Основные задачи воспитания

41 Что такое воспитание?

. Воспитание — это сложный и многогранный процесс формирования личности, создание оптимальных условий для его физического, психического и социального развития

42 Какова основная цель воспитания?

Основная цель воспитания — всестороннее гармоничное развитие личности. Это обусловлено сущностью человека как совершенного творения природы и общества

. Всестороннее воспитания предполагает формирование у человека определенных качеств в соответствии с требованиями морального, умственного, трудового, физического и эстетического воспитания

. Во гармоничностью (от гр harmonia — слаженность, созвучие, согласованность в сочетании чего-либо) понимают согласования, сочетание этих качеств, их взаимодополнения и взаимообогащения в духовном и физическом естестве человека. Понятие всестороннего гармоничного воспитания диалектически взаимосвязаны и взаимообусловлены (рис 6 6).

Структура всебічного гармонійного розвитку особистості

Рис 6. Структура всестороннего гармоничного развития личности

43 Какие задачи нравственного воспитания?

Перед нравственным воспитанием поставлены следующие задачи:

• овладение личностью правилами и нормами нравственного поведения;

• развитие чувств;

• формирование убеждений;

• формирование умений и навыков нравственного поведения

44 Какие задачи умственного воспитания?

Задача умственного воспитания такие:

• овладение знаниями, умениями и навыками;

• формирование научного мировоззрения;

• развитие интеллектуальных возможностей;

• овладение методами познавательной деятельности

45 Какие задачи трудового воспитания?

. Трудовое воспитание предусматривает решение следующих задач:

• формирование способности к труду;

• воспитание социально-психологической готовности к трудовой деятельности;

• воспитание уважения к людям труда и его результатов;

• овладение умениями и навыками трудовой деятельности

46 Какие задачи физического воспитания?

Задача физического воспитания такие:

• создание оптимальных условий для формирования здорового организма человека;

• формирование санитарно-гигиенических умений и навыков;

• тренировки и закаливания организма;

• воспитание воли, развитие ловкости, красоты тела и движений

47 Какие задачи эстетического воспитания?

. Эстетическое воспитание предусматривает решение следующих задач:

• формирование чувства прекрасного;

• воспитание любви к природе и окружающей красоты;

• воспитание устойчивых оценочных критериев к произведениям искусства;

• овладение знаниями и умениями создавать прекрасное в жизни

48 В чем заключается сущность комплексного подхода к решению задач всестороннего гармоничного воспитания?

. Комплексный подход (от лат соmplexus — сочетание, связь) к воспитанию предполагает диалектическое обеспечение единства требований в системе всестороннего гармоничного воспитания (морального, умственного, трудового, эстетического и а физического), а также единства и согласованности форм, средств и методов воздействия на личность со стороны различных социальных институтов (семьи, общеобразовательных и профессиональных учреждений, дошкольных и позашкиль них воспитательных учреждений, средств массовой информации) (рис. 77).

Структура комплексного підходу до виховання

Рис 7. Структура комплексного подхода к воспитанию

51 Что представляет собой система образования в Украине?

. Система образования — это совокупность учебных заведений, научных, научно-методических и методических учреждений, научно-производственных предприятий, государственных и местных органов управления образованием и самоуправления в области образования

52 Какова структура системы образования в Украине?

В ст 29. Закона Украины»Об образовании»определена структура образования, которая включает дошкольное, общее среднее, внешкольное, профессионально-техническое, высшее, последипломное образование, аспирантуру»докторантуру, самоос мира (рис. 8). Система образования в Украине имеет следующую структуруку структуру:

1. Дошкольные воспитательные учреждения: 11 — детские ясли, 12 — детские сады

2. Средние учебные заведения: 21 — начальная школа (1-4 классы), 22 — основная школа (5-9 классы), 23 — старшая школа (10 — 11 классы), 24 — лицеи, 25 — гимназии, 26 — специализированные школы

3. Внешкольные воспитательные учреждения

Структура системи освіти

Рис 8. Структура системы образования

4 профессионально-технические заведения

5Вищи учебные заведения:

51 — училища, техникумы, колледжи;

52 — институты, университеты, консерватории, академии

6. Аспирантура

53 На каких принципах основывается деятельность учреждений образования в Украине?

. Принципы образования (от гр ргиncipum-начало, основа) — это исходные положения, на которых основывается деятельность всей системы образования в Украине и ее подразделений в частности

В. Законе»Об образовании»(в 6) закреплены такие основные принципы образования:

• доступность для каждого гражданина всех форм и типов образовательных услуг, предоставляемых государством;

• равенство условий каждого человека для полной реализации его способностей, таланта, всестороннего развития;

• гуманизм, демократизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей;

• органическая связь с мировой и национальной историей, культурой, традициями;

• независимость образования от политических партий, общественных и религиозных организаций;

• научный, светский характер образования;

• интеграция с наукой и производством; взаимосвязь с образованием других стран;

• гибкость и прогнозируемость системы образования;

• непрерывность и разнообразие образования;

• сочетание государственного управления и общественного самоуправления в образовании

54 Какова структура управления учебными заведениями в Украине?

За последние годы в Украине сложилась такая структура управления учебными заведениями (рис 9)

Структура системи управління закладами освіти в. Україні

Рис 9. Структура системы управления учебными заведениями в Украине

Предлагаем познакомиться со взглядом на воспитание детей Нины Рубинштейн, к которой приложимы целый спектр профессий предпринимателя, писателя, психолога, тренера, сценариста, художника, гештальт-терапевта, коуча, супервизора. И это далеко не полный перечень ее возможностей и талантов. «Талантливый человек, — талантлив во всем!».


Интервью с ней вы можете прочитать на сайте: http://samsebegu.ru/idealnaia-zhizn-eto-moia-zhizn-38-otvetov-ot-niny-rubshtein/.

«Научите детей решать всего три жизненные задачи

Многие родители испорчены идеей равенства со своими детьми. Я считаю эту идею опасной для жизни и для психики детей. Потому, что реальное равенство наступает вместе с равенством возможностей, обеспеченных собственным трудом. И если ваш ребенок этого не осознает, он обречен на постоянные социальные неудачи.

Меня периодически спрашивают, как я отношусь к воспитанию детей и что я считаю правильным.Я исхожу из того, в чем цель воспитания и основная задача, и отсюда уже идут способы и методы.

Цель воспитания – обучить человека решать три задачи:

♥ как регулировать свои эмоции и потребности самостоятельно, а не при помощи других людей
♥ как обеспечить себя и свои потребности самостоятельно, а не при помощи других людей
♥ как реализоваться в социуме самостоятельно, а не при помощи других людей

Это все. Все остальное – лирика, которая не может заменить эти три задачи, поскольку, если вы родили дитя, вы ответственны за то, чтобы оно научилось эти три задачи решать.

Многие родители испорчены идеей равенства со своими детьми.

Я считаю эту идею опасной для жизни и для психики детей.

Потому, что реальное равенство наступает вместе с равенством возможностей, обеспеченных собственным трудом.

И если ваш ребенок этого не осознает, он обречен на постоянные социальные неудачи.

Только факт неравенства способен мотивировать на развитие навыков. До тех пор, пока ваше дитя считает, что оно вам равно, у него нет необходимости шевелить задницей, чтобы учиться решать все эти три задачи.

Родители детям не равны до тех пор, пока дети не решают все эти три задачи самостоятельно. И даже после этого неравенство все равно сохраняется, если родители продолжают расти и развиваться, поскольку мудрость обратного хода не имеет, и мнение таких родителей будет всегда иметь больший вес, чем мнение самого умного ребенка.

Отсутствие уважения к опыту и мудрости человека, который имеет большие, чем вы возможности, умения и квалификацию – это хамство, которое, в результате, является первой причиной череды граблей на пути у младенца, решившего, что он УЖЕ равен тем, кому он реально не равен.

Идея равенства развращает и насаждает иллюзии в умы детей, что они имеют те же полномочия, что и родители, не имея на эти полномочия тех же оснований. Это бред.

К 21 году ваше дитя должно усвоить несколько простых правил:

1. Ему никто ничего не должен.

2. Правила устанавливает тот, кто платит.

3. Уникальность и гениальность – это основания для развития ЧСВ (чувства собственной важности, гордыни), в реальной жизни эти качества не имеют никакого веса.

4. Реальный вес человеку придают его умения – выстраивать социальные взаимодействия и продавать свои продукты и услуги. Это умения, приносящие реальные результаты в виде полной финансовой и психологической свободы и независимости от других людей.

5. Попытки общаться на равных с тем, кто платит за него и решает его проблемы – это хамство. Хочешь устанавливать свои правила – плати.

6. Для того, чтобы другие люди уважали его границы, вкусы и потребности, он должен это заслужить своим вкладом в общее дело и общий котел. Авторитет с неба не падает.

7. Развитие происходит быстрее всего в тех условиях, которые есть прямо сейчас. Идеальные условия приводят к деградации, а не к развитию, и если он хочет быстро стать магом собственной реальности – он должен принять условия игры таковыми, какие они есть прямо сейчас со всеми ограничениями и проблемами.

Этот квест – и есть самый краткий путь к успеху, процветанию и полной свободе.

Сущность воспитания

Определение 1

Воспитание – это целенаправленный процесс, организованный и реализуемый педагогом, сущность которого состоит в формировании и развитии личности ребенка, для его последующей социализации в обществе.

Процесс воспитания известен со времен Античности, именно в это время философы впервые задались мыслью, что подрастающее поколение необходимо целенаправленно воспитывать, то есть передавать им накопленный опыт и знания, прививать необходимые умения и навыки жизни в обществе.

Сущность процесса воспитания состоит в его двусторонности. Двусторонность подразумевает наличие минимум двух участников воспитательного процесса и их взаимодействие друг с другом. Сторонами воспитательного процесса выступают педагог (воспитатель) и воспитанники.

Объектом и одновременно субъектом воспитания выступает воспитанник. Это объясняется тем, что он сам совершает определенные действия, в результате которых происходит усвоение им норм поведения и постепенное формирование собственной линии поведения с окружающими.

Замечание 1

Таким образом, воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя (руководящей стороны) и воспитанников (воспринимающей стороны). Сущность процесса воспитания заключается в формировании у воспитанников устойчивых норм и правил поведения, принятых обществом.

Цели воспитания

Основной целью воспитания является формирование личности ребенка, обладающей необходимыми нормами и правилами поведения в обществе.

На сегодняшний день выделяют различные виды воспитания (трудовое, нравственное, эстетическое и т.д.), каждое из которых всегда целенаправленно.

Исходя из цели воспитания, педагогом при организации воспитательного процесса, подбираются соответствующие методы, средства и формы. Именно поэтому проблема целей воспитания является одной из наиболее актуальных в педагогике.

Выделяют следующие цели воспитания:

  1. Общие цели воспитания – заключается в формировании у детей тех качеств, которые присущи конкретному обществу, то есть, сформированы у всех его членов.
  2. Индивидуальная цель воспитания – предполагает индивидуальное воспитание отдельного ребенка, с учетом его особенностей.
  3. Перспективные цели воспитания – составляются на несколько лет. Направлены на воспитание у ребенка устойчивых качеств личности, необходимых для жизнедеятельности ребенка в рамках определенного коллектива.
  4. Среднесрочные цели воспитания – устанавливаются чаще всего на год. Связаны с решением задач, являющихся актуальными для определенного возраста. Формулируются согласно особенностям, потребностям и возможностям возраста детей.
  5. Текущие цели воспитания – установлены на короткий промежуток времени, от недели до месяца. Направлены воспитание детей, исходя из их уровня воспитанности, то есть корректируют и направляют среднесрочные и перспективные цели воспитания, путем подбора эффективных средств.

Современная прогрессивная педагогика выступает за комплексное единство применения данных целей воспитания.

Замечание 2

Таким образом, цели воспитания выражают общую направленность воспитательного процесса, путем практического осуществления конкретных задач. Цели и задачи воспитания являются единым целым и находятся во взаимосвязи друг с другом. Исходя из этого цель воспитания – это система решаемых воспитанием задач.

Задачи воспитания

Задачи воспитания направлены на достижение целей. Выделяют общие и конкретные задачи воспитания, определяемые поставленной целью.

Общие задачи воспитания:

  • усвоение ребенком необходимого количества знаний, умений и навыков;
  • формирование у каждого ребенка научного мировоззрения и общей картины мира;
  • развитие способностей каждого ребенка, имеющихся у него от рождения и заложенных самой природой;
  • развитие познавательного интереса;
  • развитие потребности к постоянному самообразованию.

Конкретные задачи зависят от вида воспитания.

Физическое воспитание – целенаправленно организованный процесс по воспитанию физически развитой личности.

Задачи физического воспитания:

  • укрепление и сохранение физического здоровья;
  • правильное физическое развитие;
  • формирование привычки и стремлению к ежедневным занятиям физической культурой;
  • развитие основных двигательных качеств и их совершенствование (сила, ловкость, выносливость и т.д.);
  • формирование и развитие навыков гигиены;развитие стремления быть здоровым, соблюдать ЗОЖ и т.п.

Трудовое воспитание – процесс формирования трудовых знаний и умений, а также навыков по их применению в повседневной жизни.

Задачи трудового воспитания:

  • формирование трудовых навыков, умений и действий;
  • формирование уважительного отношения к собственному труду и труду других людей;
  • развитие технических способностей, экономического мышления, изобретательности и т.д.

Нравственное воспитание – целенаправленный и систематический процесс по формированию всесторонне развитой и нравственной личности.

Задачи нравственного воспитания:

  • формирование нравственных понятий, чувств, суждений, навыков и привычек;
  • формирование и развитие нравственных компетенций.

Эстетическое воспитание – это целенаправленное систематическое воздействие на личность не только с целью выработки у нее понимания прекрасного в искусстве, природе и межличностных отношениях, но и с целью ее развития, т.е. формирования эстетического восприятия, суждений,

Задачи эстетического (эмоционального) воспитания:

  • формирование эстетических знаний;
  • воспитание эстетической культуры;
  • овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
  • развитие эстетических чувств;
  • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
  • формирование эстетического идеала;
  • формирование стремления быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Задачи воспитания

Цель воспитания как система распадается на составные части — общие и конкретные задачи. Глубинная перестройка общества и школы, вызвавшая пересмотр и переориентацию целей воспитания, породила множество в определении конкретных задач воспитания. Эти противоречия не только не устранены, но стали еще острее. Сегодня нашей школой реализуются как традиционные, так и новые, поставленные жизнью задачи воспитания.

Традиционно в отечественной педагогике цель воспитания распадается на следующие большие задачи: умственное (интеллектуальное), физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое (эмоциональное) воспитание. Современная жизнь и развитие общества выдвинули в качестве отдельных задач патриотическое, экономическое, экологическое, правовое воспитание школьников. Все задачи настолько обширны, что составляют отдельные пласты педагогической теории и практики и часто называются составными частями воспитания.

Умственное (интеллектуальное) воспитание направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарований ученика. Его главная задача — вооружить школьников системой знаний основ наук. В результате их усвоения должны быть сформированы основы мировоззрения, т. е. системы взглядов на природу, общество, человеческие ценности, труд, смысл жизни, познание. Мировоззрение предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни, формирование умения сознательно объяснять эти явления и определять свое отношение к ним, умение сознательно строить свою жизнь, работать, органически сочетая знания с делами.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, развитию склонностей и дарований. Задачи умственного воспитания — усвоение определенного объема научных знаний, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, способностей и дарований, развитие познавательных интересов и потенциальных возможностей личности, формирование познавательной активности, развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной подготовки, вооружение учеников методами познавательной деятельности, формирование способов мышления, опыта творческой деятельности.

Воспитание студенческой молодежи в ИЯКН СВ РФ СВФУ им. М.К.Аммосова (далее Институт) осуществляется с опорой на традиционные ценности, такие как духовность, государственность, патриотизм, коллективизм, милосердие, взаимопомощь, благотворительность, а также ценности нового времени: инициативность, креативность, толерантность, предприимчивость и многие другие.

Содержание процесса воспитания в Институте нацелено на создание благоприятных условий для личностного и профессионального развития студенческой молодежи, формирование профессиональных и общекультурных компетенций, таких базовых социально-личностных качеств выпускников Института, как духовность, нравственность, патриотизм, гражданственность, трудолюбие, ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность, дисциплинированность, способность к творческому самовыражению, приверженность к здоровому образу жизни и культурным ценностям.

Исходя из поставленной цели, основными задачами воспитательной работы в Институте являются:

· создание комфортных социально-психологических условий и социокультурной воспитывающей среды, способствующей формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся;

· оказание студентам помощи в самовоспитании, самореализации, освоении широкого социального и профессионального опыта;

· воспитание у студентов высоких духовно-нравственных качеств и норм поведения;

· формирование корпоративной культуры вуза, определяющей систему ценностных ориентаций студентов, сотрудников и преподавателей университета; укрепление и развитие лучших вузовских традиций;

· формирование патриотического сознания и активной гражданской позиции студенческой молодежи университета;

· повышение общего культурного уровня и эстетического вкуса студенчества, культуры поведения, речи и общения;

· совершенствование всей системы работы по адаптации студентов-первокурсников к вузовской жизни;

· создание условий для непрерывного развития творческих способностей студентов и организации их позитивного досуга, приобщения к основам отечественной культуры, художественной самодеятельности, вовлечение обучающихся в творческие коллективы университета;

· развитие студенческих клубов и объединений, направленных на профессиональное и личностное развитие обучающихся;

· формирование у выпускников вуза мотивации и навыков здорового образа жизни, вовлечение студентов в спортивные кружки и секции;

· проведение комплекса профилактических мероприятий по предупреждению наркомании, табакокурения, потребления алкоголя, любых проявлений национализма и экстремизма в студенческой среде;

· развитие и совершенствование деятельности органов студенческого самоуправления Института, волонтерского, правоохранительного, экологического и стройотрядовского движения;

· привлечение к организации внеучебной, социально-значимой деятельности широкого круга студентов вуза, обучение студенческого актива основам управленческой деятельности, формирование лидерских качеств выпускников Института;

· создание в Институте условий для развития студенческих инициатив и реализации различных студенческих проектов;

· постоянный поиск эффективных форм воспитательной и культурно-досуговой деятельности, совершенствования работы кураторов студенческих академических групп;

· обеспечение социальной защиты и психологической поддержки студентов Института;

· совершенствование воспитательной и социальной деятельности в студенческом общежитии №9/1.

Основные направления и формы воспитательной работы в Институте

Реализация воспитательных целей и задач осуществляется в Институте посредством следующих направлений деятельности:

1. духовно-нравственное воспитание;

2. гражданско-патриотическое воспитание;

3. правовое воспитание;

4. профессиональное воспитание;

5. культурно-эстетическое воспитание, развитие творческого потенциала студентов;

6. физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов;

7. профилактика саморазрушающих видов поведения и асоциальных проявлений в студенческой среде;

8. развитие органов студенческого самоуправления;

9. психолого-консультационная работа;

10. социальная поддержка студентов;

11. организация работы кураторов студенческих академических групп;

12. организация воспитательной деятельности в студенческом общежитии №9/1.

В реальной деятельности по обучению и воспитанию студентов Института все эти направления тесно взаимосвязаны, дополняют и обуславливают друг друга. В соответствии с системным подходом к организации воспитания студенческой молодежи и формированию социокультурной среды реализация воспитательной функции Института осуществляется в единстве учебной деятельности и внеучебной работы.

В учебном процессе определение воспитательных и развивающих задач осуществляется в контексте целей, задач и содержания профессионального образования. Производится отбор содержания воспитывающего материала при опоре на основные образовательные программы и получаемые студентами дополнительные квалификации и специализации. С переходом на новые ФГОС ВО, в которых четко выражен воспитательный аспект профессионального образования, упор сделан на формирование профессиональных и общекультурных компетенций обучающихся посредством реализации основных образовательных программ, использования различных аудиторных и внеаудиторных форм работы. Широкое использование в учебном процессе Института получили такие активные формы воспитательной и развивающей деятельности как деловые, ролевые, интеллектуальные игры, брейн-ринги, дискуссионные площадки, открытые трибуны, конкурсы, викторины, тренинги, олимпиады, презентации, круглые столы и др. Расширилась практика разработки и защиты актуальных социальных, творческих проектов студентов.

Воспитание через внеучебную воспитательную деятельность по изучаемым дисциплинам осуществляется преподавателями конкретных учебных дисциплин путем использования различных форм: тематических вечеров, конкурсов, просмотров и обсуждений соответствующих кино и видео фильмов, участия студентов в научно-исследовательских и предметных кружках, конференциях, научных чтениях, профессиональных клубах и студенческих объединениях, встречах с практическими работниками, мастер-классах и т.п. Наиболее активно внеучебные формы воспитательной работы по изучаемым дисциплинам используются преподавателями во время проведения специальных мероприятий.

Собственно внеучебная воспитательная работа в Институте осуществляется посредством деятельности всех кафедр и лабораторий Института, ведется через творческий союз и клубы преподавателей и студентов, включая в себя как традиционные университетские мероприятия и встречи, так и мероприятия, посвященные знаменательным датам и событиям международного, российского, регионального и вузовского значения. Проводимые в Институте мероприятия воспитательной направленности подразделяются на:

· массовые мероприятия (общеуниверситетские и Институтские мероприятия, вечера, концерты, тематические месячники, декады, Дни здоровья, Дни правовых знаний, фестивали, конкурсы, спортивные соревнования, игры, встречи, дискуссии, круглые столы, участие во всероссийских и региональных мероприятиях и акциях и т.д.);

· групповые мероприятия (коллективные творческие дела в студенческих академических группах, кураторские часы, заседания клубов, экскурсии, посещения предприятий, кооперативных организаций, учреждений культуры, спорта и т.д.);

· индивидуальные, личностно-ориентированные мероприятия (индивидуальные беседы, консультации, психологические тренинги, собеседования, встречи, персональная работа с одаренными студентами, со студентами «группы риска» и т.д.).