Освещена или освящена?

Освещать – зна­чит сде­лать свет­лым, напра­вить свет или же изло­жить, истол­ко­вать что-либо. Пишется через бук­ву «е” в сере­дине гла­го­ла (свя­за­но по смыс­лу со сло­вом «свет»).

Этот кор­ре­спон­дент будет осве­щать события.

Освящать озна­ча­ет «про­во­дить цер­ков­ный обряд по при­да­нию свя­то­сти». Пишется через бук­ву «я” в корне гла­го­ла (име­ет смыс­ло­вую связь со сло­вом «свя­тить»).

Прихожане при­шли в цер­ковь освя­щать кули­чи и яйца.

Подобрав про­ве­роч­ное сло­во, выбе­рем «осве­щать» или «освя­щать» с бук­вой «е» или «я» в корне, в зави­си­мо­сти от смыс­ла контекста.

Поставив уда­ре­ние, убе­дим­ся, что эти сло­ва зву­чат абсо­лют­но одинаково:

освеща́ть

освяща́ть

При про­из­но­ше­нии в обо­их сло­вах голо­сом выде­ля­ет­ся глас­ный суффикса:

освеща́ть — приставка/корень/суффикс/окончание

освяща́ть — приставка/корень/суффикс/окончание

Проблема состо­ит в напи­са­нии без­удар­ной глас­ной в корне этих гла­го­лов. Чтобы пра­виль­но их напи­сать, поищем про­ве­роч­ное слово.

Проверочное слово к слову «освещать»

В рус­ском язы­ке обыч­но без­удар­ные глас­ные про­ве­ря­ют уда­ре­ни­ем. С этой целью мож­но как изме­нить грам­ма­ти­че­скую фор­му сло­ва, так и подо­брать про­ве­роч­ное сло­во сре­ди род­ствен­ных лек­сем, что­бы уда­ре­ние про­яс­ни­ло сомни­тель­ный гласный.

Понаблюдаем, как, исполь­зуя эти при­ё­мы, мож­но про­ве­рить без­удар­ные глас­ные в корне слов:

  • окно́ — о́кна;
  • речно́й — ре́чка;
  • красота́ — укра́сить.

Написание бук­вы «е» или «я» в корне рас­смат­ри­ва­е­мых слов мож­но выбрать в зави­си­мо­сти от смыс­ла контекста:

После этих доб­рых слов улыб­ка нача­ла освеща́ть его лицо.

Исследуемый гла­гол име­ет смыс­ло­вую связь с освещением:

  1. отбра­сы­вать лучи све­та, делая что-то видимым;
  2. направ­лять лучи све­та, что­бы рас­смот­реть кого-то или что-то;
  3. перен. объ­яс­нять.
Проверочное сло­во к сло­ву «осве­щать» — это одно­ко­рен­ное суще­стви­тель­ное «свет».

Оно ука­жет напи­са­ние бук­вы «е» в корне это­го гла­го­ла. Отметим кор­не­вое чере­до­ва­ние соглас­ных т//щ.

Освещать

Освещать

Примеры

В тем­но­те здесь мож­но прой­ти, толь­ко если осве­щать доро­гу фонарем.

Освещать ули­цы элек­три­че­ством ста­ли не так уж и давно.

Тебе пред­сто­ит осве­щать эти фак­ты по-новому.

Кто ста­нет осве­щать ново­сти с этой точ­ки зрения?

Отличаем это сло­во от созвуч­но­го ему гла­го­ла с дру­гим лек­си­че­ским зна­че­ни­ем и написанием.

Проверочное слово к слову «освящать»

Этот гла­гол исполь­зу­ем в высказывании:

Накануне свет­ло­го празд­ни­ка Пасхи при­ня­то освя­щать вербу.

Освящать

Освящать

Исследуемое сло­во име­ет зна­че­ние «совер­шать цер­ков­ный обряд очи­ще­ния или при­да­ния бла­го­да­ти, свя­то­сти».

Проверочное сло­во «свя­тость» дока­жет напи­са­ние бук­вы «я» в корне сло­ва «освя­щать».

Здравствуйте, Сергей!

Что такое освящение?
В широком смысле освящение – это посвящение чего-либо (предмета, здания и пр.) или человека служению Богу. В Христианстве освящение – это богослужение, связанное с Боговоплощением, т. е. пришествием в этот тварный мир Господа Иисуса Христа, Который освятил стихии этого мира и, прежде всего, воды Своим Божеством (об этом мы вспоминаем, празднуя Крещение Господне). Например, человек в таинстве крещения устанавливает духовный союз с Богом, очищается от греховной скверны. Христианин через таинство хиротонии становится священнослужителем. Дома, автомобили очищаются от действ дьявольских, бесовских и предназначаются для добрых дел, становятся причастными богослужению (дома становятся подобием церквей, автомобиль после освящения — не просто средство передвижения, но место молитвы).

Что такое осквернение?
Осквернение в житейском смысле — это неблагоговейное обращение со святыней, а в каноническом – это действие, которое нарушает святость человека или места (предмета), так что требуется очищение человека для возможности участия в богослужении или освящение места (предмета) для совершения священнодействий.

Как осквернить святыню?
Странно сформулирован вопрос. Давать советы как осквернить святыню я не предполагаю. Но обращу внимание на то, что совершая грех, мы оскверняем себя. Место или предмет может оскверниться недолжным употреблением.

Чем освящается вещество?
Вещество в физическом смысле не освящается, освящается предмет, изготовленный из вещества. Поясню это на следующем примере. Когда в результате безрассудного и антинародного революционного эксперимента 17-го года большевики пришли к власти и занялись экспроприацией, крестьяне перестали выращивать хлеб на продажу. Это привело во время неурожая к голоду в Поволжье. Для помощи голодающим святитель Тихон патриарх всероссийский распорядился церковные ценности, непосредственно не используемые для совершения Божественной службы передать властям для спасения людей. Эти предметы, изготовленные из золота и серебра, например, потиры, хотя и были освящены и использовались в богослужении, но были переплавлены и использованы для мирских целей. Если бы освящалось вещество, то выводить эти предметы из сакрального употребления было бы нельзя. Святитель, принимая такое решение, проявил милосердие к страждущим и не нарушил церковных канонов.

Можно ли сказать, что вещество освещается в том случае, когда проводит энергии духовного мира?
Говорить, что святыня проводит благодать Божию можно только в нравственно-богослужебном, а не оккультно-мистическом смысле, поскольку Бог может действовать и напрямую без посредничества людей или вещей. Освящение требуется не для Бога, а для спасения человека. Выражая мысль, связанную с духовной жизнью, следует, по-возможности, употреблять те выражения, которые приняты Церковью. Учение о фаворском свете святителя Григория Паламы говорит о нетварных энергиях (действованиях) Божиих в этом мире. Если Вы под энергиями духовного мира понимаете Божественные энергии (а не космические энергии некого безличного Абсолюта, как понимают оккультисты), то можно согласится с Вашим утверждением, если конечно заменить в Вашем выражении слово «вещество» словом «святыня» (см. предыдущий ответ). Именно в этом смысле иногда говорят, что даже недостойный по своим личным качествам священник может быть проводником благодати Божией.

Можно ли сказать, что вода освящается тем, что в крещении – она является не просто водой, которой мы моемся, а образом, выражением материи будущего Нового мира?
Материя – философское понятие. Лучше говорить о вещественности и тварности, а не о материи будущего Нового мира. В жизни будущего века все тварное будет одухотворенным, причастным Божественным энергиям. В этом мире не будет греха, тления и смерти. Возможно, физические законы будут иными. Говорить о том, что святая вода – это вещество из Нового мира я бы не стал. Вообще, у Вас наблюдается желание рассматривать освящение, как сообщение веществу нового «духовного» свойства, что не верно. О «физике Нового мира» вероучение Церкви ничего не говорит.

То есть освятить что-либо материальное – мысленно соединить с миром, где Новое Небо и Новая Земля?
Святыня – орудие Бога в этом падшем мире.

Просто, если думать, что освященная материя – просто материя, имеющая какое-то магическое, сверхъестественное в себе чисто на уровне атомов – то тогда выходит волшебная вода, чудесная, волшебная материя иконы. А ведь атомы той же иконы через время могут находится в теле, к примеру, лошади. Мы же не будем считать лошадь святыней?
Тем и отличается православное понимание чуда или Божественного действия от магического ритуала, что посредством святыни Бог действует на верующего в Него человека. Язычники же считают, что в магическом обряде действует вещество, обладающее «сверхестественным» свойством, зачастую помимо воли того человека, на которого направлен обряд (отсюда всякие привороты, заговоры).

То есть, ощущаю, что освятить что-то = сделать символом, образом, а не просто вещью. Верно ли это?
Верно, если символ понимать в православном смысле, т.е. как связь с духовным миром.

А те, кто говорят о святой воде, как о некоем чудном веществе, заменяющем лекарства, имеющей другую природу, изменении кристаллической решетки – они не правы, верно?
Верно. Хотя некоторые православные люди, пришедшие в Церковь из мира науки, и пытаются искать изменения свойств воды после освящения (что, в принципе, возможно), они не правы по-существу. Не природа «измененной» воды действует на человека, а Сам Бог: «Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет», Великий канон Андрея Критского.

В последнее время в связи с Крещением мне часто попадаются на глаза заметки и записи в блогах о ритуале освящения воду в Крещенскую ночь. Ничего против этого замечательного обряда не имею, а привлекло мое внимание совсем другое — путаница в двух очень похожих друг на друга по звучанию и написанию словах. Такие слова, кстати, называются омофомами — на слух они одинаковы, но в написании различаются одной буквой. Всего одна буква, а ошибка может стать принципиальной!

К чему я веду? К тому, что совсем недавно прочла, что в Крещение «принято освещать воду в водоемах». В чем ошибка? В букве «е». ОСВЕЩАТЬ — значит, пролить на что-то свет. Этот глагол от существительного «свет» и образован. Поэтому мы говорим о том, что надо обязательно ОСВЕЩАТЬ темные улицы или всесторонне ОСВЕЩАТЬ событие в газетах.
А в случае религиозного обряда, конечно же, речь шла об ОСВЯЩЕНИИ — то есть, о том, как после ритуала вода становится святой. И этот глагол образован от слова «свят». Поэтому священник ОСВЯЩАЕТ воду или брак в церкви. Здесь можно использовать только глагол ОСВЯЩАТЬ, иначе возникнет комический эффект — как будто священнослужитель посвятил фонариком на воду или молодоженов.
Вот так — всего одна маленькая буква, а какая огромная разница!

Невероятно хочется (по велению волшебной палочки) очутиться в своем любимом Орле лет так сто назад и походить по улочкам и подворотням города:)

Но так как машину времени еще не изобрели, а волшебная палочка, возможно, находится у кого-то «на руках», то пока это возможно сделать только при помощи фотографий старого Орла.

Орел на открытках начала 20 века

Автор благодарит Таничева Олега Георгиевича за любезно предоставленные им открытки.

При подготовке странички были использованы материалы книги «Архитектурные древности Орловщины» (чч.1 и 2, В.М.Ромашов, В.М.Неделин, изд-во «Вешние воды, 1998 и 2009 гг) — с любезного разрешения В. М. Неделина.

Железнодорожный вокзал. Возведен в 1868 году. Здание вокзала было взорвано в 1943 году немцами при отступлении из Орла.

Московские ворота. Сооружены в 1786 году по инициативе генерал-губернатора Ф.Н.Клички на средства дворянства Орловской губернии, обложенного для этой цели сбором по 500 рублей на уезд. Стояли на улице Московской недалеко от памятника М.Г.Медведеву. В июне 1787 г. через ворота из города выезжала императрица Екатерина II, возвращаясь из Крыма в Петербург. Ворота разобраны в 1927 году.

Кафедральный собор св. Петра и Павла. Располагался на месте, где сейчас стоит библиотека им. И.А.Бунина. Заложен в 1797 году, освящен в 1841 году. На богослужениях присутствовали святые Царственные Мученики — Государь Николай Александрович и его Августейшая семья; святая преподобномученица Великая княжна Елизавета Федоровна. В 30-е годы ХХ в. собор закрыли, его колокольню приспособили под пожарную каланчу и парашютную вышку ОСОАВИВАХИМа, а в самом здании разместился губернский архив. В 1940 году собор был взорван.

Богоявленская церковь

Базар на левом берегу Оки. Сейчас на этом месте мемориальный парк 400-летия Орла.

Женский монастырь и река Ока

Городская дума (ныне — театр юного зрителя)

Мариинский (ныне Красный ) мост через Оку

Река Ока и архиерейский дом

Александровский мост через реку Орлик

Болховская улица и Александровский женский институт. Строительство его шло с 1853 по 1865 гг. В нем одновременно обучалось около ста девушек из дворянских семей Орловской губернии. После Октябрьской революции институт был закрыт. В 1943 году при отступлении здание было взорвано фашистами. В настоящее время на месте западного крыла института стоит Дворец творчества детей и юношества, на месте центральной части и домовой церкви располагается сад при Дворце.

Николаевская женская гимназия. Была открыта в 1863 году. В ней обучались девицы всех сословий по гимназическому курсу. В годы Великой Отечественной войны здание сгорело, но было восстановлено, и в нем долгое время помещалась областная библиотека им. Н.К.Крупской ( сейчас им. И.А.Бунина). При строительстве в 1961 году Дома Советов здание снесли. В настоящее время на этом месте располагается сквер перед Домом Советов.

Женская гимназия Гиттерман. Была основана в 1898 году и просуществовала до 1918 г. Была рассчитана на обучение 40 девушек. После революции в этом здании находилась общеобразовательная школа. В 1969 году ее снесли. Располагалась у начала Московской улицы около Мариинского моста, напротив современного универмага.

Женская гимназия и профессиональные классы

Первая мужская гимназия (ныне — юридический факультет орловского государственного университета)

Алексеевская мужская гимназия

Александровское реальное училище (ныне — Дом творчества для детей и юношества Заводского района)

Московская улица

Гостиница Берлин. Самая фешенебельная гостиница Орла начала 20 века. Сейчас на этом месте — Орловская банковская школа.

Орловский кадетский корпус

Болховская улица

Левашовская (ныне — Пролетарская) гора. Слева, на середине въезда на гору стоит памятный знак в честь первого орловского водопровода. Представлял собой трехгранный обелиск с мемориальными досками, на которых указывались фамилии устроителей городского водопровода. По постановлению горисполкома памятник в апреле 1920 г. разобрали. Орловский водопровод является одним из старейших в России. Начало его было положено в 1862-63 гг.

Ильинская (ныне — Мира) площадь, Московская и Новосильская (ныне — Пушкина) улицы

Гостиная улица и Гостинные ряды

Дворянское собрание. Здание сгорело во время отступления деникинских войск из Орла в 1919 году. Сейчас на его месте располагается областной драматический театр.

Дом губернаторов на ул. Садовой (ныне — Максима Горького). Сейчас в нем расположен областной отдел юстиции.

Верхне-Дворянская (ныне — Октябрьская) улица.

Казенная палата. Сейчас в надстроенном на два этажа здании располагается областное управление внутренних дел (ул. Тургенева).

Дом-башня Ф. Ф. Похвалинского. Здание не сохранилось. Сейчас на этом месте — детский парк.

Костел (на его месте ныне — административное здание завода Продмаш)

Троице-Васильевская церковь 1915 год

Прибытие императора Николая II в Орел к месту расположения войск, отправляемых на Дальний Восток. Россия , Орловская область , Орёл, 1904г.

Братская могила в сквере танкистов, где похоронены советские воины, погибшие при освобождении города Орла, 1984г.

Памятник героям-танкистам, погибшим в боях за г. Орел, июнь 1948г.

Русские дети на самодельных тачках везут багаж немецких солдат-отпускников на вокзал, май 1943г.

Рынок в Орле, апрель 1943г.

Скульптурная группа «Победа» одного из фрагментов мемориального комплекса, 1984г.

Памятник Герою Советского Союза генералу Гуртьеву Л.Н. в одном из скверов города Орла, 1984г.

Жители Орла перед зданием комендатуры, октябрь 1941г.

Представители Чрезвычайной Государственной комиссии осматривают черепа жертв фашистского террора в г.Орле, год съемки не установлен

Памятник на братской могиле советских воинов, погибших в боях за освобождение Орла 1943г.

Жители города Орел у могилы четырежды орденоносца Верхомия Т.Г., павшего в боях за освобождение города от немецких оккупантов

Борисоглебский собор, 1900-1910гг.

Собор, 1914г.

Панорама города, 1919г.

Улица Московская, 1910г.

Орел, 1912г.

Утренник в детском саду, год съемки неизвестен

П. А. Столыпин в Орле, 1907г.

Красный флаг веет над Орлом ! август 1943г.

В освобожденном Орле, 1943г.

Вокзал, год съемки не указан

Мариинский мост, год съемки не указан

Привет из Орла, год съемки не указан

Гостиная улица, год съемки не указан

Был построен в 1641-1646 годах, в период косстановления города Орла царским указом, после сожжения поляками и литовцами в 1606 году. В 1837 году Богоявленская церковь была капитально перестроена. В 19020ом году снесли колокольню, новую построили в 1908м году.
Фото конца ХIХ века

Введенский женский монастырь это женский монастырь Орловской епархии Русской церкви.
Начал строиться в 1686-м году на церковной земле Афанасияи Кирилла Александрийских чудотворцев. С 1923-го по 1993-ий монастырь не работал и был заброшен.

Монастырь начал строится в 1686 году и был освещен во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, откуда получил название. На территории распологалось около 75ти деревянных монашеских келлий. В начале ХІХ века монастырь был обнесен каменными стенами и четырьмя угловыми башнями. В центре стояла двухэтажная Введенская церковь с колокольней, над святыми вратами возвышалась Тихвинская церковь
Фото начала ХХ века.

Свято-Успенский монастырь. Богоявленский мужской монастырь повторно сгорел в 1680ом году, стоявший там 20 лет. Уцелел только Богоявленский собор, поныне находящийся на прежнем месте. В 1688 году по благословению Преосвященного Никиты архиепископа Коломенского и Каширского начинается строительство каменной Успенской церкви
Фото начала ХХ века.

Троицкий собор, год съемки не известен.

Покровская и Преображенская церкви. Покровский храм выстроен недалеко от деревянного Сошного моста через Оку (позже железный Мариинский, ныне — Красный). Для Преображенского храма выбрали живописное место рядом с мостом через Оку позади Покровского храма.
Фото начала ХХ века.

Торговые ряды, Орёл. Фото начала ХХ века.

Вид на город Орёл. Плотина на р. Оке со стороны городского парка
Фото конца ХIХ века

Покровская церковь была построена в XVII веке деревянной. В камне храм построили в 1749 году. После пожара в 1848ом году Архитектор Н.Т. Орлов разработал проект и началась постройка. Длилась до 1904го года.
Деревянная Преображенская(так же известная как Пятницкая) церковь на берегу Оки была построена примерно в конце XVII — начале XVIII веков. Строительство каменного храма началось в 1742ом году. В 1747ом году достроенный храм был освещен.
Фото конца ХIХ века

Р. Ока, Покровская и Преображенская церкви.

Здание госбанка.15 сентября 1865г. было открыто отделение Государственного банка. Строительство велось 1882-1885 годах на улице Садовой. И сейчас Орловское отделение Государственного банка находится в этом здании на ул. Кооперативной,13
Фото конца ХIХ века

Троице-Васильевская церковь. Была построена в 1743-1751 годах.Сейчас находится по адресу улица Васильевская, 20 и является архитектурной ценностью города.
Фото конца ХIХ века

Ул. Болховская. Первый генеральный план Орла был составлен в 1779 году,в котором город был разделен на три части. Улица Болховская стала одной из центральных,соединяющая левобережье Орлика идревнюю часть города.
Фото конца ХIХ века
Р.Ока и железнодорожный мост. Река Ока-крупнейший из правых притоков Волги.
Фото конца ХIХ века

Мост через реку Орлик. Фото конца ХIХ века

Старый Орел. Покровская улица.

Оригинал взят у daria_iz_orla в Старый Орел. Покровская улица.

Старая Покровская улица одно из изменившихся до неузнаваемости исторических мест Орла. Старожилы знают ее как улицу Дзержинского, а впервые она была отмечена на карте в середине XIX века как Клушинский переулок, который служил одной из дорог, ведших к пристани на правом берегу Оки. Свое современное название улица приобрела в конце XIX столетия. Побыв некоторое время улицей «главного чекиста», снова вернула себе прежнее имя в 1990-х годах.
О двух храмах на протяжении многих лет украшавших эту небольшую улочку и ее окрестности пишут много и часто. Величественный Покровский храм, в короткий период от окончания строительства до начала послереволюционного запустения был растиражирован на множестве открыток, и любительских снимков. Редкий вид города обходился без этого, возвышавшегося над рекой и окружающими домами исполина из красного кирпича.

1.Снимок взят из книги «Орел вчера и сегодня». — Орел: Вешние воды. 2006.
Он затмил даже Петропавловский кафедральный собор став одной из визитных карточек города. Не удивительно, что мало кто удосуживался снять саму улицу, на которой он стоял, уж больно блеклыми и невыразительными смотрелись на его фоне обывательские домики. Деревянные и каменные, маленькие и большие, почти все они ушли в небытие, как и сам храм некогда их затенявший. И лишь по нескольким случайным фотографиям можно представить себе как выглядело это место раньше.
Всего мне известно три дореволюционных снимка связанных с Покровкой улицей. Рассматривая каждый из них, можно совершить путешествие по городу столетней давности, вглядываясь в различимые детали и додумывая недостающие.
На одном из них запечатлено начало эпохи трамвайного движения в Орле.

2.Снимок взят из книги «Орел вчера и сегодня». — Орел: Вешние воды. 2006.
На Ильинской площади, у уже успевшего нам всем полюбиться, изящного деревянного трамвайного павильона собрались в ожидании люди. Их взгляды обращены в сторону двух красивых двухэтажных зданий с многочисленными вывесками. Одно из них и стояло в самом начале Покровской улицы, справа от одноименного храма. На многочисленных снимках Покровский церкви оно часто попадало в кадр с разных ракурсов. Здесь же можно разглядеть его поближе: темные кирпичные стены, с фигурной кладкой на карнизах и стыках этажей, и прочий кирпичный декор. Как и во многих угловых зданиях, центр его композиции был на закругленном углу, обращенном к перекрестку. Там был вход в расположенные внутри магазины. Над входом, на втором этаже — небольшой балкон с тонкими коваными перилами, и в завершении всего — красивое слуховое окно на крыше. Архитектура этого дома перекликается со стоящим рядом храмом. Оба они, стоя в начале Покровской улицы, были словно ее витриной, парадным входом. Еще по регулярному плану строительства Орла конца XVIII века на главных улицах и площадях города разрешалось строить только каменные здания. Но стоило сделать шаг в сторону, углубиться в какой-нибудь небольшой переулок и даже в самом центе города непременно встречались более привычные и уютные для горожан деревянные домики. Так и за парадным каменным входом в Покровскую улицу почти сразу появляются резные деревянные здания.
Ближайшую к храму часть улицы сняли во время большого наводнения 1908 года, когда город сильно затопило. Хотя целью снимка было показать количество воды на улице, здания по ее сторонам тоже можно рассмотреть.

3.Снимок взят из книги «Орел вчера и сегодня». — Орел: Вешние воды. 2006.
Сразу бросается в глаза любопытная закономерность: с одной ее стороны и насколько хватает взгляда здания только каменные, а с другой — деревянные. Было ли это случайностью, или задумывалось кем-то из планировщиков города, не известно. Если всмотреться в детали архитектуры, то с правой «каменной» стороны хорошо виден фрагмент большого здания с лепниной, а за ним еще несколько небольших домиков с фигурными слуховыми окошками и высокими заборами. Слева — хорошо просматривается только один деревянный дом с четырехскатной крышей и длинным забором с массивными столбами. Была ли на доме резьба не видно, зато на крыше хорошо заметен ажурный металлический парапет, с литыми «вазонами». Некогда такие парапеты были на многих, в том числе и деревянных домах Орла, ныне же не осталось не одного. На дальнем плане снимка видны густые заросли городского сада и Петропавловский собор на другом берегу реки.
Другая дореволюционная фотография демонстрирует нам еще один небольшой отрезок улицы, ближе к реке. В этой части улицы прежняя «закономерность» уже не действует и по правой ее стороне одни деревянные дома.

4.Снимок взят из книги «Орел вчера и сегодня». — Орел: Вешние воды. 2006.
Первый из них небольшой домик, совмещавший в себе жилые комнаты и торговую лавку. Об этом, прежде всего, говорит вывеска «…торговля Беженцева», а так же две входных двери на фасаде. Из них одна обычная входная с металлическим козырьком, а другая, характерная для лавок двойная, с раздвигающимися створками и еще одной остекленной дверью за ними. В жилой части, скорее всего, жил сам торговец.
Следующий на снимке двухэтажный дом тоже связан с торговлей. Им владел один из богатейших купцов Орла — Аполлонов. Сам он жил неподалеку, в роскошном каменном особняке, а этот дом выстроил как «доходный», так тогда называли многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир в наём. Для привлечения жильцов купец не поскупился на украшения. Первый этаж у него был кирпичный с лопатками между окнами. На втором деревянном этаже окна обрамляли резные наличники с ажурными навершиями, а углы украшали длинные резные пластины. Резными были также его карниз, скаты фронтона и маленькое слуховое окошко. Остальные попавшие в кадр дома заметно скромнее и меньше этого большого и красивого здания.
Ничего из запечатленного на этих старых снимках больше нет. И сегодня узнать в этих видах Орел без подсказки совершенно невозможно. Жаль, что на этих дореволюционных фотографиях не разглядеть всех деталей исчезнувшей улицы, не узнать чем торговали в лавке Беженцева, не рассмотреть витиеватых литых узоров парапетов на крышах и завитков наличников. По иронии судьбы, единственный снимок, близко запечатлевший одну из деталей старой улицы сделал не местный фотограф, а человек, прибывший из вне, оказавшийся в нашем городе впервые в совсем в другое время и с другой целью.
Во время оккупации города немецкими войсками в 1941-43 году было выпущено много сувенирных открыток с самыми красивыми местами и видами Орла. Многие из них стали единственными свидетельствами о прежнем облике города, запечатлели последние мгновения жизни храмов, старинных улиц и отдельных зданий.
На одной из открыток, выпущенных во время оккупации города немецкими войсками в 1941-43 году, можно увидеть старинные кованые ворота одного из зданий, стоявших в начале улицы.

5.Снимок взят из книги В.П. Матвеев «Орел на старых открытках». — Орел: издательство ОРАГС, 2005
За ажурными сплетениями изогнутых прутьев можно рассмотреть колокольню Покровской церкви, купола Преображенской и деревянный домик на другой стороне улицы. Приоткрытая створка этих ворот словно приглашает пройтись по старой орловской улице, которой больше нет…
И все же, прогуливаясь в сторону реки по этой оживленной и шумной улице заставленной машинами, уже почти в самом ее конце можно с удивлением наткнуться на территорию остановившегося времени. Именно такое впечатление производит этот крошечный пятачок земли со всех сторон, окруженный новостройками. Здесь сохранились два последних старинных здания на улице.

Одно из них — добротное каменное здание в два этажа с необычной граненой формы.

Другое — небольшой деревянный домик с четырехскатной крышей, украшенный резьбою.

У него красивая входная дверь с рельефными и точеными накладками, а за нею, как и во многих орловских домах — длинная веранда.

Пропильной резьбой в два ряда, с мотивом «сердечек» и «копий», украшен верх его фасадной стены. Была резьба и в навершиях наличников и по углам стен, но до наших дней она не сохранилась.

Сейчас эти последние исторические здания улицы окружают огромные высотные дома, а еще совсем недавно рядом стояли еще три старинных здания: два каменных и одно деревянное.

14.Снимок взят с сайта http://www.orel-story.ru
Их снесли, что бы построить многоэтажный жилой дом. То же место сейчас.

Наверняка та же участь грозит и этим двум последним домикам Покровской улицы. Пока они целы, есть еще тоненькая ниточка, связывающая эту улицу Орла с ее историей. Не будет их и она оборвется.

«Орел вчера и сегодня». — Орел: Вешние воды. 2006.
Емельянов. В.Г. «Улицы города Орла. История названий». Справочник. — Орел, 1986.
Матвеев В.П. «Орел на старых открытках». — Орел: издательство ОРАГС, 2005.
1 часть — Покровская слобода и ее храмы — http://daria-iz-orla.livejournal.com/23088.html
2 часть — Ильинская площадь — http://daria-iz-orla.livejournal.com/24320.html