Отличие религий

Многие люди путают понятия «вера» и «религия», иногда отождествляют их, а часто просто не задумываются над духовным смыслом этих слов. Понятия гармоничны, но не тождественны. Существует также утверждение: «Ничто так не объединяет, как вера и не разъединяет людей, как религия».

Определение

Вера — признание чего-то истинным в силу собственного убеждения, без логического или фактического доказательства.

Религия — это учение о вере, способ, посредством которого человек реализует свое стремление быть связанным с высшими силами. Само слово происходит от латинского ligio (связывать) с добавлением возвратной частицы re.

Образно говоря, если вера – это солнце, то религии – его лучи.

Сравнение

Вера – понятие, объединяющее людей. Группы индивидов на каком-то этапе развития общества во что-то поверили и это их объединило. На основе веры возникло учение, шаблон веры, которое и есть по сути своей религия. В этом учении не все верующие увидели отражение своего видения мира. Но не может быть религий столько же, сколько и людей. Поэтому само это понятие не всегда является фактором объединяющим.

Реклама

Вера может существовать без религии. Даже самые неразвитые цивилизации во что-то верили, не оформив такое восприятие мира в определенную религию. Религия – форма мировосприятия, которая обусловлена верой человека в высшие силы. Она невозможна без веры. В этом случае она превращается всего лишь в набор определенных культурных традиций, в своеобразный моральный кодекс и становится мертвой.

Вера обусловлена особенностями психического развития личности. Человек волен выбирать тот Абсолют, вера в который сделает его счастливым. Религия – это уже имеющееся учение о выбранной вере, ее существование не зависит от желания отдельного индивида.

Вера обновляет внутреннего человека. Через помыслы и чувства личность стремится к идеалу, которым является Бог. Религия – внешнее проявление веры. Она помогает человеку поддерживать правильный ориентир.

Личность, да и целые народы, способны потерять веру. Но наступает момент, когда возникает непреодолимое желание восстановить связь с Абсолютом. В своей вере человек начинает прогрессировать. Религию, как способ проявления веры, можно сменить, но нельзя потерять. Переход от одной религии в другую не является прогрессом.

Вера бескорыстна, она принимается сердцем, осознается умом и не насаждается насильственно. Многие исторические факты свидетельствуют о том, что часто религия способна эксплуатировать веру, но никогда не было наоборот.

Религия, как любое учение, возникает на определенной почве. В данном случае – на вере, которая есть непременный ее атрибут. Но для самой веры религия не всегда безусловный атрибут.

Выводы TheDifference.ru

  1. Вера первична, ее человек выбирает, религию принимает.
  2. Вера может существовать без религии. Религия основывается на вере.
  3. Веру можно потерять, но она также способна прогрессировать. Религию можно сменить, но не потерять, также в ней нет прогресса.
  4. Вера – внутреннее обновление человека. Религия – внешнее проявление веры, ее шаблон.
  5. Вера обусловлена особенностями психики отдельного индивида. Религия – устоявшееся учение, не зависящее от видения ее отдельно взятой личностью.
  6. Вера объединяет людей, религия часто разъединяет.
  7. Вера бескорыстна, религия преследует определенную цель, не всегда благую.
  8. Вера – безусловный атрибут религии, но не наоборот.

Христианство и другие религии

Свящ. Георгий Кочетков, магистр богословия

РЕЛИГИЙ и религиозных, а также мистических сект и практик было, есть и будет очень много. Это и составляет некоторую проблему для христианства, исповедующего единую Истину в едином Боге, а также единство человеческого рода, созданного по единому образу Божьему, содержащемуся в каждом человеке. Поэтому не случайны часто задаваемые в наше время вопросы: «Как же, если Бог один, может существовать множество религий?» Или: «Неужели все религии ложны и только христианство (православие) единственно истинно?» Или: «Неужели все нехристиане (неправославные) погибнут? А если они ничего не слышали о Христе и христианстве?» Или наоборот: «Неужели возможно спасение вне Христа и Его Церкви, ведь сказано: «Уверовавший и крещенный будет спасен…» (Мк 16:16)?». Или: «А может быть, разные религии – лишь разные пути к одному и тому же единому Богу, а различия между ними – лишь по форме, а не по содержанию, и объясняются только историческим, культурным и национальным своеобразием того или иного народа?» Дать главные направления для христианского ответа на эти вопросы и есть наша задача.

Религии мира могут быть классифицированы с разных позиций. Одна из важнейших классификаций – их деление на мировые и немировые. К мировым религиям относятся все религии, вышедшие далеко за рамки одного народа, страны, континента. Остальные называются немировыми, часто просто национальными. К мировым религиям принято относить три: христианство, ислам (мусульманство) и буддизм.

Другая общепринятая классификация религий – деление на монотеистические и языческие.

Монотеистические религии – это религии, которые исповедуют не просто одно божество, численно одно, как это могло быть уже в Древнем Египте и Древней Индии, но одного-единственного Бога – Святого Бога, открывшего Себя в древности патриарху Аврааму, Бога-Творца, создавшего небо и землю, т.е. весь видимый и невидимый мир со всеми его мирами, давшего в нем жизнь животным и дух человеку. Таким образом, это не просто религии единобожия, а религии Авраамовой и библейской традиции. Их насчитывается столько же, сколько и мировых – три. Это те же религии, только вместо буддизма к ним относится иудаизм. Иудаизм – не мировая, а национальная религия, которую исповедует большинство евреев, а буддизм – хотя и мировая, но не монотеистическая, а языческая религия, ибо она не приобщена к Авраамовой традиции единобожия. Примером же немировой (национальной) и немонотеистической (языческой), но также великой религии в наше время может служить индуизм. Итак, беря за точку отсчета христианство, начнем разговор с мусульманства.

Что такое мусульманство, или ислам? Это единственная, кроме христианства, мировая и монотеистическая религия. Она возникла в первой половине VII в., в 630 г. Она широко распространена и до сих пор бурно разрастается.

«Символом веры» мусульманства является формула: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Магомет – Его пророк». В мусульманстве все гораздо проще, чем в христианстве: верь согласно «символу веры», совершай пять раз в день молитву, один раз в год, в месяц рамадан, пост, добровольную очистительную милостыню и один раз в жизни – паломничество в Мекку, а если не можешь в Мекку, то в подобные святые места, например в Иерусалим.

Таким образом, с одной стороны, для ислама характерна максимальная упрощенность. Слово «ислам» и переводится просто как «подчинение» (Богу). Ислам проповедует, начиная с первых дней своего существования, – и это хорошо видно в Коране, основной вероучительной книге ислама, – возвращение к вере Авраама, вере, с нашей точки зрения, хотя и в истинного Бога, но еще несовершенной, ибо не знающей откровения Моисеева Закона, Давидовой Надежды и откровения Любви, данного во Христе и через Христа как Сына Божьего и Сына Человеческого. Для последователей ислама Бог непостижим и недостижим, Его нельзя познавать, а поэтому в нашем смысле слова духовной жизни человека там нет, как нет там и таинств, иерархической церкви и т. д.

Но с другой стороны, упрощенность ислама ведет к некоторой противоположности. В исламе жить сложно (только сложность эта иная, чем в христианстве с его бременем свободы), ибо Бог говорит только через пророка Магомета, который преподает своим последователям все законы жизни, и до мелочей, до мельчайших подробностей регламентирует все формы жизни человека через толкователей этих законов. Поэтому в исламе огромную роль играют законы шариата, т.е. предания, или традиции.

Неудивительно поэтому, что ислам нередко носит откровенный сектантско-законнический (отсюда происходит и его фанатизм), эклектический и мифопоэтический характер, вплоть до расцвеченной сказочности. Это именно вера, обычно сильная и связанная с верностью, но фанатичная и слепая, т.е. больная недостатком Любви и опыта Богопознания, что подрывает и ее пророческое основание. Она включает в себя многие элементы иудаизма, христианства и даже дуализма и иного язычества, причем главными остаются все же христианские черты. Иисус для мусульман (как и Ной, Авраам, Исаак и Иаков, Моисей и Давид) – один из величайших Божьих пророков. В одном месте Корана Он даже прямо называется Христом – Мессией. Но все же для них Он меньше Магомета, Он – Христос, но не Сын Божий. Правда, выражение «Сын Божий» они понимают не так, как мы, а поэтому и отрицают с ним не совсем то, что мы утверждаем.

Таким образом, за признание Иисуса Христом мы могли бы их назвать даже ветвью христианства в широком смысле слова, или христианской сектой, но только очень большой и неправославной (еретической), ибо они не знают Христовой благодати – откровения о Боге как Святой Троице и о Христе как Богочеловеке, Спасителе мира и каждого верующего человека.

В исламе есть несколько направлений с довольно натянутыми отношениями, даже враждой между ними. Главные из них – сунниты и шииты. Кроме того, существует мистический, как бы монашеско-аскетический орден суфиев и есть различные богословско-философские школы. Однако все мусульмане чувствуют себя членами единой общины (уммы).

Третьей мировой религией является буддизм. Он возник в VI-V вв. до н.э. в Индии. Будда (т.е. Просветленный) Шакьямуни показал путь ухода человека от тотальных страданий в этом падшем мире. В буддизме до сих пор самой сильной является его отрицающая сторона, его апофатическая правда о мире сем и жизни в нем.

Буддизм на вершине своего учения отрицает грубое идолопоклонство и кастовое неравенство людей, но с другой стороны, это – утонченный пантеизм, в нем нет откровения и познания трансцендентного личного Бога. Тем более нет в нем откровения благодати Христовой.

Буддийский «бог» разлит в природе как ее духовная первооснова, как духовный абсолют и свет. Он не имеет личного имени. Человек, уходя из этого мира и тем самым от страдания, должен достичь простого соединения, слияния с этим божеством по принципу «ты одно с тем», что означает, в частности, преодоление дуализма субъекта и объекта (правда, увы, безличное и безличностное). Здесь необходим отказ человека от всех желаний, их преодоление.

Но растворяясь таким образом в божественном абсолюте, человек не только обретает абсолютный покой и уходит от всех страданий в свет нирваны, но и теряет всего себя. Он действительно уходит от своей индивидуальности, самости и своеволия, но не обретает и своей духовной личности.

Для буддизма (как и для родственного ему индуизма, о котором мы будем говорить ниже) характерна развитая мифология, трансцендентальная мистика и соответствующая ей богатая аскетическая практика очищения души и тела своими, часто сокрытыми и укорененными в космосе силами. В нем также имеется несколько течений (главные – махаяна, в том числе ламаизм и дзен, и хинаяна). До ХХ в. с христианством буддизм почти не сталкивался.

Как мы уже говорили, буддизм – языческая, немонотеистическая религия. А языческие религии не знают пути «сверху вниз», они знают только путь «снизу вверх», т.е. путь трансцендентального познания божественного в отрыве от пути трансцендентного Откровения Бога.

Не зная же Откровения и единого истинного святого личного Бога – Творца всего мира и нашего Небесного Отца, они имеют только то, что так или иначе можно познать лишь изнутри падшего человека и мира, в том числе из актуализируе-мого естественными, своими силами образа Божьего в человеке, из общественных и природных связей и соответствующего опыта.

Поэтому и в таком язычестве может быть много ценного и правильного, отчасти даже истинного. Вот почему, хотя языческие боги суть не боги (см. 4Цар 19:18; Иер 2:11, 16:20; 1Кор 8:5 и Гал 4:8), совсем ложных религий в мире нет (ср. Пс 81:1, 96:7, 134:5, 135:2; Рим 1:20), а язычники, если живут по совести, хотя лично и не знают Бога во Христе, все же имеют надежду на спасение (см. Рим 2:6-29, особенно 14-15) – Духом Святым, Который «дышит, где хочет» (Ин 3:8).

Буддизм, например, есть весьма тонкое и благородное, в лучшем смысле этого слова, язычество. Но много дало и дает человечеству и иное язычество Востока – Египта, Вавилона, Персии, Индии, Китая, как и Древней Греции, Рима и т.д. Такое язычество глубоко и серьезно и требует соответственного отношения с нашей стороны. Но работа по узнаванию и отделению частей правды и истины в язычестве от неправды и неистины в нем же (см. Быт 6:1-6) только началась. Здесь еще нет общей картины и должной последовательности.

Особое значение в наше время среди языческих религий, кроме буддизма, имеет индуизм, великая индийская национальная философская вера, возникшая задолго до буддизма. В рамках пантеизма он мудро учит о мировом и человеческом духе, т.е. брахмане и атмане, призванном к полному трансцендентальному единству. Но в индуизме, как и во всяком язычестве, сильно развит магизм. И для него характерно безличностное, а к тому же еще и кастовое, отношение к человеку, выражающееся, в частности, в учении о переселении душ. В Индии он имеет множест-во школ, сект и направлений, не сводимых друг к другу. Он впитал в себя даже буддизм. К нам индуизм часто проникает через йогу и оккультные секты, теософию, антропософию, кришнаитов, рерихианцев, учения многочисленных гуру. (См. Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура. М., 1994. Интересна и его статья о так называемом «Тибетском евангелии», доказывающая его теософское происхождение: Современные размышления по поводу одной старинной подделки // Народы Азии и Африки. М., 1990. № 4, а также Православная община. М., 1992. № 2. С. 80-85.)

Такой же не мировой, а национальной, но не языческой, а монотеистической религией является иудаизм. Заметим, что никогда не должно путать понятия «иудей» (точнее, «иудаист») и «еврей». Иудей, или иудаист, – это человек, который исповедует определенную религию – иудаизм, а еврей – это человек определенной национальности. Еврей может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, что в наше время еще нередко и бывает, а иудаистом в принципе может стать человек любой национальности и культуры.

Иудаизм не есть религия времен Ветхого завета или земной жизни Господа Иисуса Христа, как часто думают. Хотя в иудаизме и сохраняется многое от той веры, в том числе ожидание Мессии, однако иудаизм уже немыслим без возникших позже учений Талмуда, каббалы, хасидизма и т. д.

Иудаизм часто играл и играет роль средства сохранения национального единства, особенно в еврейской диаспоре, он и сейчас стоит на закваске книжников и фарисеев, выбирая скорее Бараббу вместо истинного Машиаха – Иешуа.

Храма и соответствующего культа в иудаизме с 70 г. н.э. до сих пор нет. Его заменяют многочисленные, разбросанные по всему миру синагоги и дома верующих. Заменяют, конечно, лишь в той мере, в которой они вообще могут заменить богослужения Иерусалимского храма.

Для иудаизма тоже характерны разные течения – от ортодоксального до весьма модернистского. Его отношение к христианству в целом скорее настороженное, и даже враждебное, что особенно хорошо видно в узко-ортодоксальных кругах и районах современного Израиля, в котором христианину, особенно еврею-христианину, жить очень трудно, почти невозможно.

Очень большую роль в иудаизме играет Талмуд – комментарии и комментарии на комментарии к Библии. Среди его правил есть и весьма хорошие, и весьма сомнительные. Например, иудею не позволено подходить к христианину ближе, чем на три метра (несмотря на это, среди евреев во все века нашей эры были истинные христиане, в наше же время их стало еще больше, чем раньше).

Но, к сожалению, подчас иудаизм становится уже даже не национальной, а прямо националистической силой, более охраняющей свой народ по плоти, чем Божью Истину, и тем самым ввергающей его во все новые беды и страдания в мире. В этом символ развития (и деградации) иудаизма до сего дня. «Сбой», который произошел во времена Иисуса Христа, когда время посещения Господом Иерусалима не было узнано («во славу Божию и Израиля»!) бывшим тогда богоизбранным народом, все дальше уводит этот народ от Бога, от истинного откровения во Христе, т.е. от того откровения, которое они отвергли.

Впрочем, и сейчас среди иудеев разных толков можно найти искреннее и праведное следование за Богом и Его Законом, и даже открытость к Богу во Христе и Его Церкви.

Говоря о существующих ныне религиях, мы должны различать, говорим ли мы вообще и книжно о той или иной религии, либо об этой же религии в ее современном и реальном состоянии. Сейчас для нас более важно именно современное состояние религий, а не вообще образ той или иной из них. Почему? Для христиан очень важно сохранять христианство по его духу и смыслу одним и тем же, так как «Христос всегда один и тот же». Это тождество не зависит от различий в развитии форм христианской жизни, в том числе форм культа. Этот принцип не зависит и от тех недостатков и искажений, которые есть в христианской жизни. Поэтому мы определенно можем сказать, что и сейчас по своему духу Церковь Христова (православная, во всяком случае) та же, что и в апостольскую пору. В нехристианских же религиях обычно бывает наоборот, ибо в них часто до сего дня существуют очень консервативные древние внешние формы, а дух и смысл их менялся и меняется. Так изменчивы и все крупные и значительные религии: мусульманство, иудаизм, буддизм, индуизм. Поэтому, чтобы человеку познать их, ему в принципе будет недостаточно знать только их книжные источники и историю (а для познания христианства может быть достаточно знания только о том, как покаяться, обратиться к Богу во Христе и принять в Церкви Дар и благодать Святого Духа).

Говоря о существующих религиях, также надо всегда помнить, что христианство – не только и не столько религия, ибо в нем – вся полнота жизни и духовной связи людей с Богом, друг с другом и с миром. Все остальные учения и духовно-аскетические практики есть религии, ибо все они всегда частичны, хотя также претендуют на всю жизнь человека, на весь дух, всю правду и всю истину.

И еще нужно помнить, говоря с нехристианами или о них, что нельзя реагировать только на их слова, термины и самоназвания, делая из них мертвые ярлыки, требующие однозначного к себе отношения. Важно знать, что стоит за этими словами. Очень часто одно и то же слово (или иная форма) несет в себе разный дух и смысл, которые нужно еще выявить.

Кроме того, надо учитывать, что внутри одного и того же определенного течения или одной и той же религии могут существовать не только различные типы духовности, но и целые различные направления. Например, в мусульманстве – это те же сунниты и шииты, а в иудаизме – тот же ортодоксальный и неортодоксальный иудаизм. Есть там теперь даже движение так называемых мессианских евреев, которые признают Святую Троицу, Иисуса как Христа и святое Крещение, хотя внешне и не выделяются из традиционного иудейства.

К слову говоря, это довольно развитое течение в Америке, а теперь и не только в Америке. Есть оно и в Москве. Такие «мессианские евреи» скорее похожи на древних иудеохристиан, хотя вопрос о мере их православия и не прост. «Обновленный иудаизм… отказался от множества элементов религиозного закона, приблизил строй службы в синагоге (которая стала называться «храмом») к строю службы в протестантских церквах и отказался от основных догм иудейской ортодоксии: веры в Мессию, который восстановит Израильское царство… Эти догматы стали толковаться… в духе расплывчатого либерального прогрессизма (эпоха Мессии – это создаваемое в результате усилий всего человечества справедливое общество и т.п.)» (Религия в политической жизни США. 70-е-нач. 80-х годов. М., Наука. С. 171.)

И еще важно помнить, что к нашему времени все религиозные направления и религии испытали то или иное влияние христианства, а потому уже выработали свое отношение к нему, а следовательно, выработали и свои защитные от него механизмы как формы самосохранения, которые часто существуют скрыто, завуалированно.

Особенно они развиты в тех религиях, которые много соприкасались в своей истории с христианством, например в иудействе и мусульманстве. Но сейчас они почти сложились и в индуизме, и в буддизме, чему очень помогли различные теософские учения, в том числе у нас и рерихианство (агни-йога). Они облачили старый индийский языческий дух в одежды, внешне более или менее приемлемые для людей христианской культуры. То же самое можно сказать об антропософии (штейнерианстве), в которой христианских элементов больше, чем в теософии, но которая тоже есть нехристианское течение.

Все эти скрытые механизмы не надо ни недооценивать, ни переоценивать; в то же время ни забывать о них, ни слишком бояться их нельзя. Правда, надо помнить и то, что кроме них в мире существуют и другие – открытые «враги нашего благовестия», пусть пока и не очень многочисленные (это выражение апостола Павла, который так говорил об иудеях, не принявших веру во Христа, хотя и близких ему по крови, за которых он был готов отдать очень многое, даже быть отлученным от Христа, но которые и для него все же оставались врагами Евангелия Христова).

Таким образом, в мире, обществе и человеке «дьявол с Богом борется», и очень часто это – жестокая битва. Конечно, в итоге, в ней Бог во Христе победит Духом уст Своих, но только если христиане не забудут о евангельском отношении к врагам.

Итак, если говорить в целом, то чем же являются для нас разные религии? Об этом, на мой взгляд, прекрасно сказал священник Сергий Желудков в своей книге «Почему и я – христианин». Вот его слова: «Разные религии суть как бы различные системы связи религиозных людей с божественным и между собой».

Вот прекрасная формула, если только ее правильно понять, если не путать божественное с Богом, ибо не всякое божество есть Бог. Божественное может включать в себя и трансцендентное, и трансцендентальное. Здесь может подразумеваться и неотмирный Бог, и всевозможные божества в мире сем. Поэтому сюда, действительно, можно включить все религии мира, а если понимать христианство и как религию, то и христианство.

Далее о. Сергий пишет: «И даже внутри религии, например индуизма или нашего христианства, есть разные ступени и типы, степени религиозности. Все это разнообразие показывает великую зависимость восприятия божественного от человека, одновременно от его ограниченности и от его свободы. И другие религии истинны в том, что у них есть общего с Христианством».

Это очень хорошие слова, если их не понимать эгоистически, не понимать узко. Поистине во всех религиях есть какая-то часть правды и даже истины, которая иногда превосходит и само их учение, их доктрину, и даже данную религию в целом, но которая ей почему-то свойственна и которая всегда хороша.

И эта же часть, правда, подчас лишь потенциально, но, к сожалению, не актуально, содержится и в полном Христианстве, в том или другом пласте его Писания и Предания. Очень часто именно благодаря тому, что мы можем увидеть истинного и хорошего в других (это относится и к другим христианским конфессиям), мы актуализируем в большей мере свою собственную потенцию. Поэтому никогда не следует бояться встречи с другими, не такими, как мы, людьми, причем по-настоящему открытой и любовной встречи.

Здесь не надо входить в какие-то крайности, но живые, открытые отношения, свидетельствующие о нашей христианской любви, у нас могут быть со всеми людьми, независимо от принципов их веры и жизни. Только тогда везде найдется что-то хорошее и для нас полезное.

Если же мы еще покажем это хорошее самим этим людям (то, что действительно у них хорошо) и если еще тактично и с любовью им покажем то, чего у них нет, чего им недостает (а при особо благоприятных обстоятельствах – и то, что у них нехорошо), то всякий искренний, честный и благодарный человек нас очень хорошо поймет и за нами к Богу пойдет. А мы не будем ни фанатиками, т.е. носителями веры без любви к ближнему, ни предателями своего истинного Бога и своей истинной Веры (что, к сожалению, очень часто в наше время бывает, поскольку нас постоянно «заносит» то в одну, то в другую сторону).

Итак, надо не спорить с инаковерующими, не просто переубеждать их, а благодатно свидетельствовать им и действовать по «принципу дополнительности», т.е. восполнять для каждого человека его положительный опыт своим положительным опытом. И он всегда поймет и примет нас. Вот это – самое главное, именно в этом смысле слова о. Сергия Желудкова замечательны.

И в заключение – самый трудный и важный вопрос: как отграничить в христианстве, а тем более в других религиях, истинное от ложного? Каков здесь критерий доброго и истинного?

Ясно, что таким критерием в данном случае не может быть наука, ведь все религии духовны и поэтому ненаучны (точнее, инонаучны). Здесь необходим духовный опыт распознавания истины, добра и красоты по духу и плодам (вспомним нашу беседу о Предании и преданиях: Священное писание и Священное предание Церкви, ее писания и предания // Кочетков Г., свящ. «Идите, научите все народы»: Катехизис для катехизаторов. М., 1999. Тема IV. С. 107-143.).

Дары оценки плодов и различения духов – это благодатные дары, которые особенно ценны в наше время в Церкви. Это не субъективные, но в то же время и не объективные вещи, а поэтому надо еще выработать особый язык для духовного общения с любым открытым и честным человеком, с чего бы он ни начинал и какой бы путь он прежде ни прошел.

Здесь есть еще одна большая проблема: это глубокое различие культурных и духовных традиций разных людей. Но всякий человек выше культуры, которая всегда должна быть производной от него. Человек, даже очень традиционный, призван к царственной свободе в духе и во всей своей жизни, в том числе к свободе от культурной, национальной, исторической и прочей инерции. Такому-то человеку и открывается путь к Богу и Его Истине, которая жива, ибо она есть воскресший Христос.

1. СХОДСТВА РЕЛИГИЙ.

2. РАЗЛИЧИЕ РЕЛИГИЙ

3. НАУКА И РЕЛИГИЯ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ.

чем различны религии

Сходства религий

В этом разделе мы выясним все сходства и существенные различия в основных религиях между собой Различие религий между собой, является причиной скептического отношения к религиозным учениям в целом. В мире существует несколько основных религий, которые оказывают определённое влияние на большинство населения нашей планеты. Но возникает законный вопрос: если религиозные учения, это не просто «затуманивание мозгов», а несут в себе подлинное знание, и излагают действительную историю человеческого развития, то почему существует так много разногласий и различий в религиозных вопросах между собой?

Сходства во взглядах различных религиозных течений, гораздо больше, чем различий. Попробуем их выделить.

Во всех основных религиях мира, присутствует определение личности человека, как нематериальной сущности, которая, после смерти своего физического тела, не прекращает своего существования, а перемещается в другие условия существования, в зависимости от поступков, совершённых в своей жизни на Земле.

Сходством в основных мировых религиях, является понятие о существовании Бога, как Первопричины творения, а также существования рая и ада, о котором сказано в греческой мифологии, в древнеегипетских писаниях, в ведических священных писаниях и во всех основных религиях. Достаточно полное описание адского и райского существования, дано в Ведической литературе. В частности сказано о том, что райские миры – существуют в материальном мире, и представляют из себя, высокоразвитые цивилизации. Так же существует и Духовный (райский) мир, планеты которого состоят не из молекулярной материи. Так же, в Ведических писаниях обозначены условия: в каком случае человек попадает на райские планеты материального мира, а в каком случае отправляется на планеты Духовного нематериального мира, где получает тело, более тонкой, не молекулярной природы. Подробное описание райских и духовных миров даётся в «Шримад-Бхагаватам».

Более подробно о местонахождении во вселенной ада и рай можно прочитать в статье сайта: — КАК ВЫГЛЯДИТ АД И РАЙ В РЕАЛЬНОСТИ, ГДЕ НАХОДЯТСЯ — страница откроется в новом «ОКНЕ”.

Различные жертвоприношения то же являются сходством большинства религий. Цель жертвоприношений определялась ка к возможность дать душе животного переселиться в новое тело – более развитого животного. Этим могли заниматься только специально обученные жрецы. В более позднее время, жертвоприношение перестало практиковаться, так как в эту эпоху практически нет знатоков такого сложного процесса. И это совпадение мировых религий, тоже является общим сходством всех основных религиозных направлениях.

Во многих религиях мира, есть общее упоминание о потопе., что также является сходством между религиями.

Понятие духовных сущностей, не имеющих физического тела, но присутствующих в материальном мире, является ещё одним общим сходством среди основных религиях мира.

Поразительным образом совпадает информация о продолжительности жизни людей, живущих в исторические времена. В Ведической литературе, и в Ветхом Завете говорится о том, что раньше продолжительность жизни людей, была значительно больше, чем жизнь современного человека.

Основные заповеди, приведённые в главных религиозных учениях, которые должен соблюдать человек, также практически схожи и не имеют отличий.

Ещё одним общим сходством религий, является понятие человеческого греха. Чёткое определение запретных (греховных) действий, имеют однозначное сходство. Грех, совершённый на мысленном (умственном) уровне, так же считается греховным действием в разных религиях.

Общим взглядом является и то, что человек был сотворён по образу и подобию Верховной Божественной Личности.

Во многих религиозных писаниях, встречается упоминание о гигантах, живших в древности. Это подтверждается последними археологическими раскопками, при которых были обнаружены останки людей, достигающих длины до пяти метров.

Пребывание Бога в сердце каждого человека, тоже является общим понятием основных религий. Отсюда отношение к каждому человеку, как к храму Божьему – тоже является общим сходством религий.

Общим моментом является использование чёток, для чтения молитв, и произношения мантр в индуизме, а также и в исламе (для повторений имён Всевышнего).

Общим сходством мировых религий является понятие о неких различных видах энергии, которые исходят от Верховной Личности Бога. В Христианстве это Святой Дух, в индуизме это Брахман.

Общим моментом, является изображение святящегося ореола вокруг изображения голов воплощений Всевышнего, или святых личностей, пророков (индуизм, буддизм, ислам, христианство).

в чем сходство между разными мировыми религиями

Более подробно о том – как выглядит Бог (Всевышний) в разных религиозных направлениях, описано в статье: — Кто видел Бога. Как выглядит Бог.
В разных религиях, помимо определённых молитв, рекомендовано постоянное произнесение святых имён. В христианстве, об этом сказано в «правиле Серафима Саровского». В вишнуизме (индуизм) это произнесение «Маха мантры». В исламе, также рекомендовано повторение имён Всевышнего.

Знание о том, что душа переселяется после смерти физического тела в новое тело – также общее во многих религиях. В Библии есть следующий эпизод, который доказывает знание о реинкарнации человеческой души:

1. «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?” (от Иоанна 9:1-3).

Из этого эпизода становится ясно, что ученики предположили один из вариантов того «что родился слепым”, что согрешил он сам. Но когда он мог согрешить, чтобы родиться слепым?? Понятно, что не в материнской утробе. Знания о реинкарнации человеческой души было в последствии упразднено. Это было не выгодно власть содержащим правителям, которые не хотели, чтобы этим знанием владели обычные люди. Более подробно, этот вопрос рассмотрен разделе РАЗЛИЧИЯ РЕЛИГИЙ.

……………………….

Парадоксальные результаты одного опроса:

……………………….

Одним из однозначных и интересных современных подтверждений того факта, что человеческое сознание не умирает со смертью физического тела. является исследование сознания людей под гипнозом. Рекомендую вам ознакомиться с книгой Майкла Ньютона «ПУТЕШЕСТВИЕ ДУШИ”, которая сразу стала – бестселлером. Майкл Ньютон профессиональный гипнолог высшей категории, в своей книге документирует информацию, которую получал от пациентов. находящихся в глубоком гипнотическом трансе. Тот факт, что во время гипноза, сознание пациента – не работает («выключено”) исключает момент – воображаемых и вымышленных видений человека. Ознакомиться с эпизодами из книги, и прочитать книгу онлайн, можно перейдя по ссылке: «ПУТЕШЕСТВИЕ ДУШИ» (страница открывается в новом «ОКНЕ»)

Вегетарианство в мировых религиях это тоже общий момент. Лишь изменения с течением времени взглядов некоторых религиозных деятелей, из-за опасения потерять большинство своих последователей, привело к расхождению в мнении об убийстве. и употреблении в пищу животных. Более подробно, с выдержками из священных писаний об этом можно почитать «ЗДЕСЬ”.

Последние научные открытия говорят о том, что на территории современной России, и на большей части всей Евразии, длительное время находилась Ведическая цивилизация. Эта цивилизация имела большие познания в материальном мироздании и в духовных знаниях. Эти духовные знания сохранились в индуизме и в славянском родноверии. Ведические духовные знания давали понятие о различных высокоразвитых личностях, которые могли перемещаться в космосе (полубоги). Также было одно понимание Высшего Разума – единого Всевышнего. Ещё одним сходством религий мира можно назвать совпадение имён полубогов (высоко развитых личностей) и Имён Всевышнего в индуизме и славянском родноверии: Вишну – Вышний (Вышень); Кришна – Крышень; Рама – Рахма. Также схожи имена полубогов: Сварог – Ишварог; Сива – Шива; а также: Индра, Мара, Рада, Сурья.

…………………………………
НОВАЯ СТАТЬЯ САЙТА:

…………………………………

И в родноверии и в индуизме имеется знание о реинкарнации – переселении души в другое тело или в другое измерение существования. Из «Велесовой книги» известно, что если человек вёл праведную жизнь, то в следующей жизни, его энергетическое волновое тело (душа) переродится в материальном теле на высокоразвитых планетах (райских), именуемых «Сварга» (Сваргалока в индуизме). В индуизме упоминаются системы райских планет «Сваргалока».

Всё это без сомнения говорит о том, что родноверие и индуизм это религии, которые имеют сходство и один источник духовного знания. Более подробно об источнике древней Ведической цивилизации можно почитать

Ещё одним сходством в разных религиях мира, является то, что в Божественных именах – также просматриваются сходства. Вот несколько примеров.

Древние семиты называли Бога Элох (Элоах) – очевидное сходство с мусульманским «Аллах» Это слово встречается в Ветхозаветной книге «Бытие», где Бога именуют Элох(им).

«Христос» происходит от греческого слова «Кристос», означающего «помазанник». В Индии к Всевышнему обращаются «Кришна» или «Кришта» – санскритское слово. Таким образом, «Кристос» – это греческий вариант слова «Христос», и санскритского «Кришта», или «Кришна».

В апокрифе «Тибетское Евангелие», рассказано о путешествии Иисуса Христа с возрасте от 14 до 29 лет в Индию и в Тибет. Вот некоторые выдержки из этого апокрифа:

  1. Четырнадцати лет молодой Исса, благословенный Богом, переправился на

другой берег Инда и поселился у Арийцев, в благословенной Богом стране.

  1. Слава о чудесном отроке распространилась в глубину северного Инда;

когда он следовал по стране Пенджаба и Раджпутана, почитатели бога Джайна просили его поселиться у них. ( Джайнизм – ветвь религии в индуизме, в которой отсутствует понятие личности Всевышнего (комментарий сайта).

  1. Но он оставил заблуждавшихся поклонников Джайна и остановился в Джаггерна те, в стране Орсис, где покоятся смертные останки Виассы-Кришны, и там белые жрецы Брамы устроили ему

радушный прием.

  1. Они научили его читать и понимать Веды, исцелять молитвами, обучать и разъяснять народу Священное Писание, изгонять из тела человека злого духа и возвращать ему человеческий образ. 5. Он провел шесть лет в Джаггернате, Раджагрихе, Бенаресе и других священных городах;

все его любили, так как Исса жил в мире с вайсиями (сословие торговцев) и судрами (наёмные работники), которых он обучал Священному Писанию. ( «Тибетское Евангелие»).

Полный текст «Тибетского Евангелия” опубликован на нашем сайте в разделе «АПОКРИФЫ”.

Из вышесказанного (пункт 3,4), где сказано, что Иисус Христос сам учился читать и понимать Веды, следует, что содержащаяся в Ведах информация, является авторитетной, и достойной для изучения даже для такой величайшей личности – как Иисус Христос.

Как можно видеть, практическое сходство Имён Верховной Личности, говорит о том, что происхождение этих Имён, которые употребляются в разных религиях, разных народов, зачастую удалённых друг от друга на тысячи километров, имеет один общий источник.

И самым основным сходством религий мира, является признание одной Верховной Личности Бога (монотеизм). В религиях, где встречаются упоминания о множестве Богов, всё равно существует понимание об одной Верховной Личности Бога. Остальные Боги, или полубоги, являются лишь могущественными, высокоразвитыми существами, имеющие материальные тела, но не обладающие способностями, какими обладает Верховная Божественная Личность.

— РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ РЕЛИГИЯМИ —

Сходства между двумя религиями

Сходства в религиях, а в частности в священных писаниях Ислама – Коране, и в священных писаниях индуизма (ведические священные писания), приведены в книге А. К. Айтжанова «Ислам и Веды. Опыт сравнительного изучения суфийской и вайшнавской религиозных традиций”. Особенное сходство приведено в описании структуры нашей вселенной, в описании жизни на «высших” планетных системах, и условий существования на планетах «ада”. С книгой онлайн можно ознакомиться на нашем литературном сайте, перейдя по ссылке:

………..

Существуют некоторые направления развития личности человека, которые позиционируют себя как – «религия”. Это не соответствует действительности. Рекомендуем новую статью нашего сайта: — «ЧТО ТАКОЕ САЕНТОЛОГИЯ И ДИАНЕТИКА” — (ссылка откроет страницу в дополнительном «ОКНЕ”).

…………………………………………………….

……………………

РЕКОМЕНДУЮ СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ:

(!!) — ЖИЗНЕННАЯ ЭНЕРГИЯ ЧЕЛОВЕКА – уникальный взгляд на наше ощущение счастья (новая статья).

— КАК ПОДНЯТЬ ЖИЗНЕННУЮ ЭНЕРГИЮ.

— ВЕДИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ

— ТЕОРИЯ ДАРВИНА. ОПРОВЕРЖЕНИЕ – объективные факты несостоятельности теории Дарвина, также научно — популярный фильм, полностью опровергающий дарвинизм.

— ПОЧЕМУ БОГ ДОПУСКАЕТ ВОЙНЫ, СТРАДАНИЯ И СМЕРТЬ ДЕТЕЙ?

— ЛЕКЦИЯ О. Г. ТОРСУНОВА – полный ответ на вопрос: «КАК быть счастливым в семейной жизни”.

— КАК ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНУЮ РЕЛИГИЮ.

— КАК ПРИБЛИЗИТЬСЯ, ПОЗНАТЬ И ОБЩАТЬСЯ С БОГОМ.

— ЕСТЬ ЛИ ДУША У РАСТЕНИЙ – ИССЛЕДОВАНИЯ, КОТОРЫЕ ПОКАЗАЛИ НАЛИЧИЕ У РАСТЕНИЙ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ЛОГИКИ И ИНТЕЛЛЕКТА!