Оптинские старцы

Ставропигиальный мужской монастырь Введенская Оптина пустынь известен во всем мире. Его часто называют «прообразом Царства Небесного», «осколком земного рая», «вместилищем христианской любви и средоточия подвижничества «. Это потому, что там, как нигде, люди приближаются к идеалу христианских отно-шений, недоступной в обыденной жизни духовной высоте. Со времени появления в Оптиной пустыни старчества (1829 г.) на нее в полной мере нисходит благодать Святого Духа. В 1918 году монастырь был закрыт, а во время Великой Отечествен-ной войны он использовался как сельхозартель, санаторий и даже концлагерь, но вопреки всем потрясениям в 80-ые годы XX века был восстановлен. В наше время паломники из всех уголков мира продолжают съезжаться к святым Оптинским старцам со своими сомнениями, болью или просто за советом в непростых ситуа-циях.

3-3.jpg

Как попасть к старцу в Оптиной Пустыни в настоя-щее время

Оптина пустынь находится примерно в 300 км от Москвы, недалеко от Козель-ска Калужской области. Прямого железнодорожного сообщения между Москвой и Козельском нет, поэтому лучше воспользоваться личным автотранспортом или присоединиться к нашей автобусной экскурсии. Профессионально подготовленные экскурсоводы помогут узнать много нового об истории Оптиной пустыни, а также разрешить вопросы, связанные с православным мировоззрением. В рамках поездки в Оптину пустынь с нами паломники могут посетить мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь в селе Клыково и Казанскую Свято-Амвросиевскую женскую пустынь (Шамордино) в Калужской области.

Старцы и новомученики Оптиной пустыни

На иконе «Собор Преподобных Оптинских старцев» традиционно изображаются 14 старцев: иеросхимонах Лев (Наголкин) 1768–1841, Иеросхимонах Макарий (Иванов) 1788–1860, Схиархимандрит Моисей (Путилов) 1782–1862, Схиигумен Антоний (Путилов) 1795–1865, Иеросхимонах Иларион (Пономарев) 1805–1873, Иеросхимонах Амвросий (Гренков) 1812–1891, Иеросхимонах Анатолий (Зерца-лов) 1824–1894, Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) 1810–1894, Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) 1837–1911, Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) 1845–1913, Иеросхимонах Анатолий (Потапов) 1855–1922, Иеросхимонах Нектарий Оп-тинский 1853–1928, Иеромонах Никон (Беляев) 1888–1931, Архимандрит Исаакий II (Бобраков) 1865–1938. Молитва старцев имеет благодатную силу, поэтому так важно для многих попасть в Оптину, чтоб поклониться святыням.

Канонизация собора Оптинских старцев состоялась в 1996 году. Это событие ознаменовало дальнейшее развитие Оптинской пустыни и приток большого числа паломников в последующие годы. Празднование памяти преподобных старцев Оп-тинских – 24 октября.

Русской Православной Церковью прославлены в лике новомучеников и испо-ведников 15 человек из числа тех, кто пострадал в годы репрессий XX века. А в 1993 году Россию потрясло убийство трех Оптинских монахов на Пасху: иеромо-наха Василия (Рослякова), инока Трофима (Татарникова) и инока Ферапонта (Пуш-карева). Книга Нины Павловой «Пасха красная» повествует об этих событиях и чи-тается на одном дыхании.

Старец Илия

003.jpg

Имя схиархимандрита Илии (Ноздрина) (родился в 1932 году) традиционно связывают с Оптиной, так как он является духовником братии Оптиной. В право-славной среде его считают одним из самых авторитетных старцев нашего време-ни. Многие называют его последним Оптинским старцем.

Еще в годы обучения в Духовной академии Алексей Ноздрин, будущий старец Илия, познакомился с будущим патриархом Московским Кириллом. С 2009 года старец Илия является личным духовником патриарха Кирилла. Сейчас старец Илия служит в храме Спаса Преображения в Переделкино на территории патриаршего подворья. Многие едут к нему за советом и помощью.

Старец Амвросий Оптинский

Преподобный Амвросий – третий Оптинский старец, в миру – Александр Грен-ков (1812–1891), ставший преемником преподобных Льва и Макария Оптинских. Он оказал огромное влияние на духовное состояние общества XIX века. К молит-венному заступничеству иеросхимонаха Амвросия обращались люди, приезжаю-щие в Оптину при его жизни, продолжают они съезжаться к мощам иеросхимонаха Амвросия и сейчас. Рака с мощами старца Амвросия установлена во Введенском храме Оптиной пустыни. Среди тех, кто обращался к прeподобному за помощью и советом, были известнейшие люди того времени: например, сейчас опубликована переписка преподобного с Л. Н. Толстым и Ф. М. Достоевским. Именно святой старец Амвросий стал прототипом старца Зосимы из «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского.

Родился Александр, будущий Амвросий Оптинский, в многодетной благочес-тивой семье в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. Отец его был поно-марем, а дед – священником. Воспитывали мальчика в атмосфере христианской строгости. Александр отличался бойким нравом и сообразительностью. При этом он никогда не был очень послушным. Мальчику легко давались науки и любое учение. Учителя прочили ему большую карьеру. В 1830–1836 годах он учился в Тамбовском духовном училище, которое окончил с отличием, затем была Тамбов-ская духовная академия. Выбор монашеского пути дался ему непросто: слишком крутым был жизненный поворот.

О даре прозорливости старца Амвросия ходят легенды. Он мог полунамеком указать человеку на его грех, сделать это тонко, невзначай, чем привести его к ис-креннему покаянию. Он понимал, с чем приехал страждущий до того, как тот об-ращался к нему с вопросом. Известны случаи, как он спасал людей от верной гибе-ли, когда те не помышляли еще об угрозе их жизни. Великие дары от Господа давались старцу за его смирение и величайшую любовь и внимание к людям. Иеросхимонах Амвросий прославлен на Поместном соборе 1988 года.

Преподобный Амвросий умел выслушать и дать совет каждому, кому это было нужно, проявить сострадание и духовное наставничество, чтобы поддержать того, кто сбился с пути. В своих наставлениях и проповедях говорил он очень просто. По собственным словам старца, он просил этой простоты у Господа много лет. Из-вестно огромное множество чудесных исцелений у мощей великого преподобного. Благодаря молитвенному заступничеству отца Амвросия перед Господом людям приходила помощь, открывались пути решения жизненных проблем, наступало прозрение. Духовное руководство в мире необходимо каждому: христианская муд-рость делает нас лучше, добрее и приближает к Господу. «Если хочешь иметь лю-бовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви», – говорил старец Амвросий.

Преподобный отче Амвросий, моли Бога о нас!

Действующие храмы и святыни Оптиной пусты-ни

Сейчас в Оптиной Пустыни восемь действующих храмов. Из них Введенский, Казанский, Владимирский и Преображенский храмы в дневное время всегда от-крыты. Всем желающим благословляется доступ к святыням: почитаемым иконам и святым мощам преподобных старцев Оптинских:
Мощи преп. Нектария и Амвросия – во Введенском соборе;
Мощи преп. Исаакия І, Антония, Моисея – в Казанском храме;
Мощи преп. Льва, Илариона, Макария, Анатолия (Зерцалова), Анатолия (Потапова), Варсонофия, Иосифа – во Владимирском храме;
Мощи преп. Рафаила, исповедника – в Храме Преображения Господня.
В главном храме монастыря расположена особо почитаемая святыня – Казанская икона Божьей Матери.

002.jpg

На главную

24 октября совершается церковное празднование в честь преподобных Оптинских старцев.

В Калужской области, близ города Козельска есть удивительное место, куда бесконечным потоком стекаются православные верующие со всей России. Это Оптина пустынь – место, которое прославилось целой плеядой старцев.

Но прежде, чем начать разговор об Оптинских старцах, расскажем немного о судьбе монастыря.

История Оптиной пустыни

Оптина пустынь 576.jpg

По преданию, Оптина пустынь получила свое название от имени разбойника Опты, промышлявшего в районе Козельска в 14 веке. Оставив свои преступные дела и одумавшись, он принял постриг с именем Макарий и впоследствии основал здесь обитель.

В 18 веке из-за непосильного оброка, который наложил царь Петр I, монастырь совсем обеднел, а в 1724 году его и вовсе упразднили и присоединили к Белевскому Спасо-Преображенскому монастырю.

В 1726 году Екатерина II приказала восстановить монастырь, что и было незамедлительно выполнено. Так постепенно в течение 18 века обитель не только была возрождена, но и отстроена, появились новые монастырские здания: собор во имя Введения Пресвятой Богородицы во Храм, колокольня.

Храм во имя Введения Богородицы во храм 576.jpg

Собор во имя Введения Богородицы во Храм

С началом нового 19-го столетия все больше людей узнают о возрожденной обители, появляются меценаты, продолжается строительство монастыря: возведены Казанский храм, больничная церковь, колокольня.

Казанский храм Оптина пустынь 576.jpg

Собор в честь Казанской иконы Божией Матери

В 1821 году в монастыре был устроен скит, куда стали заселяться пустынники. С тех пор еще больше паломников потянулось в монастырь: кто за советом к старцам, а кто-то оставался здесь для служения Богу. Так Оптина пустынь стала одним из главных духовных центров России.

В советское время в монастыре был то музей, то дом отдыха, то концлагерь, то госпиталь, то воинская часть.

Лишь в 1987 году монастырь был передан РПЦ. Через год, в 1988 г., в лике святых был прославлен старец Амвросий (Гренков), а в 1996 году состоялось прославление и остальных старцев как местно чтимых святых (общецерковное прославление состоялось в 2000 году).

14 старцев

Итак, расскажем о святых старцах. Как это обычно бывает в монастырях, в Оптиной пустыни жили монахи из разных мест, разного происхождения и возраста.

Лев Оптинский 300.jpg

Лев Оптинский (1768–1841)

Основателем Оптинского старчества можно назвать иеросхимонаха Льва (Наголкина). До принятия монашества он был приказчиком у купца. Человеку глубокой веры, открытому и энергичному, — ему удалось собрать вокруг себя достойных монахов, которые впоследствии так же, как преподобный Лев, наставляли и учили вере Христовой.

Макарий Оптинский 300.jpg

Макарий Оптинский (1788-1860)

Иеросхимонах Макарий (Иванов) был современником и учеником преподобного Льва. До принятия монашества он был бухгалтером, происходил из дворянской семьи. Его трудами была создана школа переводчиков и издателей духовной литературы. Главное, чему учил старец своих чад, это смирение и послушание, покорность Божиему промыслу. Старец говорил: «Есть смирение – все есть, нет смирения – ничего нет».

Моисей Оптинский 300.png

Моисей Оптинский (1782-1862)

Схиархимандрит Моисей (Путилов) был настоятелем монастыря. Во время его мудрого управления в обители были воссозданы и построены многие здания. Сам же старец был очень кроток и добросердечен, принимал странников, помогал обездоленным.

Антоний Оптинский 300.jpg

Антоний Оптинский (1795-1865)

Брат схиархимандрита Моисея, Антоний (Путилов) был величайший молитвенник. Несмотря на телесные немощи, он принимал многих посетителей, и до нас дошли его письменные наставления, от которых веет любовью и переживаниями за нас, грешных.

Табличка Антония Оптинского 500.jpg

Табличка с молитвой преп. Антония Оптинского

Табличка Антония Оптинского 2 500.jpg

Табличка «Молитва преподобного Антония Оптинского»

Илларион оптинский 300.png

Иларион Оптинский (1805-1873)

Иеросхимонах Иларион (Пономарев) был учеником преподобного Макария Оптинского. Обладал даром учительства и убеждения: многие сомневающиеся и маловерные после беседы со старцем, укреплялись в вере Христовой.

Исаакий Оптинский 300.jpg

Исаакий Оптинский (1810-1894)

Настоятель схиархимандрит Исаакий (Антимонов) был великим подвижником и молитвенником. Мудро, по-хозяйски он управлял обителью, сохраняя главное: заветы святых старцев-предшественников.

Амвросий Оптинский 300.jpg

Амвросий Оптинский (1812-1891)

Великий подвижник иеросхимонах Амвросий (Гренков) в юности сильно заболел и дал обет Господу, что если излечится — уйдет в монастырь. С детства он обладал прекрасной памятью, знал несколько иностранных языков, его живой и ясный ум помогал найти подход к каждому посетителю, коих было у старца огромное множество, его очень почитали за умение проповедовать. Преподобный обладал даром чудотворения.

Интересный факт: прототипом старца Зосимы из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» был ни кто иной, как отец Амвросий. Именно с него списал автор своего персонажа. Федор Михайлович лично был знаком и приезжал к Амвросию Оптинскому в трудный период своей жизни — после смерти сына.

Старец Амвросий основал в 12 километрах от монастыря Шамординскую женскую обитель.

До наших дней дошли письма преподобного Амвросия, из которых мы черпаем многие мудрые изречения.

Где просто там ангелов со сто 350.jpg

Изречение Амвросия Оптинского «Где просто…»

Жить не тужить никого не осуждать 350.jpg

Изречение Амвросия Оптинского «Жить-не тужить…»

Табличка Амвросия Оптинского 500.jpg

Изречение Амвросия Оптинского «Отчего человек бывает плох…»

Анатолий Оптинский старший 300.jpg

Анатолий Оптинский старший (1824-1894)

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) был наставником иноков Оптиной пустыни, а также монахинь Шамординского монастыря. Старец Анатолий имел кроткое и доброе сердце, мог утешить любого, он всегда учил: «Пожалей, и не осудишь».

Иосиф Оптинский 300.jpg

Иосиф Оптинский (1837-1911)

Ученик Амвросия Оптинского, иеросхимонах Иосиф (Литовкин) был смиренным, чистым душой, непрестанно молился. Неоднократно святому являлась пресвятая Богородица, а многие современники видели над старцем Божественное сияние.

Варсонофий Оптинский 300.jpg

Варсонофий Оптинский (1845-1913)

Прозорливец схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) до принятия монашества был военным, дослужился до полковника, но оставил военную карьеру. В 1910 году священным Синодом Васонофий Оптинский был отправлен к умирающему Л.Н.Толстому, который, как известно, был отлучен от Церкви, но родные не пустили старца к писателю.

Нектарий Оптинский 300.jpg

Нектарий Оптинский (1853-1928)

Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) родился в бедной семье, рано осиротел, в 20 лет пришел в Оптину пустынь. Нектарий Оптинский обладал даром чудотворения, стал последним старцем, кого избрали соборно. После прихода советской власти, монастырь закрыли, а святого арестовали и посадили в тюрьму на 3 года.

Анатолий Оптинский младший 300.jpg

Анатолий Оптинский младший (1855-1922)

Иеросхимонах Анатолий (Потапов), последние годы жизни которого пришлись на тяжелые послереволюционные годы, наставлял и утешал верующих, учил хранить веру до последнего во всех обстоятельствах. Старец обладал даром исцеления и прозорливости.

Никон Оптинский 300.jpg

Никон Оптинский (1888-1931)

Святой исповедник иеромонах Никон (Беляев) свято соблюдал старческое служение и после закрытия обители. В 1927 году его арестовали и сослали в лагерь. По истечении срока, больного, его отправили в ссылку в Архангельскую область, где святой скончался.

Исаакий Оптинский младший 300.jpg

Исаакий Оптинский (1865-1938)

Похожая судьба была и у архимандрита Исаакия II (Бобракова). Будучи настоятелем в сложные годы революции, он, так же как и Никон Оптинский, до последнего исполнял пастырское и старческое служение. Смиренно и мужественно перенося аресты и ссылки, он все время повторял: «От креста своего не побегу». В 1938 году был расстрелян, прославлен церковью как преподобномученик.

Оптина пустынь, породившая великих Оптинских старцев,- это уникальное место нашей Церкви.

На протяжении почти полутора веков святые учили и проповедовали, утешали и наставляли, чтобы и сегодня каждый человек помнил, ради чего нам дается жизнь земная и как заслужить жизнь вечную. В молитве Оптинских старцев, которую мы ежедневно читаем с началом нового дня, изложена вся программа оптинских монахов. Главное же, чему учат нас святые, во всем надеяться на Бога и принимать каждое событие со смирением и верой в то, что Отец наш Небесный не оставит нас.

Молитва Оптинских старцев 500.jpg

Молитва Оптинских старцев