Одигитрия вязьма

Церковь входит в комплекс Предтечева Монастыря. Среди туристов она является главной достопримечательностью, вокруг неё всегда большое количество восхищенных людей с фотоаппаратом. Здание чем-то походит на кондитерское произведение искусства, сделанное из взбитых сливок и безе.

Возведена на пожертвования царя Михаила Романова и на деньги с царских вотчин. Южный придел Одигитриевской церкви освещен в честь святого Симеона Богоприимца.

От старинного внутреннего убранства храма совсем ничего не осталось, оно исчезло еще в период войны с Наполеоном. Во времена СССР весь храмовый комплекс был передан под устройство спичечной фабрики. Реставрация здания проводилась в 90-х годах прошлого века, так как долгое время не могли установить охранную зону объекта.

Одна из самых интересных вяземских достопримечательностей. Трехшатровый храм является архитектурной редкостью в наше время, так как многие подобные строения были разрушены. Здание построено в XVII веке. Кладка выполнена из кирпичей 16 разных размеров и форм.

Богослужения здесь совершаются ежедневно, вход в монастырь свободный при соблюдении определённых правил в одежде: всё должно быть довольно закрытым, женщины одевают платок, а мужчины снимают головные уборы при входе в обитель.

Здесь пекут великолепные пироги с рисом, изюмом и чечевицей. На храмовой территории есть святой источник, который пользуется большим успехом.

Город Вязьма изревле является крупным религиозным центром России. На северо-западной окраине этого города в 1536 году Преподобным Герасимом Болдинским был основан Иоанно-Предтеченский монастырь. На его небольшой уютной и ухоженной территории находятся две церкви: Надвратная церковь Вознесения Господня с колокольней и церковь Иконы Божией Матери «Одигитрия». Последняя известна на всю Россию своей неземной красотой и включена ЮНЕСКО в число памятников мирового значения по той причине, что подобной церкви больше нет.

Надвратная церковь Иоанно-Предтеченского монастыря / Россия

Надвратная церковь Иоанно-Предтеченского монастыря // Dmitriy Yakovlev, .com

«Одигитрия» переводится с греческого как «путеводительница». Церковь построена во имя иконы Смоленской Божьей Матери Одигитрии предположительно в 1630 — 1638 годах. Главной особенностью этого храма является его трёхшатровый архитектурный тип. Сегодня в России остались считанные единицы таких храмов — всего три.

Не менее интересным при первом взгляде на церковь кажется декоративный элемент, за счёт которого церковь выглядит очень нарядной — блестящие разноцветные вставки в тимпанах кокошников. Детали кладки храма имеют целых 16 размеров и конфигураций. При постройке использовался кирпич трёх цветов. Войдя в церковь, можно обнаружить наличие необыкновенной акустики, которая появилась благодаря специально встроенным «голосникам»-кувшинам.

Трёхшатровая Одигитриевская церковь / Россия

Трёхшатровая Одигитриевская церковь // Borisb17, .com

Во всей России этот памятник считается уникальным образцом русского зодчества. Он является главной достопримечательностью не только монастыря, но и всего города.

Церковь Иконы Божией Матери "Одигитрия" / Россия

Церковь Иконы Божией Матери «Одигитрия» // Borisb17, .com

Советы

При монастыре есть подсобное хозяйство: две коровы, куры, огород, фруктовый сад. Есть даже швейная мастерская. Изделия сестёр можно купить на православных ярмарках, которые часто проходят в Москве. Также на территории монастыря можно купить замечательные пироги, которые пекут монахини.

Как добраться

Чтобы добраться до монастыря, нужно пересечь Советскую площадь, проехать через Монахов пруд по мостику, а затем направо (по указателю). Припарковавшись рядом со входом, стоит лишь пройти через монастырские ворота в розовой стене, и вы окажетесь на территории этого безлюдного прекрасного места.

Расположение

Монастырь находится по адресу: Смоленская область, Вяземский район, город Вязьма, улица Докучаева, дом 48А.

Аркадиевский монастырь основан и получил название в память преподобного Аркадия. Любимое место преподобного в Вязьме, где он совершал свои уединенные молитвы – камень вблизи собора; жители по смерти его огородили и всегда почитали его с благоговением.

В 1594 г. устроили на нем церковь всемилостивого Спаса с приделом преподобного Аркадия. Вскоре, усердием Бориса Годунова, эта церковь была улучшена, обогащена и переименована в церковь Происхождения честных древ, а на пожертвование граждан устроена близ нее другая отдельная церковь в честь Владимирской Божией Матери. В 1611 гг. обе эти церкви подверглись разорению и «стояли без пения» до 1660 г., потом приписаны были к собору.

Под державою Алексея Михайловича устроена новая церковь во имя всемилостивого Спаса на старом церковном месте и вместо бывшего в Вязьме до литовского разорения Спасского, потом закрытого мужского монастыря. Как долго существовал этот монастырь неизвестно, только в начале XVIII века, как видно из дел архива духовного Вяземского правления, здесь уже тогда не было монастыря. В 1760-х гг., когда по высочайшему повелению требовались справки о церквах, священник этой церкви показал, что церковь милостивого Спаса нижнего монастыря с приделом преподобного Аркадия – каменная, построена коштом вяземских обывателей, но в каком году – не знает.

По закрытии в 1779 г. женского Ильинского монастыря в Вязьме, старицы этого монастыря числом 19, не желая вступить в мирскую жизнь, испросив в 1780 г. позволения у генерал – губернатора Репнина, поселились при церкви Спаса нижнего монастыря, именуемой Аркадиевскою, устроили при ней своими трудами каменную богадельню и обнесли ее, церковь и огород каменною стеною. Таким образом, вместо мужского монастыря при церкви всемилостивого Спаса образовалась женская община. Старицы перенесли сюда устав богожительных монастырей и общим приговором избрали из среды своей начальницу Наталию, но общий надзор за общиною предоставили старшему соборному священнику, потому что церковь всемилостивого Спаса находилась в ведении собора. Содержание богадельни зависело единственно от добровольных жертвователей; все, что было собрано, поступало в общую кассу и употреблялось на пропитание сестер и на поддержание церкви. Кроме того, им поручено было, с согласия местного духовенства, печение просфор и приготовление свечей для всех городских церквей. По ходатайству монахини упраздненного Ильинского монастыря Севастианы Рыдванской дан был этой общине в 1788 г. Смоленским наместничьим правлением «отверстый лист» для свободного жительства в богадельне.

В 1812 г. церковь была разорена и богадельня сожжена, но после изгнания французов, сестры, возвратившись на прежнее место жительства, не хотели оставить его в запустении. Старица общины Наталия Павлова, поступившая в богадельню с 1797 г., собрав на совет всех сестер, высказала им мысль о восстановлении церкви и богадельни и, получив согласие, просила у них единодушного содействия.

В июне 1813 г., составив письменное воззвание от общины за подписью местного протоиерея Горанского, она отправила сестер в разные губернии для сбора подаяний. Отправленные сестры в начале 1814 г. выслали до 300 руб. серебром в общину, и на эту сумму старанием старицы Наталии в том же году церковь исправлена была и освящена. В следующих годах, на постепенно-высылаемые пожертвования и собственные сборы по городу, та же старица восстановила придел преподобного Аркадия при церкви милостивого Спаса, украсила тот и другой храм богатыми иконостасами, ризницею и утварью, окончила богадельню и выстроила отдельные необходимые службы, на сумму около 5000 руб. серебром.

С постепенным обновлением общины увеличивалось и число сестер, которые приняли название монастырок, так как по жизни они не разнились от инокинь. Богослужение с тех пор, как церковь приписана была к собору в 1783 г., хотя и совершалось в ней, но весьма редко, особенно после 1812 г., когда к собору причислена была еще Сретенская церковь.

Начальница общины вместе с сестрами в 1823 г. просила преосвященного Иосифа рукоположить им особого священника, назначая ему с согласия граждан по 300 руб., но эта просьба не имела успеха. Тогда начальница общины решилась ждать благоприятного случая. В 1827 г., пользуясь личным пребыванием императора в Вязьме, она подала прошение о возведении их общины в монастырь, ей приказано было обратиться к духовному начальству, и старица снова обратилась с просьбою к преосвященному Иосифу. На этот раз просьба имела успех, преосвященный представил Св. Синоду о необходимости иметь другой женский монастырь в епархии и объяснил при этом, что удобнее для него нет места, как в Вязьме, где все уже подготовлено к этому общиной сестер: отстроен дом, собрано в обеспечение будущего монастыря свыше 3000 руб., оправлена церковь бесприходная и снабжена ризницею. По получении этого донесения, Св. Синод в 1832 г. постановил: разрешить основание нового монастыря из Аркадиевского женского общежития на следующих положениях:

— церковь Аркадиевскую, соединив с общиною и богадельнею, именовать отныне Аркадиевским монастырем;

— судя по тому, что сестры сего общежития от трудов своих имели всегда способы к содержанию, Синод не усматривает довольной причины назначить сему монастырю какое-либо штатное содержание, но почитает справедливым определить оному из казны по 300 руб. в год, в виде милостинного подаяния;

— богослужения и все требы велено совершать через соборных священнослужителей;

Главная труженица Наталия избрана была по общему согласию сестер и утверждению епархиального начальства, игуменью, но по слабости здоровья и преклонности лет она в 1833 г. отказалась от этой должности (она умерла в 1847 г. на 109 г. жизни).

Вместо нее заступила инокиня Смоленского Вознесенского монастыря, известная уже по многим благотворениям Августа, из фамилии князей Ширинских-Шихматовых. В продолжение 20-летнего управления эта игуменья перестроила и распространила: теплый придел, украсила главный храм, переделала колокольню, построила новый двухэтажный корпус, приделала верхний этаж к прежнему, прикупила к монастырю каменный двухэтажный дом и обнесла всю обитель каменною в 5,5 сажень вышины стеною, на пространстве 240 сажень. Желая обеспечить и в будущем состояние монастыря и содержание священнослужителей, она завещала капитал свыше 20 000 руб. серебром.

В 40-х годах текущего столетия в распоряжение монастыря отдана мельница о трех поставах с сукновальнею на реке Яузе в Гжатском уезде и сенокосная пустошь из 150 десятин в Юхновском уезде.

В настоящее время монастырь имеет следующие здания: главную каменную двухэтажную церковь, в нижнем этаже – теплый храм во имя препод. Аркадия и Покрова Пресвятой Богородицы, в верхнем всемилостивого Спаса с приделом во имя Ахтырской Божией Матери, и 3 дома для помещения инокинь и для общей трапезы.

Монашествующие в обители: игуменья, ныне Аркадия из рода Шихматовых, и до 100 человек инокинь и послушниц.

Из древностей замечательны:

— Камень, на котором молился препод. Аркадий, над ним устроена часовня, внутри которой перед иконою препод. Ефрема и Аркадия горит неугасимая лампада.

— Башня, примыкающая к зданиям, уцелевшая от старинной земляной крепости. Она построена на скате горы и имеет неправильную форму четырехугольника с остроконечною крышею. В 4-х стенах ее устроены бойницы разной формы и величины. Игуменья монастыря в 1836 г. испрашивала позволение срыть эту башню, но покойный государь император на журнале комитета министров собственною рукою отметил: «отнюдь не трогать, но можно, исправив, отдать монастырю». В следствие высочайшей воли, башня была исправлена и ныне служит монастырю кладовою для разных хозяйственных запасов.

«Историко-статистическое описание Смоленской епархии», стр. 311. Санкт Петербург 1864 г. Типография духовного журнала «Странник».

Свято-Предтечев второклассный мужской монастырь находится в юго-западном предместье города, близ реки Бебри. Место это до основания монастыря было за посадом, покрытое ольхою, и служило удобным притоном для праздных гуляк, открыто производивших разбои. Вероятно, это были сообщники развлечений знатного боярина Телепнева-Оболенского, который недалеко отсюда имел поместье (село Спас-Телепнево) и ездил сюда для развлечения.

Преп. Герасим, силою благодати Божией и неутомимой деятельности, успел очистить это место от грабителей и злодеев, и, по благословению митрополита Макария, основал монастырь в 1534 г. Трудами собственными и братии преп. отстроил в 1542 г. церковь во имя Иоанна Предтечи, от которой обитель названа Предтечевскою. Церковь эта была деревянною, как сказано в писцовой книге князя Волконского. Положив твердое основание монастырю, преп. оставил в нем, с благословения митрополита, игуменом Симеона, ученика своего.

Игумен Симеон в продолжение 34-летнего управления поддержал славу обители и прибавил новые постройки: теплую деревянную церковь в память Вознесения Господня, и кругом монастыря ограду. Между лицами, благотворившими этому монастырю в XVI – XVII ст. особенное усердие показал Борис Годунов, имевший в самой Вязьме дом и разные угодья. В 1602 г., в тяжкую годину, когда город и окрестности страдали от голода, монастырь отплатил взаимною благотворительностью мирянам: он открыл приют и житницы свои для бедствующих и многих спас от голодной смерти.

Междоусобия в эпоху самозванцев и вторжение польских полчищ в Смоленскую область причинили монастырю страшное разорение. Сначала гетман Жолкевский, потом Ходкевич, на пути к Москве жгли и разоряли все, что еще оставалось после передовой вольницы Плюшки. Тогда обе церкви монастырские, братские кельи и ограда были преданы пламени. Долго стояла обитель в совершенном запустении.

После Поляновского перемирия, когда царь Михаил Федорович, удержав за собою Вязьму, пожертвовал для восстановления монастыря несколько вотчин, он начал приходить в порядок. В это время настоятель монастыря игумен Гурий особенно приобрел известность трудами при восстановлении монастыря. По писцовой книге князя Волконского, возобновлены были им монастырские кельи и деревянная шатровая церковь Иоанна Предтечи с двумя приделами: Андрея Первозванного и архидиакона Стефана. Впоследствии, когда средства монастыря увеличились новыми благотворениями царя Михаила Федоровича, тот же игумен выстроил, вместо деревянной, каменную церковь Одигитрии Божией Матери с приделом Иоанна Предтечи, каменный двухэтажный корпус для братии и все прочие деревянные здания заменил каменными.

Один из преемников Гурия, архимандрит Пахомий, в 1656 г. построил над монастырскими воротами теплую церковь в память Вознесения Господня и при ней – общую трапезу для братии. Благосостояние монастыря еще более увеличилось с 1681 г., когда в Вязьме назначена была кафедра викариев Смоленских митрополитов, и Свято-Предтечев монастырь сделался местопребыванием их.

В начале XVII ст., когда по указу Петра Великого всем монастырям приказано было дать убежище и пропитание для раненых воинов и для всех бедных и неспособных к работе мирян, в монастыре выстроены были общие больницы с особым помещением для высших чинов. Иноки услуживали больным, приготовляли им пищу, создавали удобства для тихой жизни. Понятно, что при таком сближении лиц разного звания, образования и склонностей выходили нередко беспорядки и неприятности, но во внешнем виде обитель обогатилась. Правительство наделило ее новыми вотчинами, с другой стороны – сами пришельцы, особенно бездетные, духовными завещаниями отказывали монастырю многие движимые и недвижимые имения.

В 1750 г. архимандрит Венедикт Коптев взамен теплой Вознесенской церкви, отведенной для прихожан, поселившихся около монастыря, выстроил собственным иждивением новую церковь во имя Знамения Божией Матери, с приделом во имя Николая чудотв., а весь монастырь обнес каменною стеною.

В 1812 г. монастырь потерпел снова тяжкое опустошение. Серебряные оклады на иконах, утварь с ризницею и хранящимися в ней царскими грамотами, библиотека со всеми книгами и документами, касающимися монастыря, преданы пламени. Многие драгоценности, значительное количество серебра и золота, тщательно спрятанные, были отысканы и похищены. Убыток монастыря на это время насчитывают до 40 000 руб. По недостатку наличных средств монастырь долго не в состоянии был оправиться.

На первый раз, по удалению неприятелей, собравшаяся братия едва могла исправить меньше пострадавшие здания: Николаевский придел в церкви Знамения Божией Матери и Вознесенскую церковь. Но соборный храм Божией Матери Одигитрии оставался в развалинах до 1832 г. С этого времени назначенный сюда архимандрит Вениамин приступил к возобновлению всех повреждений и в течение 6 лет, с помощью доброхотных жертвователей, возобновил соборный храм, церковь Знамения Божией Матери с приделом переложил, начиная с самого фундамента, и исправил настоятельские и братские кельи.

В настоящее время монастырь имеет следующие здания: соборную церковь во имя Одигитрии с приделом Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи, теплую церковь Знамения Божией Матери с приделом Николая чудотв., надвратную Вознесенскую церковь и каменные монастырские кельи. Настоятели в нем сначала были игумены, потом с 1650 г. архимандриты.

До отчисления церковных имений в гос. коллегию экономии, монастырь владел многими угодьями. При царе Михаиле Федоровиче даны были ему, взамен отнятых во время польского владычества, новые вотчины, грамотою того царя 1624 г. велено было ежегодно отпускать в помощь монастырю от казны 23 руб., да «хлеба 103 с четвертью четв. и столько же овса». В 1730 г. за ним числились богатые села: Федоровское, Воскресенское, Зиново и Андреево в Звенигородском уезде. Кроме того, для постоянных служб и работ монастырских в непосредственном ведении монастыря состояла вся подмонастырская слобода и две мельницы. Всех крестьян, после завещания архимандрита Вениамина Коптева, за ним числилось до 3000 человек. На жалование настоятелю с братией и штатными служителями получается от казны 758 руб. 51 коп. в год. Монашествующей братии на лицо: 1 архимандрит, 7 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 2 монаха и 16 послушников, всего 32 человека, а было время, когда в этом монастыре считалось до 100 человек братии.

«Историко-статистическое описание Смоленской епархии». Санкт-Петербург, 1864 г. В типографии духовного журнала «Странник».