Оповещение ударами в колокол 5

Владислав Мымрин

Из-за невостребованности профессии звонаря в церковные колокола в Удмуртии сегодня часто бьют управляемые машины, но инициаторы установки таких приспособлений считают, что именно это поможет в восстановлении традиции живого колокольного звона. Специально для «ДЕНЬ.org» звонари рассказали и о других нюансах своей работы.

Мне посчастливилось побывать в открытом недавно храме Иверской Иконы Божией Матери в Ижевске, где звонарь и установщик электронного приспособления, заменяющего человеческий труд, наглядно продемонстрировали оба способа извлечения мелодии из колоколов.

«Это московские колокола. Видите, они украшены различными надписями, иконами. Люди видят их и радуются, — рассказывает бывший звонарь отец Александр Ложкин, поглаживая огромный колокол. — Он весит 4,5 тонны. Совокупный вес колоколов, которые находятся здесь, — 8 тонн».

Отзвонив для демонстрации своих способностей звонкую трель, он сказал, что сегодня звонарь крайне редкая и при этом сложная профессия, обучаться которой готов далеко не каждый.

«Я вот, например, звоню уже 14 лет, но сейчас этого делать не могу, потому что стал священником и мне нужно служить, — говорит он. — Нужно, чтобы человек хотел делать это от всей души, а не из-за денег, которых ему могут и не заплатить, а если он и будет что-то зарабатывать, то это не так много. При этом он должен быть физически устойчивым, потому что иногда приходится бить подолгу, ответственным, потому что бить в колокола часто нужно по определенному времени, и при этом нужно иметь чувство ритма. Поэтому остаются только немногие».

Именно из-за своего рода кадрового дефицита в этой области на помощь людям пришел так называемый электронный звонарь, придуманный руководителем Международного центра колокольного искусства Андреем Дьячковым. Принцип работы этого устройства заключается в следующем: к тросу-«растяжке» крепится репшнур, который подходит к валу двигателя, в свою очередь питание на него подает контроллер, энергия к которому поступает от обычного автомобильного аккумулятора. Такое приспособление знает порядка 30 мелодий, которые чаще всего используются при каких-либо значимых событиях.

Установка этого устройства, конечно, имеет множество преимуществ перед использованием «ручного труда». Во-первых, установить такую вещь проще, чем искать того, кто согласится постоянно подниматься на высокую колокольню в мороз и солнцепек, где нужно будет довольно продолжительное время звонить в колокол. Во-вторых, машина, в отличие от человека, не сможет опоздать или не сориентироваться в ответственный момент. В-третьих, человек, устав, может отказаться от этого занятия или, например, подняться по иерархической лестнице, и тогда у него не будет на это времени, как у отца Александра, а «электронный звонарь» всегда будет оставаться на одном месте.

Казалось бы, ситуация развивается таким образом, что со временем машина попросту вытеснит людей из этой области, но, по словам Александра Стерхова, который занимается установкой «электронных звонарей», это устройство, напротив, призвано возродить традицию живого колокольного звона в России.

«Мы все равно стремимся к тому, чтобы звонить по традиции. Так принято, это нужно возрождать, человек вкладывает в это душу. Когда-то вставал вопрос об использовании электричества в церквях, и вот, пожалуйста, лампочки есть, но ведь свечи все равно остались, — говорит Александр Стерхов. — Сам «электронный звонарь» разрабатывался для обучения. То есть человек приходит, видит, за какие тросы в определенный момент потянул механизм, а потом может запомнить и дергать за них сам. И так несколько раз. Раньше такой своего рода самоучитель был на компьютерах — человек смотрел на мониторе, за какой колокол должна отвечать рука или нога, и запоминал. Кстати, я и сам когда устанавливал «электронные звонари», загорелся идеей научиться звонить. Посмотрел, потом попросил отца Александра меня научить, теперь могу и сам звонить».

Он отметил, что за системой, которая, по большому счету, довольно неприхотлива, все-таки нужно регулярно следить, проверять ее состояние, иначе она просто выйдет из строя. Последствия к тому же могут быть и опасны. Так, например, если своевременно не заменить натянутый трос, он может лопнуть и покалечить того, кто находится рядом.

Кроме того, по словам Стерхова, неопытный звонарь, не рассчитавший силы, может расколоть колокол, особенно на 30-градусном морозе, когда металл становится более хрупким, чем обычно. В таком случае для подбора нового потребуется специально обученный человек, который должен будет определить параметры необходимой замены, руководствуясь собственным слухом или, в отдельных случаях, камертоном. Меняются колокола и комплектами.

Создание колокола — настоящее искусство. Каждый из них, по словам Александра Стерхова, имеет свой голос, на который влияет множество факторов.

«Это сплав металлов, который будет оптимален для правильного звучания. Бытует мнение, что в колокола добавляют серебро, но это только миф, — говорит Александр. — В каждом городе колокола делают по-своему, и это влияет на звук. Где-то их действительно производят с душой, а где-то это просто уже стало обычным бизнесом».

Перед окончанием нашей беседы позвонить в колокол, к слову, дали и мне. Сыграв хаотичный набор оглушающих звуков и успев хорошенько замерзнуть на гуляющем в колокольне ветру, я и сам убедился, что дело это действительно непростое, но оно по-настоящему может вдохновлять как самого себя, так и слушающих.

Традиция подниматься в Светлую седмицу на колокольню сложилась еще в XVIII веке, когда в пасхальные дни звонари во многих храмах стали просто устраивать себе «каникулы»: они открывали колокольни и уходили отдыхать. В это время любой желающий мог подняться на звонницу, посмотреть, как она устроена, и даже позвонить в колокола.
До сих пор на «звонильной неделе» на колокольню пускают мирян почти в любом православном храме. Это единственное время в году, когда звон можно услышать в неурочное, не богослужебное время: согласно церковному уставу, на Пасху и во все дни Светлой седмицы дозволяется (не обязателен, а именно дозволяется) «звон целодневный».

Источник: Мурманск. Народная группа

Целительная сила колокольного звона Во время звучания колокола излучается очень сильная энергия. Слышимый звук по фазе вибрации совпадает с вибрациями материи тонкого мира, хорошо воспринимается человеком и оказывает целительное действие. Колокольный звон создает радостное и светлое настроение. Он способен изменить душу человека в лучшую сторону, заставляя задуматься над смыслом жизни. Согласно исследованиям, звуковая волна колокольного звона распространяется в виде креста. Колокола представляют собой генераторы энергии в ультразвуковом диапазоне, его используют для стерилизации пространства. Колокольный звон способен лечить душу и тело, восстанавливает энергетику, укрепляет физическое здоровье и гармонизирует психику. При звучании колокольного звона пространство насыщается позитивной энергией, наполняя воздух энергией любви и добра. Известно, что звонари простудными заболеваниями не болеют.

Храмы Мурманска:

Церковь Благовещения города Колы: г.Кола Мурманской обл. пр. Защитников Заполярья, 22.

Подворье Трифонов Печенгского мужского монастыря: Храм Святого Преподобного Феодорита Кольского, Церковь Иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Церковь Преподобного Сергия Радонежского. ежедневно с 7.00 до 20.00. Мурманск, ул. Кооперативная, дом 17
25-44-04.

Колокол при церкви в Италии имел самые разные функции. И напрасно считать, что колокольный звон служил исключительно для того, чтобы собрать верующих на массу или подсказать который час. Колокол был голосом народа и его рупором!

Фото: Анна Черткова
Una campana fa un popolo.
Один колокол – это весь народ (или «созывает народ»).
Когда-то, еще совсем недавно, считалось, что глас колокола обладал способностью отгонять прочь демонов и прочую нечисть, усмирять грозы и бури, отводить в сторону град. Впрочем, я уверена, что кое-где в Италии в эти поверья верят до сих пор!
Итальянцы не сомневались, что защита колокольного звона распространялась на все те территории, где его было слышно. Вот потому-то – а не для хвастовства или показухи, как предполагали иные – и строили высокие колокольни: чтобы целительный звон колокола слышно было как можно дальше! Колокольный звон должен был накрыть все окрестности чудесным покрывалом, неся благословение и защиту. Той же самой логикой относительно уединенного места на высокогорье, впрочем, руководствовались и когда выбирали где возводить церковь.
Колокола в Италии обладают своим особым языком.

Фото: Анна Черткова
Отсчитывая часы, колокола бьют весь день напролёт от дневной молитвы Ave Maria до её вечернего варианта. К концу дня с разницей в час звонили три колокола, которые «настраивали» на солнечный закат.
Первый раз под окончание дня бил колокол на Ave Maria delle ventitré ore. А поскольку солнце заходило в разных городах в разное время, то и точное время, отбиваемое колоколом по солнцу, тоже варьировалось от местности к местности. Но как бы то ни было, этот звон сигнализировал о наступлении сумерек и необходимости возвращаться домой с полевых работ.
All’Avemmaria
O a casa o per la via.
В Италии есть даже поговорка essere sulle ventitré, подразумевающая, что почти дошли до конца, до точки. Обычно «двадцать три» прозванивали примерно за 20 минут до захода солнца – а христианская мораль приписывала в этот час читать молитвы по калекам и умирающим.

Фото: Анна Черткова
Потом колокол звонил на Ave Maria delle ventiquattr’ore, обозначивая наступление темноты, ночи, официального окончания дня спустя час. Полагалось читать Angelus Domini, который сопутствовал и колокольному звону спозаранку и в полдень.
В третий раз колокол звонил Ave Maria di un’ora di notte, или же l’or di notte, оповещая что от ночи уже прошел час и что находиться на улице в это время было опасно. Этот мрачный час иначе именовали также Ave Maria dei morti, поскольку полагалось читать молитвы об умерших.
В полдень колокол возглашал о наступлении 12 пополудни. Дважды колоколам надлежало звонить в праздничные дни: колокол бил doppio в праздники, a distesa, a festa, по субботам, или в канун большого праздника.
Avemmaria: колокольный звон, выбивающий «Аве Мария», указывал, что до мессы оставалось 15 минут.
Cenno: напоминал о начале мессы через 5 минут.
Entrata: начало мессы, церковной службы.
Suono a morto: долгие, протяжные звуки колокола оповещали о смерти или о похоронах.
Suono a martello: напротив, дробный, быстрый, тревожный перезвон сигнализировал об опасности – пожаре, наводнении, зове о помощи.
Suono a malacqua: специальный звон чтобы отвести грозу и молнии.

Фото: Анна Черткова
С колоколами в Италии связана и еще одна мрачноватая легенда – легенда о захороненном колоколе. Эта легенда встречается в фольклоре самых разных местностей Италии, в разных вариантах. Все эти легенды повествуют о колоколе, который по какой-то причине – землетрясение или, к примеру, наводнение – остался погребенным под землёй или водой, но продолжает … звонить. Говорят, к примеру, что вблиз городка Аоста между поселочками Белун и Вермиан, если приложить ухо к земле или к скале, то можно различить колокольных звон. Говорят, что то – колокол церкви, что стояла в некогда располагавшемся здесь разрушенном городке: она продолжает звонить по мёртвым душам его жителей, оказавшихся между жизнью и смертью, в сумерках погребенной под землёй деревни.

Фото: Анна Черткова

Памятник культуры или досадная помеха? Keystone

Церковные колокола являются неотъемлемой частью культурного наследия Швейцарии. Колокола отсчитывают время, призывают людей к молитве, но для многих являются источником беспокойства и раздражения. Так не «отключить» ли вообще колокольный звон по всей стране? Некоторые церковные приходы уже пошли на уступки и согласились под давлением общественности уменьшить громкость боя своих колоколов. Однако дискуссия продолжается.

Этот контент был опубликован 10 октября 2014 года — 10:30 10 октября 2014 года — 10:30 Сюзанн Мисика

Изучала журналистику в Бостоне, изначально всегда стремилась заглянуть в жизни и души других людей. Рабочее время, свободное от написания статей, посвящает созданию подкастов и видео.

Больше информации об авторе | Англоязычная редакция

Сюзанн Мисика ( Сюзанн Мисика), swissinfo.ch Доступно на 9 других языках

«…Колокола в Швейцарии трезвонят постоянно. Они звонят, чтобы напомнить крестьянину о наступлении времени обеда, о том, что ему пора заканчивать трапезу и возвращаться на работу. В субботу колокола напоминают о том, что завтра будет воскресенье, а по воскресеньям о том, что оно, наконец, настало». Так, несколько иронично, но довольно близко к реальности, описывает британский журналист Пол Билтон (Paul Bilton) в своей книге «Эти странные швейцарцы» («The Xenophobe’s Guide to the Swiss») ситуацию с колоколами в альпийской республике.

Швейцарцы любят свою историю, а потому церковные колокола являются неотъемлемой частью культурного наследия страны. Однако колокольный звон радует далеко не всех, и на данный момент в стране ведется дискуссия, а не стоит ли приглушить звук колоколов? Интересным вкладом в такого рода общественные дебаты стал проходивший недавно в Берне Фестиваль церковных колоколов.

В рамках этого события задействована была каждая колокольня города, звон стоял повсюду незабываемый. Толпы туристов заполнили улочки старого города Берна, занесенного в список культурного наследия ЮНЕСКО. «Для меня это не шум, а настоящая мелодия. Церковные колокола имеют разные тона, я воспринимаю эти звуки как музыку», — рассказывает порталу swissinfo Доминик Дэппен (Dominik Däppen), профессиональный звонарь родом из региона Тунского озера.

Тем не менее, он вполне понимает тех, кто относится к колоколам с меньшим энтузиазмом. У него есть несколько вариантов решения этой проблемы. «Колокола можно либо немного приглушить при помощи специальной изоляции, как это мы делаем здесь, в Мюнстере (главном соборе Берна — прим. ред.), либо путем перенастройки всех механизмов, в результате чего можно было бы качественно изменить параметры звукоизвлечения», — профессионально рассуждает Д. Дэппен.

Внешний контент

Колокола Бернского Мюнстера

Маттиас Вальтер (Matthias Walter), председатель Швейцарской гильдии колокольных мастеров и звонарей («Gilde der Carillonneure und Campanologen der Schweiz»), говорит, что «в Германии на многих колокольнях уже установили звукоизоляцию на основе деревянных или металлических панелей, поглощающих часть звуков», и уточняет также, что сами по себе швейцарские колокола вовсе не обязательно громче их европейских «коллег».

Однако, вполне возможно, что все дело тут в архитектуре — в Швейцарии колокольни устроены гораздо более открыты. Еще одним ключевым отличием является режим работы колоколен. «Во Франции колокола звонят один раз в час, а в Швейцарии каждую четверть часа», — указывает Вальтер. А в Италии, по его словам, многое зависит от региона — на севере колокола, как правило, звонят немного дольше и там больше таких же, как в Швейцарии, открытых башен.

Риск для здоровья?

Четыре раза в час, 24 часа в сутки — для общественной организации «Lärmsensible» («Чувствительные к шуму»), выступающей за более тихую Швейцарию, это уже явный перебор. «Акустическая нагрузка, исходящая от церковных колоколов, не дает людям заснуть вечером и нормально спать ночью. А это приводит к стрессу, от которого появляются другие проблемы и заболевания», — указывает в разговоре с порталом swissinfo пресс-секретарь этой организации Самуэль Бюхи (Samuel Büechi).

То есть получается, что церковные колокола представляют собой настоящий фактор риска? По крайней мере чиновники швейцарского Федерального ведомства по охране окружающей среды (BAFU), где есть целый отдел, занимающийся проблемами шумового загрязнения, считают именно так. «Есть все основания полагать, что колокола становятся причиной стрессовых реакций организма, а стресс, как известно, приводит к долгосрочным проблемам со здоровьем», — подчеркивает Марк Бринк (Mark Brink), психолог и научный сотрудник BAFU. С другой стороны, возможности федеральных властей в этой и в самом деле чувствительной сфере довольно ограничены.

Они еще могут бороться с шумом, возникающим в результате все более интенсивного дорожного движения или из-за работы промышленных предприятий, но у них нет прав что-либо указывать церкви. «Каких-либо установленных государством предельных норм шума, производимого церковными колоколами в ночное время, не существует. Этот вопрос, если он возникает, должен решаться на местном уровне. Но, конечно же, мы исходим из того, что чем меньше шума, тем лучше. И если это возможно, то лучше было бы конечно избегать звона церковных колоколов в ночное время. Такова наша позиция», — говорит М. Бринк.

Была бы его воля, то он предложил бы ввести по всей стране компромиссный режим работы колоколен, который предусматривал бы паузу начиная с 22.00 и до 6 −7 часов утра. Кстати, многие церкви уже согласились пойти на это. Так, по данным опроса, проведенного цюрихской газетой «Tages-Anzeiger», в 15-ти из 34-х протестантских и в 16-ти из 24-х католических приходов Цюриха ночной покой соблюдается в указанное выше время. Самым свежим примером такого решения проблемы колокольного боя стала в начале этого года приходская протестантская церковь, расположенная в городе Хённг (Höngg), что под Цюрихом. Прихожане одобрили идею после того, как участились жалобы среди местного населения на шум. Католические же колокола в этом городке перестали бить по ночам еще раньше.

«Я убежден, что традиции звонить в церковные колокола — по крайней мере, в ночное время — придет конец в следующие пять-десять лет», — делится с нами своим мнением М. Бринк, который, кстати, всегда жил там, где ночью колокольный звон слышен весьма отчетливо. «Почему я так думаю? Потому что церковное приходское руководство понимает, что с политической точки зрения, умнее было бы пойти на такое самоограничение добровольно, а не ждать жалоб из народа и законов из Берна».

Два вида реакции на шум

Но если людям не нравится колокольный звон, почему они тогда выбирают жилье в пределах его слышимости? «Бывает так, что в данном квартале не очень тихо, но зато жилье вполне доступно по деньгам», — объясняет Самюэль Бюхи. «Очень трудно бывает найти тихий район, особенно если у вас нет машины — а значит, вы не можете уехать подальше от городского шума. Или же вы не хотите жить вдали от центра города — причины могут быть разные».

«Многие люди даже не думают о колоколах, когда ищут квартиру», — указывает Маттиас Вальтер. А после переезда они начинают удивляться, когда слышат их ночью. А потом и раздражаться. По мнению М. Вальтера, есть две типичные реакции людей на это обстоятельство. «Либо они говорят: «Боже мой, колокольный звон не дает мне уснуть, но посмотрим, как пойдет дальше». Затем они привыкают к нему уже через пару недель, он их больше не беспокоит».

Но другие решают, что им надо срочно что-то предпринять — и нередко дело действительно доходит до неприятных разбирательств, а порой и судебных исков. «И тогда, конечно, звон беспокоит человека каждый раз, когда он его слышит, хотя бы потому, что колокола напоминают ему о судебном процессе», — добавляет М. Вальтер.

Тем не менее, говорит Марк Бринк, важно помнить, что многие наоборот, получают положительный психологический эффект от звучания церковных колоколов. «Они чувствуют себя лучше, они чувствуют себя дома, они чувствуют себя так, как будто Бог наблюдает за ними, — и для таких людей это имеет психологический смысл. И это делает колокольный звон совсем другим видом шума».

Прецеденты

В Швейцарии дела, связанные с колокольным звоном, суды, в том числе и Федеральный суд в Лозанне, рассматривали уже четырежды — и каждый раз суды выносили решения в пользу церкви. Интересен был прецедент, связанный с колокольней протестантской церкви в городе Госсау, что в кантоне Цюрих.

Местный житель подал в суд иск, указывая, что традиция звонить в колокола противоречит заветам общественного блага и что частный интерес церкви не может иметь приоритет по отношению к мнению гражданского общества. Суд отклонил в итоге во всех инстанциях этот иск.

Затем в 2010 году истец, который проживал рядом с церковью, направил жалобу в Европейский суд по правам человека в Страсбург, но в декабре 2013 года суд признал, что это дело не входит в его компетенцию.

Преподобный Дэвид Перри, викарий церкви в Северном Уэльсе, обратился в городской совет с жалобой. Жаловался священник на храм, где несёт службу — точнее, на церковные колокола. Перри заявил, что из-за колоколов он перестал нормально спать: постоянный звон мешает заснуть и будит среди ночи.

Vicar asks to have his own church bells silenced as he complains his family cannot sleep at night https://t.co/GTJ2vKElTk

— Intelligence Dose (@inteldose) 20 марта 2019 г.

«Я бы отменил этот звон хотя бы на ночь, так как это никому не нужно и мешает моей семье…к тому же, в отелях и в загородных домах поблизости могут быть посетители, которых тоже беспокоит этот шум.»

Дело в том, что церковь Святой Марии в Конви очень древняя — её построили в 12 веке, а в 19-м пристроили новую колокольню. По давнему обычаю колокола звонят каждые пятнадцать минут с полуночи и до шести утра. Раньше это было нужно для того, чтобы моряки даже ночью безошибочно знали время для точной навигации.

Викарий заявил, что в современном городе эта древняя традиция только всем мешает и пора бы заставить колокола замолчать.

Сейчас почти при каждом храме есть свой звонарь. А ещё несколько лет назад на молитву прихожан зазывали аудиозаписью колокольного звона. Теперь научиться звонить в колокола может практически любой желающий. Звонарь Никольского храмового комплекса Андрей Попов рассказал корреспонденту «АиФ-Красноярск» обязательно ли звонарю быть христианином? Нужно ли ему иметь музыкальный слух? По каким поводам звучит колокольный звон?

Подчерк звонаря

Татьяна Бахтигозина:Андрей Николаевич, расскажите, как вы стали звонарём?

Фото: АиФ

Андрей Попов: Я много лет проработал водителем, возил разных начальников. Потом был рабочим по зданию в отделении Пенсионного фонда. В церковь сначала просто ходил – ставил свечки. Как-то побывал на акафисте – церковном пении. Мне очень понравилось, стал ходить слушать. Потом узнал, что в нашем храме один прихожанин учится на звонаря. И тоже захотелось. Попросил благословения у настоятеля, отца Иоанна. Так попал в школу звонарей.

– Первый раз о такой школе слышу…

– Красноярские епархиальные курсы звонарей открылись в 2013 году при Свято-Никольском храме. Вот там я и проходил обучение несколько лет назад. Тогда нужно было год учиться, теперь уже два – службу церковную начали подробно изучать. У меня у самого уже пять учеников. Среди них есть девушка и шестилетний мальчик (его бабушка водит).

– И что, вот так каждый может быть звонарём? Или только православные?

– Наверное, не каждый. Если ты не православный, какой смысл идти в звонари? Ведь колокольный звон прежде всего сопровождает церковную службу. Да и делать его нужно с молитвой. Есть даже специальная – для звонарей, которую мы читаем перед началом колокольного звона. Также, прежде чем идти учиться нашему делу, нужно получить благословение настоятеля храма. Но вообще, мы ждём всех желающих на входе в храмовый комплекс, как раз на здании звонницы у нас даже объявление об этом есть.

– Все, кто обучился, потом действительно становятся звонарями при храмах?

– Нет, конечно. Многие понимают, что постоянно находиться при храме не получится. За это ведь зарплату не платят. Кто-то приходит только по определённым дням. Но, кстати, среди звонарей есть и женщины. Знаю, что в одном красноярском храме долго звонарём была прихожанка, которой уже было за 70 лет. А надо учитывать, что не на каждую звонницу легко подняться: лестницы зачастую очень крутые…

– Наверное, среди тех, кто хочет стать звонарём, много музыкантов?

– Есть музыканты. И многие из них при помощи колоколов хотят исполнять рапсодии. Но это сложно сделать, да и не нужно, я считаю. Важнее понимать, что несёт звон. Ведь для каждой службы есть свои каноны. Например, когда читают молитву в честь апостола, звон должен быть торжественным, праздничным, здесь мы задействуем самый главный большой колокол. А если читается молитва мученику, тут уже тональность другая, грустная, если можно так сказать.

Слушания проводились не по вопросу строительства Кафедрального собора Богородице-Рождественского собора, а по изменению границы застройки

Новость по теме

Красноярские власти приняли решение по строительству храмов в городе

Вообще, это католические колокола отливаются по нотам, звукам. У нас другой принцип – по тонам. Поэтому звонарю важнее иметь не музыкальный слух, а чувство ритма. У меня специального музыкального образования нет, в детстве играл в ансамбле, был барабанщиком. Думаю, это в какой-то мере мне помогает. Конечно, помимо канонов есть собственный почерк и у каждой звонницы, и у того, кто бьёт в колокола.

Кстати, первым звонарём в Красноярске был известный музыкант, барабанщик Юрий Жемчугов. Он служил в Благовещенском женском монастыре.

Подняться на звонницу

– Но ведь есть дни, когда на звонницу может подняться любой желающий…

– Да, это Пасхальная неделя. Обычно в эти дни к нам на звонницу выстраивается очередь. Приходят и старики, и дети. Мы пускаем сразу по пять-шесть человек. Но в этом году из-за коронавируса пришлось всё сделать по-другому. Желающие могли позвонить в колокола только в один из дней – в Святое Воскресенье. И пускали мы на звонницу строго по одному.

У Каждой звонницы и звонаря свой подчерк. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

– Звоннице при храмовом Никольском комплексе уже третий год. На мой взгляд, она, как и сам комплекс, украсила правобережный сквер у Торгового центра. Но ведь рядом жилые дома. Не было ли жалоб от местных жителей на громкий звон?

– Удивительно, но нет. Один раз только попросили из детского сада не звонить с 13.00 до 15.00 – в это время тихий час. Мы, конечно, прислушались.

А ещё был такой случай. Вечерняя служба у нас в 16.00. Как и положено, за несколько минут до неё мы начинаем звон, оповещаем прихожан. Однажды ученик это сделал чуть раньше, в 15.30. И многие прихожане поторопились в церковь именно в это время.

– Ваша звонница не похожа ни на одну в Красноярске. Обычно колокольни венчают здание храма, а ваша – отдельно.

— Да, наша звонница – надвратная. То есть она находится над главным входом в храмовый комплекс. Таких в городе больше нет. А вообще, есть несколько типов звонниц. Например, самая древняя – столб-колокольня, это когда колокол располагался между двух столбов, такие сейчас редкость. Или столпообразная, имеющая несколько этажей звонниц. Но у нас в городе действительно кроме нашей все звонницы расположены над храмами.

Стать чище

– Помимо церковных служб и канонов колокольный звон может быть по каким-то иным, скажем так, мирским поводам?

– Так, скорее, было раньше. Например, набатный звон. Он оповещал жителей о каком-то происшествии, например, о пожаре. А метельный звон помогал путникам ориентироваться во время снежной бури: колокола могли звонить круглосуточно, пока не успокоится ветер.

Теперь основные колокольные звоны – перед утренней и вечерней службами, на религиозные праздники, крестные ходы.

Кстати, в нашей звоннице 12 колоколов. Каждый имеет своё значение. И при разных службах могут быть задействованы не все. Например, самый большой колокол (его вес 1100 кг) называется Праздничный. Из названия понятно, что в будни в него не звонят.

У каждого предмета звонницы есть своя символика. Так, наружная часть большого колокола – это Бог-отец, верхняя его часть – Бог-сын, звук – Дух Святой, балки, на которые крепятся колокола, – Крест Христа, верёвки – знание Святого писания.

Звонница в Никольском храмовом комплексе — надвратная. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

– В народе есть поверье, что колокольный звон очищает энергетику, изгоняет злых духов и даже вирусы с микробами уничтожает…

– Я считаю, что если колокольный звон тебе нравится, он в радость, то и помогать будет. У меня, после того как стал звонарём, понимание жизни изменилось. Теперь не по хотелкам живу, а по Евангелию. Отношения с женой намного лучше стали. Она у меня, как я называю, домашняя верующая, в церковь ходит только по большим праздникам. Сначала было непонимание, конечно. Я ведь сейчас при храме ещё и занимаю должность помощника настоятеля по жизнеобеспечению. Зарплата есть, но она, конечно, намного меньше, чем на прошлом месте работы была. И вроде жена должна возмущаться. А она больше меня ждала, когда я благословение на ношение подрясника получу (нижнее облачение православного духовенства – длинная, до пят, одежда с длинными в отличие от рясы рукавами. – Прим. автора). В прошлой жизни я и не думал, что так бывает.

Досье

Андрей Попов.Родился в 1965 году в Каратузском районе. Среднее образование. Водитель 1-го класса. Помощник настоятеля по жизнеобеспечению Никольского храмового комплекса, звонарь. Женат.

Колокольный звон в православии

Колокольный звон вызывает радостное удивление у каждого человека, независимо верующий он или нет. Переливы колоколов заставляют людей помимо воли обратить взгляд в сторону храма и улыбнуться.

Колокольня с несколькими певучими голосами — гордость каждого храма. Колокольный звон, обладающий целебной силой для православных душ, в зависимости от вида, «зовет» людей на служение, «поет» во время торжества и звучит, как набат, при опасности.

В чем назначение церковных колоколов

В обустройстве христианского храма каждая вещь имеет свое назначение. Души православных христиан при слушании церковных переливов наполняются светом, радостью, миром, покоем. Когда колокола звучат, как набат, христиане знают, случилась беда.

Православный звон наполнен удивительной силой, обладающей способностью проникать в человеческие сердца. В церковных звуках и переливах русские православные люди научились отличать торжество, призыв и тревогу, слыша определенный звон.

Удивительное явление — при звучании колоколов, голуби, прообразы Духа Святого, не разлетаются, а наоборот, устремляются к храмам.

Слыша колокольные переливы, православный народ спешит на Богослужения, к которым их призывают ритмичные удары колокола. Весельем и радостью наполняют сердца верующих звуки, возвещающие о торжестве Церкви и праздничных служениях. Торжество и почитание вызывают перезвоны во время торжественных Богослужений.

Виды колокольного звона

Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но и наполнением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона, и каждый вид имеет название и значение.

Звонарем может быть только воцерковленный человек, обладающий определенными качествами:

  • внутренним чутьем;
  • чувством ритма;
  • знание звукового ряда;
  • знанием техники исполнения;
  • знанием Церковного устава.

Звонарь должен быть молитвенником и соблюдать посты, чтобы через переливы звуков донести до людей торжество Православия.

Слыша равномерные удары большого колокола, православные знают, что это благовест, призывающий к богослужению.

Чем значимее событие, тем большим выбирается Божий глас:

  1. Праздничный благовест звучит на Пасху или по особенным праздникам, для его звучания необходимо благословение настоятеля храма.
  2. Воскресный благовест звучит по воскресеньям, полиелейный — для проведения особенных служений.
  3. Ежедневные службы начинает будничный благовест, в Великий пост — постный.
  4. Набат возвещает беду, слава Богу, звучит крайне редко.

При поочередном многократном ударе по всем имеющимся в храме колоколам, перезвоне, возвещаются водосвятные молебны, Литургии, храмовые праздники.

При собственно колокольном звоне звонарь ударяет в два колокола.

Трезвон говорит сам за себя, в это время работают все колокола, большие и малые, каждый раз производит три удара с коротким перерывом. Низкие и звонкие звуки летят прямо в небо и души христиан, сообщая о начале Богослужения или окончании благовеста.

История появления колоколов

Первые упоминания о колокольчиках найдены в документах, которым более 6 тысяч лет. Прообразом дивного произведения является цветок колокольчик, чьи лепестки приходят в движении при малейшем дуновении ветра. Первой задачей колокольчиков было подать сигнал. Их надевали на домашних животных, вешали на двери.

Интересно о православии:

Родиной первых литых звоночков считается Китай, где колокольчики используются в обрядах очищения. По легенде мастер никак не мог смешать нужные металлы для достижения нужного звука, все изделия либо давали трещины, либо не звучали. По совету монахов дочь мастера бросилась в расплавленный металл, и первый большой колокол «Прелестный цветок» зазвучал на весь Китай.

Египетские монахи первыми стали использовать колокольный звон для созыва христиан на служения.

Для сведения! Самое большое распространение на Руси церковные перезвоны приобрели в XVI столетии, превзойдя по весу все имеющиеся в европейских странах.

Божий глас стал элементом русской культуры. По поверью колокольные перезвоны отгоняют нечистую силу, поэтому во времена мора, нашествия врагов церковные звоны не умолкали.

Со временем появилась даже нотная грамота для игры на этих уникальных произведениях рук человеческих. В России часто устраивают фестивали колокольного звона, наполняя все вокруг Божьей славой.

Целебная сила колокольного звона

Учеными доказано, что колокольные перезвоны обладают целительной силой не только при очищении пространства от нечисти, но и при оздоровлении людей.

Удивительное открытие, сделанное исследователями, показывает, что церковные звуки распространяются в пространстве волнами в виде креста, оказывая положительное влияние на физическое, душевное и духовное состояние человека.

Неоднократно христиане отмечали выздоровление, избавление от родовых болезней после пребывания под покровом переливов Божьего гласа. Особенно колокольный звон обладает целительной силой при психо-эмоциональных заболеваниях.

Современные достижения позволяют слушать различные переливы церковной музыки в записи, находясь в помещении, тем самым очищая окружающее пространство от нечистой силы.

Совет! Включайте песни колокольных переливов и наслаждайтесь радостью и покоем в своем доме, не забывая, что звукотерапия длится не более получаса.

Почему звонят церковные колокола?

Когда звонили церковные колокола по древней русской традиции, мужики снимали шапки и крестились, будто уже вошли в храм божий. В колокольный звон словно вложена духовная сила и благозвучие. Их назначение — тревожить душу и призывать ее в храм.

Еще князь Владимир привез «сосуды звенящие» в русские города, как один из основных атрибутов христианской веры. В первую очередь их звон услышали киевляне, новгородцы, и прихожане полоцких и смоленских храмов. Об их существовании впервые упоминается в летописях 988 года.

Из истории колоколов

Конечно, звон колокольчиков был известен на Руси еще до принятия единой веры в Иисуса Христа. Простой люд часто пользовался бубенцами. Но церковные колокола канонической формы стали делать гораздо позже.

Мир услышал колокольный звон 4000 лет назад. По крайней мере, археологи этим временем датируют находки, сделанные ими в Китае. Поэтому первые христиане воспринимали колокольчики, как атрибут языческой веры. Но постепенно церковь стала использовать колокола, как средство борьбы с нечистой силой. Колокола стали голосом церкви.

Колокольная бронза – это сплав чистой меди и чистого олова без каких-либо примесей. Конечно, к такому составу пришли не сразу. Было много экспериментов. Когда-то считалось, что певучести металлу добавляет серебро, но вскоре убедились, что соотношение 80:20 меди и олова – самая «звонкая» пропорция. К тому же, начались эксперименты над размерами колоколов.

Этим занимались литейщики, которые приобретали в этом деле все больше опыта. Звучание церковные колокола теряли через 100-200 лет, поэтому их приходилось переплавлять. Как оказалось, переплавленные колокола становились почему-то тяжелее. Выгорало олово и медь теряла свои свойства, поэтому в литье приходилось добавлять еще 20% этих металлов в чистом виде.

Иногда церковные колокола раскалывались от непрофессионализма звонарей. Например, в зимнее время промёрзший металл становился более хрупким и требовал особого обращения. Но азартные звонари хотели побольше звона по округе, и лупили в колокола что было мочи.

Способы колокольного звона

Звонили в колокола двумя способами: раскачивая сам колокол, с помощью привязанной к нему веревки. Тогда свободный язык колокола сам ударялся о его стенки, извлекая звуки. Этот способ назывался очепной. Он был удобен для небольших колоколов с рычагом – очепом. Следующий способ язычный. Он применялся для больших колоколов, которые надо было крепить другим способом. В этом случае веревка вязалась к языку, и звонарю приходилось раскачивать сам язык, чтобы тот достал до стенок колокола.

Из колоколов огромных размеров трудно было извлечь звуки. Так, во время царствования Бориса Годунова изготовили колокол весом в 24 тонны. Чтобы его раскачать на звонницу забралось 100 человек.

Звонница и виды колокольного звона

Самые крупные и тяжелые колокола называют благовестниками. Управляют ими с помощью механизма с педалью. Иногда требуется второй звонарь, чтобы раскачивать язык колокола. Чуть поменьше колокола называют ползвонные. Их соединяют особым способом между собой, и приводят в движение левой рукой. В это время правая рука управляет зазвонными — совсем небольшими колоколами.

Известны четыре вида православного звона. Неспешные мощные удары в большой колокол называют благовестом. Бой во все колокола поочередно зовут перезвоном. А вот трезвон – это уже серия мелодичных ударов во все колокола, когда просматривается определенный ритм и композиция. Звон – мелодия попроще, где может быть использовано только несколько колоколов.

Благовест оповещает о скором начале службы и торопит мирян в церковь. После завершения службы можно услышать радостный трезвон. Перезвон, когда звонят вначале в большие колокола, а потом в малые, оповещает о потере сил Иисуса во время мук на кресте. Его можно услышать раз в году в Великий четверг, когда выносят плащаницу.

Существует еще и перебор, исполняемый во время похорон. В этом случае мелодия начинается с малых колоколов, символизирующих в этом случае детство, потом идет отрочество и взросление, и обрыв жизни, где уже звонят во все колокола.

Но не только церковная служба являлась поводом звонить в колокол. Колокольным звоном на Руси оповещали об опасности или пожаре, с его помощью собирали людей для оглашения какого-то указа или для совещания. Во время метели звонили, чтобы указать дорогу заплутавшему путнику или причал кораблю, если это был храм в приморском городе. Набатом сзывали народ на войну или на празднование победы.

Чудодейственная сила колокольного звона

Колокольный звон прочно вошел в жизнь народа, и, возможно, поэтому у самого колокола его части имеют почти одухотворенные названия: язык, уши, маточник, плечо, тулово (или юбка). В других языках такого не наблюдается, там все части имеют более технические определения.

Колокольному звону приписывают и чудодейственную силу. Например, во время эпидемий холеры и чумы старались чаще бить в колокола. Так как было замечено, что звук ударов отгоняет от города болезни. Сегодня ученые предполагают, что в колокольном звоне есть частота, которая убивает патогенную микрофлору.

Также колокольный звон благотворно влияет на психику человека. Возможно, все дело в совпадении биоритмов, производимым звоном колокола и каждым органом человека. Замечено, что звук низкой частоты, издаваемый большим колоколом, успокаивает человека, а вот высокие частоты маленьких колоколов возбуждают нервную систему.

В наши дни даже появилась литература, где говорится о пользе звона для душевнобольных. К тому же, даются рекомендации для лечения этих больных особым сочетанием колокольного звона.

Стоит отметить, что рассказы о глухих звонарях тоже являются частью народного эпоса, связанного с церковью и ее атрибутами. Звонарем можно стать, получив благословение и пройдя обучение в любом из храмов, где есть разнообразие колоколов и хорошие специалисты своего дела. Священники говорят, что людям, жаждущим этих знаний, навряд ли откажут. Сегодня можно найти школы для звонарей, но это, скорей всего, коммерческие проекты — не совсем благочестивые.

Православный колокольный звон

Колокольный звон — это голос церкви и хвала Господу Богу. Кстати, в советское время, первым делом у храма взрывали или разбирали колокольню, прежде сняв колокола. Считается, что православный колокольный звон отгоняет бесов, придает человеку моральные и физические силы, то есть дает человеку Благодать.
Величественный звон колоколов, который невозможно не услышать, побуждал человека вырваться из круговерти земных забот, чтобы обратиться к вечному, к Небу.

Как ни крути, колокольный звон это напоминание погрязшим в суете людям о Боге.

Ясновидящие (прости Господи) утверждают, что, когда колокол звонит, происходит излучение очень сильной энергии.
Некоторые ученые уверены, что в результате звучания колокола в окружающей воздушной среде образуются особые микрочастицы, которые мельче атома. По своей направленности они создают объемный КРЕСТ. Именно они и оказывают очистительное воздействие на воздух и живые организмы. Получается, что звук, спускаясь с небес на землю, словно крестит округу.
В колокольном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца (для каждого это проявляется по своему). Существует поверье, что колокольный звон является символом очищения, источником некой чистой энергии.

Когда звенят в церкви в колокола?

В древнее время у людей не было часов. Колокольный звон как раз и оповещал людей о начале службы или о каком-либо другом событии.
В настоящее время колокольный звон в церкви обычно употребляется для:
1) для призыва христиан к богослужению и для оповещения о времени его начала;
2) для возвещения не присутствующим в храме момента совершения наиболее важных молитвословий и священнодействий во время литургии и других богослужений;
3) для выражения праздничного торжества и духовной радости христиан, в наиболее великие праздники — помимо богослужения.
Стоит сказать, что звон колокола сопровождает всю жизнь православного человека — с колокольным звоном совершается таинство крещения, венчание, отпевание. При победе над врагом радостным звоном встречали победителей.

Какой бывает колокольный звон?

Благовест — это когда сначала производится три редких, медленных протяжных удара по одному колоколу, а затем следуют мерные удары. Благовест, в свою очередь,
делится на два вида: обыкновенный (частный), производимый самым большим колоколом; постный (редкий), производимый меньшим по величине колоколом в седмичные
дни Великого Поста. Благовест бывает три раза: к вечерне, утрени и часам перед литургией (перед ранней литургией).

Двузнон это звон во все колокола дважды (в два приема).

Трезвон это звон во все колокола, повторяющийся трижды после небольшого перерыва. Трезнон обычно «зовёт» к Литургии и на всенощное бдение.

Перезвон это — звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов), начиная с большого и до самого малого, повторяющийся несколько раз.
Совершается на литургии и в особых торжественных случаях.

Перебор это медленный звон в каждый колокол поочередно, от малого до самого большого. После удара в большой колокол ударяют во все сразу, и так повторяют
много раз. Перебор иначе называется похоронным (погребальным) звоном, он выражает грусть и скорбь об усопшем. Но перебор всегда завершается трезвоном как
символом христианской радостной вести о воскресении мертвых.

Набат это очень частый, который бывает во время тревоги.

Особыми переборами и трезвонами сопровождаются торжественные молебны, водосвятия, крестные ходы. После окончания праздничной и воскресной литургии положен трезвон.

Кстати, по традиции, на Пасху и на светлой седмице, (неделе после Пасхи), любой православный христианин может подняться на колокольню и прославить воскресшего Спасителя звоном в колокола. В народе это время называют звонильной неделей или временем рождения звонарей.