Охарактеризуйте церковный брак

5.4. БРАК ЦЕРКОВНЫЙ И БРАК

ГРАЖДАНСКИЙ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ВЗАИМОСВЯЗЬ

Куткин Владимир Семенович, канд. филос. наук, доцент. Должность: профессор. Место работы: Московский государственный технологический университет «СТАНКИН». Подразделение: кафедра философии. E-mail: filosofya@mail.ru

Аннотация: В статье комплексно проанализированы категории «церковный брак», «гражданский брак», выявлены их сущностные, атрибутивные признаки, раскрыты их взаимосвязи. По мнению автора, ключевой вопрос о том, кто должен непосредственно нормировать и регулировать брачно-семейные отношения в современном обществе, в конечном счете, сводится к вопросу о сущности брака и консенсусу по данному вопросу, достигнутому в социуме. Если сущность брака преимущественно мистическая, духовно-нравственная, религиозная, то — церковные публичные власти; если преимущественно материальная, утилитарная, меркантильная — то светские публичные власти (государство).

Ключевые слова: гражданский брак; домашнее партнерство; институт брака; однополый брак; Русская Православная Церковь; светский брак; семья, сожительство; церковный брак.

CHURCH MARRIAGE AND CIVIL MARRIAGE: CONCEPT, CONTENT, RELATIONSHIP

Принято считать, что в истории нашей цивилизации гражданский брак возник вслед за браком церковным . Более того, понятие гражданского брака изначально было противопоставлено понятию брака церковного, «венчанного» («таинству»). «Отсюда синонимом ему служит категория «светский брак». Следовательно, гражданскими являются все зарегистрированные в органах ЗАГС, но не санкционированные церковью браки. С точки зрения церковнослужителей, особенно в ретроспективе, такой брак синонимичен понятию «греха»» .

В содержательном плане, если кратко его характеризовать, церковный брак — это супружеский союз мужчины и женщины, заключенный через священнодействие в религиозной общине на основании принятого там церемониала, в отличие от гражданского брака, официально заключаемого под контролем представителей уполномоченных органов государства.

Например, в античном Риме существовал, так или иначе, связанный с «Индигитаментами»1, торжественный религиозный ритуал заключения брака, используемый преимущественно патрициями, — «конфарреа-ция» (лат. «confarreatio»). Представители светской публичной власти (магистраты и пр.) участвовали в «конфарреации» разве что в качестве почетных гостей. Брак освящался Великим понтификом и (или) фламином (жрецом отдельного божества) Юпитера в случае, если в ночь перед браком авгуры не обнаружили в ауспициях (гаданиях по поведению птиц) дурных предзнаменований. Затем молодожены воздавали хвалу божествам женитьбы: Югатину, Домидуку, До-мицию и Мантурне . В последующем светские публичные власти, как Рима, так и Византии всячески поддерживали и легитимировали религиозные нормы, регламентирующие заключение и расторжение брака, права, обязанности, ответственность супругов. В начале XIV века император Византийской империи в 1282-1328 годах Андроник II Палеолог официально передал сферу брачно-семейных отношений под юрисдикцию церковных властей.

Согласно христианскому вероучению (Новый Завет): брак есть соединение супругов, аналогичное соединению Христа с Церковью; супруга должна повиноваться мужу; муж должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь, отдав за Нее свою жизнь; христиане должны хранить супружескую верность.

В традиционных церквях (Римской Католической Церкви /РКЦ/, Русской Православной Церкви /РПЦ/) брак является «таинством», в котором жених и невеста, соединенные любовью и взаимным согласием, получают благодать и благословение Бога для создания семьи, взаимного согласия в супружеской жизни, благословенного рождения детей, умножения семьи, воспитания детей в вере Христовой, конечной целью которой является спасение всех членов семьи.

На основании «Катехизиса Католической Церкви», созданного по решению чрезвычайного Синода епископов, состоявшегося в 1985 году, утвержденного папой Иоанном Павлом II 25.06.1992 папским посланием «Laetamur magnopere» и обнародованного 11.10.1992, «в супружеском союзе осуществляется двойная цель брака: благо самих супругов и передача жизни», неразрывно связанные друг с другом, поэтому «супружеская любовь между мужчиной и женщиной подчиняется двойному требованию верности и плодородия». Верность означает постоянство и неразрывность брачного союза, плодородие — открытость к плодоношению («всякий супружеский акт должен сам по себе оставаться предназначенным для воспроизводства человеческой жизни») .

1 Античный Рим перенял у античной Греции мифологию, и возникла греко-римская (античная) мифология. Ее истоки восходят, в частности, к «Индигитаментам» (лат. «Indigitamenta») — обрядовым книгам, содержащим списки божеств земледелия (посева, жатвы), брака, зачатия, иных жизненно важных для людей явлений и процессов, а также формы служения этим божествам и указания на то, к какому из них и когда нужно обращаться. Считается, что указанные книги относятся ко времени, когда древнеримский культ более-менее сложился, но в них есть следы древнегреческого оригинального пантеистического монотеизма. Они хранились коллегией понтификов (жрецов), чтобы гарантировать правильность использования божественных имен в публичных молитвах и обрядах. Их часто использовали также авгуры (гадатели по поведению птиц) и гаруспики (гадатели по внутренностям жертвенных животных). «Индигитаменты» в оригинале до нас не дошли, и все, что о них известно, — это по ссылкам на них многих видных римских философов, писателей, юристов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Публично декларируемое отношение РПЦ к браку представлено, в частности, в ее «Основах социальной концепции»: «Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1.27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2.24). Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1.28). Особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении» .

Бракосочетание в РПЦ состоит из 3-х основных обрядовых действий: 1) обручения; 2) венчания, как знака победы молодоженов над похотью; 3) общей чаши, с помощью которой священник благословляет новобрачных на полноценное взаимное общение в качестве мужа и жены.

РПЦ считает брак нерасторжимым, но допускает прекращение супружеского сожития из-за измены одного из супругов, злонамеренного оставления семьи, совершения аборта при несогласии супруга и ряда иных обстоятельств.

В странах, где заключение церковного брака не является основанием для придания ему легального характера, венчание, как правило, совершается только для пар, уже состоящих в гражданском (официально зарегистрированном уполномоченным органом государства) браке.

Что касается гражданского брака, речь идет, главным образом, о браке, так или иначе, регламентированном не моральными, религиозными, а юридическими нормами, и официально регистрируемом не церковными, а светским публичными властями. Именно правовое регулирование конкретных аспектов заключения, расторжения брака, основных прав, обязанностей, ответственности его сторон в период супружеского сожительства, в том числе выдачи молодоженам свидетельства установленного государством образца, является принципиально значимым атрибутивным признаком такого брака2. Причем вовсе не обязательно, чтобы дефинитивное его определение было закре-

2 Гражданский или светский брак оформляется исключительно в органах государства без участия церкви. Часто люди ошибочно именуют «гражданским браком» простое сожительство, домашнее партнерство. На самом деле, совместную жизнь мужчины и женщины, отношения которых не зарегистрированы официально, надлежит именовать фактическим браком. В современной России государственная регистрация заключения брака производится в помещении органа ЗАГСа в присутствии лиц, вступающих в брак. В случае, когда лица, вступающие в брак (одно из лиц) не могут явиться в орган ЗАГСа вследствие тяжелой болезни или по другой уважительной причине, государственная регистрация заключения брака может быть произведена в другом месте (на дому, в медицинской или иной организации), но при условии обязательного присутствия обоих лиц, вступающих в брак. Государственная регистрация заключения брака с лицом, находящимся под стражей или отбывающим наказание в местах лишения свободы, производится органом ЗАГСа в присутствии лиц, вступающих в брак, в помещении, определяемом начальником соответствующего учреждения по согласованию с органом ЗАГСа.

плено законами, иными нормативными правовыми актами, другими источниками (формами) права.

Например, в соответствии со статьей 1 («Основные начала семейного законодательства») Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ):

«1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

2.Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

3.Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

4.Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан» .

Обращает на себя внимание то, что ни в представленном законоположении, ни в других статьях СК РФ нет определения брака (гражданского брака), как конкретного юридического факта и одного из базовых институтов семейного права. Вероятно, отсутствие соответствующей дефинитивной нормы обусловлено тем, что брак является комплексным феноменом, находящимся под прямым и опосредованным влиянием не только юридических, но и моральных, религиозных норм, а также социально-экономических, политических и прочих явлений и процессов, что, в свою очередь, делает ущербным любое, казалось бы, безупречное определения брака исключительно с правовых позиций, тем более что многие материальные и духовные компоненты брака принципиально не могут быть урегулированы законом, иными источниками права. В связи с этим представляется целесообразным дать краткий обзор различных подходов к содержанию понятия брака, характерных для российского и зарубежного семейного права .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В императорской России начала XX века доминировало юридическое определение брака как союза мужчины и женщины с целью сожительства, основанного на взаимном соглашении и заключенного в установленной форме, наличие которых придает сожительству лиц разного пола законный характер. В советский период оформилась тенденция аргументировать брак как качественно новую форму семейного союза мужчины и женщины социалистического (коммунистического) общества, отличную от форм брака, применяемых в капиталистических странах. Нередко использовался термин «социалистический брак»,

подчеркивающий его как бы принципиальное отличие от брака «буржуазного». Отмечалось, что в законодательстве капиталистических стран брак, как правило, рассматривается не в виде свободного и равноправного союза мужчины и женщины, а как особая разновидность гражданско-правовых сделок. Предпринимались попытки закрепить идеологически «окрашенное» определение брака в семейном законодательстве Советского Союза, которые, однако, не дали положительного результата. Высказывалась точка зрения, что брак как союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, в принципе должен иметь пожизненный характер. Подобная позиция основывалась на констатации, что одной из основных целей семьи должно быть рождение и воспитание детей. Однако принцип «пожизненности брака» даже во времена «развитого социализма» в бытность СССР носил скорее декларируемый, чем реальный характер.

В постсоветской России среди теоретиков семейного права нет единства мнений относительно правовой природы брака. При этом одни авторы рассматривают брак как волевой целенаправленный акт, совершенный с целью породить правовые последствия, другие же — как особый гражданско-правовой договор. Целью вступления в брак большинство авторов определяет желание лиц получить государственное признание созданного ими семейного союза, основа которого -взаимная любовь и уважение — не входит в юридическое содержание брака. И как только указанная основа исчезает, то есть пропадают взаимная любовь и уважение, брак может в любой момент прекратить существование, то есть стать расторгнутым, что сложно или невозможно в гражданско-правовых сделках. Поэтому функции, содержание, цели, правовая специфика брака исключают его оценку как одной из разновидностей гражданско-правовых сделок.

Различные точки зрения на правовую природу брака присущи и семейному праву зарубежных стран, где можно выделить три основные концептуальные позиции в отношении брака: 1) брак-договор (наиболее распространенная концепция); 2) брак-статус; 3) брак-партнерство . На наш взгляд, показательно также, что, как и в большинства зарубежных стран, в постсоветской России предусмотрена государственная поддержка и защита не столько самого брака, сколько семьи: в Российской Федерации «обеспечивается государственная поддержка семьи…»; материнство и детство, семья «находятся под защитой государства» (статьи 7, 38 Конституции Российской Федерации ).

Выше изложенное позволяет сформулировать следующее определение гражданского брака. Гражданский брак — это значимый для личности, общества и государства юридический факт, обусловливающий возникновение семейно-правовых отношений, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном нормами права порядке под контролем представителей уполномоченных государственных органов, направленный на создание семьи, порождающий у супругов определенные права, обязанности личного и имущественного характера и адекватную этим правам и обязанностям ответственность.

Следует особо отметить, что в настоящее время представители, прежде всего, РПЦ все более активно ратуют за передачу от государства служителям культа функций по нормированию и регулированию брачно-семейных отношений. В частности, по мнению Пред-

седателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерея Д.Смирнова: «До революции в Российской империи функции ЗАГСов выполняли именно церкви. Надо подумать о введении такой нормы, согласно которой после того, как церковная организация соединит мужчину и женщину, церковный брак был приравнен к законному». При этом он сослался и на то, что на Кипре, в Англии есть институт церковного брака. После венчания такой брак имеет юридическую силу. Во многих католических странах, да и не только католических, церковный брак также имеет юридическую силу. К примеру, в Польше после обряда венчания священник высылает документ о браке в местный ЗАГС .

По нашему мнению, вопрос о том, кто должен непосредственно нормировать и регулировать брачно-семейные отношения в современном обществе, в конечном счете, сводится к вопросу о сущности брака и консенсусу по данному вопросу, достигнутому в социуме. Если сущность брака преимущественно мистическая, духовно-нравственная, религиозная, то — церковные публичные власти; если преимущественно материальная, утилитарная, меркантильная — то светские публичные власти (государство).

При этом важно учесть: сложно отрицать значимость для супругов физического, имущественного, финансового аспектов брачно-семейных отношений, но сомнительно, непродуктивно и сосредоточивать внимание исключительно на них. Одна из базовых функций любого нормального, цивилизованного государственно-организованного общества по отношению к браку -всемерно и эффективно поддерживать этот институт, формирующий семью, не без достаточных оснований именуемую «ячейкой общества» . Сведение же института брака и жизнедеятельности семьи только к сексуальным и материальным отношениям соответствующих лиц чревато разложением и уничтожением брачного союза, семьи, ростом безнравственности, аморальности, анархии в социуме. В такой ситуации любой легальный брак, скорее, распадется, чем устоит под натиском негативных явлений и процессов, наблюдаемых в действительности.

Отношение к браку, как, главным образом, материальному феномену, уже критически отразилось на демографической ситуации во многих западных, некогда традиционно христианских, а ныне — либеральных странах. Их титульное население вымирает, постоянно сокращается, а если и остается на одном и том же уровне, то из-за неконтролируемого притока внешних мигрантов, львиная доля которых откровенно игнорирует и даже отвергает ценностные ориентации, культуру приютивших их стран. Главная причина — в бездумной популяризации на Западе выхолощенных либеральных «ценностей»: «свободного секса» «однополого брака», неупорядоченного домашнего сожительства без взаимных обязанностей, «равенства» (вернее, одинаковости, трансформирующей мужчин и женщин в бессловесных «винтиков» машинного производства общества «всеобщего потребления», бездушных, эгоцентричных прислужников мамоны и сладострастия), «мультикультурализма», «толерантности».

Список литературы:

1. Античная мифология. Энциклопедия /Составитель: Лактионов А. — М.: Издательство: «Мидгард», 2004. -768 с.

2.Вишнякова А.В., Хинчук В.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации: постатейный. — М.: Издательство «Контракт: Инфра-М», 2011. -282 с.

3.Ганага В.В. Брак (партнерство) как средство экономии бюджетных средств в социальном государстве: опыт Германии //Вестник Поволжского института управления. — 2014. — №2 (41). — С.33-40.

4.Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы). — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1999. — 320 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 272 с.

6.Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А. Семейное право: учебник /Под редакцией П.В.Крашенинникова. 3-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Издательство «Статут», 2016. -269 с.

7.Катехизис Католической Церкви. Издание 4-е. — М.: Издательство «Культурный центр «Духовная библиотека»», 2001. — 813 с.

8.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ) //Российская газета (федеральный выпуск). -21.01.2009; Консультант Плюс. — 25.01.2017.

9.Николаев Я. Мимо ЗАГСа. Гражданский брак хотят приравнять к законному супружеству //Российская газета (федеральный выпуск). — 28.04.2015.

10.Основы социальной концепции Русской Православной Церкви от 12.09.2005 //Web-ресурс: http: //www.patriarchia.ru/db/print/141422.html (дата обращения: 25.01.2017).

11.Разумова И.А. «Гражданский брак»: понятие, статус, исследования //Труды Кольского научного центра РАН. — 2010. — №2. — С.9-24.

12.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). -27.01.1996; Консультант Плюс. — 25.01.2017.

13.Хмелевская С.А., Хмелевский С.В., Соломатин

B.А.Система гуманитарного и социально-экономического знания. Книга 1. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Под редакцией

C.А.Хмелевской.- М.: Издательство «Рег Se», 2001. -752 с.

Рецензия

на статью В.С.Куткина «Брак церковный и брак гражданский: понятие, содержание, взаимосвязь».

В рецензируемой статье с позиции комплексного (социально-философского, культурологического, исторического, юридического) анализа исследованы понятие, содержание, взаимосвязь церковного брака и брака гражданского, представлено оригинальное определение последнего: «значимый для личности, общества и государства юридический факт, обусловливающий возникновение семейно-правовых отношений, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном нормами права порядке под контролем представителей уполномоченных государственных органов, направленный на создание семьи, порождающий у супругов определенные права, обязанности личного и имущественного характера и адекватную этим правам и обязанностям ответствен-ность».Трудно не согласиться и с позицией автора о том, что ключевой вопрос, кто должен непосредственно нормировать и регулировать брачно-семейные отношения в современном обществе, в конечном счете, сводится к вопросу о сущности брака и консенсусу по данному вопросу, достигнутому в социуме. Если сущность брака преимущественно мистическая, духовно-нравственная, религиозная, то — церковные публичные власти; если преимущественно материальная, утилитарная, меркантильная — то светские публичные власти (государство).

Статья В.С.Куткина написана на достаточно высоком теоретическом и фактологическом уровнях, и, несомненно, привлечет внимание ученых, специалистов, занимающихся соответствующей проблематикой. Выводы, сделанные автором, в надлежащей степени аргументированы и убедительны. С учетом выше изложенного полагаю, что представленная на рецензию статья заслуживает самой высокой оценки и может быть рекомендована к публикации в ведущих научных журналах страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН» Сергей Борисович Шитов

Статья проверена программой «Анти-Плагиат»; оригинальность текста — 87%.

Наряду с законным браком в некоторых государствах правовое значение также придаётся браку, заключённому по религиозному обряду.
Церко;вный бра;к — христианское таинство благословения жениха и невесты, изъявивших желание жить совместно, как муж и жена в течение последующей жизни.
В средневековой Европе был установлен обязательный для всех церковный брак, однако обязательным он был не для всех: крепостные могли жениться лишь с согласия своего владельца.
До начала ХХ века в большинстве стран Европы, а также в России церковный брак был единственным видом брака, который имел юридические последствия.
Сейчас в одних странах церковный брак является обязательной формой брака (например, Испания, Греция). В других наряду с гражданской формой допускается заключения церковного брака (Великобритания, некоторые штаты США).
В нашей стране церковный брак не считается законным и правового значения не имеет, так как по российскому законодательству признается лишь брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа.
Церковный брак в нашей стране был упразнен 18 декабря 1917 года, когда Совнаркомом Российской республики был принят Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». Были созданы и начали функционировать специальные органы — отделы записи актов гражданского состояния, так называемые ЗАГСы.
Церковь перестала выполнять обязанности по записи сведений. Все архивные книги по регистрации браков, сведения о рождениях и смертях были переданы на хранение отделам ЗАГСа. То есть юридические последствия за актами гражданского состояния признавались лишь в том случае, если они были зарегистрированы в государственных органах.
Когда появился церковный брак?
Церковный брак в истории христианства появился довольно-таки поздно.
Первой признала необходимость церковного брака в 444 году Армянская Церковь.
В Византийской империи до 1092 года заключение брака регулировалось нормами римского права. Церковного брака как института не существовало.
До конца XVII века русский народ считал венчание принадлежностью князей и бояр, продолжая придерживаться при вступлении в брак языческих обычаев умыкания и купли невест.
Наши родители, воспитанные в атеистическом обществе, вряд ли задавались вопросом: стоит ли венчаться. Роспись в ЗАГСе, штамп в паспорте, шумная свадьба — вот, пожалуй, весь набор для молодоженов того времени и их гостей.
А если кто- то и хотел повенчаться, то это грозило такими огромными проблемами: могли исключить из коммунистической партии, из комсомола, а то и лишить работы. Поэтому наши родители об этом даже и не думали.
Однако в начале 90-х годов, в годы перестройки стало модным некое новшество под названием венчание. Молодые люди шли под венец, чтобы приукрасить свое свадебное торжество красивым обрядом венчания, таким, какое они видели в кино или театре.
Все-таки регистрация в ЗАГСе была не таким красивым и торжественным событием, как венчание, на него накладывал отпечаток некий штамп. Для Маши Ивановой и Пети Петрова, так же как и для всех остальных пар говорили казенные слова холодным голосом, без особой интонации. И времени для регистрации было маловато- всего 10 минут, и совершался этот акт регистрации в каких-то казенных помещениях. Действительно, он и был актом, а не событием рождения новой семьи. А хотелось красивого запоминающегося на всю жизнь ритуала. Вот и стали стремиться к венчанию.
Хотя в последнее время регистрация брака стала торжественным и запоминающимся событием, проходящим во Дворцах бракосочетания.
Что такое таинство венчания большинству из молодоженов мало кто объяснял. Многие из моих знакомых, обвенчавшись, так до конца и не поняли, что, собственно, представляет собой этот церковный обряд.
Единственный аргумент в пользу церковного брака, по их мнению, это его нерасторжимость. А раз нерасторжимость, значит брак сам по себе без чьих-либо усилий будет вечным, до гробовой доски- так считает большинство людей, которые хотят обвенчаться.
Они не думают о том, что таинство венчания- это ведь не просто пышный обряд и клятвы вечной любви друг другу, это еще духовное единение супругов, когда «и станут двое одной плотью».
Желающие заключить церковный брак должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть грех.
При венчании в церкви обязательно должны быть свидетели.
По традиции Русской православной церкви, свидетелями могут быть два совершеннолетних мужчины православного вероисповедания, достаточно хорошо знающих вступающих в брак жениха и невесту, чтобы поручиться перед Богом в том, что брак заключается по любви и обоюдному согласию и для венчания не существует канонических препятствий. В исключительных случаях одним из свидетелей может стать женщина.
И еще интересный факт: максимальный возраст для вступления в церковный брак — 60 лет.
Итак, мы уже знаем, что венчаться могут верующие крещеные православные христиане. Но в некоторых случаях вам могут отказать в вечании.
В каких случаях нельзя вступать в церковный брак ?
— если вы вступаете в брак по церковному обряду более трех раз;
Второй и третий браки благословляются, но «по менее торжественному чину». Четвёртый и последующие браки не благословляются.
Правило 87-е Василия Великого гласит»: «Вторы;й брак есть врачество; проти;ву блуда;, а не напутствие сластолюбию».
В отношении третьего брака в 50-м правиле Василия Великого сказано: «на троебрачие нет закона; посему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взираем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние».
Таким образом, третий брак является крайней уступкой церкви в целях , как сказано в церковных документах, «недопущения греха прелюбодеяния».
Лицо, предыдущий церковный брак которого был расторгнут по его вине (виновная сторона), вступать в повторный церковный брак не может.
Всегда приводят классический пример- Иван Грозный вступал в церковный брак 8 раз ! Как объяснить этот факт- он просто нарушал законы церкви или не считался с ней? Многие историки считают, что у него было только 4 законных жены. Почему 4, ведь церковь допускает только три венчания? А как же он поступил с остальными ? И сколько у него было церковных браков на самом деле?
Давайте коротко рассмотрим историю его браков.
Первой женой царя была Анастасия Романовна Захарьина- Юрьева. В 1546 году 16-летний Иван посоветовался с митрополитом Макарием о своём желании жениться.
Был устроен смотр невест – их было более полутора тысяч. Выбор царя пал на Анастасию Захарьину, при этом царь руководствовался не знатностью рода невесты, а личными достоинствами Анастасии- отец царской невесты был ничем не примечательным человеком.
Первый брак Ивана длился 13 лет вплоть до внезапной смерти Анастасии, позволяющий предположить отравление. Современные исследования подтвердили это: царица была отравлена солями ртути, или так называемым «Венецианским ядом» ( а теперь вспомните яд «кантарелла», которым пользовалась семья Борджиа. Можно предположить, что этот яд был привезен из Италии в Русь, и им воспользовался кто-то из придворных царя).
Таким образом молва, упорно твердившая в 16 веке, что царицу отравили, оказалась правдой.
В этом браке у царя было шестеро детей, но только двое остались живы. Царь был привязан к первой жене и всю жизнь вспоминал о ней с любовью и сожалением.
Смерть жены сильно повлияла на 30-летнего царя, после этого события историки отмечают перелом в характере его правления.
Второй женой Ивана стала Мария Темрюковна Черкасская — дочь кабардинского князя. Он женился на ней через год после смерти первой жены. Второй брак Грозного был скоропалительным, он был обусловлен политическими соображениями: на Кавказе было неспокойно, поэтому там нужно было иметь друзей, а не врагов.
Невеста — княжна Кученей, дочь кабардинского князя Темир-Гуки — была очень молода и красива. Она понравилась Ивану. Кученей перешла в православие и приняла имя Мария.
Сначала Мария, не зная ни слова по-русски, не понимала того, что говорил ей муж, но потом выучила язык и неплохо говорила по-русски. В истории остались очень противоречивые сведения о второй жене царя.
По одной из версий, Мария оказалась хорошей женой, она даже подавала царю кое-какие советы (об учреждении стражи наподобие той, которая была у горских князей).
По другой версии, она, выросшая в горах и с детства привыкшая к охоте и опасностям, была очень жестокого нрава и устраивала казни не угодивших ей людей. Зная, что царь не отличается супружеской верностью, она, чтобы сильнее привязать к себе царя, всячески потакала его порокам. Оргии совершались даже в теремах царицы, чего прежде никогда не бывало. Дошло до того, что Мария стала ему изменять.
Однако Грозный при всей своей вспыльчивости и лютости был умным человеком и прекрасно понимал, что публичный позор жены сделается позором и для него самого. Этот брак продолжался около 8 лет
Потом царица неожиданно заболела и умерла. До сих пор историки не находят ответа : умерла она от болезни или же была отравлена . Отравить ее могли или по приказу царя, или его противники, не желающие, чтобы на троне сидели потомки кабардинских царей. В браке с Марией Темрюковной у царя родился сын Василий, но он умер младенцем.
Третьей женой стала Марфа Васильевна Собакина, дочь коломенского дворянина, родственница сподвижника царя Малюты Скуратова.
Она была выбрана в жены после традиционной процедуры смотрин невест. В Москву свезли около 2 тысяч дворянских девушек. Их селили в особом доме со множеством покоев, в каждом из которых стояло по 12 кроватей.
Каждую девушку царь разглядывал и одаривал расшитым платком. Из 2 тысяч претенденток он выбрал сначала 24, а из них – 12 самых лучших. Отвергнутые девушки становились желанными женами придворных.
В последний день этих 12 девушек заставили раздеться догола, после чего царь их осмотрел и сделал окончательный выбор. Кроме этого приглашенный из- за границы доктор должен был осмотреть их мочу в стакане, так как у невесты царя не должно быть ни болезней, ни телесных изъянов.
Уже после помолвки Марфа Собакина вдруг заболела и стала «сохнуть», как назвали в те времена летописцы состояние невесты царя.
Брак все же состоялся , но уже через 15 дней царица Марфа скончалась и, как утверждал царь, скончалась девственницей. Как и в случае с первыми двумя женами Ивана Грозного, ранняя кончина царицы породила подозрения в отравлении и вызвала монарший гнев.
По одной из версий, Марфу Васильевну отравил кто-то из семьи то ли Романовых, то ли Черкасских — родни первой и второй жен Ивана Грозного. За это поплатился брат Марии Темрюковны- Михаил, его посадили на кол.
По другой версии — какое-то «зелье» Марфе передала ее мать, заботясь о «чадородии» будущей царицы. Возможно, причиной смерти Марфы стало это зелье (или другое, если первое подменили), за что мать поплатилась головой, братьев Марфы постригли в монастырь, а всех родственников лишили наделов и земель. В общей сложности по результатам расследования этого дела было казнено около 20 человек.
Исследование останков Марфы, проведённое в 1990-е годы, не выявило ядовитых металлов, что, впрочем, не исключает использования растительного яда, не поддающегося химическому анализу. Реконструкция по черепу её лица подтвердили её славу «русской красавицы», которая была у неё при жизни.
Н.А. Римским-Корсаковым была написана опера «Царская невеста», посвященная Марфе, с которой поступили так жестоко.
Она фактически так и не стала женой русского царя — об этом существует специальная запись в церковных документах того времени.
Иван Грозный обратился за разрешением на четвертый брак, он обосновывал свое прошение на новый брак тем, что из-за болезни Марфы Собакиной он так и не вступил с ней в супружеские отношения — «девства не разрешил». Царь просил персонального разрешения у духовенства дать ему прощение на 4-й брак, объясняя его государственной необходимостью и невозможностью одному воспитывать детей ( как помните, у него было двое детей от первой жены).
Четвертой женой Ивана Грозного стала 18-летняя Анна Ивановна Колтовская (по некоторым данным, Анна Алексеевна), на которой он женился через несколько месяцев после смерти Марфы и конечно опять же после смотра невест.
Церковь разрешила Ивану жениться на Анне Колтовской. Чтобы такие греховные браки не стали соблазном для простого люда, тот же церковный собор вынес постановление, в котором грозил проклятием каждому, кто осмелится вступить в 4-й брак.
Иван Грозный прожил с Анной 3 года. Анна Ивановна во многом напоминала первую жену Анастасию, но происходила из такого » худородного»рода, что родне царицы Иван Грозный даже не смог пожаловать думных чинов. Колтовские так и не прижились во дворе.
При своем правлении Анна Колтовская поступила неосмотрительно и стала бороться с ближайшими опричниками царя, многие из них были казнены при ее содействии.
Опричная верхушка постаралась избавиться от нее и всячески «науськивала» царю на царицу. Этот очередной бездетный брак царя продлился около трех лет, после чего ее заключили в Тихвинский монастырь. Там царицу насильно постригли в монахини под именем Дария; церемонией пострижения руководил сам Малюта Скуратов. Ее посадили в подземную келью, где она и пребывала в одиночестве много лет.
После смерти Ивана ее выпустили из подземелья, но она продолжала оставаться в монастыре и скончалась в августе 1626 года, пережив, таким образом, своего венценосного супруга более чем на сорок лет.
Пятой женой Ивана Грозного стала Мария Долгорукая. Дряхлеющему жениху приглянулась семнадцатилетняя княжна. Зная, что никакой собор не даст ему разрешения еще раз венчаться в церкви, Иван договорился с настоятелем Спасо-Преображенского монастыря, протопопом Никитой, раньше служившим в опричниках, чтобы тот тайно обвенчал его с Марией Долгорукой.
Свадебный пир по поводу этого брака состоялся в ноябре 1573 г. и был очень пышным и веселым. Приехало много именитых гостей, а на улицы Москвы были выставлены столы, заполненные хлебом, мясом и рыбой, а также десятки бочек пива и браги.
Однако этот пятый по счету союз оказался печальнее всех предыдущих.
После брачной ночи Иван вышел из опочивальни печальным и даже удрученным. Затем он приказал закладывать санный поезд и ехать в Александровскую слободу. Обитатели Александровской слободы увидели, как из ворот царской усадьбы выехали сани, а в них, опутанная веревками, лежала молодая жена Ивана Грозного. Лошадь подтащила сани к полынье, пробитой в центре замерзшего пруда, и остановилась. Следом из ворот выехал царь, а с ним рядом шел какой-то начальный человек и, обращаясь к слободчанам, столпившимся на берегу, громко произнес: «Православные! Ныне узрите, как карает великий государь измену. Князья Долгорукие обманным воровским обычаем повенчали государя с девкой, коя до венца слюбилась с неким злодеем и пришла во храм в скверне блудодеяния, о чем государь не ведал. И за то злое, изменное дело повелел великий государь девку Марийку в пруду утопить!» (Цитата из книги В. Балязина «Занимательная история России»).
Таким образом, пятый брак Ивана Грозного продлился всего один день.
Шестой женой царя стала Анна Васильчикова.
Иван Васильевич заинтересовался семнадцатилетней дочерью своего приятеля – князя Петра Васильчикова. Анна Васильчикова славилась своей красотой. Сам же царь на тот момент был уже совершенно лысым, беззубым и морщинистым. Он предложил князю прислать Анну к нему во дворец для любовных утех, но Васильчиков отказался. Но уж больно понравилась царю Анна!
И тогда Иван Грозный вознамерился жениться на девушке. На этот шестой брак, равно как и на последующие, Иоанн Грозный не испрашивал уже благословения епископов и церковного разрешения.
Царицей Анну никто из духовенства не признавал- в сохранившихся документах она ни разу не была названа царицей.
На сей раз свадьбу сыграли в узком кругу, для народа уже не выставляли столов с едой и брагой. Этот брак также продолжался недолго.
Прожив с Иваном Грозным около трех лет и не родив ему детей, Васильчикова была насильно пострижена в инокини в Суздальско- Покровский монастырь, где она таинственно умерла от «грудной болезни», видимо, причиной было также отравление.
Седьмой женой стала москвичка Василиса Мелентьева.
Историк Д. С. Горский писал, что как-то однажды заехал царь к своему стремянному, Никите Мелентьеву, и увидел жену его Василису — дородную, статную, большеглазую и веселую. Василиса, хотя и блюла все приличия, но поглядывала на царя так зазывно, что он повеселел и подобрел. Принимая из рук Василисы чарку, он сказал:— Буди здрава и ты, хозяюшка. А тебе, Никита, укор: пошто этакую красу до сего часа от нас скрывал? Приходи, красавица, нынче вечером ко мне во дворец».
Вечером Василиса в царский дворец не явилась. Не явился на службу и Никита, так как оба понимали, что царь сделает ее своей наложницей. Иван IV был так поражен ее красотой, что тут же приказал заколоть ее мужа, стремянного Никиту Мелентьева.(по другой версии он был отравлен Малютой Скуратовым).
Уже через несколько дней вдовая Василиса появилась в царском дворце и заняла в нем главенствующее положение. Она сумела так очаровать дряхлеющего государя, что он старался выполнить все ее желания и прихоти. Дети Василисы получили наделы, луга, поля и были щедро одарены царем. Василиса Мелентьева, которая была значительно старше и опытнее предыдущих 17-18 -летних жен, быстро удалила с глаз долой всех женщин, которые могли бы стать ее соперницами. Иван IV очень изменился: почти прекратились казни, царский гарем был разогнан. Поговаривали, что он по-настоящемулюбил Василису Мелентьеву .
Хотя Василиса Мелентьева и считается седьмой женой Ивана Грозного, судя по всему, она не была венчана с ним, или он венчался с Василисой тайно, но доподлинно это неизвестно.
Царь прожил с ней два года в полном согласии. Но судьба и этой женщины сложилась также трагически.
Иван Грозный заподозрил (по другим сведениям, уличил) ее в измене с окольничим Иваном Колычевым, которого замучили до смерти пытками. С женой царь поступил еще более жестоко: по одной версии он насильно постриг ее в монахини в Новгороде. По другой версии ее, обвязанную веревками и с плотно заткнутым ртом, но еще живую, похоронили с убитым Иваном Колычевым. Может быть, это была народная молва, так как официально Василиса Мелентьева считается сосланной в монастырь.
Следующей жертвой стала Наталья Коростова.
В биографических исследованиях об Иване Грозном встречаются имена женщин, с которыми он хотел, но по разным причинам не смог или не стал заключать брак. Так, в 1575 г. царь в качестве будущей жены рассматривал Наталью Коростову, но встретил неожиданное сопротивление со стороны ее дяди новгородского архиепископа Леонида. В итоге, архиепископ Леонид был убит (есть несколько версий его смерти, по одной из которых он был зашит в медвежью шкуру и брошен на растерзание псам), а Наталья насильно стала добычей Ивана Грозного, но через несколько месяцев, даже не получив звания царицы, бесследно исчезла. Поэтому мы не будем рассматривать эту кандидатуру в качестве жены.
Восьмой и последней женой Ивана Грозного стала 17-18 летняя Мария Нагая. Она была настоящей русской красавицей: большие выразительные глаза, густая коса ниже пояса. Долго несчастная Мария умоляла своего отца боярина Федора Нагого, чтобы тот не отдавал ее старому лысому 50-летнему царю( для того времени 50-летний человек выглядел настоящим старцем, тем более, что Иван Грозный уже имел кучу болезней, одной из которых было отложение солей в позвоночнике), но Федор Нагой , конечно, не мог ослушаться грозного владыку. Бедная Мария покорилась своей участи и стала женой Ивана Грозного. Зато царь был доволен своей новой женой.
Конечно, молодая женщина не любила своего старого дряхлого мужа, поэтому часто плакала, а это очень раздражало мужа-тирана, он стал требовать, чтобы Мария стала веселее. Между ней и царем установились холодные отношения, и вскоре Мария стала ненавистна царю, хотя и родила ему сына, впоследствии известного царевича Дмитрия. Мария жила в постоянном страхе за свою судьбу и своего ребенка. Брак с Марией продолжался 4 года.
Иван Грозный опять завел гарем и начал устраивать пьяные оргии. Он не переставал думать о новом браке, поэтому мечтал поскорее избавиться от надоевшей супруги и отправить ее в монастырь.
В качестве кандидатур рассматривались племянницы английской королевы: вначале 30-летняя Мария Гастингс, а затем молодая вдова Анна Гамильтон, но они отказали Ивану Грозному, боясь, что их постигнет участь предыдущих жен царя.
Иван Грозный стремительно дряхлел, все время болел, а затем умер.
После смерти мужа Мария Нагая вместе с сыном и своими братьями была сослана в Углич, где жила до гибели царевича в 1591 году (предположительно он был зарезан). Марию Федоровну Нагую и ее родственников обвинили в том, что они не уследили за наследником престола, в результате чего братьев вдовой царицы заточили в темницу, сама же она была пострижена в монастырь на реке Выксе.
Итак, мы рассмотрели все восемь браков Ивана Грозного. Из них только первые четыре являются «венчанными», то есть законными с точки зрения церковного права ( тем более , что для четвёртого брака, запрещаемого канонами церкви, Иваном было получено соборное решение о его допустимости ввиду того, что третья жена Марфа Собакина так и не стала фактической женой).
В пользу этой цифры говорит и тот факт, что могилы законных с точки зрения церкви жен Ивана Грозного находятся рядом с могилой самого царя и его матери в Вознесенском монастыре, традиционном месте погребения великих княгинь и русских цариц.
Мы узнали, что Иван Грозный после четвертого брака перестал спрашивать разрешения у церкви, то есть эти браки не были законными с точки зрения церковного права.
Невольно возникает вопрос: почему у Ивана Грозного было так много браков? Возможным объяснением многочисленности браков, не свойственной для того времени, является предположение К.Валишевского, что Иван Грозный был большим любителем женщин, но он в то же время был и большим педантом в соблюдении религиозных обрядов и стремился обладать женщиной только как законный муж.
В этом случае Ивана Грозного нельзя сравнивать с английским королем Генрихом VIII, который быстренько отправлял своих жен на эшафот, потому что они ему надоедали в течение года.
Но по моему мнению, женщин у царя всегда было в избытке, так как он окружал себя гаремами. Все-таки причина многочисленных браков кроется в ином: царь в каждом последующем браке ждал здорового наследника, ведь во всех последующих после первого брака у царя не было детей.
Старшего сына от первой жены Ивана царь в гневе убил. Второй сын от первого брака был «слаб головой», сын от второй жены Марии Темрюковны умер в младенчестве. Наследника Русской империи не было!
Обратите внимание на такую деталь: браки длились около 3-х лет, но за это время долгожданные наследники так и не появлялись, а ведь Иван Грозный очень тщательно отбирал жен, их осматривали доктора, да и возраст у них был совсем молодой- 17-18 лет. Несмотря на это почему-то наследники так и не появлялись. И как итог- бездетную жену отправляли в монастырь!
Обвинить Ивана Грозного в том, что это он не мог иметь детей, мы не можем, ведь родился же царевич Дмитрий от самой последней жены Марии Нагой, а царю в то время было уже 50 лет, да и был он уже немощным стариком, страдающим различными заболеваниями.
Вот и стремился царь передать наследнику свою империю, но не смог этого сделать, потому что наследников не осталось. На Иване Грозном династия Рюриковичей закончила свое существование.
Итак, вернемся к причинам, по которым церковный брак не может быть заключен:
— если жених и невеста находятся в близком родстве ( вопросы близкородственных браков мы уже рассматривали);
— если хотя бы один из супругов не крещен и не готов принять крещение перед венчанием;
В этом случае тоже бывают «послабления». Например, в 20 годах ХVIII столетия шведские специалисты, взятые в плен русской армией во время Северной войны и затем поселившиеся в России, захотели «жениться на русских девках без переменения веры». Чтобы избежать безбрачных союзов или так называемого блуда, Петр I в 1721 году разрешил браки православных российских подданных с иноверцами: католиками, протестантами и армянами, но дети, родившиеся в этих браках, должны быть крещены и воспитаны в православии.
— если между женихом и невестой есть кровное родство, а также родство , обретенное через крещение, то есть духовное родство.
Поясним эти понятия.
Кровное родство существует между лицами, имеющими общего предка: между родителями и детьми, дедом и внучкой, между двоюродными и троюродными братьями и сестрами, дядями и племянницами (двоюродными и троюродными) т.д.
«Свойство» существует между лицами, не имеющими общего предка, а породнившимися через брак. В свойстве находятся родственники мужа с родственниками жены.
Духовное родство существует между крестным отцом и его крестником и между крестной матерью и ее крестницей, а также между родителями крещенного( кумовьями);
— если хотя бы один их супругов исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм);
— если кто-либо из вступающих в брак объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим на венчание лишь по настоянию одного их супругов или родителей;
И тем не менее в священном писании сказано, что «неверующий муж освящается верующею женою. И наоборот».
— если один их будущих супругов состоит в гражданском или церковном браке с другим лицом . В этом случае гражданский брак должен быть расторгнут, если же предыдущий брак был церковный, то необходимо разрешение архиерея на расторжение его и благословение на вступление в новый;
— если кто-то связан монашеским обетом безбрачия.
В 1998 г. было заседание Священного Синода, на котором зафиксировали, что к людям, прожившим долгое время в законном браке, но невенчанным, церковь относится с уважением и допускает церковный брак между ними.
Если люди живут в так называемом гражданском союзе, то церковью такое сожительство признается блудом! Если они хотят сочетаться церковным браком, то они должны вначале зарегистрировать свой брак официально. Без свидетельства о заключении официального брака людей не обвенчают.
Теперь немного информации о современных церковных браках.
После страшной автомобильной аварии знаменитый актер Николай Караченцов и его супруга актриса Людмила Поргина обвенчались в церкви Симеона Столпника на Новом Арбате.
После 30 лет законного брака также обвенчались актеры Михаил Державин и Роксана Бабаян.
В церковном браке состоят такие известные актеры театра и кино, как Сергей Маковецкий, Виктор Раков, Светлана Светличная и ее покойный муж Владимир Ивашов тоже венчались в церкви.
Недавно Николай Фоменко снова женился на Наталии Кутобаевой, бывшем пресс-секретаре Валентины Матвиенко. Она стала его законной супругой не только перед людьми, но и перед Богом — брак был скреплен таинством венчания.
В церковном браке сегодня состоит и известный актер Никита Джигурда. Он тоже пошел на это по настоянию супруги Марины Анисиной и ее родителей. По его словам, о содеянном он нисколько не жалеет.
И тем не менее, проходит время, и люди, состоящие в церковном браке хотят развестись. А из-за незнания сути таинства венчания впоследствие возникали проблемы с развенчиванием. Церквный брак расторгается с разрешения епископа только при достаточных основаниях;
-психическое заболевание одного из супругов;
-заключение одного из супругов в местах лишения свободы по причине принесения кому-либо тяжкого вреда или убийства;
-хронический алкоголизм или наркомания;
-отпадение одного из супругов от православия;
-противоестественные пороки;
-импотенция, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного членовредительства;
-заболевание сифилисом или проказой;
-заболевание ВИЧ/СПИДом;
-длительная пропажа без вести;
-попытки нанесения вреда здоровью детей либо супруги или угроза для их жизни;
-злонамеренное оставление семьи;
-совершение аборта при несогласии супруга.
Приведен весь список без комментариев.
Правда, в случае измены священнослужители не станут сразу разводить семью, а постараются сохранить брак. «Даже если состоялся акт прелюбодеяния, такую семью еще можно сохранить, — уверяет священник Андрей Пономаренко. — Если другой человек может терпеть — потерпеть стоит! Есть надежда на то, что его оступившаяся половинка исправится».
Если же супруги настаивают на разводе по причине «несхожести характеров», церковь считает, что это несущественная причина. Это значит, что кто-то очень упрямый. А упрямство — грех. Поэтому стоит набраться терпения и научиться понимать свою половинку.
На самом деле с точки зрения церковных канонов развода или, как говорят в народе, развенчания не существует. «Развод — тяжкий грех, ведь что создал Бог, то человек да не разлучает».
В основах социальной концепции Русской православной церкви сказано: «Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака».
Ярким примером является церковный брак Аллы Пугачевой и Филиппа Киркорова, которые обвенчались в Троицком соборе Русской духовной миссии в Иерусалиме 15 мая 1994 года. Этот храм принадлежит Московской патриархии, обряд совершил священник отец Марк. С точки зрения церкви, даже после официального расторжения брака Алла и Филипп по-прежнему остаются супругами перед Богом. Однако «аннулировать» венчание, совершенное в Иерусалиме, крайне сложно.
Николай Басков также подал прошение митрополиту Владимиру в Киевско-Печерскую Лавру, чтобы окончательно освободиться от семейных уз со Светланой Шпигель.
Развод осуждается церковью как грех, ибо он приносит тяжкие страдания и супругам, по меньшей мере, одному из них, и особенно детям. Чина развенчания в церкви не существует.
Только в исключительных случаях церковью допускается 3 венчания.
Поэтому не спешите венчаться, чтобы потом не «развенчиваться».
Венчание- это не красивый модный ритуал . Хотелось бы подчеркнуть: святыми вещами нельзя пренебрегать! Идти под венец нужно с пониманием смысла этого таинства и верой в Бога .
Брак это тяжелый труд. Счастливыми становятся те молодожены, которые преодолевают искушения и трудности, лень и гордыню.

Сегодняшняя передача выходит в преддверье дня всех влюбленных. Этот праздник получил в последнее время особенно широкое распространение в мире. Существует такая поговорка, что какие-то любовные отношения заканчиваются счастливо, но большинство из них все-таки браком. Учитывая, что в русской речи слово «брак» имеет два несколько противоречивых значения, существует и еще одна расхожая шутка о том, что «хорошее дело браком не назовут». В сегодняшней передаче мы поговорим о гражданско-правовых отношениях, которые регулируются семейным кодексом РФ. Мы будем разговаривать о заключении браков и заключении брачных договоров.
Об этом мы поговорим с нашим гостем, адвокатом Московской городской коллегии адвокатов Анатолием Дмитриевичем Долголюбом. Что называется законным браком?
Анатолий Долголюб: Законным называется брак, который зарегистрирован в органах государственной власти. И только такой брак признается легитимным, законным, только он порождает определенные правовые последствия.
Марьяна Торочешникова: А как насчет так называемых гражданских браков? Существуют ли там какие-нибудь права у супругов?
Анатолий Долголюб: К сожалению… Я говорю «к сожалению», потому что в последнее время очень распространены гражданские браки. Люди не вступают сразу в государственный (регистрированный) брак и предпочитают некоторое время пожить, узнать друг друга. Но наш семейный кодекс не признает юридически значимым гражданский брак.
Марьяна Торочешникова: То есть даже через суд невозможно установить законность этого брака?
Анатолий Долголюб: Существовал раньше закон, до июля 1944 года, который признавал такие браки, если лица находились в таких гражданских браках длительное время, и тогда можно было в судебном порядке подтвердить наличие такого брака, и он имел такие же юридические последствия, как и брак, заключенный в органах государственной власти. Сейчас же, с 44-го года, такие браки не признаются, так же как и браки, заключенные с помощью церковных обрядов. Хотя, я считаю, что, может быть, и следовало внести какие-то изменения в семейный кодекс и предусмотреть юридические права за гражданскими браками, поскольку они могут продолжаться довольно длительное время.
Марьяна Торочешникова: Вопрос о том, насколько законны церковные браки с точки зрения законов светских, а светские браки — с точки зрения закона Божьего, я задала священнику Православной апостольской церкви отцу Якову Кротову. Вот что он нам рассказал.
Яков Кротов: Церковные браки с точки зрения светского государственного права ничтожны. То есть, не думаю, что какой-либо суд примет свидетельство о венчании в доказательство того, что брак был реален, а не фиктивен. Что до светского законодательства, тут сложнее. Теоретически, даже зарегистрированный брак, но не закрепленный венчанием, с точки зрения церковного права это прелюбодеяние. Во всяком случае, таково положение с XV-XVI века, когда собственно появилось представление о церковном браке как о чем-то отдельном от светского. На практике, в Московской патриархии редкий священник решится обвенчать людей без свидетельства регистрации брака в ЗАГСе. Такое положение создалось еще в 20-е годы, когда советская власть выдвигала обвинения против священников, которые разводили или венчали, не обращая внимания на светские акты, и это расценивалось как контрреволюционное действие. Но в 60-е, 70-е годы духовенство уже формально было обязано прежде всего смотреть на бумажку из ЗАГСа.
Марьяна Торочешникова: Известно, что церковь отрицательно относится к разводу. Тем не менее процедура церковного развода существует. Расскажите, как это происходит?
Яков Кротов: Церковь не столько разводит, сколько она признает брак не состоявшимся. Довольно хитрая формула. На практике разводить имеет право епископ соответствующий епархии в Москве, это святейший патриарх. То есть надо идти в канцелярию, брать бумагу у священника, который венчал, духовника. Но за какие-то деньги, которые идут на канцелярские расходы, это все возможно. Я знаю людей, которые проходили через процедуру такого развода. Важно понять, что в православной церкви нет второго брака. На самом деле, то, что называется второе венчание, радикально по молитвам, по строению отличается от таинства венчания. Это обряд покаяния, что люди не могут дальше жить вот так, и пускай Господь снизойдет к этой немощи и поможет, здесь церковь проявляет снисхождение. До революции развод оформлялся централизованно через Синод, это была ужасно мучительная процедура, мы знаем это из классики, и все тогда публиковалось. Сейчас не публикуются подобные сведения ни в журнале «Московская патриархия», ни в епархиальных органах. При отсутствии нормальной приходской жизни с нормальным фиксированным членством, все идет сикось-накось во всех отношениях. Насколько я знаю, существуют довольно дикие ситуации, когда действительно людей разводят церковно. Существуют, и священный патриарх это очень резко критиковал, священники, которые считают возможным людям, жившим в гражданском браке, говорить: «Что это такое? Это не прелюбодеяние. Давайте, у вас сейчас будет первый брак, я вас обвенчаю, и можете регистрироваться спокойно. Этот первый брак, тот не в счет». В сегодняшней ситуации, особенно в 90-е годы, когда пошла волна новообращенных в церковь, люди часто брали на себя с пылу с жару обязательства, которые не могли понести. И духовенство было совершенно неопытное, в значительной степени таким и остается.

Марьяна Торочешникова: Отец Яков, а как церковь относится к составлению брачных договоров между будущими супругами, которые намеренны и обвенчаться?
Яков Кротов: Если договор включает в себя пункт о возможном разводе, то, конечно, это несовместимо с представлениями о святости любви. Потому что если любовь есть, она знает о себе, что она навсегда. Если любовь говорит: «Навсегда, но если что, то…» Это уже какая-то любовь в кавычках. Хотя в истории церкви подобные договоры бывали, но они бывали только на уровне междинастических браков, когда дочь, скажем, русского великого князя выходит замуж за литовского великого князя, там оговариваются ее права на сохранение православной веры, при ней будет священник, столько-то служанок, церковь своя. Вот этот договор, только в этом отношении. Ничто иное, ее вдовья часть и прочее. Но нерасторжимость брака при этом остается незыблемой. Причем, в православной традиции она даже больше, чем в католической. Обычно считают, что у католиков развода нет, а у нас есть. На самом деле, и у католиков есть развод под видом аннулирования брака. Но при этом католики считают, что брак заключается до смерти одного из супругов, очень трогательная формула, когда это в фильмах. Но православные традиции говорят еще более приятные, по-моему, слова, что брак и в вечной жизни тоже остается, на небесах нет развода. Это единая плоть. И муж, и жена совершенно непостижимым для нас образом будут и судиться вместе, и спасаться вместе. Это чудо любви. И здесь все человеческие ухищрения, законы, это все работает только до известной степени, а главное, конечно, совершается таинственное и для самих участников, и для священника, и для церкви. Должно быть сознание, благоговение перед любовью и до брака, и во время, и когда 60 лет пройдет, все равно. Это нечто таинственное.
Марьяна Торочешникова: Заключил священник Апостольской православной церкви отец Яков Кротов, а мы с адвокатом Анатолием Дмитриевичем Долголюбом продолжаем наш разговор о браке с точки зрения законов светских. Анатолий Дмитриевич, в среднем ежегодно в России регистрируется порядка 600 тысяч разводов. Известно ли вам какая-то статистика, как часто дела бракоразводные рассматриваются именно в суде?
Анатолий Долголюб: Бракоразводные дела довольно часто рассматриваются в судах. Дело в том, что в органах записи актов гражданского состояния можно расторгнуть брак только в том случае, если не имеются совершеннолетние дети и не имеются споры относительно имущества. Если один из супругов осужден к лишению свободы на срок более трех лет, брак расторгается в органах записи актов, во всех остальных случаях браки расторгаются в судах. Даже если брак может быть расторгнут в органах записи гражданского состояния, одна из сторон игнорирует этот порядок, в принципе соглашаясь, но не приходит для расторжения брака в органы записи актов, то брак все равно расторгается в суде. Брак считается расторгнутым с момента вступления решения суда в законную силу. Но все же предусмотрена обязательная регистрация расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния. Поэтому если даже супруги получили разрешение о расторжении брака, но не предъявили его для регистрации в органы записи актов гражданского состояния, то в последующем они не могут вступить в новый брак без этого свидетельства о расторжении брака.
Марьяна Торочешникова: Прежде чем продолжить, давайте послушаем сюжет, который пришел к нам из Пятигорска, с ним нас познакомит Лада Леденева, и он даст нам дополнительную почву для беседы.
Лада Леденева: О том, что двухкомнатная квартира, в которой жили супруги Смирновы, оформлена на ее свекровь, Татьяна Смирнова (имя и фамилия по ее просьбе изменены) узнала только после развода. Еще до свадьбы ее теперь уже бывший муж сказал: «Будем жить у меня». По коммунальным счетам он платил самостоятельно, и вопросов о собственности на жилье у Татьяны как-то не возникало.
Все выяснилось незадолго до суда, который вынес решение: оба супруга имеют полное право проживать на данной жилплощади. В родительских домах у Смирновых подрастали племянники. Идти было некуда. Вскоре Андрей женился вновь. С того самого дня жизнь Татьяны и Андрея Смирновых стала настоящим адом.
Татьяна Смирнова: У него уже другая семья, он живет в одной квартире со мной. Мы постоянно ругаемся, постоянно ссоримся. Две хозяйки на одной кухне. Понимаете, невозможно ни отдохнуть, ни сделать уроки ребенку, у нас постоянно скандалы, постоянно друг с другом встречаемся.
Лада Леденева: Поделилась со мной Татьяна. Ее супруга я не застала дома, не выдержав накала взаимоотношений между двумя женщинами, он решил с неделю пожить у родителей: в тесноте, да не в обиде.
Еще до развода супруги Смирновы получили от адвоката запоздалый совет: проблем удалось бы избежать, подпиши они до свадьбы брачный договор, закрепляющий права супругов на собственность в случае развода.
Как рассказали мне в пятигорской нотариальной конторе, заключение брачных контрактов в городе большая редкость. Из беседы с Татьяной Смирновой я поняла, почему.
Татьяна Смирнова: Мы не знали, что существует брачный контракт, поэтому попали в эту ситуацию. Если бы был брачный контракт заключен, тогда бы, конечно, было бы проще. Каждый бы знал свое право.
Лада Леденева: По словам специалистов, нынешняя молодежь относится к возможности еще до свадьбы обсудить условия развода скептически. Иронизируют и сами юристы.
Жанна Кмузова: Брачный контракт — это программа к Рождеству, оформленная в письменной форме, заверенная нотариусом.
Лада Леденева: Пошутила практикующий адвокат с 25-летним стажем Жанна Кмузова.
Жанна Кмузова: Несовершенства в законе я не вижу, я вижу несовершенство в людях, которые живут на бум Лазаря и никогда ни о чем не думают, а потом, когда приходится заказывать, у них нет никаких документов. «Вот этот дом мы построили, мои родители дали деньги». «Дайте, пожалуйста, договор дарения денег». А его нет. «Они так дали». И суд требует документальное подтверждение ваших доводов. Истец обязан доказать в суде. Если одна из сторон не признает: «Да вы что, мы работали и заработали». Тогда начинают собирать сведения об их зарплате, допустим, за 20 лет (одного и другого), брать статистические данные о прожиточном минимуме за это время, а у них еще двое детей. Как же вам хватало денег, если вот так и так? А если все это зафиксировано в договоре, то там уже никаких сомнений не может быть, все предусмотрено.

Лада Леденева: Рассказала мне Жанна Эльдаровна и, в завершение беседы, посоветовала всем молодоженам учиться на чужих ошибках.
Марьяна Торочешникова: Итак, в этом материале Лады Леденевой мы затронули тему составления брачных договоров. Скажите, пожалуйста, Анатолий Дмитриевич, что же такое брачный договор?
Анатолий Долголюб: Брачный договор определяется нашим семейным кодексом, это — «соглашение лиц, желающих вступить в брак, или супругов по вопросу, связанному с определением имущественных прав и обязанностей во время брака или в случае его расторжения. Брачный договор составляется в письменной форме и обязательно должен быть нотариально удостоверен, в противном случае, он признается недействительным, то есть, ничтожным с момента его заключения».
Марьяна Торочешникова: Существуют какие-то обязательные пункты, которые должны присутствовать в этом брачном договоре, или, может быть, есть какая-то типовая форма договора?
Анатолий Долголюб: Брачный договор регулирует только имущественные отношения супругов. Поэтому никакие другие вопросы, связанные с личными отношениями, в брачный договор включены быть не должны. Нельзя обязать сторону любить, не изменять, и определять круг его семейных обязанностей в доме. Но в то же время можно в брачном договоре предусмотреть, что в случае, если брак расторгается по вине одной из сторон (в связи с изменами, с пьянством, с непристойным поведением), то другая сторона может получить какие-то преимущества, в случае раздела имущества, это можно даже включить в брачный договор. В брачный договор нельзя включать вопросы, которые прямо указаны в семейном кодексе и регламентированы им. Во всяком случае, семейный кодекс предусматривает, что нельзя ограничивать правоспособность и дееспособность супругов.
Марьяна Торочешникова: То есть?
Анатолий Долголюб: Например, нельзя записывать в брачном договоре условия содержания одного супруга другим при условии, что другой супруг не будет работать, а будет заниматься только домашним хозяйством. Потому что это нарушает его конституционное право на труд. Или предусматривать такую же зависимость, только если она будет проживать, допустим, в определенном месте. У нее есть другая квартира, а супруги вправе проживать отдельно, она, может быть, какое-то время хочет там пожить, вот это условие тоже нельзя ставить. Нельзя ставить в брачном договоре вопросы, связанные с правом на обращение в суд за защитой своих прав. Допустим, один из супругов считает, через какое-то время изменились условия, он считает, что брачный договор для него кабальный. Нельзя предусматривать в брачном договоре такое условие, что он не вправе обращаться в суд по вопросу о расторжении брачного договора или изменения.

Марьяна Торочешникова: То есть фактически можно вносить изменения в брачный договор?
Анатолий Долголюб: В брачный договор можно вносить изменения, дополнения, брачный договор даже вправе расторгнуть по заявлению одной из сторон. Ведь сам брачный договор предполагает, что это волеизъявление обоих супругов. Мало ли как могут измениться обстоятельства семейные? Допустим, сейчас один достаток в семье, через какое-то время другой, другие вопросы могут быть затронуты в результате изменения, которые диктуются условиями, создающимися жизнью. Вопросы, связанные с воспитанием детей, также не могут быть предметом брачного договора, поскольку эти вопросы регулируются семейным законодательством.
Марьяна Торочешникова: Анатолий Дмитриевич, а кто составляет брачные договоры, для того чтобы они считались легитимными?
Анатолий Долголюб: Брачный договор супруги могут составить сами. Но лучше, я считаю, для составления брачного договора обратиться к адвокату или нотариусу. Так как в брачный договор можно включить многие вопросы, связанные с регулированием имущественных отношений, поэтому нет какого-то одного шаблона. Но брачный договор должен быть составлен в письменной форме, изложен четко и ясно, чтобы не было каких-то разночтений и толкований одного из супругов в своих интересах, и обязательно должен быть подписан обеими сторонами, нотариально удостоверен. Если какая-либо из сторон в силу своего физического состояния, болезненного, допустим, не в состоянии подписать этот договор, может подписать другое лицо, но его подпись должна быть нотариусом удостоверена.
Марьяна Торочешникова: Именно такие договоры уже имеют юридическую силу.
Анатолий Долголюб: Да, такой договор имеет юридическую силу. Расторгается договор аналогичным порядком, как и заключение. То есть в письменной форме, и нотариально должен быть удостоверен.
Марьяна Торочешникова: А брачный договор, вообще, насколько облегчает жизнь супругов?
Анатолий Долголюб: Брачный договор дает возможность супругу, имеющему хорошее имущественное положение, сохранить это имущество. И, кроме того, дает возможность регулировать доходы, которые супруги имеют во время брака. И является более рациональным и экономичным рычагом при распределении или руководстве этим имуществом. В этом плане брачный договор имеет экономическую основу, дающую возможность супругам сохранить и даже приумножить имущество, которое они наживают. И дает возможность справедливо распределять это имущество между супругами, несмотря на то что один из супругов может не участвовать вообще в доходах, а заниматься только ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Хочу только отметить, что заключение брачного договора до вступления в брак — это еще не обязательство вступить в брак, и он имеет юридические последствия — вступает в силу — только с момента регистрации брака. А так, сколько бы вы их не заключали, но если вы не вступаете в брак, то он не может иметь никакой юридической силы, и он не является рычагом побуждения к вступлению в брак.
Марьяна Торочешникова: Анатолий Дмитриевич, насколько логично заключение составления брачного договора перед вступлением в брак? Я имею в виду брачный договор в той части, которая касается развода. Ведь кажется абсурдным, что люди, вступая в брак, уже планируют, как они будут себя вести, что они отдадут при разводе.
Анатолий Долголюб: С одной стороны, это противоречит волеизъявлению и чувствам людей, вступающим в брак, которые думают о том, чтобы составить на всю жизнь союз любящих людей, как бы не должны помышлять о том, что произойдет и тем самым предрешать вопрос брака. И говорить о том, что, в конечном счете, он будет расторгнут, потому что заключается брачный контракт. Но ведь в брачном контракте могут быть условия, которые никогда не будут реализованы. Поэтому он (с одной стороны) стимулирует людей, вступающих в брак, к тому, чтобы этот брак сохранять. Потому что если он не сохраняется, значит, наступают уже последствия. В случае расторжения брака тебе вот это, тебе вот это, а, может быть, тебе и ничего. Я считаю, что все-таки брачный договор — это разумная мера, принимаемая супругами, которые имеют хороший материальный достаток. Брачный договор во многом разрешает выйти из того конфликта, который может возникнуть, с наименьшими потерями. Такие договоры заключать стоит. Не стоит другой стороне обижаться на это. Если есть чувство, оно пройдет через всю жизнь, независимо от того, есть брачный договор или нет.