Обличение

Не уверены, как надо писать «в обличии» или «в обличье»? Чтобы выяснить, какое написание является правильным, нужно определить начальную форму этой лексемы и вспомнить правила склонения существительных. Давайте вместе обратимся к соответствующим орфографическим правилам.

Как правильно пишется

Орфографической норме отвечает следующий вариант существительного – в обличье.

Какое правило применяется

Если мы откроем орфографический словарь, то узнаем, что данное существительное в начальной форме оканчивается на «ье». А слова, оканчивающиеся на это буквенное сочетание, в предложном падеже, на который указывает предлог «в», пишется окончание «е». Таким образом, нормативным будет вариант с конечной буквой «е». Путаница возникает из-за того, что в языке есть ряд лексем, которые в начальной форме могут писать как с «ие», так и с «ье», поэтому в предложном падеже имеют вариативное окончание. Сравните: спасение – спасенье, молчание – молчанье, проклятие – проклятье.

Примеры предложений

  • Он предстал передо мной в обличье зверя.
  • Наконец-то, я увидела его в обличье человека.

Проверь себя: «Группорг» или «групорг» как пишется?

Как неправильно писать

Вариант с конечной буквой «и» считается просторечным – в обличии.

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

будущ. прош. повелит.
Я обличу́ обличи́л
обличи́ла
Ты обличи́шь обличи́л
обличи́ла
обличи́
Он
Она
Оно
обличи́т обличи́л
обличи́ла
обличи́ло
Мы обличи́м обличи́ли обличи́м
обличи́мте
Вы обличи́те обличи́ли обличи́те
Они облича́т обличи́ли
Пр. действ. прош. обличи́вший
Деепр. прош. обличи́в, обличи́вши
Пр. страд. прош. обличённый

об-ли-чи́ть

Глагол, совершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 4b. Соответствующий глагол несовершенного вида — обличать.Участники ситуации, описываемой с помощью обличить:

NYCS-bull-trans-1.svg

субъект (им. п.),

NYCS-bull-trans-2.svg

объект (вин. п.),

NYCS-bull-trans-3.svg

вина (в + предл. п.).

Корень: -облич-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть .

ПроизношениеПравить

  • МФА:

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. сделать явной чью-либо виновность, преступность; высказать правду о чьём-либо дурном поступке, поведении и т. п.; разоблачить; осудить ◆ Он затеял почти богословское опровержение пушкинской речи с позиций строгого православия и обличил Достоевского прямо в ереси. С. Г. Бочаров, «Из истории понимания Пушкина», 1998 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. устар. сделать известным, явным нечто скрываемое ◆ Но архимандрит, зная, что вотчина населена и если будет отдана эконому, то вместе с нею под власть эконома должны будут перейти поселённые в этой вотчине люди, воспротивился и хотел обличить обман. Н. И. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Выпуск третий: XV—XVI столетия», 1862—1875 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Ольга Александровна, не совладев с собою и не найдя в себе силы переговорить с гражданами и обличить перед ними свою несостоятельность к продолжению гражданского образа жизни, просто-напросто решилась убежать к мужу, как другие убегают от мужа. Н. С. Лесков, «Некуда», 1864 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

СинонимыПравить

  1. изобличить; частичн.: разоблачить, уличить, обвинить
  2. разоблачить, раскрыть

АнтонимыПравить

  1. покрыть, отмазать (жарг.)

ГиперонимыПравить

ГипонимыПравить

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

  • существительные: обличитель, обличительница
  • прилагательные: обличительный, обличительский
  • глаголы: обличать, обличаться

ЭтимологияПравить

Происходит от праслав. *obličiti, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. обличити στηλιτεύειν, έλέγχειν, arguere, damnare «обличить, уличить, разоблачить», δημοσιεύειν, δηλοῦν, δεικνύναι, publicare, aperire, declarare «(публично) показать, засвидетельствовать» (Euch., Supr. и др., Mikl. LP, Sad., SJS, Ст.-слав. словарь 394), болг. (Геров) оличѭ «украсить», макед. оличи «олицетворить, воплощать», сербохорв. oblíčiti «объявить, обнародовать, показать; обвинить», диал. обл̌ичӣт се «насмехаться, издеваться», oblīčı̏ti «заметить, обнаружить» , бли́чити «походить, быть похожим», словен. oblíčiti «образовать, придать вид», чеш. obličiti «уличить, обличить, обвинить», olíčiti «побелить, покрасить», также диал. oblíčiti, слвц. oblíčiť «побелить, покрыть известкой (стены)», др.-русск., русск.-церк.-слав. обличити «придать форму, вид, образ» (Исх. XXV, 33; Соф. 1 лет., 79), «выявить, открыть, обнаружить» (Мин. сент., 043. 1096), «выставить на всеобщее обозрение, на позор» (Хрон. И. Малалы, VI, 9. XV в. ~ XIII в.; Иезек.XXVIII, 17. Библ. Генн. 1499 г.), «проверить, испытать» (Изб. Св. 1076 г., 379), «уличить кого-либо (в проступке), изобличить (вину, грех); обвинить» (1907: Ипат. лет., 237; Корм. Балаш., 124. XVI в.) (СлРЯ XI-XVII вв. 12, 79-80; Срезневский II,523), русск. обличить, соверш. к обличать, диал. обличи́ть «оскорбить кого-либо обидными, бранными словами» (Деулинский словарь 354), обличи́ться «обменять по ошибке, приняв по внешнему виду одну вещь за другую, чужую за свою» (новг., опоч., пск., твер., Филин 22, 103). Сложение приставки ob- и гл. *ličiti. Использованы данные Этимологического словаря славянских языков. см. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

    ПереводПравить

    Список переводов

    • Английскийen: expose; show up; denounce
    • Испанскийes: acusar (de), convencer
    • Украинскийuk: викрити
    • Чешскийcs: usvědčit; odhalit

    БиблиографияПравить

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

      24 ноября / 7 декабря – Неделя 26-я по Пятидесятнице, об исцелении скорченной женщины

      В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: «Женщина! ты освобождаешься от недуга твоего». И возложил на нее руки; и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом, начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: «Есть шесть дней, в которые должно делать, в те и приходите исцеляться, а не в день субботний». Господь сказал ему в ответ: «Лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его (Лк. 13, 10–17).

      Это евангельское повествование показывает нам великое милосердие, любовь и Божественную силу Иисуса Христа, обращенные на благо несчастной женщины. Вместе с тем мы видим и злое, тупое лицемерие начальника синагоги.

      Что такое лицемерие, в котором так грозно упрекал Господь? Лицемер выдает себя не за того, каков он есть на самом деле. Лицемер тот, кто носит маску благочестия, будучи в душе своей лишенным всякого благочестия, кто выражает любовь и верность ближнему своему, говорит ему добрые, хорошие, льстивые слова, а в душе своей таит ненависть к нему, со злобой строит козни против него. Лицемер прячет от окружающих все злые, черные движения своей души, все скверные мысли и говорит с ближними, притворяясь любящим, чистым сердцем. Лицемерие свойственно очень многим из нас.

      Лицемерие начальника синагоги состояло в том, что, будучи одним из учителей народа, он изображал из себя носителя всякого благочестия и праведности, а в душе своей нисколько не был таким, напротив, был безжалостным и черствым, что и показала его речь при исцелении несчастной женщины. Он заботился только о соблюдении буквы закона, а дух закона о любви к ближнему был ему чужд. И надлежало Господу обличить его при народе.

      Может вызывать недоумение то, что Иисус Христос, Который нам, простым христианам, запретил называть ближнего своего даже пустым человеком, Который сказал, что, если назовем кого-нибудь безумным, то подлежим геенне огненной (см.: Мф. 5, 22), Сам нередко говорил слова резкие, как и в этом случае. Книжников с фарисеями многократно называл Он «лицемерами и змеями, порождениями ехидны» (см.: Там же. 7, 5; 12, 34; 15, 7 и др.). Однажды, когда Иисус Христос был в Иудее, Его предупредили, что Ирод ищет погибели его, советовали поскорее уйти из Иудеи. Как же ответил Господь? Он спокойно сказал: «Пойдите, скажите этой лисице: сегодня и завтра делаю и в третий день окончу» (см.: Лк. 13, 32). Лисицей назвал Он Царя! А однажды самому великому апостолу, Своему другу Петру, сказал страшные слова: Отойди от Меня, сатана, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16, 23). Евангелие говорит, что Господь иногда приходил в гнев, что Он изгонял из храма Иерусалимского торгующих скотом, рассыпал деньги, разложенные на столах менял. Однажды Он сделал бич из веревок и погнал торговцев из храма (см.: Ин. 2, 14–16). Так грозен был иногда гнев Сына Божия!

      Как разобраться в этом кажущемся противоречии в Иисусе Христе, которого не может быть в Сыне Божием, ибо у Него все да – да или нет – нет (см.: Мф. 5, 37)? Объяснение простое: нужно различать то, что запрещает Христос, от того, что Он Сам делал, нужно различать слова брани от слов обличения. Ибо когда говорим ближнему своему: «дурак», «безумный», – то выражаем этим презрение к брату своему, уничижаем его. Такую брань, такое превозношение над ближним Господь строжайше запретил. А резкими словами – «змии», «порождения ехиднины», «лисицы» – Иисус Христос обличал людей, достойных сего (см.: Там же. 23, 33).

      Обличение, в отличие от брани, заповедано нам как должное в Священном Писании: Не участвуйте в безплодных делах тьмы, но и обличайте (Еф. 5, 11). Апостолу Тимофею святой Павел заповедует: Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели (1 Тим. 5, 20); Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4, 2).

      Раз нам заповедано обличение злых дел, мы не смеем и не должны молча и равнодушно проходить мимо нечестия. Однако Господь, говоря резкие слова, не уничижал человеческого достоинства, а лишь обличал лицемерие за лживость, ибо «отец лжи – диавол» (см.: Ин. 8, 44).
      Есть святой гнев, заповеданный нам от Бога, которым мы должны воспылать, когда видим надругательство над святыней. Святым и пламенным гневом обрушивался Иисус Христос на нечестивцев, торгующих в храме Божием. Такой же гнев побудил великого святителя и чудотворца Николая Мирликийского при обсуждении арианской ереси на Первом Вселенском Соборе ударить Ария во лицу.

      Резкие, обличительные слова Господа вполне оправданы. Разве не заслуживал Ирод названия лисицы? Что характерного в поведении этого зверя? Известно лукавство, с которым она обманывает и охотника, и свою жертву. Называя так Ирода, Иисус Христос законно обличил его в хитрости, склонности к предательству.

      А почему Господь назвал апостола Петра сатаной? Потому что Петр, услышав от Иисуса Христа, что Ему надлежит быть предану и распяту ради спасения рода человеческого, стал отговаривать Его от такой страшной смерти и просить, чтобы Он пожалел Себя. Это ли было не дело сатаны? Не сатане ли нужно было удержать Христа от Голгофской жертвы? Устами апостола говорил тогда сам сатана, потому и сказал Господь ему столь грозное слово.

      Пастыри Церкви, по завету апостола Павла, обязаны публично обличать грешников, это вменяется им в долг. Поэтому ныне обличу вас, Богом данных мне пасомых, в одном тяжком и всеобщем грехе нашем – в грехе осуждения ближних. Кто из вас свободен от этого греха? Кто из вас всей душой боится евангельских слов: Не судите, да не судимы будете <…>. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза (Мф. 7, 1, 3, 5)? А мы заняты всегда не только самыми мелкими сучками, а даже соринками в глазах наших братьев, и осуждаем всех с утра до ночи и с ночи до утра, даже своих близких и любимых. Осуждаем и священников, и архиереев, не боясь ответа перед Богом, не боясь слов Христовых: Не судите, да не судимы будете. <…>

      Да не будем повинны мы в таком страшном грехе осуждения, от которого в высшей степени трудно избавиться, ибо грех этот так въелся в сердца наши, что отделаться от него своими силами мы не можем!

      Как же нам быть? Поучимся у апостола Павла, наставляющего нас: Братие мои, укрепляйтесь Господом и могуществом Его (Еф. 6, 10), – ибо только могуществом силы Господней можем мы избавиться от страшного греха осуждения. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Там же, 11–12).

      Подобно тому, как в светлом лике Ангелов девять чинов, так и у сатаны есть начальства, власти, мироправители, духи злобы поднебесные. И наша борьба с грехом – это борьба против них. Это цель нашей жизни. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять (Там же, 13). Как воины, идущие на войну, облекитесь во всеоружие Божие.

      Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности. Только этой броней защититесь от стрел лукавого и осуждения ближних ваших. И обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого. Щитом веры, горячей, пламенной веры, вы можете угасить эти стрелы лукавого. И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Там же, 14–17). Этим мечом будете вы посекать всех духов злобы поднебесных.
      И если будете всегда вооружены так, как говорит святой апостол Павел, если будете воинами Христовыми, пламенными защитниками веры, то разжженные стрелы лукавого отскочат от вас, как от каменной стены. Итак, воины Христовы, вперед на борьбу с лукавым, с кознями диавольскими, с духами поднебесными! Аминь.

      Святитель Лука Крымский

      Сказано 10-го декабря 1944 года

      Евангельское злато.
      Беседы на Евангелие. М., 2007.

      • Обли­че­ние цитаты из Библии
      • Обли­че­ние Сокро­вищ­ница духов­ной муд­ро­сти
      • Обли­че­ние прп. Оптин­ские старцы
      • Обли­че­ние свт. Тихон Задон­ский
      • Обли­че­ние прав. Иоанн Крон­штадт­ский
      • Осуж­де­ние, обли­че­ние и рас­суж­де­ние архиеп. Иоанн
      • Обли­че­ние и опро­вер­же­ние лже­имен­ного знания cвщм. Ириней Лион­ский
      • Осуж­де­ние, обли­че­ние и рас­суж­де­ние архиеп. Иоанн
      • Обли­че­ние на иудеев свщм. Иппо­лит Рим­ский

      ***

      Обличе́ние – (сорвать, снять маску или личину) – ука­за­ние чело­веку (группе людей, народу) на совер­ше­ние им греха и объ­яс­не­ние или акцен­ти­ро­ва­ние вни­ма­ния на пагуб­но­сти такой прак­тики.

      Обли­че­ние должно быть свя­зано с состра­да­нием и любо­вью к чело­веку, обли­че­нию должна пред­ше­ство­вать молитва, целью обли­че­ния должно быть исправ­ле­ние греха самим греш­ни­ком или пре­ду­пре­жде­ние от подоб­ного пове­де­ния окру­жа­ю­щих.

      ***

      свя­щен­ник Алек­сандр Люби­мов:
      Грань между обли­че­нием и осуж­де­нием про­хо­дит там, где раз­де­ля­ются грех и доб­ро­де­тель. Путаем мы обли­че­ние и осуж­де­ние по той при­чине, что, как пра­вило, не знаем, что такое пра­виль­ное обли­че­ние, и гово­рим обычно лишь об осуж­де­нии. Обли­чать должно с любо­вью… Делать это можно только кон­кретно, ответ­ственно, обос­но­ванно, и притом так, чтобы это вело к исправ­ле­нию, и вообще имело благие послед­ствия…
      Здра­вое обли­че­ние явля­ется абсо­лют­ной необ­хо­ди­мо­стью для нор­маль­ной жизни, как отдель­ного чело­века, так и обще­ства в целом. Осуж­де­ние же всегда явля­ется злом… Осуж­дая других людей, чело­век посту­пает по своей злобе и другим стра­стям. Если же он осуж­дает зло в себе – то это ведет его к пока­я­нию и вере… Если мы, не обра­щая вни­ма­ния на соб­ствен­ное зло, обли­чаем его в других – то сви­де­тель­ствуем этим лишь о соб­ствен­ном лице­ме­рии (Мф.7:5). Именно оно и под­ме­няет обли­че­ние осуж­де­нием. Соб­ственно, осуж­де­ние людей и явля­ется мнимой борь­бой с внеш­ним злом, на кото­рую подви­гает чело­века его соб­ствен­ное внут­рен­нее зло. Обли­че­ние же должно исхо­дить из жела­ния побеж­дать зло добром (Рим.12:21). Однако прежде чем рас­суж­дать об обли­че­нии других, каж­дому из нас надо заду­маться о том, отно­шусь ли я сам к разум­ным, кото­рые с бла­го­да­ре­нием при­ни­мают обли­че­ние, или к нече­сти­вым, кото­рые полу­чают лишь раны, и не имеют в сердце ничего, кроме ропота и озлоб­ле­ния (Притч.9:9)? Всех нас посто­янно обли­чает сам Гос­подь – через нашу совесть, и через те внеш­ние скорби, кото­рые попус­ка­ются нам пра­вед­ными судами Божи­ими. Они попус­ка­ются как есте­ствен­ные послед­ствия наших грехов, и явля­ются, таким обра­зом, обли­че­нием и вра­зум­ле­нием от Гос­пода. Именно о том, чтобы нам самим иметь доста­точно бла­го­че­стия и муд­ро­сти, чтобы при­ни­мать пра­вед­ное обли­че­ние от Гос­пода, и с бла­го­да­ре­нием нести свой крест, мы и должны поза­бо­титься в первую оче­редь. Без этого наши рас­суж­де­ния об обли­че­нии других будут лишь сви­де­тель­ством нашего лице­ме­рия и злобы.

      свя­щен­ник Алек­сандр Крас­нов:
      Осуж­де­ние и обли­че­ние – два поня­тия, между кото­рыми очень часто ста­вится знак равен­ства, под­ра­зу­ме­вая, что они несут один нрав­ствен­ный смысл. Но так ли это? О грехе и пагуб­но­сти осуж­де­ния знает каждый. Слова Христа: «Не судите, да не судимы будете…» (Мф.7:1) цити­руют даже не откры­вав­шие Еван­ге­лие. Гораздо реже мы вспо­ми­наем другие слова Спа­си­теля – об обли­че­нии согре­шив­шего и о том, как это «делать не согре­шая самому: вна­чале – один на один, потом при одном – двух сви­де­те­лях, а уж не послу­шает… скажи церкви; а если и церкви не послу­шает, то да будет он тебе как языч­ник». (Мф.18, 15–17.). Так что это, про­ти­во­ре­чие? Отнюдь. Слово «суд» наи­бо­лее часто в писа­нии исполь­зу­ется в смысле опре­де­ле­ния, поста­нов­ле­ния, при­го­вора (Нав.24:25. Суд.4:5; 13:12. 2Цар.8:15 и т.д.). Сле­до­ва­тельно, осуж­де­ние – есть выне­се­ние этого опре­де­ле­ния или при­го­вора. Обли­че­ние же явля­ется откры­тием, дока­за­тель­ством, и дока­за­тель­ством твер­дым и неоспо­ри­мым (Евр.1:1). Несколько отвле­ченно это можно пред­ста­вить себе так: один чело­век гово­рит: «На улице очень плохая погода, все грязно и мерзко от иду­щего дождя», а другой: «На улице идет дождь». Понятно. И если осуж­де­ние ближ­него, как сугубо личное мнение, боль­шей частью, оши­боч­ное и глупое, как все не рож­ден­ное любо­вью и не соглас­ное со Словом Божиим, явля­ется раз­ру­ши­те­лем бытия, то без обли­че­ния нор­маль­ное тече­ние жизни невоз­можно. При­веду такой пример – с авто­до­рог убраны знаки пре­ду­пре­жде­ния о ямах, пово­ро­тах и т. п., резуль­тат такого дей­ства не заста­вит себя ждать и поня­тен каж­дому. Исходя из важ­но­сти обли­че­ния, Апо­стол Павел и гово­рит своим уче­ни­кам: «Уве­ще­вай и обли­чай со всякой вла­стью» (Тит.2:15; 1Тим.5:20; 2Тим.4:2). Но если о яме на дороге всякий может пре­ду­пре­дить, то обли­че­ние в духов­ной жизни – вещь весьма не про­стая и даже опас­ная. Гос­подь дал необ­хо­ди­мое пре­ду­пре­жде­ние: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». (Мф.7:2). Побу­ди­тель­ными моти­вами могут быть только рев­ность к Славе Божией и любовь к ближ­нему. Поэтому, Апо­стол при­зы­вает обли­чать гре­хо­па­де­ния люд­ские только тех, чья святая жизнь во Христе ему была известна. Бла­жен­ный Фео­фи­лакт срав­ни­вает обли­че­ние с хирур­ги­че­ской опе­ра­цией – с реза­нием (Толк. на «К Тит» 2:15) после кото­рого тре­бу­ется и мягкое вра­че­ва­ние пла­сты­рем молитвы. Назы­вает Свя­ти­тель и сугу­бые грехи, нуж­да­ю­щи­еся в таком крайне силь­ном вра­че­ва­нии: «…пре­лю­бо­де­я­ние, воров­ство, хищ­ни­че­ство, вол­шеб­ство». (Толк. на «К Тит» 2:15). Сами Апо­столы обли­чали. (Фил.3:18, 2Фес.3:2, Тит.2:15). Обли­чали и Святые Отцы. Скажем, Свя­ти­тель Нико­лай и св. Спи­ри­дон Три­ми­фунд­ский обли­чали ари­ан­ство. Папе Мар­тину (14 апреля) ере­тики-моно­фи­зиты и язык выре­зали не вынеся обли­че­ний свя­таго мужа. Преп. Иов Поча­ев­ский (28 авгу­ста, 28 октября) всю жизнь боролся обли­че­нием с като­ли­циз­мом и уни­ат­ством. И эти при­меры можно про­дол­жать до бес­ко­неч­но­сти от муче­ни­ков первых веков до муче­ни­ков послед­них лет. Прак­ти­че­ски у всех пра­во­слав­ных бого­сло­вов есть тво­ре­ния или часть их, име­ю­щие обли­чи­тель­ный харак­тер.

      архи­манд­рит Амвро­сий (Юрасов):
      Можно ли делать заме­ча­ние чело­веку, если он неправ? Пре­муд­рый Соло­мон гово­рит: «Не обли­чай кощун­ника, чтобы он не воз­не­на­ви­дел тебя; обли­чай муд­рого, и он воз­лю­бит тебя» (Притч.9:8). Если чело­век с живой душой, разум­ный, так, когда ему под­ска­жешь, он воз­ра­ду­ется, воз­лю­бит нас. Но если чело­век безум­ный, его тро­гать нельзя.

      ***

      См. также: ОСУЖ­ДЕ­НИЕ, РАС­СУЖ­ДЕ­НИЕ.