Ольховка монастырь Волгоградская область

Конец лета — идеальное время для путешествий по малой родине — Волгоградской области. Популярные маршруты нынешнего сезона — монастыри, здравницы, природные парки.

Соль исцеляющая

Заволжье редко озёрами, зато те, что есть — Эльтон и Баскунчак, имеют мировую известность. На Эльтоне южнее Палласовки величина целебных пластов соли, по предположениям учёных, составляет до сотни метров (!). Местная целебная соль и активная грязь — остаток древних морей, последнее из которых — Хвалынское — отступило на юг не более 40 — 50 тысяч лет назад. Привет от морского прошлого этой местности — гигантские запасы соляно-купольных образований. Причём целебных. На Эльтоне успешно исцеляют заболевания опорно-двигательного аппарата, системы кровоснабжения, гинекологию.

Озеро Эльтон. Фото: АиФ-Волгоград/ Ирина Кречетова

Расстояние от Волгограда: 340 км

Пещеры-загадки

В географическом центре региона — Ольховском районе — находятся Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий и Гусевский Ахтырский монастыри. Места связаны с народными преданиями о князе Александре Невском и едва ли не первыми в Нижнем Поволжье православными традициями. Обитель под Каменным Бродом молода, основана в середине XIX века. Гораздо таинственнее и древнее выглядят пещеры вблизи монастыря, загадка загадок — происхождение запутанных многоярусных ходов.

Мужской монастырь. Фото: АиФ-Волгоград/ Олеся Ходунова

Неподалёку во множестве целебные источники, в которых есть соединения серебра и радона. Таким «природным купелям» молва приписывает целительные свойства при серьёзных заболеваниях.

Украшение всей здешней земли — величественные дубы-великаны возрастом до 300 лет и красивейшие меловые горы. С вершин открывается незабываемая панорама густых лесов вдоль речушки Иловли.

Расстояние от Волгограда: 160 км

В Карпаты… в Камышин

Север Камышинского района, район природного парка «Щербаковский», иногда называют «Волжской Швейцарией». Приволжские холмы в этих местах густо изрезаны глубокими каньонами и оврагами, по дну которых бегут чистейшие ручьи и даже небольшие речушки. Когда-то здесь было место традиционного проживания поволжских немцев-переселенцев. Сегодня среди редких посёлков здесь гораздо выше вероятность увидеть заповедных лесных и степных зверей и птиц. А местные лесистые холмы и каньоны одновременно напоминают пейзажи Предкавказья, Карпат и Крыма.

Столбичи. Фото: old.volganet.ru

Особо выделяется красивейший волжский обрыв — Столбичи, свидетель древнейшего палеогенового моря. К восторгу художественных натур и туристов, утёсы меняют цвет в течение дня — от светлого до тёмно-шоколадного.

Расстояние от Волгограда: 230 км

«Длань» монахини

На северной окраине Серафимовича, бывшей окружной станицы Усть-Медведицкой, расположен Спасо-Преображенский монастырь. Обитель имеет более чем трёхсотлетнюю историю. В первую очередь приезжим показывают вновь отстроенный храмовый комплекс и одну из главных святынь обители — «монашкин камень». На нём чудесным образом остались отпечатки двух ладоней и коленей. По легенде они принадлежат матушке Арсении, без устали молившейся здесь Богородице.

Спасо-Преображенский монастырь. Фото: АиФ-Волгоград/ Максим Гребеньков

Расстояние от Волгограда: 230 км

Донские динозавры

В природном парке «Донской» путников встречают самые высокие меловые утёсы в Европе высотой без малого 200 метров, оборудованные удобными смотровыми площадками. В Задонье бьют 52 родника со студёной водой, пять из них обустроены для отдыха. Среди других достопримечательностей — урочище «Остров» на Дону, святилище язычников-огнепоклонников севернее станицы Трёхостровской — или «Донской Стоунхендж», а также «Долина динозавров» вблизи станицы Новогригорьевской.

Природный парк «Донской». Фото: old.volganet.ru

Расстояние от Волгограда: 80 км

Скандинавия на Хопре

Природный парк «Нижнехопёрский» располагает редчайшим для российского юга природным «капиталом» — ледниковыми валунами. Главная артерия парка — река Хопёр в рекламе не нуждается. Заповедные песчаные пляжи и лесная пойма реки чудодейственно безлюдны даже летом.

Для путешествия в местную «Скандинавию», которая по микроклимату много ближе к Краснодарскому краю, достаточно прибыть в станицу Букановскую под Кумылгой.

Природный парк «Нижнехоперский». Фото: old.volganet.ru

​Расстояние от Волгограда: 270 км

Каменный монашеский корпус был окончательно построен в 1867-1868 гг. В 1868 г. настоятельницей стала инокиня Смарагда из Рыбинского монастыря Ярославской губернии, в 1869-1874 гг. обителью управляла Александра Агафоновна Виноградова (бывшая дворовая крестьянка Тульской губернии). Именно при ней 08.12.1873 г. император «завизировал» определения Священного Синода от 18.05.1873 г. и 14.091873 г. об утверждении женской общины в Каменном Броде. А 16 января 1874 г. Святейший Синод сообщил Правительствующему Сенату об учреждении общины и укреплении за ней недвижимого имущества.

После строительства первых зданий приступили к сооружению собора Троицкого храма по проекту архитектора И.И. Готгарта. Холодная, однопрестольная, церковь без колокольни была построена на пожертвования П.И. Персидского. По некоторым данным, стройка началась в 1879 г. Освятил храм 17 сентября 1895 г. саратовский епископ Николай в сослужении прот. Иакова Ивановского, местного благочинного о. Владимира Веселовского, батюшек из окрестных сел и общинного священника Михаила Малова.

По страховой описи 1910 г. в монастыре располагались два каменных храма: Скорбяшенская церковь и соборная церковь во имя Святой Троицы, часовня с жилым помещением, большое число каменных и деревянных строений — ветряная мельница на горе, келейные корпуса, амбары и другие хозяйственные службы. Опись была подписана игуменьей Сусанной, священником Симеоном Туркиным, казначей Таисией, экономом Капитолиной, криторшей Евлампией и благочинной Марианной. В 1914 г. уже при игуменье Еннафе к этим строениям добавилась деревянная колокольня, примыкавшая к жилым кельям.

Судя по косвенным данным, у монастыря имелось свое подворье в Донской епархии (ныне ст. Арчадинская Михайловского района). Именно через него в 1917 г. сестричество при Псковской церкви с. Солодчи и решило выписать икону святителя Николая Чудотворца. Образ стоимостью в 70 руб. был выслан через Арчадинское подворье и встречен в конце ноября в самом монастыре. Тысячи верующих из Солодчи и других сел пришли в обитель за этим образом, и после торжественных богослужений монахини проводили крестный ход до с. Михайловка.

Обитель считалась достаточно зажиточной — один только иконостас Свято-Троицкого храма оценивался в 10 тысяч руб. Иконы с ризами для двухъярусного престола заказывали в Царицыне в иконописной мастерской купца В. Рысина. Очевидцы якобы видели здесь иконы руки Андрея Рублева. По рассказу Л. Поповой, до революции жители Ольховской волости услышали о явлении в меловых горах иконы Божией Матери и пошли к этой пещере. Здесь собралось множество людей со священниками, молившимися о том, чтобы икона вышла из пещеры к народу. Молитвы сбылись, икона вышла, и ее занесли в храм с. Ольховка, поместили в золотой киот. Последним священником Белогорского монастыря был Симеон Туркин, сын которого рассказывал, что пещеры, доступные ныне для паломников, созданы неким монахом в знак покояния.

В Волгоградском государственном архиве хранится документ со следующей резолюцией одного из новых начальников: «предложить принять срочные меры к ликвидации этих религиозных общин, даже и тех, которые: успели получить юридическое оформление на предмет своего существования». Чиновники Сталинградского уездного финансового отдела собрали со всех 65 монахинь подписку о том, что они отказываются от проживания в монастыре и обязуются освободить его к 1 февраля 1928 г. (насельницам предложили платить за «квартиры» в созданной ими же обители по 323 руб. 84 коп. в месяц). Монахини стали постепенно расходиться, кто куда. Но существует и другая версия закрытия монастыря. В канун одного из двунадесятых праздников (вероятно, Введения во храм Пресвятой Богородицы) настенная икона Божией Матери начала плакать кровавыми слезами, что сестры расценили как печальное знамение. А вскоре ночью нагрянули красноармейцы, арестовали остававшихся насельниц, а кого-то даже утопили в болоте.

Как указывают некоторые исследователи культовых пещерных комплексов, например, Ю.В. и К.Э. Полевы, вопрос о наличии других ярусов остается дискуссионным. Но, по словам старожилов, ранее из самого храма или других построек обители можно было пройти в меловые пещеры, по пути миновав даже подземный ручей. Также они описывали иеромонаху Евстафию подземную залу, куда попадали через колодец первого яруса и в центре которой находился выточенный из мела круглый стол. Вокруг стола из мела были выточены сидения, в его центре находилась также изваянная из мела большая чаша с маслом или святой водой, а по краям стояли небольшие чаши с маслом (очевидно лампады). Далее мальчишки дошли до подземной реки, через которую был перекинут мост, и повернули отсюда из-за недостатка воздуха.

Изучение монастырских пещер началось еще в 1984 г., когда волгоградские спелеологи раскопали заваленный вход в подземелье. Лабиринты строились таким образом, чтобы в случае опасности их можно было затворить. Находили в них, по словам местных жителей, даже замурованную лодку. Часто бывавшие здесь волгоградские журналисты собрали о монастыре массу легенд и небылиц, начиная от существования пещер еще в годы правления ханов, до спрятанных здесь Разиным сокровищ и пропажи людей в подземных ходах.

С 1996 года в монастыре началось восстановление ограды. В 1999 году был совершен внутренний ремонт церкви «Всех Скорбящих Радосте», проведено отопление, сделаны теплые полы, оштукатурены и покрашены стены. С 2001 года в церкви стали совершаться богослужения круглый год, до этого в зимний период богослужения совершались в домовой Свято-Троицкой церкви. В 1999 году была сооружена деревянная купель над Святым источником. В 2004 году началось детальное восстановление здания бывшей трапезной, которая по благословению священноархимандрита монастыря митрополита Германа восстанавливается как архиерейские покои, келья настоятеля, гостиные комнаты и зал для приема гостей (архондарик).

более подробная история монастыря на сайте монастыря