Пафнутий Боровский

О священная главо, земный Ангеле, Небесный человече, великий чудотворче, преподобне отче наш Пафнутие. К тебе с верою и любовию усердно прибегаем и умиленно просим: яви нам, смиренным и грешным, святое и многомощное твое заступление. Не дерзаем, грех ради наших, с свободою чад Божиих просити Господа и Владыку нашего о помиловании и прощении. Но тебе, молитвенника к Нему благоприятна, предлагаем и молим: испроси нам у благости Его дары благопотребныя и спасительныя душам нашим: веру праву, благочестия крепкое покаяние, истинное прощение грехов, жития совершенное исправление, да, обратившеся от злых дел к богоугождению, прочее не прогневляем Господа нарушением святых Его заповедей. Умоли, святче Божий, Всевышняго Творца даровати мир и благочестие стране нашей православней. Сохрани, угодниче Христов, святую обитель твою, созданную тобою, и вся живущия и подвизающияся в ней от всякаго зла ненаветны. Призри милостивно на люди, к тебе прибегающия, и вся прошения их во благое исполни. Всем же нам здравие душевное и телесное, земли плодоносие, тихое и благоугодное житие, благую, христианскую кончину и добрый ответ на Страшном Суде у Всемилостиваго Бога исходатайствуй, яко воистинну имеяй велие к Нему дерзновение. Ей, отче, вемы, яко много может молитва твоя пред лицем Вседержителя Господа и ничтоже невозможно есть ходатайству твоему, аще токмо восхощеши; сего ради крепко на тя уповаем и на твоя святыя молитвы вельми надеемся, яко ты приведеши нас предстательством твоим в тихое пристанище спасения и наследники явиши ны светлаго Царствия Христова. Не посрами же упования нашего, чудотворче святый. И сподоби нас вкупе с тобою блаженства райскаго наслаждатися, да славим, хвалим и величаем великую милость к нам Человеколюбца Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое благое, отеческое заступление во веки веков. Аминь.

Преподобный Пафнутий Боровский

Память преподобного Пафнутия Боровского празднуется 14 мая (1 мая ст. ст.), в день его преставления.

Житие и чудеса преподобного Пафнутия Боровского

Из числа литературных памятников, повествующих о святом Пафнутии, наиболее известен «Рассказ о смерти Пафнутия Боровского» — «литературное «чудо» XV века», написанное учеником преподобного, иноком Иннокентием, и повествующее о последних семи днях земной жизни преподобного от имени их непосредственного очевидца. Житие Пафнутия Боровского дошло до нашего времени в нескольких редакциях. Полного текстологического исследования этого памятника не существует, однако ученые последовательно выделяют обширное житие, написанное в первом десятилетии XVI века пострижеником и учеником святого Пафнутия, ростовским архиепископом Вассианом Саниным, которое сохранилось в двух редакциях, и две кратких редакции жития.

В 1394 году в селе Кудиново, недалеко от Боровска, что ныне в Калужской области, в 90 км к юго-западу от Москвы, родился младенец, названный во святом крещении Парфением. Дедом его был крещеный татарин-баскак Мартин, отца его звали Иоанн, а мать — Фотиния.

Двенадцатилетний отрок Парфений уходит в монастырь, где 7 лет проводит в послушании, и в 19 лет, в 1414 году, от настоятеля Маркелла «облечеся въ иноческый образ и жилъ в монастыри Пречистыя Богородица честнаго ея Покрова на Высоком в Боровьсцѣ» с именем Пафнутий. Молодой монах со дня поступления в монастырь вел строгую подвижническую жизнь под духовным руководством старца Никиты Серпуховского, постриженика преподобного Сергия Радонежского. После отшествия ко Господу игумена Маркелла в 1434-м году и долгих уговоров братии и Боровского князя Симеона Владимировича, блаженный Пафнутий становится игуменом обители, приняв посвящение от святого митрополита Киевского и всея Руси Фотия (XIV в. — 2 июля 1431). Уже тогда стало ясно, что он украшен от Господа рассуждением и иными дарованиями Святого Духа: прозорливостью и чудотворениями.

Однажды некий брат ушел по делам в селение и впал там в плотский грех. Святой Пафнутий же во сне видит дивный сад с прекрасными деревьями, и как одно из деревьев многократно вырывается с корнем и повергается на землю. В видении преподобный каждый раз возвращает дерево на свое место и старательно укрепляет. По возвращении брата игумен убедил его исповедать свой грех и своим мудрым духовным руководством привел в конце концов к совершенному исправлению.

13 лет пробыл преподобный в монастыре игуменом, но на 45-м году жизни тяжело заболел и, готовясь к кончине, принял великую схиму, после чего неожиданно выздоровел. Расценив это как знак свыше, он отказался от игуменства и, взяв с собой одного инока, удалился на безмолвие за 3 версты от города: «пришелъ на рѣку на Истерму априля 23 на память святаго великомученика Георгиа и помощию Господа Бога Исуса Христа и поспѣшениемъ Пречистыя Богородица състави монастырь своими труды и поты велми чюденъ». Летопись, написанная вскоре после преставления преподобного, так описывает основание Пафнутиева Боровского монастыря: «И церковь въздвиже, преже древяну, по том же камену устрои, и подписа ея чюдно велми, и украси ея иконами, и книгами, и всякою утварию церковною, яко дивитися и самем тем самодръжцем Русскыа земля, и при животе его приходити к нему благословениа ради и молитвы еже ο них, яко же и к древним преподобным отцем земля нашеа; тако же и прочии князи и боаря и прочие православное христьаньство, и от Литовскые земли и от прочих стран благословениа и молитвы требующе от него». Во всем был преподобный примером для братии: «бяше бо блаженный всяческыми божествеными даровании украшенъ, в совѣте мудръ и разуменъ при всем, благодать бо Божиа свѣтящися на немъ».

Изначально питьевую воду приходилось носить в обитель издалека, пока по просьбе братии преподобный не помолился и рядом не забил ключ.

В Боровске князем в то время был Василий Ярославович, человек крутого нрава, который сильно негодовал о том, что новая обитель святого Пафнутия, которая находится вне его владений, процветает, а Высоко-Покровская, что в его землях, без бывшего игумена умаляется. Имея злое намерение вернуть преподобного в Высоко-Покровский монастырь, он неоднократно, но безуспешно подсылал поджигателей в новую обитель. Однажды князь послал с тем же намерением и некого новокрещенного татарина Ермолая, который, приблизившись к обители, чтобы ее поджечь, внезапно ослеп и бродил вокруг монастыря, пока его не привели к преподобному Пафнутию, который, видя его в первый раз в жизни, назвал его по имени и спросил, зачем тот пожаловал. Ермолай, будучи под большим впечатлением от произошедшего с ним, принес чистосердечную исповедь, тут же прозрел и вернулся к князю, не причинив обители никакого вреда.

Однажды Боровский князь Василий Ярославич, имевший вражду на преподобного, среди прочих князей попал в плен к татарам после проигранной русским войском битвы. В плену князь дал обет помириться со святым игуменом в случае своего освобождения. Как только такой обет был дан, хан Махмет потребовал выкуп за пленников. Преподобный Пафнутий обратился к простому народу помочь последней копейкой выкупить своих князей — и люди собрали деньги на выкуп. Тот случай получил название «копеечный выкуп». Князь Василий Ярославович вернулся невредимым и помирился с преподобным, который с того момента был у князя в большом уважении и почете.

Однажды приближался праздник Пасхи, в обители же для праздничной трапезы не было рыбы, однако святой Пафнутий призывал братию не печалиться и возложить все свое упование на Господа. Вечером в Великую субботу пономарь пошел на источник зачерпнуть воды для Литургии и увидел в реке множество рыб, называемых «сижки». В то время случился разлив реки, и рыбы собралось так много, как никогда прежде. Пономарь поспешил сообщить игумену, который повелел закинуть в том месте сети. Выловили столько рыбы, что ее хватило всей обители до конца Светлой седмицы.

В обители был некий богодухновенный старец Константин. Однажды один из братий шел к келье преподобного и уже хотел сотворить молитву, как вдруг преподобный внезапно открыл окно кельи и сказал, что кто-то только что произнес молитву и сказал ему, что старец Константин отошел ко Господу. Брат сказал, что молитву он пока не успел прочитать, но что он только что видел Константина, и тот жив. Отец же повелел брату вернуться в келью Константина, где тот и нашел старца почившим о Господе.

Среди иконописцев, работавших в монастыре, был некий мирянин Дионисий, который очень болел ногами и потому не мог расписывать церковь. Преподобный же призывал его начать доброе дело и обещал, что Господь и Его Пречистая Матерь даруют здравие его ногам. Дионисий, имея веру словам преподобного, начал дело и тут же выздоровел. Преподобный дал Дионисию и другим иконописцам наказ не есть мяса в стенах монастыря, а только в селе за его пределами. Они так и делали, однако однажды принесли баранью ногу, фаршированную яйцами. Дионисий, откусив от нее первым, увидел, что нога, вместо яиц, набита червями, а на него самого внезапно напал страшный зуд, и всего за один час все тело его покрылось страшными струпьями, так что он и сдвинуться с места не мог. Преподобный пропел за него молебен соборно, дал освященной воды, сказав окропить все тело, что и было исполнено. После этого Дионисий уснул, а когда проснулся, то был совершенно здоров — все струпы его отпали сами собой.

Вокруг обители водилось много воронов, которых преподобный любил и потому положил заповедь о запрете на причинение птицам вреда. Однажды сын городского воеводы ради потехи убил из лука одного ворона в окрестностях обители и, будучи в седле, повернул голову к своим товарищам, чтобы похвастать тем, как он удачно пустил стрелу. Однако тотчас понял, что уже не может повернуть голову назад, чтобы она стояла ровно. В ужасе пал он к ногам преподобного, моля о прощении и исцелении. Настоятель немедленно созвал братию в церковь на соборную молитву, после которой осенил страждущего крестом, и голова его вернулась в нормальное положение.

Другой юноша, ослушавшись того же запрета, пустил на ворона своего охотничьего ястреба, который и убил птицу, но тотчас же и сам упал замертво.

Однажды ночью воры украли трех волов, принадлежавших монастырю, однако, выведя их, никак не могли их увести прочь, блуждая всю ночь около монастыря, словно слепые. Утром, уже желая убежать, оставив волов, не могли сделать и этого, будто их кто-то привязал на месте. Так они и удерживались силой Божией, пока не были обнаружены монастырскими работниками, вышедшими на поиск пропавших волов. Воров привели к преподобному, который наказал им впредь не творить подобного и, накормив, отпустил с миром.

Прислана была в монастырь богатая милостыня от некоего князя, чтобы преподобный помолился за подающего ее, однако тот, кто ее привез, утаил часть для себя. Преподобный Пафнутий, будучи прозорлив, знал об этом, но не придал дело огласке — наоборот, повелел накормить путника, который, как только вкусил хлеба, тут же впал в расслабление и онемел, получив исцеление только после покаяния и исповеди преподобному.

Однажды два брата решили бежать из обители и уже собрали свои вещи для побега. Преподобному же Господь открыл это: он увидел некоего «мурина», который таскал из печи головни и метал их в келии этих монахов. Святой игумен грозно возбранял ему зажигать здания, на что он отвечал, что для того и швыряет их, чтобы поджечь. Преподобный, уразумев смысл видения, позвал к себе двух монахов, которым рассказал о своем видении. Они, оторопев, признались, что уже готовы были убежать, и даже показали тюки со своими собранными вещами. Однако же после такого покаялись и вернулись к монашескому деланию с удвоенным рвением.

Однажды преподобный читал Священное Писание в своей келии, когда некто, сотворив молитву, спросил его ученика Иосифа. Старец, увидевший этого человека в окно, сказал Иосифу, чтобы он вышел и что «муж со злым взором ищет его». Иосиф узнал в пришельце своего земляка, старого знакомого, который стал просить разрешения остаться в монастыре насельником. Старец же сказал своему ученику, чтобы, накормив, отпустил того человека, потому что он не добр. После того, как тот человек ушел, Иосиф спросил про него у старца, на что старец отвечал: «Муж этот — убийца. Еще юношей он некоего инока ударил ножом в живот и умертвил его». Так преподобный по одному взору на человека мог определить, что у него на душе.

Беседовали однажды монахи с преподобным, и с ними был один благочестивый мирянин, который поведал, что из Симонова монастыря под Москвой ушел архимандрит. Братия начали обсуждать, кто же будет там теперь архимандритом, говорили: то такой-то, то такой-то. Преподобный же, взглянув на одного из своих учеников, именем Вассиан, очень юного Иосифова брата, и указав на него, улыбаясь собеседникам, сказал: «Этот есть архимандрит Симоновский». То было пророчество святого Пафнутия, потому что именно Вассиан, но не тогда, а через много лет после этого события, и стал архимандритом того монастыря.

Однажды преподобный выпросил у некоего князя три дня ловить рыбу на Оке и, что Бог пошлет, взять на монастырские нужды. Посылая одного служителя на эту ловлю, приказал дать ему 5 гривен денег , чтобы тот купил на них сосуды для засола пойманной рыбы, однако служитель не хотел брать такие большие деньги, не надеясь и одного сосуда наполнить пойманной рыбой. Преподобный же сурово приказал ему делать повеленное — и не напрасно, потому что его улов за 3 дня составил 730 больших рыб, что составляло больше всего летнего улова любого из княжьих слуг. Естественно, прозорливый старец предвидел такой улов наперед.

На одного из учеников преподобного напала болезнь глаза. Сильно страдая, он искал врачевания. Отец же дал ему свою вервицу, повелев произнести тысячу молитв Исусовых. Он же едва выполнил то, страдая от сильной боли. Совершив пятьсот молитв, он ощутил глаз вполне здоровым и, забыв заповедь, вскочил от радости и побежал к отцу рассказать об исцелении ока. Но не утаилось от прозорливого отца, что он совершил не тысячу, а только половину молитв, и повелел он вернуться и закончить всю тысячу.

Принесли однажды к преподобному Пафнутию болящего, о котором отчаялись его присные и уже приготовили все нужное к погребению, ожидая его смерти. Но преподобный с верою помолился о нем, и умирающий встал с одра и стал ходить как ни в чем не бывало.

Иной раз принесли к преподобному прокаженного, люто растлеваемого гноем и червями. И он, будучи при смерти и сильно страдая, со слезами молил об исцелении. Его лечили врачебными хитростями, но безуспешно. Великий отец, нимало не помедлив, покропил его освященной водой и исцелил, так что тот и забыл о своей проказе, о гное и червях, его съедавших.

У некоего князя отрок был одержим болезнью и приближался к смерти. Мать отрока со слезами послала к святому старцу просить его молитв ко Господу и Его Пречистой Матери и святой воды, чтобы окропить дитя, чтобы не умерло. Чадолюбивый Пафнутий, помолившись Богу и Пресвятой Богородице и освятив воду, послал к скорбящей матери. К тому же наказал присланным, чтобы после окропления святой водой, если отрок захочет поесть, дать ему свежей рыбы, хорошо отваренной, поскольку есть обычай для больных, получивших отраду от болезни, вкусить пищи. Те же, удивившись, пролили слезы о словах святого, получив надежду, что застанут отрока еще живым. Скоро посланный вернулся со святой водой, отрок же был при смерти. Как только покропили его святой водой, тут же как будто руками вынули из него болезнь, и отрок встал весело и радостно, попросив еды. И дали ему, как повелел преподобный.

Однажды привели к нему бесноватого, в неистовых припадках рвущего на себе железные узы, которыми он был связан, и рыкающего и ревущего, угрожающего всех растерзать. Но нисколько не устрашился блаженный игумен, исцелив его от беснования, взяв крест, осенил его крестным знамением и тотчас изгнал лютого демона, опалив так, что тот вострепетал и задрожал и, исторгнувшись, исчез в близлежащей долине, наводнившейся от дождя. Страждущий тотчас же исцелился от беса и возопил к святому, что видел великие дела Божии, когда знаменовал его преподобный крестом: вышел из креста палящий пламень, бес же, палимый огнем, в ужасе бежал, ввергнулся в воду и более не смел возвращаться.

Некая боярыня, дети которой впоследствии стали иноками, имела великую веру к блаженному отцу Пафнутию и часто посылала своих отроков с приношениями, прося молитв и благословения от него. Случилась ей болезнь по дьявольскому действию: она смущалась умом и глазами видела многих приходящих к ней бесов. Когда же случалось это, являлся некий старец низкий ростом и сгорбленный, имеющий бороду седую и великую, худыми одеждами одетый, и с властью отгонял от нее бесов, как волков от овцы, и та становилась здрава. Однажды слышала она голос, говоривший ей: «Пафнутий, что в Боровске, отгонит от тебя бесов». Такие видения повторялись много раз. Когда она полностью выздоровела, то захотела видеть святого, желая воочию узнать, тот ли он муж, что являлся ей в болезни, отгоняя от нее бесов. Пришла она со своими отроками к обители преподобного, но в монастырь женщинам вход был запрещен, поэтому она стояла у ворот, прося учеников преподобного, как бы ей увидеть игумена. Монахи впустили отроков ее и показали им святого, повелев указать того своей госпоже, когда он будет идти из церкви вместе с братией к трапезе. Тогда было время обеда. Она же прежде указания ей узнала его и со слезами воскликнула: «Это тот воистину, который явлением своим отгонял от меня демонов и исцеление мне даровал». И послала большую милостыню инокам, воздавая благодарение Богу.

Один юноша, придя в иноческий образ, стал смущаться помыслом, потому что наводили на него демоны страх: начал являться ему дьявол, иногда, как черный пес, иногда же ему, сидящему в келии, слышалось, что вокруг дома ходит медведь, стуча по стенам. Преподобный старец повелел юноше в своем присутствии прочесть Псалтырь, и с тех пор эти бесовские видения исчезли, а молодой монах освободился от своих страхов.

Преподобный Пафнутий часто говорил о милостыне, как о добродетели, которая имеет великое дерзновение пред Богом для спасения человека, называл ее царицей добродетелей. «Одна милостыня может спасти человека, если живет он законно», — говорил блаженный отец. «Один милостивый человек до конца своей жизни творил милостыню. Когда же он скончался, другому человеку было откровение о его загробной судьбе. Приведен был умерший к реке огненной, а на другой стороне реки — рай, чудное светлое место, дивный сад. Но не может никак перейти душа человека через эту страшную реку. И вот, внезапно приходит множество нищих, получивших его милостыню; они ложатся мостом через реку, и милостивый человек тот переходит по мосту в то чудное место». К этому рассказу преподобный прибавил, что души праведных переносятся в рай ангелами, но Господь открыл судьбу праведной души в таком виде для нашего вразумления.

В один год в Боровском крае случился голод. Преподобный благословил кормить всех, кто приходит к нему в монастырь. Иногда в день число накормленных людей превышало 1000 человек. Вскоре запасы монастыря стали иссякать, но по молитвам преподобного следующий год был урожайным, и монастырской братии удалось сполна восполнить продовольственный запас обители.

К телу своему преподобный никому не позволял прикасаться, и сам никогда никого не касался. Женщин же не только не пускал в обитель, но и разговаривать о них при себе никому не позволял. Святой сохранил девство, став избранным сосудом Святого Духа и достойно приняв дар священства. Однако же имел такое смирение, что, приняв схиму, никогда не совершал Литургии — кроме одного случая на Пасху незадолго до своей кончины, когда не удалось найти священника и за большие деньги. Преподобный отслужил с великим умилением, а после нее сказал братии, что в момент службы душа его едва осталась в нем — таково было его благоговение перед Святыней.

Преподобный Пафнутий пользовался глубокой любовью и почитанием не только братии своего монастыря, но и других обителей. Промыслом Божиим в обитель к преподобному был направлен двадцатилетний юноша Иоанн Санин. Испытав пришедшего, преподобный постриг его в иночество с именем Иосиф. Этот инок был никем иным, как тем, кто нам сегодня известен под именем преподобного Иосифа Волоцкого, твердо хранившего чистоту Православной веры. Он возглавил борьбу против ереси жидовствующих, осужденной на Соборе 1504 года. На этот подвиг молодого инока благословил преподобный Пафнутий.

Источники обильно повествуют нам о строжайшем постническом воздержании преподобного, который в понедельник и пятницу не вкушал совсем, а в среду держался сухоядения, а, бывало, не вкушал пищи и целыми неделями, если же и брал еду, то самую худшую, при этом щедро осыпая похвалами готовивших ее; о твердости и непреклонности его нрава, о склонности к священнобезмолвию, о презрении к почестям. Преподобный избирал самые тяжелые из общих работ: рубил и носил дрова, копал и поливал огород, зимой плел сети для рыбной ловли, рукодельничал, занимался чтением. Обычно первым приходил на церковную службу и одним из последних ее покидал.

Старец был удивительно внимателен к соборной молитве: «Егда же братия начаша стихиры пѣти, тогда старець начатъ пѣти съ братиею по обычаю. Обычай же имѣше старець ни единого стиха мимоити с молчаниемъ, но всегда пояше съ братиею. Егда же случашеся не услышати ему стиха или коего слова вь стихѣ, тогда повелѣваше кононарху пакы възвращатися множицею и повторяше стихы, дабы извѣстно разумѣлъ».

«Рассказ о смерти» преподобного повествует нам также об обильном даре предвидения, непрестанной и очень усердной молитве и о других бесконечно интересных подробностях характера и привычек этого удивительного человека на потрясающе любопытном историко-культурном фоне XV века монастырского быта Древней Руси: «у старца был обычай никогда после повечерия не зажигать свечу или светильник, но в ночной темноте молиться, и часто он так сидя и засыпал, держа в руках вервицу и творя Исусову молитву», «если кто-нибудь из братии заболевал, тогда старец приходил к этому брату и напоминал ему о последнем покаянии и о причащении святых даров», «был же у старца обычай всегда имя Пречистой призывать и надеяться на Нее», «когда же приспело время литургии, пришел священник благословение взять, по обычаю, потому что священники, как заведено было, каждый день приходили в келью, чтобы благословиться у старца», «был же у старца такой долголетний обычай: когда хотел он причаститься святых тайн, тогда всю неделю пребывал в молчании, и не только с мирянами, но и с братией не говорил даже о необходимых делах, и с живущим с ним в келье ни о чем не говорил. Пост же для него всегда обычен был», «пищу же всегда просил такую, чтобы братии угодить, а сам всегда худшее выбирал. И не только в пище, но и во всем келейном устроении довольствовался самым малым. И одежды его — мантия, ряса, кожух, обувь — были такими, что ни одному из нищих не годились бы», «беседа же его была проста, усладительно беседовать с ним было не только инокам, но и мирянам и странникам. Не ради человеческого угождения, но по Божьему закону говорил он о всем, а более того в делах своих поступал так. Не робел он никогда ни перед лицом княжеским, ни перед боярским, дары богатых не могли улестить его, и сильным мира сего он повелевал неукоснительно соблюдать законы и заповеди Божии. С простыми людьми так же, как и с великими, беседовал и братьями их называл. И никто после беседы с ним никогда не уходил от него неутешенным, многим он своей беседой сердечные тайны раскрывал, и они уходили от него, удивляясь и славя Бога», «был у него давний обычай: прежде чем священник, свершавший богослужение, не выйдет из алтаря, не покидал он церковь, не приняв благословения от служащего священника», «был у него давний обычай — окончив службу, никогда не забывал он творить Исусову молитву, держа в руках вервицу», «обычай же был у старца никогда не называть монастырь своим, но — «Пречистой», говорил — «Та создала», никогда не терпел, если кто-нибудь называл монастырь его монастырем, всегда запрещал это».

Перед своим отшествием преподобный наказал своему келейнику: «А гроба дубового не покупай. На те шесть денег калачей купи да раздели нищим. А меня лубком оберни да, сбоку от него (от Клима гуменщика) подкопав, положи». Итак, в момент своей блаженной кончины, лицезрея некое тайное видение и трижды глубоко вздохнув, преставился ко Господу преподобный Пафнутий, предсказав день своей смерти заранее, 1-го мая 1477-го года («в лъто 6000-е 985 майя 1 преставися преподобьный игуменъ пафнутие за час нощи, а въ вторый маиа, наставши 1-му часу дни, погребенъ бысть» ) в возрасте 82-х с половиной лет («а всѣх лѣтъ живота его въ плоти 80 лѣт и полътретья лѣта»). Летопись же так описывает его блаженную кончину: «Месяца маия 1 день в четверток после вечерни, в 15 час дне, преставися преподобный игумен Пафнутей… На утреи же в пяток в 1 час дне погребен бысть, а не бе нихто же от града, ниже от весей на погребении его, точию манастыря того священници и ученици его и старци его постриженици. Един тогда толко прилучися мирскы священник, духовник князя Андреа Васильевича Меньшого, Никыта именем. Той же Никыта, да и инии от братии ученици его поведаша, яко ни пети, ниже конархати нихто же обретеся надгробнаа, но един точию от ученик его, Иннокентий именем, той с многими же слезами надгробнаа проглагола. Α прочии вси слезами обливаху себе, яко от многих слез их и на землю падати или и проливатися». Общецерковное прославление Боровского чудотворца состоялось на соборе 1547-го года при митрополите Макарии, однако рака над мощами преподобного была еще до официальной канонизации.

Преподобный Пафнутий Боровский
Рака и сень над мощами преподобного Пафнутия

Тропарь, кондак и канон преподобному Пафнутию Боровскому

Тропарь, глас 4:

Жития светлостию просветив си отечество, в молитвах и постех дарований Божественнаго Духа исполнися, и во временней сей жизни добре подвизався, милость и благоутробие всем скорбящим отверзл еси, и нищим бысть заступник. Тем молим тя, отче Пафнутие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:

Божиим светолитием просвещен, отче, постническое стяжав житие, преподобне, иноком предобрый наставниче и постником благое украшение. Сего ради Господь, труды твоя видев, даром чудес обогати тя, источаеши бо исцеление и молишися о стаде твоем. Мы же, радующеся, вопием ти: радуйся, отче Пафнутие.

Библиотека Русской веры
Канон преподобному Пафнутию Боровскому →

Читать онлайн

Преподобный Пафнутий Боровский. Иконы

Преподобный Пафнутий Боровский
Покров. Преподобный Пафнутий Боровский. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Нач. XVI в.
Преподобный Пафнутий Боровский
Икона «Преподобный Пафнутий Боровский». Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. I половина XIX в.
Преподобный Пафнутий Боровский
Покров. Преподобный Пафнутий Боровский. Калужский областной краеведческий музей. 1662 г.
Преподобный Пафнутий Боровский
Преподобный Пафнутий Боровский. Первая половина XVIII в. ЦАК МДА
Преподобный Пафнутий Боровский
Пафнутий Боровский в житии. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, нач. XIX в.
Преподобный Пафнутий Боровский
Преподобный Пафнутий Боровский
Преподобный Пафнутий Боровский
Преподобный Пафнутий Боровский
Преподобный Пафнутий Боровский
Преподобный Пафнутий Боровский

Высоко-Покровский Боровский монастырь

В Смутное время в 1610 году Высоко-Покровский монастырь и его два каменных храма были уничтожены польско-литовскими интервентами, однако храм Покрова Пресвятой Богородицы был восстановлен из сосновых бревен без единого гвоздя в 1621 году и сохранился в такой форме до сего дня, являясь выдающимся образцом древнерусского деревянного зодчества.

Преподобный Пафнутий Боровский
Собор Покрова Богородицы на Высоком, 1621 г.

Храм также известен под названием «Боровских Кижей» и является сегодня подворьем Свято-Пафнутьева монастыря. За алтарем Покровской церкви есть часовня, в которой почивают родители преподобного Пафнутия — благочестивые Иоанн и Фотиния, поминаемые монахами на каждой службе. Также рядом находится чудотворный Покровский источник с купелью, открытый в начале XV века, когда в Высоко-Покровском монастыре подвизался преподобный Пафнутий. 13 октября 2016 года, накануне престольного праздника храма Покрова Пресвятой Богородицы на Высоком, на месте, где ранее находился Высоко-Покровский Боровский монастырь, недалеко от храма, установлен бронзовый памятник преподобному Пафнутию Боровскому чудотворцу.

Преподобный Пафнутий Боровский
Памятник прп. Пафнутию Боровскому, 2016 г.

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

Преподобный Пафнутий Боровский
Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

После поселения на берегу Протвы, пустынножитель Пафнутий стал известен в окрестностях как большой молитвенник. За духовным руководством к нему стали стекаться братия, монастырь стал крупнейшим в Древней Руси по количеству насельников — при святом Пафнутии тут жило 95 человек. Годом основания обители, которую сам преподобный называл «Домом Пресвятой Богородицы», считается 1444 год — именно тогда началось строительство деревянной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Это время правления Ивана III. Через 20 лет на этом месте уже стоит белокаменный храм Рождества Богородицы, изначальное здание которого, к сожалению, не уцелело. Храм был расписан Дионисием и Митрофаном. Тот храм, что стоит в монастыре сегодня, был построен в конце XVI века, также имеет богатые старинные росписи.

Преподобный Пафнутий Боровский
Храм Рождества Пресвятой Богородицы, Пафнутьев-Боровский монастырь

С момента своего основания монастырь, выполняя функцию пограничной крепости, многократно перестраивался, однако и сегодня выглядит по-древнему монументально и величественно. Над возведением монастыря работал известный архитектор Федор Конь, который трудился также над строительством Кремля и Белого Города.

Еще при жизни к старцу приезжали посланцы от великого князя, от его матери «христолюбивые и благочестивые великие княгини Марии», «таже и от великие княгини Софьи грекини» (дочь последнего византийского императора Фомы Палеолога и супруга Ивана III Васильевича Софья Палеолог), от митрополита, от бояр. В 1480 году эти места посещал Иван III, в 1529 году — Василий III с супругой Еленой Глинской (они молились здесь о чадородии). В 90-х гг. XVI в. Боровский монастырь получил ряд вкладов: несколько облачений от царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны, богослужебную утварь, земельные владения: для последних Рюриковичей обитель являлась фамильной святыней. Задокументировано также, что в 1599 г. царь Борис и царевич Феодор ездили в Можайск «да к Пафнутию чюдотворцу в город Боровск», семья Годуновых была тут и несколькими годами позже — в 1603 г., и привезла в дар серебряную раку. Во время польско-литовского нашествия в начале XVII в. в Боровском Пафнутьевом монастыре Дмитрий Пожарский собирал войска для защиты Смоленска и Москвы.

«Времянник, еже нарицается летописец Российских князей», вятский документ XVII века, говорит нам, что: «В лето 7111 (1603) …ходил царь Борис Федорович с царицею и с чады, молитися в Боровеск, к Пафнутию чюдотворцу, и отнесе ему раку сребряну». То есть богатая серебряная рака была подарена монастырю в 1603 году Борисом Годуновым. В дневнике гетмана интервентов Л. Сапеги говорится, что 5 июня 1610 года поляки «взяли в плен» раку святого Пафнутия, то есть разграбили ее вместе с самим монастыреем. (Воевода князь Михаил Волконский 10 дней оборонял монастырь против войск Сапеги и Лжедмитрия II, и лишь измена двух воевод, помощников Волконского, привела к его падению; в бою погибло около 12 тыс. человек, монастырь был сожжен).

Преподобный Пафнутий Боровский
Василий Кузьмич Демидов. «Предсмертный подвиг князя М.К. Волконского, сражающегося с ляхами в Пафнутьевском монастыре в Боровске в 1610 году». Калужский областной художественный музей, 1842 г.

Вскоре рака была восстановлена, и в 1674 году ее обложили золоченым серебром, а через 70 лет над ней была устроена и сень. В 1920-х годах клейма раки были перенесены в исторический музей, но после 1995-го года рака была восстановлена над местом изначального захоронения святого Пафнутия в храме.

Преподобный Пафнутий Боровский
Клеймо с гробницы преп. Пафнутия

Исторических сведений об обретении мощей преподобного нет. Все источники, в том числе XIX века, однозначно говорят о том, что мощи преподобного почивают под спудом.

В годы никоно-алексеевской реформы епископ Павел, а также некоторые руководители монастыря и боровский протопоп Полиевкт выступили против церковных нововведений и заняли сторону ревнителей древнего благочестия. Боровские противники реформ, иеромонах Полиевкт Боровский и епископ Павел Коломенский, были казнены. В начале 1660-х годов в Пафнутиево-Боровском монастыре некоторое время находился в заточении духовный лидер русского национального сопротивления протопоп Аввакум (темница, где его держали в заточении в периоды с 9 марта 1666 г. по 13 мая 1666 г. и с 5 сентября 1666 г. по 30 апреля 1667 г., которая представляет собой полностью лишенный связи с внешним миром склеп около трех метров в длину и двух в ширину, с низким потолком, где нельзя распрямиться, сохранилась по сей день и при желании демонстрируется посетителям обители).

Преподобный Пафнутий Боровский
Келья-тюрьма протопопа Аввакума в Пафнутьево-Боровском монастыре

В 1670-х в стенах монастыря, а позже и Боровского городского острога, содержались под стражей и были уморены голодом и жаждой боярыня Морозова (в иночестве Феодора) и ее сестра княгиня Урусова. После никоновской реформы Боровский Пафнутиев монастырь, как и вся духовная жизнь нашего народа, стал резко приходить в упадок. При Екатерине II в Пафнутиевом монастыре было оставлено 33 монаха и послушника, а почти все монастырские имения отобраны. Этот небольшой пример наглядно демонстрирует, как XVII век на Руси начался лишь хронологическим фактом григорианского календаря, а закончился уже началом совершенно новой эпохи. Далее, в 1812 году монастырь был сожжен французами, но вскоре восстановлен. В 1923 году все имущество обители отошло Главмузею, но вскоре в нем разместили исправительную колонию, потом — сельскохозяйственный техникум. Монастырь был передан РПЦ МП и вновь открыт в марте 1991 года.

Сноски:

Баска́к (тюркск.) — представитель монгольского хана в завоеванных землях, сборщик налогов. На Руси баскачество сформировалось в 1250-1260-х годах. В каждое княжество назначался особый баскак. «Великий баскак» имел резиденцию во Владимире. Баскаки контролировали местные власти, в XIII-XIV веках собирали с русских земель дань Золотой Орде. Также баскаки вели учет населения в завоеванных землях. В распоряжении баскаков могли быть большие вооруженные отряды для обеспечения своевременного сбора дани. В житии, написанным Вассианом Саниным, говорится, что дед Пафнутия был баскаком Батыя.
Киевская гривна — продолговатый шестиугольный слиток серебра или золота. Имела хождение в Южной Руси с XI века и имела вес около 163—165 граммов. Золотая гривна ценилась в 12,5 раз дороже серебряной. Известны также гривны: монетная, новгородская, черниговская, татарская, а также литовский рубль и литовский трехгранный рубль.
В Древней Руси наступление ночи определялось временем захода солнца и зависело соответственно от смены времен года. Ночь длилась от конца сумерек до первых признаков зари. Таким образом, кончина Пафнутия Боровского свершилась 1 мая примерно в 15 часов по современному исчислению, а погребен был св. Пафнутий 2 мая около 5 часов утра.

Виталий Зайцев

Преподобный Пафнутий Боровский, игумен

Кондак 1

Избранный чудотворче, великий угодниче Христов, врачу благодатный, бесов прогонителю, всем любовию притекающим источаяй милости миро, восхваляем тя любовию, отче Пафнутие, ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да зовем ти:

Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче.

Икос 1

Ангелов Творец, провидя тя ангелом подражателя во плоти имуща быти, от юна возраста облече тя во ангельский чин. Ты же отшед от мира и облекся во иноческое одеяние, крест на рамо взем, вседушно потекл еси во след Распеншегося нас ради Господа: скорбь и труд возлюбив, прилепился еси Христу любовию и молитвами. Мы же, благодаряще о сем Бога, похвальная восписуем ти:

Радуйся, послушателю Господа зовуща: возьмите иго мое на себе; Радуйся подвижниче, подвигом добрым подвизавыйся;

Радуйся, избравый путь тесный, ведущий в живот;

Радуйся, смирением высоких достигший.

Радуйся, кротостью в землю кротких вселивыйся;

Радуйся, вечное радование на небеси обретший.

Радуйся, заступниче наш, и нас поминаяй пред Богом радующихся о тебе;

Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче.

Кондак 2

Видяще ближнии и дальнии дивное о Бозе житие твое, дарование исцелений и сбытие проречений твоих, вельми удивляхуся и славяще Бога вопияху: Аллилуиа.

Икос 2

Разум твой в Божественная вперив и Божиим светом озарився, дары благодатныя являл еси в себе, яко угль горящий огнем Божественным в тебе, сущая возгревая к любви Божией, такожде и сущих с тобою просвещая. Молися убо о нас, покровителю наш, да ревнуя житию твоему спасем души наша и тебе благоприятно поем:

Радуйся, разумением воли Божией и тайн Его озаривыйся;

Радуйся, сотворивый вся повеленная Христом;

Радуйся, в послушаниях монастырских, яко раб неключимый послуживый;

Радуйся, образе Евангельского самоотвержения;

Радуйся, яко храм Божий сердце твое бысть;

Радуйся, яко обитель твою яко рай возделану имел еси;

Радуйся, яко велий во Царствии Божием, яко сотворивый и научивый нареклся еси;

Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче.

Кондак 3

Силою свыше облекий апостолы Господь, облече тя, отче, в ризу спасения, украси тя красотою добродетелей и чудес даром, мы же благодаряще Бога Дивнаго во святых Своих, вопием: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще обитель тебе, отче, почивающа зде святыми мощами, радостию исполняется и веселящися умильно тебе вопиет:

Радуйся, избранный сосуде Святаго Духа;

Радуйся, по Бозе и Богородице радосте наша и покрове;

Радуйся, тихое пристанище наше от молвы греховныя;

Радуйся, апостольских учений исполнителю;

Радуйся, святых отец подражателю;

Радуйся, яко ангел, безстрастием просиявый;

Радуйся, облаче, от зноя страстей укрываяй;

Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче.

Кондак 4

Буря недоумения смущает мя, како воспою тя, святе, зане буря страстей и волны грехов потопляют мя; услыши убо вопль и слезы потопляемаго и бедствующему помози, спасай мя, прибежище мое, да воспою благодарно Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще боровские людие, яко тобою грешнии спасаются, недужнии исцеляются, бесы прогоняются, гладнии питаются и скорбящии утешени бывают, потекоша к тебе и ближнии и дальнии, яко к реце, веселящей град Божий и люди. Паче же во время глада устремляхуся вси к тебе с верою в милосердие твое. Ты же и питал еси приходящия ежедневно яко тысящи и множае, дондеже глад преста. И тако прославися тобою Отец Небесный; мы же воспоминающе о сем восхваляем тя усердно сице:

Радуйся, милосердый отче наш;

Радуйся, благодатный врачу душ и телес наших,

Радуйся, отчаянных в милосердии Божием утвердителю;

Радуйся, смущенных умиротворение;

Радуйся, колеблемых утверждение и падших возстановление;

Радуйся, кормчий духовный ко спасению;

Радуйся, гладных питателю, нагих же одеяние и пристанище нищих;

Радуйся, страждущим утешение;

Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче.

Кондак 5

Боготечную звезду уведевше тя, преподобне Пафнутие, ученицы твои: Иосиф Волоколамский, Иннокентий, Илия сродник твой и инии, яко мудрии волсви, ищуще Царя и Спаса миру и тобою испытующе путь, яко светильник держаще тя, достигоша того и радуются ныне с тобою, вопиюще: Аллилуиа.

Икос 5

От многих людей враг творяше пакости тебе и обители твоей, ты же, ученик сый Христов, любил еси враги твоя, добро творя ненавидящим и моляся о них, темже и побеждал еси благими злая. Сего ради Церковь Святая восхваляет тя:

Радуйся, боровская свеще, присногорящая пред Богом;

Радуйся, благодатная луче сияющая от солнца Христа Бога;

Радуйся, непоколебимый терпения столпе;

Радуйся, образе кротости и незлобия;

Радуйся, молитвенниче за враги твоя;

Радуйся, яко уста еси Божия, изводящая от недостойнаго достойное;

Радуйся, миротворче, томужде боголепно и нас научаяй.

Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче.

Кондак 6

Проповедник веры и упования на Бога дивный явился еси, преподобне Пафнутие егда бо скорбяху братия, яко не имеяху рыб ко дню Светлаго Воскресения Христова, глаголал еси о уповании на Бога; в навечерии же Светлаго дне явишася на малом потоце рыбы мнози. Тако упование на Господа не посрами тя, и прославивше Бога, вси вопияху: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, преподобне, свет ангельския чистоты: во плоти яко безплотен, преподобне, ревнителю целомудрия. Сего ради восхваляем тя:

Радуйся, похвале Творца всяческих и Приснодевы;

Радуйся, подражавши Иосифу целомудрием;

Радуйся, Моисею Угрину собрате;

Радуйся, Крестителю Господню поревновавый;

Радуйся, соблазны и искушения далече отринувый;

Радуйся, юным покрове и старцем светлосте;

Радуйся, недремлющий блюстителю монахов и постников украшение;

Радуйся, яко светило небесное земным бывый;

Радуйся, сожителю ангелом;

Радуйся, боровская похвало и заступниче наш пред Богом;

Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче.

Кондак 7

Хотяй отгнати от святыя Церкве всякое богомерзкое злосмрадие, явился еси яко благовонное миро житием твоим и словом истины, апостольских же и соборных учений, отче, исполненный сосуд был еси, изгоня из обители глаголющих противная. Тем же святая Церковь ублажает тя и мы спасеннии вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго тя Ноя спасенного ковчега обители твоей показа Бог хотящим спастися: наказуя потопом гнева своего преслушающих тя и паки милуя кающихся, мы же благоговейно молим тя: покрый немощи наша, отче, милосердием твоим и смиренною любовию, и сподоби пети: Радуйся ревностный учениче Христов;

Радуйся, притрепетный служителю Страшных Таин;

Радуйся, блюстителю Православия;

Радуйся, хранителю чудный обетов монашеских;

Радуйся, милостивый заступниче кающимся;

Радуйся, помогаяй и нам соблюдати обеты наши Богу;

Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче.

Кондак 8

Странен и дивен был еси на земли, истый же подражатель небесным житием, словом и молчанием, яко умилитися видящим тя. Приидоша бо от князя слузи буйнии, во злобе хотяще сожещи обитель твою, егда же узреша тя, аки ангела тиха и светла, внезапу применишася на кротость и мнози тако уклонишася от зла и сотвориша благо от слышания и видения твоего, мы же прославляюще о сем Бога, умильно вопием ти: Аллилуиа.

Икос 8

Возведи окрест очи твои, отче, и виждь: се бо многая чада твоя, с разных стран приидоша к тебе дары носяще, паче же с верою и любовию к заступнику и утешителю своему в скорбех и нуждах и припадающе молят тя: простри руку помощи требующим, услыши нас из глубины души взывающих:

Радуйся, ходатаю наш у Бога временных и вечных благ;

Радуйся, сияние нам Божией милости;

Радуйся, дерзновение наше к Богу;

Радуйся, яко милостива его обретаем к нам;

Радуйся, яко тобою от гнева Божия избавляемся;

Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче.

Кондак 9

Всякое естество человеческое удивися ангельскому житию твоему на земли: попрал бо еси бесов, яко прах под ногама, низложив их шатания, разогнав соблазнов тьму и вся стрелы лукаваго на главу его обратив: сораспялся еси Христу и научил еси многих со страхом пети Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многовещаннии не возмогут по долгу восхвалити тя, преподобне, точию ангели достойно восхваляют ангельскими пении, от нас же, яко из уст младенец приими хвалу сию:

Радуйся, похвало ангелов, монахов же и всея Святыя Церкве;

Радуйся, вшедый в радость Господа Бога Твоего;

Радуйся, Патриархом в угождении Богу поревновавый;

Радуйся, пророков дара сподобленный;

Радуйся, апостольская уста;

Радуйся, мучеником соучастниче в распятии плоти и в язвах Господних на теле твоем носимых;

Радуйся, миру умерый, Христу же Единому поживый;

Радуйся, не забываяй и нас заблуждших, призывающих тя;

Радуйся, отче, низпосылаяй нам с небесе милость твою;

Радуйся, далече провозгласивый: разумейте языцы, яко с нами Бог;

Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче.

Кондак 10

Спастися хотящии притекаху к тебе, доброму пастырю, указателю путей Господних, сильному о Господе. Ты же яко имеяй дарование прозрения, всех любезно приимал еси, точию, иныя паки отсылая, обаче николиже глаголя о них злая, аще и ведый, мы же благодаряще Бога, дивнаго во святых своих, вопием: Аллилуиа.

Икос 10

Стену тя нерушиму имея и молитвенника тепла, из глубины души тебе, покровителю, глаголем:

Радуйся, промышления Божия о людех исполнителю;

Радуйся, сокровище сокровенное обретый и участники себе многи сотворивый;

Радуйся, Царствия Божия наследниче и иным молитвами твоими двери отверзаяй;

Радуйся, всю жизнь со Христом соображавый и в ничесомже от Него отставый;

Радуйся, делателю в винограде Христовом;

Радуйся, немощных сило о Господе;

Радуйся, искушаемых скорый о Господе покров и заступление;

Радуйся, унывающим ободрение и скорбящим радосте.

Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче.

Кондак 11

Пение ангельское слышашеся во святем преставлении, отче, святыя и богоугодныя души твоея, в небесная селения преславно восходящия, горния бо силы радующеся сретаху тя, поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Божием светолитием просвещен быв, отче, яко молния грозная блистал еси, гоня и поражая демоны, якоже и от жены некия отгнал еси их: беси бо являющеся, устрашаху ю, чесо ради смущашеся умом и боляше; овогда видяше являющася старца: низка и согбенна, браду имуща седу и велику, худыми ризами одеянна, со властию отгоняюща демоны, и бываше здрава. Слыша и глас: Пафнутий, иже в Боровске, отгонит от тебе бесы. Нетерпит бо спадый денница и тайные клевреты его не точию присутствия, но и молитв смирения твоего. Мы же, ведуще сия, молим тя: сохраняй и нас от злоб их, да ходим во свете заповедей Божиих, вопиющия ти усердно:

Радуйся, идеже осеняет благодать твоя, отче, оттуду прогонится диаволя сила;

Радуйся, освобождаяй прибегающих под кров твой от злых духов;

Радуйся, неусыпный страже обители твоея;

Радуйся, душ и телес наших благий хранителю;

Радуйся, вторый наш общий ангеле;

Радуйся, в час смертный заступаяй любящих тя пред Богом;

Радуйся, изымаяй от мытарств души их;

Радуйся, недаяй впасти в руце бесом;

Радуйся, воздвизаяй верных к покаянию и с Богом соединяяй;

Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче.

Кондак 12

Благодать велию приял еси от Бога, отче, яко меру потрясну и преливающуся, по множеству любви твоея к Богу и ближним, иже и яви тя реку, изливающу струи многи, благодати требующим, источаеши исцеления: мы же, радующеся, вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще светлое о Бозе житие твое, хвалим добродетели твоя, яко Святаго Духа дарования, ублажаем святое успение твое, почитаем священную память твою, зовуще любовию:

Радуйся, в мире яко премирен бывый и мир верою победивый;

Радуйся, плоть твою Христу покоривый;

Радуйся, незлобия и кротости правило;

Радуйся, безстрастия светлый доме и смирения глубино;

Радуйся, Христово благоухание;

Радуйся, заступниче наш на небеси и на земли;

Радуйся, душ и телес наших благий хранителю;

Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче.

Кондак 13

О пресвятый и предивный отче Пафнутие, утешителю скорбящих, приими сие наше малое моление, избави ж нас от всяких бед и вечныя изми муки, богоприятным твоим пред Богом ходатайством, да с тобою во веки воспеваем: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва преподобному Пафнутию Боровскому чудотворцу

О священная главо, земный ангеле, небесный человече, великий чудотворче, преподобне отче наш Пафнутие! К тебе с верою и любовию усердно прибегаем и умиленно просим: яви нам смиренным и грешным святое и многомощное твое заступление. Не дерзаем, грех ради наших, с свободою чад Божиих, просити Господа и Владыку нашего о помиловании и прощении. Но тебе, молитвенника к нему благоприятна, предлагаем и молим, испроси нам у благости его дары благопотребныя и спасительныя душам нашим: веру праву, благочестие крепкое, покаяние истинное, прощение грехов, житие совершенное, исправление решительное, да обратившеся от злых дел к Богоугождению, прочее непрогневляем Господа нарушением святых его заповедей. Умоли, святче Божий, Всевышняго Творца даровати мир и благочестие стране нашей православной. Сохрани, угодниче Христов, святую обитель твою, созданную тобою, и вся живущия и подвизающияся в ней от всякаго зла ненаветны. Призри милостивно на люди, к тебе прибегающия, и вся прошения их во благое исполни. Всем же нам здравие душевное и телесное, земли плодоносие, тихое и благоугодное житие, благую, христианскую кончину и добрый ответ на Страшном Суде у Всемилостиваго Бога исходатайствуй, яко воистину имеяй велие к нему дерзновение. Ей, отче, вемы, яко много может молитва твоя пред лицем Вседержителя Господа и ничтоже невозможно есть ходатайству твоему, аще токмо восхощеши: сего ради крепко на тя уповаем и на твои святыя молитвы вельми надеемся, яко ты приведеши нас предстательством твоим в тихое пристанище спасения и наследники явиши ны светлаго Царствия Христова. Не посрами же упования нашего, чудотворче святый. И сподоби нас вкупе с тобою блаженства райскаго наслаждатися, да славим, хвалим и величаем великую милость к нам Человеколюбца Бога, Отца и Сына и Святаго Духа и твое благое, отеческое заступление во веки веков. Аминь.

Преп. Пафнутий Боровский

Преп. Пафнутий Боровский

Пафнутий Боровский (1394 — 1477), схиигумен, преподобный, чудотворец

Память 1 мая

Родился в 1394 году в селе Кудинове, недалеко от Боровска, и при крещении был назван Парфением. Его отец Иоанн был сыном крестившегося татарина-баскака Мартина, мать Парфения носила имя Фотиния.

20-ти лет Парфений оставил родительский дом и в 1414 году принял постриг с именем Пафнутий в Покровском монастыре на Высоком от настоятеля Маркелла. Находился в послушании (обучении монашеской жизни) у преп. Никиты – ученика преп. Сергия Радонежского. Много лет подвизался инок Пафнутий в обители. Когда скончался настоятель монастыря, братия избрала его игуменом. Святитель Фотий, митрополит Киевский, рукоположил преподобного в священный сан (около 1426 г.). Тридцать лет провел преподобный в Покровской обители, где был и настоятелем, и старцем-духовником.

На 51-м году жизни он тяжело заболел, оставил игуменство и принял великую схиму (и с того времени уже не священнодействовал до конца своей жизни, за исключением одного случая). После выздоровления в день святого великомученика Георгия Победоносца, 23 апреля 1444 года, ушел из монастыря и поселился с одним иноком на левом берегу реки Протвы, при впадении в нее реки Истерьмы.

Прп. Пафнутий, собираясь в тишине и покаянии провести остаток дней земной жизни не желал снова быть игуменом, но, однако, Божья воля о нем была иной. Перед смертью Преподобный открыл следующее:

«…Сама Пречистая Царица так решила, и, более того, пожелала на этом месте прославить Свое имя, и храм свой воздвигла, и братию собрала, и меня, нищего, долгое время питала и охраняла вместе с братией”.

Очевидно, преп. Пафнутию в его отшельничестве было явление Матери Божией, которая повелела ему основать на этом месте монастырь и быть в нем игуменом. Об этом явлении он по смирению открыл только на смертном одре.

Вскоре на новое место к нему стала собираться братия. Число иноков быстро возрастало. Был построен новый каменный храм, вместо прежнего деревянного, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В росписи храма принимал участие лучший иконописец того времени Дионисий и его помощники.

Уже при жизни преп. Пафнутия его монастырь был одним из известнейших в России. Его посещали Московские и другие удельные князья и слава о нем шла по всей Руси. Начиналось же все не с «грандиозных» замыслов и проектов, а молитвами и трудами самого Преподобного, который своими собственными руками вместе с братией строил храм. И был он первым на всех послушаниях монастырских, и в храме Божием он появлялся раньше всех и покидал его последним.

Известно свидетельство самого подвижника о том, как строился его монастырь:

«…не княжеской властью, не богатством сильных, не золотом и не серебром создавалось место сие, но волею Божьей и помощью Пречистой Матери Его. Не просил я от земных князей никаких даров для монастыря и не принимал от тех, кто хотел принести их сюда, но всю надежду и упование о всем возложил на Пречистую Царицу до сего дня и часа…”.

Прп. Пафнутий Боровский. Икона XVII в.

Прп. Пафнутий Боровский. Икона XVII в.

Преподобный Пафнутий подавал пример братии, ведя строгую жизнь: келья его была беднее всех, из пищи брал худшее. В понедельник и пятницу не вкушал совсем, а в среду держался сухоядения. Из общих работ преподобный избирал самые тяжелые: рубил и носил дрова, копал и поливал огород, в то же время первым приходил на церковную службу.

Женщин не только не дозволял впускать в обитель, но не хотел видеть и издалека и запрещал даже говорить об них. Во всем любил скудость и нищету и о внешности своей вовсе не заботился. Сильных людей не боялся, бедных не презирал; гордым не очень был доступен, а к нищим всегда ласков и милостив. Однажды во время голода он пропитал всех окрестных жителей, которые собирались к нему ежедневно по тысяче человек и более, так что в обители из запасов ничего не осталось. Относительно догматов веры имел такую ревность, что если кто начинал говорить что-либо несогласное с Божественным Писанием, то не только не хотел слушать такого человека, но изгонял из обители. «Мы пожили с ним довольно лет,— говорит один из бывших учеников Пафнутия,— видели его труды и злострадания, подвиги и посты, худость одежды, твердую веру и любовь к Богу, несомненную надежду на Пречистую Богородицу. За то и сподобился он благодати Божией, так что прозирал будущее, видел и объявлял сокровенные помыслы братии, исцелял болезни и получал все, чего ни просил у Господа Бога и Пречистой Богородицы. Был воистину далек от людей нынешнего века всеми своими обычаями»

Списатель жития Святого епископ Вассиан и автор «Сказания» старец Иннокентий как на отличительную черту характера Преподобного указывают на его непреклонный нрав и на абсолютное нелицеприятие. Святой Пафнутий был ровен и с высшими и с низшими. Он не боялся лица княжеского, не заискивал перед сильными и не превозносился перед простыми.

Известно о преподобном Пафнутии Боровском, что он соблазнялся поставлением митрополита Ионы, не позволял в своей обители называть его митрополитом и исполнять его указы. Позванный по этому делу в Москву, он объяснялся с митрополитом «негладостно и неподобательно, яко же подобает гладостно и подобательно великовластным глаголати», за что митр. Иона бил его своим жезлом и посадил его в оковах в темницу для покаяния .

Преподобный Пафнутий пользовался глубокой любовью и почитанием не только братии своего монастыря, но и других обителей. Промыслом Божиим в обитель к преподобному был направлен двадцатилетний юноша Иоанн Санин. Испытав пришедшего, преподобный постриг его в иночество с именем Иосиф. Впоследствии преподобный Иосиф Волоцкий, твердо хранивший чистоту Православной веры, возглавил борьбу против ереси жидовствующих, осужденной на Соборе 1504 года. На этот подвиг молодого инока благословил преподобный Пафнутий.

Всю жизнь трудился Преподобный и не знал праздности ни на минуту. Ум его всегда был занят молитвой. Всегда и во всем полагался он на Бога и Богородицу. Когда Господь открыл Своему верному служителю приближение кончины, Преподобный отложил все попечения земные и целиком погрузился в покаяние, которое было спутником его, как и всех святых, на протяжении всей жизни, и которое он считал особенно необходимым для себя в предсмертный час: «…Господь по своему милосердию, не желая смерть навести на непокаявшегося грешника, дал мне, грешному, шесть дней для покаяния, так нет – ты мне не даешь покоя ни на один час, наводишь на меня мирян”, – так сетовал Преподобный на своего ученика Иннокентия. Смирение – самое главное отличительное качество истинных святых, особенно явилось в Преподобном перед кончиной. Он, проведши всю жизнь в трудах ради Христа, не уповал на эти труды, не считал их собственно своими заслугами, не полагал, что его праведная жизнь достойна Небесного Царства.

За неделю до смерти преподобный предсказал свою кончину. Исполнив последнюю молитву и благословив братию, он отошел к Богу 1 мая 1477 года за час до захода солнца. Так велика была любовь к нему братии, и так огромна была их печаль о его кончине, что никто из них не мог при погребении ни петь ни читать молитв – все рыдали.

Последняя молитва святого, которую с трудом расслышали ученики из его почти уже безмолвных уст, была такой:

«Царю небесный Всесильне! Молю ти ся, Владыко мой, Иисусе Христе, милостив буди души моей, да не удержана будет противных лукавством, но да усрящют ю ангели Твои, проводяще ея сквозе пронырств тех мрачных мытарств, и наставляюще ю к Твоего милосердия свету. Вем бо и аз, Владыко, яко без Твоего заступления никто же может избыти козней духов лукавствия”.

О жизни этого святого сохранилось два древних литературных памятника, написанных его учениками: «Житие преп. Пафнутия Боровского”, написанное Вассианом (Саниным), архиепископом Ростовским, и «Сказание о кончине прп. Пафнутия Боровского”, написанное старцем Иннокентием. Эти два произведения дают нам возможность не просто узнать факты и события из жизни Преподобного, но увидеть его самого, увидеть его личность.

Общецерковное прославление святого Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году.

Тропарь, глас 4

Жития светлостию просветив твое отечество, / в молитвах и постех дарований Божественнаго Духа исполнился еси, / и, во временней сей жизни добре подвизався, / милость благоутробия всем скорбящим отверзл еси, / и нищим был еси заступник. / Тем молим тя, отче Пафнутие, / моли Христа Бога, да спасет души наша.

Использованные материалы

  • Житие на сайте «Православие.ru»
  • Игнатий (Душеин), игум. «Преподобный Пафнутий, игумен и чудотворец Боровский»
  • Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви, т. 7, гл. IV. Монастыри. I. Монастыри в средней полосе России
  • А.В. Карташев. Очерки по истории Русской Церкви. Том 1

А.В. Карташев. Очерки по истории Русской Церкви. Том 1 —