Опросники для родителей

Определение типа детско-родительских отношений

_____________________________________________________________________
1. Вы всегда уверены, что знаете о своем ребенке всё:
а) да, конечно;
б) скорее да, чем нет;
в) скорее нет, чем да;
г) у ребенка могут быть свои секреты.
2. Если у Вас проблемы с ребенком, кто в семье их решает:
а) мать;
б) отец;
в) совместно;
г) любой другой член семьи (бабушка, дедушка).
3. Если у Вашего ребенка появляются первые признаки простуды, как Вы обычно поступаете:
а) немедленно вызываю врача;
б) лечу самостоятельно;
в) зачем беспокоиться, скоро всё пройдет;
г) полагаюсь на опыт бабушки.
4. Ваш ребенок в группе детского сада подрался или поссорился с другим ребенком:
а) узнаю у воспитателя, почему он допустил подобное поведение ребенка;
б) мой ребенок не мог спровоцировать ссору;
в) я так и знала, «опять полез в драку»;
г) сами разберутся.
5. Вы стараетесь выполнить все желания ребенка:
а) да, если они не вредят его здоровью;
б) да, если они финансово допустимы;
в) нет, мой ребенок часто просит невозможного и капризничает;
г) нет, ребенок должен с детства понимать, что в жизни не всё выполнимо.
6. Вы считаете своим долгом знать всё, о чем думает Ваш ребенок:
а) да, конечно;
б) нет, у ребенка могут быть свои секреты;
в) ребенок должен расти свободным и самостоятельным.
7. Как часто Вы думаете о том, что благополучие Вашего ребенка находится под угрозой:
а) часто, почти всегда о нем беспокоюсь, даже если нахожусь рядом с ним;
б) часто, но только если меня нет рядом;
в) только в случае опасности;
г) беспокоюсь, но считаю, что ребенок должен расти самостоятельным.
8. Когда Вы собираетесь в отпуск или отдохнуть, то:
а) беру ребенка с собой, хотя с ним очень хлопотно отдыхать;
б) беру ребенка с собой с большим удовольствием, семья должна отдыхать вместе;
в) оставляю ребенка на время бабушке.
9. Верно ли, на Ваш взгляд, утверждение: если ребенка держать в строгих рамках — вырастет порядочный человек:
а) да, верно;
б) нет, не верно.
10. Согласны ли Вы с утверждением, что ребенок не должен знать всей правды о жизни:
а) да, ребенка надо ограждать от трудностей, пока это возможно;
б) нет, ребенок должен сразу привыкать к трудностям.
11. Если в детстве воспитывать ребенка в строгой дисциплине, это разовьет у него сильный характер:
а) да;
б) нет.
12. Когда ребенок очень сильно просит изменить решение, которое Вы уже приняли, Вы его:
а) меняю;
б) не меняю.
13. Сегодня в доме праздник:
а) дети — главные участники в семье;
б) праздник только для взрослых;
в) дети с нами, но стол накрыт отдельно.
А теперь необходимо произвести подсчет

Для мам
Вы — «спокойная мама»
Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 16, 2в, 36, 46, 56, 66, 76, 8бу^б, 10а, 116, 126, 13а или 136.
Итого:
Вы — «тревожная мама»
Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 1а, 2а, За, 4а, 5а, 6а, 7а, 86, 10а, 116, 12а, 13а.
Итого:
Вы — «тоскливая мама»
Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 1в или 1г, 2г, Зв, 4в, 5в, 66, 7в, 8в, 96, 106, 116, 12а, 136.
Итого:
Вы — «уверенная и властная мама»
Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 1а или 1г, 2а, 36, 4а, 5г, 6г, 7г, 8в, 9а, 106, 11а, 126, 136, но может быть и 13а и 13в.
Итого:
Для пап
Вы — «папа-мама» или «мама-папа»
Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 16, 2в, 36, 46, 56, 66, 76, 86, 96, 10а, 116, 126, 13а или 136.
Итого:
Вы — «Карабас-Барабас»
Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 1в, 26, Зв, 4в, 5г, 6в, 7г, 8в или 8а, 9а, 106, 11а, 126, 13в или 136.
Итого:
Вы — «крепкий орешек»
Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 1в, 2а, За, 4а или 4в, 5г, 6в, 7в, 8в, 9а, 106, 11а, 126.
Итого:
Вы — «попрыгунья-стрекоза»
Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 1в, 2а или 2г, 3г, 4г, 5в, 66, 7в, 8в, 9в, 10в 11в 12а, 136.
Итого:
Вы — «добрый молодец», «рубаха-парень»
Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 1в, 2а, Зв или 36, 4г, 56, 66, 7в, 8в, 96, 10а 116 12а, 136.
Итого:
Вы — «ни рыба ни мясо», «под каблуком»
Если Ваши ответы во всем вторят маме ребенка.
Произведите подсчеты и получите итог по каждой из категорий, соответствующей Вашему полу. Самый высокий итог указывает на доминирующие тенденции в Ваших отношениях с ребенком.
Следует помнить, что возможно внесение корректив в Вашу модель взаимодействия с малышом.
А.Я. Варга по характеру отношения к детям выделяет четыре типа мам .
Спокойная уравновешенная мама — настоящий эталон материнства. Она всегда всё знает о ребенке. Чутко реагирует на его проблемы, вовремя приходит на помощь. Заботливо растит его в атмосфере благожелательности и добра.
Тревожная мама вся во власти того, что ей постоянно мнится по поводу здоровья ребенка. Она во всем видит угрозу его благополучию. Тревожность и мнительность матери создают тяжелую семейную атмосферу, которая лишает покоя всех членов семьи.
Тоскливая мама вечно всем недовольна. Ее беспокойство и нервозность вызывают думы о ребенке, в котором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью. Вывод ясен: ребенку с такой мамой не повезло.
Уверенная и властная мама твердо знает, что хочет от ребенка. Жизнь ребенка спланирована ею до его рождения, и от воплощения запланированного мама не отходит ни на йоту. «Создавая» ребенка
по идеальной модели, мама подавляет его, стирает его неповторимость, гасит стремление к самостоятельности, тем паче — к инициативе.
Достаточно интересна классификация пап, представленная АИ. Баркан .
«Папа-мама» — это по-матерински заботливый отец, он берет на себя все функции мамы: и искупает, и накормит, и книжку почитает. Но не всегда ему удается делать это с должным терпением (как это бывает у мам). Пресс настроения папы давит на ребенка: когда все хорошо, папа заботлив, добр, отзывчив, а если что-то не ладится, бывает несдержанным, вспыльчивым, даже злым.
«Мама-папа» главную заботу видит в том, чтобы получше угодить чаду. Как мать и как отец, он безропотно тянет родительскую ношу. Заботлив, нежен, без перепадов настроения. Ребенку всё разрешается, всё прощается, и он иногда «удобно устраивается» на папиной голове, превращаясь в маленького деспота.
«Карабас-Барабас». Папа — злой, жестокий, признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы». Он нервозен и непоследователен. В семье царит страх, а в душе ребенка поселяется тревога. Наказание за содеянное — излюбленный метод такого папы. И вполне возможен вариант, что у ребенка рано или поздно закипит и прорвется наружу чувство ненависти. Так Карабас создает для себя Везувий, который не любит «молчать».
«Крепкий орешек» — непреклонный тип папы, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы ими облегчить участь ребенка, когда он не прав.
«Попрыгунья-стрекоза» — папа, живущий в семье, но не чувствующий себя отцом. Его идеал жизни — свободная холостяцкая жизнь без ответственности за судьбы близких людей. Семья для него — тяжелая ноша, ребенок — обуза, предмет заботы жены (что хотела — то получила!). При первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу.
«Добрый молодец», «рубаха-парень» — папа, на первый взгляд, и как брат, и как друг. С ним интересно, легко, весело. Любому бросится на помощь, но при этом забудет о собственной семье. Ребенок живет в атмосфере ссор и конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.
«Ни рыба ни мясо», «под каблуком» — это не настоящий папа, потому что не имеет своего голоса в семье, во всем вторит маме, Даже если она не права. Опасаясь гнева жены в трудные для ребенка моменты, он не имеет сил перейти на его сторону, чтобы помочь.
Существует попытка описать воспитание в семье через те роли, которые выполняет ребенок. Роль определяется как некий набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, как сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми членами семьи. Детские роли четко выявляются в семьях, где родительские позиции утрачивают гибкость и адекватность. К наиболее «типичным» относятся следующие роли.
«Козел отпущения». Эта детская роль возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей переходят на ребенка. Он как бы отводит на себя эмоции родителей, которые те готовы выплеснуть друг на друга.
«Любимчик». Она возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке и любовью к нему.
«Бэби». В этой роли ребенок отдален от родителей, он «вечное дитя», от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу.
«Примиритель». Ребенок в такой роли рано включается в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты.

Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы

курсовая работа

Посредством данной методики диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, и особенности эмоциональных отношений с родителями.

Ребенку задают следующий набор вопросов.

1. Если бы ты участвовал в игре «Семья», то кого бы стал изображать, кем бы в ней стал — мамой, папой или собой? (Для устранения суггестивного влияния последние слова в вопросе меняются местами, например: «папой, мамой или собой», «собой, мамой или папой» и т.д. Испытуемые должны сделать выбор между изображением себя и одного из родителей).

2. С кем ты живешь дома? (Кто у тебя есть дома? — для дошкольников).

3. Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?

4. Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама — у девочек) на работе или другое?

5. Когда ты станешь взрослым и у тебя будет мальчик (девочка — соответственно полу испытуемого), ты будешь так же его воспитывать (играть, заниматься с ним — для дошкольников), как тебя сейчас воспитывает папа (мама — у девочек), или не так, по-другому?

6. Если бы дома долго никого не было, то кого из родителей ты хотел бы видеть в первую очередь? (Как тебе хотелось, чтобы кто первым зашел в комнату? — для дошкольников).

7. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят — у дошкольников), ты бы рассказал об этом папе (маме — у девочек) или не рассказал?

8. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят — у дошкольников), ты бы рассказал об этом маме (папе — у девочек) или не рассказал?

9. Ты боишься, что тебя накажет папа (мама — у девочек) или не боишься?

10. Ты боишься, что тебя накажет мама (папа — у девочек) или не боишься?

Обработка и интерпретация результатов

Посредством первых 5 вопросов диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.

При обработке и анализе результатов опроса важно учитывать следующее:

· возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек — 3-8 лет;

· успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки — у мальчиков и бабушки — у девочек);

· идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;

· уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием «Я-концепции, т.е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию — эмансипацию — от родительского авторитета;

· идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:

1) большим возрастным периодом идентификации девочек;

2) большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;

3) большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков;

4) большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;

5) меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.

Источник: Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2005. — 150с.

Назначение: для анализа детско-родительских взаимодействий. Понятие «взаимодействие» трактуется автором достаточно широко и включает в себя эмоциональное отношение родителя к ребенку, особенности воспитательской позиции родителя, согласованность и удовлетворенность участников взаимодействия. Взрослый и детский варианты опросника включают по 60 вопросов и имеют аналогичную структуру.

Подростковый вариант.

Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М — для матери, под буквой О — для отца.

5 — несомненно, да (очень сильное согласие);

4 — вобщем, да;

3 — и да, и нет;

2 — скорее нет, чем да;

1 — нет (абсолютное несогласие)

  1. Если уж он (а) чего-то требует от меня, то обязательно добьется этого.
  2. Он (а) всегда наказывают меня за мои плохие поступки.
  3. Я редко говорю ему (ей), куда иду и когда вернусь.
  4. Он (а) считает меня вполне самостоятельным человеком.
  5. Могу рассказать ему (ей) обо всем, что со мной происходит.
  6. Он (а) думает, что я ничего не добьюсь в жизни.
  7. Он (а) чаще замечает во мне недостатки, чем достоинства.
  8. Он (а) часто поручает мне важные и трудные дела.
  9. Нам трудно достичь взаимного согласия.
  10. Иногда он (а) может разрешить то, что еще вчера запрещал (а).
  11. Я всегда учитываю его (ее) точку зрения.
  12. Я бы хотел (а), чтобы мои будущие дети относились ко мне так же, как як нему (к ней).
  13. Я редко делаю с первого раза то, о чем он (а) меня просит.
  14. Он (а) меня редко ругает.
  15. Он (а) старается контролировать все мои действия и поступки.
  16. Считает, что главное — это слушаться его (ее).
  17. Если у меня случается несчастье, в первую очередь я делюсь с ним (ней).
  18. Он (а) не разделяет моих увлечений.
  19. Он (а) не считает меня таким умным и способным, как ему (ей) хотелось бы.
  20. Он (а) может признать свою неправоту и извиниться передо мной.
  21. Он (а) часто идет у меня на поводу.
  22. Никогда не скажешь наверняка, как он (а) отнесется к моим словам.
  23. Могу сказать, что он (а) для меня авторитетный человек.
  24. Мне нравятся наши с ней (ним) отношения.
  25. Дома он (а) дает мне больше обязанностей, чем в семьях большинства моих друзей.
  26. Бывает, что он (а) применяет ко мне физические наказания.
  27. Даже если я не хочу, мне приходится поступать так, как желает он (а).
  28. Считает, что он (а) лучше знает, что мне нужно.
  29. Он (а) всегда мне сочувствует.
  30. Мне кажется, он (а) меня понимает.
  31. Он (а) хотела бы многое во мне изменить.
  32. При принятии семейных решений он (а) всегда учитывает мое мнение.
  33. Он (а) всегда соглашается с моими идеями и предложениями.
  34. Никогда не знаешь, что от него (нее) ожидать.
  35. Он (а) является для меня эталоном и примером во всем.
  36. Я считаю, что он (а) правильно воспитывает меня.
  37. Он (а) предъявляет ко мне много требований.
  38. По характеру он (а) мягкий человек.
  39. Обычно он (а) мне позволяет возвращаться домой, когда я захочу.
  40. Он (а) стремится оградить меня от трудностей и неприятностей жизни.
  41. Он (а) не допускает, чтобы я подмечал его (ее) слабости и недостатки.
  42. Я чувствую, что ему (ей) нравится мой характер.
  43. Он (а) часто критикует меня по мелочам.
  44. Он (а) всегда с готовностью меня выслушивает.
  45. Мы расходимся с ним (ней) по очень многим вопросам.
  46. Он (а) наказывает меня за такие поступки, как совершает сам (а).
  47. Я разделяю большинство его (ее) взглядов.
  48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней).
  49. Он (а) часто заставляет меня делать то, что мне не хочется.
  50. Он (а) прощает мне то, за что другие наказали бы.
  51. Он (а) хочет знать обо мне все: о чем я думаю, как отношусь к своим друзьям и т. п.
  52. Я не советуюсь с ним (ней), с кем мне дружить.
  53. Могу сказать, что он (а) — самый близкий мне человек.
  54. Он (а) все время высказывает недовольство мной.
  55. Думаю, он (а) приветствует мое поведение.
  56. Он (а) принимает участие в делах, которые придумываю я.
  57. Мы по-разному с ним (ней) представляем мою будущую жизнь.
  58. Одинаковые мои поступки могут вызвать у него (нее) то упреки, то похвалу.
  59. Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).
  60. Я хочу, чтобы он (а) всегда относился (лась) ко мне так же, как сейчас.

Вариант для родителей подростков
Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе.
Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов.

5 — несомненно, да (очень сильное согласие);

4 — вобщем, да;

3 — и да, и нет;

2 — скорее нет, чем да;

1- нет (абсолютное несогласие)

  1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.
  2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.
  3. Он (а) редко говорит мне, куда идет и когда вернется.
  4. Я считаю его (ее) вполне самостоятельным человеком.
  5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (с ней) происходит.
  6. Думаю, что он (а) ничего не добьется в жизни.
  7. Я говорю ему (ей) чаще о его (ее) недостатках, чем о достоинствах.
  8. Часто поручаю ему (ей) важные и трудные дела.
  9. Нам трудно достичь взаимного согласия.
  10. Бывает, что разрешаю ему (ей) то, что еще вчера запрещал (а).
  11. Сын (дочь) всегда учитывает мою точку зрения.
  12. Я бы хотел (а), чтобы он (а) относился (лась) к своим детям так же, как я к нему (к ней).
  13. Он (а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
  14. Я его (ее) очень редко ругаю.
  15. Я стараюсь контролировать все его (ее) действия и поступки.
  16. Считаю, что для него (нее) главное — это слушаться меня.
  17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он (а) делится со мной.
  18. Я не разделяю его (ее) увлечений.
  19. Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.
  20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).
  21. Я часто иду у него (нее) на поводу.
  22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).
  23. Думаю, что я для него (нее) авторитетный человек.
  24. Мне нравятся наши с ней (ним) отношения.
  25. Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее) друзей.
  26. Приходится применять к нему (ней) физические наказания.
  27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он (а) не хочет.
  28. Думаю, я лучше знаю, что ему (ей) нужно.
  29. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.
  31. Я хотел (а) бы в нем (ней) многое изменить.
  32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнения.
  33. Я всегда соглашаюсь с его (ее) идеями и предложениями.
  34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
  35. Я являюсь для него (нее) эталоном и примером во всем.
  36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).
  37. Я предъявляю к нему (ней) много требований.
  38. По характеру я мягкий человек.
  39. Я позволяю ему (ей) возвращаться домой, когда он (а) хочет.
  40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.
  41. Я не допускаю, чтобы он (а) подмечал (а) мои слабости и недостатки.
  42. Мне нравится его (ее) характер.
  43. Я часто критикую его (ее) по мелочам.
  44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
  45. Мы расходимся с ним (ней) по очень многим вопросам.
  46. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сама.
  47. Он (а) разделяет большинство моих взглядов.
  48. Я устаю от повседневного общения с ней (ним).
  49. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет.
  50. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказывали бы.
  51. Мне хотелось бы знать о нем (о ней) все: о чем он (а) думает, как относится к своим друзьям и т.д.
  52. Он (а) не советуется со мной, с кем ему (ей) дружить.
  53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.
  54. Я приветствую его (ее) поведение.
  55. Я часто выказываю свое недовольство им (ей).
  56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он (а).
  57. Мы по-разному представляем с ним (ней) его (ее) будущую жизнь.
  58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.
  59. Думаю, ему (ей) хотелось бы походить на меня.
  60. Я хочу, чтобы он (а) всегда относился (лась) ко мне так же, как сейчас.

Вариант для родителей дошкольников и младших школьников.

Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе.
Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов.

5 — несомненно, да (очень сильное согласие);

4 — вобщем, да;

3 — и да, и нет;

2 — скорее нет, чем да;

1 — нет (абсолютное несогласие)

  1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.
  2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.
  3. Он (а) сам (а) обычно решает, какую одежду надеть.
  4. Моего ребенка смело можно оставлять без присмотра.
  5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.
  6. Думаю, что он (а) ничего не добьется в жизни.
  7. Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем не нравится, чем о том, что нравится.
  8. Часто мы совместно справляемся с домашней работой.
  9. Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.
  10. Я чувствую, что непоследователен (льна) в своих требованиях.
  11. В нашей семье часто бывают конфликты.
  12. Я бы хотел (а), чтобы он (а) воспитал (а) своих детей так же, как я его (ее).
  13. Он (а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
  14. Я его (ее) очень редко ругаю.
  15. Я стараюсь контролировать все его (ее) действия и поступки.
  16. Считаю, что для него (нее) главное — это слушаться меня.
  17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он (а) делится со мной.
  18. Я не разделяю его (ее) увлечений.
  19. Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.
  20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).
  21. Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное.
  22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).
  23. Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.
  24. Мне нравятся наши с ним (ней) отношения.
  25. Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее) друзей.
  26. Приходится применять к нему (ней) физические наказания.
  27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он (а) не хочет.
  28. Думаю, я лучше него (нее) знаю, что ему (ей) нужно.
  29. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.
  31. Я бы хотел (а) в нем (в ней) многое изменить.
  32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.
  33. Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа).
  34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
  35. Бывает, что, когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т.п.)
    начинает упрекать меня в излишней строгости.
  36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).
  37. Я предъявляю к нему много требований.
  38. По характеру я мягкий человек.
  39. Я позволяю ему (ей) гулять одному во дворе дома.
  40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.
  41. Я не допускаю, чтобы он (а) подмечал (а) мои слабости и недостатки.
  42. Мне нравится его (ее) характер.
  43. Я часто критикую его (ее) по мелочам.
  44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
  45. Считаю, что мой долг — оградить его (ее) от всяких опасностей.
  46. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сам (а).
  47. Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи.
  48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней).
  49. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет.
  50. Я прощаю ему (ей) то, за что других наказали бы.
  51. Мне хотелось бы знать о нем (ней) все: о чем он (а) думает, как относится к своим друзьям и т.д.
  52. Он (а) сам (а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время.
  53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.
  54. Я приветствую его (ее) поведение.
  55. Я часто высказываю свое недовольство им (ею).
  56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он (а).
  57. Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее).
  58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.
  59. Случается, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, бабушка и т.п.) специально говорит наоборот.
  60. Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых.

Регистрационный бланк

Ф.И.О.____________________________ возраст________________________ класс

М — оценка матери; О — оценка отца

Подсчет и обработка результатов опросника ВРР.

Все три формы опросника (детская и взрослые) обрабатываются по сходной схеме. Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается, прямые это утверждения или обратные. Обратные утверждения переводятся в балы таким образом:

ответы 1 2 3 4 5

баллы 5 4 3 2 1

В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками, поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по 5, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на 2. суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. ключ).
Например, к 1-й шкале относятся утверждения 1, 13, 25, 37, 49;
к 10-й шкале — 12, 24, 36, 48, 60;
к 3-й шкале — 3, 4, 15, 16, 27, 28, 39, 40, 51, 52 и т.д.

Ключ к опросникам ВРР для подростков и их родителей

Шкалы опросника ВРР для подростков и их родителей

  1. Нетребовательность — требовательность.
  2. Мягкость — строгость.
  3. Автономность — контроль.
  4. Эмоциональная дистанция — близость.
  5. Отвержение — принятие.
  6. Отсутствие сотрудничества — сотрудничество.
  7. Несогласие — согласие.
  8. Непоследовательность — последовательность.
  9. Авторитетность родителя.
  10. Удовлетворительность отношениями с ребенком (родителем).

Ключ к опроснику ВРР для родителей дошкольников и младших школьников

Шкалы опросника ВРР для родителей дошкольников и младших школьников

  1. Нетребовательность — требовательность.
  2. 2.Мягкость — строгость.
  3. Автономность — контроль.
  4. Эмоциональная дистанция — близость.
  5. Отвержение — принятие.
  6. Отсутствие сотрудничества — сотрудничество.
  7. Тревожность за ребенка.
  8. Непоследовательность — последовательность.
  9. Воспитательная конфронтация в семье.
  10. Удовлетворительность отношениями с ребенком.

Для интерпретации данных опросника ВРР можно пользоваться результатами процентильной стандартизации, представленными в таблицах 1, 2 и 3.

Таблица 1.

Процентальная стандартизация опросника ВРР на выборке старшеклассников (100 чел.)

Шкалы опросника

Процентили

15,5

16,5

Таблица 2.

Процентальная стандартизация опросника ВРР на выборке родителей старшеклассников (70 чел.)

Шкалы опросника

Процентили

12,5

12,5

13,5

14,5

15,5

14,5

16,5

15,5

22,5

19,5

Таблица 3.

Процентальная стандартизация опросника ВРР на выборке родителей дошкольников и младших школьников (280 чел.)

Шкалы опросника

Процентили

10,5

12,5

14,5

16,5

15,5

17,5

19,5

21,5

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

В опроснике «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) для подростков и их родителей,представлены следующие 10 шкал.
1 шкала: нетребовательность-требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка.
2 шкала: мягкость-строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.
3 шкала: автономность-контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо следствием любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.
4 шкала: эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю. Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителем. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.
5 шкала: отвержение-принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.
6 шкала: отсутствие сотрудничества-сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.
7 шкала: несогласие-согласие между ребенком и родителем. Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника: детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье.
8 шкала: непоследовательность-последовательность родителя. Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т.п.
9 шкала: авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяют судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в Целом, поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности-негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей — 10-й шкале.
10 шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным десятой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми, — как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.
В варианте опросника для родителей дошкольников и младших школьников были изменены некоторые вопросы, которые оказались неадекватными для детей этого возраста и заменены две шкалы опросника. Вместо шкал «несогласие-согласие» и «авторитетность родителя» (7 и 9 шкалы) были введены две новых шкалы:
7 шкала: «тревожность за ребенка»
9 шкала: «воспитательная конфронтация в семье»

Скачать готовый расчет по данной методике Заказать готовый расчет по этой методике Задать нам вопрос по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней — кликните на третью ссылку.

ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ТИПЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»
НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА: опросник предназначен для определения типов воспитания родителями своих детей.

Инструкция к тесту: перед вами ряд различных утверждений, мнений, даже откровений о некоторых типах воспитания детей. Если вы согласны с утверждением, выберите ответ «Да, согласен», если нет – «Нет, не согласен».

ТЕСТ

1. В нашем доме главный – наш ребенок.
2. Не могу себе даже представить, чтобы мой ребенок что-то сделал, предварительно не посоветовавшись со мной.
3. Вы поймите, я не успеваю переделать за день все свои дела, и, конечно, мне не до души ребенка.
4. Я все время вдалбливаю своему ребенку, чтоб он делал все только на совесть.
5. Я прощаю все капризы своему ребенку, лишь бы он был у меня здоровым.
6. Мой ребенок всегда знает, к кому надо обратиться в данной ситуации (маме или папе), чтобы получить желанный для него ответ.
7. Мой ребенок с самого рождения уже знает, что ему нет равных.
8. Мой ребенок никогда сам без меня не примет никаких решений.
9. Я даю ребенку все: еду, одежду, кров – так зачем же еще уделять ему внимание.
10.Я считаю: прежде всего у ребенка должны быть обязанности, а потом – права.
11.Я оберегаю своего ребенка от всего на свете. Он прекрасно знает, как мне дорого его здоровье.
12. В нашем доме каждый взрослый пользуется только своим стилем воспитания ребенка.
13. Я живу лишь ради своего ребенка.
14. Не понимаю, почему все упрекают меня, что мой ребенок живет по подсказкам. Пусть по подсказкам, но зато моим…
15. Мне приходится воспитывать ребенка в основном по телефону.
16. Наш ребенок знает, что он должен оправдать наши надежды.
17. Я всегда иду на поводу у своего ребенка, помня о его плохом здоровье.
18. У нас с мужем (женой) расхождения во взглядах на вопросы воспитания детей.
19. Смысл моей жизни – это мой ребенок.
20. Мой ребенок никогда не совершит поступок, угрожающий его здоровью.
21. У меня нет времени знакомиться с друзьями моего ребенка.
22. Мой ребенок наравне со всеми отвечает за порядок в доме.
23. Если мой ребенок начинает жаловаться на свое здоровье, я лишаюсь полностью покоя.
24. Моему ребенку надо целый день лавировать между мной и мужем (женой), дедушкой и бабушкой, чтобы угодить нам всем.
25.Мой ребенок привык жить в семье в атмосфере поклонения и восхищения.
26. Я продумал(ла) всю жизнь своего ребенка до малейших мелочей.
27. Мое дело приготовить что-то для ребенка. Съест ли он – это его забота.
28. Мой ребенок знает, что ему необходимо заниматься музыкой и языком, чтобы чего-то достичь в жизни.
29. Когда мой ребенок заболеет, я готов (а) выполнить его любую прихоть.
30. В нашем доме постоянные дискуссии о том, как надо правильно воспитывать ребенка.
31. Все, что хочет мой ребенок, – для меня закон.
32. По возможности, где только можно, я оберегаю своего ребенка.
33. Мне родители почти не уделяли в детстве времени на мои заботы. Почему я должен (на) уделять?
34. В те часы, когда я на работе, старший сын (дочь) заботится о младших.
35. Мне все время кажется, что мой ребенок заболел.
36. В выходные дни я занимаюсь перевоспитанием ребенка, потому что в дни, когда я на работе, бабушка и дедушка балуют его.
37. В нашем доме дышат все лишь в такт дыханию ребенка.
38. Если что-то я диктую своему ребенку, то из самых благих побуждений.
39. Я, конечно, за развитие ребенка, но мне жалко тратить время на него.
40. Я привык (ла) поручать ребенку все ответственные взрослые дела.
41. Я согласен (на), чтобы мой ребенок рос под колпаком, только бы он больше не болел.
42. Из-за нашего ребенка у нас дома постоянные скандалы, потому что мы не сходимся с женой (мужем) во взглядах на проблемы воспитания детей.
43. Мой ребенок знает, что он самый лучший.
44. Мой ребенок во всем полагается только на мой вкус.
45. Пусть воспитывают моего ребенка воспитатели.
46. Мой ребенок знает, что он должен быть отличником, иначе – я не потерплю.
47. Когда мой ребенок себя плохо чувствует, я дрожу над ним, как будто он новорожденный.
48. То, что я сегодня разрешаю делать своему ребенку, завтра запрещает ему папа (мама).
49. Если даже мой ребенок будет требовать луну, я ему ее достану.
50. Мой ребенок не имеет никаких забот, зная то, что обо всем я позабочусь сам (а).
51. Мой ребенок полностью свободен: хочет – ходит в школу (детский сад), хочет – нет.
52. Я все время доверяю своему ребенку полностью вести наше хозяйство.
53. Чтобы мой ребенок лишний раз не заразился от других детей, ему я запрещаю ходить в гости, театр, цирк, кино.
54. Мой ребенок никогда не знает, что ему сегодня «можно», что «нельзя».
55. Мой ребенок знает, что он – идеал.
56. Даже если мой ребенок не родился вундеркиндом, я все сделаю, чтоб он им был.
57. Безусловно, мне важнее пойти в магазин, чем потратить время на прогулку с собственным ребенком.
58. Моя дочь (мой сын) прекрасно знает, что она (он) должна(ен) ухаживать за дедушкой.
59. Я стараюсь не перегружать ребенка и оберегать его от переутомления и стрессов.
60. Только мое настроение определяет, как сегодня буду я воспитывать ребенка.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Ключ к тесту

1. «Кумир семьи» – 1,7,13,19,25,31,37,43,49,55;
2. Гиперопека – 2,8,14,20,26,32,38,44,50,56;
3. Гипоопека – 3,9,15,21,27,33,39,45,51,57;
4. Повышенная моральная ответственность – 4,10,16,22,28,34,40,46,52,58;
5 .»Культ болезни» – 5,11,17,23,29,35,41,47,53,59;
6. Противоречивое воспитание – 6,12,18,24,30,36,42,48,54,60;

Если максимальное количество баллов набрали несколько типов воспитания (за исключением специально выделенных синергетических типов воспитания), то это чаще всего говорит о противоречивых воспитательных воздействиях (разновидности противоречивого воспитания).
Синергетические типы воспитания – это типы воспитания, которые обычно сочетаются друг с другом и дают в конечном результате потенцированный (суммирующий), усиливающий эффект.
Примеры этих типов: Кумир + Гиперопека + «Культ болезни» и т. д.
Расхождения во взглядах на вопросы воспитания ребенка между мужем и женой констатируются ярче всего при сравнении ответов мамы с папой.