Обязанности детей и родителей

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • домашние дела

Как научить ребенка помогать по дому? Ищем ответ на этот вопрос

Домашняя работа отнимает у современной мамы столько сил, что порой времени на то, чтобы позаниматься с ребенком, совсем не остается. Что же делать? Лучший выход – включить малыша в домашние хлопоты, ведь в таком случае он не только проведет время вместе с мамой, но и научится помогать ей по хозяйству.

Труд должен быть настоящим

В любой домашней работе обязательно найдется такое дело, которое можно поручить ребенку. Можно попросить его ссыпать в миску перебранную крупу со стола, очистить от шелухи луковицу, разобрать ягоды на крупные и мелкие. Возможно, малышу понравится не менее увлекательное задание – «оживление» стиральной машины. Попросите ребенка загрузить в неё грязное белье и нажать кнопку «пуск».

Маленький помощник может вместе с папой или дедушкой закрутить отверткой болтики на старом стуле или починить сломанную вещь. А быть может малышу понравится процесс вытирания пыли с тех мест, до которых он сможет дотянуться?

Раздаем поручения

Не важно, какого пола ваш ребенок, главное – чтобы порученное ему дело было действительно настоящим. Если малыш перебрал ягоды, а вы приготовили из них пирог, он увидит, что его труд не был напрасным. Если ребенок смог вместе с дедушкой починить сломанный табурет, и теперь на нем снова можно сидеть – он будет гордиться своей настоящей работой.

Малыши охотно соглашаются помогать только тогда, когда чувствуют, что им доверяют действительно важное дело, поэтому и давать поручения нужно «по-взрослому». Например, можно сказать ребенку, что вы не успеваете вытереть пыль на полочках, но очень важно, чтобы к моменту возвращения папы с работы в квартире было чисто. Спросите у малыша, точно ли он справится с порученным ему заданием, не побоится ли трудностей, не бросит ли дело на половине пути. Ребенок обязательно согласится, поскольку почувствует, что от него зависит что-то очень важное. Не забудьте похвалить малыша за его готовность помочь по хозяйству и за успешно выполненную работу.

Создаем условия для работы

Самое важное – создать маленькому помощнику необходимые условия для работы, то есть правильно организовать его «рабочее место». Если вы хотите включить малыша в процесс уборки, подготовьте для него чистую тряпочку, совочек, мочалку, маленький тазик, чтобы он мог выполнять свои задания так же, как и взрослые. Если вы поручаете ребенку вытирание пыли – убедитесь, что она вообще есть, иначе от своей работы малыш не увидит никакого эффекта.

Если вы решили поручить малышу стирку – пусть он выстирает свою собственную любимую кофточку. Пену в тазике лучше создавать не с помощью обычного стирального порошка, а простым детским шампунем, поскольку кожа у малыша еще слишком нежная и сильные моющие средства могут сказаться на ней неблагоприятно.

Если вы решили включить кроху в процесс приготовления обеда, ни в коем случае не доверяйте ему нож. Лучше заранее сварить овощи или приготовить их в микроволновке, и попросить малыша порезать их пластмассовым ножом из игрушечного детского набора.

Соблюдаем меры предосторожности

Не забывайте напоминать ребенку о правилах безопасности на кухне. Особое внимание нужно уделить плите, поскольку именно этот предмет обычно вызывает у детей сильное желание к нему прикоснуться. Объясните малышу, что он может обжечься, покажите, в каком положении должны находится регуляторы газа, чтобы он, играя, их случайно не включил. Если же маленькому помощнику очень хочется самостоятельно включить газ, пусть он делает это только под вашим присмотром.

Если малыш находится на кухне в то время, когда мама готовит обед, следует помнить о том, что кастрюли лучше ставить на самые дальние горелки, чтобы кроха не мог до них случайно дотянуться и получить ожог. Сковородки, стоящие на включенной горелке, также необходимо поворачивать ручками в сторону, чтобы ребенок случайно их не задел.

Особую осторожность следует соблюдать и при работе с моющими средствами. При ребенке крайне нежелательно использовать обычный стиральный порошок, а лучше вообще убрать его из поля зрения малыша. Используйте мягкие моющие средства типа обычного геля для душа. Если все-таки используете стиральный порошок, то обратите внимание, чтобы он был детским или гипоаллергенным.

Если маленький помощник выполняет свою работу в комнате, следите, чтобы он не уронил на себя что-нибудь с верхних полок комодов и шкафов. Поручайте ему уборку только тех мест, до которых он может дотянуться с высоты своего роста. Также не забывайте о безопасности розеток.

Хвалим маленького помощника

Все старания ребенка обязательно нужно поощрять, так как это придает ему уверенность в себе и подпитывает дальнейшее желание помогать по хозяйству. Однако не стоит переусердствовать, чтобы у малыша не выработалась прямая зависимость от оценки его труда. Лучше называйте его «маминым помощником» или просто отмечайте, как хорошо выполнена работа фразами: «Как хорошо вымыта тарелка», «Петя помогает маме приготовить вкусный обед», — вместо того, чтобы просто говорить малышу, что он умница или молодец.

Работаем играя

Обязательно вносите в домашние дела элемент познавательной игры. Попросите вашего кроху назвать цвет и свойство каждого овоща, который он моет, спросите, может ли он посчитать, сколько тарелок стоит на столе, и не забывайте знакомить малыша с новыми понятиями. Например, объясните ему, что ложки и вилки сделаны из металла, поэтому они такие гладкие, тяжёлые и тонут в воде, а вот лопатка для перемешивания на сковороде – совсем другая, поскольку сделана из дерева.

Можно давать малышу небольшие интересные поручения, например, разложить вымытую посуду по признакам: в одну сторону поставить чашки, в другую – тарелки, в третью – столовые приборы. Когда вы придете из магазина с полными сумками покупок, попросите ребенка разложить всё, что вы купили, по нужным местам. Пусть кроха самостоятельно определит, что хлебу место в хлебнице, мороженому – в морозилке, а фруктам – в специальном отсеке холодильника. Поправляйте ошибки малыша, и подробно объясняйте ему, почему разные продукты нужно хранить в разных условиях.

Если у вас нет серьезных поручений для малыша, давайте ему хотя бы самые простые задания: посолить еду, разложить салфетки, налить в стакан воды.

Даже самая простая работа помогает развивать у ребенка навыки самостоятельности, помогает ему почувствовать себя значимым членом семьи.

Виктория Грицук

Что такое домашние обязанности ребенка?

У ребенка должны быть домашние обязанности – это утверждение не вызывает разногласий среди родителей. Но ответ на вопрос «Каковы должны быть домашние обязанности?» уже не столь однозначен.

Для одних родителей домашние обязанности ребенка концентрируются на собственных потребностях ребенка: следить за своей одеждой, собирать свои вещи и игрушки. Для других – домашние дела ребенка вписываются в общий контекст домашних дел семьи и направлены на помощь маме или папе.

Конечно, при наделении ребенка обязанностями необходимо учитывать его возрастные особенности и возможности. Важно понять, выполнение каких дел может быть поручено ребенку, в каком объеме, как регулярно они должны совершаться.

Если в голове родителя нет отчетливого представления детских обязанностей, вряд ли на практике они будут регулярно выполняться.

Для чего нужны детские домашние обязанности?

Этот вопрос часто кажется родителям избыточным. Домашние обязанности? Как для чего? Это же и так понятно. Между тем, к сожалению, ответ не так прост, как кажется сначала. Возможны различные варианты ответов, рассмотрим некоторые из них:

1. Обязанности нужны потому, что они нужны. Ребенок должен приучаться быть аккуратным и трудолюбивым. При таком подходе к обязанностям они легко превращаются в некое абстрактное священнодействие, самоценное само по себе, почти не имеющее практического значения, потому что когда внешнее принуждение исчезает, дело перестает совершаться.

Примечательно в этом смысле высказывание студентки, приехавшей к родителям домой на каникулы: «Родители не заправляют свою постель! Стоило нам с сестрой разъехаться – постели дома перестали заправляться. В детстве нельзя было выйти из дома, не заправив кровать. Оказывается, родителям и самим-то не очень этого хотелось. Свою постель они заправляли ради нас.»

2. Выполняя какие-то домашние дела, ребенок учится планированию, учится ставить перед собой цели и вырабатывать определенные навыки, которые помогают достижению этих целей. Спустя какое-то время ребенок понимает, что вещи, положенные на место, существенно экономят время, затрачиваемое на их поиски.

3. Обязанности учат ребенка рассчитывать свои силы. Сначала, давая поручения, рассчитывает силы ребенка взрослый. Если необходимо навести порядок в детской, то для этого необходимо огромную и сложную задачу, стоящую перед ним, разбить на множество подзадач. Так, нужно не прибрать комнату, а собрать кубики сюда. Так, сделано… Тогда машины ставим сюда. Так, теперь книги кладем сюда… и т.д.

4. Домашняя работа учит ребенка самодисциплине. Выполняя домашние дела, ребенок учится создавать себе рабочее настроение, вдохновение, организуется.

5. Появление у ребенка собственных обязанностей дает ему понять, что он является важным членом своей семьи, так как вносит посильную лепту в ее жизнедеятельность. Дети нуждаются в вере в свою необходимость в семье и готовы помогать ей всеми имеющимися у них силами.

6. Ребенок, занимаясь домашними делами, получает представление о жизни, как цикличном процессе.

Как делегировать домашние обязанности?

Многие родители помнят тот чудесный момент, когда ребенок хотел во всем помочь маме. С детьми обычно это случается в возрасте примерно с двух до трех лет. Мыть пол? Здорово! Дайте мне скорее тряпку! Пылесосить? Замечательно! Я буду катать пылесос! Стирать белье? Чудесно! Я буду складывать его в машинку.

Однако как показывает практика, с годами этот детский энтузиазм пропадает. Обычно это происходит оттого, что интерес ребенка сталкивается с противодействием мамы (иногда папы), не готовой предоставить ребенку столько самостоятельности.

Мыть пол? Ты же ведро перевернешь, потоп здесь устроишь! Пылесосить? Ты спалишь пылесос! Стирать? Ты же перемешаешь светлое и темное! Нет, уж лучше я сама. Спустя некоторое время мама видит, что ребенку уже вполне по силам и вымыть пол, и пропылесосить квартиру, и постирать…

Но ребенок никакого интереса не испытывает к домашним делам, более того, даже обнаруживает неприязнь. Часто можно слышать такие высказывания опечаленных мам: «Надо же! В три года тряпку из рук невозможно было вырвать, а сейчас, наоборот, не вручить…»

Конечно, замечательно, если интерес ребенка к домашним делам развивался и поддерживался. Однако так бывает далеко не всегда. Что нужно сделать для того, чтобы передать ребенку полномочия?

  • Во-первых, важно пересмотреть свое отношение к домашней обязанности. Если регулярно звучит, что мама терпеть не может выносить мусор, потому что нужно идти и караулить мусорную машину, и вообще пусть этим теперь сын занимается, большой уже!

В этом случае бесполезно ждать от ребенка энтузиазма. Необходимо подчеркнуть значимость выполняемой работы для семьи, некоторая доля игры здесь также не повредит: «Что будет с квартирой, если месяц не выносить мусор? А если – год?»

  • Во-вторых, нужно благодарить ребенка, подчеркивать, как важно и значимо то, что он делает для семьи.
  • В-третьих, выполнению домашних обязанностей вовсе не обязательно быть рутиной. Домашние дела могут быть интересными. Они могут быть интересны сами по себе, так и отношением к ним, как к увлекательным мероприятиям.

Детей, как правило, привлекают те домашние дела, которые нравятся самим взрослым. Например, если мама любит печь, то дочь с большим желанием будет маме предлагать свою помощь, а затем и сама освоит секреты выпечки.

Следующие приемы помогут сделать выполнение домашней работы для ребенка увлекательным делом:

  • Можно предложить ребенку время от времени меняться домашними ролями с другими членами семьи.

Полезно, во-первых, познакомиться с другими, возможно, более сложными, чем постоянные поручения, видами работ. Во-вторых, поучительно на себе испытать, например, мамину каждодневную нагрузку. Этот прием также будет способствовать сплочению семейного коллектива и значительно расширит компетенцию ребенка в том, что касается решения бытовых вопросов.

  • Позволяйте ребенку самому выбирать средства, которые помогают облегчить домашний труд. Если в его обязанности входит мытье посуды или стирка своих вещей, можно давать ему деньги на приобретение новых моющих жидкостей или порошков.

Во-первых, ребенок почувствует доверие со стороны родителей, во-вторых, ощутит ответственность за свой выбор – ведь от того, насколько ответственно он подойдет к выбору моющего средства, в ближайшее время зависит эффективность выполняемой им домашней работы.

Не стоит беспокоиться, что он пойдет на поводу у телевизионной рекламы и будет стремиться покупать только дорогие средства. Пускай пробует сам – это позволит ему убедиться, что не всегда высокая стоимость совпадает с высоким качеством. Заодно поучится более критично относиться к рекламе. Тем более, что его действия, во всяком случае, на первых порах, будут ограничиваться бюджетом.

  • Подумайте, как можно ввести творческий подход в домашнюю работу.

Например, поручите сыну или дочери ежедневное приготовление салатов. Снабдите их готовыми рецептами, но поощряйте и самостоятельные кулинарные поиски. Или предложите ребенку, ежедневно бегающему в магазин за хлебом, по дороге домой замечать каждый раз что-то новое, необычное.

  • Мальчикам стоит поручать домашние дела, в которых используется разнообразная техника, в том числе и кухонная. Возможно, они сами захотят предложить технические решения для облегчения повседневного труда. Или придумают новый кухонный аппарат.

Существенно тормозить процесс погружения ребенка в мир домашних обязанностей может система двойных стандартов, нередко существующая в семьях.

«Мы с мужем никак не можем решить, что делать вот в такой ситуации? Допустим, ребенок сделал что-то неправильно, например, кинул грязные носки посреди комнаты. На замечание спокойно отвечает: «Папа тоже так делает». Что в таких случаях говорить ребенку? Сказать, что папа неправ? Но это же подрывает родительский авторитет. Не совершать провоцирующих поступков? Но все же мы люди, без этого не получится…»

Что можно ответить на такой родительский вопрос? Ведь совершенно верно и то, что ребенок будет подражать папе, и то, что все мы люди, и имеем право на ошибку. Поэтому, если папе не удается себя организовать (научиться складывать носки на место), то почему бы именно в этот момент ребенку не узнать, что папа обычный человек, не очень организованный при том.

Ничего страшного с авторитетом папы не произойдет (если папа в принципе на высоте), если он в ответ на реплику ребенка скажет: «Да, ты знаешь, я так иногда делаю, но думаю, что мама права и нам с тобой лучше послушать ее и собрать свои носки. Дома тогда будет гораздо чище. Мы, сильные мужчины, поможем нашей любимой маме поддерживать порядок в доме».

Однако, если дома существуют одни правила для ребенка, другие для мамы, а для папы нет вообще правил, потому что он устал, вряд ли ребенок будет с готовностью выполнять поручаемые ему задания. Таким образом, сделать так, чтобы ребенок точно знал, что ему предстоит сегодня сделать по дому, делал это самостоятельно, без напоминаний, даже с удовольствием, вполне возможно.

Важно определиться с тем, чего именно вы хотите от ребенка. Для этого нужно выстроить работающую систему, продумав цели, сделав интересным процесс работы, не забывая о личном примере, и, конечно же, набраться терпения, чтобы отладить этот механизм, сделав его работающим как часы.

Для маленького ребенка мама – это самый главный и важный человек. Мама не может ошибаться, она всегда защитит и расскажет, как сделать лучше. Именно мамину улыбку и ее глаза мы видим, когда приходим в этот мир, поэтому для малышей мама – это практически божество.

Дети хотят подражать родителям, поэтому эти 7 вещей мамам не стоит делать при ребенке:

Говорить о правилах и потом их нарушать

Вам не приходилось видеть такую картинку? Мама тащит за руку ребенка через проезжую часть, хотя в нескольких метрах есть пешеходный переход, а малыш упирается и кричит: «Мама, ты же говорила, так делать нельзя!» А мама в ответ: «Ничего страшного, я очень устала, да и машин нет».

Вот так и получается, что правила как бы есть, но не обязательны к исполнению. Соблюдать дисциплину сложно, а вот идти на компромисс с совестью – это приятно. Поэтому стоит хотя бы раз разрешить на завтрак сладости, позволить поспать ночь в родительской кровати, как убедить в обратном будет уже невозможно.

Кричать на папу, родственника, подчиненных

Мама говорит ребенку: «Не обижай Петю, играйте с ним дружно», но тут же по телефону кричит на папу за то, что он забыл купить лекарство. Ребенок проводит параллель: мама любит папу, но ругается на него, значит, ссоры – это нормальная форма общения.

Дети, может быть, и не сделают такие выводы, это происходит на уровне подсознания. Ребенок просто копирует поведение и понимает, что ему комфортно быть таким.

Обсуждать при ребенке воспитателя, родню или свою подругу

Сплетничая о знакомых, стоит убедиться, что ребенок не подслушивает. Он может увлеченно играть рядом, но случайно выхватить из маминого телефонного разговора фразу вроде: «Алина совсем дура, изменяет мужу, еще и не собирается это прекращать».

Мама о сказанном забудет, а малыш при встрече с Алиной и ее супругом вполне может брякнуть: «Это эта Алина — дура?».

Впадать в депрессию и апатию

Ребенок открыт миру и жадно впитывает все. Ему хочется чувствовать, узнавать, смотреть, слышать. Он хочет делить свою радость с мамой, но она закрыта. Сначала дети не поймут, почему мама не радуется жизни и видит негатив, а потом и сами начнут искать «подвох».

Обманывать на каждом шагу

Маме некогда в очередной раз объяснять, что конфеты есть вредно, поэтому, чтобы не слушать истерики ребенка, она говорит, что они закончились. Ложь рано или поздно раскрывается, а ребенок понимает, что его обманывали. После такого сложнее доверять, и ребенок сам начинает врать.

Позволять другим себя оскорблять и унижать

Самый простой пример – насилие в семье, когда мама терпит обидные слова от папы, побои и лишь говорит малышу: «Все в порядке, все наладится». При этом она ничего не меняет, чтобы прекратить такую ситуацию. Ребенок старается защитить маму, но чувствует беспомощность и обиду за близкого человека. Эти чувства буду с ним по мере взросления и во взрослой жизни.

Спорить с отцом по поводу наказания ребенка

Папа наказывает, а маме жалко малыша, и она его прощает: выпускает из угла, разрешает погулять, дает смотреть мультики. Кто наказал, тот и должен отменять санкции, иначе потом придется удивляться тому, что для ребенка родители – не авторитет.

Дети – это наше «кривое зеркало», которое отражает недостатки и изъяны. Кто-то раз увидев, как ребенок пародирует взрослого, пересмотрит свое поведение, а кто-то посмеется и забудет.

У нас в семье мама главная, потому что мы все ее любим. В нашей семье так принято, что маме нужно помогать. Ведь в ее жизни много забот, мама работает, готовит, убирает, стирает, помогает делать уроки и много чего еще. Из-за этого мама часто устает, поэтому я стараюсь помогать своей маме по хозяйству. После ужина кто-то из нас, я или папа, моет посуду, а мама отдыхает. Папа говорит, что готовить не мужское дело, а вот вымыть грязную посуду наша обязанность.

Раньше мама и папа сами делали уборку по выходным, а я гулял во дворе, чтобы не мешать. Но однажды

папа предложил убраться вместе, чтобы сделать маме сюрприз. В тот день у мамы были какие-то дела, и она должна была уехать из дома. За завтраком мы с папой, как в фильме про шпионов, маскировались. Тихонько перемигивались за маминой спиной, чтобы она не заподозрила ничего про наш сюрприз.

Как только мама уехала, мы с папой взялись за уборку. Раньше я думал, что уборка это несложно. Но оказалось, нам предстояло очень много работы. Папа убрал все ковры и сказал, что пойдет их вытряхивать. Мне же достался пылесос, чтобы пропылесосить квартиру. Я был очень рад, что мне доверили такой интересный прибор. Я очень старался достать

щеткой пылесоса всю пыль, что была под диваном. Потому что папа сказал пылесосить тщательно и аккуратно.

Когда папа вернулся, он помог мне закончить работу и поручил новое задание. Я убрал в ящик свои игрушки, сложил в стопку на столе книжки и тетради и полил мамины цветы. Я думал, что это все, но папа сказал, что нужно еще вымыть пол. Раньше я видел, как это делает мама, и тоже захотел попробовать. Мы налили в ведро воды и взяли тряпку. Мыть пол оказалось интересно, на мокром полу очень весело скользить. Правда папа запретил мне баловаться и быстренько сам закончил мыть пол.

Следующий час мы с папой отдыхали, чтобы полы высохли. Мы лежали на диване, разговаривали и представляли, как обрадуется наша мама, когда вернется. Потом я помог папе застелить ковры, расставить мебель и мы вместе пошли обедать. Оказывается, есть гораздо вкуснее, если ты перед обедом хорошо поработал. Сытые и очень довольные чистотой в доме мы с папой стали ждать нашу маму.

Когда мама вернулась домой, папа разогрел для нее обед. Он спросил маму, не поменялось ли что-то в квартире? Мама посмотрела вокруг и улыбнулась. Я гордо сказал, что это мы вместе делали уборку. А мама крепко обняла меня и похвалила, она сказала, что я самый лучший ее помощник. Теперь я буду всегда помогать своей маме с уборкой. Наша семья дружная и мы все будем делать вместе.