Отчим падчерица

Содержание

Гражданский кодекс Российской Федерации:

Статья 1145 ГК РФ. Наследники последующих очередей

1. Если нет наследников первой, второй и третьей очереди (статьи 1142 — 1144), право наследовать по закону получают родственники наследодателя третьей, четвертой и пятой степени родства, не относящиеся к наследникам предшествующих очередей.

Степень родства определяется числом рождений, отделяющих родственников одного от другого. Рождение самого наследодателя в это число не входит.

2. В соответствии с пунктом 1 настоящей статьи призываются к наследованию:

в качестве наследников четвертой очереди родственники третьей степени родства — прадедушки и прабабушки наследодателя;

в качестве наследников пятой очереди родственники четвертой степени родства — дети родных племянников и племянниц наследодателя (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные дедушки и бабушки);

в качестве наследников шестой очереди родственники пятой степени родства — дети двоюродных внуков и внучек наследодателя (двоюродные правнуки и правнучки), дети его двоюродных братьев и сестер (двоюродные племянники и племянницы) и дети его двоюродных дедушек и бабушек (двоюродные дяди и тети).

3. Если нет наследников предшествующих очередей, к наследованию в качестве наследников седьмой очереди по закону призываются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя.

документа: Гражданский кодекс РФ часть 3 в действующей редакции

Комментарии к статье 1145 ГК РФ, судебная практика применения

В п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» содержатся следующие разъяснения:

Наследование пасынком, падчерицей, отчимом и мачехой

К наследникам по закону седьмой очереди, призываемым к наследованию согласно пункту 3 статьи 1145 ГК РФ, относятся:

  • пасынки и падчерицы наследодателя — неусыновленные наследодателем дети его супруга независимо от их возраста;
  • отчим и мачеха наследодателя — не усыновивший наследодателя супруг его родителя.

Названные в пункте 3 статьи 1145 ГК РФ лица призываются к наследованию и в случае, если брак родителя пасынка, падчерицы с наследодателем, а равно брак отчима, мачехи с родителем наследодателя был прекращен до дня открытия наследства вследствие смерти или объявления умершим того супруга, который являлся соответственно родителем пасынка, падчерицы либо родителем наследодателя.

В случаях, если брак прекращен путем его расторжения, а также признан недействительным, указанные в пункте 3 статьи 1145 ГК РФ лица к наследованию не призываются.

В главе 4 («Особенности выдачи свидетельства о праве на наследство по закону») раздела IX утративших силу «Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав» (утвержденных Решением Правления ФНП от 27 — 28.02.2007, Протокол N 02/07), указывалось следующее:

При выдаче свидетельства о праве на наследство по закону призванным к наследованию наследникам, например, пасынку или падчерице наследодателя, нотариус выясняет наличие зарегистрированного брака между их родителем и наследодателем на момент открытия наследства. Если родитель умер ранее наследодателя, или если родитель отстранен от наследования как недостойный наследник (ст. 1117 ГК РФ), или отказался от наследства, это на право наследования пасынка и падчерицы не влияет.

Отчиму или мачехе выдается свидетельство о праве на наследство пасынка или падчерицы, если он (она) состоит в зарегистрированном браке с родителем наследодателя-пасынка (падчерицы) на день открытия наследства. Аналогично, если родитель наследодателя — пасынка (падчерицы) умер ранее наследодателя, отстранен от наследования как недостойный наследник, отказался от наследства, то на право наследования отчимом (мачехой) имущества умершего пасынка (падчерицы) это не влияет.

Указанные «Методические рекомендации» 2007 года утратили силу в связи с утверждением «Методических рекомендаций» от 25.03.2019 года.

Доброго вам дня, уважаемые читатели блога «Русское слово»!

В прошлый раз, рассуждая о сказках, мы говорили о том, что у разных народов мира встречаются сказки с удивительно похожим сюжетом. Такие сюжеты называют бродячими. Так вот сегодня приглашаю почитать похожие сказки разных народов мира , сравнить их между собой.

Возьмём очень популярный во всём мире сюжет о злой мачехе и доброй падчерице.

СКАЗКИ РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА О МАЧЕХЕ И ПАДЧЕРИЦЕ

Как правило, сюжет таков: злая мачеха хочет избавиться от падчерицы, задаёт много работы, после выгоняет её из дому.

Но судьба не оставляет без внимания бедную девочку и посылает ей спасение в образе каких-либо неодушевлённых предметов, сверхъестественных существ, волшебных животных.

И падчерица находит спасение благодаря своей скромности, доброте, состраданию, трудолюбию, терпению, выносливости.

Русская народная сказка «МОРОЗКО»

Всем известна эта замечательная русская народная сказка! Предлагаю сегодня перечитать её еще разок и рассмотреть удивительные иллюстрации Марины Пузыренко. Марина — талантливая молодая художница из Харькова. в 2011 году она стала лауреатом государственной премии имени Леси Украинки.

Итак…

Жили-были дед и баба.

У деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернёшься – бита и недовернёшься – бита. А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке:

— Умница.

Мачеха, её дочь и падчерицаПадчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – ещё до свету. Ничем старухе не угодишь – все не так, все худо. Ветер хоть пошумит да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

— Вези, вези ее, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали! Вези её в лес, на трескучий мороз.

Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь:

— Садись, мила дочь, в сани.

Повёз бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал. Девушка сидит под елью, дрожит, озноб её пробирает. Вдруг слышит – невдалеке Морозко по ёлкам потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает, пощёлкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху её спрашивает:

Морозко и падчерица— Тепло ли тебе, девица?

Она чуть дух переводит:

— Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает:

— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Она чуть дух переводит:

— Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко ещё ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:

— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:

— Ой, тепло, голубчик Морозушко!

мачеха поминки справляет, напекла блиновТут Морозко сжалился над девицей; окутал её тёплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами. А мачеха по ней поминки справляет, печет блины и кричит мужу:

— Ступай, старый хрыч, вези свою дочь хоронить!

Поехал старик в лес, доезжает до того места, видит – под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте-серебре, а около – короб с богатыми подарками. Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой. А дома старуха печет блины, а собачка под столом:

— Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут.

Старуха бросит ей блин:

— Не так тяфкаешь! Говори: старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут.

Собака съест блин и опять:

— Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут.

Старуха блины ей кидала и била её, собачка – все своё. Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идёт падчерица – в злате-серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжёлый. Старуха глянула – и руки врозь.

— Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес на то же место.

Старик посадил старухину дочь в сани, повез её в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал. Старухина дочь сидит, зубами стучит. МорозкоА Морозко по лесу потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает, пощёлкивает, на старухину дочь поглядывает:

— Тепло ли тебе, девица?

А она ему:

— Ой, студёно! Не скрипи, не трещи, Морозко.

Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать:

— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

— Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко.

Ещё ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал:

— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

— Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела.

Чуть свет старуха посылает мужа:

— Запрягай скорее, старый хрыч, поезжай за дочерью, привези её в злате-серебре.

Старик уехал.

А собачка под столом:

— Тяф, тяф! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут.

Старуха кинула ей пирог:

— Не так тяфкаешь! Скажи: старухину дочь в злате-серебре везут.

А собачка – всё своё:

— Тяф, тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут.

Заскрипели ворота, старуха кинулась встречать дочь. Рогожу отвернула, а дочь лежит в санях мёртвая. Заголосила старуха, да поздно.

В русских народных сказках о падчерице и мачехе (а вариантов этой сказки очень много; мы приводим здесь только самую известную сказку) отразились представления русского народа о семье. Семья в христианской морали – это основа основ.

В сказках типа «Морозко» выражается негативное отношение русского народа к повторным бракам, потому что считается, что дети от первой жены всегда страдают. Поэтому злая мачеха и её дети в русских народных сказках всегда наказываются. А падчерица, воплотившая в себе все самые лучшие качества добродетельной дочери и просто девушки, всегда вознаграждается.

Посмотрим, как в сказках других народов раскрываются образы мачехи и падчерицы…

Татарская народная сказка «ЗУХРА И МЕСЯЦ»

Когда–то давным–давно жил муж с женой. И была у них дочка, звали её Зухра.

Жили они хорошо – дружно и богато. Но вот заболела жена и умерла. Похоронил её муж и женился на молодой вдове. У той тоже была дочь.

Мачехой она оказалась злой и невзлюбила свою падчерицу Зухру.

– Неси дрова! Топи печь! Вари кашу! Вымой полы! Корми скотину!

Только и слышала Зухра каждый день эти приказания. День и ночь трудилась девочка и очень уставала. С трудом дожидалась ночи, чтобы хоть немного поспать. Часто плакала Зухра по ночам. Некому было рассказать ей о своей горькой жизни, не с кем поделиться горем.

А мачехе всё мало, да и её дочь–лентяйка подзуживает:

– Что это Зухра по ночам спит?

И придумала мачеха, как сжить со свету падчерицу. Над старым высохшим колодцем во дворе поставила бочку без дна и говорит Зухре вечером:

– Спать не ложись, пока бочку не заполнишь водой.

– Как я ночью–то воду буду носить? – спрашивает Зухра.

– А! Ты ещё перечить? – вскричала мачеха и стала бить Зухру.

Делать нечего. Взяла Зухра коромысло, ведра и пошла на речку. На улице темно было. В темноте зачерпнула она воду и понесла домой. Всю ночь таскала она воду. Но так бочку и не наполнила.

А утром мачеха проснулась и опять своё:

– Неси дрова! Топи печь! Вари кашу! Мой полы! Корми скотину!

Кончился день, и опять заставила она Зухру носить воду всю тёмную ночь. И опять не смогла Зухра наполнить бочку с водой.

А днём вновь крики мачехи:

–Неси дрова! Топи печь! Вари кашу! Мой полы! Корми скотину!

Наступила третья ночь.

Мачеха говорит:

– Всё бездельничаешь! Бочку водой наполнить не можешь. Не спи, носи воду.

Взяла девушка опять коромысло и вёдра. Вышла на улицу. Видит – светло стало. Месяц на небе появился и улыбается ей. Но девушка не смотрит на него, с трудом ноги передвигает. Дошла до речки, наполнила вёдра водой, несёт их домой и плачет горькими слезами. И не видит она, что месяц за ней по небу плывёт и любуется красотой Зухры.

Дошла девушка до бочки, вылила в неё воду из ведра да так и упала без сил на бочку и горько заплакала. Смотрит — в бочке дна нет. Но глубоко в колодце вода, а в ней месяц улыбается. Это отражение его было. Подняла девушка голову и видит – месяц над ней в небе стоит. Очень молодой и красивый месяц.

– Как зовут тебя, красавица? – спрашивает он.

– Зухра, – отвечает та.

– Почему ты плачешь, Зухра? Кто обидел тебя?

И поделилась девушка своим горем с молодым месяцем, рассказала ему о своей горькой жизни.

– Помоги мне, месяц! Возьми меня к себе. Не могу я больше жить со злой мачехой.месяц

– Отгадай три загадки, тогда помогу. На подушке половина ложки. Кто это?

– Это ты, мой прекрасный месяц!

– Одна лампа среди тысячи свечек! Кто это?

– Это ты, мой прекрасный месяц среди, тысячи звёзд!

– А пол каравая хлеба над крышей. Кто это?

– Это ты, мой прекрасный месяц!

И тогда месяц стал спускаться на землю. Встал возле девушки.

– Забирайся на меня, Зухра. Ты мне очень нравишься. Будем жить вместе.

Девушка схватила месяц одной рукой, а другой коромысло с вёдрами на плечо повесила. И месяц поднялся вместе с Зухрой на небо. Выскочила мачеха из дома, да уже поздно было.

С тех пор можно видеть на месяце девушку с коромыслом и вёдрами. Это Зухра много–много лет живёт со своим месяцем.

Осетинская народная сказка «Мачеха и падчерица»

Жили-были муж и жена. Они жили очень счастливо. Родилась у них дочь. Дочь была еще маленькая, когда умерла ее мать. Отец думал о своем ребенке и не знал, как ему быть.

Через некоторое время он договорился с одной женщиной и женился на ней. А еще через некоторое время у них родилась дочь. Женщина стала кормить-растить двух дочек. Они подросли, и девушка-сиротка оказалась необыкновенной красавицей, а мачехина дочь — уродкой, роста же были они одного. Тот, кто посещал их, не обращал никакого внимания на младшую девушку, а любовался старшей, поражался ее красоте, ее доброму нраву.

Когда мачеха поняла это, она задумала изгнать сиротку из дому, боясь, что ее собственная дочь останется в перестарках. Стала она думать над тем, как избавиться от падчерицы, а настроения мужа своего она еще не знала. Мысли эти ее не покидали, и она решила:

— Ну, скажу своему мужу, и если он согласится погубить свою дочь, то буду жить с ним, а если не согласится — не буду.

Так она и заявила своему мужу:

— Или удали свою дочь из дому, или я не стану жить с тобой!

— Чем она тебе мешает? — сказал муж. — Она — сирота. Чем она тебе досаждает?

— Не люблю ее, — заявила та. — Кто ни приходит к нам, все любуются ею и подарки ей приносят, а на дочь мою никто и внимания не обращает. Удали ее, иначе я не хочу жить с тобой!

Так она донимала его, и у мужа не осталось иного выхода.

— Собери свои вещи в какой-нибудь чемоданчик, — сказал он дочери-сиротке, — принарядись, завтра мы поедем на повозке кое-куда.

Подавленный печалью, он приготовил повозку и сел в нее вместе с дочерью. Они объезжали села, города. Он показал дочери все возможное. Затем они попали в необитаемую сторону, заметили вдали большое дерево, и отец сказал дочери:

— Отдохнем немножко под этим деревом, чтобы прошла наша усталость.

Он завел лошадей под дерево. Они сошли с повозки и в тени дерева легли спать. Убедившись, что дочь заснула, отец снял с повозки ее чемоданчик и положил его около нее. Когда он тронулся в путь, лошади подняли шум. Девушка тотчас проснулась и в испуге закричала. Она бросилась к повозке и ухватилась за нее. Чемоданчик остался на месте под деревом. Отец погнал лошадей быстро, и дочь упала на землю. Некоторое время она с плачем смотрела вслед, а затем успокоилась и впала в раздумье. Она поняла, что отец вывез ее из дому, чтобы погубить, собралась с силами и сказала:

— Пойду туда, где остался мой чемоданчик, а там видно будет.

Вернулась она под дерево, нашла свой чемоданчик, но не смогла придумать, в какую сторону ей податься; плачет она и думает:

— Если на ночь я останусь здесь одна, что я буду делать? Заметила она в отдалении чабана, который у опушки леса пас отару овец, и решила:

— Пойду к нему, и если он окажется человеком, то он направит меня по какому-либо пути.

чабан пасёт овецИ она направилась к чабану. Чабан заметил ее еще издали и удивился:

— Кто это может быть? Что это за диво?

Девушка дошла до него и обратилась к нему с приветствием:

— Да умножится скотина твоя, добрый чабан!

Удивленный чабан спрашивает ее:

— Кто ты такая? Ты — женщина, куда ты идешь?

— Я и сама не знаю, куда иду, — ответила она, — но издали я заметила тебя и подошла к тебе. У меня нет лучшего выхода, прошу тебя поменяться со мной одеждой. Все, что на мне, я отдам тебе, за исключением рубашки и исподней. Я покажу тебе дорогие вещи, которые находятся в моем чемоданчике, а ты дай мне свою одежду чабана.

— Меняюсь с тобой, — согласился чабан.

Девушка сказала ему:

— Зайди за какой-нибудь куст и разденься там так, чтобы тебя не было видно, а затем отойди к другому кусту. Я оденусь в твою одежду, а свою оставлю под кустом. Ты подойдешь и оденешься в мою одежду, и таким образом мы не увидим друг друга раздетыми.

Пастух подошел к кусту, разделся и отошел к другому кусту, прилег там, чтобы его не видно было. Девушка схватила одежду чабана, оделась в нее и оказалась вылитым подростком. А чабан оделся в ее одежду.

— А теперь я отправляюсь в путь, — сказала ему девушка. — Окажи мне еще такую услугу: укажи богатого человека, который сможет меня нанять.

Чабан направил ее не в ту сторону, где он жил сам, а в противоположную.

— Иди в ту сторону, — сказал он, — и ты дойдешь до чабанов богатого человека. Этот богач наймет тебя в чабаны.

Девушка поблагодарила его и направила свой путь в ту сторону, куда ей указал чабан. Шел подросток-девушка в одежде чабана, шел и дошел до чабанов богача. Один из них спрашивает его:

— Кто ты такой, что ты собой представляешь?

— Нанимаюсь в батраки, — ответил он, — и если вам нужен чабан, то дайте мне возможность увидеть вашего хозяина, чтобы я смог поговорить с ним.

Чабан ушел к богачу, своему хозяину, и сказал ему:

— Явился к нам подросток, который ищет работу чабана. Как нам с ним поступить?

— Скорее приведите его ко мне, — ответил богач.

Привели подростка к богачу. Богач посмотрел на него, увидел, что он молодой, и спрашивает его:

— Кто ты такой, что тебе надо?

— Я ищу работу чабана. Если тебе нужен чабан, то прими меня! Будешь мной доволен, работу чабана я знаю.

Богач нанял его, сказал, что он должен делать, и подросток стал работать чабаном. Хозяин присматривался к его работе и убедился, что он хороший чабан.

Через некоторое время хозяин сказал своему новому чабану:

— Я с тобой уже не расстанусь; я полюбил тебя, как своего сына, и даю слово, что буду платить тебе в год сто голов овец.

Подросток согласился с этим и стал жить с чабанами. Другие чабаны полюбили его. Как младший он обслуживал их, когда они бывали на своем кутане, он им пек лепешки, приносил воды.

Так он проработал десять лет, и никто не знал, что это девушка. Она сумела показать себя настоящим юношей.

Через десять лет чабан сказал своему хозяину:

— Вот теперь я ухожу от тебя. Я очень доволен тобой. Выдели мне скотину, я хочу иметь свой кутан.

Хозяин сказал ему:

— Молодец, живи долго! Хорошо, что тебе это пришло на ум и что ты такой деятельный; я отделю тебе больше того, что тебе следует по уговору.

Это было вечером, а утром богач приказал старшему чабану:

— Чабан тот больше у нас не будет работать, и ему необходимо заплатить. За десять лет ему следует тысяча овец, и их необходимо ему выделить.

Чабаны принялись за дело и выделили ему его тысячу овец.

— Благодарю тебя, — сказал подросток хозяину, — ты удовлетворил меня полностью. Но прошу тебя еще об одном одолжении: я не знаю, где лучше всего завести кутан, укажи мне еще и такое место.

— Видишь ты вот эту дорогу? — сказал ему хозяин. — Иди по ее обочине и попадешь туда, где сходятся семь дорог. Там ты и обоснуйся, там тебе будет очень хорошо, там очень хорошая земля.

Подросток направился со своей отарой овец по этой дороге и дошел до того места, где сходятся семь дорог. На ночь он остановился там с отарой на отдых. Наступило утро. Овцы паслись, а сам он стал продумывать планы. Тем временем на дороге показались проезжие. Они остановились, и подросток завел с ними разговор:

— Я здесь собираюсь строить кутаны, и мне нужны рабочие.

Он договорился с некоторыми из них. Они быстро принялись за работу, и он отгородил плетнем площадь, в которой могло поместиться до тысячи овец. Устроили хлевы, куда можно было бы загонять овец на ночь. А для себя он построил шалаш на десять человек. Расплатился с рабочими, которых нанимал, и сказал им:

— Мне нужны чабаны. Пришлите ко мне таких, которые согласны работать в качестве батраков.

Он нашел таких, договорился с ними, и те принялись чабанить. Сам он уже не ходил в чабанах. У него было все, что нужно. С каждым годом богатство его умножалось, и он построил большие дома. Все, кто видели его кутаны и отары, удивлялись:

— Это богатый, мощный чабан, раз он смог так обстроиться!

Одного из своих чабанов он сделал старшим, чтобы ему самому стало полегче. Так он жил, кто знает, сколько времени, сколько лет.

Однажды отцу его вздумалось постранствовать вместе со своей семьей, повидать, показать ей кое-что. Сели они на тачанку и вместе стали разъезжать по разным областям и странам. И вот однажды бог привел его в то место, где сходятся семь дорог. Когда в голой пустыне отец увидел такие постройки, он решил остановиться и провести там некоторое время.Остановил он тачанку свою у дома и дал знать о себе. На зов вышли к нему чабаны и спрашивают:

— Что тебе надобно?

— Мы странствуем по дальним дорогам, — сказал он. — Свечерело, и мы просим приюта.

— Мы зайдем к своему хозяину, спросим его и сообщим его ответ тебе, — сказали чабаны.

Один из батраков зашел к хозяину и сказал ему:

— Какие-то гости просят приюта.

— Какие гости?

— Муж и жена, дочь их и возница, всего четверо. Услышав это, тот разволновался и сказал:

— Заведите их!

Он приказал поместить их в одну комнату, а сам тайком подсмотрел и узнал, что это его родные. Зашел к ним в комнату, поприветствовал их и говорит:

— Хозяин не так бывает готов, как гость. Ужин еще не готов (а сам уже приказал зарезать косарта). Вы странствующие, бывалые люди, и хорошо, если бы вы рассказали какие-либо истории. Я здесь вожусь со скотиной и ничего другого не вижу, ничто до меня не доходит.

— Я не знаю никаких историй, чтобы рассказать их, — сказал отец.

— И я ничего не знаю, — сказала жена.

— Тогда я сам расскажу одну историю, которую слышал, — сказал подросток.

— Просим тебя, расскажи ее нам.

И подросток приступил к рассказу:

— Жили-были муж и жена, жили очень хорошо. Родилась у них дочь. Она была еще младенцем, когда умерла ее мать…

Так он рассказал от начала до конца всю свою историю. Отец сразу же догадался обо всем, но не прерывал его, пока тот не кончил свой рассказ. А он, кончив, сорвал с головы свою папаху, волосы его рассыпались, и таким образом он открылся им, заключив свой рассказ словами:

— Вот это — я сама, ты — мой отец, а ты — моя мать, а это — моя сестра.

Отец был поражен, не смог и слова вымолвить. Затем они бросились к ней, стали ее обнимать. Пока они пришли в себя, подоспел и ужин. Поужинали, а затем, посоветовавшись, решили вернуться пока домой, а потом опять приехать сюда.

Девушка, скрыв все от старшего чабана, приказала ему:

— Я пока поеду вот с ними, а ты управляйся без меня до моего возвращения.

Сколько времени они прожили у себя дома, бог знает. Затем вернулись обратно и стали жить вместе. И до сегодняшнего дня они живут.

Вьетнамская сказка «МАЧЕХА И ПАДЧЕРИЦА»

У одного человека было две жены и от каждой жены по дочери. Он одинаково любил обеих дочерей, и в семье царили мир и согласие. Но когда старшая жена умерла, младшая стала заботиться только о своей дочери и плохо относиться к падчерице.Ее родная дочка вкусно ела и красиво одевалась, а падчерица с утра до вечера трудилась да еще выслушивала за это брань. Отец жалел старшую дочь, но не смел за нее заступиться, потому что боялся жены.

Как-то девочка заигралась с подругами и поздно вернулась домой. Злая мачеха заперла двери и не впустила ее. Падчерица до тех пор просила открыть ей, пока не охрипла, но мачеха настояла на своем. Девочке пришлось провести ночь на улице и спать на покрытой росой траве. Она простудилась от холода и сырости и тяжело заболела. Опечаленный отец забросил все дела и ухаживал за дочерью, но стоило ему отлучиться, как мачеха и младшая сестра начинали осыпать бедную девочку бранью и оскорблениями.

Однажды отцу понадобилось надолго уехать. Перед отъездом он наварил котел риса и сварил яйцо для старшей дочери. Это подсмотрела младшая сестра и сразу же рассказала обо всем матери.

Разъяренная мачеха прибежала, опрокинула котел с рисом, выбросила яйцо и выгнала падчерицу из дому. Не зная, у кого искать защиты и помощи, бедняжка побрела куда глаза глядят.

Женщины в деревне сочувствовали ей и старались помочь кто чем мог — кто пищей, кто лекарством. Когда девочка выздоровела, она ушла в лес, сделала там себе шалаш и вскопала возле него землю.

Добрые люди помогли ей, и вскоре на ее поле заколосился рис, выросла кукуруза. Она завела свиней, кур, усердно трудилась и чувствовала себя счастливой. Но из лесу часто приходили дикие кабаны и портили посевы.

Услышав однажды ночью шум и хрюканье, девочка ласково сказала им:

— Кабаны! Если вам хочется кукурузы, ешьте початки, но не трогайте зеленых ростков: они ведь еще не выросли.

Кабаны послушались ее и с тех пор посевов больше не портили. А однажды подкрался тигр и хотел схватить свинью. Почувствовав его приближение и услышав, как испуганно метались в хлеву свиньи, девочка сказала:

— Тигр, если ты пришел за свиньей, бери большую, но не трогай маленьких поросят. Они еще должны подрасти.

И тигр, присмирев, вернулся в лес. Но как-то ночью он явился снова и что-то выбросил из пасти возле самого домика:

— Через три дня насыпь на это место земли, а через
 шесть дней убери ее,- сказал он при этом.

Девочка послушалась тигра. Через шесть дней она разгребла землю и увидела целую кучу блестящего золота. С тех пор жить ей стало еще легче.

Отец девочки был очень опечален, вернувшись домой и не найдя дочери. Как-то раз, когда он работал в поле, над его домом появилась ворона и прокаркала:

— Каррр, каррр… бери черный сундук и красный сундук, ступай за золотом дочки!

Мачеха услышала это, очень удивилась и прогнала ворону. А мужу она сказала, будто ворона прокаркала: «Бери лопату с черной ручкой и лопату с красной ручкой, ступай хоронить дочь!» Отец перепугался, а наутро чуть свет взял лопаты и отправился в лес искать девочку.

Всю дорогу он плакал. То-то он был удивлен и обрадован, когда увидел, что девочка здорова и добра у нее полон дом!

Радуясь встрече, отец и дочь проливали счастливые слезы. Вернувшись, отец рассказал всем историю своей дочери. А мачеха, узнав о богатстве, почувствовала зависть.

Она тут же отвела свою дочь в лес, построила для нее дом, пригнала ей свиней, принесла зерна. Она помогла ей обработать поле, а когда на нем показались всходы, оставила дочь одну и вернулась домой.

Ночью лесные звери пришли на поле лакомиться. Девочка бранила их, как умела, но пойти прогнать боялась. Видя это, звери осмелели, и вскоре от посевов не осталось и следа. Затем, почуяв запах свиней и кур, пожаловал тигр. И стал приходить каждую ночь. Девочка дрожала от страха, забившись в угол, и боялась заснуть. А тигр, расправившись со скотиной, пробрался в дом, растерзал девочку и улегся спать.

На следующее утро к дому, где жили муж с женой, прилетела ворона и, усевшись на заборе, прокаркала:

— Каррр, каррр… бери лопату с черной ручкой и лопату с красной ручкой, ступай хоронить дочь!

Жена подумала, что ворона лжет, взяла камень и прогнала ее. Когда муж вернулся, она сказала мужу, будто ворона прокаркала: «Бери черный сундук и красный сундук, ступай за золотом дочки!»

Муж поверил, приготовил сундуки и вместе с женой отправился в лес. Но возле дома было тихо, скотина исчезла. Отец бросился осматривать все вокруг, а мачеха сразу вбежала в дом. Увидев на полу что-то желтое, она ткнула палкой тигра. Тот проснулся, набросился на мачеху и растерзал ее.

Словенская сказка «Злая мачеха и добрая падчерица»

Вышла злая баба замуж за бедняка, у которого была дочка по имени Марица.

Родилась у той бабы и своя дочь, и стала мать ее лелеять и беречь пуще глаза. А падчерицу, прилежную да послушную, терпеть не могла, ругала ее, мучила и била, а чтобы поскорее со свету сжить, кормила ее, как собаку, всякими объедками, готова была змеиным хвостом ее угостить, кабы он случился под рукой; а спать клала ее в старое корыто.

А Марица растет себе кроткой да работящей, и собою вышла куда краше и пригожей родной дочки. И задумала мачеха падчерицу со двора согнать.

Вот посылает она свою дочь и падчерицу шерсть отбеливать; дочери дала белую шерсть, а падчерице — черную.

«Коли твоя шерсть не станет такой же белой, как у моей дочки, лучше домой не возвращайся, все равно выгоню!» — пригрозила она Марице.

Запечалилась бедная сиротка, заплакала, да и говорит, что не сможет она такую работу выполнить, но мачеха и слушать ничего не хочет. Поняла падчерица, что мачеху не разжалобишь, взвалила на спину узел с шерстью и, обливаясь горючими слезами, побрела за сестрой.

Вот подошли они к реке, сбросили наземь свою ношу и стали шерсть отбеливать. Только они взялись за дело, как откуда ни возьмись девушка, белолицая да красивая, и ласково так говорит:

— Здравствуйте, подружки! Не пособить ли вам?

Мачехина дочь и отвечает:

— Очень мне нужна твоя помощь, моя шерсть и так белая, а вон у нашей падчерицы ничего не получается.

Подошла незнакомая девушка к печальной Марице и говорит ей:

— А ну, дай-ка! И оглянуться не успеешь, как твоя шерсть побелеет.

Принялись они вдвоем теребить ее да мыть, и черная шерсть в мгновение ока стала белее снега. Только они закончили работу, как белолицая подружка куда-то исчезла. Подивилась мачеха, увидев белую шерсть, и сильно озлобилась — ведь не за что теперь выгнать падчерицу из дому.

Настала лютая зима. Ударили морозы. Злая мачеха все думает, как бы бедную падчерицу погубить. Раз приказывает она Марице:

— Возьми корзинку, ступай в горы и набери там спелых ягод к Новому году! Не найдешь ягод — лучше оставайся в горах.

Закручинилась бедняжка, заплакала, да и говорит:

— Где мне, горемычной, взять в такой трескучий мороз спелых ягод?

Да все напрасно — пришлось ей взять корзину и в горы идти. Вот идет она, вся в слезах, а навстречу ей двенадцать юнаков. Девушка учтиво с ними поздоровалась. Юнаки ответили ласково и спрашивают:

— Что ты плачешь, милая девица, и куда по снегу путь держишь?

Рассказала им девушка про свою беду.

Юнаки и говорят:

— Мы поможем тебе, если угадаешь, какой месяц в году самый лучший.

— Все хороши, но все же март самый лучший, потому что несет нам надежду, — ответила Марица.

Юнакам понравился ее ответ, и они сказали:

— Иди вон в ту солнечную долину и бери там ягод, сколько твоей душе угодно.

Принесла Марица мачехе к Новому году чудесных ягод и рассказала, как ей помогли те юнаки, что встретились в горах. Через несколько дней, когда немного потеплело, говорит мачеха своей дочери:

— Ступай и ты в горы по ягоды; коли уж нашей замарашке встретились юнаки и были с ней так ласковы, то тебя и подавно чем-нибудь одарят.

Принарядилась дочка получше, взяла корзину и поспешила в горы. Идет веселая, довольная. Навстречу ей двенадцать юнаков, а она и говорит им кичливо:

— Покажите-ка мне, где растут ягоды. Показали ж вы нашей падчерице.

Юнаки отвечают:

— Хорошо. Только раньше отгадай, какой месяц в году самый лучший.

— Все плохие, а март хуже всех, — не задумываясь, ответила мачехина дочь.

Только она это проговорила, как вдруг густые тучи заволокли небо, и на нее обрушились разом все громы и молнии. Бросилась она бежать, да и бежала до самого дома, чуть дух не испустила. Юнаки-то были двенадцать месяцев.

Между тем по всей округе пошла молва о доброте и красоте Марицы, и один богатый барин послал передать мачехе, что в такой-то день придет он со своей свитой сватать девушку.

Зависть взяла мачеху, что такое счастье привалило ее падчерице, а не дочке, и, не сказав сиротке ни слова, решила выдать за барина свою дочь. Вот пришел назначенный день. Бессовестная мачеха пораньше прогнала падчерицу спать в корыто. Прибралась в доме, приготовила ужин, принарядила свою дочь и посадила ее за стол с вязаньем. Наконец, прибыли сваты. Мачеха радушно встречает их, ведет в дом и говорит, на дочку указывая:

— Вот моя милая падчерица.

Но тут оказался петух, он как закричит во все свое петушиное горло:

— Кукареку, красавица Марица в корыте! Кукареку, красавица Марица в корыте!

Услышали сваты петушиный крик и велели привести настоящую падчерицу. А как ее увидели, то и глаз не могли отвести — такая она была пригожая да приветливая. В тот же вечер увезли ее с собой. А злая мачеха со своей дочерью осрамились перед всем светом.

И жила Марица счастливо со своим мужем и со всей своей семьей до глубокой старости. И умерла она легкой смертью, потому что дружила с волшебницей-вилой и всеми двенадцатью месяцами.

«ЗЕМЛЯНИКА ПОД СНЕГОМ» — японская сказка

Земляника под снегомДавно-давно это случилось.

Жила в одной деревне вдова. И было у неё две дочери: старшая, о-Тиё, — неродная дочь, а младшая, о-Хана, — родная.

Родная дочь в нарядных платьях ходила, а падчерица — в лохмотьях. На долю родной дочери доставались ласка да баловство, а на долю падчерицы — колотушки да чёрная работа. Падчерица и воду носила, и стирала, и обед варила, и ткала, и пряла, и весь дом обшивала.

А родная дочка была ленивица. Не любила она ткать и прясть, а любила лакомиться всласть.

Вот как-то раз поссорилась мачеха с соседкой. Стала соседка кричать:

— Не указывай мне, учи лучше свою родную дочь! Вон она как ленива и привередлива! Придёт время — к падчерице твоей любой жених посватается, а дочку твою никто не возьмёт. Твоя дочка, раньше чем пальцем шевельнёт, три раза подумает, а потом всё равно раздумает.

Никогда не любила мачеха свою падчерицу, а после этих слов так её возненавидела, что решила со свету сжить.

Вот пришла холодная зима. Падчерица во дворе работает, а мачеха и о-Хана у очага греются.

Однажды разморилась о-Хана от жары и говорит:

— Ох, как мне жарко стало! Сейчас бы съела чего-нибудь холодненького.

— Хочешь немного снежку?

— Снег ведь невкусный, а я хочу чего-нибудь холодного да вкусного.

Задумалась о-Хана и вдруг как хлопнет в ладоши:

— Земляники, хочу земляники! Красных, спелых ягод хочу!

О-Хана была упряма. Уж если чего ей захочется, так подай. Подняла она громкий плач:

— Мама, дай земляники! Мама, дай земляники!

— О-Тиё, о-Тиё, поди-ка сюда! — позвала мачеха падчерицу.

А она как раз стирала бельё на дворе. Бежит на зов мачехи, на ходу мокрые руки передником вытирает.

Приказала ей мачеха:

— Эй, ты, лентяйка, живо иди в лес и набери в эту корзинку спелой земляники. А не наберёшь полной корзинки, домой и не возвращайся. Поняла?

— Но, матушка, разве растёт земляника в середине зимы?

— Растёт не растёт, а ты одно помни: придёшь с пустыми руками — в дом не пущу.

Вытолкнула мачеха девочку за порог и дверь за ней крепко-крепко заперла. Постояла о-Тиё, постояла и пошла в горы.

В горах тихо-тихо. Снег валит хлопьями. Кругом сосны, словно белые великаны, стоят.

Ищет о-Тиё землянику в глубоком снегу, а сама думает: «Верно, мачеха послала меня сюда на погибель. Никогда не найду я в снегу земляники. Тут и замёрзну». Заплакала девочка, бредёт, не разбирая дороги. То взберётся, спотыкаясь и падая, на гору, то в ложбинку скатится. Наконец, от усталости и холода упала она в сугроб. А снег валил всё гуще и гуще и скоро намёл над ней белый холмик.

Вдруг кто-то окликнул о-Тиё по имени. Подняла она голову. Приоткрыла глаза. Видит: наклонился над ней старый дед с белой бородой.

— Скажи, о-Тиё, зачем ты пришла сюда в такой холод?

— Матушка послала меня, велела набрать спелой земляники, — ответила девочка, еле шевеля губами.

— Да разве не знает она, что зимой земляника не растёт? Но не печалься, я тебе помогу. Идём со мной.

Поднялась о-Тиё с земли. Стало ей вдруг тепло и радостно. Шагает старик по снегу легко-легко. О-Тиё за ним бежит. И вот диво: только что она в рыхлый сугроб по пояс проваливалась, а теперь стелется перед ней крепкая, хорошая дорога.

— Вон там на поляне спелая земляника, — говорит старик. — Собери, сколько надо, и ступай домой.

Поглядела о-Тиё и глазам своим не верит. Растёт в снегу крупная красная земляника. Вся поляна ягодами усыпана.

— Ой, земляника! — закричала о-Тиё.

Вдруг смотрит: старик куда-то пропал, одни сосны кругом стоят. «Видно, не человек это был, а дух — хранитель наших гор, — подумала о-Тиё. — Вот кто спас меня!»

— Спасибо тебе, дедушка! — крикнула она и низко-низко поклонилась.

Набрала о-Тиё полную корзинку земляники и побежала домой.

— Как, ты нашла землянику?! — изумилась мачеха.

Думала она, что ненавистной падчерицы уже и в живых нет. Покривилась-покосилась мачеха от досады и дала своей родной дочке корзинку с ягодами.

ЗемляникаОбрадовалась о-Хана, села у самого очага и давай совать в рот землянику пригоршнями:

— Хороши ягоды! Слаще мёда!

— Ну-ка, ну-ка, и мне дай! — потребовала мачеха, а падчерице ни одной ягодки так и не дали.

Прикорнула усталая о-Тиё у очага и дремлет. Только недолго ей отдыхать пришлось. Слышит, кто-то её за плечо трясёт.

— О-Тиё, о-Тиё! — кричит ей мачеха в самое ухо. — Эй, ты, слушай, о-Хана не хочет больше красных ягод, хочет синих. Ступай живо в горы, собери синей земляники.

— Но, матушка, ведь уже вечер на дворе, а синей земляники, поди, и на свете нет. Не гони меня в горы, матушка.

— Как тебе не стыдно! Ты ведь старшая, должна заботиться о своей младшей сестрёнке. Нашла же ты красные ягоды, найдёшь и синие!

Вытолкала она падчерицу на мороз без всякой жалости и дверь за ней со стуком захлопнула. Побрела о-Тиё в горы. А в горах ещё больше снегу намело. Сделает один шаг о-Тиё — провалится по пояс и заплачет, заплачет. Да полно, уж не во сне ли собирала она здесь свежую землянику? Совсем темно стало в лесу. Где-то волки завыли. Обняла о-Тиё руками дерево, прижалась к нему.

— О-Тиё! — послышался вдруг тихий зов, и, откуда ни возьмись, появился перед ней знакомый дед с белой бородой. Словно тёмное дерево вдруг ожило.

— Ну что, о-Тиё, понравилась твоей матушке красная земляника? — ласково спросил её старик.

Полились у о-Тиё слёзы ручьём.

— Матушка опять меня в горы послала. Велит принести синей земляники, а не то и домой меня не пустит.

Тут засверкали глаза у старика недобрым блеском.

— Пожалел я тебя, оттого и послал твоей мачехе красных ягод, а эта злодейка вон что придумала! Ну хорошо же, я проучу её! Ступай за мной!

Старик пошёл вперёд большими шагами. Идёт — словно по воздуху летит. Девочка за ним еле поспевает.

— Смотри, о-Тиё, вот синяя земляника.

И правда, весь снег вокруг светится синими огоньками. Повсюду рассыпана крупная, красивая синяя земляника. Боязливо сорвала о-Тиё первую ягоду. Даже на дне корзинки сияла она синим блеском. Набрала о-Тиё полную корзину и побежала со всех ног домой. Тут горы сами собой раздвинулись и в одно мгновение оказались далеко позади, а перед девочкой, словно из-под земли, родной дом вырос. Постучала в дверь о-Тиё:

— Отвори, матушка, я нашла синюю землянику.

— Как? Синюю землянику?! — ахнула мачеха. — Быть того не может!

Думала она, падчерицу волки съели. И что же! О-Тиё не только вернулась живая-здоровая, но и земляники принесла, какой на свете не бывает. Неохотно отперла мачеха дверь и глазам своим не поверила:

— Синяя земляника!

О-Хана выхватила корзину из рук сестры и давай скорей ягоды есть.

— Ах, вкусно! Язык можно проглотить! Синяя земляника ещё слаще красной. Попробуй и ты, мама.

О-Тиё начала было отговаривать сестру с мачехой:

— Матушка, сестрица, уж слишком эти ягоды красивы. Так и сверкают, словно огоньки. Не ешьте их…

Но о-Хана злобно крикнула:

— Наелась, верно, в лесу до отвала, да мало тебе, хочешь, чтоб тебе одной всё досталось! Нашла дурочек!

И вдруг как залает, залает. Видит о-Тиё: выросли у мачехи и о-Ханы острые уши и длинные хвосты. Обратились они в рыжих лисиц да так с лаем и убежали в горы.

Осталась о-Тиё одна. Со временем вышла она замуж и жила счастливо. Родились у неё дети. Много собирали они в лесу красных, спелых ягод, но в зимнюю пору земляники под снегом никто больше не находил — ни красной, ни синей.

По мотивам этой японской сказки снят мультипликационный фильм «Земляника под снегом». Студия Союзмультфильм. Режиссёр — Наталия Голованова. Признаюсь, я не видела раньше этот мультик, хотя он выпущен в 1994 году. Мне он показался очень симпатичным. выкладываю его здесь:

Как видите, японская сказка так же, как и предыдущая — словенская — удивительным образом похожи на … правильно! Повесть-сказка «12 месяцев» С.Я. Маршака!

Но это уже не народная, а авторская сказка! Хотя предполагают, что Самуил Яковлевич пересказал греческую народную сказку «12 месяцев». Я не смогла найти вариант греческой сказки. Если найдёте, присылайте! Мы обязательно разместим её на страницах блога для сравнения со сказкой Маршака. Это было бы любопытно, не так ли?

Сказки о мачехе и падчерице часто называют новогодними сказками, потому что почти во всех вариантах сказки у разных народов действие происходит зимой под Новый год, когда возможны всякие чудеса. Но это уже тема совсем другой статьи.. Поговорим об этом в другой раз? А на сегодня всё…

До свидания! Всего вам доброго!

О́тчим — мужчина в семье, муж своей супруги в отношении к её детям, оставшимся от предшествующего брака (в российском законодательстве термин используется, но не имеет определения). По отношению к отчиму неродные дети именуются «пасынок» или «падчерица». Отчим — мужской синоним понятия «мачеха».

В случае, когда дети являются неродными для обоих родителей, чаще всего употребляют термин «приёмный родитель», либо просто «отец».

В законодательстве многих стран мира, включая Россию, отчим не обладает личными правами и обязанностями по отношению к пасынкам и падчерицам в том случае, если они не были им усыновлены или не стали его приёмными детьми. Все права и обязанности, если они не были ограничены судебным порядком, сохраняет биологический отец ребёнка, включая материальное содержание (уплата алиментов).

Мужчина должен знать свое место и не качать права. Удачно, что последний мой муж с уважением относится к Витальке, что-то там они вместе чинят, играют на компьютере, гаджетами меняются. Пока все тихо, и я спокойна. Но случись конфликт — вылетит «муженек» как миленький!

Прежде всего в конфликтной ситуации нужно спокойно и вдумчиво разобраться. — процесс психологически сложный и напряженный.

Дом и семья

Любой женщине, решающейся на второй брак после смерти мужа или развода – а то и на первый брак после «ошибок молодости» – приходится задуматься на тему: как сложатся отношения детей с этим мужчиной?

К сожалению, встречается негативный вариант: пасынок или падчерица с точки зрения отчима – «довесок» к женщине, которую он хотел бы получить, и лучше бы вообще от него избавиться (не будем рассматривать «криминальный» вариант, когда отчим действительно прилагает к этому усилия).

Какие права имеет отчим по отношению к ребенку

Иногда так случается, иногда — нет. Но тут появляется еще один аспект. Отношение детей к отчиму. Нередки случаи, когда дети полностью отказываются воспринимать отчима и постоянно ссылаются на то, что их биологический отец несопоставимо лучше. Неважно, что факты говорят об обратном, здесь не помогут ни внушения, ни разговоры по душам, просто отказав однажды, дети с огромным трудом перестраиваются.

Какими могут быть отношения с отчимом?

Второе чувство отнюдь не сильнее и не глубже первого, скорее всего наоборот. Но для счастья женщины нужно и то, и другое. Ведь сын не собирается посвятить матери всю свою жизнь. Ему кажется естественным, что в будущем у него появится любимая девушка.

Кто же это такие — пасынки (падчерицы) и отчим (мачеха)?

Все мы, кто хоть раз открывал ГК РФ, знаем, что падчерицы и пасынки относятся к седьмой (последней) очереди наследников по закону. Эта норма и стала предметом комментариев ВС РФ в известном теперь уже Постановлении Пленума ВС РФ от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», а именно его п.

Наследство после отчима — Вопрос №29478

То есть, у Вас было право на принятие наследства матери ещё в 2002 году. Если бы наследников у матери вообще не было, могли быть применены правила о наследовании выморочного имущества, установленные статьей 1151 Гражданского кодекса РФ. Но так как отчим унаследовал имущество, теперь уже на это имущество претендуют его наследники согласно части третьей Гражданского Кодекса РФ.

Обязаны ли выдать больничный отчиму

В соответствии с пунктом 35 Порядка листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи выдается медицинским работником одному из членов семьи (опекуну, попечителю, иному родственнику), фактически осуществляющему уход.

При этом листок нетрудоспособности может выдаваться по уходу за больным членом семьи — ребенком в возрасте до 7 лет при амбулаторном лечении (пункт 36 Порядка).

Права отчима

Дети обладают необыкновенной способностью чувствовать человека. Порой им достаточно совсем немного времени для того, чтобы понять, с какими людьми приходится иметь дело. Так же и в отношениях с отчимом.

Статья 260. Право мачехи, отчима принимать участие в воспитании пасынка, падчерицы

Мачехой в семейном праве считается женщина, находящаяся в брачных отношениях с отцом ребенка, но не является родным матерью. Отчим — это человек, который находится в брачных отношениях с матерью ребенка, но не является ее родным отцом.

отчим — отчим, а … Русский орфографический словарь

Отец, вотчим Словарь русских синонимов. отчим вотчим (прост.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

Неродной отец (муж матери) … Большой Энциклопедический словарь

ОТЧИМ, а, муж. Муж матери по отношению к её детям от прежнего брака. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

У этого термина существуют и другие значения, см. Отчим (значения). Отчим 2 Stepfather 2: Make Room For Daddy … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Отчим (значения). Отчим мужчина в семье, муж своей супруги в отношении к её детям, оставшимся от предшествующего брака (в российском законодательстве термин используется, но не имеет… … Википедия

А; м. Муж матери по отношению к её детям от предыдущего брака. * * * отчим неродной отец (муж матери). * * * ОТЧИМ ОТЧИМ, неродной отец (муж матери) … Энциклопедический словарь

отчим — а, м. Неродной отец, муж матери по отношению к ее детям от прежнего брака. Мой отчим был музыкант. Судьба его очень замечательна: это был самый странный, самый чудесный человек из всех, которых я знала (Достоевский). Этимология: Образовано от… … Популярный словарь русского языка

— … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Неродной отец, супруг женщины, имеющей детей от другого брака. По советскому праву О. не имеет личных прав и обязанностей (см. Родительские права и обязанности) по отношению к этим детям (пасынкам, падчерицам). Он обязан содержать… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Погоня , Троицкий Андрей Борисович. Адвокат по уголовным делам Дмитрий Радченко получает задание в досудебном порядке замять щекотливое дело против бизнесмена Игоря Дробыша, вдовца, воспитывающегоприемную несовершеннолетнюю…
  • Никита Хрущев. Отец или отчим советской «оттепели» , Рой Медведев. Известный историк Рой Медведев в книге предлагает читателю свой взгляд на такую противоречивую фигуру нашей истории, как Никита Хрущев. В XX веке во главе России и Советского Союза — за все…

…Мужчина и мальчик сидят у реки, обнявшись – и хотя мы не видим их лиц (оба повёрнуты спиной к зрителю), мы почти физически ощущаем глубочайшее единение между этими двумя людьми. Кажется, что этой картине нижегородского художника А.Юркова более всего подошло бы название «Отец»! Но нет – произведение называет иначе: «Отчим».

Отчимом принято называть мужа женщины, не являющегося отцом её детей, по отношению к этим самым детям – по сути дела, это мужской аналог понятия «мачеха». По существующему закону, этот человек не имеет изначально никаких прав или обязанностей по отношению к детям своей жены – и обязанности, и права появляются лишь в том случае, если он этих детей усыновит.

Любой женщине, решающейся на второй брак после смерти мужа или развода – а то и на первый брак после «ошибок молодости» – приходится задуматься на тему: как сложатся отношения детей с этим мужчиной?

Какими могут быть отношения отчима и пасынка или падчерицы?

К сожалению, встречается негативный вариант: пасынок или падчерица с точки зрения отчима – «довесок» к женщине, которую он хотел бы получить, и лучше бы вообще от него избавиться (не будем рассматривать «криминальный» вариант, когда отчим действительно прилагает к этому усилия). Со своей стороны, пасынок или падчерица тоже встречает новоявленного члена семьи «в штыки»: если родители в разводе – ребёнок может обвинять этого человека в случившемся (даже если мать познакомилась с ним уже после развода), если отец умер – новый брак матери может быть воспринят как предательство его памяти… К слову, чего не рекомендуют психологи матерям – так это представлять отчима детям словами: «Это твой новый папа». Ведь бывает и так, что после развода родителей дети сохраняют добрые отношения с отцом, а после смерти отца сам Бог велел хранить о нём добрую память… и потому не надо требовать, чтобы ребёнок называл отчима папой, вполне достаточной «дядя Петя» для малышей или «Пётр Петрович» для детей постарше… если ребёнок сам начнёт звать папой – прекрасно, но принуждать не надо.

Но, представим себе более оптимистический сценарий: отчим искренне хочет стать пасынку или падчерице любящим отцом, ребёнок тоже настроен позитивно… будет ли всё гладко в этом случае? Нет, никто этого не гарантирует! И не только потому, что родной отец – всё-таки родной… как очень часто выглядит общение с отцом после развода? Отец приходит по выходным, по праздникам, приносит подарки, водит в цирк, в зоопарк и т.п. – а заставлять убирать комнату и бранить за невыученные уроки достаётся отчиму (может, не вполне корректное сравнение, но тут можно провести аналогию с «убийственной силой повседневности», которая «работает» против жены в ситуации «муж-жена-любовница»). Ещё сложнее «конкурировать» с умершим отцом – ведь умерших так легко идеализировать…

Что тут можно посоветовать отчиму? Конечно, не надо «соревноваться» с отцом в количестве и цене подарков – но не надо и ограничивать общение с пасынком скучной повседневностью: с отчимом ведь тоже можно вместе ездить на рыбалку, ходить в лес, собирать марки и т.д. Если же отца нет в живых, отчиму не будет лишним показать, что и для него память этого человека священна, даже если они друг друга не знали. Нет ничего зазорного в том, чтобы в дни поминовения усопших отчим вместе с женой и пасынком сходил на кладбище, помолится в храме за упокой…

Словом, при разумном подходе отчим вполне может стать для пасынка или падчерицы старшим товарищем, или даже отцом! И это очень важно – ведь настоящего отца дети лишились, и в этом смысле миссия отчима становится особенно значимой – залечить раны, нанесённые детской душе жестокой судьбой.

нет. но как бы я хотела его не просто ударить.. а так что б запомнил на всю оставшуюся жизнь и больше не смел поднимать свои поганые ручонки на мать..

Стряси с него бабла хоть напоследок, за проданный бизнес. Скажи, что ему эта суета мирская уже не нужна, а вам с мамой деньги пригодятся:)

А в реале, я смотрю, тут такие комментаторы подобрались. «В дурку, намекнуть что не выход, водкой напоить» и так далее.. В дурку за то, что человек наконец-таки обрел цель в жизни, нашел душевный покой и счастье?

Мух, ты просто убогий олень. Кусок биологически активной массы.

Убейтесь, бесполезные создания.

Я тоже помню хотел избавиться. Из чувства протеста поджёг ковёр который он купил. Мама тогда мне сказала что если я хочу то он уйдет. Ещё сказала что она наконец-то нашла мужчину. С тех пор я стал думать о маме. Отчим живет с нами до сих пор.

Я уже лет 13 с отчимом живу. Отчим он мне только формально. Считаю его родным отцом. Отношения просто отличные. Лажу с ним лучше, чем с мамой.

Я не бухаю за рулём.

от того, что счастье рядом,
от того, что сердце любит,
и не кажется жизнь ядом,
ничего её не губит..

Ну видимо контакта нет.
вопрос из психологии
у меня с моей теткой такое недопонимание. я когда с ней разговариваю, кулаки сжимаю.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

отчима, м. Муж матери по отношению к ее детям от прежнего брака.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

А, м. Муж матери по отношению к ее детям от прежнего брака.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

м. Неродной отец, муж матери по отношению к ее детям от прежнего брака.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

неродной отец (муж матери).

неродной отец, супруг женщины, имеющей детей от другого брака. По советскому праву О. не имеет личных прав и обязанностей (см. Родительские права и обязанности) по отношению к этим детям (пасынкам, падчерицам). Он обязан содержать несовершеннолетних пасынков и падчериц лишь в случае, если они находятся у него на воспитании или содержании и не имеют родителей или если у родителей нет достаточных средств на содержание детей. В свою очередь, пасынки и падчерицы должны содержать нетрудоспособного, нуждающегося в помощи О., воспитывавшего или содержавшего их. Суд может освободить пасынков и падчериц от обязанности содержать О., если он воспитывал или содержал их в течение незначительного срока (например, по законодательству РСФСР ≈ менее 5 лет), а также если он не выполнял надлежащим образом своих обязанностей как воспитатель.

Википедия

  • Отчим — фильм 1981 года.
  • Отчим — американский триллер 1987 года.
  • Отчим 2 — американский триллер, продолжение фильма 1987 года.
  • Отчим 3 — американский триллер, продолжение фильма 1987 года.
  • Отчим — российская драма 2007 года.
  • Отчим — американский триллер 2009 года, ремейк одноименного фильма 1987 года.
  • Отчим — неродной отец, муж матери по отношению к её детям от прежних браков.

    Также может значить:

    • Отчим (фильм, 1981)
    • Отчим (фильм, 1987)
    • Отчим 2
    • Отчим 3: День отца
    • Отчим (фильм, 2009)
  • Отчим (фильм, 2007)
  • Отчим (фильм, 2007)

    «Отчим» — художественный фильм.

    О́тчим — мужчина в семье, муж своей супруги в отношении к её детям, оставшимся от предшествующего брака . По отношению к отчиму неродные дети именуются » пасынок » или » падчерица «. Отчим — мужской синоним понятия » мачеха «.

    В случае, когда дети являются неродными для обоих родителей, чаще всего употребляют термин » приёмный родитель «, либо просто » отец «.

    В законодательстве многих стран мира, включая Россию, отчим не обладает личными правами и обязанностями по отношению к пасынкам и падчерицам в том случае, если они не были им усыновлены или не стали его приёмными детьми. Все права и обязанности, если они не были ограничены судебным порядком, сохраняет биологический отец ребёнка, включая материальное содержание (уплата алиментов).

    Отчим (фильм, 2009)

    «Отчим» — американский триллер 2009 года, ремейк одноименной картины 1987 года. Режиссёр картины — Нельсон МакКормик, а главные роли сыграли Пенн Бэджли, Дилан Уолш и Сила Уорд. Оригинальный фильм снял Джозеф Рубен по сценарию Дональда Уэстлейка. События картины были частично основаны на преступлениях Джона Листа.

    Отчим (фильм, 1987)

    «Отчим» — американский триллер 1987 года. Режиссёр фильма, Джозеф Рубен, снял фильм по сценарию Дональда И. Уэстлейка. Сюжет был придуман Уэстлейком вместе с Каролин Лефкорт и Брайаном Гарфилдом. Главную роль исполнил актёр Терри О’Куинн.

    Сюжет частично основан на преступлениях Джона Листа, однако стилистика преступлений была изменена, чтобы лучше отобразить эпоху 1980-х годов, нежели ту, когда происходили реальные события.

    Фильм был оценён критиками. Позже было снято два сиквела и одноименный ремейк, вышедший в октябре 2009 года.

    Примеры употребления слова отчим в литературе.

    Процессию жрецов заключали августалы, коллегию которых основал Тиберий в честь своего отчима Октавиана Августа после его кончины.

    С Алушты Андрей дебатировал пустой вопрос: куда идти сначала — к отчиму или к Иваницким.

    Год назад, а может быть, ранее, перед поступлением в университет, молодой Берестов наносит визит отчиму , и тот рассказывает ему, что открыл на его имя счет в Московском коммерческом банке.

    Этот его рассказ Артем запомнил крепко, как старался запоминать все, что отчим говорил ему.

    Здороваясь по пути со встречными, и останавливаясь то тут, то там послушать новости, пожать руку приятелю, чмокнуть знакомую девушку, рассказать старшему поколению, как дела у отчима , Артем добрался наконец до своего дома.

    Внутри никого не было, и, не в силах бороться с усталостью, Артем решил, что отчима ждать не будет, а попробует выспаться — восьмичасовое дежурство могло свалить с ног кого угодно.

    И Артем вдруг узнает в этом обмороженном человеке дядю Сашу, своего отчима .

    Хантер ничего не отвечал, и Артем вдруг подумал, что никогда он еще не слышал такого от своего отчима .

    Отчим проводил ее из Конотопа, где они жили, до станции Бахмач и там посадил ее на поезд Бахмач-Ленинград.

    За последние два месяца он много раз вспоминал Глашу и скорее жалел, думая, каково ей жить с таким старым человеком, как отчим .

    Значит, — сказал Андрей, обретая решительность, — это те же люди, что напали на отчима и Глашу на той неделе?

    А сам Шулепников, Левкин отчим , был какой-то неказистый, пучеглазый, небольшого роста, говорил тихим голосом, а лицо поразило Глебова совершенной бескровностью.

    И от звуков иноязычной речи в этой чуждой обстановке на меня пахнуло прошлым, отчим домом.

    Вик Коптильщик — лжец, лентяй, лоботряс, который не дает прохода девушкам и к тому же пьет еще больше, чем его отчим .

    Перевернув столик, Стефан вылетел из комнаты прямо на стоявшего в дверях Мала, едва не сбив с ног своего рослого отчима .

    Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката

    Мачеха, отчим, пасынок и падчерица как субъекты семейных правоотношений

    Субъектный состав семейных правоотношений определен в ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ), согласно которой семейное законодательство регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами. Анализ отдельных положений СК РФ позволяет выявить иных родственников, а также других лиц, наделяемых некоторыми правами и обязанностями в семье. Рост числа расторгаемых браков, детей, рождающихся вне брака, зачастую приводит к формированию семейных правоотношений со специфичным субъектным составом. Весьма распространенным явлением стали семьи, где ребенок не является общим, причем второй супруг не выражает намерения усыновить (удочерить) его.

    Субъекты соответствующих семейных правоотношений вступают в отношения свойства, в связи с чем, являясь свойственниками, приобретают особое правовое положение.

    В юридической литературе свойство определяется следующим образом. «Свойство – связь людей, подобная родству, но не по крови, а по браку, своему или другого лица». «Свойство – это побочное последствие брака. Со смертью супруга или с расторжением брака отношения свойства прекращаются».

    Более полная характеристика отношений свойства представлена Р.П.Мананковой: «Само по себе как общественная связь между одним из супругов и родственниками другого супруга, а также между родственниками каждого из супругов юридического значения в семейном праве не имеет». Именно поэтому, полагает автор, в определениях понятия семьи, предложенных в правовой науке, свойство вообще не упоминается.

    Заметим, что законодатель предполагает непосредственное регулирование отношений между отчимом (мачехой) и пасынком (падчерицей) лишь в одном случае. Имеется в виду ст. 97 СК РФ: «Нетрудоспособные нуждающиеся в помощи отчим и мачеха, воспитывавшие и содержавшие своих пасынков или падчериц, имеют право требовать в судебном порядке предоставления содержания от трудоспособных совершеннолетних пасынков или падчериц, обладающих необходимыми для этого средствами, если они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов)».

    Устанавливая соответствующее алиментное обязательство, закон предусматривает условия его возникновения. Наряду с нетрудоспособностью и нуждаемостью отчима (мачехи), невозможностью получения содержания от так называемых алиментнообязанных лиц первой очереди, наличием у совершеннолетнего пасынка (падчерицы) необходимых для этого средств в качестве обязательной предпосылки предполагается, что отчим (мачеха) воспитывали и содержали в свое время пасынка (падчерицу).

    Р.П.Мананкова утверждает, что «правоотношение по воспитанию пасынков (падчериц) является самостоятельной формой принятия детей на воспитание наряду с усыновлением и фактическим воспитанием. Поскольку воспитание детей предполагает постоянное общение с ними, возможное по общему правилу при совместном проживании, есть основания считать, что в период воспитания отчим (мачеха) и пасынок (падчерица) составляют одну семью». Полностью согласиться с такой позицией нельзя. В частности, недопустимо сравнение отношений между отчимом (мачехой) и пасынком (падчерицей) с отношениями, которые возникают при усыновлении ребенка, ведь в последнем случае ребенок юридически входит в семью своего усыновителя, отношения между усыновителем и усыновленным идентичны отношениям между родителями и детьми. Правовое же положение фактического воспитателя в семейных отношениях до сих пор четко не определено.

    Кстати, содержание ст. 96 и 97 СК РФ представляется весьма интересным в плане сравнения правоотношений по воспитанию и содержанию детей – фактических воспитанников, пасынков и падчериц. Закон допускает возможность освобождения в судебном порядке названных лиц от обязанности содержать фактических воспитателей, отчима, мачеху соответственно (п. 2 ст. 96 и п. 2 ст. 97 СК РФ). Применительно к фактическим воспитателям указывается: «…если последние содержали и воспитывали их менее пяти лет, а также если они содержали и воспитывали своих воспитанников ненадлежащим образом», а в отношении отчима (мачехи) законодатель использует другую правовую конструкцию: «…если последние воспитывали и содержали их менее пяти лет, а также если они выполняли свои обязанности по воспитанию или содержанию пасынков и падчериц ненадлежащим образом».

    Таким образом, законодатель исходит из презумпции исполнения отчимом (мачехой) обязанностей по воспитанию и содержанию детей, что не предусмотрено применительно к фактическим воспитателям.

    Как отмечает Л.М.Пчелинцева, освобождение пасынков или падчериц от обязанности по уплате алиментов отчиму (мачехе) является правом, а не обязанностью суда. «В любом случае суд должен выяснить, по каким причинам (уважительным или неуважительным) было прекращено воспитание и содержание отчимом (мачехой) пасынка или падчерицы, и с учетом конкретной ситуации решать вопрос о взыскании алиментов на содержание отчима (мачехи), даже если они содержали и воспитывали надлежащим образом пасынка или падчерицу менее пяти лет».

    Содержание правоотношения с участием отчима (мачехи) и пасынка (падчерицы) составляют взаимные права и обязанности названных лиц. Особый интерес представляют, как уже было сказано ранее, права и обязанности по воспитанию детей. В данном правоотношении участвует также и родитель ребенка, который наделен соответствующими правами и обязанностями на основании закона. В то же время не определен юридический факт, влекущий возникновение соответствующего правоотношения непосредственно между ребенком и супругом другого родителя. Значит ли это, что вступление в брак лица, имеющего ребенка, влечет за собой возникновение не только отношений свойства, но и правоотношений по воспитанию и содержанию ребенка отчимом (мачехой)? Анализ норм, регламентирующих алиментные обязательства, позволяет дать положительный ответ на этот вопрос.

    В то же время отношения между отчимом (мачехой) и пасынком (падчерицей) нельзя полностью приравнивать к отношениям между родителями и детьми. Эти отношения действительно являются побочными последствиями заключения брака и при его прекращении также прекратятся. Заметим, что возникновение алиментных обязательств по содержанию отчима (мачехи) ставится в зависимость от продолжительности периода воспитания и содержания ребенка, что вполне может совпадать с продолжительностью брака.

    Несмотря на кажущееся сходство складывающихся отношений закон, в отличие от родителей и детей, не относит отчима (мачеху) и пасынка (падчерицу) к близким родственникам. В связи с этим запрет на заключение брака между близкими родственниками, установленный в ст. 14 СК РФ, не распространяется на названных лиц.

    Считаем необходимым обратить внимание на следующее обстоятельство. С одной стороны, закон предусматривает в качестве обязательного условия возникновения алиментного обязательства то, что отчим (мачеха) содержали пасынка (падчерицу). С другой стороны, СК РФ не устанавливает прямой обязанности отчима (мачехи) по содержанию детей, более того, в разделе 5 СК РФ «Алиментные обязательства членов семьи» отсутствуют нормы, обеспечивающие взыскание алиментов на содержание пасынка (падчерицы) в судебном порядке.

    Заметим, что ранее действовавший Кодекс о браке и семье РСФСР предусматривал обязанность отчима и мачехи по содержанию несовершеннолетних пасынков и падчериц, которые находились у них на воспитании и содержании, при условии, что они не имеют родителей или не могут получить достаточных средств на содержание от родителей (ст. 80).

    Специальные разъяснения по поводу алиментных обязательств данного вида дает Пленум Верховного суда РФ в п. 23 постановления № 9 от 25 октября 1996 г. «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов»: «Однако это обстоятельство (то, что СК РФ не предусматривает подобной обязанности. – И.Б.) не влечет прекращения выплаты алиментов, взыскиваемых по решениям суда, вынесенным по таким делам до 1 марта 1996 года, поскольку п. 2 ст. 120 СК РФ не установлено такого основания к прекращению алиментных обязательств».

    По нашему мнению, нормы действующего законодательства не соответствуют принципу социальной справедливости, вполне возможным представляется возложить на отчима (мачеху) обязанности не только по воспитанию, но и по содержанию пасынка (падчерицы).

    Алиментные правоотношения – это не единственная сфера семейных правоотношений с участием отчима (мачехи) и пасынка (падчерицы).

    В соответствии с п. 3 ст. 59 СК РФ, если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка, вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой. Несмотря на то, что в данной статье не упоминаются такие субъекты, как отчим (мачеха) и пасынок (падчерица), считаем вполне возможным применение данной нормы в отношениях между ними. Мать ребенка, вступив в брак и выбрав в качестве общей фамилию мужа, может обратиться в орган записи актов гражданского состояния с заявлением об изменении фамилии ребенка на фамилию отчима. Такое изменение создает внешнюю иллюзию кровного родства ребенка с каждым из родителей, хотя на самом деле изменение фамилии не является основанием для возникновения родительского правоотношения между ребенком и отчимом.

    Отношения в семье могут развиваться таким образом, что отчим (мачеха) захочет усыновить (удочерить) пасынка (падчерицу). Следует отметить, что СК РФ содержит много норм, определяющих условия усыновления (удочерения) ребенка отчимом или мачехой.

    Прежде всего, если отчим или мачеха выступают усыновителями, то некоторые из требований, предусмотренных в ст. 127 СК РФ, к ним не предъявляются. Речь идет о двух требованиях:
    – наличие на момент усыновления дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители;
    – наличие жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам.

    В соответствии с п. 12 ст. 127 СК РФ названные требования не распространяются на отчима (мачеху) усыновляемого ребенка.

    Одним из условий усыновления ребенка лицом, не состоящим в браке, является разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком. Она должна быть не менее шестнадцати лет. В п. 2 ст. 128 СК РФ особо подчеркивается, что при усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие указанной разницы в возрасте не требуется.

    По нашему мнению, применима к отношениям с участием отчима (мачехи) и статья 132 СК РФ. По общему правилу, для усыновления ребенка, достигшего возраста десяти лет, необходимо его согласие. Однако если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновление в порядке исключения может быть произведено без получения согласия усыновляемого ребенка. Достаточно часто именно так и происходит: ребенок воспитывается в семье, считая отчима (может быть, и мачеху, но это трудно представить) своим родителем. Для того чтобы не причинить ребенку психологическую травму, усыновление может быть произведено и без его согласия.

    В юридической литературе отмечается особый характер отношений между отчимом (мачехой) и пасынком (падчерицей), в связи с чем предлагается внести некоторые изменения в наследственное законодательство. В частности, Е.В.Вавилин пишет: «Если отсутствуют наследники предшествующих очередей либо они отказались от наследования, либо признаны недостойными наследниками, то к наследованию в качестве наследников седьмой очереди призываются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя». По мнению автора, данное положение не в полной мере отражает значение перечисленных субъектов для наследодателя. «Скорее всего, пасынки и (или) падчерицы наследодателя находились на его содержании, они тесно общались друг с другом, помогали и уделяли друг другу особое внимание, делились переживаниями, личными и бытовыми проблемами. В свою очередь, отчим и (или) мачеха, по сути, заменили наследодателю родителей и несли бремя содержания, заботы и ответственности за его воспитание и образование. Их роль в жизни и взрослении наследодателя неоценима, как неоценима роль отца и матери для ребенка». Подобные рассуждения дают Е.В.Вавилину основания утверждать, что пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя должны быть отнесены законодателем не к одной из последних очередей наследников по закону, а, по крайней мере, ко второй очереди.

    С изложенной точкой зрения в целом можно согласиться. Дополнительно можно указать лишь следующее. Если у кого-либо из наследников возникнут сомнения, то в силу п. 2 ст. 1117 Гражданского кодекса РФ суд по заявлению заинтересованного лица может отстранить от наследования граждан, злостно уклонявшихся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя.

    Вышеизложенное не является полной характеристикой правовых отношений, возникающих в семье между отчимом (мачехой) и пасынком (падчерицей). В то же время представленный анализ некоторых семейно-правовых и гражданско-правовых норм свидетельствует об особом статусе названных лиц как субъектов семейных правоотношений и необходимости его легального признания.

    Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 9 (16) 2009