Оптина пустынь история

Оптина Пустынь – знаменитый монастырь Русской православной церкви, построенной недалеко от населенного пункта – Козельск. Достопримечательность Калужской епархии окружена низкой оградой и четырьмя наугольными башнями. Вблизи находится станция Тупик. Согласно проекту, сооружение является почти квадратным. В самой центральной точке стоит Введенский собор. Вокруг него, в крестообразном порядке размещены церкви – Марии Египетской, Казанская, Владимирская. На заднем плане роща, а за ней скит, используемый для круглосуточных богослужений. На момент его обустройства вырубка лесов была запрещена. В целостности остались еще домики, где когда-то проживали Гоголь и Достоевский. Церковь из дерева Иоанна Предтечи является неповрежденной. Она изготовлена из сруба деревьев, которые ранее произрастали, где сейчас скит.

оптина пустынь

Общие сведения

Дата основания монастыря Свято-Введенской Оптиной пустыни – 15 век. Однако существует придание, что объект появился благодаря разбойнику, который раскаивался в своих деяниях. Его звали Оптия. Человек имел до 18 тысячелетия достаточно нелегкое материальное положение. В 1773 году здесь вели свою деятельность всего два монаха. Это были глубокие старики. Но вскоре ситуация кардинально изменилась. В 1821 г здесь был возведен скит. В нем поселились люди – «пустынники», продолжительный период времени проживающие в отречении. Духовную жизнь возглавил старец. В последующим сюда со всех краев приезжали верующие. Место превратилось в духовный центр России. Благодаря поступлениям взносов прихожан, территория стала шире. Появилась мельница, каменные строения и многое другое. Пространство существенно преобразилось.

входные врата

Этот удивительный уголок облюбовало большое количество творческих личностей. Многие произведения великой русской литературы имеют непосредственное отношение к данному месту. Именно сюда В.С.Соловьев привез Ф. М. Достоевского после большой трагедии – гибели сына. Он прожил тут достаточно долго. Писатель был проникнут местностью. Некоторые ее описания вы сможете проследить в «Братьях Карамазовых».
Невероятная родственная связь с Козельском была у Л.Н. Толстого. Сестра писателя являлась послушницей монастыря в Шамордино, который был основан Амвросием. Произведение «Отец Сергий» было написано в значительной степени по мотивам Оптиной. Л.Н Толстой перед своей смертью посещал данное святое место. В 1918 году ввиду определенных обстоятельств осуществлено закрытие святыни. В 1987 г статус был снова возвращен.

Действующие храмы

Введенский собор – это важнейшее достояние обители. Строительство проводилось в середине 16-го столетия. Освещение проводилось в честь Пресвятой Богородицы. Предусмотрено три предела – Пресвятой Богородицы, Амвросия старца Оптинского, Святителя Николая Чудотворца. Основной святыней выступают мощи старцев Оптинских, Казанская икона Божией Матери. Службы здесь проводятся каждый день.

Функционирует храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Он имеет два престола. Красиво украшен фресками, изготовленными особым, уникальным методом – «влажной» росписью. Это самая большая обитель. Вечерние богослужения организуются регулярно.
Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери была полностью отстроена на земле, где когда-то был совершенно разрушенная святыня. Количество престолов – один. Он посвящен Владимирской иконе. Это усыпальница старцев – Льва, Макария, Илариона, Анатолия. Святые мощи хранятся в гранитных раках и в праздничные дни являются доступными для прихожан.
Храм прп. Илариона Великого установлен несколько позади от общей конструкции. Монтирован в здании трапезной и гостиницы. Постройка маленького размера предназначена для проведения крещения и отпевания.
Обитель во имя Иоанна Предтечи и Крестителя Господня применяется для осуществления служб на основе учета определенного скитского устава. Паломничество производится только по обозначенным праздникам. Моленная «Спорительница хлебов” возведена относительно недавно на участке подсобного хозяйства. Вход в нее является ограниченным.

Восстанавливающиеся храмы

Многие объекты не сохранились до наших дней в отличном состоянии. В настоящий период они подвергаются реставрационным работам. К ним относятся возведения во имя прп. Марии Египетской, свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского, Всех Святых. Кроме того, реализуется строительство нового храма в память Преображения Господня.

Неподалеку располагаются кладбища с могилами иноков – Трофима, Василия, Ферапонта, которые погибли на Пасху. Сегодня проводится масштабный спектр работ по сооружению часовни. Повсюду установлены краны, работают бригады мастеров.
История необычного края наполнена различными легендами. Жизнь монахов здесь была схожа с другими проповедниками. Братия проводили сутки в молитвах и трудились. Вы можете совершить сюда увлекательную туристическую поездку для того чтобы душевно отдохнуть и прогуляться по святым тропам.

Как доехать?

От автобусной станции и метро «Теплый стан» систематически курсирует автобус. Вам потребуется воспользоваться маршрутом «Москва – Козельск». Если выбираете метро, то практично совершать выход из первого вагона. Затем вам потребуется немного пройтись по подземному переходу до самого конца, повернув налево. Потом ваш путь будет идти до конца вверх. Минуя бензоколонку, вы обнаружите автомобильную станцию. Отсюда ваше путешествие будет длиться 4-5 часов. Добравшись, потребуется пройти 4-5 км пешим ходом. Также все путешествие можно осуществить на личном автомобиле или воспользовавшись туристической поездкой.
Если путь будет реализовываться на собственном транспорте, то движение предстоит по Киевскому шоссе. Ехать следует до Калуги, через мост, на Козельск. Ориентироваться несложно по указателям. Километраж поездки – 270. Точный адрес – Калужская обл., Козельский район, Козельск (Оптина).

Достопримечательности

Приезжая сюда, вы непременно сможете открыть для себя что-то новое, особенное. Паломничество осуществляется со всех регионов нашей страны. Тут сконцентрированы главнейшие памятник архитектуры.
Исключительное, древнейшее наследие русской культуры непременно стоить увидеть своими глазами. В настоящее время проживают около сотни насельников. Окрестности тихие и наполнены таинственностью. Прекрасны в любое время года.

Святые врата

С южной части ограждения находятся Святые ворота. Это великолепное сооружение, состоящее из двух пролетов, которые оснащены полотнами из металла. Конструкция держится на двух столбах, которая украшена эффектной лепниной с элегантными цветами. В верхней точке находится карниз, обрамленный изразцами различных оттенков. Завершается возведение двумя шатрами, монтированными на восьмигранниках из бронзы. Над проектом работали суздальские зодчие зодчими Грезнов, Мамин и Шмаков. Параллельно создана сторожка, состоящая из высотки с восьмью гранями. Со временем градостроительная функция объекта исчезла. Сегодня это великолепный памятник архитектуры, который привлекает туристов из различных уголков планеты. Здесь можно почувствовать таинственную энергетическую силу минувших лет.

Лес старцев

Уютный и загадочный уголок славится большим количеством различных животных и растений. Имеет большую величественную силу. Приехав сюда, можно погрузиться в тишину, перекликающеюся с пением птиц. Это прекрасное решение для того чтобы отдохнуть от городской суеты. Посадки являются облагороженными, производится регулярный уход.

Само понятие «старчество» отличается от традиционного особыми свойствами. Дело в том, что на протяжении всей истории христианства к данной категории относились, монахи, к которым на попечение поступали молодые послушники. Кроме того, эти люди заботились о душевном состоянии мирян, обладая даром прозорливости.
Наиболее строгим постником являлся о. Моисей. Он испытывал трепетные чувства к человечеству, проявлял сострадания к грешным поступкам, умел подстраиваться к различным потребностям каждого, характеризовался поразительным смирением, не боялся тяжелых работ.

Святой источник

В деревне функционирует святой источник. Освещение выполнено в честь преподобного Пафнутия. Поблизости организована часовня из дерева, кровля которой покрыта металлом. Входы характеризуются симметричным расположением. Монтаж купола сделан на высоком барабане. В верхней точке установлен крест. В помещении хранятся священные образы. Когда-то постройка была разрушена под воздействием талых вод, но снова восстановлена.

Длительный срок участок земли находился в запущенном состоянии. В революционный период место подвергалось атакам. Но верующие люди не переставали хранить память. После возобновления православной функции сделано сооружение купальни, возродилась традиция древних крестных ходов. Ежегодно, 14 мая проводится освещение воды. Приезжая сюда, не забывайте взять с собой тару, чтобы набрать целебной жидкости.

Часовня Воскресения Христова

Это неотъемлемый элемент общего ансамбля, который был возведен в 2008 г. Строительные работы реализованы на месте где когда-то захоронены убитые священнослужители. Они когда-то в пасхальную неделю пострадали от рук недоброжелателей. Постройка является действующей и обустроена в юго-восточной зоне. Литургии организуются постоянно. Многие в трудной, жизненной ситуации приходят именно сюда.

Колокольня

Данный элемент обители заслуживает отдельного Вашего внимания. Процесс монтажа шел несколько лет. Он реализован в стиле классицизма, состоит из четырех этажей. Нижний ярус отличается наличием кубической формы. Каждый этаж плавно переходит в форму цилиндра. На завершающем шаге находится аттиковая часть, где встроена палатка для циферблата. Чуть выше установлен крест. Также прикрепляются два братских корпуса. Общая высота составляет 64 метра. На самом первом ярусе святые врата. Ранее была предусмотрена лестница. Но она подверглась разрушениям и позднее не реконструирована.

Конюшня

Отдельное помещение для лошадей сделано в 1898 году. В этот временной отрезок произошло немало значимых событий. Территория подверглась масштабным преображениям. Появилось внушительное число хозяйственных хлевов, сараев, кладовых. Угодья расширялись. Жители земли старались самостоятельно себя обеспечивать. Лошади – это уникальные животные, способные выручать в домашнем быту. За животными хорошо ухаживают, вы сможете пообщаться с ними лично.

Дом Святого Амвросия

Прогуливаясь по здешним местам, вы сможете глубже проникнуться эпизодами прочитанных книг русской литературы. Одним из памятников архитектуры является дом Амвросия. Это достаточно компактное, ухоженное, одноэтажное здание, вокруг которого выстроен деревянный забор. Снаружи стены покрыты штукатуркой, внутри выполнено всего две комнаты. Интерьер характеризуется простотой и аккуратностью. За счет большого количества окон комнаты светлые. Рядом посажены широколистные деревья, с помощью которых можно укрыться от жары.

Экономная служба

Такая служба предназначена для решения вопросов быта, обустройства паломников. Практические каждые сутки выполняется заселение приезжих. Для решения данного вопроса достаточно предъявить паспорт. Оплата является приемлемой. Один номер рассчитан примерно на восемь гостей. Более того, допускается бесплатное размещение. Взамен вам потребуется принять активное участие в хозяйственных работах. А если захочется более высококлассный сервис, то можно воспользоваться комнатой на одного человека. Стоимость разумная.

Интересные факты

Архитектурный ансамбль представлен в виде величественного белого кремля с семью башнями. Примечательно, что перед Октябрьским переворотом в нашей стране действовало около 1000 подобных творений. Однако поток богомольцев устремлялся преимущественно сюда. Известные личности нередко останавливались здесь для того чтобы отдохнуть, найти себя, творческой деятельности. Тут когда-то пребывал даже личный врач императора Николая II А.В. Казанский. Он впоследствии занимался лечением всех нуждающихся. В 1927 г побывали маршал Г.К. Жуков и Г.М. Маленков. Несколько позднее посетил края глава Совета министров СССР.

Если вы планируете приехать в Оптину, то рекомендуется посвятить своей прогулке не менее трех дней. Хотя, и этого времени может показаться недостаточным. В первые дни пребывания можно обратиться к старцам, попросить их благословения. При желании вы сможете расположиться в келье для отдыха. Интересно, что литургия здесь длится до пяти часов, возможно и дольше. На второй день многие гости предпочитают исповедаться и прочиститься. Также рекомендуется свершить увлекательную лесную прогулку. Воздух является необыкновенно свежим. Размеренная монашеская жизнь навевает покой и умиротворение. По итогам Литургии непременно загляните в сувенирную лавку для того, чтобы обзавестись памятными сувенирами. Особенно завораживает закат, образующийся над рекой.
Духовная санатория привлекает не только русских, но иностранных туристов. Поговаривают, что сюда хотела приехать известная африканская царевна со своей свитой. Она было с почетом принята и оставила немало положительных отзывов.
Раньше паломники ночевали прям на полу, в обители. Матрасы расстилались прямо на полу. Сегодня век современности. Организована паломническая гостиница. Проживание вполне по карману. В праздничные месяцы – это достаточно многолюдное место. Поэтому, возьмите себе на вооружение, что возможны трудности с ночлегом. Целесообразно заблаговременно позвонить и уточнить данный вопрос.
Продуктовые магазины в поселке не предусмотрены. Периодически встречаются разнообразные палатки. Приезжие приобретают сладости, напитки, сувениры. Если вы предпочитаете определенную пищу, то предпочтительно ее привезти с собой. Правда еще есть небольшая чайная. Здесь всегда можно купить что-то вкусное – чай, пирожки, булочки. Совершая православное путешествие сюда, старайтесь придерживаться устава и относится к окружающим терпимо.

ОПТИНА ПУСТЫНЬ — православный ставропигиальный мужской в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь, расположенный примерно в 3 км от города Козельск, вблизи реки Жиздра.

На­зва­ние, по пре­да­нию, вос­хо­дит к ле­ген­дар­но­му рас­ка­яв­ше­му­ся раз­бой­ни­ку Оп­те, яко­бы ос­но­вав­ше­му Оптину пустнь. Бо­лее ве­ро­ят­на связь на­зва­ния с пе­рио­дом со­вме­ст­но­го («оп­том») про­жи­ва­ния в оби­те­ли мо­на­хов и мо­на­хинь. Воз­мож­но, ос­но­ва­ние Оптиной пустни от­но­сит­ся к XV веку. Впер­вые она упо­ми­на­ет­ся в пис­цо­вых кни­гах Ко­зель­ско­го уезда за 1629-1631 годы (в тек­сте име­ет­ся ука­за­ние на су­ще­ст­во­ва­ние Оптиной пустни в конце XVI века). В Смут­ное вре­мя Оптина пустнь, ве­ро­ят­нее все­го, бы­ла ра­зо­ре­на, но вско­ре вос­ста­нов­ле­на. Вклад­чи­ка­ми мо­на­сты­ря бы­ли ца­рев­на Со­фья Алек­се­ев­на, царь Иван V Алек­сее­вич, его же­на — ца­ри­ца Пра­ско­вья Фё­до­ров­на, царь (с 1721 года император) Пётр I и др. В 1724 году Оптина пустнь уп­разд­не­на и при­пи­са­на к бе­лёв­ско­му Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­му монастырю, но уже в 1726 году по про­ше­нию бла­го­тво­ри­те­лей вос­ста­нов­ле­на. В 1764 году оп­ре­де­ле­на за­штат­ным мо­на­сты­рём, брат­ст­во со­стоя­ло из не­сколь­ких мо­на­хов. По­сте­пен­ное воз­ро­ж­де­ние Оптиной пустни на­ча­лось с конца XVIII века, че­му спо­соб­ст­во­ва­ла дея­тель­ность митрополита Мо­с­ков­ско­го Пла­то­на (Лев­ши­на). В 1821 году под по­кро­ви­тель­ст­вом епископа Ка­луж­ско­го (впо­след­ст­вии митрополита Ки­ев­ско­го) Фи­ла­ре­та (Ам­фи­те­ат­ро­ва) близ Оптиной пустни для уе­ди­нён­ной мо­на­ше­ской жиз­ни ос­но­ван Ио­ан­но-Пред­те­чен­ский скит, в ко­то­ром ста­ли под­ви­зать­ся при­гла­шён­ные в оби­тель епископом Фи­ла­ре­том под­виж­ни­ки бра­тья Мои­сей (Пу­ти­лов) и Ан­то­ний (Пу­ти­лов) и ещё несколько мо­на­хов. В 1824 году в Оптиной пустни при­нят стро­гий об­ще­жи­тель­ный ус­тав на ос­но­ве ус­та­ва Ко­нев­ско­го Ро­ж­де­ст­во-Бо­го­ро­дич­но­го мо­на­сты­ря.

В пе­ри­од на­стоя­тель­ст­ва схи­ар­хи­ман­д­ри­тов Мои­сея (Пу­ти­ло­ва) (1826-1862 годы, фак­ти­че­ски с 1825 года) и Исаа­кия (Ан­ти­мо­но­ва) (1862-1894 годы) Оптина пустнь при­об­ре­ла ши­ро­кую из­вест­ность бла­го­да­ря стар­че­ст­ву. Тра­ди­ция оп­тин­ско­го стар­че­ст­ва вос­хо­дит к уче­ни­кам преподобного Паи­сия Ве­лич­ков­ско­го и бе­рёт на­ча­ло с по­се­ле­ния в 1829 году в Оптину пустнь ие­рос­хи­мо­наха Льва (На­гол­ки­на). Стар­цы жи­ли в Ио­ан­но-Пред­те­чен­ском ски­ту. Здесь уда­лось обес­пе­чить пре­ем­ст­вен­ность и не­пре­рыв­ность стар­че­ст­ва: по­сле смер­ти стар­ца стар­шая бра­тия вы­би­ра­ла его пре­ем­ни­ка, ино­гда слу­же­ние со­вер­ша­ли несколько стар­цев од­но­вре­мен­но. Наи­бо­лее по­чи­тае­мы­ми оп­тин­ски­ми стар­ца­ми бы­ли иерос­хи­мо­на­хи Лев (На­гол­кин), Ма­ка­рий (Ива­нов), Ам­вро­сий (Грен­ков; смотри Ам­вро­сий Оп­тин­ский), Ила­ри­он (По­но­ма­рёв), Ана­то­лий (Зер­ца­лов), Ио­сиф (Ли­тов­кин), схи­ар­хи­ман­д­рит Вар­со­но­фий (Пли­хан­ков), ие­рос­хи­мо­на­хи Ана­то­лий (По­та­пов), Нек­та­рий (Ти­хо­нов) и ие­ро­мо­нах Ни­кон (Бе­ля­ев). Стар­цы при­ни­ма­ли и окорм­ля­ли не толь­ко бра­тию, но и всех же­лаю­щих па­лом­ни­ков, ве­ли с ни­ми пе­ре­пис­ку.

Сре­ди мно­го­числнныхе по­се­ти­те­лей стар­цев — ар­хие­реи , чле­ны императорской фа­ми­лии (великий князь Кон­стан­тин Кон­стан­ти­но­вич с деть­ми, великая княжна преподобномученица Ели­за­ве­та Фё­до­ров­на), учё­ные, фи­ло­со­фы, пи­са­те­ли, по­эты (Н.В. Го­голь, бра­тья И.В. Ки­ре­ев­ский и П.В. Ки­ре­ев­ский, К.С. Ак­са­ков и И.С. Ак­са­ков, С.П. Ше­вы­рёв, М.А. Мак­си­мо­вич, А.Н. Му­равь­ёв, Ф.М. Дос­то­ев­ский, К.Н. Ле­он­ть­ев, В.С. Со­ловь­ёв, Л.Н. Тол­стой, С.А. Ни­лус, С.Н. Ду­ры­лин и др.).

С 1840-х годов по ини­циа­ти­ве стар­ца Ма­ка­рия (Ива­но­ва) наи­бо­лее об­ра­зо­ван­ные мо­на­хи Оптиной пустни, в т. ч. Ле­о­нид (Ка­велин) и Юве­на­лий (По­лов­цев), ве­ли про­све­ти­тель­скую дея­тель­ность. Бла­го­да­ря ор­га­ни­за­тор­ским уси­ли­ям от­ца Ма­ка­рия (Ива­но­ва), И.В. Ки­ре­ев­ско­го и др., по­кро­ви­тель­ст­ву ря­да ие­рар­хов, пре­ж­де все­го митрополита Мо­с­ков­ско­го святителя Фи­ла­ре­та (Дроз­до­ва), Оптина пустнь по­лу­чи­ла воз­мож­ность вес­ти из­да­тель­скую дея­тель­ность: бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны пе­ре­во­ды тво­ре­ний пре­по­доб­ных Вар­со­но­фия Ве­ли­ко­го и Ио­ан­на Про­ро­ка, ав­вы До­ро­фея Газ­ско­го, пре­по­доб­ных Мар­ка По­движ­ни­ка, Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка, Си­ме­о­на Но­во­го Бо­го­сло­ва, Фео­до­ра Сту­ди­та, Мак­си­ма Ис­по­вед­ни­ка, Исаа­ка Си­ри­на, Ио­ан­на Да­ма­ски­на, тво­ре­ния преподобного Ни­ла Сор­ско­го и др., жиз­не­опи­сания и пе­ре­пис­ка оп­тин­ских стар­цев. В биб­лио­те­ках Оптиной пустни и ски­та хра­ни­лись цен­ные ру­ко­пи­си, са­мая древ­няя из них — славянская ру­ко­пись «Сло­вес по­ст­ни­че­ских» преподобного Исаа­ка Си­ри­на, пе­ре­пи­сан­ная в 1389 году в Ве­ли­кой Лав­ре на Афо­не. В Ио­ан­но-Пред­те­чен­ском ски­ту ве­лась ле­то­пись, ох­ва­ты­вав­шая вре­мя с 1820 по 1918 годы (за ис­клю­че­ни­ем 1861-1864 и 1883-1899 годы), в ко­то­рой фик­си­ро­ва­лись со­став и пе­ре­ме­ще­ния бра­тии, по­стри­ги, по­свя­ще­ния в сан, кон­чи­на мо­на­ше­ст­вую­щих, при­езд из­вест­ных лю­дей, круп­ные по­жерт­во­ва­ния, мо­на­стыр­ское строи­тель­ст­во, вы­ход в свет под­го­тов­лен­ных мо­на­ха­ми книг, а так­же осо­бо важ­ные со­бы­тия в цер­ков­ной и по­ли­тической жиз­ни Рос­сии, чу­дес­ные со­бы­тия и др.

В XIX — начале XX веков чис­ло на­сель­ни­ков Оптиной пустни бы­ст­ро рос­ло, к 1915 году в ней жи­ли 355 мо­на­ше­ст­вую­щих. Многие на­сель­ни­ки Оптиной пустни на­зна­ча­лись на вы­со­кие долж­но­сти в других мо­на­сты­рях и ду­хов­ных мис­си­ях, ар­хие­рея­ми ста­ли Иг­на­тий (Брян­ча­ни­нов), Юве­на­лий (По­лов­цев), Три­фон (Тур­ке­ста­нов), Ми­хей (Алек­се­ев). Со 2-й четверти XIX века ук­ре­пи­лось ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние Оптиной пустни, ве­лось мас­штаб­ное строи­тель­ст­во, бы­ло от­кры­то несколько за­во­дов и мас­тер­ских, уст­ро­ен во­до­про­вод, вы­ве­де­на оп­тин­ская по­ро­да ко­ров. Бра­тия ак­тив­но за­ни­ма­лась бла­го­тво­ри­тель­но­стью: при Оптиной пустни от­кры­та шко­ла, уч­ре­ж­де­ны ин­ва­лид­ный дом, дет­ский при­ют, бо­га­дель­ня. Во вре­мя русско-турецкой вой­ны 1877-1878 годов, русско-японской вой­ны 1904-1905 годов и 1-й ми­ро­вой вой­ны в мо­на­стыр­скую боль­ни­цу при­ни­ма­лись ра­не­ные, мо­на­стырь вы­де­лял мес­та для бе­жен­цев, де­лал по­жерт­во­ва­ния на ну­ж­ды ар­мии.

В 1918 году Оптина пустнь бы­ла офи­ци­аль­но за­кры­та, мо­на­ше­ская об­щи­на про­дол­жа­ла су­ще­ст­во­ва­ние как сельскохозяйственная ар­тель. С ли­к­ви­да­ци­ей в 1923 году ар­те­ли ос­тав­ших­ся мо­на­ше­ст­вую­щих вы­се­ли­ли, мно­гие из них впо­след­ст­вии бы­ли от­прав­ле­ны в ссыл­ку или рас­стре­ля­ны. В 1919-1928 годах на тер­ри­то­рии Оптиной пустни и ски­та дей­ст­во­вал му­зей «Оп­ти­на пус­тынь». По­сле за­кры­тия му­зея оп­тин­ский ар­хив по­пал в Государственную библиотеку СССР имени В.И. Ле­ни­на (ны­не со­став­ля­ет фон­ды 213 и 214 От­де­ла ру­ко­пи­сей РГБ). В раз­ные го­ды на тер­ри­то­рии Оптиной пустни рас­по­ла­га­лись дом от­ды­ха (с 1931 года), ла­герь НКВД (1939-1941 годы), эва­ку­ационный гос­пи­таль (1941-1943 годы), дет­ский дом (с 1949 года), профессионально-тех­ническое училище (с 1959 года). Ар­хитектурный ан­самбль Оптиной пустни по­нёс боль­шие ут­ра­ты. В 1974 году Оптина пустнь во­шла в чис­ло ох­ра­няе­мых го­су­дар­ст­вом объ­ек­тов, на­ча­лась мед­лен­ная рес­тав­ра­ция строе­ний.

Оптина пустнь воз­вра­ще­на РПЦ 17.11.1987 года; мо­на­стырь был во­зоб­нов­лён и при­об­рёл ста­тус став­ро­пи­ги­аль­но­го. 1.2.1990 года мо­на­сты­рю пе­ре­да­на большая часть ски­та (другая часть при­над­ле­жа­ла литерурному от­де­лу Ко­зель­ско­го му­зея в 1967-2005 годах). В ка­че­ст­ве под­во­рий Оптиной пустни пе­ре­да­ны: в 1991 года в Санкт-Пе­тер­бур­ге Ус­пен­ская церковь на на­бе­реж­ной Лей­те­нан­та Шмид­та (1895-1900 годы, архитектор В.А. Ко­ся­ков), в 1997 года в Мо­ск­ве ц.ерковь Апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла в Ясе­не­ве (1751, тра­пез­ная и ко­ло­коль­ня при­строе­ны в 1860-х годов). В пас­халь­ную ночь 18.4.1993 года в Оптиной пустни про­изош­ло убий­ст­во ие­ро­мо­на­ха Ва­си­лия (Рос­ля­ко­ва) и ино­ков Тро­фи­ма (Та­тар­ни­ко­ва) и Фе­ра­пон­та (Пуш­ка­рё­ва), вы­звав­шее боль­шой об­ществ. ре­зо­нанс.

По­ме­ст­ным со­бо­ром РПЦ 1988 года ка­но­ни­зи­ро­ван ста­рец Ам­вро­сий Оп­тин­ский. В 1996 году со­стоя­лась ка­но­ни­за­ция в ли­ке ме­ст­ноч­ти­мых свя­тых других стар­цев, а так­же схи­ар­хи­ман­д­ри­та Мои­сея (Пу­ти­ло­ва), схии­гу­ме­на Ан­то­ния (Пу­ти­ло­ва), схи­ар­хи­ман­д­ри­та Исаа­кия (Ан­ти­мо­но­ва) и ар­химандрита Исаа­кия (Боб­ра­ко­ва) в со­ста­ве Со­бо­ра пре­по­доб­ных от­цов и стар­цев, в Оп­ти­ной пус­ты­ни про­си­яв­ших. Ар­хие­рей­ским со­бо­ром РПЦ 2000 года ус­та­нов­ле­но их об­ще­цер­ков­ное по­чи­та­ние.

Наи­бо­лее ран­ний из ны­не со­хра­нив­ших­ся па­мят­ни­ков Оптиной пустни — Вве­ден­ский со­бор, по­стро­ен­ный в тра­ди­ци­ях клас­си­циз­ма (1750-1771 годы; час­тич­но раз­ру­шен в го­ды советской вла­сти, вос­ста­нов­лен и ос­вя­щён в 1988 году). Над его сре­док­ре­сти­ем воз­вы­ша­ет­ся куб, увен­чан­ный 5 гла­ва­ми. В XIX веке храм был рас­ши­рен, при­строе­ны южный и северный при­де­лы (1837) и крыль­цо с западного вхо­да с при­под­ня­ты­ми на вы­со­ких по­ста­мен­тах пар­ны­ми ко­лон­на­ми. Современный ар­хитектурный ан­самбль Оптиной пустни сло­жил­ся в об­щих чер­тах в XIX веке. В 1802-1804 годах воз­ве­де­на 4-ярус­ная ко­ло­коль­ня высотой около 64 м в сти­ле клас­си­циз­ма, за­вер­шён­ная ат­ти­ко­вым яру­сом с ча­са­ми и вы­со­ким шпи­лем (верх раз­ру­шен во вре­мя Великой Отечественной вой­ны, вос­ста­нов­лен к 1999 году). В 1805-1811 годах к югу от Вве­ден­ско­го со­бо­ра вы­стро­ен со­бор в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в сти­ле ам­пир (час­тич­но раз­рушен в го­ды советской вла­сти, вос­ста­нов­лен и ос­вя­щён в 1996 году), увен­чан­ный ку­по­лом с не­боль­шой гла­вой без све­то­во­го ба­ра­ба­на. В 1809-1811 годах строи­лась боль­нич­ная цер­ковь в честь Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (в середине XX века пол­но­стью раз­ру­ше­на, вос­ста­нов­ле­на к 1998 году). В 1858 году ос­вя­щён рас­по­ло­жен­ный к се­ве­ру от Вве­ден­ско­го со­бо­ра храм Преподобной Ма­рии Еги­пет­ской и Пра­вед­ной Ан­ны, поя­вив­ший­ся в ре­зуль­та­те ре­кон­ст­рук­ции ста­рой тра­пез­ной (1822-1824 годы) и вы­пол­нен­ный в сти­ле клас­си­циз­ма; на крест­ча­тое зда­ние был во­дру­жён вось­ме­рик с од­ной гла­вой. С по­яв­ле­ни­ем но­вой церк­ви мо­на­стыр­ские хра­мы вме­сте с ко­ло­коль­ней на пла­не об­ра­зо­ва­ли крест с Вве­ден­ским со­бо­ром в цен­тре. В 1832-1839 годах тер­ри­то­рия Оптиной пустни бы­ла ок­ру­же­на ка­мен­ной ог­ра­дой (час­тич­но раз­ру­ше­на в го­ды советской вла­сти) с 7 баш­ня­ми и 2 въезд­ны­ми во­ро­та­ми, Свя­тые вра­та рас­по­ла­га­лись в западной баш­не с шат­ром, увен­чан­ным фи­гур­кой тру­бя­ще­го ан­ге­ла.

В Ио­ан­но-Пред­те­чен­ском ски­ту соз­да­вал­ся отдельный ар­хитектурный ан­самбль, от­ли­чав­ший­ся про­сто­той и скром­но­стью; боль­шин­ст­во строе­ний бы­ли де­ре­вян­ны­ми. В цен­тре уча­ст­ка в 1821-1822 годах по­стро­ен главный скит­ский храм, по­свя­щён­ный со­бо­ру Святого Ио­ан­на Пред­те­чи, — де­ревянная цер­ковь в сти­ле ам­пир, со­стоя­щая из не­сколь­ких сру­бов: при­тво­ра, тра­пез­ной и ку­бического хра­ма с 7-гран­ной ап­си­дой; по бо­ко­вым сто­ро­нам уст­рое­ны 4-ко­лон­ные пор­ти­ки с фрон­то­на­ми. В 1857 году в ски­ту поя­ви­лись ка­мен­ные Свя­тые вра­та (на 2-м яру­се — звон­ни­ца). Ка­мен­ный храм во имя святителя Льва епископа Ка­тан­ско­го и преподобного Ио­ан­на Рыль­ско­го воз­ве­дён в 1901-1902 годы в рус­ском сти­ле. У во­рот ски­та на­хо­дил­ся ис­точ­ник во имя святителя Ам­вро­сия Ме­дио­лан­ско­го с ко­лод­цем.

Ряд по­стро­ек рас­по­ло­жен за ог­ра­дой Оптиной пустни. На но­вом клад­би­ще в 1864 году со­ору­же­на не­боль­шая од­но­гла­вая ку­би­че­ская церковь во имя Всех свя­тых (в XX веке пол­но­стью раз­ру­ше­на, от­строе­на за­но­во к 2008 году). У южных во­рот в 1874 году вы­стро­ен 2-этаж­ный боль­нич­ный кор­пус с до­мо­вой од­но­гла­вой церковью Преподобного Ила­рио­на Ве­ли­ко­го в рус­ском сти­ле. На реке Жиз­д­ра на­хо­дил­ся ис­точ­ник преподобного Паф­ну­тия Бо­ров­ско­го с ча­сов­ней и ку­паль­ней.

По­сле во­зоб­нов­ле­ния мо­на­сты­ря в конце XX века по­строе­ны но­вые церк­ви: в 1997-2000 годах — в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Спо­ри­тель­ни­ца хле­бов» на тер­ри­то­рии мо­на­стыр­ско­го под­соб­но­го хо­зяй­ст­ва, в 2005-2007 годах — Пре­об­ра­жен­ская церковь око­ло Свя­тых врат мо­на­сты­ря; в 2008 году в юго-восточной час­ти мо­на­сты­ря над мо­ги­ла­ми мо­на­хов, уби­тых в 1993 году, воз­двиг­ну­та ча­сов­ня.

Ис­точники:

Бла­го­сло­вен­ная Оп­ти­на: Вос­по­ми­на­ния па­лом­ни­ков об оби­те­ли и ее стар­цах. М.; Ко­зельск, 1998;

Днев­ник по­слуш­ни­ка Ни­ко­лая Бе­ляе­ва (пре­по­доб­но­го оп­тин­ско­го стар­ца Ни­ко­на). М., 2004;

Ле­то­пись ски­та во имя св. Ио­ан­на Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня, на­хо­дя­ще­го­ся при Ко­зель­ской Вве­ден­ской Оп­ти­ной пус­ты­ни. М., 2008. Т. 1–2;

Жиз­не­опи­са­ния по­чив­ших ски­тян: . Оп­ти­на пус­тынь, 2010.

Дополнительная литература:

Ле­о­нид (Ка­ве­лин), ар­хим. Ис­то­ри­че­ское опи­са­ние ски­та во имя св. Ио­ан­на Пред­те­чи Гос­под­ня, на­хо­дя­ще­го­ся при Ко­зель­ской Вве­ден­ской Оп­ти­ной пус­ты­ни. СПб., 1862;

он же. Ис­то­ри­че­ское опи­са­ние Ко­зель­ской Вве­ден­ской Оп­ти­ной пус­ты­ни. 4-е изд. М., 1885;

Ераст (Вы­троп­ский), ие­ром. Ис­то­ри­че­ское опи­са­ние Ко­зель­ской Оп­ти­ной пус­ты­ни и Пред­те­че­ва ски­та (Ка­луж­ской губ.). Сер­ги­ев По­сад, 1902. Ко­зельск, 2008;

Чет­ве­ри­ков С.И., прот. Оп­ти­на пус­тынь. 2-е изд. Па­риж, 1988;