От любопытства

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/03/01/21-00.html

Елена Путинцева: — Приветствуем вас, дорогие братья и сестры, уважаемые слушатели радио «Радонеж»! Сегодня нашим собеседником будет духовник Алексеевского женского монастыря, член Союза писателей России, протоиерей Артемий Владимиров. Батюшка, благословите.

О. Артемий: — Мир вам, дорогие друзья. Поздравляю вас со 2-й седмицей Великого поста.

Елена Путинцева: — Время Великого поста связывают с обилием искушений. Нам написали о рабе Божией Людмиле, которая после уборки храма вышла на улицу, где на нее напал некто, начал избивать 80-летнюю женщину и сломал ей руку.

О. Артемий: — Да уврачует Господь раны души и тела рабы Божией Людмилы! Тут искушение действительно огненное. Сам диавол действовал через падшую личность с немотивированной агрессией. Представляю себе смущение и ужас этой женщины! Да восставит ее Господь в целости и милостию Своею осенит ее! Пусть Людмила считает (а это так и есть), что, попустив такое испытание, Господь приблизился к ней, и она получила вместе с гипсом медаль на свою грудь — ученицы Христовой, которая, подобно Анне Пророчице, не отходившей от храма днем и ночью, угождавшей постом и молитвой Господу, славила Христа. Видно, неугодна лукавому Людмила, а угодна Богу.

Елена Путинцева: — Теперь хочется поговорить о радостном событии, которое совпало с неделей Торжества Православия. Хочу поздравить вас, батюшка, с выходом ваших двух новых книг — о молитве и о покаянии. Сначала хотелось бы представить книгу «У Креста и Евангелия», которая посвящена таинству Исповеди. О покаянии писали все Святые Отцы и современные духовные писатели. А что побудило вас как пастыря и писателя написать книгу об исповеди?

О. Артемий: — С удовольствием отвечу на этот вопрос. Книга «У креста и Евангелия. Размышления о таинстве Покаяния» состоит из 111 параграфов, в которых я обобщил 30-летний опыт пастырских наблюдений. Книга адресована пастве и моим собратьям. В этой книге я рассказываю об искушениях, о неправильном подходе к исповеди, ментальных, эмоциональных, духовных ошибках, искажениях в устроении души, когда приписывают слишком много священнику, пытаясь увидеть в его словах то, чего в них нет. Иные ходят вокруг да около, но не решаются обнажать всеведущему и всевидящему взору Божию свои основные страсти. Это размышление о том, как расположить человека нерешительного, малодушного, не верящего в собственное исправление, к сердечной исповеди.

В книге последовательность изложения соответствует возрастным группам исповедующихся: дети, молодежь, средний возраст, пожилые люди. Каждой возрастной категории свойственна определенная психология, склад мышления.

Священникам совсем нелегко найти общий язык с современной молодежью, которая часто блуждает в трех соснах, не почитая грех за грех. Как какой-нибудь развращенной девице дать понять, что она губит себя, пускаясь в плотские авантюры, зачеркивая будущее материнство, разрушая в себе психологию супруги? Как внушить молодому человеку, искателю сомнительных приключений, простую и ясную мысль, что он губит собственное здоровье, оставляет за собой выжженную напалмом полосу, разбивая сердца, являясь проводником воли лукавого? Как укрепить супругов в их стремлении сохранять мир, единство; как научить их обходить подводные камни? Может ли священник заочно кого-то исповедовать?..

Я не претендую на всестороннее освещение темы, но главная задача книги — побудить читателя (особенно читателя светского) подойти к источнику живой воды, чтобы таинство Исповеди вошло в его жизнь и он ощутил, что живая вода Святого Духа орошает его сердце в награду за постоянное обращение ко Христу, Который стоит за священником, принимающим исповедь у креста и Евангелия.

Вопрос радиослушателя: — Подскажите, у моей дочери день рождения падает на эту Родительскую субботу. Проигнорировать или отметить праздник? Друзей пригласить или отметить день рождения в тесном кругу?

О. Артемий: — Это, конечно, ваш выбор. Есть друзья, которые ближе, чем родственники. Что касается веселий, то они обыкновенно переносятся на Пасхальные дни или на Прощеное воскресенье. А скромным кругом отметить — почему бы нет?

Я думаю, что это день, когда мы особенно ощущаем милость Творческой воли Господа. В этот день хорошо поразмышлять, что Создатель по преизбытку Своей благости еще прежде бытия мира замыслил создать именно вас и привести из небытия. И вложил в вас Свой бессмертный образ. Разве это не основание для глубокого духовного размышления, которое особенно легко взойдет на ваше сердце в храме Божием? Ничто не препятствует вам в этот день приобщиться Святых Животворящих Тайн Христовых. А что может быть дороже для христианина, чем миг единения со Христом? Что воздам Господу за свой день рождения, за то, что Он благоволил мне явиться на свет Божий? «Чашу Господню прииму и имя Господне призову». Трапезу можно украсить дарами моря и виноградным вином, соединив приятное с полезным, и славно пообедать и пообщаться после Божественной литургии (по-русски — обедни). А взрослая дочь будет рада вниманию родителей и друзей. Так что Бог вам в помощь!

Вопрос радиослушателя: — Скажите, батюшка, в чем разница между любознательностью и любопытством? И является ли последнее грехом?

О. Артемий: — Любознательность — это любопытство ко спасению. А любопытство не ко спасению — это желание знать всё и вся вокруг себя с вредом для собственной души. Духовная любознательность заключается в том, чтобы изучать учение Христово и вникать в Писания Святых Отцов, в толкование Священного Писания, чаще бывать у святынь, отправляться в паломничества. В простом мирском смысле слова любознательность расценивается как положительное качество ребенка, желающего познавать мир; ученика, который не ограничивается материалами учебника, но хочет постичь суть предмета. Самообразование, в конечном счете, является основным фактором расширения умственных горизонтов. Все выдающиеся люди культуры и науки — это те, кто имели любознательность и соединяли с ней прилежание и усердие.

Слово «любопытство» имеет оттенок отрицательного значения. Это можно сказать о человеке, которые зыркает глазами, придирчиво осматривая одежду окружающих, всю энергию души сосредоточивая на том, чтобы выведать чужие секреты. Это настроение кумушек, судачащих у подъезда, кто с кем чего и как. Но мы, христиане, в этом смысле существа богобоязненные, мы отсекаем все неполезные для нас разговоры, которые часто сводятся к осуждению, вспоминая прекрасное назидание преподобного Амвросия Оптинского: знай себя (то есть изучай себя, познавай свое сердце, борись со своими страстями) и довольно с тебя. Есть еще одно хорошее русское присловие: сиди, лягушка, в своей луже да не квакай, чтоб не вышло чего хуже.

Христианам должна быть свойственна особая культура немногословия: не говори, если тебя не спрашивают, умей больше слушать (в этом отношении блюди скромность в общении со старшими). А главное, умом и сердцем устремляйся «во области заочны», молись с терпением и постоянством Господу Богу об очищении своих страстей, об исцелении души, и Господь раскроет тебе тайну слов пророка, говорившего от имени Господа Бога: На кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих (Ис. 66, 2).

Вопрос радиослушателя:

Скажите, батюшка, утешительное и назидательное слово венчанной жене, брошенной после 25 лет брака.

О. Артемий: — Это одна из самых болезненных тем. Для меня как священника, исповедующего множество людей, очевидно, насколько сегодня скудеют в мужчинах порядочность и верность, чувство долга!

Слушая нашего президента, выступавшего перед Федеральным собранием в Манеже, я радовался тому, как наша страна отвечает на вызовы современности. Владимир Владимирович сказал замечательные слова: «В военно-техническом отношении Запад может догнать Россию, но таких, как наши офицеры-герои Роман Филиппов и Александр Прохоренко, у них не будет никогда». Зал тогда встал и аплодировал Президенту, потому что действительно боевой дух нашего народа зависит от верности тем историческим предначертаниям, которые Сам Бог определил для шестой части суши под названием Русь.

Выковывать в себе воинские добродетели, быть готовым к самопожертвованию, пролить мученическую кровь, защищая свой и дружественный тебе народ, может только человек, который верен в малом. Верный в малом бывает верен во многом. Наша семья — это малая церковь. Супруга и дети — это наш тыл. Муж — это кормилец, который вместе с любезной супругой имеет внутреннюю потребность защищать, воспитывать, ставить на ноги своих детей; он ищет подработку, чтобы обеспечить достойное существование семье и сделать детство своих отпрысков счастливым. Как можно оставить семью, бросить поле боя, повернуться тылом к любимой, сдаться без боя диаволу, перейти в разряд предателей, дезертиров, бросить щит и меч и явиться безоружным в стан врага?..

Вы не брошенная жена, нет! Ваш супруг отбросил в сторону понятие о чести, о любви и теперь, как Каин, пусть он борется с собственной совестью и скитается по земле, меняя лучшее на худшее. Дай Бог ему опамятоваться!

Жизнь прожить — не поле перейти. Год, два — и всё может поменяться в сердце, уязвленном гордостью и похотью. Голос крови, родства победить невозможно. За 30 лет священства я вижу: проходят годы — и отец мыслью всё чаще возвращается в семью, к детям, отходят страсти, болезни истребляют из души огонь плотских пожеланий — и человек разворачивается к тому цветнику, который некогда совместными усилиями был возделан, а после безжалостно растоптан. Но мы не брошены. Есть Господь, Божия Матерь. Если совесть ваша чиста перед Богом, то Господь раскроет вам объятия как родной дочери. Конечно, любая женщина, оказавшаяся в вашем положении, сталкивается со множеством проблем. Но мы знаем, что у Бога всего много. Мир не без добрых людей.

Разрешите вознести молитву о вас и о вразумлении вашего супруга. Пусть он смирится и его посетит покаяние, как некогда Иудушку Головлева, возвратившегося мартовской ночью на могилку к маменьке с осознанием своих преступлений.
Вы остаетесь мамой, а мама — это святое, это солнышко. При всем неустройстве она должна светить и согревать сердца детей. Через маму Бог прикасается к нежным струнам детской души. Крепости, мужества и молитвы вам! Чаще причащайтесь Святых Христовых Тайн.

Время — хороший учитель, оно лечит и неисцельные раны. А жизнь продолжается. Мы, конечно, помолимся о вразумлении вашего супруга, который, возможно, завтра уже придет с повинной.

Вопрос радиослушателя: — Батюшка, у меня крещеная племянница, дочь она крестила, и сама в храм заходит. Но она закончила курсы астрологов и собирается на этом поприще найти себе работу. Имею ли я право ей что-то сказать?

О. Артемий: — Не то что имеете, но должны! Но сказать нужно по-умному, деликатно. Рекомендую найти соответствующую литературу касательно астрологического лжемудрия. У нас в Алексеевском монастыре продается книжица, написанная одной монахиней, которая рассказывает, как изжила это увлечение.

По существу, все лжеучения познаются по главному признаку: они игнорируют бессмертный образ Божий в человеке и пытаются вывести феномен человека из вещественных начал. Маркс, например, ограничивал личность общественными производственными отношениями. Он лживо утверждал, что психология человека и мотивация его деятельности определяются в первую очередь экономическими интересами, захлестывающими все прочие чаяния и мечты. Фрейд, соплеменник Маркса, обуславливал человеческую личность энергией пола. Несчастье Фрейда состояло в том, что он имел дело только с падшей личностью человека. Изучая патологии и отклонения от нормы, он подметил много верного в действии греха, но связал по рукам и ногам человеческую личность, сделав ее рабой низших инстинктов.

Астрологи недалеко ушли от Маркса и от Фрейда. Когда слушаешь их туманные рассуждения, сразу видишь пошлость и мелкотравчатость этого учения, которое привязывает человека к сочетанию звезд, к расположению созвездий. Астрологи, увлекаясь сами, увлекают в бездну и своих клиентов.

Обратите внимание, дама, о которой вы говорите, уже думает о прибытке, она хочет устроиться на работу, чтобы обирать доверчивых людей. И чем состоятельнее люди, тем сложнее им составляют всевозможные схемы и графики: когда можно заниматься бизнесом, когда выезжать за город или сидеть дома. Такие люди совершенно теряют Божественную благодать, перестают уповать на живого Бога, перестают нуждаться в таинстве Покаяния и в причастии Святых Христовых Тайн. Самое ужасное, что астрологические схемы, войдя в плоть и кровь человека, отравив его сознание, искажают и восприятие мира. Человек не может отрешиться от надуманных матриц, но всех воспринимает в свете подобных псевдознаний. Исцелиться ментально и эмоционально от этой заразы нелегко. Давайте дружно помолимся, чтобы эта дама забыла путь в астрологический университет, чтобы она не помрачилась умом, а осталась простой домохозяйкой, которая имеет чувство собственной греховности и ограниченности.

Вопрос радиослушателя: — Я слушаю записанные вами на диске утренние молитвы. Там есть слова: «…мерзкое агарянское царство сокруши» — поясните, пожалуйста.

О. Артемий: — Это текст из дореволюционного молитвослова, а «мерзкое агарянское царство» — это ИГИЛ и прочие преступные террористические группировки, которые сегодня злодействуют в Сирии, нападая на мирное население. Не дремлют они и в других частях света, устраивая возмутительные теракты.

Елена Путинцева: — А теперь мы обратимся к вашей новой книге «Да святится имя Твое. Размышления о молитве Иисусовой». Все Святые Отцы писали о молитве Иисусовой, в чем своеобразие этой книги?

О. Артемий: — Своеобразие только в одном: я не только не святой отец, но и весьма грешный сельский попик. Но Бог любит праведников, а грешных милует. И для каждого из нас молитва Иисусова есть путеводная ниточка, помогающая нам среди суеты и тяготы житейских попечений сохранять мысль о Боге.

Как нам привязать душу к Богу? Как сохранить себя от омрачения, забвения, перепадов настроения, так чтобы в душе всегда было ясно и за спиной вырастали крылья? Нужно всего-то навсего умом и сердцем прилепиться ко Христу и полюбить Его святое имя, о котором в молитве «Отче наш» так прекрасно сказано: «Да святится имя Твое». Нам должно освящать уста и персты, душу и тело, ум и сердце, слово и дело — весь круг нашей жизни — призыванием имени Христова. Это нужно делать с сознанием своего недостоинства, с исповеданием своей крайней немощи, с чувством всегреховности своей, а вместе — с великой надеждой на Бога, всепремудрого, всеблагого, всесильного, Который простирает к нам Свои руки, Который поддерживает нас Своею благодатию. Но нам необходим светильник, свет которого будут освещать мрак нашей души. Этим светильником и является молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного» или сокращенно: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Полюбив имя Господне, сокроем Его в уме, словно драгоценную жемчужину, — и благодать Святого Духа проникнет в нас и осветит самые потаенные уголки нашей души.

Эта молитва уцеломудривает тело, делая волю цельной, крепкой, сообщает крепость духа, делает мышление ясным, мысль проницательной. Молясь неспешно, вкладывая ум в каждое слово молитвы, предстоя живому Богу, имея лишь одно намерение — чтобы Господь очистил наше сердце, а имя Христово, как бальзам, высветлило душу, сделав ее палатой кротости, смирения, радости, целомудрия, чистоты, мира, мудрости, мы действительно поймем, о чем говорит царь Давид: …о имени Твоем возрадуются весь день (Пс. 88, 17); …обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся (Пс. 117, 11) лукавым помыслам. Вот краткое содержание книги.

Вопрос радиослушателя: — У меня дома находится прижизненное полное собрание сочинений Ленина. Я бы его выбросила, оно занимает много места. Но это был подарок маме. Что лучше с ним сделать?

О. Артемий: — Вы задаете мне загадку. С одной стороны, это память о маме, а эта память священна, с другой — полное собрание сочинений изверга, который призывал безжалостно расстреливать духовенство, который упразднил семью как институт… Историки России еще должны разобраться в феномене Ульянова-Ленина, человека, заключившего позорный Брестский мир; человека, который вкупе со Свердловым и Троцким обрек Россию на геноцид. Он закрыл церкви и открыл психдома, как говорил Патриарх Алексей II.

Если это раритетное издание, я бы отдал эти сто томов в комиссионный магазин и сказал, что издание прижизненное, а значит, его цена высока. Память мамы от этого не пострадает. Сохраните мамины фотокарточки, броши, любимые книги и вынесите сочинения Ленина из вашего дома. С духовной точки зрения, это будет весьма оправданно.

Мне вспоминается один молодой человек, который в советское время учился в военном училище. Он стал православным христианином и долго думал, как избавиться от собрания сочинений Ленина, и придумал выложить книги во дворе крестом, поступив по слову Фамусова: «Уж коли зло пресечь, забрать

все книги бы да сжечь». Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!

До скорых встреч!

Каждый ребенок активно стремится к накоплению информации об окружающем мире. Для достижения данной цели используются самые разнообразные, порой весьма причудливые методы. Но почему одного такого карапуза называют просто любопытным, а второго гордо именуют любознательным? Существует ли разница между двумя близкими с виду понятиями? Попытаемся выяснить, чем отличается любопытство от любознательности.

Определения

Любопытство

Любопытство – неконтролируемое стремление к познанию, присущее многим живым существам. Его также можно назвать интересом, лишенным рационального зерна. Любопытство порождается факторами окружающей среды и во многом зависит от опыта, ранее полученного субъектом. Ожегов характеризует его как мелочный интерес к любым, даже незначительным подробностям. Однако существует и другая трактовка любопытства в его словаре, которая определяет данное понятие как желание узнать или увидеть что-либо новое. Безусловно, каждая из версий имеет свое право на существование.

Любознательность

Любознательность – внутренний стимул к получению новой информации с целью развития, расширения кругозора. Это жгучий интерес к тому, что может пополнить копилку жизненного опыта и впечатлений человека. Именно поэтому термин «любознательность» ассоциируется в первую очередь с детьми. Ведь кому, как не ребенку, постоянно необходима информация для перехода на новый уровень развития? Впрочем, многие взрослые люди продолжают проявлять активный интерес к разнообразным вещам, удовлетворяя его посредством поиска нужных сведений.

Сравнение

Начнем с того, что первое рассматриваемое нами качество считается врожденным. Любопытство присуще не только человеку, но и животным. Это нецеленаправленная потребность в познании окружающей действительности. Так, появившийся на свет малыш демонстрирует бесконтрольный интерес к новым вещам. Он осматривает и ощупывает их, пробует на вкус, пытается найти предметам самое разнообразное применение. Тогда как подросший ребенок тяготеет к знаниям и освоению различных областей. Он начинает посещать кружки и секции, читать книги, смотреть научные передачи и т. д. Все это – проявление любознательности. Таким образом, под данным понятием подразумевается целенаправленная потребность в овладении новой информацией. При этом человек отдает себе отчет в том, зачем он хочет получить те или иные сведения. Из всего вышеизложенного следует вывод, что главное отличие любопытства от любознательности заключается в целенаправленности.

К слову сказать, праздный интерес к новостям и сплетням таит в себе негативный смысл. Ведь зачастую под любопытством понимается желание знать все обо всех. Многие люди без особой надобности влезают в чужие дела, подвергают их обсуждению, плетут интриги. Все это является разрушительными сторонами любопытства. Тогда как любознательность носит лишь созидательный характер. Она подогревается не эмоциональной захваченностью, а рациональным стремлением к расширению кругозора.

Сделать вывод, в чем разница между любопытством и любознательностью, поможет сравнительная таблица.

Любопытство Любознательность
Присуще как человеку, так и животным Считается отличительной чертой человека
Врожденное качество Проявляется по мере взросления
Имеет неконтролируемый характер Выступает целенаправленной деятельностью
Может носить разрушительный оттенок Ориентирована лишь на созидание
Подогревается эмоциональной захваченностью Имеет под собой сугубо рациональное зерно
В каждом из нас живет внутренний исследователь, который хочет узнать как можно больше о себе, мире и жизни. Рассказываем, из чего состоит любопытство, зачем оно нужно и как с его помощью можно изменить свою жизнь.

Читать в полной версии

Фото: Gëzim Fazliu/Pexels

Фото: Gëzim Fazliu/Pexels

«У меня нет особых талантов. Я всего лишь чрезвычайно любопытен», — говорил Альберт Эйнштейн. Великий физик скромничал и лукавил, но любознательность действительно не стоит недооценивать. Она помогает формировать позитивные привычки и избавляться от негативных, развивает творческое начало, а еще превращает каждый день в увлекательное приключение с поиском настоящих информационных сокровищ. В этом смысле жажда знаний не просто метафора, а реальный биохимический процесс, происходящий в нашем мозге. Его результат — ощутимое желание узнать что-то новое или заполнить конкретный смысловой пробел.

Как рождается интерес

В середине нулевых психолог Джордан Литман сформулировал концепцию двух граней любознательности. Первую он назвал дефицитным или Д-любопытством (в оригинальном английском названии D означает Deprivation — лишение), оно формируется, когда пробел в информации заставляет нас нервничать. Например, вы смотрите кино, но краем глаза замечаете, что на телефон пришло новое сообщение. Вам нестерпимо хочется узнать, кто и что написал, вам тяжело сфокусироваться на фильме и выкинуть из головы мысли о смартфоне — вам любопытно, но вместе с тем тревожно и некомфортно.

Такой же набор эмоций мы испытываем, когда кто-то или что-то, например поезд, опаздывает или когда начальник неожиданно вызывает в кабинет и не предупреждает, о чем пойдет разговор. Именно поэтому в некоторых городах на станциях метро устанавливают табло с обратным отсчетом до прибытия поезда — пассажирам гораздо комфортнее знать, что он придет через полчаса, чем не знать, что он будет уже через 10 минут.

В свою очередь И-любопытство (от англ. Interest — «интерес») возникает, когда нам хочется узнать еще больше о том, что мы уже знаем. Оно позитивно, потому что изначально никакого дефицита информации не было — нам хочется не заполнить пробел, а расширить границы знания. Это приятное, окрыляющее чувство, которое раскрывает в нас внутреннего исследователя, запускает творческое мышление и помогает войти в состояние потока — полной сосредоточенности на предмете изучения вместе с максимальной производительностью. Проще говоря, когда нам любопытно, нам безумно интересно.

Как любопытство меняет жизнь

Оба вида любопытства связаны с дофаминовой системой вознаграждения, но по-разному. Чтобы удовлетворить Д-любопытство, нужно избавиться от него — посмотреть сообщение в телефоне, узнать повестку рабочего собрания, дождаться поезда. Только получив внешний ответ, мы заработаем награду — выброс гормона радости дофамина (на этом механизме держится популярность социальных сетей: чем больше оповещений нам приходит, тем чаще мы проверяем свои аккаунты и тем больше мнимых вознаграждений получаем). И-любопытство удовлетворяет само себя — радость приносит процесс познания. Это значит, что с помощью любознательности мы самостоятельно и независимо от внешних факторов можем генерировать положительные эмоции. А вместе с ними менять свою жизнь.

В выступлении на TED Talks психиатр Жадсон Брюер объясняет, как с помощью любознательности можно прокачивать осознанность и избавляться от вредных привычек: «Осознанность строится на искренней заинтересованности в том, что происходит с нами, с нашим телом в данный конкретный момент. А также подразумевает готовность внимательно рассмотреть собственные переживания и разрушительные желания, вместо того чтобы бороться с ними».

Вот как это работает в реальности: вы хотите пончик, съедаете его и чувствуете удовлетворение. Это стандартная цепочка из стимула, реакции и вознаграждения (видишь еду — ешь — заряжаешься быстрой энергией). Наш мозг запоминает такую последовательность и, когда видит пончик в следующий раз, настойчиво требует его съесть. Чем чаще мы выполняем одинаковые действия, тем сильнее привычка — и тем сложнее избавиться от нее.

Брюер предлагает заменить внешнее вознаграждение (условный пончик) внутренним, которое мы можем получить от процесса познания. В следующий раз, когда вам захочется сладкого, активируйте И-любопытство — сфокусируйтесь на ощущениях и попробуйте исследовать их, разложить на составляющие, описать и даже проанализировать. По сути, это и есть практика осознанности, которая помогает справиться с тревожными состояниями и жить более наполненной жизнью: вместо того чтобы бороться с негативными стимулами и эмоциями, можно научиться улавливать их в зачатке и абстрагироваться от них с помощью любознательности.

Фото:
Фото:

Как развить в себе любознательность

Жизнь любознательного человека наполнена открытиями и возможностями. Любопытство дает пищу для размышлений и заставляет мозг активно работать. Оно помогает легче воспринимать новые идеи, лучше понимать контекст происходящего, заряжает воодушевлением и мотивирует.

Степень нашей любознательности связана с объемом наших знаний. Когда мы практически ничего не знаем о предмете, сложно проявить к нему интерес (поэтому когда в конце выступления у аудитории нет вопросов по теме, можно считать, что никто ничего не понял). Когда мы знаем почти все, нам уже неинтересно. Полное отсутствие загадки навевает скуку, а высокая степень неопределенности — тревогу. Любознательность где-то посередине. Чтобы развивать ее, нужно много учиться — и желательно разному.

Ходите на выставки, спектакли и смотрите качественное кино — познавайте разную культуру и узнавайте больше о том, как люди жили в разное время. Ходите в книжные магазины. Когда вы гуглите какой-то вопрос или тему, вы заполняете пробел в конкретных знаниях и удовлетворяете свой интерес в заданных рамках.

Зайдите в книжный и побродите между стеллажей — скорее всего, скоро вас заинтересует какая-нибудь книга по неожиданной теме, к которой прежде вы не проявляли интереса. Так активируется И-любознательность. По этой же причине стоит периодически выходить за пределы своей новостной ленты в социальных сетях — она формируется из ваших уже существующих интересов и редко предлагает что-то новое. Попробуйте иногда по старинке заходить сразу на сайты.

Чаще путешествуйте и общайтесь с людьми, чьи интересы отличаются от ваших. И не бойтесь задавать глупые вопросы — чем более успешными мы становимся в своей сфере, тем тяжелее нам признавать, что мы чего-то не знаем. Своим страхом мы закрываем путь к развитию, а заодно лишаем себя возможности почувствовать радость от познания чего-то нового. И не переживайте, если на какой-то вопрос вы не найдете ответа: иногда для счастья достаточно самого процесса поиска.