Паломничество, что это?

Паломнические туры в 2021 — возможность прикоснуться к истокам и достичь просветления там, где все начиналось. По стопам учителей и пророков: от Святой Земли до Гималаев, от Стамбула до Бари, от Валаама до Соловков — программы, цены, отзывы.

Современное слово «паломник» восходит к старорусскому «пальмовник», которое, в свою очередь, образовано от латинского palmarius («человек, держащий пальмовую ветвь»). Так первоначально называли богомольцев — участников крёстного хода в Святой Земле. Те, кто стремился встретить в Иерусалиме Светлое Христово Воскресение, приходили заранее, чтобы провести в Святом Городе и всю Страстную седмицу. А поскольку Страстной седмице предшествует праздник Входа Господня в Иерусалим (иначе этот праздник называется еще Неделя ваий, или в русской православной традиции — Вербное воскресенье), и основным событием этого дня был крестный ход до стен Иерусалима, то паломники, принимавшие участие в этом шествии, несли пальмовые ветви. Такими же ветвями почти две тысячи лет назад встречали Христа жители Иерусалима. Как правило, помимо различных реликвий, богомольцы брали с собой домой на память и эти пальмовые ветви.

Впоследствии паломниками стали называть богомольцев, путешествующих не только в Иерусалим, но и к другим христианским святыням.

Паломничество и туризм

В наше время нередко можно услышать такие словосочетания, как «паломнический туризм», «паломнический тур», «паломническая экскурсия» и так далее. Все они проистекают от непонимания сути паломничества, от сближения его с туризмом по чисто внешнему сходству. И паломничество, и туризм связаны с темой путешествия. Однако, несмотря на сходство, они имеют разную природу. Даже посещая одни и те же святые места, паломники и туристы делают это по-разному.

Туризм — это путешествие с познавательными целями. И одним из популярных видов туризма является туризм религиозный. Главное в этом виде туризма — знакомство с историей святых мест, жизнью святых, архитектурой, церковным искусством. Обо всём этом рассказывается на экскурсиях, которые и являются для туриста самым главным элементом путешествия.

Экскурсия может быть также и частью паломничества — но только не главной и вовсе не обязательной, а лишь вспомогательной. Главное в паломничестве — это молитва, богослужение и религиозное поклонение святыням. Православное паломничество — это часть религиозной жизни верующего человека. В процессе совершения паломничества основным во время молитвы является не внешнее исполнение обрядов, а тот настрой, который царит в сердце, духовное обновление, которое происходит с православным христианином.

Куда и почему едут

Если говорить о Египте, Иордании и Израиле, то поездки по этим территориям неразрывно связаны с историей израильского народа и с дорогой, которой шел Моисей. Тоже самое можно сказать о путешествиях по маршруту Израиль — Иордания — Сирия — Ливан. С точки зрения христианства, все эти государства находятся на единой территория Святой Земли. Почему? Потому что Господь ходил и был крещен в Иордании, там же находятся и места, неразрывно связанные с жизнью и смертью Иоанна Крестителя. Сирия и Иордания связаны с апостолами Павлом и Петром, которые шли на проповедь из Иерусалима.

Если говорить о духовном содержании паломнических поездок, например, в Грецию или Италию, то они обычно следуют за путями апостолов по европейской части континента. Именно эта составляющая является основной в турах, включающих эти страны.

Сочетание в одном паломническом туре таких двух стран, как Греция и Турция, тоже имеет вполне четкое идеологическое обоснование. Как правило, такие путешествия проходят по маршруту Каппадокия — Стамбул — Салоники — Афины: это путь апостола Павла и его проповедей. А, например, путешествие Болгария — Греция — Турция основано на византийских традициях православия. Посещение этих трех стран — дань памяти и заслугам славянских святых и просветителей Кирилла и Мефодия.

Большой популярность пользуются и комбинированные туры по России, наиболее востребованными среди них являются путешествия по Северо-западному региону (Коневец, Валаам, Кижи, Соловки). Маршруты таких путешествий определяют и географические факторы, и религия с историей. Например, Тобольск, Тюмень, Екатеринбург и Алапаевск — очень разные города, объединенные общей темой царственных мучеников.

Святитель Феофан Затворник оставил обширное духовное литературное наследие: многочисленные труды о христианской нравственности, сочинения с изложением основ святоотеческой психологии, переводы аскетической письменности (в том числе перевод «Добротолюбия»), глубочайшие толкования Священного Писания, существенно обогатившие русскую библеистику. Им был совершен настоящий творческий подвиг, и по своей плодотворности труды святителя Феофана сопоставимы с творениями святых отцов IV столетия – золотого века Византии.

Затворничество – уход от соблазнов мира, испокон веков приветствовалось в православном монашестве и считалось по праву путем избранных. Противоположностью затвору по способу поиска путей к Богу можно считать паломничество.

Есть мнение, что паломничество, как и крестные ходы, полезно, в первую очередь, для укрепления в вере новоначальных членов Церкви. Однако нередко бывает, что паломнические поездки на десятилетия становятся для людей стилем жизни. При этом мнения православных разделились принципиально. Одни считают, что без посещения святых мест полноценная жизнь христианина невозможна. Другие же полагают, что незачем ездить, тратить время и деньги, когда Бог и благодать – повсюду.

О том, могут ли путешествия к святыням стать страстью, и каким должно быть правильное отношение к паломничеству – протоиерей Александр Монич, руководитель информационного отдела Мукачевской православной епархии.

«В паломничестве главное – увидеть живого Бога»

Протоиерей Александр Монич

Святитель Григорий Нисский в письме «О тех, кто предпринимает путешествия в Иерусалим» пишет: «Ибо перемена места не приближает к нам Бога. Но где бы ты ни был, Господь приидет к тебе, если обитель души твоей окажется такою, чтобы Господь мог вселиться в тебя и ходить».

У святителя есть золотые слова о паломничестве. Он называет это «География души». Однако говорит, что можно поехать и в Иерусалим, Палестину или Египет, но ничего оттуда не привнести в сердце свое. С другой стороны, святитель обращает внимание на то, что где бы человек ни находился географически на планете Земля, он всегда может быть со Христом.

К большому сожалению, в наше время, в третьем тысячелетии, паломничество часто превращается в церковный туризм. И главным фактором здесь становится пустота человеческого сердца – люди ездят к святыням и приезжают оттуда пустыми.

Причина этого лежит в их сознании – они не готовы к паломничеству, потому что хотят получить от святынь что-то сверхъестественное, сами этого не понимая и будучи не готовыми к этому.

В паломничестве главное – увидеть живого Бога. И чтобы поехать к любой святыне мира, будь то Святая земля, Афон, Почаев или Киево-Печерская лавра, узреть там живого Бога и получить просимое, нужна определенная внутренняя готовность. Нужен такой внутренний настрой человека, чтобы он был способен увидеть Бога внутренними глазами своей души.

– Есть ли критерии готовности человека к паломничеству или это обтекаемое понятие?

– Внутреннюю готовность видит только Господь, но есть внешние факторы – подготовка человека к поездке. Часто людей к паломническим поездкам вынуждает горе или какая-нибудь проблема. Но в этом горе тоже Господь, который ведет к Себе людей любыми путями. У Господа разные пути, но Он всегда ждет человека и зовет его к Себе.

В Библии есть такие слова: «Сын мой, отдай сердце твое Мне» (Притчи 23:26). Господь смотрит на намерения в сердце человека. И если сердце не готово получить, то человек думает: «Подам записку, подойду к мощам, зажгу свечу, и у меня всё будет хорошо». Это «амулетный», «кулонный» подход к паломничеству. Но Господь хочет, чтобы мы сделали что-то большее, чем «протокол» по отношению к Нему. И это надо делать не для священника, а ради Бога и для себя.

«Ехать надо в любом случае»

Фото: iakovzavedeev.ru

Но если готовности сердца нет, это не означает, что не нужно ездить в паломнические поездки. Ехать надо в любом случае, чтобы стать другим. Господь иногда открывается человеку в непредвиденных ситуациях – в автобусе, во время чтения молитвенного канона, при пении церковного хора на богослужении, в беседе со старцем на исповеди, в момент Причастия Святых Христовых Тайн и т.д.

Нужно понимать, что Господь всегда с человеком, где бы тот ни находился. Он может встретить человека в любом городском или сельском храме, но для этого нужно жить с Богом ежедневно. Господь всегда нас ждет! И нет места определенного, где живет Господь. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8).

Поэтому людям, которые никогда не были в паломничестве, надо обязательно ехать к святыне. ОБЯЗАТЕЛЬНО. Потому что внутренний мир человека Господь видит Сам, Он знает наше сердце и его помыслы. Священник во время исповеди слышит только слова людей, а Бог слышит сердце.

Хочу повторить еще раз: сердце человека слышит только Бог! И этим сердцем нужно стремиться к встрече с Ним. Бог вездесущ, но более всего Господь пребывает возле святынь – в Почаеве, Киево-Печерской лавре, Псковско-Печерской лавре, Троице-Сергиевой лавре, возле любой иконы чудотворной и во всех святых местах.

«Через такие поездки утверждается наша слабая вера»

– Есть ли предписания о необходимости паломничеств?

– Обязательности паломничества не существует. Но в мирском пространстве есть такое слово как «шанс». В Церкви такого слова нет, но есть понятие промысла Господня. Мы, люди, не знаем промысла Бога о нас. И бывает так, что в паломнических поездках совершается над нами промысел Бога. Поэтому надо ехать.

Да, предписания паломничества как такового нет, и в Евангелии об этом ничего не сказано. Но в святых местах мы становимся ближе к Богу. Почему мы читаем утренние и вечерние правила? Потому что эти молитвы составили святые отцы. Мы часто даже не знаем, как молиться правильно, а в вечерних и утренних молитвах, составленных святыми, изложен их опыт разговора с Богом.

Так же и паломничество мы совершаем, потому что через такие поездки утверждается наша слабая, а иногда никакая, вера. Через паломничество человек открывает для себя Бога, получает ответы на вопросы, которые он не может получить у себя дома во время молитвы или в своем приходском храме.

Во время паломничества происходят метаморфозы человеческого сознания. Эти метаморфозы нельзя передать словами, описать терминами – они происходят в сердце человека, когда осуществляется его диалог с Небом.

И когда человек едет в паломническую поездку первый раз в жизни, он может пережить такие моменты, которые раньше никогда и нигде не переживал. Может произойти его перерождение. Если во время паломничества совершится переворот в его душе, надо, чтобы человек продолжал совершенствоваться и расширял свой багаж географии святынь.

Фото: homutovo.ru

«Пусть это будет твоей личной тайной»

– Может ли паломничество стать страстью?

– Паломничество превращается в страсть, когда этим кичатся. Люди, которые часто совершают паломнические поездки, как правило, очень религиозны. К большому сожалению, это иногда зашкаливает, и они говорят: «Я был в Почаеве восемь раз, а ты, грешный, не был ни разу». Это уже катастрофа в духовной жизни.

Если ты во время паломничества стал лучше, никому об этом не говори. Пусть это будет твоей личной тайной.

Радуйся, если у святынь ты укрепился в вере и получил другое восприятие мира, но никогда не хвались этим. Говорить об этом надо, но со смирением.

Хорошо душе человека, который часто бывает возле святыни. Поэтому он осторожно может рекомендовать и другим поехать к ней.

И если есть правильное устроение верующего сознания, тогда для укрепления, конечно, надо совершать паломничество, и не один раз. Этим только цементируется вера. Но для каждого конкретного человека такие вопросы должен решать его духовник, который руководит его духовной жизнью и следит за процессами, совершаемыми в его душе.

Подготовила Анна Аркуша

Среди всех туристических направлений одним из самых популярных является паломничество по святым местам. Для одних путешественников паломничество — это странствие и поклонение православным святыням, очищение души, для других — это модное направление в туризме. Но какой бы ни была цель путешествия, прежде чем отправляться в поездку, необходимо выбрать маршрут.

Паломничество в России: традиционные маршруты

Православное паломничество в России существует со времен крещения Киевской Руси. И хотя места паломничества можно найти по всей территории страны, традиционными маршрутами для паломничества в мае 2021 г. являются:

  • Троице-Сергиева лавра в Московской области;
  • Соловецкий монастырь на Соловецких островах;
  • Оптина пустынь в Калужской области;
  • Валаамский монастырь в Карелии.

Также православные паломники традиционно совершают путешествия к духовным местам таких древних городов России как Суздаль, Новгород, Владимир, Ростов-на-Дону, Москва.

Православное паломничество в Мордовии

Земля Мордовии с древних времен славится своими святыми местами. И хотя в советские времена многие религиозные сооружения были уничтожены или «перепрофилированы» под концертные залы, театры и дворцы культуры, в Мордовии сохранилось немало святых мест, которые регулярно посещают православные паломники.

Наибольшей популярностью среди православных паломников пользуются:

  • Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь, известный своими уникальными росписями и почитаемыми иконами;
  • Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь, основанный во времена царствования Алексея Михайловича Романова;
  • Свято-Варсонофиевский женский монастырь — одно из самых почитаемых мест, которое находится на территории села Покровские Селищи.

Православное паломничество в Саранске

Не только Москва, Новгород и другие крупные города России славятся своими святыми местами. В Саранске также существует несколько православных объектов, которые представляют большой интерес для паломников. Прежде всего, речь идет о Кафедральном Соборе святого праведного воина Феодора Ушакова — одном из самых значимых духовных мест на территории Мордовии, как, впрочем, и всего Поволжья. Собор знаменит тем, что в его стенах хранятся мощи нескольких святых и многочисленные святыни, среди которых часть камня от Гроба Господня.

Заказать паломнический тур по святым местам можно на сайте туристической компании «Юнион». Мы поможем вам составить наиболее оптимальный маршрут и позаботимся о том, чтобы ваше путешествие было максимально комфортным и приятным.

Подбор тура, г. Саранск