Олаф

О́ЛАФ ТРЮ́ГГВАСОН, Олав I Трюг­гва­сон (др.-исл. Óláfr Tryggvason, норв. Olav Tryggvason, лат. Olauus, Turgonis filius) (ок. 969 – 999/1000), ко­роль Нор­ве­гии с 995. Со­глас­но са­гам, сын мел­ко­го норв. ко­нун­га Трюг­гви. Тра­ди­ци­он­но счи­тал­ся пра­вну­ком Ха­раль­да Пре­крас­но­во­ло­со­го по муж­ской ли­нии (ны­не эти све­де­ния рас­смат­ри­ва­ют­ся как миф, соз­дан­ный ср.-век. норв. ис­то­ри­ка­ми с це­лью пред­ста­вить норв. ко­ро­лев­ст­во в ка­че­ст­ве на­следств. вла­де­ния). Ро­дил­ся по­сле ги­бе­ли от­ца, с ма­ло­лет­ним О. Т. мать бе­жа­ла на Русь к свое­му бра­ту Си­гур­ду. По пу­ти О. Т. был пе­ре­хва­чен пи­ра­та­ми-эс­та­ми, в 971 про­дан в раб­ст­во. Че­рез 6 лет вы­ку­п­лен Си­гур­дом, со­би­рав­шим дань в зем­лях эс­тов для «ко­нун­га Валь­да­ма­ра» (см. Вла­ди­мир Свя­то­сла­вич), в 977/978 при­ве­зён на Русь. Вос­пи­ты­вал­ся при кня­же­ском дво­ре в Нов­го­ро­де, слу­жил в дру­жи­не Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча. В 986/987 вер­нул­ся в Скан­ди­на­вию, уча­ст­во­вал в по­хо­дах ви­кин­гов (в т. ч. в Анг­лию). По­сле смер­ти ярла Хо­ко­на Си­гур­дарс­со­на про­воз­гла­шён ко­ро­лём Нор­ве­гии на все­на­род­ном тин­ге в Трон­хей­ме (995). По­сле­до­ва­тель­но про­во­дил по­ли­ти­ку хри­стиа­ни­за­ции Нор­ве­гии, на­прав­лен­ную гл. обр. на ис­ко­ре­не­ние са­мо­стоя­тель­но­сти ме­ст­ных кня­зей. Со­глас­но не­ко­то­рым са­гам, при­нял «не­пол­ное кре­ще­ние» (prima signatio) в Гре­ции. В боль­шин­ст­ве ис­точ­ни­ков го­во­рит­ся о его кре­ще­нии на о-вах Сюл­лин­ги (близ по­бе­ре­жья Анг­лии; совр. назв. – о-ва Сил­ли) во вре­мя по­хо­дов ви­кин­гов. О. Т. – пер­вый норв. ко­роль, че­ка­нив­ший свою мо­не­ту. Под его не­по­сред­ст­вен­ным дав­ле­ни­ем ок. 1000 на аль­тин­ге в Ис­лан­дии бы­ло при­ня­то хри­сти­ан­ст­во. По­гиб в бит­ве у о. Свёль­д, где он сра­жал­ся про­тив объ­е­ди­нён­но­го вой­ска швед. ко­ро­ля Ола­фа Шёт­ко­нун­га, дат. ко­ро­ля Све­на I Ви­ло­бо­ро­до­го и норв. яр­ла Эй­ри­ка Хо­конс­со­на. В це­лом по­пыт­ки О. Т. объ­е­ди­нить Нор­ве­гию окон­чи­лись не­уда­чей, не­за­вер­шён­ной ос­та­лась и на­ча­тая им хри­стиа­ни­за­ция (про­дол­же­на Ола­фом Ха­ральд­ссо­ном).

Олаф Святой, король Норвегии

Олаф 2 НорвежскийОднажды к святой княгине Анне Новгородской, жене Ярослава Мудрого, пришла одна знатная вдова с просьбой помочь в лечении сына. Анна посоветовала обратиться к норвежскому конунгу, который тогда гостил на Руси:

— Он здесь лучший лекарь — и попроси его коснуться рукой того, что болит у твоего сына, а если он откажется, то скажи, что я его об этом прошу.

Когда вдова пришла к норвежцу, он, обладая очень смиренным нравом, поначалу не согласился ей помочь, говоря:

— Я не лекарь, а тебе надо обратиться именно к лекарю.

Но потом конунг уступил, подошёл к больному мальчику, осмотрел его и дал кусочек размоченного хлеба, разложенного крестообразно на ладони. Мальчик проглотил хлеб и тут же стал чувствовать себя лучше, а потом совсем выздоровел. А тот, кто его исцелил, навсегда остался в памяти человечества как Олаф Святой, которого ещё издревле называют «вечным королём Норвегии»…

С детства участвуя в военных походах, Олаф проявлял не только безмерную удаль, но и жестокость, участвуя в разорении христианской Англии. Всё изменилось, когда 18-летний вождь норвежцев сознательно принял крещение и стал защитником и проповедником веры.

За несколько лет Олафу удалось объединить большую часть Норвегии, прекратить беспорядки и разбои, повсеместно насадить христианскую веру.

С проповедью Христа он объехал почти всю Норвегию, устраивая в селениях народные сходы – тинги – на которых призывал людей принять христианство. Заботясь о том, чтобы семена веры не только сеялись, но и давали рост, Олаф направлял в объезженные им области священников и строил храмы.

Олаф строго запретил старые языческие обычаи Норвегии, включая кровную месть и разбои. При этом конунг стремился действовать мирно, уговорами, и только по исчерпании этих средств применял военную силу.

Олаф был очень благочестивым человеком, и это проявлялось в повседневной жизни, чего многим из нас так не хватает. Так, историк оставил трогательные свидетельства о том, как святой Олаф пел псалмы, Едучи на коне, вставал рано утром и первым делом шёл на церковную службу.

Даже когда святому Олафу приходилось решать дело силой, он не только не испытывал ненависти к врагам, но даже заботился об их спасении. Накануне своей последней битвы, в которой Олаф погиб, он отдал много серебра одному из подчинённых и сказал:

— Эти деньги ты должен сохранить и потом разделить. Часть из них пусть пойдёт церквям, часть — священникам, часть — беднякам, а часть на молитвы за души тех, кто погибнет, сражаясь против нас.

Своих людей Олаф тоже ценил и перед битвой выстаивал многие часы, молясь за себя и воинов. А в бой его дружина шла с кличем:

— Вперёд, вперёд, люди Христа, люди креста, люди конунга!

Поражение и гибель святого Олафа в его последней битве чудесным образом стали его великой победой. Ведь так часто и бывает у христиан: проигрывая по мирским меркам, они оказываются победителями в Господе.

Святость Олафа проявилась сразу после его смерти: убивший Олафа воин по имени Торир быстро исцелился от боевой раны, как только прикоснулся к окровавленному телу конунга. Как говорит историк, «Торир был первым из знатных людей в войске врагов конунга, кто признал святость конунга».

Прославление же Олафа в лике святых состоялось уже через год после его смерти. В Скандинавии, Прибалтике, на Руси и даже в Константинополе появились храмы во имя святого Олафа, а сам святой король Норвегии прославился многими исцелениями и чудесами.

Мч. Олаф Святой, король Норвежский. Икона

Мч. Олаф Святой, король Норвежский. Икона

Олаф II Харальдссон, Святой (995 — 1030), король Норвегии, мученик

Память 29 июля (Кельт. и Брит., Сканд., Конст. , РПЦЗ )

Сын Харальда Серого Плаща, потомок Норвежского короля Харальда I. Был викингом, с молодости участвовал во многих морских походах. В 1009-1011 годах и в 1013 году сражался в Англии – вначале с англо-саксами, а затем с датчанами.

В эти годы он принял крещение — по одним данным это случилось в 1013 в Руане, по другим — в Новгороде или Киеве. В скандинавских сагах имеются сведения о пребывании малолетнего Олафа в Новгороде, влияние Олафа или его соратников усматривается в появлении каменных «кельтских» крестов на Севере Руси — они найдены в Куппала и на о. Кильпола над захоронениями, имеется такой крест и в Новгородском Софийском соборе. В своих походах он побывал также в Нормандии, Испании и Святой Земле.

В 1016 году Олаф вернулся в Норвегию и при Несьяре нанес поражение ярлу Свену, фактическому правителю Норвегии. Олаф сделался королём и установил мирные отношения со Швецией и Данией, сосредоточив в своих руках куда больше власти, чем кто-либо из его предшественников. Король преобразовал управление Норвегией. Самым важным его делом было распространение в своём королевстве Христианства. Основанная при нём первая православная церковь Норвегии в Нидарусе (ныне Тронхейм) была освящена во имя святого Климента, папы Римского. Так как этот святитель особо почитался на Руси, можно предполагать что именно оттуда король Олаф научился чтить святого Климента.

Cо временем Олаф восстановил против себя мелких норвежских вождей, которые попытались сместить его, призвав на помощь Кнута Великого. В 1028 году Олаф с малолетним сыном Магнусом бежал на Русь, где нашел пристанище у великого князя благоверного Ярослава Мудрого. Оставив сына на попечении русского князя и его супруги Ирины в 1029 году Олаф вернулся в Норвегию и попытался отвоевать свое королевство. 29 июля 1030 году при Стиклестаде близ Вердала он потерпел поражение от превосходящих сил норвежского ополчения и датских войск. Король был сражён в битве.

Св. Олаф Норвежский. Изображение на столпе в Вифлеемском Рождественском храме, 12 в.

Св. Олаф Норвежский. Изображение на столпе в Вифлеемском Рождественском храме, 12 в.

Мощи и почитание

После смерти короля Олафа над Норвегией установилась власть датчан, которые обложили страну большим налогами. Признав свою вину и простив Олафу былые обиды, норвежцы с почестями погребли тело короля-мученика в Нидарусе, в соборе во имя святого Климента, папы Римского. После своей смерти павший король прославился многочисленными чудесами и стал почитаться как святой. Церкви в его честь появились и в России — в Новгороде и Старой Ладоге.

После отпадения Западной Церкви от Православия, почитание короля сохранялось в римо-католицизме. В 1164 году короля Олафа первым из норвежцев канонизировали. Неугасимая память об Олафе Святом как о герое и небесном покровителе народа оставалась в Норвегии и после подмены римо-католицизма лютеранством как господствующей религией. В 1847 году в память о нем был учрежден Орден св. Олафа. Возрождение православного почитания святого на его родине связано с новейшей историей — так, в 2003 году была освящена в его имя православная часовня на хуторе «Стейнхауген горд» в поселке Фоллдал; в 2014 году, в связи с празднованием тысячелетия крещения святого, на месте его упокоения в Стиклестаде была освящена ещё одна православная часовня. В конце 2016 года археологи Норвежского института культурного наследия обнаружили в Тронхейме фундамент церкви святого Климента, где был расчищен прямоугольный каменный алтарь в котором, предположительно, находятся мощи святого Олафа .

Использованные материалы

  • «К освящению часовни во имя св. Олава в Норвегии,» 23 июня 2003, материалы церковно-научного центра Православная энциклопедия:

Иная транскрипция — Олав.

Официальный сайт Греческой православной архиепископии в Америке Константинопольского Патриархата, .

«Муч. Олафа, короля Норвежскаго (1030)» // Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. — Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, —

«Норвежцам стало известно место погребения святого Олафа», сетевое издание канала Царьград, 18 ноября 2016,

Наследие

Самая старая сохранившаяся картина Святого Олафа, датируемая примерно 1160 годом, находится на колонне в церкви Рождества Христова в Вифлееме. Количество церквей и часовен Олафа напоминает нам о том, что традиция почитания Святого когда-то процветала по всей Северной Европе. До Реформации (примерно до 1540 года), существовало по крайней мере 340 церквей и часовен в его честь, из которых 288 находились за пределами Норвегии.

Путешествие сегодня

Пути паломничества, теперь называемые «Маршруты Святого Олафа — Пути паломников в Тронхейм», представляют собой сеть маршрутов через Данию, Швецию, Финляндию и Норвегию. Сущестуют десятки разных маршрутов, от коротких однодневных поездок до путешествий на несколько недель. Можно найти много информации о возможностях размещения, достопримечательностях, и мест отдыха и приобретения необходимых продуктов. Во время такого паломничества путешественник может испытать радость простых вещей и пообщаться с местными жителями из сельской местности.

Версия 1. Что означает имя Олаф

1. Личность. Тайные цветы земли.
2. Характер. 89%.
3. Излучение. 95%.
4. Вибрация. 78 000 колеб./с.
5. Цвет. Фиолетовый.
6. Основные черты. Восприимчивость — сексуальность — общительность — интеллект.
7. Тотемное растение. Апельсиновое дерево.
8. Тотемное животное. Верблюд.
9. Знак. Козерог.
10. Тип. Скрытны, нерешительны, с нелегким характером. Холерики, постоянно пребывающие в состоянии кипения — только проходит один цикл, как подходит другой. Ценят только приятные стороны жизни.
11. Психика. Такие люди нуждаются в общении, хотя и сами живут богатой внутренней жизнью. Не поддаются влиянию окружающих, часто просто упрямы.
12. Воля. Преобладает над другими чертами характера, но проявляется слишком избирательно. Случается, что эти люди манкируют своими обязанностями, чтобы полностью отдаться каким-то второстепенным увлечениям.
13. Воображение. Служит им только для того, чтобы во всех красках рассказать о своих действительных или мнимых похождениях.
14. Скорость реакции. Высокая. Олаф любит противоречить, их любимое слово — «нет». На неудачи реагируют спокойно, не злятся, своей вины в том не видят, считая, что в их неудачах повинны другие.
15. Поле деятельности. Могут быть торговцами, горными инженерами, земледельцами, военными врачами, ветеринарами. Им нравится находиться в гуще жизни, профессию выбирают без особых проблем, так как с юных лет знают, чего хотят.
16. Интуиция. Граничит с предвидением, хотя эти люди больше руководствуются рассудком, чем шестым чувством.
17. Интеллект. Сильный, но несколько поверхностный. Склонны к обобщениям, решают проблему в целом, не вдаваясь в подробности. Любят выступать с речами и докладами.
18. Восприимчивость. Слишком часто употребляют слово «мое»: «моя жена», «моя машина», «мой дом»… Несколько деспотичны, считают, что все вокруг принадлежит им. Семья имеет для них огромное значение.

19. Нравственность. Ведут себя осмотрительно. Но все же эти мужчины не очень надежны… Они оппортунисты, которые приспосабливаются к обстоятельствам.
20. Здоровье. На удивление отличное. Однако им не следует забывать о печени и поэтому нельзя злоупотреблять алкоголем. Возможна аллергия к антибиотикам.
21. Сексуальность. У них неограниченные потребности, они всегда готовы вступить в любовную связь, чтобы потушить свой жар. В сексуальной жизни — всегда очень бурной и рано начинающейся — идут к цели напролом, что зачастую заканчивается неприятностями.
22. Активность. Существует огромная разница между тем, что Олаф хочет сделать и о чем рассказывает всем подряд, и тем, что делает на самом деле.
23. Общительность. Они веселые собеседники, любят вкусно поесть в кругу друзей.
24. Заключение. Эти мужчины делают все для собственного комфорта, ищут легкой и приятной жизни, к тому же слишком самоуверенны, а в общем — они очень симпатичные и милые люди.

Это верное толкование?

Да 1