Оккультная магия

— Наверно, надо начертить на земле круг и написать в нем всякие таинственные слова непонятными буквами, и встать в него, и произносить разные заклинания?

— Нет, — сказал Юстас, поразмыслив. — Я тоже примерно так думал, только эти круги и заклинания все-таки чушь собачья. По-моему, они Ему не понравятся. Как будто мы Его хотим заставить что-то сделать.

А мы Его можем только просить.

К. С. Льюис. Серебряное кресло

Мистическая путаница

Недавно во время олимпиады в Пекине наши спортсмены, опасаясь «козней китайских экстрасенсов», прибегли к таким «проверенным, надежным средствам», как «щепотка соли, рыбья чешуя, православный крестик» и тому подобное.

Рисунок Анастасии Пассовой

Практически в каждой рекламной газете легко найти целые полосы, посвященные оккультным услугам. Передачи, фактически рекламирующие «народных целителей», идут в самое удобное время. Несомненно, что речь идет о процветающей индустрии; люди охотно обращаются к «миру непознанного» и относятся к нему, судя по готовности выкладывать свои кровные, вполне серьезно.

Для человека, который не знает о Православии практически ничего, — а у нас как рядовые телезрители, так и многие академики ничего не знают, — Православие и оккультизм сливаются в какую-то неразличимую муть, загадочно-привлекательную для одних и отталкивающую для других. Положение усугубляется тем, что многие оккультные «целители» используют православную атрибутику и изображают себя православными людьми.

Такое восприятие порождает ряд недоразумений. Резкая критика «религии» и распространения «религиозного мировоззрения», которую время от времени высказывают некоторые представители академических кругов, относится во многом к этому «миру непознанного» из вечерних телепередач и популярных изданий. Между тем Церковь не только не имеет никакого отношения ко всему этому, но и является единственной силой, способной противостоять суеверию, против которого академическая наука и образование оказываются бессильны.

Кроме того, множество «рядовых телезрителей», искренне полагающих себя православными христианами, с легкостью обращаются к языческим и оккультным практикам, совершенно не думая при этом, что совершают нечто неправильное.

Эти недоразумения следует разъяснить: с одной стороны, мы никак не можем принять упреки людей неверующих — часто обращенные просто не по адресу, с другой — должны предостеречь людей, которые полагают какие-то формы оккультизма совместимыми с Православной верой.

Поиск безопасности

Знаменитый антрополог Бронислав Малиновский, исследуя представления о мире жителей Тробрианских островов, обратил внимание на то, что эти люди, известные своей приверженностью магии, в то же время способны действовать вполне рационально. Они строят лодки, руководствуясь несложными, но вполне «инженерными» расчетами; весьма рассудительно подходят к сельскохозяйственным работам; накапливают знания об окружающем мире и вполне в состоянии разумно действовать в соответствии с тем, что им известно. Им в голову не придет пытаться заменить трезвый расчет при постройке лодки или при проведении сельхозработ магией.

Тем не менее ни одно важное событие — ни постройка лодки, ни сев, ни жатва — не обходятся без соответствующих магических ритуалов. Почему?

Потому что человеческая жизнь уязвима. Вы можете построить превосходную лодку, а буря ее потопит. Вы можете заботиться о посевах, а их погубит болезнь или вредители. Магия — это попытка обезопасить себя там, где обычные, «рациональные» методы бессильны. Можно ли сказать, что житель современного мегаполиса незнаком с этим чувством уязвимости? Эта уязвимость принимает другие формы — человек может потерять работу, или впасть в нищету, или стать жертвой преступников, или заболеть раком, — но она никуда не исчезает. Магия, попытки установить связь с оккультными силами, чтобы застраховаться от опасностей и приобрести новые возможности, — реакция вполне понятная и для жителя Тробрианских островов, и для офисного клерка.

Магия предлагает свой ответ на эту уязвимость — иллюзию могущества. Но очень скоро это воображаемое могущество начинает очень сильно разрушать способность человека чего-то добиваться в реальной жизни.

Следуя суевериям, подгадывая под особое число или расставляя в квартире обереги, люди отказываются (в той или иной степени) от ответственности за свою жизнь и перекладывают ее на что-то пустое и вымышленное. Удачно ли сложится брак, зависит уже не от того, как оба супруга будут себя вести, а от того, в правильный ли день они его заключили. Успех в делах — не от личного трудолюбия, настойчивости и умения ладить с людьми, а от того, правильный ли амулет человек повесил на стену.

Вы можете упорно учиться и работать, чтобы обеспечить себе — богатство вряд ли, а вот достаток — вполне возможно. Вы можете строить отношения с близкими людьми, что гораздо труднее, и учиться любви, смирению и прощению. Это требует больших усилий и иногда не приносит желаемых результатов. Магия предлагает какими-то обходными путями получить все сразу и готовым — так же, как казино предлагает возможность (такую же призрачную) быстро обогатиться.

Человек, уставший от неудач, надеется на то, что ему повезет, и ставит свои деньги на рулетку. Он проигрывает, потом чуть-чуть выигрывает (этот бизнес так устроен, чтобы человек не срывался с поводка), потом снова и снова бежит к игровым автоматам, веря, что теперь-то ему повезет, теперь выпадет нужный номер, его затягивает, он разоряется, влезает в долги… Так и с оккультными услугами — почему не сработало в этот раз? Ну, наверное, у вас сильно загрязнена аура, нужны еще сеансы; если не сеансы, то нужно пройти курсы по улучшению энергетики; если и это пока не помогает, надо посетить такого-то знаменитого (или наоборот, тайного) мага, ученика тибетских лам/бурятских шаманов/африканских колдунов. Так активность человека, необходимая для учебы, труда, построения отношений с ближними, поглощается погоней за морковкой, которая всегда висит у человека перед носом, но которую он никогда не схватит. Так иллюзия могущества — или иллюзия хотя бы того, что у нас есть «магический» способ разобраться с нашими проблемами, — только делает человека еще более одиноким, несчастным и уязвимым.

Притяжение тайны

Но есть и другая, и, возможно, более важная причина, по которой люди тянутся к миру таинственного. Человек жаждет чуда и тайны; он чувствует, что без них его жизнь неполна. Мир действительно не сводится к тому, что можно взвесить и измерить; в нем есть ужасающие бездны и недосягаемые высоты. Как слепые, мы живем среди сил и реальностей, о которых едва догадываемся, хотя в то же время чувствуем, что лишены чего-то важного. В человеке есть духовное измерение и жажда общения с духовным миром. Она может быть глубоко подавлена, но она есть. Английский поэт Томас Элиот сравнивал человека в мироздании с кошкой в библиотеке — он окружен знанием, которое не в состоянии постичь, до него доносятся отрывки разговоров, которые он не в состоянии понять. Впрочем, кошку вряд ли беспокоит неумение читать; а вот человек томится этой тайной — mysterium tremendum et fascinans*, тайной, с одной стороны, невыразимо притягательной, с другой — недоступной. Мы можем обрести что-то невыразимо прекрасное и таинственное, что-то, чего ищет и по чему тоскует наше сердце. Однако оккультизм вовсе не ведет к этой тайне. Он, напротив, закрывает единственную дверь, через которую к ней можно прийти.

Заговор и молитва

В чем же главное различие между магией и верой? Речь идет о противоположных подходах к духовной реальности. В человеческих отношениях нам тоже приходится выбирать между двумя эти подходами — между манипуляцией и доверием. Можно пытаться (иногда довольно успешно) манипулировать людьми, используя «магические» (их иногда так и называют) психологические техники, а можно — строить с ними отношения, основанные на взаимном уважении и доверии.

Обращаясь к той запредельной, вечной тайне, которую ищет человеческое сердце, маг пытается ее заставить, верующий пытается с ней поговорить. Если вы попробуете манипулировать людьми, вы останетесь в одиночестве. Если вы попробуете манипулировать сверхъестественным, возможно, некие духи согласятся исполнять вашу волю — какое-то время, но это обернется еще более ужасной потерей.

Показательный пример магического отношения к жизни являет так называемый приворот, который обещают практически в любом объявлении об оккультных услугах. Маги претендуют на то, что могут заставить другого человека полюбить вас или разлюбить вашего счастливого соперника (или соперницу). Но можно ли отношения, которые (как предполагается) являются результатом манипуляции над волей человека, назвать любовью? Возможна ли любовь, которая не признает за другим свободы? И будет ли такая любовь — к которой человека можно принудить (как верят покупатели оккультных услуг) — действительно отвечать потребности человека любить и быть любимым? Есть огромная разница между желанием «заполучить» этого человека и желанием установить с этим человеком близкие, доверительные личные отношения. С приворотом — а равно любым принуждением — такие отношения несовместимы. Так и попытки манипулировать сверхъестественным несовместимы с верой и любовью. Магическими заклинаниями и ритуалами человек вовсе не приближает себя к той тайне, по которой тоскует его сердце, — он отрезает себя от нее. Он пытается давить и манипулировать там, где можно только любить и доверять.

Маг (колдун, ведьма) претендует на то, что может манипулировать сверхъестественными силами или существами, подчинять их себе, использовать их в своих интересах или в интересах клиента. Он уверяет, что может — за ваши деньги — обеспечить вам нужный результат.

Верующий понимает, что Богом манипулировать нельзя, и использовать Его в своих интересах — тоже. Его можно просить, но ответ не в руках того, кто просит, а Бога. Его нельзя заставить, нельзя подкупить, можно только попросить.

Поэтому маг, предполагающий, что результат в его руках, что может этим результатом торговать, с точки зрения верующего просто глупец. Результат находится в руках Бога, невозможно торговать тем, что не находится в твоей власти. Церковь не может торговать раем или Божиим покровительством в земной жизни, а священник не может обещать «гарантированный результат» молебна — это не в руках священника, не в руках Церкви, это в руках Бога. Человек может выразить свою веру в Бога, благоговение перед Ним, смиренную надежду на Его защиту и покровительство, сделав пожертвование на храм — в том числе в форме приобретения свечи или внесения какой-то суммы денег за молебен, — но это не гарантирует результата. У Бога нет кнопки, на которую священник может нажать, чтобы получить нужный результат. Священник — как и мирянин — может только просить Его.

Бог говорит, что даже самые богатые пожертвования и пышные ритуалы Он может отвергнуть, если человек не хочет жить в подлинной вере и послушании заповедям. Бога не подкупишь.

К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю (Ис 1:11-18).

Хлеб вместо камня

Интерес к оккультизму связан с двумя важными чертами нашей человеческой природы: во-первых, мы существа, наделенные глубокой тягой к духовному миру; во-вторых, мы существа глубоко уязвимые, физически и эмоционально. Как говорит Калигула в пьесе Альбера Камю, «люди умирают, и они несчастны». И Слово Божие открывает нам — почему. Дело обстоит, с одной стороны, хуже, с другой — гораздо, гораздо лучше, чем мы думали.

У всех человеческих несчастий, всей боли и горя, всего зла мира, от распадающихся браков до мировых войн, есть один корень — грех. Люди пребывают в состоянии упорного и ожесточенного мятежа против своего Создателя. Как говорит Бог через пророка Иеремию, Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды (Иер 2:13). Наша беда гораздо глубже, чем болезнь, или бедность, или обиды, или даже одиночество, — наша беда в том, что мы отвернулись от Единственного источника мира, любви и радости, и эта беда может стать вечной, если мы не вернемся к Богу.

Евангелие говорит нам о том, что мы можем вернуться к Источнику Воды Живой. Великая Тайна, по которой томится наше сердце, обладает личностной природой. К ней можно обратиться на «Ты». Ее можно полюбить; ей можно довериться; ей можно повиноваться, как Отцу, доверять, как Другу, служить, как Государю. Евангелие говорит, что высшая, предельная реальность, Источник и Податель всякого существования, преисполнена любви; более того, она и есть любовь. А еще Евангелие говорит (и это очень важно), что эта реальность — которую мы и называем «Бог», часто не задумываясь о том, что значит это слово, — вошла в наш мир в лице Человека, во всем подобного нам, кроме греха, — Господа нашего Иисуса Христа.

Мы можем вернуться — нас зовут, дверь открыта, нас ожидает прощение и новая жизнь. «Приходящего ко мне не изгоню вон», — говорит Христос; тот, кто доверится Ему и последует за Ним, обретет вечную жизнь, ту вечную радость, отблески которой мы видим иногда, в самые светлые моменты нашей жизни.

Путь может быть нелегким; мы можем столкнуться с болью — как и другие люди. Но мы больше не блуждаем бесцельно и не мучаемся впустую; мы идем домой, туда, где Бог отрет всякую слезу, а всякая скорбь обернется вечным утешением. За всей пугающей непонятностью жизни стоит Его промысл; и если мы предадимся Ему в покаянии и вере, этот промысл будет для нас спасительным, ведущим за пределы земной жизни к жизни вечной и блаженной. Мы принадлежим Богу. Там, где мы бессильны, Он всемогущ. Там, где мы терзаемся неопределенностью, Он провидит всю нашу жизнь — и всю вечность — полностью, из конца в конец. Там, где мы блуждаем и спотыкаемся, Он неуклонно ведет нас к вечной радости.

Многое в нашей жизни будет происходить не так, как мы хотим, и нам следует принять это с терпением и доверием; однако многое находится в наших руках и является областью нашей ответственности. Мы призваны принять то, что мы не можем изменить, изменить то, что можем, и научиться отличать одно от другого.

Вопрос, который разделяет христиан и разнообразных «магов», — это вопрос о том, в чьих руках находится наша участь.

Оккультист исходит из того, что его жизнь — как и жизнь других людей — контролируется какими-то другими силами, тоже сверхъестественными и надчеловеческими, но не Богом. Христианин верит в Божий Промысл и человеческую ответственность.

Из этого различия в мировоззрении вытекают два совершенно разных типа поведения. Оккультист пытается как-то управлять этими силами, чертить пентаграммы, читать заклинания — христианин взывает к Богу: А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты — мой Бог (Пс 30:15).

Оккультизм — это отказ от упования на Бога. Возможно, он совместим с теоретическим согласием, что Бог есть, но никак не с живым молитвенным общением с Ним. Но православная вера не является согласием с существованием Бога, это живое, определенное отношение к Богу. И лучше всего это отношение выражают слова литургической молитвы — «Сами себя, и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим».

Симпатическая магия , также известная как подражательная магия , — это вид магии, основанный на подражании или соответствии.

Сходство и заразительность

Джеймс Джордж Фрейзер ввел термин «магия сочувствия» в «Золотую ветвь» (1889); Ричард Андре , однако, предвосхитил Фрейзера, написав сочувственно-очаровательную ( нем . Sympathie-Zauber ) в своей » Этнографической параллелен и верглейхе» 1878 года . Фрейзер разделил симпатическую магию на две разновидности: та, которая полагается на сходство, и та, которая полагается на контакт или «заражение»:

Если мы проанализируем принципы мысли, на которых основана магия, то, вероятно, обнаружится, что они разделяются на две части: во-первых, подобное производит подобное или что следствие похоже на свою причину; и, во-вторых, вещи, которые когда-то были в контакте друг с другом, продолжают воздействовать друг на друга на расстоянии после того, как физический контакт был прерван. Первый принцип можно назвать законом подобия, второй — законом контакта или заражения. Из первого из этих принципов, а именно Закона Сходства, маг делает вывод, что он может произвести любой желаемый эффект, просто имитируя его: из второго он делает вывод, что все, что он делает с материальным объектом, одинаково повлияет на человека, с которым он сталкивается. объект когда-то соприкасался, независимо от того, являлся ли он частью его тела или нет.

Имитация

Под имитацией подразумевается использование чучел , фетишей или кукол для воздействия на окружающую среду людей, а иногда и самих людей. Куклы вуду (Poppets) являются примером таких фетишей. Например, прядь волос на кукле создает «связь», известную как «таглок», между куклой и человеком, от которого пришли волосы, поэтому все, что происходит с куклой, также происходит и с этим человеком.

Переписка

Переписка основана на идее, что человек может влиять на что-то, основываясь на его родстве или сходстве с другим предметом. Многие распространенные представления о свойствах растений, фруктов и овощей развились в народной медицине различных обществ благодаря магии сочувствия. Это включает в себя убеждения, что определенные травы с желтым соком могут вылечить желтуху , что грецкие орехи могут укрепить мозг из-за сходства орехов с мозгом, что сок красной свеклы полезен для крови, что корни фаллической формы излечивают мужскую импотенцию и т. Д. .

Многие традиционные общества считали, что воздействие на один объект может вызвать аналогичный эффект на другой объект без очевидной причинной связи между двумя объектами. Например, во многих сказках фигурирует злодей, чья «жизнь» существует в другом объекте, и которого можно убить, только если этот другой объект будет уничтожен , как в русской сказке о Кощее Бессмертном . (Для литературных версий см Саурона «S кольцо в Властелин колец и хоркруксах в Гарри Поттере книг, в Dungeons & Dragons термин Лич стал распространенным в современной фэнтезийной литературы .) Мирча Элиаде писал , что в Уганде , бесплодная женщина является думала, что это приведет к бесплодию в саду, и ее муж может подать на развод по чисто экономическим причинам.

Многие общества были задокументированы как полагающие, что вместо того, чтобы требовать изображения человека, влияние можно оказывать с помощью чего-то, к чему они прикасались или использовали. Следовательно, жители Танна, Вануату, в 1970-х годах были осторожны, выбрасывая еду или теряя ноготь, поскольку считали, что эти небольшие обрывки личных вещей можно использовать для заклинания, вызывающего лихорадку. Точно так же сборник русской народной магии 18-го века описывает, как на кого-то можно повлиять, разбрызгивая проклятую соль на тропу, часто используемую жертвой, в то время как наследная принцесса 15-го века из Кореи Чосон, как записано, разрезала обувь любовникам своего мужа. на куски и сжег их.

Гипотезы о доисторической симпатической магии

Сочувственная магия рассматривалась в связи с наскальными рисунками эпохи палеолита, например, в Северной Африке и в Ласко во Франции . Теория, частично основанная на исследованиях более современных обществ охотников-собирателей , состоит в том, что картины были созданы магами, которых потенциально можно было бы назвать шаманами . Шаманы уходили в темноту пещер, входили в состояние транса и затем рисовали изображения своих видений, возможно, с некоторой идеей вытягивания силы из самих стен пещеры. Это в некоторой степени объясняет удаленность некоторых картин (которые часто встречаются в глубоких или маленьких пещерах) и разнообразие сюжетов (от животных-жертв до хищников и человеческих отпечатков рук). В своей книге первобытной мифологии , Джозеф Кэмпбелл заявил , что картины «… были связаны с магией охоты.» Для него эта симпатическая магия была сродни мистике соучастия , когда картины, нарисованные в святилище «вневременного принципа», подвергались обряду.

В 1933 году Лео Фробениус , обсуждая наскальные рисунки в Северной Африке , указал, что многие рисунки не кажутся простыми изображениями животных и людей. Ему казалось, что они разыграли охоту до ее начала, возможно, как посвящение животного на убийство. Таким образом, изображения служили залогом успешной охоты. В то время как другие интерпретировали пещерные изображения как изображения несчастных случаев на охоте или церемоний, Фробениус полагал, что гораздо более вероятно, что «… то, что было предпринято , было освящением животного, произведенным не через какое-либо реальное противостояние человека и человека. зверь, но посредством изображения концепции разума «.

В 2005 году Фрэнсис Теккерей опубликовал статью в журнале Antiquity , в которой признал, что в доисторические времена на юге Африки существовали веские аргументы в пользу принципа симпатической магии. Например, на наскальной гравюре из пещеры Вандерверк в Южной Африке (датируемой 4000 лет до настоящего времени, BP) изображена зебра, которая, вероятно, была «символически ранена», а разрезы на крупе связаны с ранами. Охра на гравированной плите могла изображать кровь. На доисторической наскальной живописи в Меликане в Лесото изображены люди (шаманы), наклоняющиеся вперед, как животные, с двумя палками, изображающими передние ноги антилопы. Теккерей предполагает, что эти люди, возможно, шаманы или «знахари», одетые в шкуры животных, были связаны с охотничьими ритуалами, подобными описанным Х. Лихтенштейном в 1812 году в Южной Африке, в которых охотник имитировал антилопу, символически убитую другие охотники, считая, что это необходимо для успешной охоты. Такие ритуалы могли быть представлены в доисторическом искусстве, например, в картинах на Меликане в Лесото. Теккерей предполагает, что териантропы Меликане связаны как с трансом, так и с принципом симпатической охотничьей магии. В 2005 году в журнале Antiquity Фрэнсис Теккерей предполагает, что есть даже фотография таких ритуалов, сделанная в 1934 году в Логагенге на юге Калахари, на юге страны. Африка. Такие ритуалы могли быть тесно связаны как с чалой антилопой и канной, так и с другими животными.

В Брандберге в Намибии на так называемой панели «Белая леди», записанной аббатом Анри Брейем и Харальдом Пейджером, есть «символические раны» на животе гемсбокоподобного териантропа (занесенного в каталог как T1), которые могут относиться к принципу симпатической охотничьей магии и транса, предложенному Теккерием в 2013 году.

В пещере Аполлона 11 в Намибии Эрих Вендт обнаружил передвижное искусство возрастом около 30 000 лет, в том числе камень, разбитый на две части, с териантропом, похожим на драгоценный камень, который очень похож на териантроп Брандберга, который Теккерей классифицирует как Т1. Оба примера искусства могут быть связаны с симпатической охотничьей магией и шаманизмом.

В 2013 году Теккерей подчеркнул, что на юге Африки принцип симпатической охотничьей магии и шаманизм (транс) не исключают друг друга.

Однако, как и в случае со всей доисторической историей , невозможно быть уверенным в этом из-за ограниченности доказательств и множества ловушек, связанных с попытками понять доисторический образ мышления современным умом .

Популярная культура

  • Концепция симпатической магии занимает видное место в серии романов Kingkiller Chronicle Патрика Ротфусса .
  • Меррикат Блэквуд в фильме Ширли Джексон » Мы всегда жили в замке» — практикующий магию сочувствия.
  • Симпатическая магия практикуется заметно в Рик Риордан «s The Kane хроники , особенно через shabti и других скульптурных.
  • Симпатическая магия «упоминается в эпизоде» Кошачья лапа » оригинального сериала» Звездный путь » и является его основой .

«С медицинской точки зрения сознание властителей все больше приобретает клинические черты, — утверждает политолог Валерий Соловей. — Трудно иначе охарактеризовать людей, которые периодически совершают оккультные обряды с целью обретения силы и власти, регулярно обращаются к шаманам при принятии важнейших общенациональных решений, напрямую «общаются с космосом» и делают еще более фантасмагорические вещи». Причем явление носит не просто массовый, а прямо-таки повальный характер: исключений среди высшего чиновничества, по словам политолога, сегодня практически нет.

Религиовед-эзотериолог Иван Буджум подтверждает факт поветрия (см. интервью), хотя более сдержан в оценках его масштабов. Утвердительно отвечает на вопрос о культе оккультного в коридорах власти и политолог, преподаватель МГИМО Автандил Цуладзе: «Поскольку все это глубоко личное, естественно, точной информации на этот счет ни у кого быть не может. Но в принципе действительно прослеживается определенная тенденция к увлечению чиновничества эзотерическими дисциплинами».

Страна чудес

Внешних проявлений у тренда и впрямь крайне мало. Свои контакты с чародеями раскрывают очень немногие балующиеся этим представители истеблишмента — считаные единицы. В числе сих отважных, например, бывший глава Калмыкии, экс-президент Международной шахматной федерации Кирсан Илюмжинов, никогда не скрывавший увлечения эзотерикой. Достаточно откровенен на сей счет был и бывший спикер Законодательного собрания Санкт-Петербурга, а затем сенатор Вадим Тюльпанов, ушедший из жизни два года тому назад.

Известно, что Тюльпанов поддерживал довольно тесные отношения с шаманом Колей, в миру — Николаем Александровичем Талеевым, уроженцем Ненецкого автономного округа. Таланты Коли сановник описывал так: «На него из космоса что-то сходит, и он все про тебя рассказывает — и прошлое, и будущее. Прошлое знает очень подробно, у меня даже мурашки по коже пошли… Будущее он видит не так четко, как прошлое, потому что оно от самого человека зависит».

Тюльпанов был далеко не единственным вип-клиентом Коли. Несколько лет назад у шамана отбоя не было от обитателей высоких московских кабинетов и подмосковных палаццо. Звездным же его часом стало посещение Совета Федерации. Визит состоялся в 2015 году, в рамках проводившихся в верхней палате Дней Ненецкого автономного округа, и прошел, что называется, в атмосфере дружбы и взаимопонимания. К шаману проявила интерес сама Валентина Матвиенко. «Вы там нам чего-нибудь хорошего нашаманьте, чтобы экономика развивалась, чтобы в стране все было хорошо», — попросила Валентина Ивановна Колю при встрече. Были, по слухам, и другие встречи шамана со спикером, уже за закрытыми дверями. Однако документальных подтверждений этому нет.

Как бы то ни было, пик славы Коли-шамана в прошлом. Ныне в фаворе иные специалисты по связям с потусторонним, причем далеко не все они имеют российское происхождение. По информации источников обозревателя «МК», некоторые высокопоставленные потребители оккультных услуг в последнее время выписывают себе шаманов из далекой Амазонии.

Но у отечественных мастеров оккультного цеха имеются свои достоинства. Никакой импортный колдун не сподобился бы на патриотический акт, прославивший недавно ангарскую городскую организацию шаманов «Хухэ Мунхэ Тэнгэри» — «Вечно синее небо». Ангарские шаманы, возглавляемые Артуром Цибиковым, являющимся по совместительству заместителем верховного шамана России, устроили в феврале этого года «жертвенный костер», на котором сожгли пять верблюдов — «на укрепление России и ее народов». Шаманы-патриоты сильно рисковали нарваться на статью УК о жестоком обращении с животными. Но в итоге поплатились лишь тремя тысячами рублей — штраф за отсутствие ветеринарных сертификатов у умерщвленных во славу державы парнокопытных.

А практически одновременно с этим в центре Москвы, в Доме Смирнова на Тверской бульваре, прошел «Круг силы ведьм и ведунов», на котором были прокляты враги России и ее правителей. Дословно заклинание звучало так: «Сила изначальная, обрати в бегство тех, кто зла России желает! Да воспрянет Россия и отойдет от боли, нищеты и бед, и грядущие дни раскроют России врата к радости! Да будет сила России крепчать, да будет Владимир Путин верные пути видеть!..»

Резко и, главное, синхронно выросшая патриотическая активность российских магов наводит некоторых аналитиков на мысль о политическом заказе. Вот, например, что думает об ангарском инциденте Валерий Соловей: «Так получилось, что вскоре после этих событий я оказался в Бурятии. И у меня там была возможность поговорить с людьми, имеющими отношение к шаманской традиции. Так вот, по словам бурятских шаманов, они были крайне удивлены произошедшим. Они сказали мне, что такие жертвоприношения у них не приняты, что это что-то очень странное и, похоже, связанное с властью. Что организаторы этого действа действовали по заказу «откуда-то сверху».

Не все собеседники обозревателя «МК» согласны с такой трактовкой. «Надо отличать магию от пиара, — доказывает эзотериолог Буджум. — Это не магия, а чистой воды пиар. Человек, возглавляющий эту шаманскую организацию, просто хотел привлечь к себе внимание».

Впрочем, строго говоря, одна версия не исключает другую. Можно встретить немало примеров того, как работа на власть служит одновременно целям «раскрутки». И то, что Цыбиков сотоварищи отделались столь легким испугом, тоже не рассеивает подозрения в наличии у них покровителей во властных кабинетах. Как минимум — регионального уровня.

По странному совпадению тогда же, в феврале, в журнале «Армейский сборник», ежемесячном издании Минобороны, была опубликована статья «Суперсолдат для войн будущего», рассказывающая в числе прочего о «резервах психики человека», изучаемых «наукой парапсихологией», которой «владели египетские и вавилонские жрецы». Раскрытие «резервов», утверждается в материале, делает реальным ясновидение, передачу мыслей на расстояние и прочие чудеса. И все это можно и должно использовать в военных целях.

«Владеющий технологией метаконтакта может вести, например, невербальный допрос, — рассуждает автор, полковник Поросков. — Он «насквозь» видит взятого в плен солдата противника: что это за человек, какие у него слабые и сильные стороны, пойдет ли на вербовку. Достоверность допроса практически стопроцентная».

«Круг силы ведьм и ведунов во благо России и Владимира Путина». Москва, 5 февраля 2019 года.

Звездные воины

Статья наделала много шума, заставляя предположить, что парапсихологические штудии, проводившиеся во времена позднего СССР и в ельцинской России в военном ведомстве и спецслужбах, не прекратились, как считалось ранее, в начале 2000-х.

Для справки: войсковая часть №10003, созданная для изучения возможностей военного применения паранормальных явлений, появилась в 1989 году и просуществовала до 2003-го включительно. В 1997-м ее статус был повышен до управления Генштаба. Полное наименование — Экспертно-аналитическое управление ГШ ВС РФ по необычным возможностям человека и особым видам вооружений. Согласно общепринятой версии, к расформированию управления привела критика его деятельности со стороны Комиссии РАН по борьбе с лженаукой.

Бывший командир в/ч №10003, генерал-лейтенант запаса Алексей Савин, довольно решительно отвергает, однако, возможность того, что деятельность распущенного подразделения получила законспирированное продолжение. «Структуры, которая бы занималась развитием наших наработок, не существует, — заявил генерал обозревателю «МК». — В Министерстве обороны такие работы однозначно не ведутся». Никакой скрытой подоплеки в публикации Савин не видит, характеризуя ее поговоркой: «Слышал звон, да не знает, где он».

Кстати, генерал называет неверным утверждение, что он и его коллеги занимались парапсихологией и/или изучением экстрасенсорных способностей человека: «Экстрасенсорикой это не назовешь. Это, если в двух словах, настройка мозга на информацию, которая находится в космосе. Мы называли себя спецоператорами — людьми с расширенными возможностями мозга».

По словам Савина, управление полностью выполнило свою задачу. К главным итогам его деятельности он относит разработку «методики раскрытия суперспособностей людей», а также то, что американцы свернули свою аналогичную программу — «Звездные врата». По версии генерала, закрытие «Врат» было спровоцировано успехами его команды: «Американцы узнали о том, что они 40 лет работали, но даже близко не подошли к нашим результатам».

Команда не распалась и после увольнения. Сегодня в ней около 20 человек. В чем-то вольный статус даже пошел «спецоператорам» на пользу, уверяет генерал: «Работая с военными, мы решали очень узкий круг вопросов. Сейчас — интереснее. И научного материала много появилось, и методического. Кроме того, мы серьезно усовершенствовали методику. Если раньше готовили людей 3 месяца, то сейчас день-два, ну пять — и все, почти профессионал. Первое, что мы даем, — это как бы рентген личности, определение качества любого человека. Даже не нужно видеть его — достаточно фотографии, фамилии, имени и отчества».

Причем — внимание! — несмотря на то, что государство официально отказалось от услуг «савинцев», связи их с государевыми людьми, оказывается, вовсе не оборваны. Просто перешли в иное качество.

«К нам часто обращаются силовики, — поделился Савин. — Но в частном порядке. По каким вопросам? Определить характеристики людей, выявить ненадежных, определить замыслы противника, понять, есть ли какие-то угрозы, узнать, где расположены те или иные объекты, передать содержание текстов, которых никто не видел… В раскрытии преступлений мы тоже помогаем — в том, что связано с поиском преступников и шпионов, у нас хороший контакт и с ФСБ, и с МВД».

Понятно, что у автора не было возможности верифицировать сказанное, тем не менее слова о «хорошем контакте» похожи на правду. Вряд ли «дым» — статья в «Армейском сборнике» — был совсем уж без «огня». Явно не все российские силовики считают деятельность Савина и его команды «лженаучной».

Конечно, скепсис по поводу такого рода изысканий вполне правомерен. Однако у отделения их от государства есть свои минусы, полагает Автандил Цуладзе: «То, что таких лабораторий сейчас нет или их мало, на мой взгляд, плохо. В человеческой психике действительно очень много загадок, над которыми науке еще работать и работать. И то, что эти явления не изучаются научными методами, а принимаются — или не принимаются — на веру, способствует в итоге распространению разного рода эзотерических практик».

Впрочем, увлечению этими практиками элиты политолог предлагает сугубо политическое объяснение: «Такое происходит, как правило, в периоды очень высокой неопределенности. Накануне Французской революции появляется граф Калиостро, перед которым открываются самые высокие двери. В позднебрежневский период вся страна узнает про волшебницу Джуну… Сейчас мы переживаем похожее время. Настоящее вроде бы стабильно, но будущее очень неопределенно. Совершенно непонятно, в каком направлении дальше будет развиваться страна. Это противоречие и является источником нервозности. Любой чиновник — карьерист, закладывающий стратегию на годы вперед. Ему надо знать, где он окажется через пять, через десять лет. Просчитать ситуацию он не в состоянии. Поэтому обращается к тем, кто может увидеть это по звездам, по хрустальному шару…»

В общем, приходится констатировать, что ближайшее политическое будущее святой Руси если не целиком и полностью, то как минимум во многом зависит от того, что скажут нашим властителям звезды и шаманы. Только бы не подвели…

«Хотят продлить свое существование»

О том, в каких отношениях с магией находится сегодня политическая элита страны, в интервью «МК» рассказал религиовед, специалист по эзотерике Иван Буджум.

— Иван Владимирович, власть действительно неровно дышит к оккультизму?

— Если в 1990-х, при Ельцине, эзотеризм был институционализован — паранормальные явления изучались и использовались и в Минобороны, и в ФСО, и в других спецслужбах, — то после смены власти ситуация поменялась. Государственные структуры, насколько мне известно, ничем таким больше не занимаются. Но есть личная практика отдельных чиновников и политиков.

Особенно развита она в двух регионах — Бурятии и Туве. Чиновники там считают нормальным обращение к шаманам. Идут по трем поводам: за предсказаниями, энергетической подпиткой и защитой от злых влияний. Впрочем, я бы не стал выделять только чиновников: и бизнесмены это делают, и обычные люди — здесь это чуть ли не повальная практика. Это не считается чем-то предосудительным, поскольку соответствует традиционным верованиям.

— Ну а насколько дружны с эзотерикой федеральные власти?

— Конкретных личностей я называть не стану, потому что это всегда вопрос: то ли есть, то ли нет. Свечку ведь никто не держал. Тем не менее могу сказать, что у очень большого количества людей, находящихся во власти, есть конфиденты, пользующиеся эзотерическими практиками. И дающие им определенную информацию.

Приходилось даже слышать, что такого рода наперсники есть чуть ли не у каждого сотрудника Администрации Президента. В чем я лично сильно сомневаюсь, вряд ли это так. Но то, что часть их, и немалая, получает информацию из таких источников — это однозначно. Сейчас это, как говорится, модно.

Насколько мне известно, к магам обращаются также за энергетической защитой. И утверждают, что это помогает. Используется ли магия для воздействия на других людей — сказать не могу. По большей части востребована именно информация. У политика никогда нет полной информации, ведь против него играют персонажи, которые целенаправленно ее скрывают. И тогда политик как существо циничное использует все источники, которые ему доступны. В том числе и эти.

Ничего нового тут в принципе нет. Это было во все времена. Даже в советскую эпоху чиновники, вплоть до уровня Политбюро, втихаря обращались к каким-то бабкам — или сами, или через жен, — пытаясь узнавать, что их ждет в будущем. Политики вообще, надо сказать, люди, крайне подверженные мистике.

— Группа риска?

— Совершенно верно. В нее также входят актеры, космонавты, полицейские, профессиональные преступники… Словом, представители тех профессий, в которых все может поменяться за минуту. Кстати, экстрасенсы, шаманы и астрологи показали себя неплохими аналитиками. Не знаю уж каким путем, но в большинстве случаев они оказываются более прозорливыми, чем, так сказать, классические эксперты. Собственно, это единственная причина, по которой к ним обращаются.

— Слышал, что некоторые чиновники, в том числе весьма и весьма высокопоставленные, носят разные интересные амулеты. Например — красную нить на запястье.

— Красная нить — очень распространенная в оккультизме вещь. Как правило, ее используют в качестве амулета для защиты от злых сил и носят на левой руке. Она может быть напоминанием о связи с гуру или привлекать какое-то событие — как исполнится, так оборвется. Да, могу подтвердить: амулеты, в том числе красные ниточки, носят довольно многие из наших чиновников. Сам это видел. Некоторые таскают какие-то совершенно чумные предметы…

— Например?

— Ну, например, магические печати, древнешумерские или сасанидские, которые, как считается, защищают владельца от негативных воздействий и дают ему власть над духами. Суеверие, конечно, но очень распространенное и живучее. В качестве амулета могут выступать и самые обычные вещи. Известно, например, что у Березовского был портфель, с которым он никогда не расставался. Портфель уже развалился, а Березовский его все таскал. Вообще, думаю, у большинства, если не у всех наших политиков, есть какой-то предмет, служащий им «источником силы». Сказка про Кощея, смерть которого на конце иглы, а та игла в яйце, спрятанном в утке, — вполне про реальную политику.

— Каким образом все это сочетается с православной идеологией, являющейся на сегодняшний день фактически государственной?

— А никак. Но эти вещи могут спокойно сосуществовать. Люди, которые сейчас стоят в церкви, затем идут к экстрасенсам или астрологам. Мне иногда кажется, что и священников они воспринимают как персонажей Хогвардса — волшебников с седой бородой. Может быть, только по этой причине их опасаются. Ну а если серьезно, то это такая амбивалентность сознания. Присущая не только чиновникам и политикам, но вообще современному человеку.

Многие религиоведы говорят, что время больших религий ушло. Известный голландский религиовед и исследователь эзотеризма Воутер Ханеграаф заявляет, что пришло время «бутиковых», индивидуальных религий. Когда каждый человек из набора духовных инструментов составляет нечто свое. Как из конструктора «Сделай сам». Это очень популярно сейчас на Западе.

— Связан ли растущий интерес нашей политической элиты к потустороннему с вхождением страны в период турбулентности?

— Существует четкая закономерность: интерес к эзотерике усиливается перед сильными общественно-политическими изменениями. Так было в Европе начиная с античности, когда менялись эпохи. Так было и у нас — и перед революцией 1905 года, и перед революцией 1917 года, и во время перестройки. До сих пор этот закон работал. Как будет сейчас, не знаю.

Интерес, замечу, проявляет не только элита. Народ это тоже страшно интересует. О чем, в частности, свидетельствует успех телешоу с участием экстрасенсов: такие передачи бьют рекорды популярности. Согласно соцопросам, 40 процентов людей стопроцентно верят в существование колдовства, а 20 — не исключают, что оно существует. Всего 60 процентов. В общем, народ у нас очень суеверен. У большинства — магическое восприятие действительности.

Часто это связано с тем, что люди не в состоянии самостоятельно исправить свое положение, поэтому начинают верить в чудо. И свои проблемы объясняют магическим воздействием. Тем, что, например, соседка навела порчу из зависти. Рациональные аргументы здесь не важны. Людям хочется верить в сверхъестественное. И, поверьте, если бы ведьм по-прежнему сжигали, у нас бы обнаружилось немало свидетелей колдовства…

— По слухам, существует некая организация, расположенная якобы в центре Москвы, некий институт или центр, который обеспечивает, так сказать, связь наших правителей с космосом. Приходилось что-нибудь слышать об этом?

— Аналитических центров много, но про эзотерические я ничего не слышал. Если такая организация существует, то, наверное, она очень засекречена. Однако в силу того, что народ у нас чрезвычайно болтлив, сильно сомневаюсь в наличии каких-то законспирированных оккультных институтов. Какими бы секретными они ни были, хоть какие-то следы их присутствия должны были бы появиться. Да, наши руководители активно пользуются информацией, которая идет из этой сферы, но это, повторяю, частная практика, частные консультанты.

Впрочем, по большому счету все это детские игрушки. Чем действительно сегодня увлечены сильные мира сего, в том числе российская элита, так это алхимия. Наблюдается просто взрыв интереса наших высших слоев к биохакингу. А биохакинг — это наследие древней алхимии: продление жизни с помощью сложных и дорогих манипуляций.

— Разве целью алхимиков не было превращение металлов в золото?

— Нет, авторитетные исследователи знают: получение золота не было целью алхимиков. Люди, которые этим занимались, были по большей части совсем не бедными, золото им было ни к чему. Во всяком случае, они могли его получить более простыми способами. Целью было обретение как можно более долгой, а в идеале — вечной жизни. Главное, что должен был совершить алхимик, — изменить свое тело и свое сознание. Тело возвести, образно говоря, в состояние золота, ведь именно золото не подвержено влиянию времени, а сознание — приблизить к сознанию Бога. И некоторые алхимики, как гласят легенды, весьма преуспели в этом.

— И что, сейчас тоже ищут эликсир бессмертия?

— Именно так. В исследования такого рода вкачиваются очень серьезные суммы. И участвуют в этом, повторяю, в том числе наши самые высокопоставленные персоны.

— Это можно отнести к оккультным практикам?

— Это смесь, стык реальной науки (современных биотехнологий) и эзотерики. Встречаются и какие-то совсем уж запредельные рецепты, которым позавидовали бы средневековые алхимики. К тому же деятельность всех этих исследовательских групп носит, как правило, закрытый, непубличный характер, что также напоминает древние алхимические практики.

По сути биохакинг — это новое эзотерическое учение, у которого сегодня куча адептов. Прежде всего — стареющие властители, которые хотят продлить свое существование. Причем продлить в качественном состоянии, не в виде развалины. Они хотят жить активной жизнью, и желательно не умирать никогда.

Ходят, кстати, упорные слухи, что глава знаменитого клана Рокфеллеров, Дэвид Рокфеллер, который за свою жизнь перенес несколько пересадок сердца и скончался, по официальной информации, два года тому назад в возрасте 102 лет, на самом деле не умер. Что о смерти было сообщено публично, чтобы его слишком долгая жизнь не казалась странной. Возникла даже теория заговора на эту тему: мол, мировая элита уже нашла путь продления жизни. В какой-то момент нам объявляют о смерти этих людей, а они продолжают жить…

И доля истины в этой сказке есть. Похоже, мы и впрямь вступаем в эпоху, когда к социальному неравенству добавится биологическое. Раньше были различия в возможностях, но все ходили, как говорится, под одним Богом. А сейчас у некоторых слоев населения, у элиты, появится возможность жить раза в два дольше, чем остальные. Мы уже близки к этому, и это достаточно сильно изменит картину привычного нам мира.

— То есть это не шарлатанство?

— Вот это — точно нет. Исследования, опирающиеся, с одной стороны, на мощь современной науки, а с другой — на алхимическую философию, могут дать, на мой взгляд, очень интересные результаты.