Оптина пустынь, это где?

Как добраться до Оптиной пустыни: на самолете, поезде, автобусе или авто. Актуальные цены, полезные советы, все нюансы и подробности маршрута до Оптиной пустыни от «Тонкостей туризма».

Поиск дешевых авиабилетовТехнология

Оптина Пустынь — важный оплот православия в нашей стране, ежегодно принимающий десятки тысяч паломников. По своей духовной значимости этот монастырь ставят в один ряд с Троице-Сергиеевой лаврой. Самый близкий к обители населенный пункт — Козельск, куда можно приехать из Москвы на автобусе. Электричка довезет только до Калуги и там придется пересаживаться на пригородный транспорт. Из Козельска в Оптину пустынь оставшиеся 5 км можно преодолеть на местном «Пазике», такси или вовсе дойти пешком.

На поезде

Электрички в Калугу (ст. «Калуга-1») отправляются с Киевского вокзала Москвы ежедневно с 5:20 до 22:55 каждые 1-2 часа. Обычная идет примерно 3 часа 10 минут, экспресс — 2,5 часа. Цена билета — 507 и 595 RUB соответственно. По прибытии необходимо пересесть на автобус до Козельска, который отходит от расположенной рядом с ж/д вокзалом автостанции (Вокзальная площадь, 3). Первый рейс — в 7:45, последний — в 21:50, в пути 1 час 45 минут, стоимость проезда — от 244 RUB. Цены на странице указаны на март 2021 г.

Такси из Калуги в Оптину пустынь будет стоить 700-900 RUB, из Козельска — 100-150 RUB.

На автобусе

Автобусы до Козельска отправляются с автостанции у м. «Теплый Стан» (Новоясеневский пр-т, 4, стр. 9) с 7:00 до 18:40, всего 9 рейсов в день. До места они едут 5 часов, билет стоит 730-900 RUB. Цена зависит от перевозчика (ООО «АТЭК», МУП «Хвастовическое АТП») и времени. В Калуге транспорт заходит на промежуточную стоянку на ст. «Калуга-1», конечная в Козельске — автовокзал на ул. Дзержинского, 3.

Из столицы до Оптиной пустыни можно добраться напрямую на автобусе Москва — Сосенский с «Теплого Стана». Рейс раз в день в 12:45 (по пятницам еще и в 18:40) и останавливается рядом с монастырем.

От автовокзала Козельска до обители ходит автобус № 6 с 7:30 до 17:10 (вторник-воскресенье), в дороге — 20-30 минут.

На автомобиле

Самый короткий путь в 260 км — по Киевскому ш., которое переходит в платную магистраль М-3. В с. Муромцево на развязке нужно съехать с М-3 на региональную дорогу, ведущую до с. Перемышль и там свернуть на Козельск. На все уйдет 3,5 часа. Также из столицы можно выехать по ул. Профсоюзная на Калужское ш. и далее на Варшавское ш. в районе д. Львово. Потом двигаться до Обнинска, где повернуть на Киевское ш. и в итоге попасть на ту же М-3. По километражу выйдет то же самое, но времени займет на полчаса больше.

Бесплатный и длинный маршрут на 4,5 часа: ехать через Подольск по трассе М-2 (Симферопольское ш.), свернуть на Чехов (на Старое Симферопольское ш.) и двигаться до Серпухова. Дальше — по региональным дорогам через с. Тарусу и по объездной мимо Калуги до Козельска.

В краеведческой лексике пустынь и пустошь встречаются часто, особенно если разговор заходит о прошлом нашего края — XVI-XVIII вв. Эти слова, также часто упоминаются в актовых документах того времени. Чем вызвана сегодняшняя публикация? Оказывается, многие читатели имеют неправильное представление о смысле этих понятий, отождествляют их, тогда как они не равнозначны. Слово «пустынь» означает уединенное монастырское поселение. Из истории русского монашества, например, широко известна Оптина пустынь — монастырь близ города Козельска под Калугой, как центр духовной жизни до 1917 года. В настоящее время Оптина пустынь Введенская является популярным местом паломничества. Слово «пустошь» имеет значение пустующей земли. В писцовых книгах XVI-XVII вв. и других письменных источниках часто встречается выражение: «пустошь, бывшая деревня» (см. книгу «На склоне Дмитровской гряды. Ельдигинский сельских округ», авторы В. Лобко, Н. Лепешкин, 1998 г.). В книге на странице 41-й, найдете такие упоминания: пустошь, что была деревня Мишинская; пустошь, что была деревня Раково; пустошь, что была деревня Егочево; пустошь, что была деревня Ушаковская и т.д. Все они находились на территории нынешнего Ельдигинского сельского округа. В писцовых книгах 1573-1574 гг. в стане Радонеж и Бели упоминаются пустоши: Гридинская, Тихоновская, Левонтьевская, Никитина, Еуртово, Кошкадаесво и другие. Некоторые из них затем возродились с прежними названиями: Хлопенево, Арханово, Артемово, Ауртово, Кошкадаево. Другие возродились, изменив прежние названия. Так деревня Невзорово на речке Скалбе в Бохове стане возникла на месте пустоши Муром. В краеведческое Общество обратились жители Луговского сельского округа с вопросом, была ли в старину пустынь (монастырь) на их территории. На сегодняшний день в архивных источников о поселениях Луговского сельского округа не удалось обнаружить упоминаний о нахождении здесь монастыря. В XVI- начале ХХ вв. на этой территории были церкви: Михаила Архангела (Данилово), Иоанна Воина (Мартьянково),Спаса Нерукотворного (музей-усадьба «Мураново»), часовни в деревнях: Папертники, Горенки, Данилово, Артемьево. На территории Пушкинского края (в нынешних границах района) находилось два небольших деревянных монастыря: Троица на Березниках (д. Березники на реке Талице) и женский монастырь в Коськове. Была такая деревня в трех километрах на северо-востоке от г. Красноармейска. Этой деревни и монастыря уже нет, территория занята полигоном. Она осталась лишь в памяти старожилов, да в архивных бумагах. В муниципальной районной газете (3.11.2001 г.) появилась информация о том, что в 1911 году на месте нынешних Заветов Ильича был монастырь, называлось это место Гаврилова пустошь. Вот свежий пример того, как автор публикаций из-за незнания значения слов «пустынь» и «пустошь» пошел на выдумку и тем самым ввел в заблуждение жителей поселка Заветы Ильича. В этой связи краеведы района критически относятся к подобным публикациям и хотят видеть на страницах районных СМИ публикуемые материалы на краеведческую тему достоверными.
Опубликовано:
газета «Подмосковное Пушкино»

Оптина пустынь

Оптина пустынь

Мужской монастырь Оптина Пустынь — известнейший паломнический православный центр и самая прославленная в русской культуре обитель духовности. Центр старчества с богатейшей историей начинал формироваться уже в 15 веке.

Намоленные столетиями земли недалеко от Козельска переживали тяжелые времена, но смиренность и великомудрость оптинских старцев позволили монастырю выстоять и сохранить богатые православные традиции. Именно на территории Оптиной Пустыни искали душеспасительные советы великие русские писатели и философы. Сегодня монастырь активно посещается паломниками и расцветает после длительного периода обветшания, связанного с событиями 1917 года. Каждая поездка на эту святую землю не обходится для православного христианина без посещения святых источников.

Святой источник Пафнутия Боровского

Один из известнейших источников Оптиной Пустыни связан с именем преподобного Пафнутия Боровского, прославленного чудотворца и почитаемого святого. Источник освящен во имя православного духовного старца, и ежегодно в день памяти Пафнутия 14 мая к источнику организуется крестный ход из монастырской обители. Крестный ход проходит с восславляющими песнопениями и завершается водосвятным молебном возле колодца со святой водой.

Источник Пафнутия Боровского. Оптина пустынь

Благоустроенный ключ находится в лесу на берегу реки Жиздра в окружении вековых сосен. Над источником целительной воды возвышается старый деревянный крест, а неподалеку стоит часовня. Целебные свойства воды из источника прославлены в миру. Тяжелые больные, изможденные глазными заболеваниями, недугами тела, после окунания в святую воду, вступали на путь исцеления. Источник является сернокислым, а вода в нем известна как чудодейственная и обладающая великим целительным потенциалом. Рядом с ключом построена деревянная купальня, разделенная на мужскую и женскую зоны. В дни крестного хода народу в купальне достаточно много, но в иные периоды можно без спешки посетить купель и исцелить душу и тело. Перед окунанием с благодарностью и смирением читается молитва, а после троекратного погружения в воду тело мгновенно насыщается благодатью, а дух приобретает невероятную бодрость. В купальне вода сероводородная и не предназначена для питья. Температура воды около +6 градусов. Питьевую воду из колодца со святой водой набирают с помощью специально оборудованной для этих целей колонки. Приложив немного усилий, можно набрать достаточное количество чудодейственной воды.

Святой источник Серафима Саровского

В Иоанно-Предтеченском скиту, разместившемся недалеко от монастырских земель, в искренних молитвах ведут быт монахи. Путь к источнику Серафима Саровского за чистейшей благодатной водой для них является обыкновением, а каждый паломник может ощутить небывалое вдохновение и по пути к источнику, и в момент посещения уникального целительного места.

Святой источник Серафима Саровского. Оптина пустыньИсточник находится недалеко от скита, и из Оптиной Пустыни к нему можно попасть пешим ходом за полчаса. К роднику ведет живописная тропинка, и путь в окружении потрясающих пейзажей вовсе не утомителен. Найти Святой источник помогут указатели. По пути нужно будет пересечь плотину на озере, после чего исхоженные лесные тропы не дадут заблудиться. Для автомобилистов есть возможность подъехать к Святому месту по грунтованной дороге. Непосредственно источник имеет простое ограждение и узнается по поклонному деревянному кресту, расположенному сразу у ключа. На кресте размещена икона преподобного Серафима, к которому можно обратиться с искренними просьбами и молениями. Сегодня ключ бьет не так активно, как это было десятилетие назад, но с неторопливостью и терпением можно набрать вдоволь святой воды.

Амвросиевский колодец

У врат Иоанно-Предтеченского Скита святой Оптиной Пустыни находится часто посещаемый колодец имени Амвросия Оптинского. Оптинский старец Амвросий благословил создание колодца и указал для него место. Колодец был освящен и признан святыней в честь святого Амвросия Медиоланского, который являлся небесным защитником старца Амвросия.

Амвросиевский колодец. Оптина пустыньВода в колодце отличается кристальной чистотой, и обитатели скида используют ее для приготовления пищи. Обряды водоосвящения проводятся около колодца по всем праздничным великим датам. Многие монахи и паломники свидетельствуют о целебном потенциале воды из колодца. Даже в период закрытия Скита благословенной водой пользовались миряне и подкрепляли через нее свое тело и дух. Сегодня колодец облагорожен и прошел реставрацию, в ходе которой он приобрел практически свой первозданный вид, к счастью, сохранившийся на дореволюционных фото, на которые ориентировались мастера.

Святой источник Параскевы Пятницы

Небольшой скромный источник святой великомученицы Параскевы Пятницы располагается в оптинских землях. Не каждый паломник знает о роднике, и место это является менее всего посещаемым. Тихий спокойный уголок в лесу с целебным ключом расположен недалеко от озера преподобного Серафима. Рядом с ключом установлен крест с иконами. Вода в источнике питьевая, прохладная и отличается невообразимой чистотой.