного или человека).

В.А.Лекторский



Одно их важных мест в культуре любого общества занимает по религия, вера в некую силу, существующую в мире, в котором живет человек, и определяющую все то, что есть и происходит в жизни и деятельности человечества. На всем протяжении истории человеческого общества религии не только укрепили эту веру людей в высшие силы, но и создали уникальные и разнообразные системы верований, ценностей, священных текстов, культов, обрядов, традиций. Представляя собой совокупность представлений о существовании наряду с действительным миром мира особого, духовного, религия с момента своего зарождения, обеспечивает «привитие» человеку религиозного мировоззрения, мироощущения, миропонимания и мировосприятия, в основе которого лежит вера в существование непознаваемого, сверхъестественного мира. Нельзя не видеть, что религия и общество тесным образом связаны и по уровню развития религиозных представлений можно судить о степени развития общественных отношений. В процессе исторического развития человеческой культуры возникли народностно-национальные и мировые религии, которые привнесли существенные перемены в различные стороны жизнедеятельности людей, вступив в сложные взаимодействия с моралью, правом, политикой, государством, искусством. В современном обществе появляются так называемые нетрадиционные религии, которые зачастую используют для самоутверждения данные науки и философии.

Философия религии изучает наиболее общие закономерности формирования и эволюции этого феномена, его влияние на мировоззрение человека, способы объяснения объективной и субъективной реальности и другие важные для философии в целом вопросы . Онтология религии весьма проста: объективный мир представляет собой результат творения Бога, поэтому мир дуален: с одной стороны он представляет собой материальную действительность, в которую погружен человек. С другой — он представляет собой сакральную реальность, в которой главное место занимает Бог . Одной из важнейших задач религиозной онтологии является раскрытие сущности Бога, который предстает то в виде особой личности (христианство), то в виде всей единой реальности (пантеизм), то в виде некой сотворившей мир силы, которая теперь в ход развития сотворенного не вмешивается (деизм). В некоторых религиях Бог объявляется такой реальностью, которую человеческий разум не способен постичь (ислам) . В многих религиях имеет место антропологизация Бога, когда он наделяется чертами человека .

Важной частью религиозной философии является философская антропология, где, в первую очередь, рассматривается вопрос о происхождении человека. В этом вопросе все религии единодушны: человек, как и мир в целом, есть продукт творения Творца . На наш взгляд, в наиболее концентрированном виде суть религиозной антропологии выражена в суфизме, как составной части ислама. В суфизме человек, мир и Бог рассматриваются в органическом единстве, но отправной точкой объяснения всех мировоззренческих проблем объявляется человек.

Упрощенная суфийская модель человека, включает в себя три компонента: телесный, социальный и духовный. Телесное в человеке — это, прежде всего, присутствие природного в нем. Например, человек, весящий 70 кг, с точки зрения физики представляет собой 70 кг элементарных частиц, подчиняющихся законам физики. С точки зрения биологии тот же человек органической материи, функционирующей по физиологическим законам. И ничего более. Поэтому сущность человека не может быть сведена к природному началу в нем.

Социальное начало, в отличие от телесного, есть продукт общества, его присутствие в человеке. Оно формируется под влиянием отношений, в которые вступает человек с другими людьми. Сознание, как продукт общества, есть «представительство» бессистемного множества «личин», каждая из которых формировалась в результате приспособления человека к определенной социальной ситуации, и образующих в совокупности его личность. Поэтому обычный человек не есть нечто единое. Иллюзия единства или целостности создается у человека в первую очередь ощущением одного физического тела, его именем, которое в нормальных случаях всегда остается тем же самым, а в-третьих, множеством механических навыков, внушенных ему воспитанием или приобретенных путем имитации. Обладая все теми же телесными ощущениями, слыша все то же имя и замечая за собой те же навыки и склонности, что и раньше, он верит, будто всегда был тем же самым. По этой причине социальное начало также не составляет сущность человека.

Третьим и самым важным компонентом человека является духовное начало, представляющее собой единство духа и «духовного сердца». Дух, обозначенный в суфизме как «рух», есть то, что берет начало в Боге и является, по сути, присутствием Бога в человеке. Это и есть сущность человека, которая единородна с Богом .

Религиозная гносеология в ее развитом виде рассматривает познание объективного мира как богопознание. Поскольку сущность мира является Бог, то познавая мир, мы познаем Бога. Для неверующего ученого кажется, что он познает, к примеру, мир элементарных частиц, в котором нет места Богу. Но он не догадывается, что этот мир есть богопроявление. Существует и другой вариант религиозной гносеологии, когда познание Бога осуществляется через познание себя, самопознание. В этом случае исходят из тезиса, что в человеке есть некий компонент, который в наиболее полном виде представляет Бога — это душа. Поэтому познавая свою сущность, которая и есть наша душа, мы познаем Бога. Такой вариант гносеологии в наиболее ясном виде представлен в суфизме .

Социальная религиозная философия в большей мере проявляется через философию истории. Она построена на принципе телеологизма: целью развития общества является построение «града Божьего на Земле». Законы общественной жизни определяются изначально заданными Богом человеку нормами Священного Писания. И право, и мораль, и политическая система не являются историчными, не представляют собой продукт деятельности определенных личностей. Эти нормы продиктованы самим Богом, поэтому их нельзя изменять. Например, в современных мусульманских государствах все правовые номы, которые предлагаются законодательными органами или отдельными правоведами, проверяются на соответствие с принципами Корана . Таким же образом построена и экономическая система этих государств. Например, в Коране содержится запрет давать деньги в долг под проценты. Для соблюдения этой нормы был изобретен исламский банкинг.

По своей сути религиозная социальная философия ориентирована на нормы традиционализма. И этот традиционализм основан на соблюдении незыблемых религиозных норм и предписаний, содержащихся в священных текстах. Правда это вовсе не означает, что религиозных обществах не признаются новшества или либеральные ценности. Они допускаются в том случае, если это не затрагивает религиозные основы существования государства .

Неоднозначна оценка религией роли науки как социального института. Однако успехи науки показывают, что она является важнейшим феноменом общественной и личной жизни человека. Поэтому в современной религии делаются попытки сближения научной и религиозной картин мира на основе принципов дополнительности и двойственности истины .

Литература:

  1. Рахматуллин Р. Ю., Семенова Э. Р. Религиозная философия: сущность и основные проблемы // Приднепровский научный вестник. 2016. Т. 10. С. 138–142.
  2. Rakhmatullin R.Yu. The religious view of the world as a form of knowledge // News of Science and Education. 2016. Т. 10. С. 261–266.
  3. Пивоваров Д. В. Онтология религии. Спб.: Владимир Даль, 2009. 504 с.
  4. Semenova E. R., Khabibullin R. M. Islamic ontology // Nauka i studia. 2016. Т. 10. С. 191–196.
  5. Рахматуллин Р. Ю. Отражение личности Иисуса Христа в зеркале истории // Вестник ВЭГУ. 2011. № 2. С. 98–104.
  6. Рахматуллин Р. Ю., Курило С. Н. Иисус Христос: бог или человек? // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2008. № 2. С. 19–23.
  7. Рахматуллин Р. Ю. Кораническая антропология // Молодой ученый. 2014. № 10 (69). С. 561–563.
  8. Rakhmatullin R., Semenova E. Thomism of the unity of the religious and scientific knowledge // Nauka i studia. 2015. Т. 10. С. 288–291.
  9. Рахматуллин Р. Ю. Суфийская антропология // Исламоведение. 2013. № 1. С. 64–74.
  10. Рахматуллин Р. Ю. Модель человека в суфизме // Вестник ВЭГУ. 2014. № 3 (71). С. 120–129.
  11. Рахматуллин Р. Ю. Al-Ghazali’s gnoseology // Вестник ВЭГУ. 2015. № 5 (79). С. 147–156.
  12. Rakhmatullin R.Yu., Semenova E. R. Features of the philosophical and religious knowledge // Nauka i studia. 2016. Т. 10. С. 227–233.
  13. Рахматуллин Р. Ю. Генетические источники мусульманского права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2011. № 4. С. 43–47.
  14. Рахматуллин Р. Ю., Семенова Э. Р. Традиционализм и либерализм в свете философии права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. № 1 (52). С. 41–44.
  15. Рахматуллин Р. Ю. Религия и наука: проблема взаимоотношения (на примере ислама) // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 793–795.
  16. Rakhmatullin R.Yu. The scientific and religious knowledge // News of Science and Education. 2016. Т. 8. № -1. С. 298–303.

Религия — это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы.

Мировая религия — религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов

Конфессия (лат. confessio — исповедание) — вероисповедание. Конфессиями называют религиозные общины (церкви), связанные общностью верования.

Мистерия (греч. mysterion — таинство, тайна) — у античных народов и народов Древнего Востока тайный религиозный обряд в честь божества, к участию в котором допускались только посвящённые.

Церковь (греч. kyriakon — дом господний) — самостоятельная и самоуправляемая религиозная организация, объединяющая единоверцев и противопоставляющая их представителям иных верований на основании особых вероучения и культа.

Культ — система религиозных обрядов, ритуалов, действий.

Религиозное сознание — это убеждение верующих в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, в том, что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог — высшая сила в мире.

Светское сознание — сознание, которое отличается от религиозного тем, что источниками всех важнейших процессов в мире оно считает изменения в обществе: накопление культурных навыков, бурный прогресс естественных, технических и прикладных наук, гуманизацию и компьютеризацию образования, разумную и экологическую политику, планирование семьи и другие сферы жизни людей.

Будди́зм — религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии.

Христиа́нство (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») — мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете.

Ислам (мусульманство) — одна из трёх мировых религий, возникшая в Аравии в начале VII века. Вероучение ислама изложено пророком Мухаммедом в Коране.

Атеист – человек не верующий в Бога, безбожник.

Политеизм – многобожие.

Монотеизм – единобожие.

Антропоморфизм – вера в человекоподобных богов.