Оршинский женский монастырь

Религиозная организация Вознесенский Оршин женский монастырь Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

История и описание:

Древний Вознесенский монастырь, основанный не позднее XIV в. при впадении небольшой речки Орши в Волгу, был, первоначально, мужским. Первое письменное упоминание о нем относится к XV в. — времени княжения великого Тверского князя Бориса Александровича, которого современники называли «боголюбивым и мнихолюбивым (монахолюбивым)» князем. Его попечением в монастыре был возведен деревянный храм Вознесения Господня, во II половине XVI в. перестроенный в камне и освященный в 1567 г. самим святителем Варсонофием Тверским. В это время монастырь имел уже большое число насельников и управлялся архимандритами. О его значимости свидетельствует, например, тот факт, что на Земский собор 1613 г. для избрания будущего Царя был послан представителем от Тверской земли архимандрит Оршина монастыря Иосиф.

Братия монастыря, любившие уединение и молитву, были известны как искусные иконописцы: к торжеству обретения мощей прп. Нила Столобенского в 1667 г. Оршинскими монахами Иовом и Нифонтом был написан образ преподобного (возможно, первая его икона), оказавшийся по рассказам очевидцев поразительно схожим с ликом самого угодника Божия в мощах. Это явилось дивным свидетельством торжества Воскресения Христова во святых Его, а также глубины духовного прозрения иноков-иконописцев.

В Смутное время нач. XVII в. монастырь неоднократно разорялся, известно, что во время одного из нападений польско-литовских захватчиков вся братия во главе с настоятелем — архимандритом Феодосием погибли как священномученики за веру Христову. Впоследствии обитель так и не смогла восстановиться в былом благолепии, число братии становится небольшим и в 1649 г. Оршин монастырь приписали к Тверскому Архиерейскому Дому.

Светлым периодом в истории монастыря стало время пребывания на Тверской кафедре преосвященнейшего архиепископа Григория (Постникова). Владыка проникся особенной любовью к уединенной Оршинской обители (так что надеялся даже обрести в ней свое упокоение) и старался не только внешне благоукрасить её, но и обновить внутреннюю духовную жизнь братии. С этой целью он составляет для Оршина монастыря уникальный устав поминовения — Синодик — в котором молитвенно объединялась вся Церковь, делая братию, по слову Апостола, воистину, молитвенниками «за вся человеки».

В нач. XX в. (1903 г.) монастырь становится женским, для управления им из Новоторжского Воскресенского монастыря была переведена матушка Евдоксия назначенная игуменией обители. Под её мудрым управлением монастырь очень быстро стал благоустраиваться, через 10 лет здесь было уже ок. 140 сестер. Были отреставрированы храм и игуменский корпус, возводились деревянные кельи и хозяйственные постройки. Наряду с другими послушаниями сестры писали иконы, сохраняя традиции древней обители; не прерывалась молитва «за вся человеки» по особому чину. В монастырской церковно-приходской школе обучались крестьянские дети. Был открыт приемный покой для амбулаторных больных, а во время Первой Мировой войны — приют для детей погибших воинов. В 1913 г. в ознаменование 300-летия Дома Романовых, с которым тесно связана история Оршина монастыря, была построена в г. Твери каменная часовня в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы (ныне переосвященная в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского).

Тяжелые испытания постигли монастырь после революции. В 1919 г. он был закрыт, судьбы большинства его насельниц неизвестны, возможно, некоторые из них пополнили сонм Новомучеников и исповедников Российских. В его стенах расположилась школа-интернат; храм до 1937 г. еще действовал как приходской, а затем был отдан местному колхозу под зернохранилище. Многие монастырские святыни, по-видимому, оказались безвозвратно утеряны. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, принадлежавшая Оршину монастырю и благоговейно почитавшаяся в обители, ныне находится в собрании Тверской картинной галереи.

Вознесенский Оршин женский монастырь основан в 14 веке, а ликвидирован в 1919 г. и вновь открыт Определением Священного Синода от 21.10.1992 г. с назначением настоятельницы монахини Иулиания (Ритониеми Кирси Марита) (с 1996 настоятельница Свято-Екатерининского женского монастыря г.Твери). В настоящее время настоятельницей является игумения Евпраксия (Инбер Екатерина Израилевна), которая назначена Указом правящего архиерея от 15.06.96 г.

В 1996 г. была построена небольшая деревянная церковь во имя прп. Савватия Оршинского, уже начались богослужения в древней части Вознесенского собора, где чудом сохранились стенные росписи.

В 2002 году проведены реставрационные работы по фасаду монастыря, отреставрирована монастырская ограда, построен сестрический корпус с трапезной. В 2003 году установлены новые иконостасы в двух приделах монастырского собора, в завершающей стадии реставрация центрального придела. Построен деревянный келейный корпус, начато строительство трапезного корпуса с келейными помещениями.

В 2004 году было проведено отопление в зимней части собора. Построен новый деревянный келейный корпус, благоустроена территория вокруг монастыря (проложена дорога).

При монастыре создан детский приют, в котором воспитываются девочки от 4-х до 17 лет, которые обучаются в созданном при монастыре филиале епархиальной православной общеобразовательной ср.школы.

За отсутствием приходского храма в селе Орша, монастырский священник осуществляет пастырское служение по обслуживанию местного населения.

Церкви монастыря:

  1. Вознесенская соборная, каменная, одноэтажная, престол один Вознесения Господня, когда построен неизвестно, освящен 2 ноября 1567 г. К церкви с запада пристроена теплая трапезная церковь с двумя престолами: южным Фёдоровской иконы Божией Матери, северным Святителя Варсонофия Епископа Тверского и Димитрия Митрополита Ростовского. Приделы освящены в 1862 г.
  2. Церковь в честь преподобного Савватия Тверского, деревянная, построена в 1996 г.

Часовни:

  1. Василия Великого, с. Юрьевское, Калининский р-он.
  2. Иоанно-Предтеченская, с. Орша, Калининский р-он.
  3. Свт. Николая, с. Орша, Калининский р-он.

Подворье монастыря:

  1. Церковь в честь Троицы Живоначальной, что за Волгой в Твери
  2. Храм-часовня в честь Иоанна Кронштадтского г. Тверь

Братия монастыря, любившие уединение и молитву, были известны как искусные иконописцы: к торжеству обретения мощей преподобного Нила Столобенского в 1667 г. Оршинскими монахами Иовом и Нифонтом был написан образ преподобного (возможно, первая его икона), оказавшийся по рассказам очевидцев поразительно схожим с ликом самого угодника Божия в мощах. Это явилось дивным свидетельством торжества Воскресения Христова во святых Его, а также глубины духовного прозрения иноков-иконописцев.
В Смутное время начала XVII в. монастырь неоднократно разорялся, известно, что во время одного из нападений польско-литовских захватчиков вся братия во главе с настоятелем — архимандритом Феодосием погибли как священномученики за веру Христову. Впоследствии обитель так и не смогла восстановиться в былом благолепии, число братии становится небольшим и в 1649 г. Оршин монастырь приписали к Тверскому Архиерейскому Дому.
Светлым периодом в истории монастыря стало время пребывания на Тверской кафедре преосвященнейшего архиепископа Григория (Постникова). Владыка проникся особенной любовью к уединенной Оршинской обители (так что надеялся даже обрести в ней свое упокоение) и старался не только внешне благоукрасить её, но и обновить внутреннюю духовную жизнь братии. С этой целью он составляет для Оршина монастыря уникальный устав поминовения — Синодик — в котором молитвенно объединялась вся Церковь, делая братию, по слову Апостола, воистину, молитвенниками «за вся человеки».
В нач. XX в. (1903 г.) монастырь становится женским, для управления им из Новоторжского Воскресенского монастыря была переведена матушка Евдоксия назначенная игуменией обители. Под её мудрым управлением монастырь очень быстро стал благоустраиваться, через 10 лет здесь было уже ок. 140 сестер. Были отреставрированы храм и игуменский корпус, возводились деревянные кельи и хозяйственные постройки. Наряду с другими послушаниями сестры писали иконы, сохраняя традиции древней обители; не прерывалась молитва «за вся человеки» по особому чину. В монастырской церковно-приходской школе обучались крестьянские дети. Был открыт приемный покой для амбулаторных больных, а во время Первой Мировой войны — приют для детей погибших воинов. В 1913 г. в ознаменование 300-летия Дома Романовых, с которым тесно связана история Оршина монастыря, была построена в г. Твери каменная часовня в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы (ныне переосвященная в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского).
Тяжелые испытания постигли монастырь после революции. В 1919 г. он был закрыт, судьбы большинства его насельниц неизвестны, возможно, некоторые из них пополнили сонм Новомучеников и исповедников Российских. В его стенах расположилась школа-интернат; храм до 1937 г. еще действовал как приходской, а затем был отдан местному колхозу под зернохранилище. Многие монастырские святыни, по-видимому, оказались безвозвратно утеряны. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, принадлежавшая Оршину монастырю и благоговейно почитавшаяся в обители, ныне находится в собрании Тверской картинной галереи.
В 70-е – начале 80-х годов ХХ века монастырь привлек внимание архитекторов-реставраторов как памятник древнерусской архитектуры. Была начата реставрация сначала собора, а затем настоятельского корпуса, стен и башен.
В годы перестройки финансирование этих работ было прекращено. Оставшийся без охраны монастырь был постепенно разграблен. Исчезли настланные реставраторами полы в храме и в настоятельском корпусе, окна и двери, металлическая кровля, кое-где начали разбирать на кирпич даже стены.
Монастырь вновь открыт Определением Священного Синода от 21.10.1992 г. с назначением настоятельницы монахини Иулиания (Ритониеми Кирси Марита) (с 1996 настоятельница Свято-Екатерининского женского монастыря г.Твери). В настоящее время настоятельницей является игумения Евпраксия (Инбер Екатерина Израилевна).
В конце июля 1996 года в Оршин монастырь возвратилась чтимая икона Божией Матери Феодоровская, бывшая в обители до ее закрытия. Образ был найден на чердаке умершей рабы Божией Марии в деревне Лисицкий Бор, недалеко от Оршина монастыря. Вероятно, эта икона оказалась там после разорения монастырского храма в 30-х годах. Специалисты датируют написание этой иконы началом XVIII в. Этот образ ныне является одной из главных святынь монастыря. Перед ней регулярно совершаются молебны, поются акафисты, ведется летопись событий чудесной помощи Пресвятой Богородицы по молитвам перед Ее чудотворным образом.

За годы восстановления возведено несколько жилых домов, создано подсобное хозяйство, посажен фруктовый сад. В 2002 году проведены реставрационные работы по фасаду монастыря, отреставрирована монастырская ограда, построен сестринский корпус с трапезной. В 2003 году установлены новые иконостасы в двух приделах монастырского собора, в завершающей стадии реставрация центрального придела. Построен деревянный келейный корпус, начато строительство трапезного корпуса с келейными помещениями. В 2004 году было проведено отопление в зимней части собора. Построен новый деревянный келейный корпус, благоустроена территория вокруг монастыря (проложена дорога). В монастыре есть свое подсобное хозяйство, поля и огороды. В конце 2006 — начале 2007 годов была построена часовня Иоанна Предтечи в пятистах метрах от села Орша, на берегу реки Орша, близ источника. В 2008 году была построена часовня святителя Николая Чудотворца в пятидесяти метрах от восточной стены монастыря, на реке Орша. С первых лет своего возрождения Вознесенский Оршин монастырь по благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора взял на себя заботу о девочках с трудной судьбой. Первые воспитанницы появились в обители еще в 1999 году. Предметом особого попечения обители сегодня является Социально-реабилитационный центр «Родник» для девочек.

Вознесенский Оршин монастырь находится в 22 км к востоку от города Твери, на левом берегу Волги при впадении в неё речки Орши, по имени которой он и был назван Оршиным. Один из самых древних на Тверской земле, основанный в ХV в. во время княжения великого тверского князя Бориса Александровича, которого современники называли «боголюбивым» князем. Его попечением в монастыре был возведён деревянный храм Вознесения Господня, правда, имел он тогда несколько иное расположение, нежели более поздний, сохранившийся до нашего времени.

Оршин монастырь был изначально мужским. Весьма обширный и значительный тогда в Тверской епархии, он издревле управлялся архимандритами и славился строгостью жизни своих иноков, любивших безмолвие и молитву. В монастырском Синодике среди имён почитавшей братии мы видим множество схимников — людей самого сосредоточенного и возвышенного образа жизни. Славилась обитель и искусными иконописцами. В ХVI в., спустя более чем столетие после преставления преподобного Нила Столобенского, оршинскими иноками был написан образ этого святого. При открытии же его мощей в 1667 году обнаружилось необычайное сходство иконы с ликом преподобного. Есть у обители и свой небесный покровитель — преподобный Савватий, Оршинский чудотворец. Он подвизался в конце ХIV в., устроив себе в 6-ти верстах от монастыря маленькую пещерную келью, где и проводил подвижническую жизнь отшельника. Слава о духовных дарованиях отшельника распространилась далеко за пределы Тверского края, привлекая в лесную пустынку на Орше множество людей, желавших получить совет мудрого старца, попросить его благословения.

Особенно драгоценно для обители покровительство Пресвятой Богородицы, которое Она являет ей через Свои чудотворные иконы. В монастыре особенно почитается Феодоровская икона Божией Матери, с которой связаны важные события российской истории. Именно Феодоровской иконой был благословлен на царство первый русский царь династии Романовых Михаил Феодорович. На земском соборе 1613 года, на котором произошло его всенародное избрание, в качестве выборного от Твери присутствовал настоятель Оршина монастыря архимандрит Иосиф. С этого времени в обители появляется чтимый список Феодоровской иконы, пребывавший здесь до революции. От него совершались многие чудеса и исцеления.

Величественный соборный храм Вознесения Господня, и ныне возвышающийся над тихой красотой окрестностей, был освящён в 1567 году. Эта дата была выгравирована на золотом потире, найденном в ХIХ в. в тайнике (который сделан предположительно в нач. ХVII в.) под полом храма. Скорее всего, найденный в 1846 году тайник (в нём также были три древних антиминса и богослужебные предметы) был сделан в Смутное время в 1606 году, когда в Тверском крае свирепствовали поляки. Вся братия тогда была убита, а храм осквернён. На потире указано, что собор был освящён тверским епископом Варсонофием. Изначально это была пятиглавая церковь, позже её завершение было переделано на одноглавие. Собор был расписан, следы фресок ХVI в. сохранились до нашего времени. В эти годы монастырю покровительствовал царь Иоанн Грозный, по желанию которого и был выстроен каменный собор. В соборном храме было четыре престола: центральный — Вознесения Господня, два боковых — преподобного Онуфрия Великого и святой великомученицы Екатерины, престол Рождества Иоанна Предтечи «на полатях». В то время на Тверской земле было всего пять каменных соборов — одним из них был Оршинский. Монастырское хозяйство после прихода сюда непрошенных гостей пришло в упадок, и в 1649 году обитель была приписана «скудости ради» к Тверскому Архирейскому Дому.

Со временем Вознесенский монастырь на Орше вновь отстроился и постепенно стал благоустраиваться. В середине ХIХ в. в обители возобновилось каменное строительство. Были выстроены стены с четырьмя башнями, келейный и настоятельский корпуса (последний — каменный двухэтажный корпус в стенах ограды над воротами) при архиепископе Гаврииле и иеромонахе Иннокентии, как гласит надпись над входом. А к Вознесенскому собору была пристроена трапезная и колокольня, чуждые архитектуре ХVI в. К началу ХХ в. в монастыре осталось всего 7 насельников; было решено преобразовать его в женский. В феврале 1903 года сюда приехала из Воскресенского Новоторжского монастыря игумения Евдокия с восемью сёстрами. Монастырь очень быстро стал благоустраиваться. Через десять лет здесь было уже около ста сорока сестёр. Были отреставрированы храм и игуменский корпус, построены деревянные келии для сестёр и хозяйственные помещения. Неизменно совершалась в обители молитва — главное монашеское делание — за живых и усопших, составленная здесь по особому чину. Оршинские сёстры занимались различного рода рукоделием: вышивали золотом и шелками, вязали и шили одежду, плели кружева. Женская обитель продолжала также традиции издавна процветавшего здесь иконописания. В 1913 году в ознаменование 300-летия Дома Романовых второй настоятельницей монастыря игуменией Сергией была построена в Твери каменная часовня, освящённая в честь Феодоровской иконы Божией Матери (ныне переосвящена в честь св. праведного Иоанна Кронштадтского). В монастырской церковно-приходской школе обучались крестьянские дети. Был открыт приёмный покой для амбулаторных больных, а во время I-й Мировой войны приют для детей погибших воинов. Тяжёлые испытания постигли обитель после революции. В 1919 году монастырь закрыли. Игуменья Виталия с сёстрами уехали в Тверь на подворье при Успенской единоверческой церкви, где позже была репрессирована, как большинство монашествующих того времени. В стенах монастыря устроили школу-интернат, храм до 1937 года ещё действовал как приходской, а затем был отдан местному колхозу под зернохранилище.

После долгих лет запустения, в 1992 году в обители возобновилась монашеская жизнь. Монастырь вновь открыт определением Священного Синода от 21 октября 1992 года. Первую настоятельницу вновь открытого монастыря игумению Иулианию (Ритониеми) с приехавшими с ней двумя сёстрами за монастырскими стенами, восставновленными группой реставраторов в 70-80-е годы, встретили разорённый храм и небольшой корпус ХIХ в., совершенно непригодный для жилья. Других построек в монастыре не сохранилось. Стоит сказать, что в 1941 году во время войны монастырь занимал штаб советских войск, и поэтому его постоянно обстреливали немцы с противоположной стороны Волги. Каменные здания обители тогда сильно пострадали от снарядов, а деревянные постройки просто-напросто сгорели. В холодное время года, при отсутствии отопления, жить в монастыре было невозможно, и Владыка Тверской Виктор благословил сестёр зимовать в Твери при храме святой великомученицы Екатерины, где вскоре было открыто подворье Вознесенского Оршина монастыря. И на подворье, и в монастыре совершались богослужения по монастырскому чину, сёстры проходили послушания. На Орше в это время велись реставрационные работы, строилась дорога через очень красивый сосновый лес.

В 1996 году Екатерининское Подворье было преобразовано в Екатерининский женский монастырь, настоятельницей которого стала игумения Иулиания, а в Оршин монастырь настоятельницей была назначена матушка Евпраксия (Инбер Екатерина Израилевна). В настоящее время обитель с Божией помощью продолжает благоустраиваться. В 1996 году освящена небольшая деревянная церковь в честь преподобного Савватия Оршинского. В 2004 году в трапезной части Вознесенского собора, построенной в ХIХ в., сделано отопление, в 2003 году сооружены новые иконостасы в приделах в честь святителей Варсонофия Тверского и Димитрия Ростовского, а также в приделе Феодоровской иконы Божией Матери. В 2002 году проведены реставрационные работы в обители, отреставрирована монастырская ограда, построен сестринский корпус с трапезной, обустроен скотный двор; создана пасека, посажен фруктовый сад. При монастыре создан приют для девочек в возрасте от четырёх до семнадцати лет, которые обучаются в созданном при монастыре филиале епархиальной православной общеобразовательной средней школы. Летом 1996 года в Оршин монастырь был торжественно перенесён список чтимой Феодоровской иконы Божией Матери (сам образ ныне находится в Тверской картинной галерее, что в Императорском Путевом дворце). Перед иконой в Вознесенском соборе регулярно совершаются молебны, поются акафисты.

Окрестности Орши ныне украшены двумя монастырскими часовнями. Одна из них освящена в честь Крестителя Господня Иоанна, другая — на пристани — в честь святителя и чудотворца Николая. Известность Оршину монастырю принесла история возрождения фресок ХVI в. Вонесенского собора. Сообщалось, что в начале 1990-х годов при восстановлении собора фрески, по причине отсутствия денег на полную реставрацию, были просто замазаны побелкой, однако в течение нескольких лет росписи постепенно сами проявились через побелку, при этом проведенная реставраторами в конце 90-х годов экспертиза свидетельствовала о том, что никакой специальной работы над фресками эа это время не проводилось.

Из книги-брошюры «Вознесенский Оршин женский монастырь»