Основание троице сергиева монастыря сергием радонежским

В 1325 г. в Москву из Владимира переезжает митрополит, и это делает ее религиозным центром всех русских земель.

К этому времени и относится основание Троицкого монастыря в 70 км к северу от Москвы. О начальном периоде его становления мы узнаем из летописных упоминаний и, главным образом, из первых жизнеописаний основателя монастыря Сергия Радонежского, составленных знаменитым агиографом Епифанием Премудрым, расширенных и переработанных Пахомием Сербом.

Названные авторы рассказывают, как ростовский боярин Кирилл из-за княжеских усобиц и притеснений татарских тиунов вынужден был «отъехать» на землю московского князя; с супругой Марией и тремя сыновьями (Стефаном, Варфоломеем и Петром) он поселился в небольшом городке Радонеж, у самой границы Московского и Ростовского княжеств (1339). После смерти родителей один из сыновей — Варфоломей решил посвятить себя монашеству. Но он не хотел идти в обычный «мирской» монастырь, расположенный в городе или его окрестностях; его привлекал путь отшельника, и он собрался «пустынножительствовать» в лес. Варфоломей уговорил пойти с ним старшего брата Стефана, который к этому времени овдовел и был монахом расположенного недалеко Покровского монастыря в Хотькове.

Выбрав удобное место в лесу, на небольшом холме, омываемом речкой Кончурой, вдали от .селений и дорог, братья срубили себе келью и «церковицу малу», посвятив ее Троице (по одним сведениям было это в 1337 г., по другим — в 1345 г.). Однако Стефан не смог вынести суровой, полной тягот и лишений подвижнической жизни и вскоре ушел в Москву, в Богоявленский монастырь, а Варфоломей, принявший после пострижения имя Сергий, остался жить в лесу в полном одиночестве. Два-три года спустя к нему стали присоединяться другие монашествующие; каждый ставил себе келью там, где ему хотелось, возделывал огород и жил самостоятельным хозяйством.

Когда число монахов достигло 12, образовался монастырь; Сергий стал его игуменом (по месту расположения обители основатель именовался Радонежским). Сергий один из первых в Северной Руси возрождает строгий устав «общинножития», подобном тому как это было сделано в Киево-Печерском монастыре (с 1688 г. — Лавра) в XI в. В отличие от тех монастырей, где каждый монах жил своим отдельным, иногда довольно обширным хозяйством, новый устав предполагал единую братию с общим хозяйством; все монахи должны были носить одинаковую одежду, жить в одинаковых кельях, питаться вместе в общей трапезной, участвовать в общих работах, выходить за ограду только с разрешения игумена. Такая строгая дисциплина не всем пришлась по душе, и некоторые монахи тайком покинули Сергия.

Для обеспечения нового уклада жизни потребовалось произвести перестройку монастыря. Обитель Сергия стала походить на четко распланированный городок: кельи располагались по сторонам прямоугольной площади («четверообразно») вокруг новой церкви и трапезной; позади келий отводилось место для огородов и хозяйственных служб — житниц и сараев. Весь монастырь окружала ограда (тын) из вертикально поставленных бревен или толстых кольев; у ворот постоянно находился сторож — «вратарь». Над воротами была устроена еще одна церковь, посвященная патрону великого князя московского Дмитрию Солунскому. Примечательно, что этот принцип регулярного построения монастырь пронес через все последующие столетия и сохранил до наших дней; его планировка служила примером при строительстве других монастырей и городов.

Сергий Радонежский не выделял себя среди других членов братии, вместе с ними участвовал в общих работах, подавая пример истинной кротости и трудолюбия.

Троицкий монастырь приобретает фактическое первенство среди монастырей Московской Руси, а за его игуменом закрепляется слава радетеля земли Русской. Сергий становится духовником великого князя Дмитрия Ивановича, крестит его сыновей, участвует в государственных делах; Константинопольский Патриарх шлет ему свои грамоты и подарки, митрополит Алексий перед кончиной хотел видеть его своим преемником.

Московские князья не раз призывали Сергия для решения сложных междоусобных разногласий. Особенно широкий отклик в народе получила неустанная деятельность Сергия по содействию подготовке вооруженного отпора татарским поработителям. В то время как московский князь Дмитрий Иванович развертывает строительство укреплений к югу от Москвы, готовя арену для предстоящих боев с монголами, Сергий с помощью своих учеников основывает здесь же ряд укрепленных монастырей: Высоцкий близ Серпухова, Голутвин близ Коломны (1374), Симонов под Москвой (1379).

Накануне Куликовской битвы князь Дмитрий Иванович вместе с ближайшими воеводами посетил Сергия Радонежского в его обители. Летописцы повествуют, как после молебна за успех предстоящего похода Сергий благословил князя на подвиг и по его просьбе послал к ним двух иноков своего монастыря Пересвета и Ослябю.

После битвы князь благодарил Сергия за поддержку в трудную для Родины годину, присутствовал на заупокойной литургии и панихиде по тысячам ратников, оставшихся на Куликовом поле. Князь от себя пожаловал монастырю «место под церковь и под кельи близ своего государева двора» в Кремле и освободил от взимания «государевых пошлин» с монастырских вотчин, промыслов и «с людей годовщины» (поголовных сборов), «покамест дом живоначальные Троицы учнет стояти».

В Троицком монастыре установилась традиция в Дмитриевскую родительскую субботу отмечать память воинов, павших на Куликовом поле; особо поминаются при этом Пересвет и Ослябя.

Присутствовал Сергий и при кончине Дмитрия Донского: его имя стоит под духовной грамотой великого князя, и среди тех, кто отпевал великого князя, первым называется «Сергий игумен преподобный старец» (1389). Ненадолго пережил Сергий Дмитрия Донского — московский летописец записал под 1392 г.: «Toe же осени… преставился преподобный и богоносный отец наш игумен Сергеи Троецкыи, иже в Радонеже… и положен бысть в честней обители святыя Троица, иже сам созда». За полгода до кончины Сергий передал руководство обителью своему любимому ученику Никону, с которым некоторое время даже жил в одной келье. Сергий хотел, чтобы его похоронили на территории монастыря — там, где обычно хоронили всех монахов, однако братия с согласия митрополита положила его в монастырской церкви «на правой стороне».

Имя Сергия и его монастыря навсегда слилось с судьбами России. Троицкий монастырь сделался как бы сердцем Московской Руси и одним из крупнейших очагов русской древности, культуры и просвещения.

К концу XIV в. Троицкий монастырь стал одним из влиятельных центров политической и культурной жизни Древней Руси; он сохранял затем это значение на протяжении столетий. Обитель Сергия была также просветительской школой, где монахи получали определенное воспитание и подготовку для ведения миссионерской деятельности. В монастыре было собрание рукописей и налажена переписка книг («и самые книги не на хартиях (пергаменте) писаху, но на берестех»). Широко развито иконописание и художественные ремесла («рукоделие»).

В Троицком монастыре жили и работали известные художники, писатели, мастера прикладного искусства. Отсюда вышли основатели и других монастырей, заложившие основу северорусского общежитийного монашества и распространившие традиции обители Сергия. Это Роман Киржачский, Андроник Спасский, Мефодий Песношский, Авраамий Городецкий, Федор Симоновский, Афанасий Высоцкий, Григорий Голутвинский, Савва Звенигородский, Павел и Сильвестр Обнорские, Ферапонт Белозерский и другие. Только во второй половине XIV в. Сергием и его учениками были основаны двадцать два монастыря в различных русских княжествах.

В.И. Балдин

Источник: В.И. Балдин. Троице-Сергиев монастырь. История и формирование архитектурного ансамбля.

Во время бедствий русского народа, вызванных татарским на­шествием, Православная Церковь не ограничивалась одними нравственными поучениями, а давала обществу высокие примеры христианского подвига. Ранее всех и более всех святых, явившихся в Московской земле, приобрел всеобщее народное почитание преподобный Сергий, основатель знаменитой Троице-Сергиевой Лавры. Он получил в глазах всего народа значение Богом данного покровителя, заступника и молитвенника за всю землю Русскую.

Преподобный игумен всегда помогал нуждающимся. Мона­стырские врата были открыты для паломников и странников. Всем оказывалось гостеприимство, материальная помощь и ду­ховное наставление. Заветы преподобного Сергия своим уче­никам — хранить веру православную, единомыслие и мир между собою, любовь нелицемерную, смирение и гостеприимство — ста­ли важнейшими заветами для всей последующей жизни троицкой братии и всего русского общества.

Гражданские и церковные историки высоко оценивают значе­ние деятельности преподобного Сергия Радонежского. Его слав­ное имя навсегда вошло в летопись нашего государства. Удаляясь от мирской суеты, пустынножитель не удалялся сердцем от свое­го земного отечества. Он всегда был радетелем своей родной зем­ли, печальником за свой родной народ, молитвенником за него и ходатаем пред Богом.

Время монгольского ига, в которое жил преподобный Сергий, было ознаменовано не только материальным разорением и внеш­ними бедствиями, но также и состоянием духовной опустошен­ности и нравственного упадка. Для того, чтобы сбросить ненавистное иго и построить проч­ное независимое государство, русскому народу надо было под­нять и укрепить нравственные силы. Эту внутреннюю миссию — нравственное воспитание народа, — послужившую подготовкой и обеспечением успехов внешней исторической миссии русско­го государства, принял на себя преподобный Сергий.

Жизнь, полная подвигов, смиренного служения ближним и благодатных явлений, дала основателю Троицкого монастыря то большое нравственное влияние, которое он оказывал на своих современников. Слава о необычном игумене далеко разошлась за пределы монастырской ограды. В Троицкий монастырь стекались князья и бояре, простые горожане и крестьяне, и никто не уходил без утешения и без мира в душе. Таким образом, пустыня превра­тилась в место благодатной помощи для всех. «Любовь нелицемер­ная» воплотилась в страннолюбии и благотворении, которыми от­личалась обитель Святой Троицы с самого ее основания.

Русский народ, воспринявший от преподобного чувство духовной крепости и нравственной бодрости, восстал против своих поработителей и после долгой и упорной борьбы победил.

Особенно широко распространилась слава преподобного Сер­гия ко времени княжения Московского великого князя Димитрия Донского, который глубоко чтил преподобного и даже пригласил его быть крестным отцом своих детей. Московский князь и свя­титель Алексий видели в Троицком игумене своего ближайшего сподвижника и поэтому часто в трудных обстоятельствах прибе­гали к нему за помощью и советом. Большую поддержку оказал им святой Сергий в деле объединения русских земель вокруг Мо­сквы, которая постепенно накапливала силы для решительной борьбы с татарами. В связи с этим необходимо отметить, что преподобного Сергия иногда называют политиком. Такое определение обще­ственной деятельности святого не совсем верно, так как вся его «политика» исходила из чувства горячей любви к страждуще­му русскому народу и Отечеству. Поэтому вернее будет игумена Сергия характеризовать как пламенного патриота своей Родины.

Радонежский подвижник особенно прославился своим активным участием в подго­товке Куликовской битвы, по­ложившей начало освобож­дению и возрождению Руси. Можно сказать, что преподобный Сергий нравственно и психо­логически подготовил эту первую крупную победу русского на­рода над татарами.

Перед выступлением в поход великий князь, полный тревог и раздумий, отправился в Троицкий монастырь за советом и бла­гословением. Здесь преподобный Сергий после обедни и трапе­зы благословил святым крестом князя и сказал: «Иди, господине, небоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов!» — а за­тем тихо добавил, обращаясь к одному Димитрию: «Победиши враги твоя…». По просьбе великого князя Димитрия святой Сергий для моральной поддержки русских ратников благо­словил на битву с ордынским войском двух своих иноков быв­ших воинов Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

Ободренный предсказанием и благословением преподобного князь Димитрий во главе русского войска выступил в поход. Пе­ред переправой через Дон был созван военный совет. Здесь одни предлагали переправляться, а другие говорили князю Димитрию: «Не ходи, потому что врагов много, не одни татары, но и литва, и рязанцы». Князь стал колебаться. «Тут приспела грамота от Преподобного игумена Сергия с благословением от святого старца ид­ти на татар: «Чтоб еси, господине, таки пошел, а поможет ти Бог и святая Богородица», — писал Сергий». Димитрий под влиянием грамоты переправил свое войско.

Перед битвой выступил из татарского войска исполинско­го роста богатырь Челубей и стал звать русских на поединок. На­встречу ему вышел троицкий инок Александр Пересвет. Голова его была накрыта не шлемом, а схимой, возложенной на него свя­тым Сергием. На прощание он сказал: «Отцы и братья, прости­те меня грешного! Брат Ослябя, моли за меня Бога! Преподобие Сергие, помогай мне молитвою твоею!» После этого он сразился с татарином, и оба пали замертво. Подвигом самопо­жертвования инок Сергиевой обители показал русским воинам пример евангельской любви, положив душу свою за ближних. Ку­ликовская битва, как и предсказывал игумен Сергий, закончилась полной победой русского оружия.

Уже будучи старцем, Сергий по просьбе великого князя хо­дил пешком в Рязань, чтобы примирить князя Олега Ивановича с Москвой. Этот воинственный князь часто опустошал москов­ские владения и не хотел слушать разговоров о мире. И только святому Сергию удалось переменить свирепость его на кротость. Олег заключил с московским князем вечный мир, ко­торый впоследствии был даже скреплен семейным союзом: сын Олега женился на дочери Димитрия. 19 мая 1389 г. ав­ва Сергий присутствовал при смерти князя Димитрия Донско­го. Здесь он подписал его завещание, где впервые устанавливал­ся новый порядок наследования великого княжения — от отца к сыну.

Такова была многотрудная и многополезная патриотическая и миротворческая деятельность Преподобного Сергия, направ­ленная на благо дорогого ему Отечества и русского народа. Он был при жизни великим печальником за Русь и по своей блажен­ной кончине стал молитвенником за нее пред Богом.

Прот. Анатолий Лазарев

Источник: Прот. Анатолий Лазарев. Троице-Сергиева обитель в истории Русской Церкви и государства. — М.: Издательский дом «Никея», 2015.

Троице-Сергиева Лавра, или Свято-Троицкая Сергиева Лавра – это мужской ставропигиальный монастырь, основанный в XIV столетии преподобным Сергием Радонежским (в миру Варфоломеем). Он расположен в 52 км от Москвы, в г. Сергиев Посад. Как свидетельствуют исторические источники, будущий основатель Лавры родился весной 1314 г. в боярской семье, проживающей в Ростове.

Краткая история монастыря

Родители нарекли новорожденного малыша Варфоломеем и с детства они воспитывали его в вере к Всевышнему. Через некоторое время после рождения маленький Варфоломей вместе со своей семьей отправился на постоянное место жительства в городок Радонеж. Там же со всеми членами семьи он исправно посещал все богослужения, проводимые служителями церкви Покрова Пресвятой Богородицы (в то время святыня входила в состав Покровского Хотькова монастыря).

Свято-Троицкая Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде

Свято-Троицкая Сергиева Лавра с высоты птичьего полёта

Достигнув 20-летнего возраста, Варфоломей принял решение о принятии иночества и посвящении себя Господу, и попросил на эту деятельность родительского благословения. Конечно же, отец с матерью одобрили жизненный выбор своего сына, однако они попросили его не вступать в иночество до их смерти.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Такую просьбу они мотивировали своей старостью и отсутствием близких людей, которые смогли бы о них позаботиться, ведь старшие братья Варфоломея уже были женаты на тот момент и проживали в собственных домах. Но в 1337 г. после смерти родителей Варфоломей наконец-то осуществил свою мечту о служении Богу и отправился с братом Стефаном, овдовевшим к тому времени, в лесную глухомань Подмосковья.

На холме Маковце, стоящем неподалеку от реки Кончуры, они построили небольшой храм, чествуя этим действием Святую Троицу. Спустя 3 года, в 1340 г., храм был освящен.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Жизнь в лесной глуши оказалась безрадостной для Стефана, и он покинул брата, безропотно служившего Господу. Не имея такой силы духа, которой располагал Варфоломей, Стефан перебрался в московский Богоявленский монастырь и в дальнейшем стал его игуменом. Сам же Варфоломей проводил сутки напролет в трудах, заботах и молитвах. Так прошло 2 года, и молва о безмолвном отшельнике разнеслась по всей округе. Его скит стали окружать кельи других монахов, пожелавших служить Всевышнему в глухомани и принявших обособленное жительство в Троицкой пустыни.

Через некоторое время в этой же местности появились и простые жители, пытавшиеся спрятаться в лесной глуши от нашествия татар.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде

Красная надвратная башня со Святыми ворота

Все заботы об иноках взял на себя игумен Свято-Троицкой обители – отец Митрофан. Он же постриг Варфоломея в иноки, дав ему имя Сергий. Новоиспеченный инок стал игумену верным помощником, а когда его наставник отошел в мир иной, Сергий сам начал заботиться о насельниках монастыря и его благоустройстве.

Расцвет Троицкой обители при Сергии Радонежском

Первоначально монастырь располагался на юго-западном склоне Маковецкого холма. Троицкий храм с трапезной стоял в окружении деревянных келий, и все постройки утопали в зелени вековых деревьев.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде

Собор Троицы Живоначальной

Сразу за кельями находились огородики, разбитые монахами. Там они выращивали овощи и возводили небольшие хозяйственные постройки.

Оградой Троицкой обители служил деревянный забор, а верхушку въездных ворот украшала церковь, увековечившая память о Святом великомученике Дмитрии Солунском. Попасть в монастырский двор можно было по узкой тропинке, впоследствии расширенной для проезда подвод. В целом все здания Лавры подразделялись на 3 части: общественную, жилую, оборонительную. Примечательно, что неоднократные реконструкции, проводившиеся на территории Троице-Сергиевой Лавры, не затронули план расположения построек.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде

Церковь Сошествия Святого Духа

По данным Лаврской летописи, в 60-х годах XIV столетия Сергий не только принял сан священника, но и получил грамоту, крест и простое благословение в словесной форме от Фелофея – патриарха Константинопольского (он одобрил решение Сергия о введении в монастыре правил «Общежитийного устава»). Численность насельников в обители неуклонно росла, а в 1357 г. сюда переехал архимандрит Симон. За счет его богатых пожертвований в монастырском дворе был отстроен новый Троицкий храм и здания разнообразного назначения.

Умер Сергий Радонежский в конце сентября 1392 г. в собственно созданной Свято-Троицкой обители. Похоронили святого основателя Лавры при Троицкой церкви.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде

Церковь Зосимы и Савватия при больничных палатах

Основные сооружения Троице-Сергиевой Лавры, ставшие ее достопримечательностями

Белокаменный Троицкий собор, возведенный с 1422 по 1423 гг., стал первым российским памятником архитектуры, чествующим основателя Лавры Сергия Радонежского. Златоглавая святыня появилась на территории монастыря в год канонизации Сергия, когда его имя было официально объявлено «покровителем земли Русской». Прах усопшего святого хранится здесь же, в помещении собора, а надгробная пелена с его изображением находится в музее. Иконостас собора богат работами Андрея Рублева, Даниила Черного и лучшими мастерами их школы. Среди всех икон особо выделяется «Троица», созданная самим Рублевым. Как главный храм Лавры Троицкий собор при строительстве украшался строгими орнаментальными лентами, соответствуя традициям аскетизма.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде

Церковь Смоленской иконы Божией Матери

Второе по значимости здание-святыня – это храм Сошествия Святого Духа на апостолов. Его строительство велось в 1476 г. псковскими каменщиками, которые в своей работе использовали кирпич. Результатом их труда стала Духовская церковь, привлекательная необычным расположением колокольни под главкой. В древности церкви с такой верхушкой назывались «иже под колоколы», что подразумевало сочетание церкви и звонницы в одной постройке. Но в целом ее стиль незамысловат.

Успенский собор признан главным в Лавре. Его строительство начиналось еще в 1559 г. умельцами Ивана Грозного. А заканчивались работы по возведению собора в 1584 г., при царе Федоре Ивановиче.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде

Митрополичьи покои

Внешний облик святыни отличается одновременной простотой и строгостью, и лишь пятиглавый верх указывает на ее величие. Внутреннее убранство собора привлекательно огромным резным иконостасом. Позади его, высоко вверху оборудованы площадки для певчих. Во время песнопений монахов прихожанам кажется, что их голоса доносятся «аки с небес». Все стены и своды этого собора покрыты уникальными фресками. Их изготовление приходится на лето 1684 г., а имена художников можно прочесть на западной стене храма, под полотенечной росписью.

Храм Зосимы и Савватия Соловецких – это аккуратная шатровая церковь, появившаяся в монастырском дворе в честь учеников Сергия Радонежского. Она входит в комплекс Больничных палат.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде

Колокольня

Долгое время ее благоустройством никто не занимался, и она постепенно разрушалась. Но благодаря умелым действиям опытного реставратора Трофимова И.В. красно-белый храм вновь обрел былое величие и стал одним из живописных уголков обители. Внутри он декорирован поливными изразцами зеленого цвета.

Смоленская церковь – это изящное здание, входящее в состав Троице-Сергиевой Лавры. Своим появлением она обязана архитектору Ухтомскому, который выполнил ее в стиле «Елизаветинского барокко». Необычность планировки строения состоит в его 8-гранной форме с криволинейными выпукло-вогнутыми гранями. Нижняя часть церкви представлена высоким белокаменным цоколем. На сегодняшний день в здании святыни восстановлено 3 крыльца-паперти с парадными лестницами.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде

Усыпальница Годуновых

Венцом главы-кивера служит крест, попирающий полумесяц. Такое оформление верхушки церкви объясняется войнами с мусульманской Турцией – частым явлением в XVIII веке.

Надкладезная часовня расположена рядом с Успенским собором. Ее необычный внешний вид сразу привлекает внимание прихожан. Три восьмерика, установленные на четверике – такое архитектурный замысел часто встречался в конструкции построек XVII столетия, и Надкладезная часовня стала очередным воплощением нарышкинской архитектуры. Другая Надкладезная часовня – Пятницкая, стоит к востоку от Пятницкой и Введенской церквей. За несколько веков своего существования она утратила множество украшений и не переживала реставраций.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде

Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи

Но ее волнистая кровля со световыми восьмериками, остатки наличников и мастерски обработанный входной портал говорят о былой красоте этого небольшого сооружения.

Царские Чертоги – это огромный царский дворец, выстроенный для Алексея Михайловича. Столь знатный гость часто посещал Троице-Сергиеву Лавру, а в его свиту входило более 500 душ. Такое большое количество посетителей нуждалось в определенном приюте, чем и объяснялось появление Чертогов на монастырском дворе. Несмотря на свое предназначение – давать крышу над головой царю и его приближенным, вместительное здание имело простые формы. Однако и отделка его интерьеров, и наружные изразцы, и 2 изразцовые печи как бы намекали на то, для каких дорогих гостей готовилась эта постройка.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде

Пятницкая башня

Митрополичьи покои на первый взгляд кажутся двухэтажным зданием. Но на самом деле этажей три. Самый древний – это нижний этаж, построенный в XVI веке. Второй этаж появился над ним в XVII столетии, а третий – ближе к середине XVIII столетия, став завершением всего ансамбля Троице-Сергиевой Лавры.

Примерно в тот же отрезок времени появилась и небольшая Михеевская церковь. Найти ее можно рядом с Трапезной палатой – большой и пышной постройкой с необычной конструкцией и огромным, богато оформленным залом с широким сомкнутым сводом. Трапезную видно издали – она высится на подклете, а ее украшением служат резные полуколонки, наличники с узорами «под виноградную гроздь», полуциркульные раковины.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде

Водосвятная часовня-сень со святым источником

Живопись на стенах и сводах относится к XIX веку. Зал Трапезной отделен от ее остальных помещений позолоченной кованой решеткой. Привлекательно и таинственно выглядит резной иконостас, а пол здесь выложен брусками красно-коричневой яшмы.

Надвратная церковь построена знаменитыми в XVII столетии Строгановыми в честь Иоанна Предтечи. Когда-то она была пятиглавой, но с течением времени из пяти глав осталась только одна. Несмотря на такую значительную утрату, старинная святыня всё равно остаётся прекрасным памятником старорусского зодчества, а ее декор аналогичен декору Трапезной палаты.

Рейтинг достопримечательности:

Богдан Богданович Гончарук
Магистр богословия, аспирант кафедры истории и теории церковного искусства Московской духовной академии, 141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия, bogdanmda@yandex.ru

Вестник церковного искусства и археологии. 2019. Т. 1. № 1. С. 46-72

doi: 10.31802/2658-5111-2019-1-46-72

Аннотация
В статье дан анализ состава, иконографии и художественных особенностей икон деисусного чина иконостаса Троицкого собора. Несмотря на уникальность ансамбля и выдающуюся художественную ценность, комплексного изучения иконостаса не предпринималось, а некоторые данные в существующих исследованиях требуют уточнения, а иногда и выверения. В статье представлен краткий обзор формирования полнофигурного деисуса на Руси, его литургическое основание и эсхатологический контекст. Рассмотрен состав и иконография икон Троицкого деисуса в сравнении с предшествующими комплексами. Сделано предположение о причинах перемещения замыкающих икон деисуса: великомучеников Димитрия Солунского и Георгия относительно предыдущих комплексов. Особое внимание уделяется анализу художественного строя (композиция, колорит) каждой из икон чина. В статье выявлены закономерности некоторых художественных особенностей икон. Автором статьи выявляется прямая связь некоторых художественных и композиционных приёмов (жесты, элементы рисунка фигур, одежд, типология ликов) с ранним «рублёвским» творчеством: фресками Успенского собора Владимира 1408 г., «Звенигородским чином», иконой Св. Троицы. Прослеживается процесс художественной «режиссёрской» работы ведущих мастеров над композицией деисусного чина.

Ключевые слова: Троицкий Собор, Троице-Сергиева Лавра, Андрей Рублёв, XV век, иконостас, ростовой деисусный чин, деисус, Спас в Силах, христианская иконография, история искусства, древнерусское искусство, иконопись.

Literature
Афанасьева Т. И. Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого в славянской традиции (по служебникам XI–XV вв.). М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2015.
Бетин Л. В. Исторические основы древнерусского высокого иконостаса. // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV–XVI вв., М.: Наука, 1970. С. 57‒72.
Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М.: Северный паломник, 2006.
Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра: Жизнеописание преподобного Сергия. Путеводитель по лавре. Сергиев Посад: СТСЛ, 2012.
Грабарь И. Андрей Рублёв: Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918‒1925 гг. // Вопросы реставрации: Сб. ЦГРМ. 1. М., 1926. С. 7‒112.
Дмитревский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. 2-е изд. 1894. М., 1993.
Евсеева Л. М. Эсхатология 7000 года и возникновение высокого иконостаса // Иконостас. Происхождение — развитие — символика / ред.-сост. A. M. Лидов. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
Квливидзе Н. В. Деисус // Православная энциклопедия. Т. XIV. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2006. С. 316‒319.
Квливидзе Н. В. Иисус Христос. Иконография. // Православная энциклопедия. Т. XXI. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2009. С. 705‒713.
Кочетков И. А. «Спас в силах»: развитие иконографии и смысл // Искусство Древней Руси: Проблемы иконографии. М.: НИИ теории и истории изобраз. искусств, 1994. С. 45‒68.
Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М.: Искусство. 1966.
Лазарев В. Н. История византийской живописи. М.: Искусство. 1986.
Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 2000.
Лелекова О. В. Материалы к изучению иконостаса из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры // Археология искусства: сборник статей и материалов памяти Ольги Владимировны Лелековой (1932–2015) / сост. Г. И. Вздорнов при уч. Л. А. Лупушор и Е. В. Предеиной. М.: Индрик, 2016. С. 103‒116.
Нерсесян Л. В. Иконы из иконостаса Успенского собора во Владимире // Андрей Рублев. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника: / сост. Г. В. Попов, Б. Н. Дудочкин, Н. Н. Шередега. М.: Красная площадь, 2010. С. 242‒246.
Огнев Б. А. Московское зодчество конца XIV и первой трети XV столетия: диссертация // К 600-летию Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря / сост. Е. А. Белов. М.: Лето, 2008. С. 313‒368.
Осташенко Е. Я. Палеологовские традиции в московской живописи конца XIV – первой трети XV века. М.: Индрик, 2005.
Попов Г. В. Андрей Рублев. М.: Северный паломник, 2007.
Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV‒XVI века. М.: Наука, 1979.
Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII ‒ начало XV века. М.: Наука, 1976.
Щенникова Л. А. Иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля. Деисусный и праздничный ряды иконостаса: каталог. М.: Красная площадь, 2004.
Evans H. C., ed. Byzantium: Faithand Power (1261–1557). The Metropolitan Museum of Art, New York, Yale University Press, New Haven and London, 2004.Popova O. Les miniatures russes du XI-e au XV-e siècle. Leningrad, Éditionsd’art Aurore, 1975.

Church Art and Archaeology Review, vol. 1, no. 1, 2019, pp. 46-72 (In Russian)

Всем, кто хочет познакомится с русской историей и культурой, необходимо хотя бы раз побывать в Троице-Сергиевой Лавре. Сегодня это не просто крупнейший действующий монастырь, а духовный центр России, сердце русского православия. Основателем Троице-Сергиевой Лавры является преподобный Сергий Радонежский, поставивший в 1337 г. свою келью и Троицкий храм на горе Маковец. Преподобного называют «игуменом земли русской» за вклад в дело объединения земель и распространения православия на Руси. Его ученики основали более 40-ка монастырей по образцу Троицкой обители.

Признавая высокий авторитет Сергия, при жизни с ним советовались московские князья, а после смерти и прославления святого русские правители регулярно приезжали в монастырь, делали богатые вклады. Непростые испытания выпали на долю монастыря в эпоху Смуты, когда поляки полтора года осаждали обитель, так и не сумев ее взять. Еще в средние века вокруг стен монастыря появились крестьянские и ремесленных усадьбы, число которых постоянно росло. В 1782 г. монастырь с прилегающими к нему поселениями был выделен в город Сергиев Посад.

Пережив расцвет в XVIII-XIX вв., Троице-Сергиева лавра подверглась угрозе разорения в первые советские годы, но была сохранена и превращена в музей. С 1946 г. началось возрождение монашеской жизни, возобновились службы, а в 1948 г. вновь открылись духовные школы.

Сегодня лавра является крупнейшим центром православия в России, ежедневно ее посещают множество паломников со всех уголков России, из стран дальнего и ближнего зарубежья. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры отреставрирован и входит в перечень памятников ЮНЕСКО, что привлекает сюда большое число иностранных туристов.

Троице-Сергиева Лавра открыта для посещения с 5.00 до 21.00 ежедневно. В праздники и дни памяти преподобного Сергия в монастыре особенно многолюдно, территория открыта для посещения круглосуточно. Добраться до Сергиева Посада можно электричкой с Ярославского вокзала или автобусом от метро ВДНХ.

Чтобы осмотреть территорию лавры, посетить святые места и принять участие богослужениях паломники останавливаются в Сергиевом Посаде на несколько дней. Наш отель предоставляет специальные условия для проживания и питания паломников, организует экскурсии по Троице-Сергиевой лавре и окрестностям Сергиева Посада.

Для получения подробной информации звоните по телефону 8 800 333 72 82 или оставьте заявку

Поделись с другом!