Ордена иезуитов

29.11.2002

31 июля католическая церковь чтит память Игнатия Лойолы.

Орден иезуитов стал своего рода реакцией на Реформацию, отразил стремление значительной части католического клира к духовному обновлению церкви.

Иньиго Лопес де Оньяс и Лойола, ставший впоследствии известным всему миру под именем Игнатий Лойола, родился тринадцатым ребёнком в семье знатных, но крайне обедневших баскских дворян в 1491 году. Его мать умерла вскоре после родов, и поэтому ребёнка на какое-то время отдали на воспитание жившей по соседству крестьянке. Затем его воспитанием занимается сестра матери, бывшая до замужества придворной дамой королевы Изабеллы. После смерти отца 13-летний Игнатий оказался в семье королевского советника, где он воспитывался в соответствии с рыцарскими традициями. Так он стал «блестящим и изысканным юношей, любящим роскошные наряды». Сам Игнатий в своей «Автобиографии» пишет, что «до 26 лет он был человеком, предававшимся тщеславию света», а «наибольшее наслаждение доставляло ему владение оружием, сопровождавшееся великим и суетным желанием снискать себе славу».

В возрасте 25 лет Игнатий поступил на службу к вице-королю Наварры, как раз незадолго до того, как король Франции Франциск I напал на это королевство. Вскоре французские войска осадили Памплону, в которой находился Игнатий. Положение было безнадёжным, и было решено сдать город. Однако Игнатий с небольшим отрядом укрылся в городском замке, полный решимости оказать сопротивление врагу. После 6-часового обстрела крепости начался рукопашный бой. Один из пушечных снарядов раздробил Игнатию обе ноги. Крепость пала. Но французы оказали герою военные почести и доставили его в родовой замок. Рана была очень серьёзной, а лечение поначалу было крайне неудачным, так что Игнатий вскоре оказался при смерти, и его даже соборовали. Но, на удивление всем, он выздоровел и даже мог ходить, правда, сильно хромая.

Во время болезни прикованного к постели Игнатия не покидали мечты о великих подвигах. Но к сожалению, в замке Лойолы не оказалось ни одного модного в то время рыцарского романа. Ему принесли две книги, которые удалось найти: «Жизнь Христа» картузианца Лудольфа Саксонского и «Золотую легенду», то есть «Жития святых» Иакова Ворагинского. И тут Игнатий обнаружил, что существует иной мир — мир святых Франциска, Доминика и многих других; мир, в котором также любят, сражаются, страдают и обретают славу, но во имя иного Господина и иной Любви.

Выздоровев, Игнатий отправился в монастырь в Монсеррате неподалёку от Барселоны. Там в канун Благовещения 1533 года он исповедовался, затем отдал свою богатую одежду бедняку и надел его нищенское рубище «из очень грубой мешковины». Повесив своё оружие у алтаря Мадонны, он всю ночь провёл на коленях в молитве, чтобы таким образом стать рыцарем Господа и Святой Девы. После этого Игнатий на целый год уединился в сырой пещере неподалёку от небольшого городка Манрезе. Там он пытался повторить подвиги святых Франциска и Доминика, предаваясь строжайшей аскезе. Здесь ему были ниспосланы 5 видений, сформировавших его как христианина. Игнатий называет их внутренними озарениями. Здесь же он почти полностью написал свой знаменитый труд «Духовные упражнения», ставший основой устава будущего Ордена иезуитов.

После года уединения Игнатий посетил Иерусалим и Рим, но вскоре вернулся в Испанию, где он усердно принялся за учёбу. Он посещал университеты в Барселоне, Алькале и Саламанке, а затем продолжал занятия в Париже. Одновременно Игнатий, не будучи священником, активно -выступал со своего рода проповедями, за что и оказывался несколько раз в застенках Инквизиции. Тем не менее, он настаивал на своей правоте: «Мы не проповедуем, но лишь доверительно разговариваем с людьми о божественных вещах». В Париже Игнатий и создал ядро будущего Общества Иисуса, как официально называется Орден иезуитов. В 1534 году вместе с 6 единомышленниками в часовне Девы Марии на Монмартре он даёт обет бедности и целомудрия. Все семь человек решают отправиться в качестве миссионеров в Святую Землю. Однако затянувшая война между Венецией и Турцией задержала их в Италии. Здесь они были рукоположены в священники и стали называть себя «Общество Иисуса». А в 1540 году Папа Римский Павел III подтвердил основание нового ордена, усмотрев в намерении Игнатия Лойолы «перст Божий». Правда, численность ордена не должна была превышать 60 человек, однако уже в 1543 году это ограничение было снято.

С одной стороны, своей жёсткой иерархией, беспрекословным подчинением младших старшим и чисто военной дисциплиной Орден иезуитов напоминает армию, а с другой, тайное общество, поскольку действует он часто негласно и цели его содержатся в секрете не только от рядовых членов, но даже от многих высокопоставленных деятелей Ордена.

Члены Ордена иезуитов разделены на 4 степени (класса): новиции (послушники), схоластики (ученики), коадъюторы (светские кандидаты, не дающие монашеских обетов, и духовные кандидаты), профессы («исповедники трёх обетов» и «исповедники четырёх обетов»). Переход из одного класса в другой зависит от способностей и степени развития кандидата. Послушники бывают светские (тот, кто готовится стать учителем, чиновником и прочее) и духовные (тот, кто готовится стать священником, миссионером, монахом). Послушником может стать каждый, кроме того, кто уже был послушником в другом духовном ордене. Послушник отрекается от своей воли и семьи и в течение 2 лет проходит суровую школу беспрекословного послушания старшим. Правила повседневной жизни, пища, одежда и жилище — одинаковы для всех послушников. Они могли в любой момент и без объяснения причин навсегда покинуть Орден. Схоластики, или ученики практически ничем не отличаются от новициев, разве что большей интенсивностью занятий и более строгой дисциплиной. Большинство иезуитов завершали свою жизнь в степени коадъютера — светского или духовного.

Высшая степень в Ордене иезуитов — профессы. Исповедник трёх обетов занимает различные должности и действует в соответствии с полученными инструкциями, но часто не знает мотивов того или иного распоряжения. Для того, чтобы знать все тайные намерения, планы и соображения руководителей Ордена, необходимо стать исповедником четырёх обетов. Право произнести четвёртый обет (обет беспрекословного подчинения воле Папы Римского) получает лишь тот, кто доказал свою преданность Ордену, кто не станет повиноваться Папе Римскому в ущерб Ордену и дипломатично сможет выйти из затруднительного положения. Исповедников четырёх обетов, как правило не бывает больше 50 человек.

Кроме перечисленных 4 степеней, в распоряжении Ордена иезуитов находятся так называемые экстерны, или аффилиированные члены. Это — «светские иезуиты», «привлечённые» к сотрудничеству, среди которых бывали даже короли. Они не принадлежат ни к одной из степеней и — без видимой связи с Орденом — занимают самое различное положение в обществе. Большинство из них воспитывались в иезуитских учебных заведениях.

Возглавляет Орден иезуитов генерал, находящийся под непосредственной властью Папы Римского и не подчиняющийся епископам и кардиналам. Избирается он Верховным советом (Конгрегацией) пожизненно. Все члены Ордена подчиняются генералу беспрекословно. От него зависит приём или удаление членов, он созывает Верховный совет, председательствует на нём и обладает двумя голосами. В качестве советников для генерала Конгрегация избирает пятерых ассистентов и одного адмонитора, однако генерал не обязан следовать их советам. Перед смертью генерал сам назначает своего преемника, если же он этого не сделал, то нового главу немедленно избирают исповедники четырёх обетов, так чтобы Орден ни на мгновение не оставался без руководителя. Разумеется, первым генералом Ордена иезуитов был его основатель Игнатий Лойола.

Игнатий открыл новый способ посвящать себя Богу: он освободил членов своего ордена от длительных совместных молитв, покаяния и монастырских обычаев, хотя и относился к ним с уважением. Он оставил лишь одно требование — безоговорочное послушание, например, готовность отправиться в любое место и действовать, как того требует Слава Христова и Орден. Безусловное повиновение старшим и полное отречение от собственной воли считаются главными добродетелями иезуитов. Младший должен уподобляться посоху в руках старшего, быть, как труп, которому можно придать любое положение, в руках того, кто для него представляет Христа и указывает Его волю.

С самого начала огромное внимание иезуиты уделяли просвещению. За первые 10 лет существования Ордена во многих странах Европы, а также в Индии, Бразилии и Японии появились иезуитские коллегии. В 1551 году была открыта «Римская коллегия», у входа в которую красовалась табличка с надписью: «Бесплатная школа грамматики, гуманитарных наук и христианской доктрины». А уже через 4 года, в 1555 году, эта коллегия была признана университетом (ныне знаменитый Григорианский).

После основания Ордена Игнатий больше не покидал Рим, где он и умер в 1556 году (кстати, согласно уставу иезуитов, резиденция генерала всегда должна находиться в Риме). Живя в духовном центре христианского мира, Игнатий желал, чтобы этот город стал «примером, а не позором мира». Он управлял Орденом, руководствуясь девизом, в котором выразились все его духовные устремления: «Ad majorem Dei gloriam» — «К вящей Славе Божией». Он стремился служить Богу, служить Церкви и достигать в этой абсолютной преданности вершин созерцания; быть подобным величайшим мистикам, но послушно предавать себя Христу и Его Церкви. Многих возмущает высказывание Игнатия, включённое в составленный им свод правил Ордена: «Мы всегда должны помнить, что то, что мы видим белым, является чёрным, если так говорит Церковь». Однако понять эти слова может лишь тот, кто находится во власти великих страстей и великой веры.

Святые — даже величайшие из них — проходят через наш мир просто и непринуждённо. Но, следуя за ними, мы встречается с Богом.

Слайд 1

Распространение реформации в Европе Контрреформация © Е.В.Волкова

Слайд 2

Жан Кальвин 10 июля 1509 – 27 мая 1564; С 1632 года – протестант; За протестантские проповеди и распространение протестантской литературы подвергается преследованию и в 1535 году покидает Францию; Труды: «Сон душ», «Наставление в христианской вере», «Катехизис»; С 1536 года – в Женеве: проповедует, постепенно становится самым авторитетным человеком в городе.

Слайд 3

Идеи Жана Кальвина Каждая церковная община должна пользоваться самоуправлением в делах веры; Из Церкви нужно убрать все, что в Библии не требуется; Богу принадлежит верховная власть во всем; Одни люди изначально определены Богом к спасению, а другие – к погибели. Это предопределение не зависит от человека и его образа жизни; Непогрешимо только Священное Писание, а все человеческие труды (даже самого Папы Римского) – не священны; Бог создал мужчин и женщин для создания семьи и рождения детей, поэтому монашество не угодно Богу.

Слайд 4

Реформы Жана Кальвина В Женеве устанавливалась Кальвинистская церковь; Кальвин постепенно сосредоточил в своих руках всю власть в городе; Устав церкви предусматривал избрание 12 старейшин, которые должны были надзирать за жизнью верующих; Широко применялась смертная казнь; В Женеве исчезли зеркала, театры, праздники. Любые развлечение осуждались новой церковью.

Слайд 5

Контрреформация – это период католического возрождения Вероучение; Духовная и структурная перестройка Церкви; Монашеские ордена; Политическая деятельность. Методы борьбы с протестантизмом:

Слайд 6

Папа Пий IV » Индекс запрещенных книг «: преследованию подвергался не только автор, но и продавец, издатель и читатель; Создан орден иезуитов для борьбы с протестантизмом; Вселенский собор католической церкви в Триденте (1545 — 1563): отвержение протестантизма, утверждение непререкаемой власти Папы Римского.

Слайд 7

Орден Иезуитов «Общество Иисуса» — мужской монашеский орден; Кроме трех основных обетов (бедность, послушание и целомудрие) дают четвертый – «послушание папе римскому в вопросах миссий» Основатель – св. Игнатий Лойола, 1534 год

Слайд 8

Главный иезуитский храм в Риме

Орден Иезуитов сыграл большую роль в развитии системы образования, и к сожалению их опыт очень мало изучен, хотя представляет собой огромный интерес и практическую пользу.

Орден Иезуитов был образован 27 сентября 1540 года Игнатием Лойлой. Основной его целью была борьба с Реформацией. А для этого в первую очередь, считал Игнатий Лойла, ордену нужно было обеспечить симпатией подрастающего поколения. Поэтому иезуит обязан быть законоучителем . И если судить по динамике развития ордена, им это удалось. Если в 1544 году- к концу своего первого десятилетия- он насчитывал 9 иезуитских поселений: по 2 в Италии, Испании и Португалии, по 1-во Франции, Германии и Нидерландах, то к концу своего двадцатилетия в 1554 году орден уже имел 8 провинций. Первая, Индия, насчитывала 12 поселений, из них 2- в Японии; вторая,Бразилия,-5 поселений; третья, Португалия,-5 поселений; четвёртая, Кастилия,-9 поселений; пятая, Южная Испания,-5 поселений; шестая, Арагон,- 4 поселения; седьмая, Италия без Рима,-11 поселений; восьмая,Сицилия,-3 поселения. Территория ордена простиралась от Японских островов до бразильского побережья. Она заключала в себя не менее 61 резиденции и 63 домов, не считая станций в Тетуане, в португальской колонии Конго и др. Такой стремительный рост ордена объясняется в первую очередь качественно подобранным и обученным персоналом ордена, их умению умело пропагандировать свою деятельность.

Также иезуиты умело выбирали те сферы деятельности, в которых их влияние приносило наибольший успех в достижение поставленной цели. Особое внимание они уделяли установлению контролем над просвещением, организуя собственные учебные заведения или же внедрялись в уже созданные. Иезуитам удавалась добиться через сеть своих школ влияния на представителей господствующих классов различных стран, будь то испанский гранд, французский аристократ, венецианский патриций, польский магнат или знатный китайский мандарин. Один иезуит был даже наставником китайского императора .

Учебные заведения иезуитов были очень популярны во многих государствах. В 1640 году у иезуитов обучалось 150 тыс. учеников, в 1710 году у них было 612 коллегий и 137 пансионов, в каждом из которых училось от 200 до 3000 учеников. В иезуитски школах(коллегиях) получили образование многие известные в мире люди. В их числе были Конде, Буллион, Роган, Монморанси, Виллар, Брольи, Флешье, Боссюэ, Флери, Тансен, Лемуаньон, Сергье, Аржансон, Талон, Монтескье, Моле, Гено, Декарт, Корнель, Фонтенель, Мольер, Вольтер и многие другие.

Такой невероятный успех лучше и лаконичней всех объяснили главные враги иезуитских школ — гуманитарные учителя. Эта причина довольно банальна — бесплатное обучение. И этот принцип послужил на пользу иезуитам, особенно в Южной Италии, где дворянин не всегда обладал средствами для обучения детей. Но во Франции, и в Германии, и в других государствах бесплатность обучения заставляла не одного отца-протестанта доверить иезуитам своих детей.

Однако всё же воспитание молодёжи господствующих классов находилась в руках иезуитов. В связи с этим многие исследователи системы образования иезуитов (Бемер, Маколей, Моно и др.) указывали, что главной причиной успеха было сложившиеся мнение, что не существует более умелых и опытных учителей, чем иезуиты.

В самих школах как и в протестантских, одним из основных предметов было изучение латинского языка (как в письменной так и в устной форме) причём ученик должен был знать латынь как свой родной язык. Ни протестанта, ни католика особенно не затрудняли греческим языком. Но в отличии от протестантских школ, где ученик получал ещё основательное религиозное образование, программа иезуитских гимназий сводилось лишь к заучиванию наизусть и краткому объяснению Катехизиса. Однако отцы-иезуиты полагали, что вверенным их заботам детей методические религиозные упражнения, регулярная молитва, регулярная исповедь, регулярное посещение мессы и воскресных служб гораздо важнее преподавании религии.

Существовали и другие, различая между протестантскими и иезуитскими школами. Протестантские школы сохраняли долю индивидуальной инициативы в применении общей учебной программы. В иезуитских школах стремились к полному единообразию. В протестантских школах не старались возбудить честолюбие учеников. Школы иезуитов пошли в этом направлении гораздо дальше того, что изобрели гуманисты. В них каждый школьник имел специального конкурента; каждый класс делился на два лагеря, которые соперничали между собой. Кроме того, раз в год происходили состязания между отдельными классами. Каждый месяц ученики писали сочинение на премию, и каждый месяц провозглашалось имя победителя. Ежегодно происходили экзамены и распределение учеников по успеваемости; кроме этого честолюбие учеников «подогревались” публичными школьными церемониями, диспутами, декламациями и т. д.

Так же в иезуитских школах считалось, что внешний лоск так же необходим, как умственное развитие, поэтому большое внимание уделялось хорошим манерам, умению корректно и изящно держать себя в обществе. Ещё одним отличием иезуитских школ также хорошее питание школьников, и школьники там жили ‘как молодые дворяне или дети богатых горожан» Также в школах старались не переутомлять учеников. Никогда ученики не должны были сидеть более 5 часов в день на школьных скамьях; отцы-иезуиты заботились о том, чтобы обеспечить им необходимые упражнения на свежем воздухе и укрепляющие здоровье гимнастические игры. Все эти, а также другие причины явились тем, что многие родители доверяли своих детей именно иезуитским школам.

Курс обучения в иезуитских школах был разделён на две части: средний курс, который проходили в коллегиях(низшие классы), и университетский курс(философия и богословие).Первыми были три грамматических класса. В первом преподавались основные правила латинского синтаксиса на основе самых лёгких писем Цицерона. Ученики изучали чтение и письмо, начала греческого языка и катахизиса. Во втором грамматическом классе изучение латинской и греческой грамматики заканчивалось — на основе трудов Цицерона, Овидия, Катулла, Проперция. Вергилия, Иоанна Златоуста, Эзопа.

Во втором филологическом классе на основе Цицерона, Цезаря, Саллюстия, Тита Ливия, Квинта Купция, Вергилия, Горация, Исократа, Платона, Плутарха изучались иностранные языки и правила риторики. Греческий синтаксис, чтение и письмо.

В третьем риторическом классе по Цицерону, Аристотелю, Демосфену, Платону, Фукидиду, Гомеру преподавали красноречие, поэзию, историю, христианскую религию.

В первом высшем классе, рассчитанном на 3 года,- философском — изучали философию Аристотеля, логику, физику и метафизику; нравственную философию по «Этике” Аристотеля; курс метафизики по Евклиду и географию.

После этого обычно члена ордена заставляли в течении некоторого времени быть учителем. Если он обнаруживал способности, его допускали к учёбе во втором богословском 4-х высшем классе, где изучали Святое Писание, схоластическое богословие основанное на учении Фомы Аквинского, казуистику, греческий, халдейский, сирийский, арабский, индийские языки.

Переход из класса в класс осуществлялось с помощью экзаменов. Учёба продолжалась 190 дней в году. В каникулы воспитанники отдыхали на дачах ордена, где занимались фехтованием, верховой ездой, музыкой, плаванием, катанием в санях и на коньках, игрой на бильярде (любимая игра Игнатия Лойлы). Игра в карты и кости была строго запрещена.

Мы кратко попытались описать иезуитскую систему образования, и считаем, что её можно и нужно внедрять в наши обще образовательные учебные заведения (естественно придав ей более светский характер) т. к. эта система показала свою эффективность (это видно хотя бы по списку учеников, которые учились по этой системе).

Литература:

1. Волковский Н. Л. История информационных войн. В 2 ч. Ч.1-Спб.: ООО ‘Издательство Полигон”,2003.-с. 73