Отец варнава

С игуменом Варнавой (Столбиковым) – художественным руководителем известного православного хора и ансамбля Инженерных войск ВС РФ «За веру и Отечество» – меня «познакомил» священномученик Герман (Ряшенцев). Сведения о владыке Германе я собирала нынешней осенью в Сыктывкаре, Москве и Подмосковье и так выяснила, что игумен Варнава является внучатым племянником российского новомученика. А побывав у батюшки Варнавы на службе в одном из московских храмов, получила приглашение посетить воинскую часть 55591 инженерных войск маскировочного полка Красногорского района города Москвы, где в настоящее время он живет и трудится.

Игумен Варнава (Столбиков) Игумен Варнава (Столбиков)

За кулисами

С учетом особенностей движения по столичным дорогам, выехали из Москвы задолго до времени встречи. Поэтому прибыли в поселок Инженерный в назначенный час. В ожидании отца Варнавы успели даже немного погулять и оценить красоты местного пейзажа. Батюшка сам вышел к нам навстречу и сразу повел в воинский клуб. Неожиданно попав в деятельную творческую атмосферу, пытаюсь сначала понять происходящее: в одной части здания идет репетиция хора, в другой – солдаты трудятся над написанием икон. У стендов с книгами православной литературы толпятся военнослужащие и что-то увлеченно обсуждают.

Я представляла себе именитых артистов, а увидела обычных парней в военной форме

Отец Варнава, попросив нас подождать, продолжил занятие с хором. Я к этому моменту немного была знакома с творчеством известного коллектива, но понимала, что выпала мне по молитве священномученика Германа редкая возможность – побывать в самом сердце уникального творческого союза, увидеть, что называется, непарадную, обыденную жизнь хора. Образованный в 1993-м году при поддержке руководства Министерства обороны РФ и начальника Инженерных войск генерал-полковника В.П. Кузнецова, хор за 24 года своего существования девять раз становился лауреатом международных конкурсов и фестивалей православной музыки в Польше, Белоруссии, Испании, Италии, России. Генерал-лейтенант Ю.М. Ставицкий, который в настоящее время является начальником Инженерных войск, придает особое значение развитию уникального коллектива. Благодаря его непосредственному участию хор выступает на ведущих концертных площадках России и за рубежом. Православный воинский коллектив – участник Рождественских международных чтений в храме Христа Спасителя, а также культурных мероприятий Министерства обороны РФ. Словом, знакомясь накануне встречи с послужным списком хора, я представляла себе именитых артистов, увенчанных славой и признанием, а на репетиции увидела… обычных парней в военной форме. Кто-то, забравшись на последний ряд во время репетиции, дал возможность выспаться солдатскому коту Ваське, у кого-то не получалось в унисон исполнить песнопение Божественной литургии «Трисвятое». Объяснение этому было простое – хор «За веру и Отечество» состоит из солдат, проходящих срочную службу, и коллектив воинской музыкальной семьи постоянно меняется.

В библиотеке воинской части В библиотеке воинской части

– Но как же удается вашему хору всегда оставаться на высоте? – тихо спрашиваю у батюшки.

– Это происходит благодаря тому, что костяк нашего коллектива уже сформирован. После окончания службы, обучаясь в музыкальных заведениях, наши воспитанники не теряют связь с хоровой семьей – приезжают, занимаются с воинами, участвуют в концертах, – объясняет отец Варнава.

Пока я нахожусь в воинской части, репетиции следуют одна за другой.

– Мы постоянно готовимся к каким-то событиям, – рассказывает батюшка. – Вот завтра, например, ждем возвращения наших воинов с учений, и по этому случаю у нас в части состоится концерт.

Воспользовавшись случаем, пока батюшка был занят на репетиции хора, я решила исследовать этот необычный армейский мир.

Иконописные работы

Александр Архипов и Сергей Круглов Александр Архипов и Сергей Круглов

В иконописной мастерской в это время трудились Александр Архипов и Сергей Круглов.

Александр родом из Перми. Окончил Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Обучался на факультете церковных художеств, на кафедре иконописи. Мечтал попасть именно в эту часть, поэтому и обратился в Синодальный отдел Московской Патриархии по работе с Вооруженными силами, чтобы служить без отрыва от основного вида своей деятельности – иконописи.

– Сейчас я завершаю работу над прорисью икон для росписи. Эти образы будут в иконостасе нового храма, вы его позже увидите, – рассказывает Александр.

– Вы пройдете здесь службу, а потом куда? – интересуюсь у юноши.

– Надеюсь устроиться при иконописной мастерской в Москве или в артели, которая занимается росписью храмов. До службы в армии я в одной из таких работал.

Александр Архипов работает над прорисью икон Александр Архипов работает над прорисью икон

Его помощник Сергей – родом из города Химки Московской области.

– Я сейчас работаю над золочением иконы – покрываю ее раствором, на который позже буду наносить пластины из сусального золота, – комментирует Сергей.

– А где вы постигали азы иконописи? – спрашиваю я.

В походном храме воинской части В походном храме воинской части

– Два года я проходил подготовку на дизайнера-художника, это мне очень сейчас помогает в моей работе. Но перед армией я учился в институте на актера театра и кино. И здесь я не прерываю свою творческую жизнь: и в хоре пою, и помогаю в иконописной мастерской, и принимаю участие в концертах. А после завершения службы в армии я собираюсь продолжить изучение актерского мастерства и еще заниматься параллельно своим личным творчеством.

Присоединившись к нам во время беседы с иконописцами, отец Варнава показывает целый ряд уже готовых икон и ведет нас в строящийся домовый храм в честь иконы Божией Матери «Державная».

– Здесь наши воины укрепляли стены и утепляли крышу. Пока же идет строительство храма, службы проходят у нас в походной церкви, – рассказывает батюшка.

В строящемся храме воинской части в честь иконы Божией Матери Державная В строящемся храме воинской части в честь иконы Божией Матери Державная

«У тебя такие дедушки!»

Все время общения с игуменом Варнавой меня не покидало ощущение, что батюшка словно повторяет путь своего святого дедушки – священномученика Германа, который тоже любил церковное пение и уделял ему много времени. Из жизнеописания владыки Германа мне также было известно, что он занимался окормлением воинских чинов, находящихся в запасных батальонах. И даже был прикомандирован к Могилевской военно-местной церкви «для исполнения пастырских обязанностей», где он и пробыл июль и август 1915 года.

– Обстоятельства сложились таким образом, что когда началась революция, владыка Герман отправился уже в действующую армию, – рассказывает отец Варнава. – Эту поездку по трудности и значимости он сравнивал с путешествием апостола Павла.

Епископ Герман (Ряшенцев) в ссылке. Фото из архива игумена Варнавы Епископ Герман (Ряшенцев) в ссылке. Фото из архива игумена Варнавы

– Батюшка, а священномученик Герман повлиял на ваш выбор монашеского пути? – спрашиваю я.

– Мой выбор монашеского пути, конечно, связан и с владыкой Германом, и с его родным братом – владыкой Варлаамом. Но понимание этого пришло не сразу… Хотя детство мое проходило в доме, построенном моей бабушкой, Верой Степановной Ряшенцевой, в Сергиевом Посаде, то есть рядом с Троице-Сергиевой лаврой и Вифанией, где в качестве ректора Вифанской духовной семинарии трудился священномученик Герман.

Но сначала я пошел по музыкальному пути – учился на историко-теоретико-композиторском факультете Российской академии музыки имени Гнесиных, потом в аспирантуре. Был в моей жизни период, когда я преподавал в музыкальном училище города Тверь и даже возглавлял теоретическую секцию. Можно сказать, что и занятия научной работой в области музыки привели меня к выбору со временем духовного пути.

Другие обстоятельства, которые убедили моего собеседника в выборе пути монашеского делания, были связаны с событиями жизни его семьи:

– Я ведь был женат, – делится батюшка сокровенным, – но у нас с супругой не было детей. И вот однажды жена сказала мне: «У тебя такие дедушки! Видимо, мирская жизнь – это не твой путь». А когда я пришел и передал слова супруги своему духовному отцу – старцу Троице-Сергиевой лавры Моисею (Боголюбову), он удивился и восхитился ее мудростью: «Неужели она это сказала? – воскликнул иеросхимонах Моисей. – Да она молодец!» Потом старец Моисей, обращаясь ко мне, часто любил повторять эту фразу: «У тебя такие дедушки!»

Воинская часть в поселке Инженерный Воинская часть в поселке Инженерный

Годы послушания проходили для отца Варнавы в Троице-Сергиевой лавре:

– Я был келейником у старца Моисея, постриг принял в Смоленской Зосимовой пустыни Владимирской области, которая находилась на территории воинской части, – вспоминает батюшка события своей жизни, произошедшие более 20 лет назад.

Игумен Варнава (Столбиков) Игумен Варнава (Столбиков)

В какой-то момент возник вопрос, а как могут взаимодействовать воины и монахи, и командир военной части поднял вопрос о том, чтобы призывать воспитанников семинарий к воинскому служению в части, соседствующей с монастырем.

– Были призваны первые 13 семинаристов, но эти юноши оказались еще и поющими. Так, в 1993 году родился хор «За веру и Отечество», – рассказывает игумен Варнава.

Год назад православный солдатский хор инженерных войск «За веру и Отечество» вместе с художественным и духовным руководителем игуменом Варнавой приказом начальника инженерных войск был переведен из Владимирской области в одну из центральных частей Подмосковья, где мы и встретились с батюшкой. Вместе с ним сюда «переехал» и священномученик Герман.

Студенческие годы

В какой-то момент нашего разговора батюшка просит солдата принести красную папку. Как оказалось, за ней скрывалась дипломная работа тогда еще студента Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, иеромонаха Варнавы (Столбикова) «Выдающиеся иерархи и служители церкви в их духовно-исторических связях с Зосимовой пустынью». А одна из глав диплома так и называлась – «Священномученик Герман (Ряшенцев), епископ Вязниковский, и Зосимова пустынь».

Из жизнеописания владыки Германа известно, что он часто посещал Смоленскую Зосимову пустынь, где в это время подвязались два знаменитых старца – схиигумен Герман и иеросхимонах Алексий. Оба ныне прославлены в лике святых. Особенно часто владыка Герман посещал Гефсиманский скит, с настоятелем которого, игуменом Израилем, его связывали особенно тесные дружеские отношения.

Руководителем диплома иеромонаха Варнавы была Ирина Ивановна Ковалева.

Вместе со своим педагогом отец Варнава подготовил жития преподобных Германа и Алексия Зосимовских и написал тропарь Алексию Зосимовскому. Стал батюшка и автором тропаря и кондака своему двоюродному дедушке – владыке Герману. Время работы над дипломом было частью армейской и монастырской жизни батюшки:

Иеродиакон Герман (Ряшенцев) и архимандрит Феодор (Поздеевский). Фото из архива игумена Варнавы (Столбикова) Иеродиакон Герман (Ряшенцев) и архимандрит Феодор (Поздеевский). Фото из архива игумена Варнавы (Столбикова)

– Мне приходилось договариваться с руководством монастыря о том, чтобы я часто служил, чтобы потом на неделю уехать в Москву. Здесь ночами я работал над дипломом, а днем трудился в архивах. – Сегодня дипломная работа – увесистый труд в красном переплете – повсюду путешествует с батюшкой.

– Сколько у вас в работе размещено редких и уникальных снимков священномученика! – не могу сдержать своего удивления, листая научный труд игумена Варнавы.

– Да, фото мне удалось сохранить, – улыбается батюшка.

Вот среди выпускников Казанской духовной академии вижу юного Николая Ряшенцева (будущего священномученика Германа) рядом с братом – иеромонахом Варлаамом (Ряшенцевым).

На одном из старинных фото запечатлены иеродиакон Герман (Ряшенцев) с архимандритом Феодором (Поздеевским).

– Благодаря архимандриту Поздеевскому и был совершен перевод владыки Германа в Вифанскую семинарию, – рассказывает отец Варнава. – Вместе с ним они написали акафист Даниилу Московскому, а он, как известно, является небесным покровителем инженерных войск. Вот такая связь снова прослеживается с моей нынешней жизнью и моей работой с воинами. Мы просим разрешения на строительство в части собора в честь Даниила Московского.

Но все же основной целью работы над главой диплома о священномученике Германе, по словам батюшки, было запечатлеть в памяти какие-то уникальные события из жизни дедушки, воспоминания о которых хранились в его семье.

Когда его расстреливали, то не могли убить и закопали живым в землю

– А какие события из жизни владыки Германа вам удалось восстановить? – интересуюсь у отца Варнавы.

– Так, наши родственники мне рассказывали о первом аресте дедушки. Владыка Герман уже ждал, что его должны были арестовать, и находился в большом напряжении в доме наших родственников в Сергиевом Посаде.

Моя бабушка общалась с послушницей Акатовского монастыря Татьяной Харламовой, которая сопровождала владыку Германа в его первую ссылку в Сибирь, приезжала она к нему и в его последнюю ссылку в Сыктывкар. Она поведала ужасающие сведения о казни владыки: когда его расстреливали, то не могли убить. И тогда его закопали живым в землю. И в течение недели слышался стон. Вот такие она сообщила подробности. Хотя в нашей семье по-разному относятся к этим сведениям… Привезла послушница Татьяна и передала моей бабушке черную монашескую рубашку владыки Германа. На память о священномученике Германе среди особых реликвий в нашей семье остался и деревянный крест, изготовленный владыкой в годы его многочисленных ссылок.

По пути священномученика

Студент Казанской духовной академии Н.С. Ряшенцев (священномученик Герман) с ее выпускниками. Фото из архива игумена Варнавы (Столбикова) Студент Казанской духовной академии Н.С. Ряшенцев (священномученик Герман) с ее выпускниками. Фото из архива игумена Варнавы (Столбикова)

Предпринимал отец Варнава даже попытку пройти по пути священномученика Германа. Часто эта работа совпадала с гастрольной деятельностью хора «За веру и Отечество».

– Не так давно мы с хором ездили в Казань и пели в Казанском соборе, где наверняка владыки Герман и Варлаам бывали. В архиве Казанской духовной академии мне удалось познакомиться со статьями владыки Германа. Знаю, что сохранились и диссертации владык Германа и Варлаама. Просто надо приложить усилия и исследовать этот вопрос…

В 2014-м году отец Варнава тяжело заболел и не смог больше продолжать работу по сбору сведений о владыке Германе.

– Но Господь пока сохраняет мне жизнь… Слава Богу! – делится батюшка.

Большой радостью для отца Варнавы стало известие о том, что серия публикаций о владыке Германе в год 80-летия со дня его мученической кончины вышла на портале «Православие.ру», и было обустроено место предполагаемого захоронения священномученика Германа на старом кладбище в Сыктывкаре.

– Чудо, что эта работа по увековечиванию памяти о святом получила новый импульс, – с волнением признается мой собеседник.

«Целая военная епархия»

Максим Втюрин (слева) и Андрей Макущенко Максим Втюрин (слева) и Андрей Макущенко

Время нашего общения с батюшкой подходило к концу. Так получилось, что начинали мы беседу малым кругом, а завершали ее уже при большом стечении духовных чад батюшки – они приехали навестить отца Варнаву и тихо ожидали своей очереди, внимательно слушая наш разговор. Среди них встретила Наталью Захарову, прихожанку отца Варнавы. Наташа посещала богослужения игумена Варнавы еще в Зосимовой пустыни и в день нашей встречи приехала испросить благословения и молитв батюшки перед дальней паломнической поездкой.

За это время свыше 140 бывших солдат стали священнослужителями

Среди наших слушателей оказались Максим Втюрин и Андрей Макущенко. По признанию юношей, после окончания службы в воинской части они уже шестой год посещают батюшку – услышать совет духовного отца в сложных жизненных ситуациях – и раз в месяц обязательно стараются попасть к нему на исповедь.

Максим уже окончил семинарию. Андрей учится последний год в Николо-Перервинской духовной семинарии. Дальнейшая судьба юношей не вызывает у отца Варнавы сомнений:

– За это время свыше 140 наших бывших солдат стали священнослужителями. Целая военная епархия! – шутит батюшка.

Православный хор и ансамбль инженерных войск ВС РФ. Фото группы хора ВКонтакте Православный хор и ансамбль инженерных войск ВС РФ. Фото группы хора ВКонтакте

На такой позитивной ноте мы попрощались с батюшкой, его воспитанниками и духовными чадами. А после возвращения домой, на Север, я стала с интересом следить за гастрольной деятельностью хора и ансамбля «За веру и Отечество», болеть за них на конкурсах, потому что эта история моих герое, благодаря российскому новомученику, стала теперь частью и моей жизни тоже.

Житие старца-утешителя Варнавы Гефсиманского

Будущий старец отец Варнава (в миру Василий Ильич Меркулов) родился 24 января 1831 года в семье крепостных крестьян в селе Прудищах Тульской губернии. Вскоре семейство было продано помещику Скуратову, который перевел их в село Нарофоминское (ныне г. Наро-Фоминск) под Москвой. Мальчик был крещен 29 января, в день памяти трех святителей, и назван при крещении Василием (в честь святителя Василия Великого). Родители его были добрые христиане, отличались терпением и покорностью воле Божией, любили Божий храм и богослужения. Когда мальчик подрос, его стали учить по распоряжению помещика слесарному ремеслу. Главной же радостью отрока было посещение Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни близ села Наро-фоминского. Ходил он там к отшельнику старцу Геронтию, жившему скитнической жизнью невдалеке от пустыни. Старец Геронтий, сказано в летописи, особенно полюбил богомольного и богобоязненного Василия. Решение поступить в монастырь пришло к Василию в 40-е годы. Он стал постепенно к этому готовиться под руководством старца Геронтия. Окончательное же решение пришло в конце 1850 года у раки Преподобного Сергия Радонежского. Вернувшись домой, он испросил благословения старца Геронтия. В 1851 году в 20-летнем возрасте Василий принял родительское благословение (со стороны помещика, очевидно, препятствий не было и юноша был немедленно отпущен на волю) и в том же году поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, в обитель Преподобного Сергия. Старец его Геронтий также последовал за ним в Лавру, как кормилица за грудным младенцем. Впоследствии отец Геронтий принял в Лавре схиму с именем Григорий. Наместником Лавры был в то время архимандрит Антоний (Медведев; + 1877), в прошлом духовный сын преподобного Серафима Саровского. Преподобный и благословил его на принятие наместничества в Лавре и дал наставление «быть милостивым и снисходительным к братии: матерью будь, а не отцом к братии, и вообще ко всем будь милостивым и по себе смиренным. Смирение и осторожность жизни есть красота добродетелей». Наместник Лавры отец Антоний с самого начала отнесся к молодому послушнику с особым вниманием и впоследствии уважал его и чтил. Например, Василий уже через месяц пожелал перейти в более уединенное место — Гефсиманский скит и получил на то разрешение наместника. Духовный отец схимонах Григорий вручил его на послушание старцу монаху Даниилу, жившему в лесу «Корбухе”, окружавшем Гефсиманский скит. Юноше было дано в скиту послушание слесаря. Старец Даниил воспитывал своего питомца и обучал его полному отвержению своей воли и рассуждения даже в поступках, казалось бы, совершенно добрых. «Без благословения старца я ничего не мог делать, — вспоминал в последствии старец Варнава, — иначе батюшка строго взыскивал с меня за своеволие.

Несколько лет пробыл Василий на слесарном послушании. Затем он был приставлен к свечному ящику, также получил благословение читать в церкви Апостол и поучения из Пролога. Затем около 1859 года он был переведен в Пещерное отделение скита (будущий Черниговский скит), в котором он и остался до самой своей кончины. Ему было дано послушание – водить богомольцев по пещерам. Одновременно он исполнял послушание келейника у своего старца монаха Даниила. Все время, свободное от послушаний, он проводил в уединении у старца, в молитве, чтении Священного Писания и изучении творений святых отцов. С благословения своего старца посещал он и первого своего наставника — схимонаха Григория.

В предсмертной своей болезни (в самом конце 1861 года) ,старец Григорий в последний раз беседовал с Василием и возвестил ему волю Божию: взять на себя подвиг старчества после смерти обоих своих наставников, то есть, его, схимонаха Григория, и отца Даниила. Старец и руководитель завещал своему духовному чаду и воспитаннику с любовью принимать всех приходящих и никому не отказывать в советах и наставлениях. При этом он подал ему две большие просфоры и завещал ученику своему: «сим питай алчущих, словом и хлебом, тако хощет Бог!” В конце беседы старец Григорий открыл своему ученику еще одно Божие предназначение: им должна была быть основана женская обитель, притом далеко от Москвы, в местах, сильно зараженных расколом (беспоповщиной). Сама Царица Небесная попечется о будущей обители, укажет и место ее. Во имя ее и должна быть освящена обитель.
Василий со многими слезами молил старца не возлагать на него бремени, превышающего его силы, но тот в ответ возвестил ему: «Не моя воля есть на сие, но воля Божия да совершается над тобою! Не сетуй на тяжесть креста, тебе будет Господь помощник. Без помощи же Божией оно тяжело и непосильно”.

Через два дня, 2 января 1862 года (в день преставления преподобного Серафима Саровского), старец схимонах Григорий скончался (похоронен в Троице-Сергиевой Лавре около Смоленской церкви).

Но Гефсимания несла в себе утешение. Василий в скорби поспешил к другому своему наставнику — отцу Даниилу. И вот однажды поведал ему свое сокрушение о том, что возложенное на него старцем послушание — «непосильное бремя старчества и основание женской монашеской обители — на нем так и осталось. Но и от отца Даниила услышал он то же самое: «возложенный завет должен ты принять с покорностью воле Божией и служить с любовью страждущему человечеству”. Но как ни тяжко было для Василия это послушание, слова старца: «Дa будет так, якоже хощет Бог!” — его успокоили.

В 1863 году старец-послушник Василий, имевший всего 32 года от роду, стал основателем, устроителем и духовным руководителем новой общежительной женской обители, устроенной, им близ большого торгового села Выксы Нижегородской губернии (ныне город Выкса Нижегородской области). Обитель была устроена по благословению самой Богородицы в честь Иверской иконы Ее.

Одно завещание своего первого наставника и друга, отца Григория, — основание общежительной женской обители – отец Ваcилий принял и приступил к его исполнению. Но оставалось второе завещание — благословение на подвиг старчества. И Василий в тайне надеялся, что минует его чаша сия. Но в 1865 году старец его, отец Даниил, вновь приступил с напоминанием — принять оставляемый подвиг старчества. И когда отец Василий стал отказываться, у отца Даниила пошла горлом кровь, и его духовный отец умер у него на руках. Так инок Василий получил это последнее вразумление свыше и с благоговением и любовью принял предназначенный ему крест.

27 ноября 1866 года, в день празднования чудотворной иконы Знамения Божией Матери, рясофорный послушник Василий был пострижен в мантию с именем Варнава (в переводе с еврейского –»сын утешения”) — в честь апостола от 70-ти Варнавы (память 4 января и 11 июня). По имени его и стало житие его- отец Варнава вошел в летопись Русской Церкви как «стаpeц-утешитель”.

1869 год ознаменован для нас великим событием в жизни Церкви, происшедшим на земле Московской, — явлением чудотворной Черниговской иконы Божией Матери, что в Гефсиманском скитy, которая явилась 1 сентября, в день церковного новолетия, в Пещерном отделении Гефсиманского скита, то есть в той самой обители, где уже в течение 10 лет подвязался отец Варнава.

В помощь будущему старцу пришла великая милость Пресвятой Богородицы, перед новоявленной чудотворной иконой совершались многочисленные исцеления всевозможных неизлечимых болезней. Чудотворная икона Черниговско-Гефсиманская пребывала в пещерном храме Арxaнгела Михаила вплоть до ноября 1922 года, когда храм был закрыт от чудотворной иконы люди шли к старцу и в свои размягченные благодатью сердца принимали слово утешения и назидания. Старец-утешитель Варнава любовно и кротко помогал людям каяться, а потом прозорливо указывал на будущее и преподавал благостный старческий совет, как поступить.

29 августа 1871 года, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, отец Варнава был посвящен в сан иеродиакона. Полгода спустя, 20 января 1872 года, в день памяти преподобного Евфимия Великого, отец Варнава был рукоположен во иеромонаха. Наконец ровно через год, 20 января 1873 года, по благословению наместника Лавры архимандрита Антония он назначен народным духовником Пещерного отделения Гефсиманского скита. Вскоре его назначают и братским духовником скита и уже около 1890 года — духовником старшей братии скита и пещер. Таковы данные жизнеописания старца. Но история Лавры и ее окрестностей говорит о том, что уже в 1871 году отец Варнава был старцем и поток людской не оскудевал у крылечка его келлии. «Двери его убогой келлийки одинаково открыты для всех… для всех он одинаково доступен, всех одинаково приветит он словом отеческой любви, утешит как истинный «сын утешения”. Батюшка Варнава был для своих посетителей любящим отцом, мудрым наставником, добрым и верным другом. Он искренне, от души радовался с радующимися, соскорбел скорбящим, был серьезным и полезным собеседником серьезных деловых людей, отечески снисходителен и ласков с молодежью, радовался, глядя на детишек, доверчиво подходивших за благословением…»

Есть два события, особенно важных для понимания духовной истории России.

Первое — это пересечение жизненных путей старца Варнавы, временами полного скорбей, но вечно светлого, и скорбного, и трудного пути великого русского философа Владимира Соловьева. По свидетельству архиепископа (впоследствии митрополита) Антония Волынского, Владимир Соловьев до начала 90-х годов был духовным сыном старца Варнавы, но затем старец его от себя удалил. Причина этого неизвестна, но старец, получивший еще в молодости благословение «служить с любовью страждущему человечеству, не мог бы отослать от себя человека безусловно страждущего, хотя и заблудшего, без указания на то свыше. Значит, и для самого Владимира Соловьева такое удаление могло бы стать действенной исправительной мерой… По свидетельству знавшего его архиепископа Антония, Владимир Соловьев избегал говорить об этом.

Второе важное событие, которое необходимо упомянуть, — это посещение старца Николаем II. Сведения об этом событии отрывочны и кратки. Сохранилось предание, что Николай II посещал отца Варнаву около 1905 года, незадолго до кончины старца, посещал для беседы о самом важном — о России, ее будущем и искал у божьего человека совета указания. Известно, что старец Варнава не только подтвердил уже известное государю пророчество о предстоявшей ему судьбе, но и благословил его принять эту участь, укрепив в нем волю к несению своего креста, когда Господу угодно будет этот крест на него возложить.

Старец Варнава скончался в 1906 году, 17 февраля, в дни Великого поста в пятницу на первой неделе, в самый день памяти Феодора Тирона. Кончина старца несет в себе такое же светлое и благостное назидание, как и вся его святая жизнь. «Как поживешь, так и умрешь», — говорил преподобный Амвросий Оптинский.

В кратком жизнеописании старца Варнавы сказано, что старец по совершении исповеди одной из своих многочисленных духовных дочерей в домовой церкви Сергиево-Посадского дома призрения со крестом проследовал в алтарь и скончался. Он предал дух свой во святом алтаре, у подножия Престола Его.

Старец скончался, стоя в молитве на коленях, как и преподобный Серафим Саровский. Его кончина совершилась во святом алтаре, на глазах у людей — и в тайне от них. Так и вся жизнь старца проходила на глазах у людей (он принимал обыкновенно не менее 500 человек в день): он никогда не удалялся в затвор, он так и служил с любовью к страждущему человечеству — «словом и хлебом», по назиданию своего первого с юности наставника схимонаха Григория, наследуя путь святого Феодора Тирана; в день памяти этого святого он и отошел к Господу и предстал перед Ним.

Мы веруем, что и ныне он предстоит перед престолом Всевышнего и ходатайствует за тех, кто прибегает к его молитве и предстательству.

После кончины старца духовником всех иеромонахов Гефсиманского скита и Пещерного отделения стал его духовник отец Исидор. По свидетельству отца Павла Флоренского, отец Варнaвa очень почитал своего друга и сподвижника отца Исидора и даже звал его «вторым Серафимом”. Старец же был похоронен при большом стечении братии, духовных детей и почитателей своих в нижней, подземной, церкви Архангела Михаила, невдалеке от чудотворной иконы Черниговской Божией Матери. За теснотою тело старца должны были пронести через алтарь. На могиле старца положена черная мраморная надгробная плита с надписью:

При жизни старец Варнава многим предсказывал будущие гонения за веру — иным прикровенно , иным совсем ясно , и давал прямые и точные указания как им жить в двадцатые , тридцатые и последующие годы. Предсказывал старец Варнава и грядущее возрождение Русской православной Церкви и святую жизнь во Христе: » Преследования против веры будут постоянно увеличиваться, неслыханное доныне горе и мрак охватят все и вся и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то наступит освобождение. И настанет время рассвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет рассвет”.

Екатерина Варнава

Екатерина Варнава

Екатерина Владимировна Варнава. Родилась 9 декабря 1984 года в Москве. Российская актриса и телеведущая, участница и хореограф шоу «Comedy Woman» (2008-2019).

Екатерина Варнава родилась 9 декабря 1984 года в Москве.

Отец Владимир Петрович — военный.

Мать Галина Степановна — врач-терапевт.

Есть два старших брата — Игорь и Алексей.

Вскоре после рождения Екатерины отец вместе с семьёй переезжает к новому месту службы — в расположение Группы советских войск в Германии. Там, в городе Вюнсдорф Екатерина жила до семи лет.

Как признавалась Катя, в школьные годы она считала себя гадким утенком. Мальчики с ней не только не хотели дружить, но и жестоко издевались. Из-за нехватки денег ей приходилось донашивать вещи родственников, что также вызывало агрессию сверстников. «Подростком и ребенком мне прилетало за то, что я выгляжу не так, как нравится большинству. И скинхэды меня били, и гоняли, и в метро от меня люди отсаживались — так было», — вспоминала Варнава.

Екатерина Варнава в детстве с родителями

Екатерина Варнава в детстве с родителями

Она признавалась, что в детстве не понимала, почему на нее так реагируют люди, почему за ней бегут мальчики и пытаются ударить огромным «гриндерсом». Проблема заключалась в том, что на Екатерине были надеты спортивные штаны старшего брата – их она донашивала несколько лет, а также единственные кроссовки. Зимой она носила объемный пуховик, который ей привезла соседка, плюс натянутую на глаза шапку и шарф с символикой футбольного клуба ЦСКА. «В таком одеянии меня несколько раз «принимали» ребята на районе. Были те, кто слушают рэп, были те, кто не слушают рэп. Меня принимали за мальчика, потому что я скрывала волосы под шапкой. Несколько раз меня серьезно били», — говорила Екатерина.

С ранних лет занималась бальными танцами. Когда ей исполнилось 13 лет, она сильно вытянулась и стала намного выше своего партнера — на целых 20 см. Когда же ей подыскали подходящую пару, она повредила спину во время тренировки и в 14 лет ей пришлось отказаться от карьеры танцовщицы.

Также с детства обладала пышными формами: «Лет в двенадцать у меня буквально за одно лето стремительно выросла грудь, и вместе с ней появилась проблема с подбором купальников: если подходила верхняя часть, то была безбожно велика нижняя», — рассказывала она.

Екатерина Варнава в детстве

Екатерина Варнава в детстве

Окончила гуманитарный факультет МИСиС по специальности «Юриспруденция».

В студенческие годы подрабатывала официанткой, продавала книги в электричках и офисах, затем — мобильные телефоны. Далее стала танцовщицей в ночных клубах. «Еще мы с подружками были танцовщицами гоу-гоу в ночных клубах. В конце первого курса я собрала девичий танцевальный коллектив — мы собирались ездить на студенческие фестивали и подрабатывать на дискотеках», — рассказывала артистка.

С 2003 года выступала за команду КВН «Свои секреты», с 2005-го — за «Сборную малых народов» в постоянном составе. Однако первое появление на телеэкране состоялось ещё в 2004 году за ту же «Сборную Малых Народов» в музыкальном конкурсе 1/4 финала сезона Премьер-лиги 2004 года в качестве приглашённого участника.

Начиная с фестиваля Премьер-лиги сезона 2005 Екатерина Варнава играет за «Сборную Малых Народов» уже в постоянном составе. Всего в 2005 году команда сыграла в Премьер-лиге пять игр (включая фестиваль) и дошла до финала, в котором заняла четвёртое место. В этом же году «Сборная малых народов» приняла участие в фестивале «Голосящий КиВиН 2005» с внеконкурсным выступлением. Одновременно с выступлениями за «Сборную малых народов» в Премьер-лиге, Екатерина играет за «Свои секреты» в сезоне Высшей украинской лиги, где доходит до полуфинала.

По итогам Сочинского фестиваля «Голосящий КиВиН-2006» Екатерина Варнава вместе со «Сборной малых народов» приглашается в Высшую лигу КВН. Однако в первой же игре (1/8 финала) команду ждет неудача, и «Сборная малых народов» прекращает участие в сезоне 2006 года. Команда также принимает участие в Юрмальском фестивале «Голосящий КиВиН 2006» с внеконкурсным выступлением, но в итоговую телевизионную версию не попадает. Впрочем, Екатерина Варнава и Мария Кравченко попадают в эфир благодаря участию в записи финальной песни фестиваля. В этом же году Екатерина в составе «Своих секретов» становится чемпионом лиги Поволжье после ничьей в финале с самарским СОКом.

После Сочинского фестиваля КиВиН-2007 «Сборная Малых Народов» фактически прекращает своё существование, и с этого момента Екатерина Варнава играет только за команду «Свои секреты», которая с 2007 года представляет Московский финансово-юридический университет (ранее — МИСиС). «Свои секреты» попадают в телевизионную версию фестиваля, а также приглашаются в сезон Высшей лиги 2007.

Центральными актрисами команды являются Екатерина Варнава и Мария Кравченко, которые также принимают участие в записи финальной песни фестиваля.

На этапе 1/8 финала команда «Свои секреты» занимает четвёртое место, прекращает участие в сезоне Высшей лиги и переходит в Премьер-лигу. В четвертьфинале Премьер-лиги «Свои секреты» занимают третье место и не проходят в полуфинал. В этом же году Екатерина в составе «Своих секретов» с внеконкурсным выступлением попадает в телевизионную версию Юрмальского фестиваля «Голосящий КиВиН 2007».

Свой последний сезон в КВН Екатерина Варнава также играет за «Свои секреты». Как и в предыдущем году, команда в своей 1/8 финала занимает четвёртое место и прекращает участие в сезоне Высшей лиги 2008. На Юрмальском фестивале «Голосящий КиВиН 2008» «Свои секреты» повторяют судьбу «Сборной малых народов» в 2006 году: в итоговую телевизионную версию выступление команды не попадает, а Мария и Екатерина снова появляются в эфире во время исполнения открывающей и финальной песен фестиваля.

Последнюю свою игру в КВН Екатерина Варнава сыграла в составе Сборной Москвы на Спецпроекте КВН 2008.

Принимала участие в КВН «Вне игры». Один раз как участница «Сборной малых народов» (выпуск № 14) и несколько раз как участница команды «Свои секреты» (выпуски № 11, 16-19, 21, 24, 26-27). Была ведущей выпуска № 15 (вместе с Александром Масляковым-младшим и Марией Кравченко).

Екатерина Варнава 2

Екатерина Варнава 3

Екатерина Варнава 4

Екатерина Варнава 5

С первого выпуска в 2008 году участвует в телевизионной передаче «Made in Woman», позднее переименованной в «Comedy Woman» в образе «секс-символа шоу», а также занимается постановкой хореографических номеров.

Снималась для мужских журналов, в частности, для апрельского номера 2010 года русской версии мужского журнала «MAXIM». В ноябре 2012 года Екатерина Варнава появилась на обложке журнала XXL.

С 27 августа по 10 сентября 2012 года вела программу «НТВ утром» (НТВ). Также была одной из ведущих программы «Битва хоров» на канале «Россия-1».

В 2014 году стала ведущей украинского телевизионного проекта «Кто сверху», заменив Ольгу Фреймут.

В 2015 году стала ведущей телепроекта Первого канала «Танцуй!»

Екатерина Варнава

В июле 2015 года совместно с Натальей Андреевной снялась в первоначальной версии клипа «Рекорд Оркестр» — «Лада Седан». В августе 2016 года трижды приняла участие в съёмках рекламы для сети магазинов «Глория Джинс».

В мае 2017 года стало известно, что артистке запрещен въезд на Украину сроком на 5 лет. Ранее она выступала в Крыму со своим шоу Comedy Woman и пела песню о Путине.

В 2017 году стала участницей шоу телеканала ТНТ Love is, а в декабре 2017-го была ведущей одного выпуска украинского теле-шоу «Орёл и решка».

C 21 апреля 2018 года — ведущая шоу «Песни. Реалити» на ТНТ.

С августа 2019 года — ведущая передачи «Вопросы Взрослому» на ютуб канале «Фьючерс».

В 2019 году она покинула Comedy Woman. «Так случилось в моей жизни, что Comedy Woman закончился. И началась в моей жизни эпопея с животными», — отметила она. Варнава имела в виду, что после Comedy Woman стала играть в театре — исполняет роль собаки в спектакле «Бульба. Пир».

С апреля 2020 года — ведущая юмористического шоу «Бой с гёрлс» на канале Пятница! вместе с Александром Гудковым.

С сентября 2020 года — ведущая шоу «Секрет» на канале ТНТ вместе с Дмитрием Хрусталёвым.

Рост Екатерины Варнавы: 175 сантиметров.

Личная жизнь Екатерины Варнавы:

Состояла в отношениях с коллегой по Comedy Woman Дмитрием Хрусталевым.

«Мы друг за друга радуемся. Были друзьями, были в отношениях, вышли из этих отношений очень спокойно, остались друзьями», — говорила Екатерина уже после их расставания.

Екатерина Варнава и Дмитрий Хрусталев

Екатерина Варнава и Дмитрий Хрусталев

С 2014 года состоит в отношениях с танцором Константином Мякиньковым, который на 2 года младше ее. Об их романе стало известно во время шоу «Танцуй!» на Первом канале (Константин принимал участие и дошел до финала, а Катя была ведущей). Хотя познакомились они гораздо раньше: Мякиньков, как хореограф, сотрудничал с Comedy Woman.

Летом 2020 года Варнава сообщила, что рассталась с танцором.

Екатерина Варнава и Константин Мякиньков

Екатерина Варнава и Константин Мякиньков

Екатерина Варнава и Константин Мякиньков 2

С середины 2020-го у нее начался роман с актером и режиссером Александром Молочниковым. Осенью пара впервые вместе вышла в свет — в ходе одного из конкурсных дней фестиваля «Кинотавр-2020», они появились на просмотре картины Александра Молочникова «Скажи ей».

Екатерина Варнава и Александр Молочников

Екатерина Варнава и Александр Молочников

«Не люблю скупердяев. Я неплохо зарабатываю, легко отношусь к деньгам. А есть жмоты, которые все время экономят, в ресторане с калькулятором сидят. Меня это раздражает. Может быть, потому, что такой человек ущербен, экономит и на чувствах. Конечно, мне было бы некомфортно с мужчиной без чувства юмора. Что еще? Я все привыкла контролировать, но не надо мне об этом говорить. Должен быть человек, который просто возьмет инициативу в свои руки, все решит, а я с удовольствием замолчу и расслаблюсь», — говорит Варнава об идеале своего мужчины.

«Я боюсь воды. Обожаю море, яхты, лодки — а вот плавать панически боюсь», — признавалась Екатерина.

Фильмография Екатерины Варнавы:

2008-2011 — Универ — камео
2012 — Счастливы вместе — камео
2012 — 8 первых свиданий — Илона, пластический хирург, невеста Никиты
2013 — Студия 17 — Мила
2015 — Дабл трабл — Саша Ильясова, девушка Романа, хозяйка радиостанции
2015 — СашаТаня — посетитель офиса Саши
2017 — Zомбоящик — проститутка Елена Дронова
2020 — Марафон желаний — Снежана
2021 — Триггер-2
2021 — Love — Виолетта, проститутка

Озвучивание Екатерины Варнавы:

2017 — Садко (анимационный) — жрица

последнее обновление информации: 17.05.2021