Отроч монастырь Тверь

Успенский собор Тверского Отрочь монастыря

Успенский собор Тверского Отрочь монастыря

Тверской храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, собор бывшего Отрочь монастыря (Тверская епархия).

  • Престолы: Успения Пресвятой Богородицы (главный), прп. Серафима Саровского.
  • Адрес: Россия, г. Тверь, наб. Афанасия Никитина, 1.
  • Проезд: трамвай 5, 6, 10 до остановки «Речной вокзал»
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Храм построен в 1722 в Отрочь монастыре на месте разобранного храма XIII-XV веков в стиле московского барокко. По имеющимся источникам решение о реконструкции и достройке монастыря принималось первым Тверским князем Ярославом Ярославовичем и его женой Ксенией (есть сведения, что часть средств на строительство выделялось ими).

В советское время был закрыт. В 1976-1979 реставрирован и передан Тверской картинной галерее.

В 1990-е годы передан Тверской епархии, стал приходским храмом.

Успенский собор — единственное сохранившееся сооружение древнего Отрочь монастыря, упоминание о котором впервые встречается в летописях начала XIII в. (1206 г.).

Кирпичный, отштукатуренный, 2-светлый, в плане равносторонний крест (по композиции близок к смоленским деревянным храмам), стороны которого, за исключением пониженного алтарного выступа имеют одинаковую высоту. Четверик Успенского храма увенчан световым восьмериком и главой, фасады декорированы тонкими белокаменными колонками. В интерьерах — настенная живопись XVIII века.

Использованные материалы

  • Статья «Успенская церковь Отрочь монастыря в Твери» в энциклопедии «Тверская область», Тверь: 1994 г., стр. 296-297.
  • Страница сайта «Народный каталог православной архитектуры»
  • Страница сайта «Русские храмы»

Портал Tverigrad.ru и известный тверской блогер и краевед Игорь Марченкофф представляют сто тридцать третий выпуск проекта «Тверь старинная», в котором в фотографиях, изображениях, фактах, историях и легендах показывают, каким город был вчера и каким он стал сегодня.

«Кто станет монастырь сей и монастыря того людей обидеть, не будет на нем милости Божией, в сей век и будущий». Грамота за девятью печатями. Великий князь Ярослав Ярославич.

Наверно больше всех легенд и историй в Твери звучат об Отроч монастыре. В «Историческом описании монастыря» говорится, что место, где ныне Отроч монастырь, было в 1181 году назначено для прикрытия владений суздальских от набегов новоторжских и новгородских. Здесь была устроена «твердыня», или крепость, в которой поселялась военная рать со всеми приспособлениями к защите от насилия и разбоя, а в случае и для отражения набегов новгородской вольницы. В этом укреплении со времени управления тверских князей жили княжеские отроки, то есть младшие члены княжеской дружины, обязанные защищать укрепление и Тверскую область. По имени этих младших членов дружины отроков, которые ставились гарнизоном в укреплении, и получил свое название данный монастырь.

Легенда о княжеском отроке Григории непосредственно связана с историей возникновения монастыря. Во время княжения Ярослава Ярославича в Твери он поступил на службу в данное укрепление. После лишения своей «сговоренной невесты» Ксении, на которой женился сам великий князь, Григорий решил уйти в монахи. Отрок, в иночестве Гурий, недолго прожив, был погребен в этом монастыре.

Вот как легенда звучит в книге Н. Н. Овсянникова «Тверь в XVII веке»:

«Член Тверской ученой комиссии И. А. Иванов передал нам следующие интересные подробности и предания, относящиеся к недавно посещенному им. с. Эдимонову и его окрестностям. В с. Эдимонове и его окрестностях и до сих пор очень живы предания о князе Ярославе и его сыне, благоверном князе Михаиле. На левом берегу Волги против с. Городни протянулся верст на 10 широкою полосою прекрасный луг, заливаемый весною, когда Видогощинское озеро соединяется с Волгою. По лугу разливаются несколько ручьев. Параллельно реке, но в значительном от нее расстоянии, длинною грядою тянутся невысокие песчаные холмы, поросшие вековым сосновым лесом. Этот луг был любимым местом для княжеской соколиной охоты, а в лесу князь и его охотники отдыхали и утоляли голод, зажаривая на вертелах убитую дичь. Под углом каменной часовни, построенной в этом лесу, именно там, где песчаная возвышенность прорезывается журчащим ручьем, и ныне показывают остатки очага или костра. Ежегодно в праздник Вознесения сюда собираются от 3000 до 4000 человек из окрестных селений. После молебствия они располагаются близ часовни и угощаются принесенными кушаньями и лакомствами. О самой женитьбе Ярослава местное предание рассказывает так: князь охотился с соколами по лугу между Видогощем и Эдимоновым; любимый княжеский сокол погнался за белой лебедью, которая потянула к Эдимонову. Князь поехал туда же и увидел, что сокол запутался (бывшею на его ноге цепочкою) на церковном кресте. Пока ловчие делали приспособления, чтобы снять сокола, князь взошел в отворенную церковь. Там стояли пред алтарем жених, отрок князя Григорий, и невеста, красавица Ксения, дочь эдимоновского причетника. Князь, пораженный ее красотою, с словами: «Венчай поп» стал на место жениха. С этих пор как Ярослав, так и дети его особенно часто посещали Эдимоново, сделавшееся великокняжескою вотчиною.

Когда св. великий князь Михаил Ярославич отправлялся в Орду в твердой решимости «положить душу свою за многия души», то все его семейство, бояре, слуги и многие тверичи провожали его на стругах до любимого становища у с. Эдимоново, где ныне часовня; здесь происходило трогательное прощание доблестного князя-мученика с провожавшими его. Все эти предания были собраны и записаны бывшим мелковским священником, недавно умершим, но, к сожалению, несколько лет тому назад эта рукопись погибла во время пожара».

Красивая, но легенда. Согласно летописям, Ярослав Ярославович взял в жены Ксению дочь знатного новгородского боярина посадника Юрия Михайловича. Видимо, первоначально второй брак князя был заключен по политическому расчету, что не исключает последующей любви. Трудно себе представить, что одна из самых знатных невест Новгорода приехала в Тверь жениться на отроке Григории, но по случайности стала супругой великого князя.

А вы как думаете — это просто легенда или за ней стоят настоящие факты?

Еще одна история. В царствование Василия Иоанновича в Отроч монастырь в 1531 году был сослан знаменитый книжник и переводчик Максим Грек. Двадцать лет провел он здесь в ссылке, не прекращая трудиться. Ныне его мощи покоятся в Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых.

Во времена царствования Ивана Грозного узником Отроч монастыря был и крупнейший религиозный и политический деятель митрополит Филипп, сосланный царем в 1568 году за критику опричной политики. Говорят, что он перед эти успел только сказать людям: «Дети мои! Я сделал, что мог. Уповайте на Бога!». А оборот «Филькины грамоты» — это послания митрополита Филиппа Ивану Грозному отсюда из темницы.

Через год, во времена похода Ивана Грозного на Новгород, приближаясь к Твери, царь вспомнил о Святителе Филиппе, желая получить его благословение на свой поход. В Житии митрополита Филиппа говорится, что он предвидел все, что произойдет с ним. Его слова, сказанные за три дня до гибели: «Вот приблизился конец моего подвига». В день убийства он причастился Святых Христовых Таин.

Заручиться высочайшим благословением был послан Малюта Скуратов. Свидетелей состоявшейся в Отроч монастыре встречи не было, но вот как рассказывает об этом церковное предание. Войдя в тюремную келию, Скуратов с притворным почтением припал к ногам митрополита Филиппа со словами: «Владыко святый, дай благословение царю идти в Великий Новгород». В ответ услышал: «Делай то, для чего ты пришел».

Неизвестно, было ли у Малюты указание убивать митрополита. Вполне вероятно, что митрополит пытался образумить палача, и тот, услышав не благословение, а обличительные слова, вместо раскаяния пришел в бешенство и «заял праведного уста подглавием», то есть сбил святого с ног и задушил подушкой. Настоятелю и приставникам, следившим за пленником, было сказано, что митрополит умер по их небрежности «от неуставнаго зною келейнаго».

Историк Н.М.Карамзин пишет: «Устрашенные иноки вырыли могилу за алтарем и в присутствии убийцы погребли сего великого иерарха церкви российской, украшенного венцом мученика».

Судя по тому, что никакого наказания Малюта не понес, можно не сомневаться в одобрении царем его действий.

Святые нетленные мощи святителя пробыли в монастыре 21 год, потом были перенесены в основанный им Соловецкий монастырь на Белом море, а в 1652 году в Москву, в Успенский собор Кремля. В XVII веке над местом погребения святого Филиппа в Отроч монастыре была сооружена особая часовня.

Есть еще легенда, что под рекой Тверцой прокопан ход между мужским и женским монастырями (от Отроч к Екатерининскому). Кстати, такие легенды часто существуют, когда в городе (например в Торжке) на двух противоположных берегах реки напротив друг друга стоят два монастыря — мужской и женский.

В 1918 году Успенский Отроч монастырь был закрыт, в его стенах разместились биржа труда и исправительный трудовой дом. Во время строительства Речного вокзала в 1932-1938 гг. большинство монастырских построек были разобраны. В 1941 году Успенская церковь была разрушенна немцами (на фото)

1941 год

В 1962 году были уничтожены братский корпус, угловая башня и уцелевший фрагмент монастырской ограды. В 1979 году собор был передан областной картинной галерее под выставочный зал. А ранее в нем располагался Государственный архив Калининской области.

Сегодня единственно уцелевшая постройка это каменная холодная одноглавая соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы

Собор расположен на месте древней церкви (1530 года) и сейчас представляет собой т.н. екатерининский «новострой» (1722 года постройки).
Были планы по восстановление Отроч монастыря. Но они так и остались планами.

Прихожанин храма Юрий Малиновский рассказывает:

«Первым настоятелем этого храма в 1994 году стал отец Владимир, в миру Лебедев Владимир Федорович. Ох и досталось ему наследство! Мне посчастливилось неоднократно с ним встречаться и беседовать вне церкви. Восстановление началось со строительства небольшой деревянной часовни, срубленной и поставленной рядом с храмом. Жил отец Владимир с семьей в соседнем с храмом доме. Денег на ремонт храма катастрофически не хватало. Помню, произошел серьезный конфликт с нанятым шофером, когда тот выстрелил из охотничьего ружья в отца Владимира. В больнице, осматривая серьезную рану, врачи пулю не нашли, только пыж. Дело было зимой и пуля была ледяная! На морозе такой фокус возможен с патроном. На суде шофер отбрехался, сказав, что стрелял холостым патроном чтобы просто попугать священника, задерживающего ему оплату за услуги. Бывал и на его службах. Запомнился его прекрасно поставленный голос и внимательный пронзительный взгляд. Вот с владыкой Виктором отношения у отца Владимира не заладились и его убрали с прихода. Слышал, что он постригся в монахи и был отправлен в какой-то мужской монастырь Белгородской области».

Затем из Краснодарского края приехал новый настоятель Успенского собора – Петр Танашкин, которого историки упрекают в уничтожении росписей уникальной стенной живописи XVIII века.

Источник: Тверская область; Энциклопедический справочник. Тверь. 1994. С. 160; Финкельштейн В. Летопись Твери. Тверь. 1996. С. 209; (Статья из книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог.: в 5 кн. Кн. 1: Тверь / Ред. А.Б. Стерлигов. — Тверь; ЗАО «Литера-М»; — 2000.)К. Литвицкий Энциклопедия тверских улиц.

Н. Н. Овсянников «Тверь в XVII веке», Семячко С. А. Повесть о Тверском отроче монастыре. Исследования и тексты. РАН, Институт русской литературы (Пушкинский дом)

Скрынников Р.Г. Святители и власти. – Л.: Лениздат, 1990.

Федотов Г.П. Святой Филипп, митрополит Московский. – М.: МП «Стрижев-Центр», 1991.

История мужского Отроч монастыря с сайта РПЦ
ГИМ 96851/215
ГИМ 96851/218

Используются фото и из собрания ТГОМ, ГАТО, ТОКГ, архива музея ГЭТ и газеты «Калининская правда», Государственного центрального музея современной истории России, альбома «Калинин», «Улицы города Калинина. Справочник» изд. Московский рабочий 1978 года и автора

Литография ХIХ века

Подземная келья митрополита Филиппа в Отроч-монастыре в Твери, где он был задушен Малютою. (Слева изображение входа Малюты Скуратова в пещеру, где молился святитель Филипп.)

Российская империя, Тверская губ., Тверской уезд, г. Тверь. Поволжье
Фотограф — Виноградов З.З. (1882-1963)
1910-1913 гг.

Фото Отроч монастыря в конце ХIХ и начале ХХ века.

24 АПРЕЛЯ — ТУР «ТВЕРЬ КАБАЦКАЯ»!!!

Всех любителей истории и гастрономических изысков ждем 24 апреля в 12:30 на туре «Тверь кабацкая»!
Где гости с экскурсией пройдут по историческим местам и посетят три популярных заведения Твери: ресторан «Ленинград», пивной паб «Старый чемодан» и ресторан «Пино Гриджио».

В каждом из трех ресторанов участники тура совершат увлекательное путешествие в мир тверской гастрономии с дегустацией напитков и блюд тверской кухни, приготовленных специально для этого тура (в каждом туре это сюрприз).

Причем в трех ресторанах дегустационные блюда представят шеф-повара (или су-шефы), и гости смогут услышать увлекательный рассказ об истории каждого из них.

Продолжительность экскурсии: 3 — 3,5 часа (ориентировочно)
Стоимость программы — 1800 руб. «все включено» , предоплата.
Место сбора: Памятник Афанасию Никитину .
Время сбора: 24 апреля в 12:30
Запись по WhatsApp: 8-952-063-06-00
Просьба ко всем записавшимся — перед туром плотно не завтракать и не обедать!

Подробности и отзывы можно почитать здесь — https://guides.tonkosti.ru/igor-marchenkoff

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

* Поделиться

******

Отроч Успенский монастырьГоворят, что набережная в Твери по своей красоте может сравниться с панорамами Санкт-Петербурга. Именно здесь, на стрелке Волги и Тверцы стоял знаменитый Отроч Успенский монастырь.

Эта обитель удивляет прежде всего своим необычным названием. Отроч – откуда взялось это слово, с чем оно связано? Тверичи могли бы рассказать вам красивую легенду о том, как некий отрок Григорий, которого опекал тверской князь Ярослав, собирался взять в жены горячо любимую девушку Ксению, но невесту буквально из-под венца увел князь и сам женился на ней. Григорий, как повествуется в летописи, «великою кручиною одержим» ушел «незнамо куда». Как оказалось, любимый отрок князя срубил себе келью в лесу и посвятил свою жизнь Богу. Вскоре рядом с ним поселилось еще несколько иноков – так и возник в тринадцатом веке Отроч монастырь.

В историю России эта обитель вошла прежде всего как место, где в разное время находились в заключении преподобный Максим Грек и митрополит Филипп Колычёв. Максим Грек, афонский монах, был приглашен в Россию великим князем Василием Третьим для перевода богослужебных книг. Он великолепно справлялся со своей работой, но не мог спокойно наблюдать социальную несправедливость в русской обыденности. Преподобный стал открыто обличать дворян, как «стяжателей», и вскоре был заточен в темницу – сначала в Иосифо-Волоцком монастыре под Москвой, а затем в Тверском Успенском, где провел 20 лет.

Митрополит Филипп был сослан в Отроч монастырь по приказу Ивана Грозного, здесь опального владыку и задушил опричник царя Малюта Скуратов. История заключения и смерти митрополита Филиппа свежа в памяти благодаря фильму Павла Лунгина «Царь», который вышел на экраны в 2009 году. Съемки фильма проходили на территории суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Отроч монастырь не мог предоставить кинематографистам свои площади, потому как после 1930 года он был практически полностью уничтожен. Некогда здесь, на волжском берегу стояла огромная церковь святителей Петра и Филиппа, московских чудотворцев, храм великомученицы Варвары, трёхэтажная колокольня, настоятельский корпус с братскими кельями. От всех этих зданий не осталось и следа.

От всего монастырского комплекса уцелел лишь Успенский собор, построенный при Екатерине Второй. Только этот храм, да еще памятник митрополиту Филиппу в парке неподалеку напоминают о том, что здесь находился Отроч монастырь. А на месте обители в тридцатых годах был построен огромный Речной вокзал. Зимой в нем организован прокат коньков. И там, где прежде спускались к воде монахи, теперь юноши и девушки торопятся к катку, обустроенному на льду реки. Знают ли они, какие драматические события разворачивались в этих местах пятьсот, шестьсот лет назад? Бог весть…