Основы духовной жизни

Человек, будучи существом культурным, отличается таким качеством, как духовность. Для людей в отличие от животных важны идеалы, идеи, ценности, приписываемые вещам и действиям смыслы. И если в природе мы наблюдаем альтруизм поведения одних особей в их отношении к другим, то в человеческом обществе самопожертвование часто обусловлено не биологическими стимулами группового выживания, а именно приверженностью к культурным символам, верой в некие идеи. Вспомним знаменитую картину В. Сурикова «Боярыня Морозова», на которой осеняет двоеперстием окружающих увозимая на смерть верующая женщина. Религиозные войны между католиками и гугенотами, христианами и мусульманами, идеологические войны между носителями капиталистической и коммунистической идей, стычки между почитателями разных стилей в одежде и образе жизни — все это конфликтные проявления группового поведения, основанные на разной интерпретации одних и тех же социально значимых идей: как и в какого бога верить, как организовывать социальную жизнь, каких ценностей и социальных ориентации придерживаться. Духовно-нравственное развитие человека становится мерилом его личности, его социальной деятельности, его индивидуальных качеств. Именно духовные авторитеты становятся самыми значимыми людьми в каждом обществе: они остаются в памяти, они влияют на культуру, они задают моральную планку существованию человека в конкретной социальной среде. В российском обществе духовными лидерами являются не столько религиозные деятели, сколько ученые, писатели (Д.С. Лихачев, А.Д. Сахаров, А.И. Солженицын). Так обычно бывает в обществах, где установлена светская власть. В мусульманских обществах, напротив, как правило, духовным лидером является религиозное лицо. Это зависит от господствующих ценностей и культурных норм. Духовная жизнь человека также деятельна. Она означает производство общественной связи людей — в форме идей, представлений, художественных образов, теорий. Эта связь объединяет членов общества значительно более прочно и тесно, нежели предметно-преобра- зующая деятельность. Люди, разделяющие одни и те же культурные ценности, представления о добре и зле, истине и красоте, соединены сильнее, чем люди, связанные совместным трудом. Поэтому духовная деятельность, способность выразить некую идею всегда ценилась в любом обществе, и постепенно она выделилась в самостоятельную сферу общественной жизни, где производились идеи, знания и смыслы. Демонстрируя способность людей производить свои отношения в идеальной форме, в виде мысли, духовная деятельность выполняет важную социально-интегративную функцию *- включения человека в общественную связь. Однако важен не только социальный, но и индивидуальный смысл духовного развития. Духовный опыт отдельного человека нередко служит основой не только знаний, но и веры. Вера — это индивидуальное состояние человека, в котором выражена его надежда и убежденность в том, что события могут развиваться по его предположению. Обретение веры, духовной святыни связано со страданием, и поскольку вера тяжело достается, она редко покидает человека. Вера и знание являются важными достижениями человека. Простые люди и ученые по-разному оценивают их, предпочитая одно другому или уравнивая их в правах влиять на духовную жизнь. Русский философ Н.А. Бердяев считал, что требование «научной» веры, заме на веры знанием — это отказ от свободы, от вольного подвига, подвижничества. Однако и вера не может устранить знание. И то и другое оказывает благодатное влияние на дух и социальное бытие человека, гармонизируя его отношение к другим людям и к природе. Ключевые слова и понятия Духовная жизнь. Духовность. Духовный лидер. Духовная деятельность. Вера. Контрольные вопросы и задания 1. Какова роль духовной деятельности в жизни общества? 2. Почему духовные ценности часто становятся причиной социальных столкновений? 3. Каких людей можно считать духовными авторитетами? 4. Сравните знание и веру. 5. Докажите, что человек — это духовное существо. 6.

Еще по теме Духовная жизнь человека:

  1. sssn По мере развития человечества его совокупный духовный опыт постоянно обогащается, и в каждую последующую эпоху человек стоит перед все более сложным выбором духовных ориентиров. Ситуация в особенности усложняется в связи с тем, что дифференциация духовного опыта сопровождается его фрагмен- таризацией, когда человек под давлением социокультурных установок, духовных интуиций и личного духовного опыта выхватывает лишь отдельные стороны и проявления духовной реальности, поэтому для одн

митр.

  • свящ.
  • архиеп. Сергий (Королёв)
  • игумен Борис (Долженко)
  • свящ. Илия Гумилевский
  • свт.
  • Духо́вная жизнь есть новая жизнь уверовавшего в человека, порождаемая Божественной Святого Духа при согласии свободной человеческой .

    Духовная жизнь названа духовной по двум причинам. Прежде всего, она появляется, возрастает и совершенствуется только через благодатное действие Святого Духа Божьего. Далее, потому что в ней принимает участие дух человеческий. Из соединения Духа Божьего и духа человеческого и происходит духовная жизнь, в которой Дух Божий подает саму жизнь, а дух человеческий восприемлет.

    Начало полноценной духовной жизни полагается в таинстве , где человеку обильно подается благодать для духовного возрождения. В таинстве крещения в христианине закладывается благодатное семя духовной жизни, развить которое зависит как от , так и от произволения человека. Если человек «свободным произволением посвятит себя Богу и желательным, радостным и благодарным восприятием усвоит себе обретенную в себе благодатную силу», то духовная жизнь «станет собственною человеку, явится в полном своем виде» (св. ).

    Духовная жизнь человека слагается из Божественной благодати и человеческой свободы. От человека требуются усилие воли в борьбе с и стяжании . От благодатной помощи Бога приходит сама победа над грехом и сами добродетели. Духовная жизнь осуществляется в сотрудничестве Бога и человека. Духовная жизнь протекает в , поскольку в ней (в ее и ) пребывает и подается сама Божественная благодать.

    Кдуховнойжизничеловека относят: знания, чувства,потребности, переживания, способности,веру, убеждения, стремления и цели.

    Духовнаясфера жизни обществаохватывает различные формы и уровниобщественного сознания: нравственное,научное, эстетическое, политическое,правовое и религиозное сознание.

    Духовная сферажизни общества охватывает различ­ныеформы и уровни общественного сознания:нравствен­ное, научное, эстетическое,религиозное, политическое, правовоесознание. Соответственно ее элементамиявля­ются мораль, наука, искусство,религия.

    Мораль-это совокупность правил поведения,про­изводных от представлений людейо добре и зле, спра­ведливости инесправедливости, хорошем и плохом,ко­торые являются следствием внутреннегоубеждения че­ловека либо силойвоздействия на него общественногомнения.

    Наука- это теоретически систематизированныевзгляды на окружающий мир, воспроизводящиеего су­щественные стороны вабстрактно-логической форме понятий,теорий, законов) н основанные нарезультатах научных исследований.

    Искусство- это специфическая форма общественно­госознания, представляющая собой отражениеокружающей действительности вхудожественных образах.

    Религия-это совокупность определенных мифов,дог­матов, культовых и обрядовыхдействий, а также рели­гиозныхинститутов (церковь).

    Вотличие от материальных, духовныепотребностине заданы биологически, не даны человекуот рождения. Они формируются и развиваютсяв процессе социализации личности.

    Особенностьдуховных потребностей состоит в том,что они имею принципиально неограниченныйхарактер: пределов роста для них несуществует, а единственным ограничителемтакого роста являются лишь объемы уженакопленных человечеством духовныхценностей и желание человека участвоватьв их приумножении.

    Ради удовлетворениядуховных потребностей люди организуютдуховное производство. К результатамдуховного производства относятся:

    Идеи, теории,образы, ценности

    Общественныесвязи индивидов

    Уровень развитиясамого человека

    Ученые выделяюттри вида духовного производства:

    Наука и образование

    Искусство икультура

    Религия

    Духовныймир личности(микрокосмчеловека) -целостноеи в то же время противоречивое явление.Это сложная система, элементы которой:

    1)духовныепотребностивпознавании окружающего мира, всамовыражении средствами культуры,искусства, других форм деятельности, впользовании достижениями культуры идр.;

    2)знанияоприроде, обществе, человеке, самом себе;

    3) веравистинность тех убеждений, которыеразделяет человек;

    4)представления;

    5)убеждения,определяющиечеловеческую деятельность во всех еепроявлениях и сферах;

    6)ценности,лежащиев основе отношения человека к миру исамому себе, придающие смысл егодеятельности, отражающие его идеалы;

    7)способностиктем или иным формам социальнойдеятельности;

    8)чувстваи эмоции,вкоторых выражается его отношение сприродой и обществом;

    9) цели,которыеон сознательно ставит перед собой.

    Важнымэлементом духовного мира человекаявляется его мировоззрение, совокупностьего взглядов на мир в целом и связанноес ними отношение к миру. Выделяютнесколько типовмировоззрения:

    1)обыденное(илижитейское). Оно формируется под влияниемжизненных обстоятельств, опирается наличный опыт;

    2)религиозное.Вего основе лежат религиозные взгляды,представления и убеждения человека;

    3)научное.Оноформируется на основе достиженийсовременной науки, отражает научнуюкартину мира, результаты современногонаучного познания;

    4)гуманистическое.Онем говорят скорее как о цели, чем како реальности. Гуманистическое мировоззрениеобъединяет лучшие стороны научногомировоззрения с представлениями осоциальной справедливости, экологическойбезопасности, нравственном идеале.

    Духовныймир личности выражает неразрывную связьиндивида и общества. Человек вступаетв общество, обладающее определеннымдуховным фондом, освоить который емупредстоит в жизни.

    Под д у х о в н о й ж и з н ь ю о б щ е с т в а обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Духовная жизнь общества тесно связана с другими сферами жизни общества.

    Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности и цели людей. Взятые в единстве, они составляют духовный мир личности.

    Каждый человек по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир, у него свои особенности мышления, памяти, у него развитое или плохо развитое воображение, свои интересы, потребности, симпатии, увлечения, свои разочарования и радости. И все это — внутренний, духовный мир человека.

    Духовный мир человека отнесен к частной сфере, за человеком признается право ограждать его от постороннего вмешательства (право на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну, ст. 23 Конституции РФ). Каждый человек в процессе жизни приобретает собственные убеждения, взгляды на мир, на самого себя и окружающих людей. Поэтому в перечне гражданских прав, гарантируемых гражданину в Конституции РФ, одним из исходных является право на свободу убеждений (ст. 19). Убеждения складываются благодаря работе ума, благодаря чувствам и оценкам, и они, как правило, побуждают к действиям. Никто не может навязать человеку взгляд на мир, на его место в этом мире. Право на свободу убеждений тесно связано с другими правами — правом на свободу мысли и слова, на свободу совести. Все перечисленные права дают человеку возможность духовно самовыражаться во всех сферах жизни, будь то экономическая, политическая или творческая деятельность.

    Большие возможности для развития своего духовного мира, для развития нравственности дают человеку такие права, закрепленные в Конституции РФ, как право на образование, право на пользование культурными ценностями и право на свободное творчество (ст. 43, 44). Реализуя эти права, человек удовлетворяет свои духовные потребности. В отличие от материальных духовные потребности не заданы биологически, они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют практически неограниченный характер, а единственным их ограничителем являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей. Человек сам может участвовать в их приумножении, обогащая свой внутренний мир и внутренний мир других людей.

    Внутренний мир личности не случайно назван духовным, а не просто умственным, интеллектуальным. Духовность человека состоит не только в его образованности, интеллектуальности, но и в его высоких нравственных качествах, реализуется в высоких чувствах доброты, любви, веры, надежды, чувстве собственного достоинства и в уважении к достоинству других.

    Для духовно богатого, нравственного человека свойственно стремление понять другого человека, его внутренний мир, уважать этого человека с его индивидуальными особенностями, с его сильными и слабыми сторонами.

    Таким образом, духовность человека есть нравственность. Духовное богатство личности не дается ему при рождении. Каждый человек волен сам творить и создавать свой духовный мир.

    В чем состоит духовная жизнь человеческой личности? Духовная жизнь относится к категории нематериальных ценностей, без которых жизнь человека становится пустой и никчёмной. Не случайно самый высокий накал страстей – боль тяжёлой утраты или огромную радость – человек испытывает не телом, а душой.

    Именно духовность, трактуемая Википедией как «совокупность проявлений духа», ставит человека на самую высокую ступеньку эволюционной пирамиды, выделяя его из мира прочих живых обитателей нашей планеты.

    Однако уровень духовного развития личности – величина сугубо индивидуальная. Далеко не каждый человек достигает его вершин. Развитая личность руководствуется высокими помыслами и стремится к достижению идеальных целей, совершая поступки, соответствующие её духовному уровню.

    В это же самое время человек с низким уровнем духовного развития, руководствующийся удовлетворением лишь самых примитивных физиологических потребностей, не способен ни понять, ни оценить красоты мира, его окружающего. Внутренняя жизнь такого человека примитивна и скучна.

    8 уровней духовного развития человека — описание в видео:

    Духовная жизнь человека: основные составляющие

    Так в чем же состоит духовная жизнь каждой человеческой личности? Внутренний мир человека, часто именуемый его микрокосмом, относится к числу целостных и в то же самое время противоречивых явлений.

    Главными составными частями этого микрокосма являются:

    Духовная жизнь человека неотъемлема от его мировоззрения, представляющего собой целостную систему взглядов на окружающее пространство и взаимоотношения с ним.

    Подразделяемое на разные типы, мировоззрение бывает:

    1. Житейским (или обыденным). Его формирование базируется на личном опыте и происходит в результате влияния жизненных обстоятельств.
    2. Религиозным. В его основу кладется система религиозных взглядов, убеждений и представлений верующего человека.
    3. Научным. Базируясь на достижениях передовой научной мысли, оно является отражением научных представлений о мире и обогащено результатами последних достижений науки.
    4. Гуманистическим. Этот тип мировоззрения скорее цель, нежели реальность. В нем объединены представления о социальном равенстве и справедливости, нравственных идеалах, экологической безопасности с наиболее ценными чертами научного мировоззрения.

    Духовная жизнь отдельно взятого человека неразрывно связана с духовной сферой жизни всего человеческого общества.

    Каждая новая человеческая личность, вступая в общество с уже сформировавшимся духовным фондом, непременно должна пройти путь освоения всех духовных ценностей, сосредоточенных в нём.

    Основные элементы духовной жизни общества

    В чём состоит духовная жизнь человеческого общества? Она распространяется на все уровни и типы общественного сознания:

    • научного;
    • политического;
    • религиозного;
    • нравственного;
    • эстетического;
    • правового.

    В соответствии с этим духовная жизнь человеческого общества условно разделяется на четыре основных составляющих.

    • Религия.

    Суть этого явления можно кратко охарактеризовать как общность церкви, специфических догм, мифов, обрядовых и культовых отправлений.

    • Мораль.

    Под этим понятием подразумевается принятая в человеческом обществе целая система правил поведения, основанная на представлениях человека о добре и зле, социальной справедливости, плохом и хорошем. Все эти правила могут отражать как самостоятельные внутренние убеждения человека, так и действия, предпринятые под давлением общественного мнения.

    • Искусство.

    Эта особенная форма общественного разума представляет собой систему художественных образов, появившихся как итог творческого переосмысления предметов и явлений окружающей действительности.

    • Наука.

    Философия трактует её как теоретически систематизированные знания, полученные в ходе научных изысканий и облечённые в абстрактно-логическую форму теорий, законов, терминов и гипотез.

    Что такое духовное производство?

    Потребности духовного плана (в отличие от потребностей материальных) не закладываются в генетическую программу развития индивидуума и не появляются у него после момента рождения. Они могут сформироваться и получить развитие лишь в ходе длительной социализации его личности.

    Уникальной особенностью духовных потребностей является полное отсутствие границ их роста. Единственным сдерживающим началом духовного совершенствования личности является один лишь объём духовных ценностей, к определённому моменту накопленных человеческим обществом, а также желание самого человека способствовать их приумножению.

    Чтобы удовлетворить свои духовные потребности, самые одарённые представители человеческого общества занимаются духовным производством. Продуктом такого производства становятся:

    • Творческие идеи.
    • Всевозможные теории и гипотезы.
    • Художественные образы.
    • Духовные ценности.
    • Общественные связи между целыми группами индивидов.
    • Самосовершенствование личности самого человека, вовлечённого в процесс духовного развития.

    Основными видами духовного производства являются:

    1. Институт религии.
    2. Просвещение и наука.
    3. Культура и искусство.

    Духовный мир человека и его конституционные права

    Духовная жизнь каждой личности является продуктом её практической деятельности и неотъемлема от духовной практики всего человеческого общества.

    Что составляет духовный мир каждого человека? Это — единый комплекс из знаний, веры, чувств, переживаний, способностей, потребностей и целей.

    Духовный мир каждой человеческой личности уникален и неповторим. Каждая личность по-своему реагирует на явления и предметы окружающего пространства, поскольку у каждой личности свои механизмы мышления, памяти и восприятия, разная степень воображения, свой круг общения, интересов и потребностей, увлечений и интересов.

    Неприкосновенность духовного мира каждого человека, отнесённого к частной сфере, закреплена в 23 статье Конституции Российской Федерации. Согласно этой статье личность имеет право не впускать посторонних в свою частную жизнь, поскольку в ней гарантируется право на её сокровенность, а также на сохранение личных и семейных секретов.

    Каким образом взаимосвязаны конституционные права и духовная жизнь каждого индивидуума, являющегося гражданином Российской Федерации?

    • Будучи активным членом общества, каждая личность имеет свою систему представлений, складывающихся благодаря усилиям собственного интеллекта, наличию эмоций и оценок, которые не могут не побудить к определённым действиям. Так формируется позиция личности относительно места, отведённого ей в этом мире, а Конституция закрепляет эту позицию, даруя каждому индивидууму право на свободное высказывание своих убеждений.
    • Самым тесным образом связано оно с целым рядом других прав, гарантирующих свободу совести, а также свободу мысли и слова. Любые попытки навязать индивидууму взгляды, умаляющие любое из перечисленных прав, являются незаконным вторжением в его личную жизнь. Соблюдение же этих прав предоставляет каждой личности возможность духовного самовыражения в любой сфере жизни.

    При желании любой индивидуум может заниматься творческой, экономической или политической деятельностью.

    Занимаясь своим духовным самосовершенствованием, индивидуум тем самым способствует обогащению не только собственного внутреннего мира, но и духовной сути окружающих его людей.

    В чём суть духовности человека?

    Почему внутреннюю суть человека называют духовной, а не просто интеллектуальной? Прежде всего потому, что духовность – понятие более широкое.

    • любовь;
    • добросердечие;
    • оптимизм;
    • убеждённость;
    • чувство самоуважения и личного достоинства;
    • признание достоинства и чести других людей.

    Человек, достигший высокого уровня духовного развития, стремится понять мотивы поступков других людей, видит достоинства их внутреннего облика, принимает во внимание индивидуальные особенности каждого человека, включая и несомненные достоинства, и недостатки, свойственные его личности.

    Ни один младенец, появившийся на этом свете, не отличается богатством своего внутреннего мира. Каждый индивидуум волен формировать свой внутренний облик по собственному усмотрению. Зачастую путь к духовному совершенству сопряжён с множеством трудностей и страданий.

    Именно состояние души делает индивидуума счастливым или несчастным, определяет его физическое самочувствие, создает предпосылки для успехов или неудач.

    Подводя итоги всему, сказанному выше, мы приходим к неизбежному умозаключению о том, что между категориями духовности и нравственности можно поставить знак равенства.

    Безнравственная личность – даже обладающая высоким уровнем интеллектуального развития и самым блестящим образованием – не может похвастаться богатством своего внутреннего духовного мира.

    Основы духовности, 10-11-е классы, Учебник для учащихся общеобразовательных школ и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений, Кучкаров В., Махмудов О., Замонов З., 2017.
    В этом учебнике мы попытались раскрыть сущность духовности для того, чтобы закрепить основы национального сознания в сердцах учащихся, воспитать их патриотами, способными противостоять вызовам современности. В начале каждой темы даны вопросы и задания для активизации знаний. Приводится множество ситуаций и примеров из вашей жизни и жизни ваших сверстников. Это послужит проверкой ваших знаний, приобретенных ранее. Кроме того, в конце каждой темы приведены выводы и поучительные чистон-загадки. Прочитайте их внимательно, обсудите ответы вместе с членами вашей семьи. Мы верим, что они послужат расширению вашего мировоззрения.
    Основы духовности, 10-11-е классы, Учебник для учащихся общеобразовательных школ и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений, Кучкаров В., Махмудов О., Замонов З., 2017
    РАЗВИТИЕ ДИНАСТИЙ.
    В народе говорят: «Родина начинается с порога». Порог — это дом, семья. Потомки одной семьи составляют династию. Если члены династии служат интересам народа и завоевывают хорошую репутацию среди людей, они являются примером для других. Однако не каждой династии удается сохранить такой статус. Кто-то из семьи первым «открывает путь» для появления династии, а другие развивают ее традиции. Важным аспектом является воспитание потомков, которые, сохранив репутацию династии, будут продолжать славное имя, достойный труд предков.
    Введение.
    10-й класс.
    1.Духовность — великая сила.
    2.Духовность человека и самопознание.
    3.Семейная духовность.
    4.Роль махалли в формировании духовности общества.
    5.Человек и общество.
    6.Сознание человечества в гражданском обществе.
    7.Материальная и духовная жизнь — это украшение человека.
    8.Гражданская ответственность и причастность.
    9.Духовная безопасность.
    10.Сильная воля — гарантия сильной духовности.
    11.Духовность ведет к совершенству.
    12.Роль просвещения в духовности человека.
    13.Эстетика и духовность.
    14.Роль имиджа в формировании духовности человека.
    15.Роль этикета в духовности человека.
    Заканчиваем 10-й класс!
    11-й класс.
    1.Человек — создатель социума.
    2.Духовность — облик нации.
    3.Духовное совершенство.
    4.Духовные и моральные основы развития.
    5.Влияние национальных традиций на духовность людей.
    6.Влияние духовного наследия на человеческую духовность.
    7.Семья — священная крепость.
    8.Межнациональная гармония в развитии духовных ценностей.
    9.Роль духовности в общении и межличностных отношениях.
    10.Роль ментального и духовного потенциала в духовном обновлении общества.
    11.Литература — духовное выражение национальной души.
    12.Экологическая культура и духовности.
    13.Формирование высокой духовности среди молодежи.
    14.Угрозы национальной духовности в условиях глобализации.
    15.Влияние СМИ на рост духовности общества.
    Обобщающий урок.
    Ответы на чистон-загадки.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
    Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

    — pdf — Яндекс.Диск.

    Дата публикации: 11.11.2019 11:31 UTC

    Кучкаров :: Махмудов :: Замонов :: воспитание духовности :: духовность :: учебник :: Узбекистан :: 10 класс :: 11 класс

    Духовные принципы

    Все духовные практики основаны на вечной Мудрости, все они носят жизнеутверждающий характер и придают сил. Я уверена, что надежда исцеляет, а молитва преображает, и что каждый может найти свое духовное пристанище. Десятый Шаг поможет вам проанализировать историю вашей духовности и разработать индивидуальный план по воспитанию своего духа. В этом разделе мы поговорим с вами о том, верите ли вы в Бога и религию, в чем заключается смысл вашей жизни, и о том, где именно можно найти поддержку. После того, как вы оцените степень своей вовлеченности в духовные поиски, подумайте, что бы вы хотели изменить. Это – часть вашей программы по управлению своим эмоциональным здоровьем, и она крайне важна, потому что духовность – основа вашего физического и эмоционального благополучия.

    Прежде чем вы начнете свою исследовательскую работу, пожалуйста, прочитайте нижеприведенный список духовных принципов. Все эти установки воплощены в программе по управлению вашим здоровьем, некоторые из них уже хорошо вам знакомы. Мои комментарии приведены в скобках и выделены курсивом. Прочитав список, подумайте, в какие из принципов вы верите и, вероятно, уже руководствуетесь ими в жизни, а какие пока только хотите воплотить? В какие не верите или верите с трудом?

    1. Вы прекрасны и удивительны; вы – часть божественного, а это значит, что вы полноценны и заслуживаете свободы и благополучия. (Я вижу вас именно такими и хочу, чтобы вы исцелились.)

    2. Знания, заключенные в вас, – это ваша природная мудрость, и они неповторимы. Если что-то кажется вам неправильным – значит, так оно и есть. (Моя работа заключается в том, чтобы помочь вам найти тот ответ, что будет правильным именно для вас.)

    3. Ваш внутренний лекарь нуждается в партнере. (Вот почему вы читаете эту книгу и выполняете эту программу.)

    4. Всем вашим симптомам, расстройствам или трудностям есть причины, и вы можете обнаружить их. (Вы уже определили многое из того, что необходимо.)

    5. Вы пришли сюда с определенной целью; вы нужны миру. (Вы нужны и мне – так же, как я нужна вам.)

    6. То, что для вас значимо, очень важно. (Постарайтесь выразить то, что для вас значимо.)

    7. Вы можете вести ту жизнь, которая вам предназначена, так, как сами того хотите. (Руми, один из выдающихся исламских мистиков, учил: «Человек приходит в этот мир с определенной целью, и стремление к этой цели заложено у него в сердце». Во время работы над реализацией программы по управлению своим эмоциональным здоровьем вы непременно найдете свое место в мире.)

    8. Было бы желание, а возможности найдутся. (Каждый мой пациент доказывает истинность этого утверждения.)

    9. Не всегда можно сразу определить причину несчастья, вы всегда можете извлечь из него урок и измениться к лучшему. (Рассуждения типа «почему я» никогда не помогали объяснить ситуацию, но многие люди преодолели чувство опустошения, извлекая уроки из своих неприятностей.)

    10. На любой вопрос всегда есть правильный ответ, но этот ответ сугубо индивидуален. (Этому научила меня моя клиническая практика.)

    11. У каждого есть свой духовный путь, и каждый должен следовать ему, чтобы в конце этого пути обрести свое духовное пристанище. (Чтобы найти «свое место» на Земле, необходимо заглянуть внутрь себя в процессе исследования окружающего мира.)

    12. Вы – благословенное дитя Вселенной. (Вне зависимости от того, верите вы или нет в это, вы – благословенны. И все мы – благословенны.)

    13. Отдавая, вы получаете. (Все мы преображаемся и исцеляемся, когда делимся.)

    14. Доброе дело не может быть незначительным. (Вспомните, сколько раз ваше настроение улучшалось от простого комплимента, улыбки или любой другой милой мелочи.)

    15. Чувство благодарности преображает жизнь. (Ощущение признательности и выражение благодарности исцеляет нас.)

    16. Вы можете управлять своей эмоциональной жизнью. (Я уверена, что вы уже заметили в себе это.)

    17. Любовь – почти все, что вам необходимо! (При том, что любовь крайне важна, она не заменит чуткого руководства. Вам нужны оба эти компонента!)

    18. Вы не одиноки. (Обратитесь за помощью, и вам всегда помогут.)

    Какие мысли посещают вас, когда вы читаете этот список и мои комментарии к нему? Вы согласны с какими-то из них? Их большинство или меньшинство? Помогли ли вам мои комментарии? Запишите свои соображения по этому поводу ниже или на отдельном листе бумаги.

    Мой жизненный и профессиональный опыт доказали мне, что вера – фундаментальная составляющая процесса выздоровления, поэтому я хочу помочь вам привнести духовный аспект в вашу программу по управлению вашим здоровьем. Вы можете быть глубоко верующим и одухотворенным человеком, но не знать, как применить это в своем лечении. Или наоборот – вы можете скептически относиться к религии и духовности, полагая, что вера не обладает никакой целебной силой и не имеет никакого отношения к психическому здоровью. Мне доводилось работать с приверженцами обоих убеждений, и я могу помочь и тем, и другим.

    Мое удивление вызывает тот факт, что многие люди, страдающие от всевозможных недугов, верующие в Бога, одухотворенные, не знают, как применять все это к своему лечению. Например, кто-то верит, что в каждом из нас присутствует частица божественного, но при этом все равно продолжает считать себя ничтожеством. Знакомая ситуация, не правда ли?

    Эти два убеждения противоречат друг другу. Поэтому, если в вас есть вера, вам предстоит бросить вызов своей заниженной самооценке и научиться обращаться к вашей вере для усиления лечебного эффекта. В этом разделе вы прочитаете историю Мигеля, глубоко верующего человека, который научился использовать фразы из молитв как лекарство. Вы можете многое почерпнуть из его примера.

    Если вы задаетесь вопросом о смысле бытия, сомневаетесь в существовании высшей силы и не ощущаете связи с духовными принципами, вам предстоит немного другая работа: вам нужно научиться надеяться и верить, активно участвовать в мероприятиях, где наиболее ярко проявляется связь между людьми и их готовность делиться друг с другом. Задумайтесь о смысле жизни.

    Далее в этом разделе вы познакомитесь с историей Джульетт. Она пришла ко мне, сомневаясь в существовании Бога, полагая духовные поиски бесполезными для лечения. Но, в конечном счете, признала, что ее тревожное расстройство ушло, когда она начала применять практики, способствующие установлению связей, взаимопомощи, умиротворения и значимости. Из ее истории вам тоже будет чему поучиться!

    Для того чтобы помочь вам определить, где вы находитесь в своих духовных поисках и что вам необходимо для успеха, выполните приведенное ниже упражнение «Оцените степень своей одухотворенности», ответив на предложенные вопросы. Отвечая на них, подумайте о смысле и цели бытия. Каково ваше отношение к проявлению Божественной силы? Чем бы вы хотели поделиться с окружающими? Что для вас значимо? Как вы думаете, для чего вы пришли на Землю? Если вы получили религиозное воспитание, что вы из него почерпнули? Что было конструктивно, а что нет? Например, считаете ли вы Бога любящим и сострадательным или карающим за грехи? Способны ли вы использовать полезные религиозные техники на практике? Можете ли вы прощать обиду? Как вы распоряжаетесь теми знаниями, которые получили?

    Когда вы будете отвечать на вопросы, записывайте свои ответы. Это поможет вам определить, с чего стоит начать действовать. Хочу предупредить вас заранее: здесь заведомо не может быть ответов неправильных, так как каждый из них должен отразить лишь вашу индивидуальную, личную правду. Ответив на все вопросы, вы можете чувствовать прилив сил, сходный с тем, что бывает, когда вы поете в хоре, взбираетесь на гору, занимаетесь творчеством или благотворительной деятельностью, находитесь в тихой часовне. И это – лучшее подтверждение тому, что на все вопросы вы ответили правильно, основываясь на том, что справедливо и значимо именно для вас. Знайте: ваша духовная связь может принимать различные, порой, удивительные формы.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Продолжение на Litres.ru