Одаренные

Библиографическое описание:

Миронова, А. М. Различные подходы к понятию «одаренность» / А. М. Миронова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2615/ (дата обращения: 28.05.2021).

Ключевые слова:одаренность, талант, способность, гениальность.
В настоящее время водном ряду с такими глобальными проблемами, как экологические,мировой финансовый кризис, внедрение новых информационныхтехнологий, исследователей всего мира привлекает интерес и вниманиефеномен детской одаренности. Кроме того, в условиях глобальныхизменений в социальной, экономической и производственных сферахжизни общества, усиления борьбы за конкурентоспособность государстви информационно – технологической революции все более ценитсяинтеллект и креативность, возрастает потребность общества втворческих людях, одаренных детях. Выявление, поддержка,социализация одаренных детей, как носителей «золотого»интеллектуального генофонда страны, в сложившейся ситуациистановится приоритетной задачей государства и общества в целом.Важнейшими инструментами решения проблем, связанных с созданиемусловий для развития одаренных детей в нашей стране, являютсяНациональный проект «Образование», проект «Нашановая школа»,Концепцияинтеграцииэффективныхмеханизмовпоискаиподдержкиталантливыхдетейи молодежи в общенациональную систему.Анализ литературыпоказал, что проблема одарённости в настоящее время приобрела статусгосударственной важности в большинстве стран, что привело ксоциальному запросу на её исследование. Больше всего вопросыкасающиеся одарённости разрабатывают в Америке: Дж.Дж.Галлахер,Ф.Рамос-Форд и Г.Гарднер, Дж.Рензулли, Р.Дж.Стернберг,А.Дж.Танненбаум. В Англии исследованием этой проблемы занимаютсяЭ.Д.Боно, Дж.Фримен; в Германии- К.Клюге, Т.Мейснер, Т.Трост, К.К.Урбан; в России- Д.Б. Богоявленская, А.И. Доровской, В.Н.Дружинин,Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, В.И.Панов, А.И.Савенков, М.А.Холодная ,В.Д.Шадриков, В.С. Юркевич и др..Несмотря на это многиевопросы, связанные с обучением и развитием одаренных детей вструктуре общего образования, остаются недостаточно изученными. Этокасается диагностики детской одаренности, влияния некоторыхсоциально – психологических факторов на проявление и развитиеодаренности. Кроме того, практика работы с одаренными детьмисвидетельствует о возникающих трудностях, обусловленных сразнообразием видов одаренности, множеством теоретических подходов иметодов к ее исследованию, а так же недостаточным количествомспециалистов, профессионально и личностно подготовленных к работе содаренными детьми.Проблема одаренностикомплексна и находится она на стыке различных дисциплин. В миреизвестно на сегодняшний момент времени несколько десятков научныхконцепций одаренности, создаваемых в русле разнообразныхтеоретических направлений. Обратимся к вопросу анализа и уточненияпонятия «одаренность».Научные школы,рассматривая феномен одаренности с позиции наследуемости,придерживаются двух основных подходов.Кпервому относится нейтивизм(от английского native– природный, естественный) с его тезисом о безоговорочной,неизбежной реализации биологических, в том числе генетических,потенций. По-мнению Ф.Гальтона, «если человек одарен обширнойумственной даровитостью, энергичностью в работе и способностью ктяжелому труду, едва ли какие-либо причины могут помешать емувыдвинуться».Другим крупным представителем нейтивизмаявляется Л.М. Термен,под руководством которого в Стенфордскомуниверситете (США) в начале нынешнего века было проведеноисследование тысячи одаренных детей. Общий вывод был таков:»решающее значение имеет наследственность»,под которой понимаются врожденные особенности нервной системы(задатки) ребенка.Противостоящий подход неотрицает существенной роли природных задатков, но в генезисеумственной одаренности решающее значение придает социальной среде.Наиболее широко в русле данного подхода представлены взглядыотечественных психологов. Здесь задатки понимаются как природныепредпосылки способностей, реализуемые посредством социальныхмеханизмов, важнейшую роль среди которых играет обучение ивоспитание .По мнению Б.М.Теплова, способность – это индивидуальныепсихологические особенности, определяющие успешность выполнениядеятельности…., обуславливающие легкость и быстроту обученияновым способам и приемам деятельности. Одаренность ученыйрассматривает, как «…качественно своеобразное сочетаниеспособностей, от которого зависит возможность достижения большегоили меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности » В данном определении выделяются такие ключевые понятия,как «индивидуально-психологические особенности»,»деятельность», «способности». При этом втрактовке одаренности наблюдается определенная двойственность,проявляющаяся в отсутствии однозначно определенной позицииотносительно природы одаренности. Это в свою очередь проявляется вдизъюнктивной структуре самого определения: одаренность определяетсяи как врожденная, и как приобретенная характеристика.

В течениедлительного времени в России доминировало определение, предложенноеамериканскими учеными по заданию Департамента США в 1972 г.:»…одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех,которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихсяспособностей демонстрируют высокие достижения» Этоопределение одаренности дается через достижения и указывается, как ихможно определить – с помощью экспертов («опытныхспециалистов»). Начиная с 70-х годов, в России появляютсяработы, посвященные личностным компонентам структуры одаренности,постепенно вводятся диагностические методы процедуры отбора одаренныхдетей. В этот период времени уже был накоплен материал по понятийномуаппарату.

В более позднихопределениях одаренности отразились изменениятеоретико-методологических позиций исследователей этой проблемы.Определение, разработанное коллективом авторов «Рабочейконцепции одаренности» Минобразования РФ: «…одаренность– системное, развивающееся в течение жизни качество психики,которое определяет возможность достижения человеком более высоких(необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видахдеятельности по сравнению с другими людьми». В этомопределении подчеркивается системный и динамичный характеродаренности как сложного и развивающегося качества психики. За егооснову взяты определения способностей и одаренности, разработанныеВ.Д. Шадриковым в традициях школы Б.М. Теплова. По мнениюВ.Д.Шадрикова, «способности можно определить как свойствафункциональных систем, реализующих отдельные психические функции,которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся вуспешности и качественном своеобразии освоения и реализациидеятельности».Ученыйсчитает, что «одаренность выступает как интегральноепроявление способностей в целях конкретной деятельности».Этоопределение сформулировано в рамках деятельностного подхода. Намближе личностный подход к одаренности, разработанный С.Л.Рубинштейном. По его мнению, одаренность нельзяотождествлять с качеством одной функции, даже если это мышление. Онсчитал, что одаренность характеризует внутренние возможностиразвития личности, соотнесенные с условиями ее развития.Научный интерес висследовании понятия «одаренность», несомненно,представляет системный подход, который предполагает целостноеизучение понятия. Определение критериев одаренности как системыпроисходило на основе конкретно – исторического анализа этогофеномена. Одним из критериев является отношение биологического исоциального. В первой подструктуре «интеллект»сохраняется влияние врожденных и биологических свойств. Во вторуюподструктуру – «креативности» входят каксоциальные, так и биологические свойства, на основе которыхформируется креативность. В третью подструктуру «духовности»входят социально обусловленные содержательные черты личности. Каждаяиз этих подструктур имеет свой вид формирования. Первая формируетсяпутем обучения, вторая — воспитания и обучения, третья –воспитания. Л.И.Ларионова предлагает для раскрытия понятия»одаренность» выявить системообразующий фактор, задающий»направление действию» системы. По мнению Б.Ф.Ломова, системообразующий фактор формируется и развивается впроцессе жизни индивида в обществе. Л.И. Ларионова считает, что «вструктуре одаренности таким фактором является духовность».

Из приведенного анализавзглядов отечественных ученых на проблему одаренности ребенка можносделать вывод, что одаренность – это не дар природы, ацеленаправленный процесс развития определенных задатков,способностей, качеств личности, которые могут раскрыться черезсоздание благоприятной среды и включения в деятельность.Образовательный результат педагогического процесса имеет прямоеотношение к поддержке одаренности. Наше понимание одаренностисоответствует позиции Д.Б.Богоявленской, которая пишет о связиодаренности со способностью к развитию своей деятельности. Онаутверждает, что «подлинная одаренность предполагаетувлеченность самим предметом и приверженность к выбранному делу…То,что человек делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя впроцессе работы все новые замыслы…В этом случае можно говоритьо том, что имело место «развитие деятельности»».Помнению В.Д.Шадрикова, любого рода занятие по инициативе самойличности является операциональным раскрытием одаренности. Ценностьодаренности как таковой определяют творческие усилия, которыеприводят к получению продукта.

Изучив различные подходы кпонятию «одаренности» детей, мы выяснили наиболеезначимые моменты, которые позволили нам уточнить определение именно впедагогическом процессе развития одаренного ребенка. На наш взгляд,целесообразно рассматривать одаренность как развитие внутреннегодеятельностного потенциала одаренного ребенка, способности бытьавтором, творцом, активным созидателем своей жизни, быть способным ксвободному выбору и ответственности за него, максимально использоватьсвои способности, стремясь выйти за их пределы.

Литература:

  1. Богоявленская Д.Б.Одаренность: как ее понимают (онлайн) URL:federalbook.ru>files…SREDNEE…2…Bogoyavlenskaya.pdf(дата обращения 15.08.2012)

  2. Гилфорд Дж. Три стороныинтеллекта / Дж.Гилфорд // Психология мышления: сб.переводов / подред. А.М. Матюшкина.- М.: Прогресс,1995.- С.435-456

  3. Дружинин В.В. Теорияразвивающего обучения / В.В.Давыдов.- М.: ИНТОР,1996 — 544 с.
  4. Карне М. Существопроблемы// Одаренные дети. М.,1991.С.149-164
  5. Ларионова Л.И. Культурно –психологические факторы развития интеллектуальной одаренности.- М.:Изд –во «Институт психологии РАН», 2011.- 320с.
  6. Лейтес Н.С. Возрастнаяодаренность и индивидуальные различия: Избранные труды/ Н.С.Лейтис.-3-е изд., испр. и доп.- М.: Издательство Московского психолого –социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,2008.-480с.
  7. Либин А.В.Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российскихи американских традиций. М.: Смысл, 1999. — 532 с.
  8. Ломов Б.М.Методологические и теоретические проблемы психологии. М.:Наука,1984.- 445 с.
  9. Матюшкин А.М. Одаренностьи возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей : учеб.пособие / под ред. А.М. Матюшкина – М.: Издательство НПО»МОДЭК», 2004. – 192 с.
  10. Панов В.И. Некоторыетеоретические и практические аспекты одаренности/ В.И.Панов //Прикладная психология.- 1998.- №3.-С.10-17

11.Рабочая концепцияодаренности. (онлайн) URL:http://sakhitti.ru/itti/web/odaren/1.7.html(датаобращения 14.08.2012).

  1. Рензулли Дж. Модельобогащенного школьного обучения//Дж.Рензулли, С.Рис; под ред. Д.Б.Богоявленской.- М.:Педагогика,1972.-242 с.
  2. Рубинштейн С.Л.Одаренность и уровень способностей // Основы общей психологии. В 2т.Т.2 М., 1989.- с.127- 135
  3. СавенковА.И. Психология детской одаренности.- М.: Генезис,2010.- 440 с.
  4. Теплов Б.М.Способности и одаренность // Избр. труды. В 2 т. Т.1 М.:Педагогика,1985.с.15-41
  5. Шадриков В.Д.Происхождение человечности. М.: Логос,1999.- 269 с.