Основы семейного воспитания

«Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь, без зачатков положительного нельзя пускать поколения в путь». Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы.

Ценности, которым нет цены…

Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно-нравственного развития и воспитания личности ребенка. Если мы обратимся к тому, как воспитывали детей в православной России, то увидим, что все нравственное в воспитании шло от дома, от семьи. Ведь основа духовно-нравственного воспитания закладывается у ребенка с рождения. Испокон веков воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, бабушки и дедушки. Многим родителям просто неизвестно, что именно в младшем школьном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками. Тот дух, который царит в семье, которым живут родители, близкие-люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствуют доверие и уважение между всеми членами семьи. Воспитание детей молодыми родителями ориентировано на раннее развитие, достижение успехов уже в начальной школе. К детям предъявляются довольно высокие требования, повышается учебная нагрузка, а теплоты и ласки дети получают все меньше. В связи с этим, у детей формируются представления о семье, как об очень требовательном сообществе. Высокообразованные родители обрушают на детей массу воспитательных воздействий, надеясь подготовить ребенка к взрослой жизни наилучшим образом. При этом упуская огромный пласт – воспитание семейных чувств, понимание ценности родственных связей. Именно поэтому существует необходимость формирования у детей начала семейных ценностей. Система семейных ценностей, определяющих уклад жизни семьи, является основным средством воспитания нравственности как комплекса жизненных и семейных ценностей.

Данное средство обеспечивает приобщение к ценностям семейной культуры. Важными элементами системы являются: ценности, на основе которых строятся отношения между членами всей семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра).

Анализ работы с родительской общественностью показывает, что семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций постепенно утрачивается высокую значимость в современном мире. Всё это ведёт к тому, что у дошкольников, младших школьников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознает актуальность данной темы и вряд ли знаком сам с методами и средствами ее решения. Поэтому первостепенное значение приобретает организация целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательного-образовательного процесса.

Школа обладает рядом уникальных возможностей для данной работы. В частности, оно имеет огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка, доступ к его семье и механизмы воздействия на семейную ситуацию, располагает квалифицированными специалистами (педагогами, психологом), способными обеспечить ведение эффективной работы по формированию духовно-нравственных качеств личности ребенка, через сохранение и распространение опыта семейных традиций.

Актуальность данной работы становится очевидна по анализу Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации от 25.08.2014 №1618-р, где среди основных задач, выделена задача сохранения духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи.