Определение природы

Для Нового времени характерно отношение к природе как к объекту научного познания и практического освоения. Первым это выразил Ф. Бэкон в знаменитом тезисе «знание и могущество человека совпадают», означающем что человек добивается господства над природой за счет познания ее собственных законов, которое возможно только в опыте. Продумывая метафизическое определение природы как предмета опыта, Бэкон противопоставляет ее че ловеческому миру, приглашая людей «отречься от своих понятий и начать свыкаться с самими вещами». Только опыт, а не пустые построения ума («идолы»), может свидетельствовать о самой природе, ибо природа есть вне ума и по своим законам существующая действительность. Похожее ощущение природы как неведомого, пребывающего в себе бытия, превосходящего все меры человеческого чувства, воображения и постижения, мы встречаем у М. Маятеня и В. Паскаля, а также в радикальном сомнении Р.Декарта, которому впервые удалось сформулировать онтологические основания такого противопоставления природы и человека. Согласно Декарту, существуют две субстанции — духовная и материальная. Первая есть мыслящий человеческий разум (субъект), вторая — противостоящая ему в качестве объекта — природа: «Под природой я отнюдь не подразумеваю какой-нибудь богини или другой воображаемой силы, а пользуюсь этим словом для обозначения самой материи» (Избр. произв., с. 197). Основным атрибутом материи-природы является протяженность, от нее производные суть: фигура, положение, движение. Все т. н. «вторичные», чувственно-воспринимаемые качества Декарт исключает из природы, признавая их существующими только в человеческом мышлении. Поскольку протяженность признается единственной характеристикой природы, то главнейшей естественной наукой становится геометрия, а точнее, «всеобщая математика». Такое отождествление природы с материей и пространством привело Декарта к крайне механистическому объяснению естественных явлений. Даже животные и растения суть, по его мнению, автоматы, правда несравненно лучше устроенные, чем любая из машин, изобретенных людьми. Образ мира-машины становится особенно популярным в 17 в. В качестве примера мирового устройства Р. Бойль не раз приводит знаменитые часы Страсбургского собора. Г. В. Лейбниц описывает мир как в высшей степени совершенный механизм, у которого все детали, как бы глубоко мы ни проникали в них, в свою очередь тоже являются машинами.
Лейбниц полемизирует с декартовым пониманием природы как простого протяжения. По его мнению, механические принципы, из которых проистекают законы движения, не могут быть извлечены из того, что имеет чисто геометрический, пассивный характер: «Необходимо допустить, что вещам дана некоторая действенность, форма или сила, которую мы обычно и называем природой» (I. с. 295). Природа, следовательно, заключает в себе силу и жизнь. Протяжение относится к производной, а не к первичной ее характеристике. Поэтому не геометрическая кинематика, как у Декарта, а динамика, изучающая взаимодействие сил (как у Ньютона) является основной наукой о природе. Впрочем, окончательную истину о природном бытии способна раскрыть только метафизика. Принимая открытые И. Ньютоном законы динамики, Лейбниц расходится с ним в вопросе о существе силы. Если Ньютон был склонен приписывать изначальную силу природы — всемирное тяготение — «чувствилищу Бога» и допускал, что Бог должен время от времени вмешиваться в движение планет, «подправляя» расшатавшийся мировой механизм, то Лейбниц настаивал на трансцендентности Бога по отношению к миру и видел источник силы в сотворенных монадах (см. Монада), которые не могут быть поняты средствами естествознания. Монада, по Лейбницу, есть неделимая единица жизни, души и разума. Поэтому природа, представляющая собой совокупность таких монад, «полна жизни».
Неизбежным следствием противопоставления человеческого разума природе стала гносеологическая проблема соотношения реального мира и мира, как его познает математическая физика. Решая этот вопрос, Кант приходит к существенному переосмыслению понятия природы. По Канту, нет природной реальности самой по себе, она впервые создается в деятельности трансцендентального субъекта. Природа есть «совокупность всех предметов опыта», закономерно между собою связанных («Пролегомены», § 16,17). Структура же самого опыта задается категориями рассудка и априорными формами чувственности. Следовательно, нет основания противополагать природу в себе и природу для нас, т. е. йрироду как сущность и как явление. Природа и есть явление, а ее законы суть «необходимая закономерность самого опыта относительно его предметов» (там же, §17). Реакцией на такую трактовку природы стала система идеалистической натурфилософии Шеллинга, призванная, по его словам, «объяснить идеальное исходя из реального», т. е. объяснить необходимость (априорность) наших высказываний о природе необходимостью самой природы, мыслимой в качестве самостоятельной и реальной. Это возможно, считает Шеллинг, если допустить полное тождество реального и идеального, т. е. природы и духа. Природа одновременно есть и продует духа, и его продуктивная деятельность, правда, в бессознательной форме. Мышление, противополагающее себе вещи в качестве внешних объектов или явлений, Гегель характеризует как субъективное и еще не достигшее полного самосознания. То, что кажется ему внешней природой, есть на самом деле оно само, только в форме инобытия. Природа есть дух в его «внешности» (Auerlichkeit). Завершением этой развернувшейся в немецком идеализме дискуссии о соотношении познающего разума и природы явилось разработанное Ф. Ницше учение о воли к власти. Ницше указывает на то, что любое познание, в т. ч. и познание природы, продиктовано стремлением человека к власти. Основные категории естественной науки — такие как тождество, субстанция, причинность — суть лишь средства, уловки, при помощи которых человеческий разум пытается овладеть природой, делая ее закономерной и тем самым предсказуемой и рассчитываемой для себя. На самом же деле природа не имеет ничего общего с необходимостью, накладываемой на нее субъективным рассудком. С точки зрения рассудка она — воплощение чистой случайности, с точки зрения ее самой — абсолютная необходимость вечного возвращения одного и того же. Попытку новоевропейского сознания обнаружить в природе разумность и закономерность нельзя назвать иначе, как суеверием, считает Ницше.
Противопоставленная человеку в качестве объекта природа в новоевропейской культуре оказывается антитезой всему человеческому Так, у Ж. Ж. Руст природа как естественная норма человеческой жизни противопоставляется культуре — искусственному порядку, заведенному людьми, основанному на лицемерии, лжи и притворстве. В теории «естественного права» Дмс. Локка природа впервые выступает в качестве оппозиции обществу. К концу 18 в. под влияниемнатурфилософии Шеллинга природа как эстетическая тема противопоставляется природе как предмету научного познания (возникает оппозиция природы и искусства). Кантовское различение необходимости природы и свободы как безусловного основания любого человеческого действия приводит в 19 в. к разделению наук о природе (естественных) и наук о духе (гуманитарных), предполагающее не только разницу предметов, но и методов исследования. В 20 в. в связи с бурным развитием науки особенно остро встает вопрос о взаимоотношении природы и техники (К. Ясперс, М. Хайдеггер). Разрушительность последствий человеческой деятельности для окружающей среды заставляет пересмотреть традиционное субъект-объектное отношение человека к природе. Это приводит к разработке т. н. «системного подхода», при котором природа и общество рассматриваются как взаимообусловленные части единой экосистемы (концепция ноосферы Вернадского, современные экологические теории, концепция устойчивого развития).
Лит.: Гайденко П. П. Эволюция понятия науки, т. 1—2. M., 1980—87; Рожанскии И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979; АхутинА. В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М., 1988; История естествознания в эпоху эллинизма и римской империи. М., 1988; Философия природы в античности и в Средние века, т. 1. М., 1998; Whitehead A. The concept of nature. Cambr., 1920; Colhngwood R. The idea of nature. Oxf. 1945; HeinmannF. Nomosund Physis. Basel, 1945; Leisegang H. Physis, RE, 39. Halbbd., s. 1129-1164; Lenoble R. Esquisse dune histoire de lidee de la nature. P., 1969.
С. В. Месяц

ПРИРОДА

ВВОДНАЯ СТАТЬЯ

ПРИРОДА — то, что обеспечивает существование рода (при роде)и является естественной средой его обитания.

Противопоставление культуревозникает под влиянием германской ментальности (понимается как созданное человеком духовноеобеспечение жизни) и романским представлениям о цивилизации (созданноечеловеком материальное обеспечение жизни). Для русских, каки для всех славян вообще, нехарактерно разграничение культуры на материальную идуховную среду-они воспринимают ее целостно как естественное наполнение времени и пространства иобеспеченное божественной энергией природноебытие, вкотором человек не отстранен от единства мира, составляя только его часть (оприроде вещей, дитя природы).

Все сущее, весьМир как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. В этом смыслепонятие природа совпадает с такими научными и философскими категориями как»Бытие», «Реальность», «Универсум»,»Вселенная», «Космос» — все они, как и термин природа, обозначаютсовокупность всего сущего, включая и самого человека, стремящегося дефинировать(т.е. определить) их. Соответственно основным объектом естествознания выступаетобычно природа в узком смысле слова — как естественная среда обитания человека.Рассматривая природу лишь как земную географическую среду, человек не может неучитывать влияние на нее всего космоса, т.е. природы в широком смысле слова. Природапонимается то все сущее, то естественная и искусственная среда обитаниячеловека, то внутренняя сущность вещей. Это обстоятельство требует уменияконкретизировать понятие природа и правильно употреблять его в различныхситуациях. Совокупность естественных условий существования человеческогообщества; «вторая природа» — созданные человеком материальные условияего существования. Осуществление обмена веществ между человеком и природой -закон, регулирующий общественное производство, условие самой человеческойжизни. Совокупная деятельность общества оказывает все более заметное влияние наприроду, что требует установления их гармоничного взаимодействия. Природойназывается также низшее материальное начало в самом человеке, связанное свнешней материальной средой, но отличаемое от нее; в этом смысле природапротивополагается духу и нравственной свободе, Богу и особым Его проявлениямотносительно человека — благодати и откровению. При ясном различии между тремязначениями слова природа, между ними есть, однако, диалектическая связь,образующая единство понятия природа. В политологии в целом под природой понимаютврожденные качества, а под конвенцией – то, что предлагается обычаями илипрактикой. Можно зафиксировать три основные подходы к проблеме историческоговзаимодействия человека и природы: 1) мифологический (подчинение человека П.);2) научно-технологический (господство человека над природой); 3) диалогический(гармония человека и природа), формирующийся в настоящее время и ориентирующийчеловека на сотрудничество с природой, равноправный диалог с ней. В современныхэнциклопедических словарях природа определяется как совокупность естественныхусловий на земле, как все существующее во Вселенной, органический инеорганический мир, как совокупность естественных условий и особенностейкакой-либо местности, как натура, характер человека, как сущность, основное свойствочего-либо. Природа представляет собой продукт обмирщения древнего космоса,может характеризовать совокупность естественных и исторических условийсуществования человека и человеческого общества, природа- это все в мире, чтоимеет самостоятельное бытие, происхождение, порода. Как прилагательноеприродный означает натуральный, естественный, не подлежащей отрицательнойоценке, признак чего-либо.

Совокупностьестественных условий на земле (поверхность, растительность, климат),органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданноедеятельностью человека. Сущность, основное свойство чего-н. Прирожденноесвойство, натура, характер. Происхождение, порода. Все существующее воВселенной, органический и неорганический мир. Места вне городов (поля, леса,горы, водные пространства). Совокупность особенностей какой-л. местности,включающая ее рельеф, растительный и животный мир, климатические условия и т.п.

I. Семантические компоненты содержания ценности природав энциклопедических источниках

Среда обитания

· Прекрасная окружающая среда Природа Канады красива и разнообразна: роскошные пляжиТихоокеанского побережья, величественные Скалистые горы, живописное скалистоепобережье Атлантики, «кленовая страна» Великих озёр.

· Органический и неорганический мир

· Здесь, в Крыму, в Ботаническом саду, природа была бескорыстна, не требовала от неёникаких трудовых усилий. // «Новый Мир», 2000]

· Реальность

· ― Видите ли,― ответил писатель,― природа любит равновесие.

Местность

· Природа Техаса очень разнообразна, но вначале пригород Далласа вообще показался мне похожим на Саратов из-за того, что окружали его поля, похожие на степь.

Сущность

· А может, трудности с гравитацией происходят из-за того, что у неё принципиально иная природа и не стоит пытаться «упихать» её в один пакет с другими силами?

Материя

· Великая природа гор и океанов, со всем содержимым, рыбами, птицами, грибами и людьми, стоит выше Илюшиных рассуждений, и мудрость мира превосходит любые, даже самые выдающиеся человеческие открытия. // «Новый Мир», 2000]

Универсум

· Природа― носитель всех тайн бытия, ей почти всегда отведено самостоятельное местов картинах режиссёра, или пушкинские места из фильма «Храни меня, мой талисман» ―не то ландшафт, не то классическая литература в живом воплощении; или бессловеснаяживотина Каштанка из принадлежащей ему экранизации чеховского рассказа,― всё этобольшие и малые «иные величины», сопряжённые с вечностью, в соприкосновении скоторыми проявляются разные грани изменчивой человеческой природы.

Законмироздания

· В. Какова физическая природа гравитационного притяжения движущихся по круговыморбитам и вращающихся тел?

II. Семантические компоненты содержания ценности природав лексикографических источниках

Среда обитания

· «Русская природа так многообразна: светлые берёзовые рощи средней полосы; пёстроелоскутное одеяло разнотравья предгорий Южного Урала, пронизанные солнечным светомсосновые боры, удивительные пейзажи Дальнего Востока и лазурные глубины Байкала.

Сущность

· … Не менее достойны удивления случаи, до которых люди доходят в познании небесныхвещей, чем сама природа этих вещей.

Органический инеорганический мир

· Я мысленно беседую с землею и советуюсь о ее плодородии, рассуждаю с каждым деревом и кустиком о пользе их; соглядаю, сбережены ли по нивам и злачным берегам реките дары, коими природа их ущедрила.

Местность

· Летнюю Лапландию не забудешь никогда: светлые ночи с незаходящим солнцем, полныерыбы озёра, нетронутая природа таёжного леса.

Место внегорода

· И природа здесь соответственная: чистый воздух, леса, полные грибов и ягод. Человеческая натура –

· Природа одарила тебя рассудком, рассудок предписал тебе правила, правиламиутвердились счастливые навыки; рассудок, правила и навыки сделали тебя безбоязненною от порока; но со всем тем добродетель твоя на волосок от порока!

Существенноеопределение чего-л. начало

· » Природа чувствует короткую программу жизни и торопится выявить как можно быстрейвсё, что заложено в личность.

Начало

· К счастью, и природа продолжает рождать изумительные по красоте голоса.

При сопоставительноманализе семантических компонентов содержания ценности природа,представленных в энциклопедических и лексикографических источниках, становитсяочевидным, что значение данной ценности, во-первых, детально репрезентированокак в энциклопедических, так в и лексикографических источниках, а, во-вторых,некоторые компоненты ее значения совпадают в обоих источниках (средаобитания, сущность, органический и неорганический мир, местность), чтосвидетельствует о наличии общих компонентов в наивной и научной картинах мираносителей русской культуры, а также о том, ценностьприрода в сознании носителей русской культуры ассоциируется со всемсуществующим во Вселенной органическим и неорганическим миром, имеющимсамостоятельное бытие, действенным, созидательным началом этого мира, натуройчеловека.

Семантические компоненты содержания ценности природа в энциклопедических источниках

Семантические компоненты содержания ценности природа в лексикографических источниках

среда обитания

среда обитания

органический и неорганический мир

органический и неорганический мир

реальность

местность

местность

сущность

сущность

материя

универсум

закон мироздания

место вне города

человеческая натура

существенное определение чего-л.

начало

III.Компоненты содержания ценности природа в ассоциативном словаре

ПРИРОДА: лес 34; зелень 24; красота 21;воздух, животные, солнце 14; деревья 13; трава 10; жизнь,мир 9; свежесть 8; горы, дача, поле, птицы 7; весна, вода,гармония, море, покой, пруд, Россия, цветы, чистота 6; берёзы, дерево,небо, озёра, отдых, река, реки 5; Земля, натура, поля, умиротворенность,чистый воздух, экология 4; грибы, дом, защита, звери, зелёный, леса,листва, любовь, моря, океан, пейзаж, свежий воздух, спокойствие, шашлыки 3;Байкал, беречь, богатая природа, вечное, деревня, железо, жестокость, забота,заводы, зверь, здоровье, колыбель, лето, малина, матушка, медведь, насекомые,одуванчики, океаны, охрана, парк, парки, перелесок, порядок, поход, простор,радость, радуга, растения, родина, свет, свобода, сила, сохранение, степь,счастье, улица, хаос, человек, шашлык 2.

· Речевые синонимы:

натура 4; экология 4.

· Органический мир:

зелень 24; животные 14; деревья 13; трава 10;птицы 7; цветы 6; берёзы 5; дерево 5; грибы 3;звери 3; листва 3; малина 2; медведь 2; насекомые 2;одуванчики 2; растения 2; человек 2.

· Неорганический мир:

воздух 14; солнце 14; вода 6; чистый воздух 4;свежий воздух 3; железо 2; радуга 2; свет 2.

· Экосистема:

лес 34; горы 7; поле 7; море 6; пруд 6;небо 5; озёра 5; река 5; реки 5; поля 4;леса 3; моря 3; океан 3; пейзаж 3; океаны 2;парк 2; парки 2; перелесок 2; степь 2.

· Красотаприроды:

красота 21; свежесть 8; чистота 6.

· Эмоциональныесостояния:

гармония 6; покой 6; умиротворенность 4; любовь 3;спокойствие 3; радость 2; счастье 2.

· Охранаприроды:

защита 3; беречь 2; жестокость 2; забота 2;охрана 2; сохранение 2.

· Планета Земля:

мир 9; Россия 6; Земля 4; Байкал 2; родина 2.

· Природа какформа существования жизни:

жизнь 9; колыбель 2; порядок 2; хаос 2.

· Отдых наприроде:

дача 7; отдых 5; дом 3; деревня 2; шашлыки 3;поход 2; улица 2; шашлык 2.

· Время:

весна 6; лето 2.

· Цвет природы:

зелёный 3.

· То, чтонаносит ущерб природе:

заводы 2.

· Устойчивоевыражение:

матушка 2.

· Характеристикиприроды:

богатая природа 2; вечное 2.

· То, что даетприрода:

здоровье 2; простор 2; свобода 2; сила 2.

IV.Семантические компоненты содержания ценности природа в паремиологическомфонде русского языка

· Генетика

Что природадала, то и мылом не вымоешь.

Гониприроду в дверь, она влетит в окно.

Природаберет свое.

Отврожденных особенностей невозможно избавиться.

· Погода

Хорошаприрода при любой погоде.

Природаявляется одной из главных ценностей.

· Мудрость

Природамудра.

Законы природыцелесообразны.

· Времена года

Веснакрасна цветами, а осень – снопами.

В каждоевремя года есть что-то хорошее.

Всякомусемени свое время.

В природевсе подчинено природным законам.

Августкрушит, до после круглит.

В августеприходится тяжело работать, но потом приходит изобилие.

Апрель сводою, а май с травою.

В апрелетает лед и начинается паводок, а в мае в полной мере вырастает трава.

В июле надворе пусто, а в поле густо.

В июлезаканчивается прошлогодний урожай, а новый еще не собран.

Не трясияблока, покуда зелено: созреет – само упадет.

Не стоитторопить природу или идти против нее.

· Могущество

Природанауку одолевает.

Человек нев состоянии справиться с природой даже с помощью достижений науки.

· Работа

Не жди отприроды милости: сам садочек сади, сам и вырасти.

Нельзяполагаться только на природу, нужно работать самому.

· Красота

Рощи далеса всему миру краса.

Природадарит человеку эстетическое наслаждение.

· Земледелие

Не земляплоха, а сеятель плох.

Не стоитперекладывать вину за неурожай на природу, а нужно трудиться.

Мать-сыраземля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим телом пригревает.

Человек вовсем зависит от природы.

Навоз богаобманет.

Урожай наудобренной земле не зависит от погодных и природных условий.

Мария Тумашева
Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа»

Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы. Сформировать у ребёнка представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями.

Игра «Живая и неживая природа».Цель: продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы.

Гром и молния. С помощью опыта помочь детям понять интересное природное явление – гром и молнию.Развивающая среда: объекты природы и «неприроды»(кусочек гранита, кирпича, букет цветов) и рисунки с изображением объектов природы и «неприроды». Два воздушных шарика для опыта.

1. Стихотворение Л.Дайнеко:

Вот на земле огромный дом.

-Вы знакомы со словом «природа»? Что оно означает (свободные ответы)

-Почему вы относите тот или иной объект к природе? А что нельзя назвать

Беседа

риродой (то, что сделал человек)

-Машина есть в природе (нет, она сделана человеком, а вот лошадь и верблюд, на которых ездит человек, — это природа. Человек их только приручил, сделал их домашними, они и без него существовали в природе)

-Природа – это то, что существует без помощи человека, а «неприрода» _ это всё то, что сделано руками человека.

-Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу».

Вертолёт похож на стрекозу.

Подводная лодка – на кита (дети продолжают этот ряд)

Задание №1. – разложить картинки на мир живой и неживой природы. Дети ещёраз объясняют: живая природа это то, что движется, растёт, развивается, умирает и размножается.

-В гости к нам пришёл старичок-лесовичок. Он перепутал все картинки и никак не может понять, какие относятся к природе живой, какие к неживой. Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на ней изображено. Если природа, то поясняют, какая (живая или неживая). Если неприрода, то почему они так думают

потому что сделано руками человека)

Игра «Живая и неживая природа»

-Я называю объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте.

-А что собой представляет человек по отношению к природе? Какой природе? (Человек – сам часть природы и одновременно существо мыслящее)

-Докажите, что человек – часть живой природы. Как он связан с живой и неживой природой (Человек движется, растёт, развивается, умирает, размножается – значит, он часть живой природы. А без природы он обречён на гибель: если не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду; множество различных материалов, лекарств и тот же воздух).

Как вы думаете, почему человека называют царём природы? Правильно ли это? (свободные ответы)

-Человек – существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.

«На Земле он всех умней,

Потому и всех сильней».

Но человеку надо бережно относиться к природе.

«Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймёшь ты, наконец,

Врубаясь в мертвые породы,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец? (С. Кирсанов)

Д\И с мячом «Живое-неживое» Мяч бросается каждому по очереди. Если назван объект живой природы, ребёнок ловит мяч, если неживой – бросает.

Д\И «Угадай, что в мешочке». Раздать детям мешочки, в которых собраны шишки, камешки, сухие ветки, пластмассовые трубочки, кусочки кирпича…Предложить каждому ребёнку на ощупь определить, что относится к природе, а что к «неприроде».

Стихотворение В.Орлова:

Под одною голубою.

-Дети, наблюдали ли вы интересное явление – гром и молнию (грозу,

«ГРОЗА» Ф.Тютчев:

-Почему бывают грозы (в одном месте воздух сильно нагревается, в другом – остыл.) –В какое время года чаще всего бывают грозы (чаще летом)-Бывают ли грозы в пустыне (нет, сухой воздух)- Где грозы бывают почти каждый день (в тропиках, где очень жарко, влажно) –Что такое молнии (электрические разряды) –Что такое гром? (на месте вспышки молнии образуется пустота и тотчас она заполняется воздухом и мы слышим гром).