Отношение к просвещению

Главным героем пьесы является Чацкий Александр Андреевич. Именно его образ символизирует единственный положительный характер в комедии.

Молодой человек, оставшийся сиротой ещё в раннем возрасте, получил придворное домашнее фамусовское воспитание. Несмотря на то, что покровитель дал Чацкому сумел дать Чацкому достойное образование, однако привить ему собственное мировоззрение Фамусову не удалось. Будучи уже взрослым, образованным человеком, Чацкий вышел из фамусовского дома и начал жить отдельно. Вследствие чего, он решил бросить военную службу, но и не предпочёл чиновничью службу.

Автором пьесы показана непримиримость столкновения Чацкого с обществом Фамусова. Чацкий, в силу своего высокого развития, не понимает, какие морали, идеалы, принципы преследуют представители фамусовского общества. Герой не кривит душой, а говорит о своих взглядах прямо, за что и окажется осужденным.

Отношение к идеалам:

идеал Чацкого-свободная независемая личность,чуждая рабской приниженности.

Отношение к просвещению:

«Не то чтобы в науке далеки; В России, под великим штрафом каждого признать велят Историком и Географом!”

Чацкий защищает право служить просвещению страны путем научной работы, литературы, искусства.

Как эпоха Просвещения отразилась на Российской империи

В конце XVII века в Европе началась Эпоха Просвещения – одна из главных эпох в истории, характеризующаяся бурным развитием образования, науки и философии. В начале XVIII века явление достигло и России. Влияние на Просвещение в Российской империи оказало французское Просвещение. Несмотря на то что вместе с таким бурным развитием продвигались идеи свободомыслия, власть поощряла культурное развитие в стране.

Идеи

Главной идеей Просвещения в России и в Европе было то, что простым людям нужно получение образования. Без этого дальнейшее развитие страны невозможно. На втором месте среди идей Просвещения шли уже свободомыслие, критика феодализма и светский характер культуры.

Особенности

Главной чертой Просвещения стало «вольтерьянство», т. е. опора на труды французского философа Вольтера. В трудах философ критиковал старину и говорит о необходимости немедленных реформ. Но в России приобрели популярность другие «вольтерьянские» идеи:

  • равенство всех перед законом;
  • свобода человека;
  • право собственности.

Великая французская революция изменила ситуация и идеология получила плохую репутацию.

Развитие образования

К началу XVIII века многие простые люди из народа были грамотны. Однако этого уже было недостаточно, т. к. образование в Европе развивалось быстро. Возникла необходимость в наличии людей с профессиональными знаниями. Поэтому для народного образования было характерно быстрое развитие. Начали открываться высшие учебные заведения и другие учреждения, которые давали народу образование. Знаменитые учебные заведения, открытые в эпоху Просвещения:

  • в 1725 году Академия наук в Петербурге;
  • в 1731 году Сухопутный шляхетский кадетский корпус;
  • в 1755 году Московский университет

Поначалу Московский университет имел всего 3 факультета: юридический, философский и медицинский. Причём философский включал в себя физико-математическое отделение. Также открывались музеи, библиотеки, театры. Появилась периодическая пресса.

Во времена правления императрицы Елизаветы главным носителем просвещенного абсолютизма являлся её фаворит Шувалов.

Значительную роль в распространении Просвещения сыграла Екатерина II. Она принимала необходимые меры для развития культуры в стране. Сначала Екатерина не могла и подумать, что из-за продвижения просвещенного абсолютизма пошатнется абсолютизм в Империи. Примеры влияния Просвещения на другие европейские державы заставили Екатерину пересмотреть свое отношение к этому явлению. Великая Французская революция и война американских колоний за независимость заставили императрицу поменять мнение. После чего начались репрессии, направленные на просветителей. Однако, в отличие от граждан европейских стран, российское общество пока ещё холодно относилось к либеральным идеям.

Деятели

Самые знаменитые деятели русского Просвещения:

  1. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – первый русский ученый-энциклопедист, который получил признание на мировом уровне. Прославился во многих областях. Сделал ряд важных открытий в химии и физике, составил «Российскую грамматику» — одну из первых грамматик русского языка, основал Московский университет. Также имел достижения во многих других областях – географии, астрономии, геологии, металлургии, приборостроение, истории, живописи. Науку в стране Ломоносов поднял на новый уровень.
  2. Николай Иванович Новиков (1744-1818) – журналист и общественный деятель. Приобрел популярность, издавая журналы «Трутень» и «Живописец». Журналы отличались тем, что в них высмеивались пороки общества того времени. В главными общественными пороками, по мнению Новикова, было крепостничество и паразитическая жизнь многих дворян.
  3. Александр Николаевич Радищев (1749-1802) – русский поэт. Приобрел широкую известность после издания произведения «Путешествие из Петербурга в Москву». Помимо работы в гуманитарной сфере возглавлял Петербургскую таможню. Открыто выражал свое мнение о необходимости ограничения самодержавия, за что был отправлен Екатериной II в десятилетнюю ссылку в Сибирь.

Деятелей Просвещения было много. И со временем их численность только увеличивалась. Но не каждый имел такое влияние как, например, Ломоносов. И не каждый мог свободно печатать свои мысли, как Новиков, не боясь последствий.

Развитие свободомыслия поставило под вопрос необходимость самодержавия в стране. Подобные мысли, впервые зародившиеся в общественном сознании, стали отправной точкой. С этого момента неправильные действия, совершаемые главами государства, постепенно развивали антимонархические настроения в обществе.

  • «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота
  • Превращение России в мировую державу в XVIII в
  • Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в