Особенности воспитания девочек

В результате изучения данной главы обучающийся будет:

  • – знать своеобразие, цели и функции воспитания:
  • – уметь различать и правильно оценивать эффективность реализации принципов и видов воспитания;
  • – владеть навыками использования различных методов и моделей воспитательной деятельности.

Специфика, содержание и виды воспитания

Воспитание – категория вечная. С тех пор как человек осознал себя личностью, существует необходимость развития и формирования его как личности. Воспитание необходимо потому, что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности в обществе.

В педагогике воспитание понимается как целенаправленный процесс формирования у людей высоких гражданско-политических, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями, который может быть интерпретирован в нескольких смыслах.

Можно употреблять понятие «воспитание» также в локальном, узком и широком значении.

Воспитание в локальном значении – это решение какой-либо конкретной воспитательной задачи.

Воспитание в узком смысле – это целенаправленная воспитательная деятельность, призванная формировать у людей систему определенных социально-значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений.

Воспитание в широком смысле понимается как целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для всестороннего развития человека в обществе.

Воспитание всегда преследует определенные цели, к которым в настоящее время относятся:

  • – формирование отношений личности к миру и к самой себе, предполагающее такое воспитание человека, при котором он четко представляет себе характер своих отношений с окружающим миром, обществом и другими людьми, правильно осознает свои индивидуальные, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие особенности, занимает положенное ему в обществе место;
  • – формирование всесторонне и гармонично развитой личности, т.е. воспитание человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, рационально проявляющего свои нравственные и психологические качества, способного решать любые проблемы и преодолевать разнообразные трудности, встречающиеся на его пути;
  • – воспитание социально компетентной личности, представляющей собой человека, не только правильно понимающего и адекватно оценивающего свои связи и характер взаимодействия с другими людьми, но и умеющего строить с ними добрососедские и бесконфликтные взаимоотношения, предотвращать проявления напряженности и непонимания в обществе;
  • – приобщение человека к культуре, т.е. формирование его эстетически и духовно совершенным, развитие у него творческой индивидуальности;
  • – воспитание гражданской личности, имеющей высоко патриотические чувства и социально значимые качества, превращающие ее в настоящего патриота своего народа и своей страны, в борца с социальной несправедливостью и неравенством;
  • – воспитание автономно развитой личности, предполагающее формирование у человека способностей к позитивному самоизменению и самосовершенствованию в окружающей действительности;
  • – развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации, самоутверждении, которое предполагает, во-первых, осознание настоятельной необходимости в непрерывном совершенствовании своих индивидуально- и социально-психологических качеств; во-вторых, стремление не останавливаться на достигнутом, находить формы и способы дальнейшего саморазвития.

Воспитание неразрывно связано с обучением и вместе с тем имеет относительную самостоятельность и специфические особенности, определяемые его конкретными задачами, своеобразными функциями, содержанием, формами и методами воздействия.

Функции воспитания обеспечивают направленность самого содержания процесса воспитания. Выделяются следующие функции:

  • – побуждения к самовоспитанию;
  • – профилактическая;
  • – формирующе-развивающая;
  • – мобилизации на выполнение конкретных задач;
  • – перевоспитания.

Содержание воспитания отражает всю совокупность действий и взаимовлияний воспитателя и воспитанника (учителя и ученика) в процессе воспитания, опосредуемых его целями, задачами и мотивами. Воспитание, как и обучение, двусторонний процесс, который осуществляется в активном взаимодействии и взаимовлиянии воспитателей и воспитанников. При этом воспитатель выступает организатором и руководителем процесса воспитания, а сам этот процесс может быть представлен в виде модели деятельности, составляющими частями которой являются:

  • – воздействие воспитателя как совокупность приложенных им усилий, необходимых для достижения целей и задач воспитания;
  • – личность воспитанника, представляющая собой объект воспитательного воздействия, который претерпевает определенные изменения в результате усилий воспитателя;
  • – отношение воспитанника к воздействию воспитателя, т.е. его реакции на воспитательные воздействия;
  • – качества, формируемые у личности, определяемые усваиваемыми в процессе воспитания знаниями, убеждениями, умениями и психологическими особенностями самой личности;
  • – мотивы, т.е. побудительные силы личности, сформированные в результате воспитания;
  • – поведение, т.е. особенности действий и поступков, совершаемых личностью в ходе и в результате воспитания.

Воспитание реализуется через посредство педагогического взаимодействия, представляющего собой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и одно из условий достижения эффективности в воспитательном процессе. Оно включает в себя множество компонентов (дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий) и обусловлено:

  • 1) учебно-воспитательной деятельностью;
  • 2) целью обучения;
  • 3) задачами воспитания.

Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах человеческой деятельности:

  • 1) в познавательной;
  • 2) трудовой;
  • 3) творческой.

В основе педагогического взаимодействия лежит, главным образом, сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, деловых, партнерских отношениях, а также при соблюдении этикета, проявлении милосердия.

Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс, который выступает в нескольких формах:

  • 1) индивидуальное (между воспитателем и воспитанником);
  • 2) социально-психологическое (взаимодействие в коллективе);
  • 3) интегральное (объединяющее различные воспитательные воздействия в конкретном обществе).

Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. Педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений. Очень часто этот принцип забывается, и в отношениях с детьми взрослые используют авторитарное воздействие, опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества. В связи с этим для взрослых педагогическое взаимодействие связано с моральными трудностями, опасностью перейти зыбкую грань, за которой начинается авторитаризм, морализаторство и, в конечном счете, насилие над личностью. Ситуации неравноправия вызывают у ребенка ответную реакцию: он оказывает пассивное, а иногда и активное сопротивление воспитанию. Важное значение педагогического взаимодействия состоит в том, что, совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей его участников, оно способствует не только становлению личности ребенка, но и творческому росту педагога.

Изменение социальных условий в конце 1980 – начале 1990-х гг. привело к кризису воспитательной работы в образовательных учреждениях нашей страны. Отказ от коммунистического воспитания привел к потере цели последнего (гармонически развитая личность), основного направления воспитательной работы (деятельность пионерской и комсомольской организаций). В результате воспитательная работа, представляющая собой совокупность воспитательных мероприятий, перестала решать современные проблемы воспитания. В настоящее время перед всеми педагогическими работниками государства стоит задача – разработать новую программу воспитания молодого поколения, которая предложит иной взгляд на воспитание и воспитательную работу, раскрыв гуманистический смысл жизни людей в новых условиях. В данной программе воспитание должно определяться как развитие, сохранение и преобразование человеческих качеств в педагогическом взаимодействии.

Воспитание детерминируется социально-экономическими и политическими условиями развития общества, потребностями жизни и деятельности людей, достижениями современного научно-технического прогресса, все более возрастающими требованиями к качествам личности воспитанников. Все это непрерывно выдвигает перед процессом воспитания все новые и новые проблемы, разрешение которых позволяет совершенствовать и саму модель воспитания, и составляющие ее компоненты, и содержательные характеристики последних.

Воспитание опирается на определенные наиболее общие положения, выражающие главные требования к нему и реализующиеся через систему принципов:

  • – индивидуального и дифференцированного подхода;
  • – воспитания в группе и через коллектив;
  • – воспитания в деятельности, сочетания высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о них;
  • – опоры на положительное в личности и группе;
  • – единства, согласованности и преемственности в воспитании.

Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании предполагает:

  • – глубокое и всестороннее знание и учет индивидуально-психологических особенностей воспитанников;
  • – определение конкретным воспитанникам задач в соответствии с их личностными характеристиками;
  • – постоянный анализ итогов воспитательной работы;
  • – своевременное внесение корректив в методику воспитания с учетом особенностей каждого конкретного ученика.

Принцип воспитания в группе и через коллектив требует:

  • – определять перспективы развития группы, объединяющие мысли и действия всех воспитанников; формировать у них гордость за свой коллектив, подчинение личных интересов общим;
  • – обеспечивать единство и сплоченность актива класса; поддерживать все перспективное, распространять его на всю группу и закреплять в виде традиций;
  • – умело поддерживать силу группового мнения в борьбе с негативными явлениями.

Воспитание в процессе деятельности ориентирует:

  • – на поощрение разумной инициативы и активности учеников; чередование их деятельности с культурным, содержательным отдыхом;
  • – требовательное отношение к недостаткам деятельности воспитанников.

Принцип сочетания высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о них предполагает:

  • – принципиальное и последовательное предъявление к школьникам требований, отражающих интересы общества и деятельности;
  • – достижение осознания ими необходимости выполнения требований общества; недопущение в работе с детьми элементов формализма, попустительства и мелочной опеки;
  • – проявление уважения к каждому, заботу об удовлетворении запросов воспитанников.

Опора на положительное в личности и группе ориентирует:

  • – на изучение и знание лучших положительных индивидуально- и социально-психологических качеств воспитанников;
  • – подход к ним с оптимизмом и глубокой верой в силу воспитания; умелое использование силы положительного примера;
  • – побуждение детей к настойчивому и целенаправленному самоизучению и самовоспитанию;
  • – терпеливое вовлечение воспитанников в такие виды деятельности, которые позволяют им проявить себя с лучшей стороны и вызовут уверенность в своих силах и возможностях.

Принцип единства, согласованности, преемственности в воспитании требует:

  • – наличия единства взглядов всех воспитателей на задачи воспитания;
  • – достижения единства стиля в работе и одинаковой требовательности всех воспитателей ко всем школьникам;
  • – совместных усилий общественности в воспитании; использования учителями достижений науки;
  • – согласованной линии воспитателей по отношению к отдельным ученикам;
  • – обобщения опыта по достижении согласованности и преемственности в воспитании.

Воспитание многообразно по своим видам, отражающим его конкретную направленность и содержание. Обычно различают конфессиональное (религиозное), авторитарное, демократическое, идейно-политическое, нравственное, эстетическое, экономическое, гражданское, интернациональное, патриотическое, правовое и экологическое воспитание.

Конфессиональное (религиозное) воспитание – это воспитание детей в духе веры в сверхъестественный мир и Бога, приобщения их к религиозным традициям и практике, выражающимся в богослужениях и проповедях, богопослушном поведении, соблюдении религиозной морали и заповедей, церковных праздников.

Авторитарное воспитание – это воспитание людей в соответствии с идеями преданности одному лицу, осуществляющему управление государством, беспрекословного исполнения его воли и наставлений.

Демократическое воспитание – это воспитание на принципах демократии, равенства людей перед законами государства.

Идейно-политическое воспитание – это формирование идейных убеждений и мировоззренческих позиций человека, позволяющих ему эффективно преодолевать трудности жизни и деятельности в обществе.

Нравственное воспитание – это формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков и привычек общественно ценного поведения.

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».

Экономическое воспитание – это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся.

Гражданское воспитание – это формирование молодого человека как гражданина своей Родины, как человека, способного бороться за обеспечение морально-политического единства и дружбы народов нашей страны, осознающего перспективы сильной политики своего государства.

Интернациональное воспитание – целенаправленная деятельность по формированию у детей всех народов России чувства свободы, равенства и братства, культуры межнационального общения, нетерпимости к проявлению национальной ограниченности и чванства.

Патриотическое воспитание – это процесс формирования политически сознательного молодого человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа.

Правовое воспитание – это деятельность по формированию у подрастающего поколения уважения к закону, культуре, демократизму, активного и сознательного соблюдения им норм нравственности и морали, высокой гражданской ответственности и активности, развития у него правовой грамотности и культуры, нравственно-правовых чувств.

Экологическое воспитание – это формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к природе отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Семья является начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, представляющих одновременно несколько поколений.

Концепции семейной педагогики, т.е. научные теории и основные направления, включают:

  • 1) формирование общечеловеческих ценностей и таких качеств, как честность и честь, достоинство и благородство, любовь к людям и трудолюбие;
  • 2) бережное отношение к личности ребенка в семье, ответственность за него.

Целями семейного воспитания являются:

  • 1) формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути;
  • 2) развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей – все это зависит от семьи, от родителей и составляет главную цель воспитания.

Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное общение с собственными детьми.

Значение воспитания детей в семье проявляется в следующем:

  • 1) семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается;
  • 2) влияние родителей на собственных детей должно обеспечивать их физическое совершенство и моральную чистоту;
  • 3) часто семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют судьбу.

В современных условиях дети нуждаются в воспитании:

  • 1) разумной практичности;
  • 2) делового расчета;
  • 3) честной предприимчивости.

Вначале всем этим должны овладеть родители.

Педагогически целесообразная родительская любовь – это любовь к ребенку во имя его будущего в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств. Слепая, неразумная родительская любовь приводит к негативным последствиям:

  • 1) смещает в сознании детей систему нравственных ценностей, порождает потребительство;
  • 2) формирует у детей пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и бескорыстной любви к родителям и другим родственникам.

Родители для детей – это жизненный идеал. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса: школы; учителей; друзей.

В зависимости от количества детей современные семьи делятся:

  • 1) на многодетные;
  • 2) малодетные;
  • 3) однодетные;
  • 4) бездетные.

По своему составу семьи могут быть:

  • 1) однопоколенными (только супруги);
  • 2) двухпоколенными (родители и дети);
  • 3) межпоколенные, в которых совместно проживают дети, их родители и родители родителей.

Если в семье есть только один из родителей (мама или папа), семья называется неполной. Разновидностью неполной семьи является внебрачная семья, где женщина рождает ребенка, не зарегистрировав брак.

В педагогике существует классификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений в них:

  • 1) идеальная;
  • 2) средняя;
  • 3) негативная, или скандально-раздражительная.

Социологи различают такие типы семей:

  • 1) гармоничная;
  • 2) распадающаяся;
  • 3) распавшаяся;
  • 4) неполная.

К основным функциям семьи можно отнести:

  • 1) обеспечение выживания человека;
  • 2) воспитание детей;
  • 3) обеспечение безопасности;
  • 4) создание и поддержание факторов и предпосылок (социальных, эмоциональных, экономических и др.) для полноценного индивидуального развития человека;
  • 5) обеспечение социального контроля общего поведения людей в обществе в рамках принятых норм поведения.

К второстепенным функциям семьи относят:

  • 1) передачу следующим поколениям традиций, ценностей общества, народности;
  • 2) поиск и поддержание собственного «Я»;
  • 3) удовлетворение потребностей в материнстве и отцовстве;
  • 4) самореализацию в последующем поколении;
  • 5) формирование разносторонней деятельности членов семьи.

Значение семьи в воспитательном процессе имеет огромное значение, поскольку именно семья способна удовлетворить практически все потребности человека в развитии и сохранении личности.

Каждая эпоха характеризуется соответствующими моделями (стилями) воспитания ребенка. Выбор стиля воспитания во многом зависит от требований общества к личности человека. Стиль воспитания – это наиболее значимые виды отношений родителей к ребенку, которые используются в качестве непосредственных методов педагогического воспитания (учитывается вербальное и невербальное общение).

Существуют следующие стили семейного воспитания: состязательный, попустительский, рассудительный, предупредительный, гармоничный, сочувствующий, контролирующий.

Формирование стилей семейного воспитания ребенка происходит в результате действия разных факторов (объективных или субъективных). На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние следующие факторы:

  • 1) общественное мнение;
  • 2) уровень нравственности семьи;
  • 3) степень доверия научно-педагогической литературе;
  • 4) темперамент родителей и близких родственников;
  • 5) традиции семьи;
  • 6) межличностные отношения родителей.

В процессе воспитания в рамках семьи ребенок имеет возможность нормально развиваться: своевременно усваивать социокультурные правила общения с окружающим миром и другими людьми, учиться распознавать положительные и отрицательные нормы поведения представителей различных социальных и культурных групп, формировать личные идеалы. Отсутствие семейного воспитания не дает ребенку возможности корректно сформировать собственные жизненные критерии, выбрать самостоятельную линию поведения. В неполных семьях чаще всего формируется однобокое восприятие мира и общественных, межличностных отношений. Семья как субъект педагогического воспитания несет большую ответственность за воспитание будущих полноценных членов общества.

Ребенок перенимает поведение и мировоззрение своих родителей (воспитателей), но только разностороннее общение с его своеобразными социальными, культурными традициями и нормами поведения делает процесс воспитания полноценным.