Основание пскова

Псков расположен на Северо-Западе России, он является административным центром Псковской области и Псковского района. Псковская область занимает площадь около 55300 км2. В области протекает около 600 рек и располагается 3700 озер, одно из них – Псковско-Чудское озеро, самое большое озеро в Европе! В настоящий момент население города составляет около 208 тысяч человек. Псков — один из древнейших городов России, впервые упоминается в летописи в 903 году. Благодаря этому Псков отличается своей историей и является туристическим городом. В Пскове вы можете увидеть здания разных эпох от средневековья до 20 века! Также вы можете найти сотни уникальных исторических и культурных памятников. Псков славится своими церквями: в Пскове около 40 церквей!

Обучаясь в Пскове, вы сможете посетить Пушкинские горы и село Михайловское, где работал великий русский писатель А.С.Пушкин. Недалеко от Пскова расположен Старый Изборск, один из трех городов России, который является кривским центром. В Изборске можно не только прогуляться по крепости 11 века, но и испить из Словенских ключей. Чуть дальше расположен город Печоры, известный своим монастырем и пещерами. И это лишь малая толика мест, которые можно посетить в Псковской области.

Одна из особенностей Пскова – его расположение. Псковской области ее пограничное положение. Она граничит с 3 странами Латвией, Эстонией и республикой Беларусь. Также положение Пскова позволяет легко добраться до Санкт-Петербурга, Москвы, Великого Новгорода.

В древности, благодаря своему положению Псков являлся одним из городов-побратимов ганзейского союза. Ганзейскийсоюз – это союз, объединивший торговые города в XIV—XVI веках. Он держал в своих руках всю торговлю на Балтийском и Северном морях и располагал монопольными привилегиями в других регионах. В него входили такие страны как Латвия, Эстония, Нидерланды, Германия, Дания, Польша, Литва и Россия.

Псков — это древний «зеленый» город, что делает прогулки по нему очень приятными.

В сравнении с соседним городом Санкт-Петербургом, Псков небольшой, что делает его более уютным. Корпуса университета расположены в шаговой доступности.

Вы все еще думаете, куда ехать учиться? Боитесь, что в маленьком городе Вам будет нечем заняться? Зря! Для молодежи в Пскове проводится множество разнообразных мероприятий. Каждый сможет найти себе занятие по вкусу.

Вы навсегда полюбите этот город!

ПсковПсков — административный центр Псковской области, расположен на реке Великая при слиянии ее с рекой Пскова. Площадь города — 95,6 км2. Население — 210 тыс. человек. Расстояние до Москвы — 741 км.

История города

Город основан в 903 на слиянии рек Великой и Псковы для защиты русских границ. В X — начале XII вв. Псков входил в состав Древнерусского государства. В 1240 захвачен рыцарями Ливонского ордена, в 1242 освобожден войсками новгородцев и псковичей под предводительством князя Александра Невского, разбившими захватчиков на льду Чудского озера. В XIV-XV вв. Псков — центр самостоятельной Псковской республики, с 1510 — вошел в состав Русского государства, с 1777 — центр Псковской губернии. В годы Великой Отечественной войны с июля 1941 по июль 1944 город был оккупирован немецко-фашистскими войсками и почти полностью разрушен. С 1944 Псков — центр новообразованной Псковской области. В 2009 Пскову присвоено звание «Город воинской славы». Сегодня Псков — важный промышленный, исторический и культурный центр страны.

Культура, музеи и театры Пскова

Одной из главных культурных достопримечательностей Пскова являются его музеи. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, расположенный в Поганкиных палатах (XVII в.), содержит коллекции археологических предметов, рукописных и старопечатных книг, икон и серебра из псковских церквей и монастырей. Также в городе действуют: Псковский мемориальный музей В.Ленина, Музей романа «Два капитана», Железнодорожный музей, Музей-квартира художника-реставратора Ю.Спегальского, Галерея «На Бастионной», Галерея наивного искусства в Меньшиковых палатах, Планетарий и др. В Пскове работают несколько театров, каждый из которых по своему примечателен и ориентирован на свою аудиторию, среди них: старейший театр города — Академический театр драмы им. А.Пушкина; победитель и участник многих международных кукольно-театральных фестивалей — Областной театр кукол; Театр «Карусель» — дающий представления под открытым небом на Гремячей башне, в Довмонтове городе, в Мирожском монастыре и на других исторических памятниках.

Достопримечательности Пскова

Псков — один из древнейших городов России, богатый историческими достопримечательностями, памятниками архитектуры и культуры древней Руси. Основной достопримечательностью города является Псковский Кремль — Кром, расположеный у слияния рек Великая и Пскова, на плоской вершине известняковой скалы, который видно со всех уголков Пскова. На территории Крома расположен величественный пятиглавый Троицкий собор (1682). Крепостные стены Крома продолжаются укреплениями Довмонтова города (1266) с Приказными палатами (1693) и Среднего города (1309). Сейчас в Приказных палатах размещается музей, показывающий интерьер старинного учреждения и объединяющий в себе экспозицию и галерею Приказной палаты. На территории Среднего города расположена церковь Михаила Архангела на Горке (1339), церковь Василия на Горке (1413), церковь Николы на Усохе (1535). Неподалеку — церковь Одигитрии с колокольней, украшенной изразцами (1685), церковь Петра и Павла (1373) и комплекс двора Русиновых (XVII в.). Среди уникальных памятников гражданской архитектуры следует выделить строгие по внешнему облику каменные строения: палаты Ямского (1680), Гурьева, Бахорева (XVII в.), Поганкины палаты (XVII в.), двор Меншиковых (XVII в.). На территории Окольнего города (1465) находятся: церковь Николы от Торга (XVI в.), церковь Покрова от Торга (1590), церковь Анастасии Римлянки (1488), церковь Георгия со Взвоза (1494) и др. Запсковье, расположившееся за территорией Среднего города, также интересно своими древними постройками, среди них: величественная церковь Козьмы и Демьяна с Примостья (1462), церковь Богоявления с Запсковья (1496), Ильинская церковь бывшего Ильинского монастыря (1677), церковь Воскресения со Стадища (1532), одна из красивейших церквей Пскова — церковь Варлаама на Званице (1495). Здесь можно увидеть Гремяцкий монастырь, от которого на сегодняшний день сохранились только трапезная, церковь Козьмы и с Гремячьей Горы (1540) и Гремячая башня (1525), построенная в самом живописном уголке Пскова. Среди гражданских построек Запсковья выделяются двор Трубинских на Званице (1670) и трехэтажные палаты Постниковых (XVII в.). В Завеличье, расположенном по левую сторону реки Великая, расположены самые древние обители Пскова — Мирожский монастырь (1148), включенный ЮНЕСКО в перечень выдающихся памятников мирового искусства, Спасо-Преображенский собор — первый расписной храм в городе, над росписью которого работали греческие мастера. Завеличье, несмотря на то, что этот район не был защищен крепостными стенами, также сохранил здания церквей Святого Александра Невского, Климента Папы Римского и Петра Александрийского, Успения у Парома (1521), Ивановский девичий монастырь (1243) и др. На окраине города, на высоком берегу реки Великой, стоит Снетогорский монастырь (1311), включающий собор Рождества Богоматери (1310), Никольскую церковь (1519), Архиерейский дом (1805). В целом в Пскове находится более 40 православных храмов и около 10 архитектурных памятников гражданского строения. А в сельских глубинках — более 15 церквей, монастырей и памятных мест, в числе которых памятник дружинам Александра Невского, установленный на горе Соколиха. Среди достопримечательностей Пскова также следует отметить: Памятник святой равноапостольной княгине Ольге; Мемориал Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата; Памятник освободителям города; Памятник «Поэт и крестьянка»; Городской парк культуры и отдыха им. А.Пушкина (1874), объединяющий три территории парков в самом центре Пскова: Летний сад, Детский парк и Ботанический сад с Зеленым театром, являющиеся любимым местом отдыха горожан и гостей города; Планетарий, расположенный в памятнике истории и архитектуры XIX в. — в Храме Рождества Богородицы на территории Старо-Вознесенского женского монастыря и др.

Гостиницы Пскова

Для гостей города открыты гостиницы: Рижская, Октябрьская, Транзит, Колос, Кром, Двор Подзноева, Фаворит, Баллтхаус, Золотая Набережная, Old Estate.

Другие статьи: Ростов-на-Дону достопримечательности,
Рязань достопримечательности

Несмотря на то, что во время Великой Отечественной войны город был практически стерт с лица земли (в 1945-м здесь осталось всего 143 жителя; по их свидетельствам, город просматривался от вокзала до кремля), сегодня Псков занимает первое место в России по числу сохранившихся памятников древнерусской гражданской архитектуры. Псков единственный сумел сберечь внешний пояс каменных укреплений длиной более 9 километров. Во многом, именно благодаря этим стенам на территории города сохранились уникальные произведения местной школы зодчества.

История древнего Пскова теряется в веках. Так, летописец XVI века пишет: «А о Пскове городе из летописей неизвестно, кем был создан и какими людьми, известно только, что уже существовал этот город в то время, когда приехал князь Рюрик с братьями от варягов к словенам княжить». По данным археологических раскопок первые поселения появились здесь в середине I-го тысячелетия н. э., за несколько веков до первого упоминания о городе в «Повести временных лет» от 903 года. Тогда киевский князь Игорь выбрал себе в жены «псковитянку Ольгу». Став первой крещеной княгиней в правящей династии, Ольга не только заложила первый деревянный собор в городе, но и подготовила почву для главного религиозного события страны — Крещения Руси. Впоследствии Ольга была канонизирована православной церковью и стала первой русской святой.

Позднее, в XII веке, в период феодальной раздробленности, Псков вошел в состав Новгородской республики, сохранив за собой право самому назначать себе князей. Подобная политическая свобода была недоступна большинству городов. Постепенно отстаивая свою независимость, Псков к XV веку сформировал собственную судебную систему (Судебная грамота 1397 года), школу зодчества и иконописную традицию и даже начал чеканить собственные деньги (с сентября 1424 года). С середины XIV века город получил полную независимость и стал называться Господин Псков.

Свидетельства псковской самобытной культуры сегодня представлены в Государственном объединенном музее-заповеднике в Поганкиных палатах. Этот уникальный архитектурный комплекс XVII века занимает целый квартал. В коллекции музея представлены уникальные образцы псковской школы иконописи XIV–XVII веков.Также в музее хранится одна из главных исторических реликвий Пскова — Довмонтов меч. В XIII веке он принадлежал князю Довмонту и после его смерти передавался последующим князьям как символ власти. В этом же зале представлен другой меч, принадлежавший, как полагали ранее, предшественнику Довмонта, князю Всеволоду-Гавриилу. Позднее историки обнаружили, что это подделка, меч был выкован лишь в XV веке. Однако именно этим мечом восхищался еще царь Иван Грозный.

С личностью Ивана Грозного в Пскове связана легенда. В 1570 году, после опричного похода на Новгород, царь двинулся на Псков, намереваясь и его утопить в крови невинных людей. Выстоявший множество осад Псков не привык отбиваться от своего же царя и потому не мог оказать вооруженного сопротивления. Вместе с жителями навстречу Грозному вышел местный юродивый Никола Салос. Скача на палке и паясничая, блаженный призвал царя «отведать хлеба-соли, а не людской крови», после чего сделался невидимым. Царь испугался и приказал отступить от города. Позднее о Николе Салосе, работая над трагедией «Борис Годунов», вспомнит Пушкин, чье родовое имение находится в 120 километрах от Пскова.

Кстати, Михайловское имение было подарено прадеду Пушкина — Ганнибалу — самим Петром I. Петр много бывал в Пскове и придавал ему большое значение в годы Северной войны. Готовясь к боям, царь лично руководил работами по укреплению города. Земляные валы перед стенами крепости сохранились до сих пор, как и церковь Петра и Павла с Буя, куда царь ходил молиться.

Псковом восхищались даже враги. «Любуемся Псковом. Господи, какой большой город! Точно Париж! Помоги нам, Боже, с ним справиться!» — так записывает в своем дневнике секретарь польского короля Стефана Батория, осаждавшего Псков летом 1581 года. Карамзин в «Истории государства Российского» особенно отмечал мужество псковичей в этой осаде и призывал помнить «о сей важной заслуге, доколе мы не утратим любви к отечеству и своего имени».

Вокруг Пскова

Снетогорский монастырь

Действующий монастырь XIII века стоит в черте города, в живописном месте, на высоком берегу реки Великой. Снетная гора, а впоследствии и сам монастырь получили название от рыбы снеток, которая водилась как раз в ближайшей части реки. Второе название монастыря — Богородицкий — происходит от имени его главной святыни, собора Рождества Богородицы, построенного в 1310 году. Это была одна из первых каменных церквей Пскова, но особенно ценен собор не архитектурой, а уникальными фресками, которые признаны первым памятником русской монументальной живописи XIV века. Росписи сохранились фрагментарно, поскольку на протяжении своего существования собор неоднократно горел, перестраивался, а фрески забеливались. Тем не менее, до наших дней дошло больше половины всего декора. Фрески были обнаружены под слоем штукатурки в 1910 году, но работы по реставрации начались уже в советское время. Интересно, что краски для росписи собора добывали из местных красных, зеленых и фиолетовых глин, которые находили тут же, в срезах отвесной 14-метровой скалы над рекой Великой.

Изборск

В 22 километрах к западу от Пскова, на берегу Городищенского озера, находится один из древнейших русских городов — Изборск, или «железный город», как его называли немецкие рыцари. Окружающие его земли были заселены еще в VIII–IX веках славянским племенем кривичами. По преданию, город основал сын первого новгородского князя Словен, в его честь Изборск и был изначально назван. Позже город переименовали в честь рано погибшего Избора, сына Словена. Сейчас память об основателе хранят местные Словенские ключи, которые бьют из-под земли и зимой. В исторической летописи «Повесть временных лет» Изборск упоминается в 862 году как город, в который пришел княжить Трувор, один из трех призванных на Русь варяжских князей (двое других — знаменитый Рюрик и Синеус). Место, где стоял древний Изборск, называется Труворово городище: от него сохранились до наших дней остатки валов и каменных крепостных сооружений. С открытого для постоянных набегов места в XIV веке Изборск перенесли на Жеравью гору. Вскоре здесь появилась и новая каменная крепость с шестью боевыми башнями. Изборская крепость не один век была важным военным объектом не только для своей местности, но и для Пскова, и даже для всей России.

Псково-Печерская лавра

К западу от Пскова, почти на самой границе с Эстонией, находится знаменитый Псково-Печерский монастырь, укрытый в глубокой лощине между двумя горами и названный в честь подземных пещер, в древности населенных монахами. В древности в этих гористых местах были дремучие леса, и только редкие жители соседнего Изборска решались сюда приходить. Те, кто бывал здесь, часто слышали церковное пение, но не могли понять, откуда идут звуки. Из-за этого необъяснимого чуда гору стали называть Святой. Однажды один крестьянин рубил лес, и неудачно упавшее дерево открыло вход в пещеру, где жили монахи-пустынники. Так в XIV веке стало известно, что в Святой горе сокрыто множество пещер, с которых и началась история обители. Первую церковь в горе выкопал в XV веке монах Иона, после этого появилось еще множество церковных построек, связанных с традицией пещерного строительства Псково-Печерской лавры. В пещерах держится постоянная температура +5 ºС и существует природная вентиляция. В нишах-склепах покоятся останки не только монахов, но и мирян — всего около 10 тысяч усопших. До XVI века монастырь был бедным и мало защищенным, его неоднократно разорял Ливонский орден. Появление мощных каменных стен, укрепленных девятью крепостными башнями, и утверждение новой военной функции монастыря связано с именем монаха Корнилия, при котором количество монастырской братии увеличилось почти в десять раз. Печерская крепость только один раз была захвачена врагами: в 1592 году шведы внезапно напали на монастырь, но уже через день монахам удалось отбиться.

Сегодня заново возрождается важнейшая миссия Псково-Печерской лавры, связанная со старчеством, — особой формой монашеского служения, которая заключается в духовно-нравственной помощи духовно сильного человека менее зрелому, нуждающемуся в совете. Старец — это совсем не обязательно старый, это, прежде всего, мудрый и крепкий в вере человек. Одним из первых настоятелей-старцев на Руси был преподобный Феодосий Печерский, живший в XI веке.

Демидова Е.В.

Введение

Псков — один из наиболее древних и наиболее замечательных своим прошлым русских городов. Псков – город, который не раз спасал Русь от вражеских нашествий. Немало вражеских полчищ разбилось о его стены. Город, защищавший нашу отчизну, сохранивший в самые тяжелые для Руси времена русскую культуру и развивавший ее, должен быть святыней для всех патриотов своей родины. Для каждого культурного человека Псков дорог, как город многовековой культуры, город – музей, сохранивший много прекрасных памятников русской старины. Сама земля пскова хранит много ценнейшего материала для науки о славном прошлом нашей страны.

Множество замечательных памятников русской духовности и материальной культуры оставил древний Псков. Среди богатейшего наследства русской культуры Псков, его искусство и особенно его архитектура занимают весьма почетное место и его памятники особенно дороги тем, кто любит русское искусство.

«Город великий, город могучий…»

Возникновение Пскова теряется в глубокой, туманной для нас древности. Повесть временных лет- впервые упоминает его под 903 г. как уже ранее существовавший. Какие-либо сведения о начальной истории Пскова в письменных источниках отсутствуют. В одной из псковских летописей замечено: «А о Плескове- граде от летописания не обретается воспомянуто, от кого создан бысть. и которыми людьми…» В 903 году князь Игорь взял себе в жены Ольгу «родом из Пскова» — следовательно, тогда Псков уже существовал. Наши предки знали, где строить города, На прекрасной местности у широкой реки Великой, в месте впадения в нее реки Псков, возвышалась окруженная водой высокая известковая скала с крутыми обрывистыми краями. Вокруг шумели леса, где водилось множество всякого зверья и дичи, а в реках и озерах было множество рыбы. Река была и средством сообщения. Недалеко отсюда река Великая впадала в Псковское озеро, сливавшееся затем с Чудским. По рекам Эмбаху и Нарове озера сообщались с далекими морями и странами. На этой скале, у слияния рек Великой и Псковы, был построен Кремль, или как сами Псковичи его называли «Детинец». Город быстро рос и развивался. Его географическое положение на границе Руси и на удобнейшем пути в чужие страны сделало его важнейшим торговым центром. Уже в тринадцатом веке автор немецкой хроники писал о Пскове: «Этот город так обширен, что его окружность обнимает пространство многих городов, и в Германии нет города равного Пскову. В пятнадцатом веке уже существовали деревянные стены вокруг Окольного города и каменные укрепления Запсковья, т.е. крайнее наружное кольцо укреплений. Псковичи неустанно укрепляли и украшали свой город, обносили его стенами, строили башни и церкви, заменяли деревянные постройки каменными, настилали мостовые, строили мосты и переходы через реки и топкие места, расширяли посады. Вражеские нашествия, пожары и повальные болезни не могли остановить рост города. Все с удивительной быстротой восстанавливалось, расширялось и делалось еще краше. Псков сделался сильнейшей крепостью, важнейшим торговым центром и красивейшим городом. «Мы уже в миле от Пскова любуемся Псковом. Боже, какой большой город! Точно Париж» – писал польский царедворец Пиотровский, видевший Псков во время осады в 1581 году. «Город чрезвычайно большой, какого нет во всей Польше, весь обнесен стеной, за ней красуются церкви, как густой лес, все каменные, домов за стенами не видно», — добавляет тот же Пиотровский. Шведы, осаждавшие Псков в 1615 году, также оставили свои заметки о красоте Пскова, его блистающих белых стенах и башнях.

Со стороны Завиличья дороги проходили сквозь густые, дремучие леса, которые у самого города сменялись широчайшим пространством. Сквозь пролеты между домами и дворами Завиличья блистала широкая полоса реки Великая с белеющими парусами и раскрывалась обширнейшая картина всей Западной стороны Пскова: низкий плавучий мост с толпой на нем, противоположный берег – местами скалистый и высокий, местами низкий, с рассыпанными по нему кое – где башнями, варницами, избушками и пристанями; высокие белые стены города с зубцами и бойницами, покрытые тесовыми крышами; башни, сверкающие своей побелкой; деревянные зубчатые остроги и иконы над воротами, закрытые навесами от дождя.

Над всей картиной господствовал Кремль и возвышавшийся Троицкий собор, построенные на самом высоком холме Пскова. Привлекали внимание громады угловых башен города – Покровской и Варламской.

С севера и востока от города к крепостным рвам подходили леса, местами простирались топи, а кое – где простирались высокие холмы. С востока, у грозной Гремячей башни, в город втекала сквозь пять пролетов с решетками извилистая, усыпанная валунами, Пскова, на которой шумели колеса и запруды многочисленных мельниц.

Кремль был священным для псковичей местом и сердцем Пскова. Здесь, в Троицком соборе, хранились все реликвии города: мечи его князей Всеволода – Гавриила и Довмонта – Тимофея, древнии грамоты Пскова, печати и государственная казна, а в нижнем этаже собора были могилы псковских князей. Высокий и широкий собор делил пространство Кремля на две части: в северной его части находились амбары, погреба и житницы. В житницах и погребах в Кремле хранились важнейшие для жизни города запасы: хлеб и другое продовольствие, оружие, порох, одежда. Свирепые псы охраняли это место. За воровство, совершенное в Кремле, псковские законы карали смертной казнью.

Передняя часть Кремля, перед собором, была занята вторым собором – Благовещенским – и Митрополичьим двором. Все здесь было крупно и величественно. Высоко поднималась стоявшая на Кремлевской стене колокольница Троицкого собора. На ней весел вечевой колокол, сзывавший псковичей на вече. Рядом с колокольницей высилась башня с часами. Двое ворот – Темные ворота и Смердьи – с мостами у них, перекинутыми через поток, соединяли Кремль с Довмонтовым городом. Целый лес храмов и звонниц заполнял Довмонтов город. На пространстве площадью около гектара стояло около двадцати храмов, древних и более новых, больших и маленьких, с приделами и без приделов, с главами различной формы, покрытыми блестящей цветной черепицей, и белым луженым железом, и деревянной чешуей, и штампованным узорчатым железом, и свинцом. Множество крестов увенчивало главы всех этих хоть и небольших, но прекрасных построек.

Стена, построенная по преданию князем Довмонтом, отделяла Довмонтов город от Среднего города. Широкая, просторная, замощенная громадными плахами площадь «Старого торга» сменяла тесно застроенное пространство Довмонтова города. Отсюда через Васильевские ворота в городской стене был выход на Великую реку и Завеличье, через Рыбницкие ворота – выход на Пскову и Запсковье. Отсюда же начинались самые основные большие улицы Пскова: Великая, идущая на юг через весь Средний и Окольный город, Петровская, идущая на Новгородскую дорогу и Званица, идущая через все Запсковье на Гдовскую дорогу. Здесь, на этой площади, до 1510 года помещался торг, перенесенный потом в Окольный город. Посреди площади стояли два могучих каменных шатра, под которыми укрывали от дождя несколько больших и много мелких пушек и пищалей.

Вокруг площади возвышались храмы, у самой городской стены – казенный государев двор, Бывший княжий двор с церковью, каменными палатами, караульнями и другими постройками. Караульни, съезжие избы, палаты для писцов окружали площадь, а за ними виднелись улицы и перекрестки, дворы, сады, горки, площади, хоромы и палаты, стены и башни Среднего города. За средним городом располагался большой окольный город. То была самая большая и наиболее оживленная часть его. Сады и огороды сменялись улицами и переулками, иногда сплошь деревянной, чаще смешанной застройки, иногда одними каменными. Часто встречались монастыри, окруженные оградами с воротами. С монастырями соревновались наиболее богатые дворы псковских купцов. Обширный «Большой торг», окруженный оградой и множеством амбаров и складов пестрел синеющими, серебристыми и темными тесовыми и драничными кровлями сотен лавок, амбаров и других построек, среди которых сверкал храм Ксении. Тут же были расположены гостиные дворы: Льняной, Немецкий, Московский, Тверской Тысячи лавок, амбаров, важни, избы, палаты, дома, заезжие дворы, казенные дворы: пушечный, где лили пушки, денежный, таможенный, тюремный, кружечный, где продавалось всякое питье – великое множество всяких построек заполняло Окольный город. Высокие палаты возвышались над садами и огородами, амбарами и избами. Темнеющая масса деревянных хором и других построек, казалось специально существовала для того, чтобы еще больше блистали и светились высокие стены каменных построек. Особенно заботились Псковичи об уюте,удобстве и красоте внутренних жилых помещений и дворов. Деревянная резьба, каменные узоры и яркие цветные изразцы чаще встречались в более интимных и украшенных дворах, чем на улицах.

Здесь в Окольном городе, одинаково легко можно было встретить игумена и игуменью из множества псковских монастырей, богатейшего купца, ведущего торг с заграницей, мелкого торговца, ремесленника, простолюдина, землепашца. Невозможно перечислить всех, кто здесь жил, работал, торговал.

Более сорока шести рядов Большого торга были заполнены лавками, в которых купить можно было все, что тогда можно было пожелать, начиная от золота, драгоценных тканей и камней, кончая селедками, рогожами и сеном. Какие только богатства не хранились в подклетях и амбарах купцов, какие только вещи не изготовлялись в многочисленных мастерских, среди которых были мастерские литейщиков, медников, оловянников, сапожников, шапочников, иконников, скорняков и иных мастеров. Изучение прошлого нашего народа наглядно убеждает нас в его высокой культуре.

В семнадцатом веке, когда в Западной Европе нечистоты выливались на улицы самых больших городов и почти не существовало сколько-нибудь благоустроенных уборных, в Пскове они были устроены в каждом доме.

Немногим меньше, чем Окольный город, было Запсковье. Здесь не было такого множества казенных дворов и построек, не было торга, было больше простых жилых дворов, садов, огородов, но и здесь все было украшено красивыми строениями, богатыми каменными палатами и дворами. Зимой посреди Псковы — реки, на льду располагался рыбный торг, где так же как и на берегу, можно было купить свежую, и соленую, и уже вареную рыбу, а также хлеб, калачи и квас. Рядом с рыбным торгом, по другую сторону Запсковского моста, блистали каменными строениями, палатами и оградами Снетогорское подворье и наместничий, позднее Воеводский двор.

За широкою великой рекой раскинулось завеличье с его древними богатыми монастырями, гостиными заезжими дворами – Люберским и Шведским, где жили иноземные купцы и хранились их товары. Завеличье не было окружено стенами, и его улицы переходили в дороги, идущие через дремучие леса, доходившие отсюда до самого Изборска. На Завиличье, на высоком берегу реки Мирожки, располагалась Стрелецкая слобода. В стороне стояли печи, где обжигали известь и гончарные изделия, а на железной горке – плавильные «печищи», в которых переплавлялась железная руда.

Непоколебимый народ Псковский

«Народ- сердце страны; стоит
только затронуть его, чтобы
обнаружить сокровища бескорыстия,
безропотности, мужества»

А. Ламартин

В мирное время, когда враги непосредственно не угрожали городу, жизнь кипела на его улицах, площадях и дворах. В те времена, когда Псков был самостоятельным, собирались то общегородское вече, решавшее все дела государственного и общегородского значения, то отдельные сходки концов города или даже отдельных улиц, решавшие свои внутренние дела. Во все времена оживленно гуляли торги, ярмарки, оживляли город торжественные многолюдные процессии, веселые хороводы и гулянья, а то просто шумные толпы, кулачные бои или бега. С христианскими обрядами смешивались остатки веселых народных языческих гуляний. В день Ивана Купалы «едва не весь город возмятется и в селах взбесятся»,- говорил набожный летописец, который осуждал слишком шумный и полуязыческий характер этих гуляний. В другие праздники, особенно такие, как рождество, пасха, масленица, не обходились без радости и веселья, рубежа и сопелей, гуденья струнных и всяких игр. В Рождество по домам ходили ряженые.

Рассказывая о жителях Пскова и псковской земли – псковичах, следует прежде всего воздать им должное за их стойкую, упорную, героическую защиту Русской земли, еще не окрепшей и окруженной страшными врагами, за ту боевую службу которую псковичи несли, начиная с древних времен Руси и почти до Петра.

Псковской Земле суждена была историей труднейшая задача – послужить для Руси заслоном на опаснейшем участке ее границ, ставшим особенно опасным после того, как в Прибалтику вторглись немецкие завоеватели.

Более чем полтысячи лет псковичи со славой выполняли эту тяжелую и почетную задачу, послужили всему русскому народу и всей Русской Земле, сдержали свирепый напор врагов до тех пор, пока сплотившаяся и набравшая сил Русь не отбросила их. За это время Псков вынес много десятков войн, вернее же, в течение нескольких десятков столетий вел почти беспрерывную войну, двадцать шесть раз был осаждаем врагами.

Немцы были вынуждены удивляться мужеству, воинственности псковичей, их быстроте и решительности. Псковичи не только отбивали все нападения сильнейшего врага и не давали ему покорить хотя бы клочок своей земли, но мстили врагу и сами не раз ходили к немцам с огнем и мечом «Слышал про мужество ваше во всех странах»,- говорил псковичам в 1266 году пришедший из Литвы князь Довмонт. Знаменитый полководец шестнадцатого века польский король Стефан – Баторий, после того, как он получил под Псковом жестокий отпор, писал потом о русских: «они в защите своих городов не думают о жизни, хладнокровно становятся на места убитых или взорванных действием подкопа, заграждая проломы грудью, день и ночь сражаясь, едят один хлеб, умирают от голода, но не сдаются, чтобы не изменить своему государю… самые жены мужествуют с ними, или гася огонь, или с высоты мстят, опуская камни и бревна в неприятелей». Все жители Пскова, его пригородов и сел, способные биться с врагом, держать оружие, были воинами, не исключая даже духовенства. Под командой храброго князя Довмонта-Тимофея, очень любимого псковичами, девяносто псковских воинов разгромили литовскую рать в семьсот человек, перебив всех князей литовских и великого князя Гогорта. В другой раз, когда немцы неожиданно напали на окраинные Псковские села, Довмонт с шестьюдесятью псковичами догнали на реке Мироповне немецкое войско в восемьсот человек, разбил его, часть изрубил, часть потопил.

Разъяренный магистр ордена собрал громадное войско, пешее и конное, с метательными, стенобитными орудиями и осадными башнями, и привел его к Пскову, намереваясь взять его осадой: «Князя Довмонта руками взять, а мужей псковичей одних мечами иссечь, а других в работу взять»,- говорит псковский летописец. Довмонт с небольшой дружиной немедленно вышел из города навстречу немцам и разбил их. Немцы с позором бежали… Еще раз пытались они расквитаться с Довмонтом, напали неожиданно с громадным войском, захватили врасплох монастыри и посады за городом, губили монахов, женщин и детей и намеревались осадить Псков. Довмонт не стал ожидать возвращения большой псковской рати, которой в то время не было в Пскове. В ярости выехал он с малой дружиной своей и дружиной псковича Ивана Дорогомиловича и ударил на немцев. «Была злая сеча, какой никогда не бывало у Пскова, ранили самого немецкого командира в голову, а прочие вскоре бросили оружие свое и устремились бежать, устрашенные мужеством Довмонта и псковичей»,- говорит летопись. Далее летописец добавляет: «Прославилось имя князей наших во всех странах и было имя их грозно на ратях… и был грозен голос их перед полками, как труба звенящий, и были они победителями, а не побежденными». В те времена имя Довмонта гремело наряду с именем Александра Невского.

После Довмонта псковичи по прежнему громили немцев, не обращая внимания на численное превосходствоврага, выходили победителями из самых тяжелых положений, например в героических битвах 1324, 1343, 1407, 1426 годов.

Горячей и трогательной любовью любили псковичи свою родину. В тяжелую годину псковичам никогда не приходила в голову мысль покинуть ее – это они считали самым худшим несчастьем. «На небо не взлететь, а под землю не уйти», — говорит летописец, описывая переживания псковичей в 1510 году, когда в Пскове было тяжело оставаться и множество иностранцев покидало Псков. Горячо любя свой родной город, псковичи очень рано пришли к сознанию единства русских людей и связи Пскова со всей Землей Русской. Являясь щитом, заслоняющим Россию от врагов, передовым ее бастионом, Псков, естественно, пришел к такому выводу. Когда псковичам было тяжело, куда они могли обратить свои взоры за помощью, как не к своим единственным братьям – русским?

«Псковитянин на мякине вырос, но за чужим хлебом не ходил и взаймы не просил»

Страшные для врагов в бою, псковичи отличались в обычной жизни скромностью, сердечностью, мягкостью и вежливостью обращения, общительностью, терпимостью к людям иной национальности и веры, уважением к женщине. Честность псковичей особенно отмечалась иностранцами. По замечанию Ключевского, «в Псковских законах проявляется необыкновенное доверие к совести тяжущихся на суде и, несомненно, это доверие имело опору в характере быта псковичей», чувство долга, понятие чести было в среде псковичей чрезвычайно высоко развито. В 1327 году тверской князь и великий князь всей Руси Александр Михайлович в разгар татарского владычества восстал и истребил в Твери татар.

Остальные русские князья не посмели присоединиться к нему. Посланное ханом татарское войско жестоко наказало Тверь, Кашин, Торжок, и их пригороды. Александр бежал. Никто не решался принять князя, боясь ослушаться грозного хана Золотой Орды. Псковичи приняли гонимого князя с честью, целовали ему крест и посадили на княжение в Пскове. По повелению хана русские князья послали послов к Александру, прося его добровольно выехать в Орду. Александр хотел уступить, но псковичи не согласились выдать князя. «Не езди, господине в Орду, — говорили они, что будет с тобой, пусть будет и с нами; умрем, если нужно, с тобой». Князья уговорили московского митрополита Феогноста отлучить псковичей от церкви и предать проклятью, но это не поколебало верности псковичей. Тогда Александр решил уехать в Литву и сам отказался от княжения. Через полтора года он вернулся в Псков за своей семьей. Псковичи уговорили его остаться и вновь сделали его своим князем.

Великодушие псковичей, их терпимость и уважение к людям иной национальности и иной веры доказывается историческими фактами. Когда в 1265 году 300 литовских семейств бежали, спасаясь от гнева литовского князя Воишелга, и нигде не находили приюта, именно псковичи приняли литовцев, помогли им, поселили в своем городе.

Присоединение Пскова к государству Московскому

Тяжелый опыт борьбы с врагом наглядно доказывал псковичам необходимость единения русской земли. Как только начинает укрепляться и становиться собирательницей Руси Москва, Псков делается ее верным союзником, вступает с ней во все более тесную связь, перешедшую в зависимость, а затем совершенно сливается с Московским государством.
История независимого Пскова с его самобытным внутренним устройством закончилась с присоединением его к Великому княжеству Московскому в 1510 году, при Великом князе Василии III.

Псков согласился присоединиться к Московскому государству без сопротивления, не пролив ни капли крови. Москва покровительствовала Пскову, как своему надежному союзнику, и потому долго не трогала его старинных привилегий. С 1400 года вошло в обычай у псковичей просить себе князей «от руки» Московского государя, просить у него военной помощи или дипломатического вмешательства в дела Пскова «печаловатися о своих мужах псковичах».

Никто иной, как псковский старец Филофей, в начале шестнадцатого века сформулировал знаменитую мысль, что «два Рима пали, третий стоит, а четвертому не быть», что «все царства христианские пришли вконец и сошлись в единое царство Российское». Называя Москву «третьим Римом», Филофей писал, что к подножию этого третьего Рима «сойдутся все поколения земные и не будет ему конца». Конечно, должно было наступить время, когда Псков должен был потерять свою независимость и свои особые обычаи и положение и войти в состав единого Русского государства. Как ни тяжело было псковичам отказаться от многих своих обычаев, от своей вольности, от веча, все же они понимали, что необходимо слиться со своей Русской Землей. Со слезами на глазах псковичи расставались со своим вечевым колоколом. «Бог волен, да государь в своей вотчине во Пскове, и в нас, и в колоколе нашем, а мы прежнего целования своего не хотим изменить и на себя кровопролития приняти, и мы на государя своего руки подняти и в городе заперетися не хотим». Так говорили псковичи, расставаясь со своей вольностью.

Войдя в состав Московского государства, Псков не потерял своей былой воинской доблести и не перестал служить верным защитником Русской Земли. Преданность псковичей Русской Земле, Русскому Государству блестяще выразилась в 1581 и 1615 годах, когда героическая стойкость Пскова спасла Россию от величайших опасностей.
В 1581 году польский король Стефан-Баторий разорял русскую землю, он уже распределял русские земли между своими вельможами.

С отборной стотысячной армией Баторий подошел к Пскову и обложил его. Защитников Пскова было вдвое меньше, чем врагов. Выполнив все осадные работы, поляки 7 сентября начали бомбардировку стен, а восьмого в стене между Покровской и Свиногорской башнями было пробито несколько больших проломов. Начался штурм. В Пскове зазвонил осадный колокол, призывая к бою. Псковичи все до единого бросились к проломам. Даже женщины и старцы приняли участие в битве. Когда враги были вышвырнуты из проломов башен, псковичи продолжали сечу за стенами города. Потеряв 862 человека, они истребили 5 тысяч врагов. Узнав силу псковичей в бою, Баторий сделал попытку перельстить их обещаниями. Он обещал псковичам возвратить их самостоятельность, вернуть их древние обычаи и вольность, если они сдадут ему город, а в случае отказа угрожал беспощадным кровопролитием. Но псковичи отвечали: «Не слушаем лести, не боимся угроз». Осада затягивалась. Тридцать один штурм был отбит и сорок вылазок сделали псковичи. Надежды на взятие Пскова больше не было, и 6 февраля 1582 года войска Батория отступили. Вот что говорил по этому поводу про Псков и про псковского воеводу Шуйского наш историк Карамзин: «Псков или Шуйский спас Россию от величайшей опасности, и память сей важной заслуги не изгладится в нашей истории, доколи мы не утратим любви к отечеству и своего имени».

Не меньшую услугу оказали псковичи России в 1615 году. Россия еще не успела тогда оправиться от страшных бедствий смутного времени. Тяжелым положением России спешил воспользоваться прославленный полководец шведский король Густав-Адольф. Новгород, Гдов, Тихвин, Порхов, Ладога, Старая Русса были уже в руках шведов. Псков был совершенно разорен событиями Смутного времени. Из его населения (70-100 тыс. человек) осталось здоровых людей, способных к бою не более полутора тыс. человек и кроме того пятьсот конных и тысяча пеших воинов. Но когда шестнадцатитысячное шведское войско появилось у Пскова, богатыри-псковичи сами вышли в поле, напали на шведов и нанесли им урон. Осада продолжалась с 30 июля по 27 октября. В Пскове начались голод и болезни, но псковичи не желали и слушать мирных предложений Густафа-Адольфа. 9 октября произошел наиболее сильный, решительный штурм. «И побито их множество из оружия и камением и калом обваряюще и отидоше посрамлены», -говорит Псковский летописей. Может показаться невероятным, что менее чем три тысячи псковичей били шестнадцатитысячное шведское войско, считавшееся тогда лучшим войском в мире, однако сами шведы описывают и признают эти факты. «Боевая доблесть псковитян удостоверена не только нашими летописцами, но и свидетельством наших врагов»,- говорит знаток Пскова Окулич-Казарин.

Нравы и обычаи псковичей, их искусство представляют для нас большой интерес. Псков избежал татарского ига, и оно не наложило отпечатков на его нравы, обычаи, его культуру.

Культура

Декоративное убранство храмов отличалось скромностью. Наиболее характерными деталями являются: поребрик, бегунец — на апсидах и барабанах, бровки — над оконными проемами, валики и другое. Псковские храмовые постройки, имея симметричный план, представляли собой сложные, живописные композиции.

В конце XV- первой половине XVI веков были сооружены крупные трехапсидные храмы высоких художественных достоинств. Параллельно с крупными храмами в Пскове строились маленькие бесстолпные с одной апсидой, покрытые либо двумя пересекающимися сводами, либо ступенчатыми арками. Характерной чертой псковских церквей являлись звонницы, — крупные сооружения, стоящие отдельно или поставленные над одним из фронтонов церкви. Они были двух-, трех-, и пятипролетные.
В XVI веке Псков украшали уже более 120 каменных храмов. Семнадцатый век был в Пскове и временем расцвета каменной гражданской архитектуры: лучшими ее образцами являются палаты Поганкиных, Меньшиковых, Ямских, Постниковых.

Псковская школа зодчества ценилась по всей России. Псковскими мастерами возведены церковь Ризоположения в Кремле и Святого Духа в Троице-Сергиевой лавре. Псковским мастером Постником Яковлевым по указу Ивана Грозного в память взятия Казани построен храм Василия Блаженного.

Для псковской архитектуры характерна аскетическая простота, легкость, гармоничное сочетание элементов, умиротворенная цельность и органичность, — черты, выражающие в камне дух Православия. Блистательной и благородной простотой дышат древние иконы псковской школы. Ее отличает особое сочетание изумрудно-зеленых и красных тонов, выразительность ликов. Северная лаконичность в деталях, иногда в сочетании с экспрессивностью живописных приемов, наивное, но глубокое и тонкое мироощущение иконописцев производят удивительное впечатление на зрителя. Псковская икона, которую специалисты оценили сравнительно недавно, является, несомненно, наряду с другими древними иконописными школами, высочайшим достижением русского духа.

Археологические раскопки

История изучения культурного слоя Пскова — это история наблюдений за земляными работами и археологических раскопок в городе. Первые «экспедиции» в культурный слой Пскова относились еще к периоду средневековья, на что в литературе обращалось внимание.

Как и в большинстве древнерусских городов, систематические археологические раскопки с научными целями в Пскове стали проводиться в советское время. Примечательной чертой археологических исследований Пскова, как и ряда других древнерусских городов, в последние годы стали охранные раскопки на местах, отведенных под застройку.

Псков был одним из крупнейших центров переписки книг на Руси. Отмечая закономерность находок берестяных грамот в Пскове, нужно констатировать, что относительно масштаба археологических работ их немного. Представляется, что небольшая «плотность» грамот в слое Пскова связана не только с социальным и культурным факторами (принадлежность двора лицу определенной социальной категории и интеллектуального уровня), но и в значительной мере с физическими характеристиками слоя. Неблагоприятные условия для сохранения органики ограничивают, как мы видим в Пскове, вероятность находок берестяной письменности. Как уже отмечалось, накопление слоя в Пскове из-за некоторой пересеченности рельефа бывает неравномерным даже на соседних участках. В последние годы, отмеченные раскопками на широких площадях, затрагивались преимущественно участки, где органика не сохраняется или сохраняется плохо.

Псковское городище располагается в центре города, занимает узкий скалистый мыс при слиянии рек Псковы и Великой. Площадка его возвышается над уровнем воды на 15-17 м. С запада она ограничена крутым берегом Великой, с севера и востока — крутым берегом Псковы и речной поймой. В древности площадка городища была отделена от плато перепадом материковой скалы, ныне хорошо заметным со стороны берега Великой.

Первый опыт осмысления материалов раскопок Псковского городища как источника по древнейшей истории Пскова принадлежит К. К. Романову и Н. Н. Чернягину. Исследователи установили, что культурный слой псковского кремля содержит не только материалы времени средневекового города, но и находки более древнего периода . Н. Н. Чернягин указал на сходство грубой лепной керамики из нижнего слоя с сосудами, найденными «в удлиненных курганах с трупосожжением, в частности в районе Пскова, а также в сопках по Волхову «.

Псковичи, создавая в течение нескольких веков свой город, вкладывали в него все свое уменье, все знания, понимание уюта, удобства и красоты. Псков шестнадцатого — семнадцатого веков является результатом многовекового народного творчества.

Заключение

«Псков — один из наиболее прославленных древних русских городов, город-воин, не раз спасавший нашу Отчизну от нашествий врагов»
Ю.П. Спегальский

Псков всегда обладал особым очарованием провинциального русского города, что всегда ценили люди искусства.
Псков — город творцов, своеобразный музей под открытым небом.

Город-воин, город-защитник Северо-Западных рубежей России, на протяжении всей истории отличался своей независимостью и уникальностью. Именно здесь, на псковском вече, появились первые ростки демократии. Уже в средние века Псков был важным русским и европейским центром торговли. Славится он по всей России и за ее пределами своими изумительными памятниками истории и архитектуры. Мировую известность имеет псковская школа зодчества и иконописи. История Пскова тесно переплетается с историей великой и могучей Руси. Незабываемый вклад внесла псковская земля в культуру своей страны. Любит Россия — Матушка сына своего… И имя ему – Псков.

Список литературы

1. Соповьев С.М. История России с древнейших времен, т.I, M., 1960
2. Ключевский В.О. Курс русской истории, т.1, М., «Мысль», 1987
3. «Археология и история Пскова и Псковской земли». Тезисы докладов научно-практической конференции. Псков, 1987
4. Карамзин Н.М. «История государства Российского», М., «Книга», 1989
5. Спегальский Ю.П. Псков. Л., «Искусство», 1978

  • Русское краеведение