Окормление, что это?

Окормле́ние духо́вное – 1) пас­тыр­ское попе­че­ние о спа­се­нии, заклю­ча­ю­ще­еся в духов­ном настав­ни­че­стве и молитве; 2) духов­ное настав­ни­че­ство вообще (может осу­ществ­ляться духовно опыт­ным хри­сти­а­ни­ном, не обла­да­ю­щим сте­пе­нью свя­щен­ства, напри­мер, стар­цем в мона­стыре, крёст­ным и т. п.).

Окорм­ле­ние духов­ное есть особая форма пас­тыр­ского слу­же­ния, заклю­ча­ю­ща­яся как в сми­рен­ном учи­тель­ском дей­ствии пас­тыря, так и в содей­ству­ю­щем ему дей­ствии бла­го­дати Божией.

«Суще­ствен­ный Дея­тель в пас­тыр­ском слу­же­нии – Дух Святый, а пас­тырь лишь посред­ник изли­я­ния бла­го­дати на веру­ю­щих», – гово­рит Епи­скоп Вени­а­мин (Милов). Окорм­ле­ние духов­ное нераз­рывно свя­зано с пред­став­ле­нием о пас­тыр­стве как бла­го­дат­ном посред­ни­че­стве в деле воз­рож­де­ния людей. Суть пас­тыр­ства выра­жа­ется посред­ни­че­ством не чело­ве­че­ским, а бла­го­дат­ным. Если кто Духа Хри­стова не имеет, тот и не Его (ср.: Рим. 8:9).

«Мысль о Боже­ствен­ном, бла­го­дат­ном посред­ни­че­стве пас­ты­рей апо­стол Павел защи­щает в первых четы­рех главах Пер­вого посла­ния к Корин­фя­нам против лож­ного взгляда неко­то­рых коринф­ских хри­стиан, при­вя­зы­ва­ю­щихся к чело­ве­че­ским пре­иму­ще­ствам своих духов­ных отцов. В связи с этим сущ­ность пас­тыр­ского слу­же­ния Гос­пода наи­бо­лее пра­вильно усмат­ри­вать в бла­го­дат­ном посред­ни­че­стве (см.: Ин. 10; 1Пет. 2:25; 5:4; Евр. 13:20).
О про­дол­жа­те­лях Своего слу­же­ния – Апо­сто­лах и их пре­ем­ни­ках, пас­ты­рях, Спа­си­тель сказал: Как послал Меня Отец, так и Я посы­лаю вас (Ин. 20:21). По выра­же­нию апо­стола Павла, пас­тыри – сора­бот­ники, спо­спеш­ники, слуги Хри­стовы, послан­ники Божии, от имени Хри­стова, то есть те же посред­ники и про­дол­жа­тели дела Хри­стова (см.: 1Кор. 3:9–10; 4:1–2, 9; 2Кор. 5:20). Все же от Бога, Иису­сом Хри­стом при­ми­рив­шего нас с Собою и дав­шего нам <Апо­сто­лам> слу­же­ние при­ми­ре­ния…»
епи­скоп Вени­а­мин (Милов). Пас­тыр­ское бого­сло­вие с аске­ти­кой.

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

наст. прош. повелит.
Я окормля́ю окормля́л
окормля́ла
Ты окормля́ешь окормля́л
окормля́ла
окормля́й
Он
Она
Оно
окормля́ет окормля́л
окормля́ла
окормля́ло
Мы окормля́ем окормля́ли
Вы окормля́ете окормля́ли окормля́йте
Они окормля́ют окормля́ли
Пр. действ. наст. окормля́ющий
Пр. действ. прош. окормля́вший
Деепр. наст. окормля́я
Деепр. прош. окормля́в, окормля́вши
Пр. страд. наст. окормля́емый
Пр. страд. прош.
Будущее буду/будешь… окормля́ть

окормля́ть

Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 1a. Соответствующий глагол совершенного вида — окормить.

Корень: —.

ПроизношениеПравить

  • МФА:

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. устар. направлять кого-либо, чаще всего духовно ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

СинонимыПравить

АнтонимыПравить

ГиперонимыПравить

ГипонимыПравить

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

  • существительные: окормление

ЭтимологияПравить

Происходит от праслав. *kъrma, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. кърма, ст.-слав. кръма, русск., укр. корма́, болг. къ́рма, сербохорв. кр̀ма «рулевое весло», словенск. kŕma. Стар. и кажущееся убедительным сравнение с греч. πρύμνᾱ, ион., гомер. πρύμνη «корма», греч. πρέμνον «толстый конец бревна» сопряжено с фонетическими трудностями. Кроме того, πρύμνᾱ имеет вид чисто греческого образования от πρυμνός «крайний». Совершенно иначе объясняет греч. слово Швицер, который производит πρύμνᾱ из *πύμνᾱ под влиянием πρῶιρα «нос корабля». Его дальнейшее предположение о том, что слав. *kъrma заимств. из греч. πρύμνᾱ и что k развилось из р в результате диссимиляции губных, не подтверждается слав. параллелями. По всей видимости, эти слова не связаны друг с другом, и слав. слово родственно греч. κορμός «колода, чурбан, полено», κορμὸς ναυτικός «весло» (Евр.), κορμός … κώπη (Гесихий). По мнению Шпехта, корма́ связано с ко́рень. Сравнение с греч. κυβερνᾶν «управлять» — у Махека. По одной из версий, корма связано с *kъrmь «корм, пища»: погружение в воду весла ассоциировалось с магией кормления. Использованы данные словаря М. Фасмера с комментариями О. Н. Трубачёва. См. Список литературы. Использованы данные Толкового словаря русского языка с включением сведений о происхождении слов (2007). См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

    ПереводПравить

    Список переводов

    БиблиографияПравить

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      Для людей молодого возраста, только начинающих свой самостоятельный путь, исключительно остро стоят вопросы жизненного, нравственного и духовного выбора. И важно, чтобы они имели возможность обратиться к мудрости и опыту Церкви, найти поддержку в своих поисках, обретя опору в Священном Писании и Предании, в практике церковной жизни.

      + Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский

      6—7 октября 2014 г. состоялся X Съезд уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации на тему: «Формирование государственной политики в области воспитания детей — приоритетная задача семьи, общества и государства».

      В первый день съезда в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к участникам с приветственным словом. В своем выступлении он подчеркнул важность поднятой темы: «Вопрос воспитания детей и молодежи всегда актуален, ибо без этого невозможна преемственность поколений, передача базовых знаний и духовно-нравственных норм, сохранение религиозных и культурных традиций. В конечном итоге будущее человеческой цивилизации напрямую зависит от того, кого и как мы воспитаем сегодня».

      Среди проблем и опасностей, с которыми сталкивается подрастающее поколение, важно отметить колоссальный поток информации, который обрушивается на современных детей, и вред, который он может принести при отсутствии духовно-нравственного фундамента. «К сожалению, приходится констатировать, что многие жизненные ориентиры, которые ныне распространены в общественном сознании и активно навязываются молодым людям, в том числе через массовую культуру, с помощью СМИ и интернета, оказывают негативное воздействие на их неокрепшие души. Пропаганда жестокости, насилия и вседозволенности, культ комфорта и потребления, социальное расслоение и несправедливость — все эти и многие другие отрицательные явления особенно остро воспринимаются подрастающим поколением», — продолжил Патриарх Кирилл. Также Святейший Патриарх подтвердил готовность Церкви продолжать диалог и сотрудничество с представителями федеральных и региональных властей, преподавателями, психологами и общественными организациями в деле воспитания детей и молодежи.

      Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 5—6 октября 2011 г. был утвержден документ «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви». Согласно ему, «благодаря миссионерским усилиям Православной Церкви молодое поколение должно услышать от пастырей и верующих сверстников живые и убедительные ответы на свои поиски и вопрошания, обрести в Церкви подлинные ценности и надежные жизненные ориентиры, получить необходимые условия для раскрытия своего внутреннего духовно-нравственного потенциала». На приходских уровнях работа с молодежью, а значит и с несовершеннолетними, и с молодыми семьями, приобретает различные формы:

      • беседы и встречи с духовенством и специально приглашаемыми гостями;
      • вероучительные (катехизаторские) занятия;
      • группы по изучению Священного Писания;
      • миссионерские акции и поездки;
      • социальные проекты;
      • молодежные лагеря;
      • интернет-проекты;
      • киноклубы;
      • кружки по интересам;
      • проекты по профилактике зависимостей;
      • спортивные секции;
      • военно-патриотические клубы;
      • клубы молодой семьи.

      Все вышеперечисленные формы взаимодействия можно разделить по трем основным категориям, тесно взаимосвязанным между собой:

      • Образование;
      • Организация досуга несовершеннолетних;
      • Профилактика девиантного поведения среди несовершеннолетних.

      В соответствии с письмом Министерства образования и науки от 24.10.2011 г. № МД-1427/03 и протоколом заседания Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ от 04.10.2011 № 1(61) с 1 сентября 2012 г. во всех российских школах был введен курс «Основы религиозных культур и светской этики», параллельно с которым на территории Химкинского округа совместными усилиями клириков благочиния и управлением по образованию г. о. Химки был разработан «Муниципальный план развития духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях городского округа Химки на 2011—2015 гг.», главными задачами которого стали обеспечение возможности обмена опыта между преподавателями предметов духовно-нравственной культуры, создание оптимальной системы взаимодействия различных государственных, образовательных, общественных институтов школы и церкви в деле духовно-нравственного воспитания обучающихся, проведение разнообразных внеклассных мероприятий.

      В настоящее время в 18 школах Химкинского благочиния продолжается чтение курсов «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья». Большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию школьников, проводятся классные часы, посвященные таким темам, как «Мораль и нравственность», «Будем добрыми и человечными», «Почитай родителей своих», «О семейном благочестии», «Основы семейного согласия», «Всему начало — отчий дом», «Цели брака. Брак. Венчание. Целомудрие», что является необходимым для формирования правильных ориентиров и ценностей в жизни подростка. Часть классных часов посвящена дням памяти святых, что позволяет учащимся познакомиться с жизнью святых и сформировать представление о русском национальном герое, сформировать уважение к историческому прошлому России.

      Из эффективных средств обучения и воспитания хочется отметить опыт создания небольших школьных музеев по духовно-нравственной тематике, что помогает успешно решать задачи формирования гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. В подтверждение сказанному хочется вспомнить слова академика Д. С. Лихачева: «Важно воспитывать молодежь в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной, ибо подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ».

      Среди внеклассных мероприятий, в которых активно принимают участие как школьники, так и их родители, можно выделить проведение уже традиционных Рождественских семейных чтений, тематических семинаров, выставок и конкурсов рисунка. Так, в Химкинском округе проводятся конкурсы рисунка «Рождественское чудо», «Красота Божьего мира», «Как прекрасен этот мир», в состав жюри которых ежегодно входят клирики нашего благочиния. В 2014 г. большое внимание уделено мероприятиям, посвященным 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского «Духовное наследие преподобного Сергия в истории и современной жизни России».

      Ключевым аспектом в окормлении несовершеннолетних является организация их досуга. Статистика комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г.о. Химки неутешительна — с каждым годом растет число несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа комиссией. Детям всегда было свойственно два ведущих стремления: к учению и к общению. Если современное общество в той или иной степени способно управлять учебным процессом несовершеннолетних, то свободное время сейчас все больше переходит под контроль асоциальных структур. Шоу-бизнес, выпуск печатной и видеопродукции, компьютерные программы, интернет и социальные сети в частности, пропагандируют насилие, цинизм, вседозволенность, превращая молодого человека в раба страстей, похотей, сиюминутных желаний. В таком безумном времяпрепровождении как нигде удается замысел врага обезличить человека, унизить в нем божественный образ и поработить греху. Именно поэтому важно организовать свободное время ребенка так, чтобы он смог удовлетворить потребность общения, творческого развития, и в то же время заложить в него духовно-нравственные ценности.

      Практически при всех храмах Химкинского благочиния действуют воскресные школы для детей и взрослых, в которых помимо традиционных церковных дисциплин (Священное Писание, православный катехизис, Закон Божий и др.) преподаются и такие предметы, как иконопись, рукоделие, иностранные языки, литература. Кроме того, дети активно участвуют в жизни храма: поют в церковном хоре, мальчики проходят алтарное послушание.

      В 2013 г. на базе старшей группы и выпускников воскресной школы прошлых лет храма Святой Троицы мкрн. Сходня была образована молодежная приходская группа, основной формой деятельности которой являются встречи с целью организации совместного общения. Оно проходит в непринужденной обстановке, однако, чтобы не превращать такие встречи в праздное времяпровождение, такие беседы имеют четкую тематику и структуру, при этом сам ход бесед направляется ведущим. Им задается определенная тема, делаются различные комментарии, которые обсуждаются в форме дискуссии. Как правило, это актуальные темы общего содержания, вызывающие интерес у молодежи. Подобные группы создаются и при других храмах благочиния. Так, усилиями духовенства церкви блж. Матроны Московской и молодежного движения «Православная капель» издается ежемесячный храмовый листок «Глаголъ».

      Одним из эффективных методов повышения мотивации к освоению христианского мировоззрения является организация паломнических поездок, которые даже с невоцерковленными школьниками все же не являются обычными экскурсиями, но имеют определенную специфику, поскольку объектом «ознакомления» выступает православная среда. Среди форм организации досуга важно выделить и создание молодежных групп милосердия, направленных на помощь престарелым, малоимущим и многодетным прихожанам храмов.

      В рамках профилактики девиантного поведения стоит особое внимание уделить взаимодействию священства с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. Начиная с 2013 г. в состав комиссии города входит клирик Химкинского благочиния, который участвует во всех заседаниях комиссии, проводимых два раза в месяц. Участие священника в работе комиссии по делам несовершеннолетних, его духовное слово помогает подросткам, совершившим неблаговидный поступок, вернуться на правильный путь, удерживает от дальнейших действий против закона и общественной нравственности, а родителей настраивает на более ответственное отношение к воспитанию своих чад.

      В заключение хочется сказать про самое главное — важность настроя священника, идущего на встречу к детям, понимание серьезности и ответственности диалога Церкви с молодой душой — и привести слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Когда мы специально выделяем молодежь, то в этом есть некий патерналистский подход, есть какой-то взгляд сверху вниз. Молодежь — это зрелая часть нашего общества. Я думаю, что и ошибки нашей педагогики сводятся к постоянному патернализму: мы очень любим критиковать молодежь, очень любим поправлять, очень любим требовать, чтобы молодежь непременно жила так, как мы жили, или так, как мы живем. На самом деле молодежь — это органическая часть всего общества, и говорить с молодежью надо тем же языком, каким мы говорим с людьми старшего поколения».

      Священник Алексий Трубников

      Использованные источники:

  1. http://www.patriarchia.ru/ Официальный сайт Московского Патриархата.
  2. http://www.mepar.ru/ Официальный сайт Московской епархии.
  3. http://www.rfdeti.ru/ Официальный сайт Уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребенка.
  4. http://himki-edu.ru/ Сайт управления по образованию Администрации городского округа Химки.

Одной из основных забот владыки Кирилла как председателя ОВЦС было духовное окормление многомиллионной русской диаспоры, создание приходов и строительство храмов в дальнем зарубежье, налаживание контактов с соотечественниками за рубежом, собирание «Русского мира». Открытие границ, глубокий экономический кризис в странах бывшего СССР, политическая напряженность и межэтнические конфликты стали причиной новой многомиллионной волны эмиграции. Значительную часть трудовой эмиграции 90-х гг. XX в. составляли православные верующие, окормление которых в «странах рассеяния» стало насущной задачей Русской Православной Церкви. Выступая в октябре 2001 г. на первом Конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом, митрополит Кирилл заявил о необходимости преодоления разделений по политическому признаку. На Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом, состоявшемся в Санкт-Петербурге через пять лет, владыка Кирилл представил концепцию «Русского мира» как феномена, порождаемого «совокупностью определенных ценностей и исторического опыта, которая влияет на личное и общественное бытие людей, относящих себя к русской культуре». Ценностями для человека «Русского мира» «являются преданность Богу, любовь к Родине, человеколюбие, справедливость, межнациональный и межрелигиозный мир, стремление к знаниям, трудолюбие».

Говоря о роли Русской Православной Церкви в консолидации русской диаспоры, митрополит Кирилл обратил внимание на бурный рост приходов Русской Православной Церкви за рубежом (к 1997 г. в дальнем зарубежье действовало 176 учреждений Русской Православной Церкви, в 2004 г. — 227, в 2006 г. — около 300, в 2008 г. — 316):

«Развитие заграничных приходов является мощным фактором, препятствующим ассимиляции русских людей. Религиозная жизнь, особенно для соотечественников за границей, является точкой сосредоточения русской культуры».

Практически во всех своих многочисленных зарубежных поездках владыка Кирилл встречался с членами русских общин, для многих из которых это была первая встреча с иерархом Русской Церкви (например, в Ираке в марте 2002 г., в ЮАР в 2003 г., в Доминиканской Республике в ноябре 2004 г., в Йемене в декабре 2005 г. и т. д.).

Кроме того, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II митрополит Кирилл возглавлял и церковно-общественные торжества, приуроченные к 75-летию кафедрального храма Трех святителей в Париже (Франция, 2006 г.), и празднование 50-летия со дня освящения кафедрального собора Русской Православной Церкви в Лондоне (Великобритания, 2006 г.), и торжества по случаю 70-летия Воскресенской русской общины в Цюрихе (Швейцария, 2006 г.), а также принял участие в праздновании 110-летия Александровского подворья в Иерусалиме (Израиль, 2006 г.), в праздновании 110-летия освящения подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах (Чехия, 2007 г.), освятил больничный корпус Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне (Греция, 2007 г.), возглавил празднование 160-летия Русской духовной миссии в Иерусалиме (Израиль, 2007 г.), возглавил торжества по случаю 70-летия Воскресенского кафедрального собора в Берлине (Германия, 2008 г.) и др.

Иногда визиты митрополита Кирилла были связаны с проблемами, возникшими у русских общин вследствие неправомерной позиции властей относительно принадлежности храмов Русской Православной Церкви (в 2004 г. в Венгрии митрополит Кирилл обсуждал эти вопросы с президентом, премьером и председателем Парламента Венгерской Республики), или с защитой прав русского населения (например, в Эстонии).

В 2003 г. для поддержания контактов между Московским Патриархатом и российским внешнеполитическим ведомством была создана рабочая группа по взаимодействию Русской Православной Церкви и Министерства иностранных дел Российской Федерации. На 10-м заседании рабочей группы в ноябре 2007 г. отмечалась важнейшая роль ОВЦС в реализации государственной программы по работе с соотечественниками. «Наше министерство, посольства и консульства всегда сотрудничают с представителями Московского Патриархата, с приходами Русской Православной Церкви в различных странах», — сказал министр иностранных дел С.В. Лавров.

Митрополит Кирилл постоянно посещал приходы Русской Православной Церкви в дальнем зарубежье, укрепляя их связь с родной Церковью и оказывая им необходимую поддержку. Его визиты, неизменно включавшие встречи с руководством стран и городов, в которых жили соотечественники. Так, митрополит Кирилл провел переговоры с Президентом Аргентины С. Менемом во время посещения Аргентинской и Южно-Американской епархии Русской Православной Церкви в декабре 1997 г., с мэром Эдмонтона при посещении приходов Канады в августе 1998 г., с министром иностранных дел Норвегии во время посещения приходов Русской Православной Церкви в Осло и Ставангере в июне 1999 г. и др.), играли определяющую роль в выстраивании взаимоотношений русских приходов с местной властью.

Особой задачей была организация переговоров о возможности открытия приходов в тех странах, где русская православная диаспора находилась без пастырского окормления. В 1997 г. митрополит Кирилл провел переговоры об открытии приходов в Панаме, на встрече с президентом Панамы Э. Перес Бальядаресом была достигнута договоренность о «положительном решении вопросов, связанных с организацией приходской жизни россиян, проживающих в Республике Панама» — приход Покрова Пресвятой Богородицы был открыт уже в следующем году. В июле 1998 г. митрополит Кирилл посетил с этой же целью Кубу, где также достиг взаимопонимания с государственной властью по вопросу открытия русского прихода в Гаване. В том же году был учрежден первый православный приход на Кубе, богослужения проводились в помещении российского торгового представительства, в ноябре 2004 г. митрополит Кирилл встретился в Гаване с главой Кубинского государства Фиделем Кастро и согласовал строительство нового храма, который был заложен незамедлительно самим митрополитом Кириллом. Строительство завершилось в 2008 г., и тогда же владыка Кирилл освятил храм в честь Казанской иконы Божией Матери, на освящении которого присутствовали Глава Кубинского государства Рауль Кастро, делегация Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации во главе с заместителем председателя Думы Л.К. Слиской, Посол России на Кубе М.Л. Камынин, российские дипломаты и их семьи, многочисленные соотечественники.

География открытия новых приходов Русской Православной Церкви на рубеже XX и XXI вв. охватывает все континенты. При этом если в 90-х гг. XX в. новые приходы возникали в основном в странах, где проживала эмиграция «первой» (послереволюционной) и «второй» (послевоенной) волн эмиграции (Германия, Франция, Великобритания и т. д.), то с конца 1990-х гг. география существенно расширилась: уже в 2004 г. приходы Русской Православной Церкви имелись в 44 странах мира, в 2008 г. — в 51 стране, причем самый активный рост приходов наблюдался в странах Южной Америки, Азии и Ближнего Востока, т.е. странах с уже новой русской эмиграцией. Митрополит Кирилл так охарактеризовал этот процесс:

«Люди, живущие за границей, очень нуждаются в храме, потому что чаще всего это не очень устроенная публика. Им нужно место для встречи, им нужна связь с родной землей. И посещая храм, они, конечно, эту связь чувствуют. И кроме того, в тех экстремальных условиях, в которых многие из них живут, им особенно нужна духовная поддержка. Поэтому многие из тех, кто в России не ходил в церковь, оказываясь за границей, становятся верующими христианами».

В связи с этим наряду с церковно-дипломатическим направлением в деятельности зарубежных учреждений ОВЦС (связь с политическими структурами в других странах, с властями, со средствами массовой информации, с деловым миром) «в последние годы сильно расширяется пастырское направление в нашей работе».

Во взаимодействии с Императорским православным палестинским обществом (ИППО), членом которого владыка Кирилл стал в 1982 г., стали последовательно возрождаться традиции паломничества на Святую Землю, начала возвращаться собственность Русской Православной Церкви в Израиле, происходило научное освоение наследия Русской духовной миссии (РДМ), велась работа над новыми исследованиями. При участии митрополита Кирилла стали проходить научные конференции по истории Святой Земли и деятельности РДМ (Антониновские чтения), 15-16 апреля 1997 г. состоялась организованная ОВЦС юбилейная конференция, посвященная 150-летию РДМ в Иерусалиме.

В октябре 2007 г. в Иерусалиме проходили торжества, посвященные 160-летию РДМ, которые возглавил митрополит Кирилл. В ходе визита состоялись его встречи с Патриархом Иерусалимским Феофилом III, Президентом Государства Израиль Ш. Пересом, мэром Иерусалима У. Луполянски, министром туризма Израиля И. Ароновичем, главным раввином Израиля Й. Мецгером, руководством Палестинской автономии. Главным событием торжеств стало малое освящение соборного храма Всех святых, в земле Российской просиявших, в Горненском женском монастыре, совершенное митрополитом Кириллом.

Постоянное внимание владыки Кирилла в эти годы было обращено на проблемы русского присутствия на Афоне, где в начале 80-х гг. XX в. оставалось всего около 20 русских насельников. Постановлением Правительства Москвы от 6 августа 1991 г. в пользование Московскому подворью афонского Пантелеимонова монастыря был передан комплекс храма великомученика Никиты, что за Яузой, там проходили испытательный срок кандидаты на постоянное проживание на Святой Горе. Ко времени визита на Афон Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в июне 1992 г. братия Пантелеимонова монастыря на Афоне насчитывала уже 40 человек. 25 октября 1995 г. в Москву был привезен список Иверской иконы Божией Матери, созданный иконописцем афонского монастыря Ксенофонт иеромонахом Лукой специально для восстановленной Иверской часовни у Воскресенских ворот на Красной площади. В апреле-июне 1996 г. в Москве находилась принесенная из Пантелеимонова монастыря глава великомученика Пантелеимона, в июне-августе 2000 г. святыня побывала в Киеве, Санкт-Петербурге и Москве. 15 сентября 2001 г. по распоряжению митрополита Кирилла в ОВЦС была создана рабочая группа по Афону, которой было поручено рассмотреть все вопросы, связанные с положением в Пантелеимоновом монастыре и паломничеством на Святую Гору. К 2002 г. численность братии Пантелеимонова монастыря составляла около 50 человек. Наметились позитивные изменения в жизни монастыря: восстановлены порядок и строй монашеской жизни, на средства жертвователей отремонтированы несколько корпусов и все храмы.