Падать духом в такое время было едва

Учебник для 10-11 классов

РУССКИЙ ЯЗЫК

Фразеологизмами, или фразеологическими оборотами, называются устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением, например: работать засучив рукава (работать усердно), броситься очертя голову (не раздумывая), белые мухи (снег), как снег на голову (неожиданно), прийти в замешательство (смутиться).

В одних фразеологических оборотах входящие в них слова потеряли первоначальный смысл, и общее (целостное) значение такого оборота не вытекает из значений составляющих его элементов, например: заморить червячка (общее значение оборота «перекусить» не вытекает из значений слова заморить — голодом довести до смерти и слова червячок — маленький червяк).

Ср. также: приказать долго жить (умереть), собаку съесть в чём-либо (быть большим знатоком, умельцем), попасть впросак (оказаться в неприятном положении), притча во языцех (предмет общих пересудов). В последних двух примерах в состав фразеологического оборота входит не употребляемое в настоящее время слово просак (старинный канатный станок) и прежняя форма предложного падежа множественного числа слова язык (в устаревшем значении «народ, народность»).

Другую группу фразеологических оборотов составляют фразеологизмы, в которых входящие в них слова имеют образное, переносное значение, мотивирующее общий, целостный смысл оборота, например: уйти в свою скорлупу — уединиться (здесь отчётливо видно переносное значение этого сочетания, в основе которого лежит образ улитки, уходящей в свою скорлупу); подливать масло в огонь (усиливать, разжигать чьи-либо чувства, переживания; образное значение здесь ясно ощущается: если в огонь лить масло, то он будет ещё сильнее).

Третью группу составляют фразеологические обороты, в которых одно из слов ограничено в своём употреблении, например: закадычный друг (слово закадычный употребляется только со словами друг, приятель), расквасить нос (слово расквасить употребляется со словами нос, лицо, губа), плакать навзрыд (слово навзрыд употребляется со словом плакать).

Фразеологические обороты различны и по своему происхождению. В частности, много фразеологических оборотов перешло в литературный язык из речи представителей различных профессий. Например, фразеологические обороты попасть в тон (сказать или сделать что-либо подходящее к уже сказанному, сделанному), играть первую скрипку (быть руководителем чего-либо) пришли из речи музыкантов; разделать под орех (сильно бранить кого-либо, одержать полную победу), без сучка, без задоринки (без помех, очень гладко) — из речи столяров; овчинка выделки не стоит — из речи скорняков.

В основе некоторых фразеологических оборотов лежат:

— факты русской истории, например: отложить дело в долгий ящик (отложить исполнение какого-либо дела на долгое время)1, кричать (орать) во всю ивановскую (кричать очень громко)2 и т. д.;

— легенды и факты античной истории, например: со щитом или на щите (победить или умереть)3, прокрустово ложе (стеснённые условия для чего-либо)4, вычистить авгиевы конюшни (навести порядок в каком-нибудь очень запутанном деле)5, лебединая песня (последнее проявление таланта)6 и др. Часть фразеологических оборотов пришла к нам из Библии, например: беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо охранять), вавилонское столпотворение (беспорядок, суматоха)7 и др.

К фразеологии относятся и народные пословицы, поговорки, яркие и меткие (крылатые) выражения писателей, учёных, общественных деятелей, например: Без труда не вынуть и рыбку из пруда. (Поел.); Не в коня корм. (Пог.); А ларчик просто открывался. (Кр.); Свежо предание, а верится с трудом. (Гр.); Что день грядущий мне готовит? (П.)

Фразеологизмы делают нашу речь более яркой и выразительной и поэтому широко используются в художественной речи, например: Часовые на постах мокнут одиноко. Зги не видно. Ночь вокруг. (Твард.); До чего чудесный народ: талантливый, золотые руки. (Пауст.)

Значительная часть фразеологизмов относится к разговорному стилю, имеет ярко выраженную экспрессивную окраску, например: дать стрекача (убежать), вывести на чистую воду (разоблачить), стреляный воробей (бывалый человек), прикусить язык (замолчать).

Однако многие фразеологизмы свойственны книжным стилям. Некоторые из них могут характеризоваться оттенками торжественности, официальности, например: боевое крещение (первое участие в бою), краеугольный камень (основа), отдать последний долг (проститься). Другие же употребляющиеся в книжных стилях фразеологические обороты имеют иронический, шутливый характер, например: курить фимиам (льстиво восхвалять).

Фразеологические обороты являются устойчивыми сочетаниями слов, поэтому произвольное изменение их состава, замена одних слов другими нарушают целостность фразеологизмов, приводят к речевым ошибкам, например: «отложить дело в длинный ящик» (следует в долгий ящик), «уморить червячка» (надо заморить червячка), «жизнь бьёт горячим ключом» (слово горячим лишнее; устойчивое сочетание бить ключом означает «бурно, интенсивно проявляться»).

В художественной речи и публицистике авторы намеренно обновляют состав фразеологического оборота с целью усиления его выразительности, внесения во фразеологизм дополнительных экспрессивных оттенков (шутки, иронии и т. д.), например: Солнце блестит, во всю ивановскую и берёзы распустились. (Ч.) (ср.: кричать во всю ивановскую); Большая и тяжёлая гора свалилась с плеч. (Газ.) (ср.: гора свалилась с плеч).

76. Прочитайте. Укажите значение фразеологических оборотов. В каких из них общее значение фразеологизма не мотивировано значением отдельных слов, входящих в его состав, в каких мотивировано?

Ломать голову, бить баклуши, проливной дождь, взять реванш, кануть в Лёту, претворять в жизнь, медвежья услуга, делать из мухи слона, битый час, держать слово, стереть в порошок, сломя голову, ахиллесова пята, держать порох сухим, подложить свинью.

77. Спишите. Подчеркните фразеологические обороты, объясните их значение.

1) Падать духом в такое время было едва(ли) н.. преступлением. (Тын.) 2) Оставшийся овёс хр..нили к началу весенних работ как зеницу ока. (Шол.) 3) Главную роль играл талантливый молодой кр..савец Курский, для которого она стала л..бединой песнью. (Щ.-К.) 4) Анна Акимовна всегда боялась, что(б) н.. подумали про неё, что она гордая, выск..чка или ворона в павлиньих перьях. (Ч.) 5) Копейкин мой, можете вообр..зить себе, и в ус н.. дует. (Г.) 6) Гордиев узел какой(то) зат..нулся. (Т.) 7) (В)течени.. всей дороги Касьян сохранял упорное молчание и на все мои вопросы отвечал (не)хотя. (Т.)

78. Спишите, вставляя вместо точек нужные слова из скобок.1) Играть …, иметь … (значение, роль). 2) Уделять …, придавать… (значение, внимание). 3) Потерпеть …, одержать … (победа, поражение). 4) Произвести …, оказать … (влияние, впечатление). 5) Навести …, привести… (доказательства, справки). 6) Завоевать …, занять … (первое место, первенство). 7) Утвердить …, сохранить … (приоритет, преимущество).

79. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении устойчивых оборотов. Спишите, исправляя эти ошибки.

1) Правда, заключённая в стихах поэта, бьёт в лицо. 2) Уже ранние романтические произведения писателя оказали неизгладимое впечатление на современников. 3) У Плюшкина крестьяне помирают, как мухи. 4) Во всём произведении красной нитью лежит мысль о будущем России. 5) Среди художественных средств поэмы особую роль имеют сравнения. 6) Сразу же после приезда Базарова жизнь в имении Кирсановых начала бить другим ключом. 7) Фамусов не любит долго заниматься делами, у него заведён такой обычай: «Подписано, так и с плеч долой». 8) По словам Чацкого, «дым отечества всем сладок и приятен».

80. Спишите, выбирая нужное слово или фразеологический оборот.

Город Нижний Новгород — это (действительный, подлинный) волжск.. (столица, главный город). Он(а) поднимается там, где (объединяются, сливаются) воды Волги и Оки. Не случайно символ (её, его) — стройный, (вскинувший, поднявший) рога олень. Кажется, будто сам город легко (взлетел, взбежал) на кручи и (сделал остановку, остановился) там, (оглядываясь, рассматривая) с высоты кремлёвских башен заречные дали.

Нижегородский кремль радовал глаз ещё тогда, когда по реке (неторопливо, черепашьим шагом, медленно) (двигались, скользили) парусные суда. Теперь нижегородцы (позаботились, проявили заботу) о том, чтобы одна из мощнейших (цитаделей, крепостей) Московского государства выглядела ещё величественнее. Вид (древних, старинных) стен (очень внушителен, производит большое впечатление), думается, что они готовы выдержать (любой, всякий) приступ, кроме туристского.

Выйдя из кремля на откос, откуда открывается (вид, панорама) Волги и Оки, можно по-настоящему почувствовать, в чём (состоит, заключается) (оригинальность, своеобразие) города.

81. Прочитайте текст, подготовьтесь к его пересказу. Составьте с выделенным фразеологизмом предложение, запишите его.

Из биографии фразеологизмов

Многие фразеологизмы родились в художественной литературе, библейских сказаниях, мифологии и уже потом пришли в наш язык. Их называют крылатыми словами (крылатыми выражениями) или афоризмами. Сам термин «крылатые слова» восходит к Гомеру.

Яблоко раздора — иносказательно — причина, объект спора, ссоры. Выражение связано с древнегреческим мифом о богине раздора Эриде. За то, что её не пригласили на свадьбу Пелея и Фетиды, Эрида подбросила гостям золотое яблоко с надписью «прелестнейшей». Из-за обладания яблоком возник спор богинь Геры, Афины и Афродиты, каждая из которых считала себя самой красивой. Богини обратились к суду троянского царевича Париса, который отдал яблоко Афродите, обещавшей ему любовь самой прекрасной женщины на земле. Богиня помогла Парису похитить жену спартанского царя Менелая, красавицу Елену. Это похищение явилось причиной Троянской войны.

1 Предполагают, что в основе лежит следующий факт: у даря Алексея Михайловича (XVII в.) в с. Коломенском под Москвой был сделан в столбе длинный ящик, куда клали жалобы, но они из-за волокиты долго не рассматривались.

2 Предполагают, что в основе этого фразеологизма лежит громкое чтение царских указов на Ивановской площади в Московском Кремле.

3 По свидетельству древнеримского историка Плутарха, эти слова сказала одна из женщин Спарты, вручая щит сыну, отправлявшемуся на войну.

4 Согласно легенде, сын Нептуна, прозванный Прокрустом, ловил прохожих и клал их на ложе, вытягивая тех, кто был короче ложа, и обрубая ноги тем, у кого они были длиннее ложа.

5 Согласно легенде, Геркулес, подведя реку, за одну ночь вычистил конюшни царя Авгия, неубиравшиеся до тех пор 30 лет.

6 По словам древнего баснописца Эзопа, лебеди перед смертью поют.

7 Библейский миф гласит, что жители Древнего Вавилона захотели построить башню (столп) до неба; разгневанный бог смешал их языки, люди перестали понимать друг друга и не могли продолжать стройку.

Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:

«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,

Проповедовать лето Господне благо­приятное».

И закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устрем­лены на Него.

И Он начал говорить им: ныне испол­нилось писание сие, слышанное вами.

Лука 4:13-21

Это интересная история. Иисус знал Свое пред­назначение. Он знал Свое призвание на земле. Но Он не открывал его до наступления нужного времени; Он его хранил в Себе и развивал.

Иисус прошел через испытание в Своей пустыне и победил (Лк. 4:1-12). Большинство людей идут в свою пустыню и там остаются. Столкнувшись с испытаниями и искушениями, они далеко не уходят. В первый же раз. когда дьявол говорит им, что у них ничего не получится, они соглашаются. «Это так», – говорят они и садятся в поражении и отчаянии. Однако Бог ищет бойцов, а не хилых христиан-размазней. Мир уже насмотрелся на таких людей.

После того, как Иисус с победой вышел из Своего испытания в пустыне. Он пошел в Свой родной город Назарет, где Его воспитывали, и вошел в синагогу.

Его родители «ходили в эту церковь». Именно там служитель воспитывал Его, когда Он был еще мальчиком. Иисус научился многому хорошему от руководителя этой синагоги.

В тот день, когда пастор вручил Иисусу свиток, Тот раскрыл его и начал читать книгу пророка Исаии 61:1,2. Но Иисус читал это пророчество не так, как это сделал бы обычный человек, как нечто такое, чего люди ожидали в будущем. Иисус прочитал пророческое послание так, словно оно относилось к Нему, – потому что это так и было!

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

и написаний, связанных с ними, проверяется в задании 10.

Орфограммы, проверяемые в данном задании:

— Не изменяющиеся на письме приставки (пункт 9.1.1)

—Приставки, оканчивающиеся на буквы З и С (пункт 9.1.2)

—Приставки ПРЕ и ПРИ (пункт 9.1.3)

—Приставки РАС и РОЗ (пункт 9.1.4)

—Написание разделительного мягкого и твёрдого знака после приставок (пункт 9.2.1)

—Написание Ы и И после приставок (пункт 9.2.2)

9.1.1 Не изменяющиеся на письме приставки

1. В большинстве приставок гласные и согласные, согласно морфологическому принципу русского правописания, пишутся одинаково, независимо от каких-либо условий: С-, В-, НАД-, ПОД-, ПРЕД-, ОТ-, ЗА-, ОТ-,БЕЗ-, ВО-, ВЗО-, ВОЗ, ДО-, НА-, НАД-, НАДО-, О-, ОБ-, ПЕРЕ-, ПО-, ПОД-, ПРО-, СО-, РАЗО-

ЗАПОМНИТЕ: есть приставка С- (сделать, сгинуть), но нет приставки 3.

2. Правописание гласных в приставках в безударном положении (кроме приставок ПРЕ-, ПРИ-и РАЗ/РОЗ) можно проверить, подобрав слово, где эта же приставка стоит в ударном положении:

отказать — Отклик, наказать — нАспех.

3. Правописание согласных в приставках (кроме приставок на 3-, С-) можно проверить, подобрав слово,

где после этой приставки стоит гласная или согласные В, Л, М, Н, Р: обходить — оБрастать.

4. Приставка ПРА- употребляется в словах:

прадедушка,

прабабушка,

прародина,

правнук,

правнучка,

прародитель,

праязык,

праисторический,

пращур.

5. Приставка ПА- встречается только под ударением:

падчерица,

пасмурный,

паводок,

пасынок,

пагубный.

6. Следует различать пары:

ПОдать, ПОдача, ПОданный и ПОДдать, ПОДдавки, ПОДданный

ПОделка и ПОДделка

ПОдевать и ПОДдевать

ПОдержать, ПОдержанный и ПОДдержать, ПОДдержанный

ПОдразнить и ПОДдразнить

НАВЕРХ

9.1.2 Приставки, оканчивающиеся на буквы З и С

Правописание приставок

воЗ-воС

беЗ-беС

иЗ-иС

вЗ-вС

ниЗ-ниС ( не путать с НЕ+С)

обеС-обеЗ

раЗ-раС

чреЗ-чреС

череЗ-череС

которые оканчиваются на 3-, С- и имеют не менее двух букв определяется последующим согласным.

3 — пишется перед звонким согласным (разМышлять)

звонкие согласные: р, л, м, н, й, б, в, г, д, ж, з

С — перед глухим согласным (расСматривать)

глухие согласные: х, ц, ч, щ, к, п, с, т, ш, ф

Эти приставки называют также зависящими от произношения: в приставке пишем то, что слышим. Под влиянием звонкого звука корня становится звонким и последний звук приставки, и точно так же, под влиянием глухого звука корня оглушается приставка. И это звучание отражается на письме: слышим пишем раСшуметься; слышим , пишем иЗбежать.

2. В написаниях типа НЕ+ИЗ+бежный, в котором две приставки, работает правило приставки НА З/С.

В написаниях типа НЕ+С+гораемый, в котором две приставки, работает правило написания приставки С.

3. В словах раСчёт, раСчётливый, расчесть пишется одна С (перед корнем -ЧЕТ-).

В глаголе раССчитать, в причастии раССчитанный пишутся две С (перед корнем -ЧИТ-).

4. ЗАПОМНИТЬ:

разевать

разинуть

разорить

бессчётный

мировоззрение — мировосприятие

ссора — рассориться

исступлённо

исподтишка

чересчур

5. Близ — предлог (близ дома).

Но: близстоящий, близсидящий (причастие).

НАВЕРХ

9.1.3 Приставки ПРЕ и ПРИ

Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ- зависит от значения слова.

Приставка ПРИ- имеет значение:

— приближение (приехать);

— присоединение (приклеить);

— близость (приморский — близко от моря);

— неполное действие (приоткрыть);

— действие, доведённое до конца (придумать);

— близкое к приставке ДО- (приписывать);

— усиление действия (приналечь);

— действие в собственных интересах (принарядиться).

Приставка ПРЕ- имеет значение:

— очень (прекрасный — очень красивый);

— близкое к приставке ПЕРЕ- (преодолеть).

В некоторых случаях различение приставок ПРИ-/ПРЕ- определяется контекстом:

прИбывать в город — прЕбывать в городе;

прИдать вид — прЕдать друга;

прИзреть сироту — прЕзирать недруга;

прИдел (в храме) — прЕдел (терпению);

прИёмник (радиоприёмник) — прЕемник (продолжатель начатого дела, традиций);

прИвратник (сторож, при вратах) — прЕвратный (неправильный), но: прИврать (немного соврать)

прИтерпеться (привыкнуть) — прЕтерпевать (пережить);

прИклонить (ветви) — прЕклоняться (перед кем-то);

прИступать (к чему-либо) — прЕступать (через что-либо);

прИтворить (дверь) — прЕтворить (в жизнь);

прИходящий (приходит) — прЕходящий (непостоянный);

прИпереть (дверь) — прЕпираться (спорить);

прИложить (усилие) — непрЕложный, не подлежащий изменению;

прИстанище (приют) — беспрЕстанно (не переставая);

прИткнуться (устроиться без удобств)— камень прЕткновения (помеха, затруднения, =фразеологизм)

прИменьшить (немного)— прЕуменьшить (много, значительно)

Значение, неясное в существительном (прилагательном), можно прояснить предыдущим этапом словообразования:

пристанище — пристать, призвание — призвать, прикладной — прикладывать.

Значения, вносимые в слово приставками пре-, при-, могут быть объяснены словами или словосочетаниями, близкими по смыслу: преобразовать — переделать, перестроить; причалить — пристать, пришвартоваться; прекратить — перестать что—либо делать; пререкаться — перебивать друг друга, переругиваться; превратное (мнение) перевёрнутое; неприемлемый — то, что нельзя принять; неприхотливый — без прихотей; привередливый — человек с большими прихотями, капризами.

Существуют слова (чаще всего заимствованные) с приставками ПРЕ-/ПРИ-, значение которых утрачено и

написание нужно запомнить.

ПРИ ПРЕ
приватный

примадонна

примат

примитив

привилегия

приоритет

приукрасить

привидение

придираться

приключение

присяга

притязание

приобретение

причудливый

приданое

пристрастие

приспособиться

применять

привередливый

приятель

присутствовать

преамбула

престиж

превалировать (преобладать)

превращать

презент

президент

президиум

прелюдия

премировать

премьера

пренебрегать

преобразовать

преодолевать

препарат

препона

препятствие

прерогатива

претендент

претензия

прецедент

НАВЕРХ

9.1.4 Приставки РАС и РОЗ

В приставках РАЗ- (РАС-) — РОЗ- (РОС-) под ударением пишется О, без ударения А: рОсчерк — рАсска-

зать; россказни, но рассказать. Исключение: РОЗыскной (некоторые источники считают корректным РАЗыскной).

НАВЕРХ

9.2.1 Написание разделительного мягкого и твёрдого знака после приставок

Ъ пишется:

1) после приставки на согласную перед буквами Е, Ё, Ю, Я (подъезд, подъём, предъюбилейный, объявление);

2) в сложных словах, первую часть которых образуют числительные ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ- (двухъярусный,

трёхъязычный).

3) После иноязычных приставок:

АД- (адъютант)

ИН- (инъекция)

КОН- (конъюктивит)

ОБ- (объезд)

СУБ- (субъект)

ПАН- (панъевропейский)

КОНТР- (контръярус)

ДИЗ- (дизъюнктивный)

ТРАНС- (трансъевропейский)

Ъ не пишется:

1) перед буквами А, О, У, Э (сагитировать, подоконник, сузить, сэкономить);

2) в сложносокращённых словах (детясли).

Ь пишется:

1) в корне слова перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И (пьеса, льет, пьющий, рьяный, соловьи);

2) в некоторых иноязычных словах перед О (бульон, шампиньон).

НАВЕРХ

9.2.2 Написание Ы и И после приставок

1. После приставок на гласный пишется И: проИграть.

2. После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы: разЫграть (играть); безЫдейный (идейный) Запомните приставки, после которых данное правило не работает:

1) с приставками МЕЖ-, СВЕРХ-: межинститутский, сверхизысканный;

2) с иноязычными приставками КОНТР-, ДЕЗ-, ПАН-, СУБ-, ТРАНС-: контригра;

3) в слове взИматъ (слово-исключение пишется согласно произношению).

4) От написаний слов с приставками следует отличать сложные слова типа пединститут, мединститут, где нет приставки, а, значит, и нет замены И на Ы.

НАВЕРХ