Остробрамская икона божией матери

Содержание

Примечательно, что образу Божией Матери Остробрамская поклоняются как православные, так и католики чтут ее. Такое случается довольно редко. К тому же это редкая икона, так как на ней Пресвятая Богородица изображена без младенца Иисуса Христа. На Ее главе мы видим царственную корону и сияние.

Купить икону Остробрамская можно здесь /catalog/ikony/bogoroditsy/ikona-ostrobramskaya-bozhya-mater/.

История появления Остробрамской иконы Божией Матери

Святыня считается попавшей на территорию современной Прибалтики еще в 14 веке. Некоторые специалисты древней иконописи считают икону Пресвятой Девы Остробрамской написанной в византийской манере, другие находят в ней более поздние следы голландских живописцев. Известно, что икона была привезена из Корсуни (нынешний Херсон) князем Ольгердом в дар своей первой жене Марии, затем, уже вторая жена передала образ в Троицкий церковь местной обители.

После закладки новых укрепленных стен вокруг города, защищающих от возможных неприятелей икону перенесли на врата этих стен, откуда и пошло такое название образа Богородицы. Православное предание гласит, что «Остробрамская» икона сама переместилась на врата, дабы явить свое чудо перед маловерными людьми.

икона остробрамской божьей матери для чего

От чего защищает и в чем помогает Остробрамская икона Божией Матери

  • Незаменима для те православных, кто страдает от напрасной клеветы и наветов.
  • Помогает уберечь дом от беды, а живущих в нем от внезапной смерти.
  • Святой образ по усердным молитвам просящих снимает любое проклятие, вплоть до седьмого колена.
  • Помогает и тем, в чьих семьях есть душевно-больные родственники, склонные к депрессии, унынию и суициду.
  • Налаживает мир в семье, утихомиривает буянов.
  • Часто маленькую икону вешают на входными дверьми, чтобы оградить свой дом от непрошенных гостей.
  • Поскольку Сама Матерь Божия никогда не остается равнодушной, когда ей молятся о детях, то образ «Остробрамской» всегда помогает матерям, потерявшим всякую надежду на выздоровление или возвращение ребенка.

остробрамская икона божией матери о чем молятся купить икону Богоматери Остробрамская

Значение иконы Остробрамская Пресвятой Богородицы

Этот образ нечасто встречается в православных храмах. Чаще он присутствует в домах верующих. И это объясняется тем , что именно образ Божией Матери «Остробрамская» имеет большую «заградительную» силу. Часто нас беспокоят соседи, ведущие аморальный образ жизни, или бывшие друзья, протоптавшие дорожку в ваш дом одолжить денег, зная, что отказать вы им не сможете, даже если средства вам самим необходимы. В таких случаях, по вашей искренней молитве, люди, мешающие вашему покою просто забудут дорогу в ваш дом и перестанут докучать.

Если вы носите маленькую иконочку «Остробрамской» с собой – ни один клеветник не посмеет сказать о вас неправду, а похабник вообще не раскроет рта. С ней вы можете смело идти к любому начальнику требовать свои права и правда всегда будет на вашей стороне. Такова сила защиты этой иконы. Сам образ «Остробрамской» иконы Царицы Небесной запечатлил момент принятия Пресвятой Девы Благой вести – значит и вы можете молить Ее о благоденствии в вашей семье и в доме. Богородица никого не оставляет без ответа , кто искренно молится и верит в Ее милосердие.

Где сейчас находится подлинник иконы Божией Матери Остробрамская

Сейчас икона находится а ближнем зарубежье, в городе Вильнюсе, в надвратной часовне. Многие верующие испытали на себе то позитивное влияние, который оказывает образ «Остробрамской» Божией матери. К великому сожалению, сейчас непросто попасть в Литву, чтобы самому лично поклониться святому образу. Но в этом нет нашей вины или нерадения. Будем довольны тем, что можем иметь эту чудную икону у себя дома.

Остробрамская икона Божией Матери

Предание

О происхождении чудотворной Остробрамской иконы Божией Матери существует несколько версий, свидетельствующих о большом почитании святыни как в православном, так и в католическом мире. В настоящее время святой образ по-прежнему находится на своем древнем историческом месте — в надвратной часовне, называемой Острая Брама, или Острые Ворота (лит. Aušros Vartai, польск. Ostra Brama, белор. Вострая Брама) в Вильнюсе.

Согласно православному преданию, Остробрамская икона Пресвятой Богородицы именовалась в древности Корсунской Благовещенской. Она была привезена в Вильно из Корсуни (Херсонеса) в XIV в. великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем после одного из его крымских походов на татар. Князь подарил икону своей первой супруге Марии, а его вторая жена Иулиания, дочь тверского князя Александра Михайловича, передала образ церкви Троицкой обители, основанной ею над священными останками трех первых виленских мучеников — Антония, Иоанна и Евстафия, замученных Ольгердом в начале его княжения.

В 1498 году, когда в Вильне в виду опасности от нашествия татар была совершена закладка новых городских каменных стен, а в остром, или «русском», конце города были сооружены ворота с башнею, чудотворный образ был выставлен в киоте с южной стороны башни, ликом ко входящим в город.

В конце XVI века, после известной Брестской унии, Троицкая церковь была отдана униатам, а Остробрамская икона пребывала в одной из приходских православных церквей. В 1609 г. образ был захвачен униатами из Никольской церкви и снова водворен в часовне над Острыми вратами.

Около 1624 г. Свято-Троицкий монастырь вместе со всеми постройками, предместьем, а также надвратной часовней, где хранился образ Остробрамской Пресвятой Богородицы, достался латинским монахам-кармелитам. Для совершения своих богослужений они построили на территории монастыря костел, посвященный св. Терезе. В 1671 г. кармелиты, всегда проявлявшие особое попечение о чудотворном образе, устроили вместо прежней ветхой новую часовню и установили в ней икону ликом к костелу и городу.

После страшного пожара в Вильне в 1714 г. Остробрамский образ был на время перенесен в костел св. Терезы, а в 1744 г. вновь помещен в возобновленной часовне над вратами. Известно, что в 18-19 веках в этой часовне регулярно совершались католические и православные богослужения.

В первой половине XIX в., после упразднения церковной унии, древняя Троицкая обитель была отдана Православной церкви, но чудотворная икона по-прежнему осталась в руках католических монахов. После закрытия в 1832 г. Кармелитского монастыря, Терезинский костел был переименован в Остробрамский и остался в ведении белого римско-католического духовенства.

Интересным фактом является торжественная коронация Остробрамской иконы Божией Матери, которая была осуществлена 2 июля 1927 по декрету римского папы Пия XI митрополитом варшавским кардиналом Александром Каковским в присутствии всего польского епископата, Юзефа Пилсудского и президента Польши Игнация Мосцицкого перед кафедральным собором.

В настоящее время Остробрамские врата с часовней, в которой хранится чудотворный образ Божией Матери, являются одной из важнейших достопримечательностей Вильнюса, неизменным объектом религиозного паломничества. Общественное богослужение перед Остробрамским образом в наши дни совершается по римско-католическому обряду, но с личной молитвой и поклонением к этой иконе по-прежнему притекают и православные.

Подобно известному московскому обычаю снимать шапки, проходя Спасскими вратами Кремля, в Вильне, как православные, так и католики, благоговейно обнажают головы под сводами Остробрамских врат. Умилительно и усердие всего города к чудотворному образу Божией Матери, непрестанно горящие свечи пред священным ликом, облеченным в драгоценную ризу. Толпа людей, приходящих с поклоном к чудотворному образу теснится не только внутри часовни наверху башни, но и по обеим сторонам узкой Остробрамской улицы.

Празднование иконе Божией Матери Остробрамской совершается 26 декабря / 8 января и 14 / 27 апреля в день памяти трех литовских мучеников.

1. Существуют и два других православных предания о происхождении образа. Согласно первому, Остробрамская икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, после принятия великим князем христианства. Вторая легенда гласит, что икона сама чудесным образом явилась на Острых вратах 14 апреля 1431 г.

2. Острый конец города Вильно в XIV столетии носил также название «русского», поскольку местность вокруг монастыря в древности была населена почти исключительно жителями православного вероисповедания.

Иконография

Чудотворная икона Божией Матери Остробрамской написана темперой на 8 дубовых досках толщиной 2 см. Размер образа 165 х 200 см. Икона относится к достаточно редкому типу изображения Богоматери без Младенца в руках. Богородица изображена по пояс, с склоненной головой и опущенными глазами. Ее руки скрещены на груди.

Нынешнее внешнее убранство иконы изобилует всевозможными регалиями. На голове Девы Марии находится двухъярусная корона — барочная корона Королевы Небес и рокайльная корона Королевы Польши. Позолоченная серебряная риза, выполненная в барочной манере виленскими мастерами в конце XVII века, полностью закрывает фигуру, оставляя открытыми только лик и руки. Внизу икона украшена серебряным полумесяцем — вотумом 1849. Нимб Богоматери окружен острыми лучами сияния со звездами.

В католическом мире бытует убеждение, что икона Остробрамской Богоматери западного происхождения. Католики видят в ней образ Непорочной Девы Марии, который возник в западно-европейском искусстве во второй половине 16 века. В 1927 году, во время реставрации иконы перед ее коронацией, проводимой проф. Я. Рутковским, специалисты выявили под верхним слоем, писанным масляными красками, более древнее письмо, писанное темперой, а также следы известковой грунтовки. Вильнюсский исследователь профессор И. Ремер пришел к заключению, что икона писалась в XV или XVI веке. Делались попытки и более точной датировки образа. Так, некоторые специалисты полагают, что Остробрамская икона была исполнена в 1620-1630-е годы и, вероятно, воспроизводила первообраз, созданный нидерландским художником Мартеном де Восом.

В православной традиции принято считать чудотворный образ византийской иконой глубокой древности. В 1829 г. при снятии ризы в процессе реставрации на иконе была выявлена древняя славянская надпись — хвалебная песнь Богородице «Честнейшую Херувим». Существует мнение, что первоначально икона являлась частью композиции Благовещения, отчего образ в древности назывался Корсунским Благовещенским. Дева Мария в этой трактовке считается представленной в момент явления Ей архангела Гавриила, соответствующая часть изображения которого утрачена.

В православном понимании жест скрещенных рук Богоматери на Остробрамском образе указывает на момент, непосредственно предшествующий Воплощению Слова Божия — момент принятия Девой Марией Благой вести («Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». Лк. I,38). Если провести аналогию между изображенным жестом Богоматери и священнодействиями, совершающимися во время Божественной Литургии, можно вспомнить о жесте скрещивания рук священника с потиром и дискосом во время святого возношения. Такое сравнение открывает еще одну содержательную грань Остробрамского образа — участие Девы Марии в тайне совершенного на Кресте Искупления. Показательно, что подобный жест встречается также на таком богородичном иконографическом изводе, как «Божия Матерь Ахтырская», где Богородица представлена у подножия Креста со скрещенными на груди руками.

Более поздний вид Остробрамской иконы Божией Матери с необычным ореолом над Ее головой добавляет еще одну трактовку образа. Солнечный нимб Богородицы, между лучами которого вкраплены звезды и месяц, заставляет вспомнить атрибуты таинственной Жены из книги Откровения св. Иоанна: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна и на голове ее венец из двенадцати звезд» (Откр 12,1). Тем самым, Божия Матерь Остробрамская одновременно является и светозарной Женой, облеченной в солнце небесной славы, Которая непрестанно молится за Церковь.

Списки с иконы

Чтимые списки с Остробрамской иконы Божией Матери находились в юго-западных славянских землях, в Литве и в Польше. В настоящее время один из них пребывает в церкви Остробрамской Богоматери в деревне Кяна.

Известно, что к иконографии Остробрамской Пресвятой Богородицы восходит чудотворный образ Божией Матери Умиление, перед которым молился преподобный Серафим Саровский.

Молитва

О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякие беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща покрый и заступи. Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ти, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое. О, Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Приими недостойную молитву мою и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние. Ты мне хранительница жизни всея явися, Пречистая; Ты мне избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти мене упокой.

Под твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не призри в скорбех, но от бед избави нас, Единая Чистая и Благословенная.

В христианской вере существует большое количество святынь, которые глубоко почитаются православными во всех уголках земного шара. Примерно такое же количество святынь имеется и в католической вере. Но одинаково свято для православных и христиан является образ Божьей Матери «Остробрамская», который имеет интересную историю возникновения и является единой святыней как для христиан, так и для католиков.

История иконы «Остробрамская»

В городе Вильнюс в небольшой часовне на сегодняшний день находиться эта икона. Но свое местоположение с пятнадцатого века она меняла не единожды. Существуют сведения, что образ «Остробрамской» иконы Божьей Матери прибыл на территорию Прибалтики еще в первой половине четырнадцатого века.

Образ Богородицы на этой иконе является невероятно красивым, а ее одежда – это настоящее произведение искусства. Вы вряд ли найдете еще одну подобную икону, в оформлении которой используются жемчуга и драгоценные камни на уровне с серебром и золотом.

Значение иконы

«Остробрамская» икона Божьей Матери – это величественный образ, который, тем не менее, полон сдержанности, покорности и любви. На иконе Богородица изображается по пояс, без младенца. Ее голова немного наклонена в сторону, глаза опущены вниз и выражают смирение. Руки сложены крестообразно, в молитвенном жесте. Расположение очень похоже на другой образ Богородицы «Умиление», только здесь существует большое количество других деталей и пышность одежд, которая присуща только этому образу.

На голове Девы Марии находиться корона и нимб, от которого исходит сияние в виде звезд. Образ выражает покой и смирение, но вместе с тем, полную уверенность в защите и заступничестве.

Как говорит история, икона является византийским произведением искусства, который был привезен в Вильню одним из правящих земель, после битв и войн в Византии. Потому она еще носит название Корсунской Благовещенской иконы. По второй версии, эта икона была подарена в честь крещения, правящего в тот момент, князя.

Также существует версия, что данное изображение является всего лишь частью полной картины, на которой изображен архангел Гавриил, который принес Деве Марии благую весть о том, что она скоро породит на свет Сына Божьего. Склонив голову в умилении и полной покорности воле Божьей, как раз и изображена Богородица в этот момент. Хотя, по сегодняшний день, так и не было найдено каких-либо доказательств данному предположению.

Хотя между католиками и христианами до сих пор ведется спор о происхождении иконы, они достаточно миролюбиво делят ее между религиями. Потому поклониться Святому образу Богородицы в городе Вильнюс могут все желающие православные христиане, плечом к плечу вместе с католиками.

Значение иконы «Остробрамская» у православных христиан

Практически все православные христиане едины в мысли, что икона является только частью Благовещенского образа. Потому данная святыня глубоко почитается среди тех, кто ищет защиты и покровительства и Небесных сил бесплотных. Перед этим образом также молятся от внезапной смерти без святого причастия, и сохранения от всякой беды и напасти на жизненном пути. Также этой иконе необходимо молиться тем, кто имеет:

  • Тоску и уныние, а также постоянные сомнения в христианской вере;
  • Молитвы перед этой иконой снимают проклятия до седьмого поколения со всего рода. Потому этот образ считается особо сильным и должен находиться в доме каждого христианина;
  • Такую икону необходимо приобрести тем, кто имеет дома неспокойную обстановку, постоянные ссоры и конфликты. После того, как икона появляется в доме, отмечается улучшение общей атмосферы, покой и радость всех жителей его;
  • Те, кто страдают душевными расстройствами и депрессиями, также должны молиться перед святым образом, для дарования исцеления и защиты от демонских козней;
  • Икона «Остробрамская» защищает дом от воров и пожара, а также любого другого бедствия.

Чудеса, совершаемые по молитвам верующих перед иконой «Остробрамская»

Зафиксировано большое количество чудес с разных уголков мира, по молитвам христиан перед этим святым образом. По молитвам своей матери, которая пламенно взывала в Богородице, ее сын начал говорить, а отсталость в развитии речевого аппарата полностью ушла. Вторая мать, вдохновенная примером, также усердно молилась перед образом за своего смертельно больного ребенка.

И случилось чудо, малыш невероятным образом исцелился от тяжелой болезни – лейкемия. Также были зафиксированы случаи, когда пропавшие или похищенные дети возвращались домой целыми и невредимыми по молитвам своих родителей перед иконой «Остробрамская». Поэтому Богородица, как заботливая мать всего рода христианского помогает каждому, кто обратиться к Ней с пламенной молитвой и глубокой верой.

Как и где необходимо размещать «Остробрамскую икону Божьей Матери»

Для того чтобы сохранить свой дом от всего плохого, эту икону необходимо размещать прямо над входной дверью дома или квартиры. Икона должна смотреть в дом, а не наоборот. Перед тем как поместить ее на свое место, необходимо прочитать молитву Божьей Матери и только после этого, поставить образ на приготовленное место.

По словам многих христиан, после того как в доме появиться такая икона, к вам могут реже заходить некоторые друзья и знакомые. А со временем они и вовсе забудут к вам дорогу. Это означает, что Богоматерь отвела этих людей от вашего жилища, потому как они могли нести угрозу вам или вашим близким. Вообще, этот факт является достаточно интересным, и многие отмечают его достоверность и удивительность.

Как молиться перед иконой «Остробрамская»

Начнем с того, что правильных и неправильных слов, которые идут от души и с верой попросту не бывает. Потому, перед образом, необходимо отбросить все свои суетливые мысли о мирских делах и остаться один на один с иконой. Молиться можно как своими словами, так и специальной молитвой:

О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякие беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снебди, покрый и заступи. Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ти, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое. О, Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Прийим недостойную молитву мою и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние. Пресвятая Богородице, спаси нас! Ты мне хранительница жизни всея явися, Пречистая; Ты мне избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти мене упокой. Под твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не призри в скорбех, но от бед избави нас, Единая Чистая и Благословенная. Пресвятая Богородице, Спаси нас!

Бывают такие случаи, когда человек начал читать молитву, но у него прямо вырываются свои слова и просьбы Богородице. Тогда следует оставить молитву и сказать все то, что хочет ваша душа. Почувствовав успокоение и радость, необходимо вернутся к молитве и закончить ее. Так нужно делать каждый раз, когда возникает потребность помолиться своими словами и возблагодарить Богородицу за ее защиту или попросить о чем-то.

  • Иверская икона Божьей Матери
  • Икона Божьей Матери «Умиление» —
  • Икона Божией Матери Знамение — https://bogolub.info/ikona-bozhiej-materi-znamenie-znachenie-v-chem-pomogaet/

Каждый, кто воочию увидел Остробрамскую икону Божьей Матери, непосредственно в Вильнюсе отмечает, что от нее исходит мощная святая энергия. В таком состоянии человек чувствует рассудительность, покой и радость. В его сердце вселяется вера и унимаются всякие распри и разногласия, а его путь, который казался непонятным и сложным, приобретает совершенно другой вид и становится простым и понятным. Поэтому важно «выключать» свои мысли и ежедневно посвящать себя молитве, которая успокоит нервы и прояснит все сложные моменты в жизни.

Радости на сердце и покоя в голове. Да храни вас Господь!

История и молитва иконе Остробрамская онлайн

Остробрамские иконы Божией Матери одинаково боготворят как православные, так и католические христиане. Сегодня этот чудотворный образ, как и много веков назад, хранится в Вильнюсе, а именно, в надвратной часовне, именуемой «Острыми Вратами». Остробрамская икона Божией Матери, к сожалению, перетерпела много изменений и дошла к современникам уже после бесчисленных реконструкций, но от этого образ Остробрамской Богоматери становился лишь полнее и изящнее. Никому до селе неизвестно, кем был написан, образ, где и в какое время.

Появление иконы Остробрамской Божией Матери

Остробрамские иконы Божией МатериНо мнений, как и людей, пытавших выяснить происхождение Остробрамской Богоматери, существует превеликое множество. Так, например, некоторые исследователи предполагают, что возможно лик Святой Богоматери Остробрамской был написан неизвестным виленским художником, так как знатоки живописи прослеживают в мазках образа старую краковскую школу. Другие датируют образ Святой Богородицы XVI веком нашей эры и утверждают, что она была создана специально для «Острых Врат» и написана темперными красками на дубовой доске с нанесенным на нее меловым грунтом, а уже в XVII–XVIII веках ее переписали маслом. Автора, написавшего образ Пресвятой Богородицы Остробрамской, также не называют, а лишь предполагают, что это был художник из Италии или же ученик Итальянской школы живописи. Третьи знатоки иконописи, в отличие от предыдущих ораторов, с уверенностью могут назвать имя и происхождение художника. Они высказывают мнение, что Остробрамская икона Божией Матери возникла в Вильне в середине XVII века. А то, что Богоматерь изображена на иконе с нетрадиционным для греческой и русской иконописи скрещением рук, а так же образе отсутствует младенец Иисус, указывает по их утверждению на то, что икона была написана в свойственной Нидерландской манере, художником Мартином де Восой.

Чудотворная Остробрамская икона Божией Матери

Как записано в церковных летописях, свои чудотворные силы икона Богоматери Остробрамская явила людям, когда в 1671 году воскресила умершую девочку. А некоторое время спустя, а именно в 1671 году, икона прославилась чудесным спасением. Тогда, отступавшие шведы, пытались уничтожить Остробрамскую икону, но у них ничего не вышло. Также история описывает еще пять фактов чудесного спасения этого образа. Сегодня, как и много лет назад, Остробрамские иконы Божией Матери считаются спасительными и заступническими образами для литовских, белорусских и украинских земель. В связи с этим, в 1859 году в честь образа Остробрамского были сложены стихи, а списки с иконы с тех пор разлетелись по всему свету.

В чем помогает, и о чем молят перед Остробрамским образом

У иконы молят Богоматерь о покровительстве, просят о счастье в семейной жизни и сохранности жилища, от внезапных и нежелательных тайных и явных врагов. Остробрамская икона Божией Матери обязательно должна присутствовать в каждом доме. Она умиротворяет и успокаивает всех членов семьи, оберегает от ссор и скандалов. Также Остробрамскую икону принято дарить на крещение матерям, дабы молились они о мире и просветлении в душах своих детей.
Наш христианский интернет-магазин предлагает всем верующим приобрести иконы Остробрамской Божией Матери, выполненные руками самых умелых мастеров Украины, соблюдая все церковные каноны. Наши мастера иконописцы приступают к работе только с благословления священнослужителей. Все иконы и другая церковная утварь освящены в храме, а часть вырученных средств мы жертвуем на нужды церквей и храмов по всей Украине.
Также на нашем сайте вы можете приобрести именные иконы и православные украшения лучшего качества.

Остробрамская икона Божией Матери (XVI - нач. XVII в.; в окладе). Вильнюс, Острые врата

Остробрамская икона Божией Матери (XVI — нач. XVII в.; в окладе). Вильнюс, Острые врата

Виленская Остробрамская икона Божией Матери или Островоротная, называвшаяся прежде по месту происхождения Корсунской, а по содержанию — Благовещенской.

Празднование 26 декабря, 14 апреля в день памяти трех литовских мучеников

Описание

Икона написана на двух сплоченных дубовых досках в 2.5 х 2 аршина, изображение поясное в натуральную величину. Пречистая Дева явлена в момент Благовещения, со сложенными крестообразно на груди руками. На лике Ее выражение глубокого мира, сосредоточенности и девственной скромности. Над головой Ее к ризе прикреплена двуярусная корона. По всем направлениям от лика идут длинные лучи.

История

Православная святыня

Остробрамская икона Божией Матери (XVI - нач. XVII в.;без оклада). Вильнюс, Острые врата

Остробрамская икона Божией Матери (XVI — нач. XVII в.;без оклада). Вильнюс, Острые врата

О происхождении иконы существует несколько преданий. По наиболее широко принятому, она была привезена в Вильно из Херсонеса (Корсуни) великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем после одного из его крымских походов против татар и подарена им своей первой супруге Марии. Вторая его жена, Иулиания, передала её в дар Свято-Троицкой обители, возникшей в Вильно на том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре князя Ольгерда — святые Антоний, Иоанн и Евстафий.

Другие два придания менее вероятны. Согласно одному, икона прислана Ольгерду византийским императором Иоанном Палеологом, когда последний узнал о принятии Ольгердом христианства. Согласно другому, икона чудесно явилась на Острых воротах 14 апреля 1431 года.

Во всяком случае, в 1431 году икона уже несомненно находилась в часовне близ Троицкой церкви в Русском, или Остром, конце города Вильны и именовалась Корсунской. Ей праздновали 14 апреля — день памяти мучеников литовских.

В апреле 1498 года в виду опасности от нашествия татар при личном участии великого князя и его двора произошла закладка новой стены и ворот с большой башней в Остром конце, названной «Острые ворота» (по-польски «Остра Брама»), на верху которой была устроена часовня. В эту часовню и была помещена Корсунская икона, снаружи (с южной стороны), ликом ко входящим в город. С этого времени прежнее название иконы стало постепенно заменяться новым: Островоротная или Остробрамская. Когда в 1495 году невеста великого князя литовского Александра, дочь великого князя московского Иоанна III Елена привезла с собою в Вильну цареградскую икону Божьей Матери Одигитрии, то эта икона привлекла к себе преимущественное молитвенное почитание, а Островоротная была несколько забыта.

В 1596 году в крае была объявлена церковная уния, и Свято-Троицкий монастырь, которому принадлежала икона с часовней, вместе со всеми постройками и предместьем поневоле отошел к униатам. Островоротная икона была вынесена православными и помещена в одной из приходских церквей, но в 1609 году была насильно захвачена униатами из Никольской церкви и водворена снова в часовне острых ворот, на попечении поселившихся при Троицкой церкви базилиан.

Во владении римо-католиков

Виленская Остробрамская икона Божией Матери

Виленская Остробрамская икона Божией Матери

Около 1624 года у самых ворот был основан кармелитский монастырь с костелом св. Терезии. Некоторое время спустя, кармелиты, пользуясь беспечностью базилиан, захватили и часовню и икону в свои руки, и при их попечении исключительное почитание Островоротной иконы возобновилось. В 1671 году кармелиты устроили вместо прежней ветхой новую часовню и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, внутрь. После страшного пожара Вильны в 1714 году икона была перенесена в Терезенский костел, но в 1744 году, с возобновлением часовни, снова помещена над воротами.

В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свое попечение, спор дошел до Рима, и папа присудил оставить икону на попечении обители кармелитов, как наиболее близкой к часовне, в которой находится икона.

В 1812 году икона была несколько повреждена французами. В 1829 году икона была подновлена в католическом духе, причем, по снятии ризы при работах, на иконе оказалась написанною славянскими литерами хвалебная песнь Богоматери: «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим». С закрытием в 1832 году Кармелитского монастыря, Терезинский костел переименован в Остробрамский и остался введении белого римско-католического духовенства. Впоследствии икона пребывала в часовне Острых ворот Вильны, в громадном киоте. Икона была покрыта золоченой ризой, а также множеством металлических приношений в виде изображений святых и разных частей тела, которые свидетельствовали об оказанных благодеяниях Богоматери человеческому роду. Под иконой был устроен латинский престол на котором ежедневно совершалось не менее двух литургий. Икона одинаково почитается и православными и римо-католиками. По установившемуся в Вильне обычаю не только христиане, но и люди других исповеданий при проходе через Остробрамские ворота обнажали головы. Вокруг часовни всегда можено было видеть людей, среди которого многие стояли тут же, на улице, на коленях.

Современное почитание

В 2002 году в Киеве был основан единственный на то время храм в честь Виленской-Остробрамской иконы Божией Матери, где регулярно стали совершать молебны перед чтимым списком этого образа. Трудами настоятеля храма архимандрита Ионы (Радзивила) был составлен акафист Виленской-Остробрамской иконе Божией Матери, который был принят и одобрен Литургико-Богослужебной комиссией при Священном Синоде Украинской Церкви 25 марта 2010 года (опубликован на сайте Киевского Виленской-Остробрамского храма, )

Литература

  • Православная Богословская энциклопедия, т. 3, стб. 484-486.

Использованные материалы

  • Поселянин. Е., Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, Москва: АНО «Православный журнал «Отдых христианина»», 2002, «Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Декабрь»:
  • Страница сайта Русское Православие:
  • Страница сайта Киевской митрополии:

Окрестная местность заселялась исключительно православными и получила название Острого или Русского конца.