Откровение 17 глава

В этой главе описывается нечестие и гибель антихриста в ином виде, чем это было сделано прежде. Прежде антихрист был представлен в виде зверя, а теперь представляется в виде великой блудницы.

I. Апостол получает приглашение взглянуть на эту низкую женщину (ст. 1, 2).

II. Он описывает нам, каков был ее внешний вид (ст. 3-6).

III. Он получает объяснение тайны этой женщины (ст. 7-12) и IV. Предсказание о ее гибели (ст. 13 и далее).

Стихи 1-6. Эта глава содержит новое видение, новое не по содержанию, так как оно по времени совпадает с тем, что происходило при излиянии трех последних чаш, но по образам, применяемым для его описания. Заметьте:

1. Апостол получает приглашение посмотреть на то, что будет представлено здесь: …подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих, ст. 1. Блудница- это очень позорное имя. Блудница (в данном контексте) — это женщина, которая, будучи замужем, изменила своему мужу, забыла друга юности своей и нарушила завет с Богом. Она блудодействовала с царями земными, которых напоила вином своего блудодеяния.

2. Ее вид: он был нарядным и ярким, как подобает женщинам этого сорта: И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом… ст. 4. Здесь были представлены весь блеск мирской славы и вся роскошь мирского богатства, помпезность и высокомерие, подобающие мирским людям с их чувственной, похотливой натурой.

3. Главное место ее пребывания — на звере багряном… с семью головами и десятью рогами, то есть в Риме, городе, расположенном на семи холмах, известном своим идолопоклонством, тиранией и богохульством.

4. Ее имя, написанное на ее челе. Бесстыдные блудницы имели обыкновение вывешивать какой-нибудь знак со своим именем, чтобы все могли знать, кем они являлись. Здесь мы отметим:

(1) Она получила свое имя от места своего обитания -Вавилон великий. Но, чтобы его не могли принять за древний Вавилон в буквальном смысле, делается предупреждение, что в ее имени заключена тайна, оно является названием другого великого города, напоминающего древний Вавилон.

(2) Она получила свое имя за свои постыдные пути и дела; она не просто блудница, но мать блудницам, вскормившая блудниц, воспитавшая их и наставившая их в идолопоклонстве и во всех видах блуда и распутства, — мать и воспитательница всех ложных религий и развратного образа жизни.

5. Ее пища — она упоена кровию святых и кровию свидетелей Иисусовых. Она пила их кровь с такой жадностью, что была упоена ею. Кровь была так приятна ей, что не могла насытить ее; она была уже пресыщена, но не могла удовлетвориться.

Стихи 7-13. Здесь дается объяснение тайны этого видения. Вид женщины привел апостола в большое изумление, и ангел объясняет ему это видение, являющееся ключом к предыдущим видениям; он говорит апостолу, что подразумевается под зверем, на котором сидит женщина, но делает это таким образом, что возникает необходимость в дальнейшем пояснении.

1. Этот зверь был, и нет его, и явится (англ. и тем не менее есть. — Прим. переводчика), то есть некогда был престол идолослужения и преследований, а теперь нет его — нет в его старой, языческой форме, и однако, в действительности, он есть и остается поистине престолом идолослужения и тирании, хотя в другом виде и в другой форме. Он выйдет из бездны (идолослужение и жестокость исходят из ада и являются его произведениями), и снова вернется туда, и пойдет в погибель.

2. Этот зверь имеет семь голов, которые имеют двойное значение.

(1) Это семь гор — семь холмов, на которых стоит Рим.

(2) Это также семь царей семь форм правления. Римом управляли цари, консулы, трибуны, децемвиры, диктаторы, императоры языческие и императоры христианские. Пять из них уже прекратили свое существование, когда писалось это пророчество, один существовал в то время, то есть языческий император, и один, христианский император, должен был еще прийти, ст. 10. Этот зверь, то есть папство, будет восьмым правителем и вновь восстановит идолослужение.

3. Этот зверь имел десять рогов, о них сказано, что они суть десять царей, которые еще не получили царства. Еще, то есть, как полагают некоторые, эти десять царей не восстанут, пока не развалится Римская империя. Или, как понимают другие, они не появятся до тех пор, пока не приблизится конец царствования антихриста, и тогда они примут власть со зверем как бы на один час, будут в течение этого времени единодушны со зверем, будут необычайно ревновать о его интересах, всецело посвятят себя им, отказавшись от своих прерогатив и выгод (столь дорогих для царей) из необъяснимой привязанности к папству.

Стихи 14-18. Здесь дается краткое описание падения Вавилона, более подробно изложенное в последующей главе.

I. Начинается война между зверем с его последователями и Агнцем с Его последователями. Зверь со своей армией на первый взгляд представляется более сильным, чем Агнец с Его армией; может показаться, что армия, возглавляемая Агнцем, не устоит перед великим красным драконом. Но II. Агнец одерживает победу: …Агнец победит их… Христос должен царствовать, пока все враги Его не будут положены в подножие ног Его; несомненно, Он встретится со многими врагами и с большим сопротивлением, но также несомненно, что Он победит.

III. Указывается основание, или причина, победы Агнца. Она заключается:

1. В самом характере Агнца: …Он есть Господь господствующих и Царь царей… Он обладает, и по природе Своей и по Своему положению, высшей властью и господствует над всем. Все силы земли и ада подчинены Его контролю и управлению.

2. В характере Его последователей: Они суть званные и избранные и верные. Они призваны, чтобы участвовать в этой войне; они избраны и найдены годными для нее, и они будут верными в ней. Такая армия с таким Начальником в конце концов покорит себе весь мир.

IV. Грандиозность этой победы видна из:

1. Огромного количества людей, покорявшихся зверю и блуднице. Она сидела (то есть председательствовала) на водах многих, которые представляют множество людей и народов, племен и языков. Она владычествовала не только над царствами, но и над царями, они были ее данниками и вассалами, ст. 15, 18.

2. Могущественного влияния Бога, какое Он оказал на умы великих людей. Их сердца были в Его руке, и Он управлял ими, как Ему угодно, ибо:

(1) Именно во исполнение воли Божией цари согласились отдать царство свое зверю, они были ослеплены и ожесточены судом Божиим, поэтому и сделали это.

(2) Именно Бог впоследствии обратит их сердца против блудницы, так что они возненавидят ее, разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят и сожгут ее в огне. В конце концов они увидят свое безумие, поймут, что были обмануты и порабощены папством, и со справедливым негодованием не только отпадут от Рима, но сделаются орудиями Божиими в деле его разрушения.

Вавилонская блудница на звере

Зверь Апокалипсиса — персонаж книги Откровение в Библии. Всего в книге Откровение упоминаются два зверя.

Один из них выходит из моря, имеет 7 голов и 10 рогов. Это зверь багряный (ярко-красный), на котором воссядет великая блудница, по пророчествам святых православных Отцов — лжецерковь:

И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.

(Отк.17:3)

Другой выходит из земли, похож на агнца, но говорит как дракон:

он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела

Позже автор подробнее описывает первого зверя и разъясняет смысл символов:

Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится.

(Отк.17:8)
И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час.

(Отк.17:7-12)

Этот зверь убьёт двух пророков, которые будут проповедовать три с половиной года истинное Евангелие:

И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их

(Отк.11:7)

В христианском богословии считается одним из названий антихриста в Новом Завете , где он также назван человеком греха, сыном погибели (2 Фес 2,3). Так многократно называет антихриста Иоанн Богослов в своём Откровении (Откр.11:7; 13:1-4; 14:9; 14:11; 15:2; 16:2; 16:10; 16:13; 17:3; 17:7-8; 17:11-17; 19:19-20; 20:2-4; 20:10).

Зверь, выходящий из моря (Анжерский апокалипсис)

Согласно «Откровению» зверю надлежит прийти в конце человеческой истории. Символически это описано так:

И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадем, а на головах его имена богохульные.

(Отк.13:1)

Зверь будет хулить Бога и править землей три с половиной года; развяжет войну против святых и победит. За исключением тех немногих, чьи имена были записаны в Книгу Жизни, весь мир станет почитать зверя. И спросят люди: «Кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?» (Откр. 13:4)

В «Откровении» упоминается также другой зверь — двурогий, и говорится что он будет учить почитать первого зверя, творить великие знамения, низводить огонь с неба; вложит дух в образ зверя, чтобы образ зверя говорил и действовал так, что будет убиваем всякий, отказавшийся поклониться ему; положит «начертание, или имя зверя, или число имени его» на лоб или правую руку живущих, без которого те не смогут ничего ни покупать ни продавать (Откр.13:11—18).

Но все чудеса антихриста окажутся лишь ловкими трюками. Вместо того, чтобы принести на Землю мир и любовь, он вызовет голод и чуму, войны и разрушения. За нечестие народов, подчинившихся ему, землю постигнут бедствия, описанные в «Откровении» (некоторые толкователи склонны проводить параллель между этими бедствиями и ветхозаветными египетскими казнями).

См. также

  • Антихрист
  • Откровение Иоанна Богослова
  • Эсхатология
  • Армагеддонская битва
  • Зверь, вышедший из моря

Просмотр этого шаблона Откровение Иоанна Богослова
Основные события Армагеддон • Страшный суд • Второе пришествие Иисуса Христа
Weyden michael.jpg
Персонажи Иоанн Богослов • Антихрист • Архангел Михаил • Четыре апокалиптических существа • Четыре всадника Апокалипсиса • Аваддон • Зверь, вышедший из моря • Зверь Апокалипсиса • Жена, облечённая в солнце • Вавилонская блудница
Географические пункты Патмос • Пещера Апокалипсиса • Небесный Иерусалим • Вавилон великий
Прочее Число зверя

Омен

Фильмы

Омен (1976) • Омен 2: Дэмиен (1978) • Омен 3: Последняя битва (1981) • Омен 4: Пробуждение (1991) • Омен 666 (2006)

Книги

Омен (1976) • Дэмиэн (1978) • Последний конфликт (1980) • Армагеддон 2000 (1983) • Омен: Отвращение (1985)

Персоналии

Дэмиен Торн • Грегори Пек • Сэм Нилл • Лив Шрайбер

Сопутствующие статьи

Омен • Армагеддонская битва • Апокалипсис • Число зверя • Зверь Апокалипсиса • Антихрист