Онтология и гносеология

Онтология — разделфилософии, изучающий бытие. «Онтологияв своем классическом понимании естьзнание о предельно общем»

Онтология как теория

Термин «Онтология»был предложен Р. Гоклениусом в 1613 годув его «Философском словаре» («Lexiconphilosophicum, quo tanquam clave philisophiae fores aperiunter.Francofurti»), и чуть позже И. Клаубергом в1656 году в работе «Metaphysika de ente, quae rectusOntosophia», предложившем его (в варианте»онтософия») в качестве эквивалентапонятию «метафизика». В практическомупотреблении термин был закреплён Х.Вольфом, явно разделившим семантикутерминов «онтология» и «метафизика».

Основной вопросонтологии: что существует?

Основные понятияонтологии: бытие, структура, свойства,формы бытия (материальное, идеальное,экзистенциальное), пространство, время,движение.

Онтология, такимобразом, представляет собой попыткунаиболее общего описания универсумасуществующего, который не ограничивалсябы данными отдельных наук и, возможно,не сводился бы к ним.

Иное пониманиеонтологии даёт американский философУиллард Куайн: в его терминах онтология— это содержание некоторой теории, тоесть объекты, которые постулируютсяданной теорией в качестве существующих.

Вопросы онтологии— это древнейшая тема европейскойфилософии, восходящая к досократиками особенно Пармениду. Важнейший вкладв разработку онтологической проблематикивнесли Платон и Аристотель. В средневековойфилософии центральное место занималаонтологическая проблема существованияабстрактных объектов (универсалий).

В философии XX векаспециально онтологической проблематикойзанимались такие философы как НиколайГартман («новая онтология»), МартинХайдеггер («фундаментальная онтология»)и другие. Особый интерес в современнойфилософии вызывают онтологическиепроблемы сознания.

Предмет онтологии

Основным предметомонтологии является сущее; бытие, котороеопределяется как полнота и единствовсех видов реальности: объективной,физической, субъективной, социальнойи виртуальной.

Реальность традиционноассоциируется с материей (материальныймир) и духом (духовный мир, включаяпонятия Бога, душ) и подразделяется(материалистами) на косную, живую исоциальную материю (что порождаетформализм и отношение к личности как кбезличному человеку вообще).

Бытие, как то, чтоможно мыслить, противопоставляетсянемыслимому ничто (а также ещё-не-бытиювозможности в философии аристотелизма).В XX веке в феноменологии и экзистенциализмебытие отождествляется с человеком, какединственным из обладающих способностьюмыслить и вопрошать о бытии. Однако вклассической метафизике под бытиемпонимается Бог. Человек, как бытие,обладает свободой и волей.

ГНОСЕОЛОГИЯ

(греч. gnosis — знание,logos — учение) — философская дисциплина,занимающаяся исследованиями, критикойи теориями познания, — теория познаниякак таковая. В отличие от эпистемологии,Г. рассматривает процесс познания сточки зрения отношений субъекта познания(исследователя) к объекту познания(исследуемому объекту) или в категориальнойоппозиции ‘субъект — объект’. Основнаягносеологическая схема анализа познаниявключает субъекта, наделенного сознаниеми волей, и противостоящий ему объектприроды, независимый от сознания и волисубъекта и связанный с ним толькопознавательным (или праксео-познавательным)отношением. Основной круг гносеологическойпроблематики очерчивается посредствомтаких проблем как интерпретация субъектаи объекта познания, структурапознавательного процесса, проблемаистины и ее критерия, проблема форм иметодов познания и др. Если для античнойфилософии характерно представление оединстве предмета и знания о нем, а такжео познавательном процессе каксодержательном конфигурированиипредметов и, соответственно, фокусировкавнимания на функциональной трансформациипредметности в содержании знания, то врамках средневековой схоластикипроблематика Г. получает болеедифференцированное развитие, оформляютсямногие компоненты категориальногоаппарата классической Г., а попыткиобосновать возможность совмещенияучения Аристотеля с христианскойдогматикой приводят к оформлениюконцепции двойственной истины, фактическиэксплицитно формирующей идею опарадигмальности познавательныхпроцедур и возможной множественностипарадигм, а такие направления схоластики,как реализм, номинализм и концептуализмзадают различные модели познавательногопроцесса. Становление опытногоестествознания, остро зафиксировавпроблему способа достижения истинногознания, инспирировало конституированиеоппозиции ‘сенсуализм — рационализм’,а, затем, и ‘эмпиризм — рационализм’(17—18 вв.). Статус актуальности приобретаетпроблема активности субъекта впознавательном процессе (Беркли, Юм).Гносеологизм как заданная Кантомориентация на выделение субъективныхоснований познания, сыграл важную рольв преодолении ценностных установокнатуралистической эпистемологии,утверждавших целью познания достижениеабсолютной истины, а также в критикеметафизических философских построений.Различение содержания и форм мышленияв работах представителей немецкойтрансцендентально-критической философиивыдвинуло проблему множественностиоснований познания и относительностиистины. Отказ от метафизики, с однойстороны, и бурное развитие естественныхнаук, с другой, выдвинули именнопознавательное отношение к миру в центрфилософии. Гносеологическая проблематикастановится определяющей для неокантианстваи позитивизма. Основания познавательнойдеятельности классическая Г. связываетс ‘изолированным субъектом’. Сознаниетакого субъекта прозрачно само для себяи является последним источникомдостоверности. В таких полаганияхдействительность знания и его содержаниеоказываются ограниченными рамкамииндивидуального сознания. Это препятствуетвыделению категориальных характеристикзнания и приводит к психологизму(субъективизму). Пытаясь преодолетьограничения исходных абстракций,философы были вынуждены либо приниматьформально-онтологические допущения ипринципы (‘врожденные идеи’ Декарта,‘априорные формы’ Канта), либогенерализовать категорию ‘самосознание’,придавая ей статус онтологии (Фихте,Гегель, Шеллинг). Тем не менее, принципиальнаяограниченность исходных гносеологическихабстракций и допущений осознаваласьвсе больше. Особую роль в этом процессесыграла методологическая рефлексияразвития гуманитарных наук, в которыхвзаимодействие исследователя сисследуемой действительностью строитсяпринципиально иначе, чем в естественныхнауках. Критика оснований классическойфилософии, развернувшаяся с конца 19 в.и продолжающаяся по сей день, привелак ломке традиционных представлений Г.и отказу от абстракций ‘самосознающего’и ‘изолированного’ субъекта. Современныеисследования познания, фиксируяограничения субъект-объектных схем,вводят в качестве исходных иныеструктурные расчленения и абстракции:предметная деятельность (‘практика’),культурная норма (‘парадигма’), языки др. Традиционная гносеологическаяпроблематика включается при этом вболее широкий социокультурный контекст,и, соответственно, более широкую системупонятий. Центральную позицию в рамкахГ. занимает методология науки иэпистемология.

Каклюбая развитая наука, философия имеетсвою внутреннюю специализацию.Классическими разделами философиисчитаются онтология, гносеология,логика, этика, эстетика и историяфилософии.

Структурафилософского знания относительна.Каждая философская система имеетсобственную структуру. Между основнымиразделами философии ни в одной системене существует жестких границ, ихсодержание пересекается, проблемы,изучаемые в одних разделах, рассматриваютсяи в других.

Важнейшимразделом философии является онтология.

ОНТОЛОГИЯ(от греч.ontos — сущее и logos — слово, учение, наука)— учение о сущем, учение о бытии.

Онтология— это учение обо всем, что существует.Она изучает наиболее общие формы бытия,отвлекаясь от их конкретного содержания.Эти формы выражаются в основныхонтологических категориях: бытие инебытие, материальное и идеальное,материя и сознание, пространство ивремя, прерывность и непрерывность,движение, изменение и т. д. (подробнеесм.: 5.2. Философское учение о бытии).

Всоставе онтологии выделяют своиподразделы, изучающие наиболее общиезакономерности существования определенныхсфер бытия: природы, человека, общества.

Такимиподразделами являются философия природы,философская антропология, социальнаяфилософия (подробнее см.: Модули 5, 6, 7).

Философияприроды, или натурфилософия (от лат.rtatura — природа) — древнейший разделфилософии. Его предметом являютсяосновные закономерности существованияприроды. Натурфилософия стремитсяобобщить имеющиеся знания о физическоммире, создать единую картину мира, онатесно связана с естественнонаучнымзнанием. Важнейшей философской проблемойизучения природы является вопрос опроисхождении физического мира.

Философскаяантропология(от греч. anthropos — человек) — философскоеучение о человеке. Как самостоятельнаяотрасль она сформировалась в XVI в.Философская антропология изучаетпроблемы происхождения человека, смыслаего существования, взаимоотношенийчеловека с природой и обществом. Подробнеесм.: 7.3. Философия о происхождении человекаи о его природе.

Социальнаяфилософия(от лат. socium — общество) — наука обосновных законах существования общества.Разделы социального знания, посвященныеотдельным сторонам общественной жизни,содержались во всех крупнейших философскихучениях со времен античности. Однаковыделение общества в качествесамостоятельного объекта изученияпроизошло только в начале XIX в. Современнаясоциальная философия рассматриваетобщество как систему как совокупностьвзаимодействующих элементов и какпроцесс (как последовательное изменение,развитие общественных структур).Синонимами социальной философии вразличных философских теориях выступаютпонятия «общая социология», «философияистории», «исторический материализм»и др.

Вторымосновополагающим разделом философиивыступает гносеология.

ГНОСЕОЛОГИЯ(от греч.gnosis— знание) — учение о познании, теорияпознания.

Гносеологияизучает сущность и содержание процессапознания, исследует взаимоотношениямежду субъектом и объектом познания,рассматривает проблемы границ, источников,форм и способов познания существующегомира.

Всовременной гносеологии выделяютсятакие ведущие отрасли, как эпистемологияи науковедение.

Эпистемология(от греч. episteme — знание) — учение о знаниикак таковом. Эпистемология изучаетзнание, отвлекаясь от субъектно-объектныхотношений в процессе познания. Онаисследует структуру знания и закономерностиего функционирования. Эпистемологиясуществует со времен античной философии,хотя многие ее проблемы до XX в. изучалисьв рамках формальной логики.

Науковедение— дисциплина, изучающая теоретическиепроблемы развития науки. Выделениенауковедения в самостоятельную отрасльотносится к 60-м гг. XX в.

Следующимпосле онтологии и гносеологии ведущимразделом философии является логика (отгреч. logos — слово, понятие, мысль, учение,наука) — наука о законах мышления. Логикаизучает законы, формы, способы, средствамышления, рассматривает проблемы,связанные с интеллектом, в том числе иискусственным (машинным). Логиказародилась в античный период.

Основнымразделом логики является формальнаялогика — учение о формах рассуждений,рассматриваемых отвлеченно от ихсодержания. Родоначальником формальнойлогики является Аристотель.

Классическуюформальную логику называют такжетрадиционной, или аристотелевской. Сконца XIX в. в рамках формальной логикиполучила распространение математическая(символическая) логика, изучающаяпроцессы мышления посредством ихматематического описания.

Онтология,гносеология и логика, изучающиесуществование, познание и мышление,представляют собой ядро, основуфилософского знания, являясьвзаимосвязанными частями единогоцелого. Помимо этих основных разделовв состав философии входят и другие, такназываемые периферийные (от лат.periphereia — отдаленный от центра, окружной)разделы: этика, эстетика, историяфилософии.

Этика(от греч.ethos — обычай, характер) — учение онравственности, морали. Этика исследуетприроду, сущность и содержаниенравственности, изучает основныеценности человеческой жизни. Этикавозникла как практическое направлениев античной философии, как учение о нормахчеловеческого поведения. В отличие отонтологии, изучающей то, что есть, этикарассуждает о том, как должно поступать,т. е. является нормативной дисциплиной.Основной проблемой этики являетсявопрос о происхождении нравственныхнорм: создает ли их общество, или онисуществуют объективно, независимо отчеловека.

Врамках этики выделяются этология —наука о нравственных нормах конкретныхобществ и аксиология (от греч. axia —ценность) — учение о ценностях человеческойжизни.

Эстетика(от греч.aisthetikos — чувствующий, чувственность) —учение о законах прекрасного. Эстетика,как и этика, является древнейшим разделомфилософии. Она изучает сущность, формы,типы прекрасного в природе, искусстве,человеческой жизни. Основной проблемойэстетики является вопрос о происхождениикритериев прекрасного: существует ли»объективно прекрасное», или пониманиепрекрасного всегда субъективно какпорождение человеческого сознания.История философии изучает развитиефилософской мысли от ее зарождения донаших дней. Структурной основой историифилософии является ее периодизация, т.е. разделение на периоды, этапы, а такженаправления и школы. В истории философиивыделяют несколько этапов становленияфилософского знания.

Философиякультуры, культурфилософия- раздел философии, исследующий сущностьи значение культуры. Термин введён вначале 19 в. нем. романтиком А. Мюллером.Философия культуры следует отличатькак от философии истории, ибо процесскультурного творчества человечествав своих ритмах не совпадает с фазамиисторической эволюции, так и от социологиикультуры, которая рассматривает культурус точки зрения её функционирования вданной системе общественных отношений.

Философиякультуры в узком смысле –как философское осмысления разныхстадий эволюции человеческой культуры.Центр тяжести сосредоточивается теперьна противопоставлении культуры какорганической целостности – цивилизациикак проявлению механического иутилитарного отношения к жизни.

Филосо́фияпра́ва ( илиправова́я филосо́фия ) — раздел философиии юриспруденции, который занимаетсяисследованием смысла права, его сущностии понятия, его оснований и места в мире,его ценности и значимости, его роли вжизни человека, общества и государства,в судьбах народов и человечества.

Философиянауки —раздел философии, изучающий понятие,границы и методологию науки. Такжесуществуют более специальные разделыфилософии науки, например философияматематики, философия физики, философияхимии, философия биологии.

Философияистории —изучает вопросы, связанные со смысломи целью общественной истории, с еедвижущими причинами. Куда идет историяи почему она вообще осуществима? — таковглавный вопрос философии истории.Философия истории тесно связана ссоциальной философией, но переноситосновной акцент на моменты измененияи развития общества. Иногда вместотермина «философия истории» употребляют