Пантократор икона


Рис. 1. Икона Господа Вседержи́теля является символом православной веры и её догматов. Икона Господа Вседержи́теля является неотъемлемой частью православного вероучения. По-гречески такая икона Спасителя называется «Пантократор» и означает — всевластный, всесильный. Икона представлена нам в изображении Иисуса Христа как Небесного Царя и Судьи. Без этого образа нельзя представить ни один храм и ни один дом православного верующего.

Такой тип изображения Христа имеет множество разновидностей и подтипов. Какой именно выбрать для себя — решать только вам, но лучше остановиться на том, который придётся вам по душе.

Из этой статьи вы узнаете значение иконы «Господь Вседержитель», в чем помогает молитва перед ней, а также как правильно молиться перед такой иконой, от чего может уберечь такая молитва и где лучше повесить икону в доме.

История образа


Рис. 2. Икона Спаса Нерукотворного является первой иконой, которую нам оставил чудесным образом Сам Господь, обмакнув свой светлый Лик платом.
Точно не известно, когда появился образ Вседержи́теля. Известно лишь, что Его Лик был написан с образа Спаса Нерукотворного — первой иконы, которую, чудесным образом, оставил нам сам Господь Иисус Христос.

Образ этот был прославлен в IV веке, когда в катакомбах (первых христианских храмах) нашли несколько икон Спасителя, на которых Господь был изображён как отрок Эммануил, Добрый Пастырь и даже Орфей.

С IV века Господа стали изображать в виде Юноши в белых сияющих одеждах, окруженного святыми Апостолами. Чуть позже, в этом же веке, Его стали изображать в виде взрослого мужа с бородой. Одна рука Спасителя держит Книгу, другую Он простирает к народу. С V века Господа стали изображать Царём.

В те времена появилось много еретических учений, которые не признавали Спасителя как Бога. Последователи этих учений считали Его человеком, на которого сошёл Святой Дух.

На Вселенских Соборах эти еретические учения были опровергнуты и утверждены Догматы нашей веры в виде молитвы «Символ веры». Из Символа веры мы знаем, что Господь Иисус Христос имеет в себе две природы: божественную и человеческую, Он является Богочеловеком.

В VIII веке появились новые еретические учения, которые поддерживал император Лев III, будучи сам еретиком и иконоборцем. В эти времена последователей Христа преследовали, заключали и казнили, а иконы сжигали. Но Божией милостью, их победили и осудили святые отцы VII Вселенского Собора, а образ Господа Вседержи́теля ознаменовал истинность православной веры.


Рис. 3. Икону Господа Вседержи́теля часто размещают над куполом в центре храма.

Сейчас, по православной традиции, образ Господа Вседержи́теля размещается над куполом в центре храма, а также в центре иконостаса.

Особенности иконографии и традиции

Первые иконы Спаса Вседержителя (Христа Пантократора) появляются в Византии, происходит это приблизительно в 4-6 столетии. Наиболее известным образом считается лик Христос Пантократор из Синайского монастыря, написанный в 50-х годах 6 века. Сейчас невозможно представить хотя бы одну церковь, храм, собор, где не было бы иконы Спаса Вседержителя. Его изображение можно увидеть:

  • В числе деисусных композиций;
  • Среди настенных рисунков;
  • На потолке;
  • В иконостасах.

Зачастую лик Иисуса Христа в любом православном храме занимает центральную часть около купола.

Что касается особенностей иконописи центрального православного образа, то Христос Вседержитель изображается чаще всего по древнейшей системе. Он восседает на престоле, украшенном подушкой с подножием у ног, в традиционном одеянии. Эта схема берет свое начало еще со времен павшего Рима, о чем свидетельствуют многочисленные рисунки в катакомбах. Сам стиль окончательно сформировался в более позднее время — приблизительно в 10 столетии. В этом случае престол становится символом царственности и великого достоинства, ведь пророкам из Ветхого Завета он являлся именно в таком виде, когда они рассказывали о предстоящем Страшном Суде Господнем. Ярким примером подобного иконографического стиля является икона «Мануилов Спас».

Традиционной разновидность иконы для русской иконописи является «Спас в силах», где Иисус также сидит на троне, но его окружают ангелы. Существуют и другие варианты икон Спаса Вседержителя, например, Милующий или Душеспаситель.

Иконография образа


Рис. 4. Икона Господь на престоле изображает Господа как Царя всех
Существует 6 видов иконописных изображений Вседержи́теля и 20 подтипов, среди них самые известные это: «Господь на престоле», «Господь Вседержитель» и «Спас Нерукотворный». На всех этих видах, Господь изображён по-разному:

  • Один лик;
  • стоящим во весь рост;
  • сидящим на Престоле, как Царь;
  • По плечи;
  • По пояс.


Рис. 5. Изображение Книги символизирует самого Господа Иисуса Христа как Бога Слова.
В левой руке Господь обычно держит Книгу или свиток, а правой благословляет нас. Книга может быть как открытой, так и закрытой. В открытой Книге могут быть всего две буквы: альфа и омега — первая и последняя буквы греческого алфавита.По одной из версий, считается, что Книга, которую держит Спаситель — это Апокалипсис.

«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.

Апокалипсис

Есть ещё одно значение Книги, которую держит Господь. Книга — это Он Сам, потому, что Он является одним из трех Лиц Святой Троицы и носит имя Бога Слова.

Христос изображён таким, каким Он вышел на проповедь. Над головой сияет нимб ввиде креста — символ той жертвы, которую Он принёс ради спасения человечества.

На всех иконах Господь обычно изображается в синем гамантии и красном хитоне. Синий цвет — символ Его Божественной, Небесной природы, а Красный — человеческой, символ Его мученичества и страданий ради рода человеческого. А вместе эти два Его одеяния символизируют гармонию Божественного и человеческого начала Христа.

Описание иконы

Определенные каноны в иконописном изображении Иисуса Христа сложились уже к 9 веку. На иконе Христа Пантократора Его образ соответствует тому возрасту, когда Иисус начал Свою проповедь. Внешний облик Спасителя имеет черты, характерные для Его времени: длинные волосы до плеч, усы, борода, но от Его лика как бы исходит необычайная аура силы, властности и, вместе с тем, человечности.

На иконе Иисус Пантократор облачен, как правило, в длинный хитон красного цвета и задрапированный поверх гиматий синего цвета, что должно символизировать гармонию между Его небесным и земным началами. Правда, этот канон соблюдается не всегда: так, на иконе Андрея Рублева «Спас в силах» Христос предстает в золотых царских одеждах.

Андрей Рублев – Спас в силах

Существует три разновидности иконы «Пантократор»: поясное изображение Спасителя, в полный рост и восседающим на царском престоле, что подчеркивает его статус как Царя Небесного; в левой руке Он держит Священное Писание, а правая поднята для благословляющего жеста.

Икона

Каждый элемент на иконе «Господь Пантократор» исполнен глубокого значения, в том числе и сложение пальцев на правой руке Спасителя: два из них, поднятые вверх, не только благословляют, но и символизируют Его двойственную ипостась, человеческую и божественную, а три пальца, соединенные вместе, — Пресвятую Троицу: Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух.

Значение образа

Несмотря на то, что существует много различных интерпретаций такого образа, значение всех икон такого типа остаётся единым. Икона «Господь Вседержитель» напоминает нам о Небесном Царе, в чьих руках находится весь мир: видимый и невидимый. О Страшном Суде, который ждёт всех нас. С другой стороны, на иконе изображён добрый и милостивый Пастырь, любящий своих овец, готовый пойти в огонь и в воду и бороться за каждую из них.

Также, глядя на образ Спасителя, мы видим в нем единство человеческой и Божественной природы и ту жертву, которую Он принёс ради спасения человечества.

Молитва перед Ликом Вседержи́теля:

  • Помогает обрести мир и покой в душе,
  • Даёт силы для борьбы с грехами,
  • утешает в скорбях и напастях.

Изображение Бога на иконах

Многие с детства привыкли видеть иконы в домах и храмах. Для православного христианина святые образы, на которых изображены Господь Вседержитель, Пресвятая Богородица, святые угодники Божии, ангелы, воспринимаются столь же естественно, как солнце за окном. Наличие священных изображений характерно для любой религии. Однако в ветхозаветные времена существовал строгий запрет на изображение Бога (Второзаконие, 4, 15). Это было связано с тем, что Творца «никто никогда не видел» (Евангелие от Иоанна, 1:18). Такой запрет должен был не допустить влияния на евреев соседних языческих народов. Для язычников характерным было изображение своих божеств и мифологических персонажей.

Господь Вседержитель
Икона Господь Вседержитель (поясной вариант)

Только с воплощением Сына Божия, Истинного Бога, стало возможным запечатлеть его образ. Иисус Христос, Богочеловек, имеющий человеческую плоть и кровь, стал осязаемым и изображаемым. На иконах, конечно, изображается не Его божественная природа, непостижимая для людей. На них перед нами Иисус Христос как Личность. Как Человек, Который воплотился, принял страдания, был распят и воскрес из мертвых.

«В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога» (преподобный Иоанн Дамаскин, 675-753).

В чем помогает моление

Господь Вседержитель — это не только наш Бог, но и наш Спаситель, который не пожалел себя ради того, чтобы нам помочь и открыть нам двери в Царствие Небесное. Он же является врачевателем наших душ и телес, в Его руках находится судьба любого человека и всего мира вцелом. Поэтому всегда, в первую очередь, все наши моления мы возносим к Нему, благодарим Его за милосердие, которое Он нам посылает, а также просим Его о помощи в наших повседневных делах, в борьбе с грехами, о нашем исправлении.

Молитвы ко Господу Иисусу Христу есть в утренних и вечерних молитвах. Также Спасу Вседержи́телю можно молиться в следующих случаях:

  • Об исцелении от различных болезней;
  • О даровании сил при различных напастях и скорбях;
  • От греховных привычек и дурных наклонностей;
  • О направлении заблудших на путь истинный;
  • Об ограждении от злых и вредных для нас людей;
  • О защите от бедствий и военных действий;
  • О любви и гармонии в семье;
  • О достойном воспитании детей.

Молитвы ко Спасителю

Молитва Господу Вседержителю святого Василия Великого

(из утреннего молитвенного правила)

Го́споди Вседержи́телю, Бо́же сил и вся́кия пло́ти, в вы́шних живы́й и на смире́нныя призира́яй, се́рдца же и утро́бы испыту́яй и сокрове́нная челове́ков я́ве предве́дый, Безнача́льный и Присносу́щный Све́те, у Него́ же несть премене́ние, или́ преложе́ния осене́ние; Сам, Безсме́ртный Царю́, приими́ моле́ния на́ша, я́же в настоя́щее вре́мя, на мно́жество Твои́х щедро́т дерза́юще, от скве́рных к Тебе́ усте́н твори́м, и оста́ви нам прегреше́ния на́ша, я́же де́лом, и сло́вом, и мы́слию, ве́дением, или́ неве́дением согреше́нная на́ми; и очи́сти ны от вся́кия скве́рны пло́ти и ду́ха.

И да́руй нам бо́дренным се́рдцем и тре́звенною мы́слию всю настоя́щаго жития́ нощь прейти́, ожида́ющим прише́ствия све́тлаго и явле́ннаго дне Единоро́днаго Твое́го Сы́на, Го́спода и Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, во́ньже со сла́вою Судия́ всех прии́дет, кому́ждо отда́ти по де́лом его́; да не па́дше и облени́вшеся, но бо́дрствующе и воздви́жени в де́лание обря́щемся гото́ви, в ра́дость и Боже́ственный черто́г сла́вы Его́ совни́дем, иде́же пра́зднующих глас непреста́нный, и неизрече́нная сла́дость зря́щих Твое́го лица́ добро́ту неизрече́нную. Ты бо еси́ и́стинный Свет, просвеща́яй и освяща́яй вся́ческая, и Тя пое́т вся тварь во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва ко Господу святого Антиоха

(из вечернего молитвенного правила)

Вседержи́телю, Сло́во О́тчее, Сам соверше́н сый, Иису́се Христе́, мно́гаго ра́ди милосе́рдия Твоего́ никогда́же отлуча́йся мене́, раба́ Твоего́, но всегда́ во мне почива́й. Иису́се, до́брый Па́стырю Твои́х ове́ц, не преда́ждь мене́ крамоле́ змии́не, и жела́нию сатанину́ не оста́ви мене́, я́ко се́мя тли во мне есть. Ты у́бо, Го́споди Бо́же покланя́емый, Царю́ Святы́й, Иису́се Христе́, спя́ща мя сохрани́ немерца́ющим све́том, Ду́хом Твои́м Святы́м, И́мже освяти́л еси́ Твоя́ ученики́. Даждь, Го́споди, и мне, недосто́йному рабу́ Твоему́, спасе́ние Твое́ на ло́жи мое́м: просвети́ ум мой све́том ра́зума свята́го Ева́нгелия Твоего́, ду́шу любо́вию Креста́ Твоего́, се́рдце чистото́ю словесе́ Твоего́, те́ло мое́ Твое́ю стра́стию безстра́стною, мысль мою́ Твои́м смире́нием сохра́ни, и воздви́гни мя во вре́мя подо́бно на Твое́ славосло́вие. Я́ко препросла́влен еси́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и с Пресвяты́м Ду́хом во ве́ки. Ами́нь.

Молитва из акафиста Иисусу Сладчайшему

Влады́ко Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же мо́й, и́же неизрече́ннаго ра́ди Твоего́ человеколю́бия на коне́ц веко́в во пло́ть оболки́йся от Присноде́вы Мари́и, сла́влю о мне́ Твое́ спаси́тельное промышле́ние, ра́б Тво́й, Влады́ко; песносло́влю Тя́, я́ко Тебе́ ра́ди Отца́ позна́х; благословлю́ Тя́, Его́же ра́ди и Ду́х Святы́й в ми́р прии́де; покланя́юся Твое́й по пло́ти Пречи́стей Ма́тери, такове́й стра́шней та́йне послужи́вшей; восхваля́ю Твоя́ А́нгельская ликостоя́ния, я́ко воспева́тели и служи́тели Твоего́ вели́чествия; ублажа́ю Предте́чу Иоа́нна, Тебе́ крести́вшаго, Го́споди; почита́ю и провозвести́вшия Тя́ проро́ки, прославля́ю апо́столы Твоя́ святы́я; торжеству́ю же и му́ченики, свяще́нники же Твоя́ сла́влю; покланя́юся преподо́бным Твои́м, и вся́ Твоя́ пра́ведники пе́стунствую. Такова́го и толи́ко мно́гаго и неизрече́ннаго ли́ка Боже́ственнаго в моли́тву привожду́ Тебе́, всеще́дрому Бо́гу, ра́б Тво́й, и сего́ ра́ди прошу́ мои́м согреше́нием проще́ния, е́же да́руй ми́ все́х Твои́х ра́ди святы́х, изря́днее же святы́х Твои́х щедро́т, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки. Ами́нь.

Читайте нас удобно в соцсетях:

Метки: Господь Вседержитель, икона Господь Вседержитель, икона Спас Вседержитель, Спас Вседержитель

Правила молитвы


Рис. 6. Чтобы Господь услышал нашу молитву, нужно молиться со смирением и осознанием своей греховности.
Молиться перед образом Вседержи́теля можно и в храме и дома. Дома желательно найти тихое и уединенное место, что ничто вас не отвлекало. Можно зажечь лампаду или свечу и, по желанию, встать на колени.

Прежде всего нужно осенить себя крестным знамением и прочитать молитву Господу, вникая в каждое слово и искренне, со смиренным сердцем прося у Господа прощения наших грехов и исправления.


Рис. 7. «Отче наш» — это моление, дарованное нам самим Господом.

Потом можно прочесть молитву Господу Вседержителю, который сошёл на Землю, чтобы нас спасти. В этой молитве мы показываем нашу искреннюю веру и благодарим Господа за все благодеяния. В конце молитвы, верующий просит у Господа прощения своих грехов и спасения для всех людей.

Молитва Господу Иисусу Христу

«Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех. И паки, Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя; аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать, и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости! Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки. Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя. Да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоей руки и ограды; но или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро погибох: Ты бо еси Бог мой от чрева матере моея. Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Потом можно добавить своими словами то, что мы хотим попросить у Господа. В конце молитвы приложиться к образу, осенить себя крестным знамением и поклониться.

Просить можно как за себя так и за своих близких.


Рис. 8. Очень хороша краткая Иисусова молитва, её можно повторять много раз, молясь по четкам.

От чего оберегает молитва перед иконой Пантократора

Если с верой и смиренным сердцем чаще молиться перед иконой Вседержи́теля, то Господь оберегает молящегося от недугов и напастей. Известно множество случаев чудесного исцеления болящих, даже в самых безнадежных случаях благодаря молитве перед иконой Вседержи́теля.

Важно! Ни в коем случае нельзя считать икону оберегом от чего либо. Икона — это лишь окно в духовный мир, благодаря которому мы настраиваемся на молитву, молимся мы не иконе, а тому, кто изображён на ней, то есть первообразу.

Икона не может быть источником благодати и не может нам сама по себе в чем-то помочь. Помогает нам сам Господь, когда мы искренне и с верой Его об этом просим.

Молитва перед иконой оберегает молящихся от:

  • Греховных помышлений и зависимостей;
  • Различных душевных и телесных недугов;
  • Недобрых и жадных людей, которые могут нам только навредить;
  • От внезапной смерти без покаяния;
  • Детей от дурного влияния.

Также регулярная молитва перед этой иконой оберегает семью от распада и дарит любовь и согласие, так как она входит в венчальную пару.

О чем молятся перед иконой Христа Пантократора

Молитва перед этой иконой помогает в обретении душевной гармонии, укреплении стойкости в вере, утешении в тяжкие минуты жизни. Душа очищается молитвой от нечистоты и направляется на путь истинный, избегая дурного пути. Молитва помогает защититься от злых происков, обмана и всяческих бед; она помогает достичь не только душевной гармонии, но и гармонии с окружающим миром и близкими людьми.

Икона

В самый тяжелый час к иконе Христа Пантократора можно обратиться с молитвой, идущей от чистого сердца, и получить утешение и разрешение в сложной жизненной ситуации, касается ли это состояния здоровья, взаимоотношений в семье или проблем с детьми, ибо Господь всесилен и на искреннюю молитву ответит Своей помощью.

У иконы «Христос Пантократор» нет специального дня празднования, так как Христос Сам воплощает Собой праздник.

Где лучше повесить икону


Рис. 9. Икону лучше всего разместить в «Красном углу» или на стене, выходящей на Восток.
Самое лучшее место для размещения иконы Спасителя — это специально оборудованный молитвенный угол (на Руси его называли «красный угол»), где размещаются также другие иконы. У каждой православной семьи должен быть такой молитвенный уголок, где все члены семьи собираются для общей молитвы.

Если нет возможности сделать такой угол, то можно повесить икону на стене с восточной стороны или поставить на столе.

Совет#1 В месте размещения иконы не должно быть посторонних предметов, отвлекающих внимание молящегося, а также картин, фотографий и плакатов.

Молящийся, глядя на икону должен максимально настроиться на молитву и не рассеивать свое внимание на окружающие предметы или о чем-то ещё думать.

Господь Вседержитель: иконография образа

Для раннехристианского периода характерно аллегорическое изображение Спасителя. Это образ агнца (Евангелие от Иоанна, 1:29), рыбы (перевод с греческого акронима ИХТИС). После прекращения гонений на христиан в 4 веке широкое распространение получило изображение Спасителя в образе «Доброго Пастыря». Христос — это пастух, несущий на плечах заблудшую овцу.

Однако впоследствии постановлением Трулльского собора (692 год, Константинополь) запрещалось аллегорически изображать Иисуса. Собор требовал заменять символы прямым, конкретным образом. Чтобы глядя на икону, вспоминать земную жизнь Христа, Его крестные страдания за грехи человечества (Правило 82).

Традиционный иконописный образ Господа присутствовал уже на стенах древнеримских катакомб, где собирались ранние христиане. Развитие иконографии образа Господа Вседержителя началось с 5 века. Это связано с появлением фресочного и мозаичного искусства в церквях Восточной и Западной Римской империи. К 6 веку относятся первые писаные иконы.

1
(1)

Икона
Рис. 1. Икона Господа Вседержи́теля является символом православной веры и её догматов.

Икона Господа Вседержи́теля является неотъемлемой частью православного вероучения. По-гречески такая икона Спасителя называется «Пантократор» и означает — всевластный, всесильный. Икона представлена нам в изображении Иисуса Христа как Небесного Царя и Судьи. Без этого образа нельзя представить ни один храм и ни один дом православного верующего.

Такой тип изображения Христа имеет множество разновидностей и подтипов. Какой именно выбрать для себя — решать только вам, но лучше остановиться на том, который придётся вам по душе.

Из этой статьи вы узнаете значение иконы «Господь Вседержитель», в чем помогает молитва перед ней, а также как правильно молиться перед такой иконой, от чего может уберечь такая молитва и где лучше повесить икону в доме.

Старинная икона Господь Вседержитель

Ни один церковный или домашний иконостас верующего человека не обходится без образа Христа. Хотя их существует великое множество, наиболее почитаемым остается «Господь Вседержитель» – один из центральных образов иконографии Спасителя. Изначально он использовался для росписи внутренней части храмового купола и лишь со временем появился на иконах.

Каноны и особенности икон

В православной культуре встречаются различные старинные иконы Господа Вседержителя:

  • поясные – изображающие Христа по линию пояса;
  • ростовые – в полный рост;
  • сидящий на Престоле.

Часто Христа изображают в окружении небесных сил, но распространены одиночные варианты. В левой руке он держит книгу или свиток Евангелия, правая поднята в благословляющем жесте.

Старинные иконы «Господь Вседержитель» вырезались или писались темперой на досках из липы, дуба, сосны, ивы, изготавливались из меди, латуни, бронзы в технике литья и чеканки. В качестве декора использовались серебрение и позолота, эмалевое покрытие. Деревянные образа укрывали ризами, которые также украшались позолотой или драгоценными камнями.

Уникальные образцы

Наибольшим спросом среди коллекционеров пользуются старинные иконы, изготовленные до XVIII в. включительно, особенно если они находятся в хорошем состоянии и отличаются художественностью росписью.

Старинная икона «Господь Вседержитель» может быть частью складня – небольшого складного иконостаса. В этом случае к ней по традиции добавляется образ Богородицы, Николая Чудотворца или любого почитаемого святого или архангела. Эта икона традиционно входит в венчальную пару, поэтому станет отличным подарком молодым к свадьбе.

Заинтересуют коллекционеров и предметы с историей. Например, «Господь Вседержитель» с выгравированной дарственной надписью и датой 1902 г. Если вы цените в первую очередь художественное решение, обратите внимание на образы от романовской школы. Эта традиция вобрала в себя лучшие достижения мастеров-иконописцев XVII в., создав собственный хорошо узнаваемый стиль.

Как заказать?

В антикварном салоне «АртАнтик» собраны лучшие образцы русской иконописи различных веков, а также привезенные из Греции, Сербии и Византии. Все предметы подлинные, сохранились в хорошем состоянии, не подвергались реставрации. Оформить заказ и доставку, а также подробнее узнать об ассортименте можно у наших специалистов.

«Христос Пантократор» 1363 г. — икона афонского монастыря Пантократора, собор которого был расписан в эти же 60-е годы. Сохранившиеся и опубликованные на сегодняшний день фрагменты росписи ничего равного этой иконе не обнаруживают. Другая икона с образом Пантократора из этого монастыря, сейчас там и находящаяся, кажется, близка эрмитажной, однако предварительные публикации ее не позволяют судить об этом достаточно ясно.Мастер, создавший эрмитажную икону, — другой человек, чем художники, работавшие в монастыре Пантократора на Афоне. Заказ на эту икону он получил от двух знатных столичных людей, которых и изобразил в виде маленьких фигурок на полях своей иконы, — так, как иногда изображали ктиторов. Эти два человека — великий стратопедарх Алексей и великий примикирий Иоанн, оба — родственники царской семьи. Скорее всего художник написал эту икону Христа в Константинополе, откуда она и была переправлена на Афон ее заказчиками, вкладчиками этого монастыря. Именно эта икона Христа была, несомненно, храмовой, т.к. другая икона с образом Пантократора из этого монастыря является двусторонней (на обороте — св. Афанасий Афонский). Поразительно, что на полях храмовой иконы помещены портреты донаторов.