От юности моея озеров ноты

От составителя

Ирмологий, с Богом Святым, обдержай вся ирмосы осмогласника, Владычних же и Богоматере праздников и всего летаИрмосы 1-го гласаИрмосы 2-го гласаИрмосы 3-го гласаИрмосы 4-го гласаИрмосы 5-го гласаИрмосы 6-го гласаИрмосы 7-го гласаИрмосы 8-го гласаИрмосы в предпразднство Рождества ХристоваИрмосы в предпразднство Святых БогоявленийИрмосы певаемые на Святей горе Афонстей на Покров Божией Матери месяца октября в 1-й деньПеснопения основных богослуженийПоследование основных песнопений чина вечерниПоследование основных песнопений чина утрениПесни ТроичныПеснопения полиелеяСтепенны и прокимны на осмь гласовПо 50-м псалме, в неделю:Песни Священнаго Писания вседневнииПесни Священного Писания праздничныеПесни Священнаго Писания во Святую ЧетыредесятницуХвалитные псалмыЕвангельские стихиры утренниеПоследование Литургии Преждеосвященных ДаровДополненияКанон во Святую Неделю Пасхи и во всю Светлую СедмицуПоследование Пасхальной ЛитургииВеличания Господским, Богородичным и великих святых праздникам, со избранными псалмамиПрипевы на 9-й песни на Господския, Богородичныя и великих святых праздникиБогородичное приложениеБогородичны воскресны на осмь гласов всего летаБогородичны стихирные осми гласовОтпустительныя тропари воскресны осми гласов БогородичныБогородичны опустительныя по тропарех святых

От составителя

Эта книга рассчитана на пользование ею на клиросе во время богослужения, и ставит своей задачей расположить тексты в наиболее удобной для этого структуре. В связи с этим в данной книге произведены некоторые изменения, чем она и отличается от предыдущих изданий Ирмология.

1. Каждая песнь ирмосов во всех гласах начинается с воскресного ирмоса.

2. Следующие за воскресным ирмосом тексты расположены в «праздничной» рубрикации, одинаковой для всех песен своего гласа. В эту рубрикацию вошли наиболее употребительные праздники Минеи и Триоди.

3. В некоторых гласах рубрикации дополнены наиболее известными и употребимыми канонами. Например, в 6-м гласе отдельную рубрику составили ирмосы Великого Покаянного канона прп. Андрея Критского. В 8-м гласе в отдельную рубрику вошли ирмосы Богородичного канона, наиболее часто употребляемые в праздничных службах святым Минеи.

4. Обозначения дня недели, выставленные на полях напротив определенных ирмосов, указывают на соответствие этих ирмосов утренним канонам Октоиха.

Это позволит клирошанам пользоваться Ирмологием на будничном богослужении автономно от Октоиха, по которому чтец читает тропари канона.

5. Ирмосы каждой песни, помещенные после праздничной рубрикации, расположены в алфавитном порядке, что значительно упрощает их поиск.

6. Ударения в словах проставлены не выборочно, а над каждым словом, имеющим более одного слога.

7. Разделители между фразами поставлены в соответствии с требованиями употребительных обиходных распевов каждого ирмологического гласа. Например, 1-й и 4-й ирмологические гласы требуют разделить текст на нечетное количества фраз, 6-й – на четное.

8. Дополнительный раздел, в который вошли циклы ирмосов предпразднств Рождества и Богоявления, дополнен ирмосами Богородичного канона праздника Покрова Божией Матери (стр. 116).

9. Вторая часть данной книги содержит неизменяемы тексты основных чинов богослужения – вечерни, утрени, Литургии. Они изложены в той же последовательности, в которой они поются на службе.

10. Раздел, посвященный чину вечерни дополнен избранными стихами 1-й кафисмы («Блажен муж…»), «Сподоби, Господи…», тропарями «Богородице Дево…» в великопостном варианте.

11. Раздел, посвященный песнопениям утрени, дополнен избранными стихами 134-го и 135-го псалмов (полиелей).

12. Степенны 8-и гласов и воскресные прокимны, следующие за ними, объединены в один раздел.

13. Добавлен текст 50-го псалма, обязательный в чинопоследовании утрени, который встречается на практике как в читаемом, так и в поемом варианте.

14. Особые припевы двунадесятых праздников по 50-м псалме дополнены стихирами этих праздников.

15. В разделе, посвященном канону, существенным дополнением является корпус молебственных припевов, которые в современной практике читаются перед тропарями канона вместо положенных по уставу библейских песен.

Формулировки этих припевов были опубликованы в Богослужебных Указаниях за 2006-й год.

16. Библейские песни вседневного цикла дополнены ексапостилариями Октоиха, обязательными в будничном каноне.

17. Статья, предваряющая раздел великопостных библейских песен, написана современным языком, более доступным для раскрытия сложного устава пения великопостного канона. В конце раздела помещены припевы седмичных великопостных светильнов.

18. Хвалитные псалмы перед Великим Славословием дополнены Евангельскими стихирами, поемыми на воскресной утрене.

19. Раздел, посвященный текстам Божественной Литургии, завершается последованием Литургии Преждеосвященных Даров.

20. Раздел величаний с избранными псалмами дополнен величаниями св.

равноапостольной Ольги и всем святым, в земле Русской просиявшим.

21. Раздел праздничных припевов (когда не поется «Честнейшую…») дополнен припевами в неделю Пятидесятницы из Синодального обихода и обиходов Троице-Сергиевой и Киево-Печерской Лавры, и припевами великомученику и целителю Пантелеимону, бытующими в практике служения на Афоне.

22. Заключительный раздел книги («Богородичное приложение») содержит существенное дополнение во второй части (будничное стихирное приложение). В него включены Крестобогородичны, которые следует петь по средам или пятницам, и если при этом они отсутствуют в Минее. Это добавление сделано по многочисленным просьбам практикующих регентов.

23. В том же разделе (будничное стихирное приложение) в 6-м гласе помещен текст Богородична из 3-го часа Часослова, на который часто ссылается устав («Богородице, Ты еси Лоза истиная…») Все вышеперечисленные изменения и дополнения сделаны составителем на основе практического опыта применения на клиросе богослужебных книг.

Е. Кустовский